Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ'

О НЕОБХОДИМЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
гражданский процесс / медиация / досудебное урегулирование споров / медиатор / альтернативное разрешение споров / civil process / mediation / pre-judicial settlement of disputes / mediator / alternative settlement of disputes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сердюкова Виктория Сергеевна, Романенко Сергей Андреевич

Статья посвящена анализу квалификационных требований, которые устанавливает закон, для лиц, желающих выступать в качестве посредника (медиатора). Авторами поднимается вопрос о неоднозначности рассматриваемых квалификационных требований, которые предъявляются к посреднику (медиатору), а также указывается на их недостаточность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NECESSARY QUALIFYING REQUIREMENTS FOR REALIZATION MEDIATIVE ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Article is devoted to the analysis of qualification requirements which are established by the law, for the persons wishing to act as the intermediary (mediator). Authors bring up a question of ambiguity of the considered qualification requirements which are imposed to the intermediary (mediator), and it is also told about their insufficiency.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ»



SCIENCE TIME

О НЕОБХОДИМЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Сердюкова Виктория Сергеевна, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

E-mail: victoria_serdukova@mail.ru

Романенко Сергей Андреевич, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

E-mail: sergei91119@gmail.com

THE NECESSARY QUALIFYING REQUIREMENTS FOR REALIZATION MEDIATIVE ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Serdukova Victoria Sergeevna, Romanenko Sergei Andreevich, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Abstract. Article is devoted to the analysis of qualification requirements which are established by the law, for the persons wishing to act as the intermediary (mediator). Authors bring up a question of ambiguity of the considered qualification requirements which are imposed to the intermediary (mediator), and it is also told about their insufficiency.

Keywords: civil process; mediation; pre-judicial settlement of disputes; mediator; alternative settlement of disputes.

Аннотация. Статья посвящена анализу квалификационных требований, которые устанавливает закон, для лиц, желающих выступать в качестве посредника (медиатора). Авторами поднимается вопрос о неоднозначности рассматриваемых квалификационных требований, которые предъявляются к посреднику (медиатору), а также указывается на их недо статочно сть.

| SCIENCE TIME Щ

Ключевые слова: гражданский процесс; медиация; досудебное урегулирование споров; медиатор; альтернативное разрешение споров.

Институт медиации как современный способ разрешения споров зародился в 40-х годах двадцатого столетия в США. По сегодняшним меркам медиация достигла достаточно высокого уровня распространения за рубежом, и это явление легкообъяснимо, так как альтернативные процедуры урегулирования конфликтов представляют собой новую ступень в развитии правового сознания общества и государства в целом.

«В России посредничество как способ урегулирования споров известен издавна. В Древней Руси с помощью посредничества делались попытки закончить миром княжеские междоусобицы. К посреднику обращались для улаживания конфликтов как внутри крестьянской общины, так и в высшем свете» [1]. Также зарождение процедуры медиации прослеживается и в законодательстве дореволюционной России. Например, коммерческие суды в своих отчетах использовали термин «медиатор» и указывали на полезность и эффективность разрешения торговых споров с участием медиатора. Но после событий 1917 года законодательство в государстве претерпело коренные изменения, которые коснулись и данного правового инструмента, в связи с чем практика применения посреднических (медиативных) услуг подверглась ликвидации и лишь в 90-е годы начались первые попытки по их восстановлению.

Для современной России медиация относительно новый феномен, институционализация которого назрела достаточно давно. Первые попытки законодательного закрепления медиации были совершены ещё в две тысячи шестом году с внесение в ГД РФ проекта закона. Но проект не нашёл поддержки и на этом дальнейшая работа над ним была приостановлена.

Однако по итогам седьмого Всероссийского съезда судей в две тысячи восьмом году Президентом РФ было дано поручение, направленное на совершенствование судебной системы, в том числе и досудебных и внесудебных способов урегулирования споров.

Результатом стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации), который создал правовую основу для деятельности медиаторов в нашей стране. В соответствии с Законом о медиации под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон, без оказания влияния на их решение какой-либо третьей стороны, в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Из анализа статьи видно, что процедура осуществляется с привлечением

| SCIENCE TIME Щ

медиатора для урегулирования конфликта. Но роль медиатора в примирении сторон ограничивается помощью в достижении взаимовыгодного соглашения, без выдвижения им самим возможных вариантов разрешения спора. Медиатор лишь выступает в роли связующего звена между противоположными участниками и помогает в ходе переговоров выявить их интересы.

Законодательством установлено, что медиативная деятельность может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Также законодательно закреплены определенные требования, которым обязаны соответствовать лица, желающие заниматься медиативной деятельностью. Так, для осуществления медиативной деятельности на профессиональной основе, лицо должно достигнуть 25-летнего возраста, иметь высшее профессиональной образование и пройти специальные курсы по подготовке медиаторов по программе, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ. А если говорить о медиативной деятельности на непрофессиональной основе, то лицо должно быть совершеннолетним, обладать полной дееспособностью и не иметь судимости.

Из вышесказанного явно видится недоработка требований, закрепленных в законе по отношению к желающим заниматься медиативной деятельностью. По сути медиатором может стать любой гражданин, который достиг конкретного возраста и не имеет за плечами судимости, но в таком случае что стоит ожидать от медиативного соглашения, если медиатор не будет знать основ законодательства, его принципов и особенностей при разрешении правовых споров? Ведь медиация является ничем иным, как альтернативной формой урегулирования конфликтов, которая может быть применена в замену судебного разбирательства.

Само создание данного института предполагает под собой возможность разрешения споров без обращения в суд, чтобы достигнуть желаемого обеим сторонам результата в более короткий срок, без судебных издержек и тяжб, но в обязательном соответствии закону.

По мнению ряда ученых, залогом успешно проведенной примирительной процедуры выступает знание медиатором основ юриспруденции и жизненный опыт. Так, член Межрегионального союза медиаторов, В. Лисицын, считает, что «медиатор должен и знать законы, и быть хорошим психологом...». Мы разделяем данную точку зрения в том, что перед медиатором действительно стоят цели, обязывающие его быть специалистом в области права и психологии, так как он должен понимать значение совершаемых действий, уметь апеллировать нормами права, конструктивно вести переговоры и обладать способностью действовать в критических ситуациях, которые могут возникнуть при обостренных конфликтах. Медиатор в идеальном представлении должен своим опытом, умением и знаниями разрешать споры. Однако встает вопрос:

| SCIENCE TIME Щ

может ли лицо, достигшее 18 лет обладать перечисленными качествами? Заниженный возрастной порог и отсутствие высшего образования предполагают под собой возможность стать посредником абсолютно любому лицу и, соответственно, в данной ситуации уже нельзя говорить о возможности правильного выбора пути урегулирования возникшего спора. По нашему мнению, подобное законодательное закрепление осуществления медиативной деятельности на непрофессиональной основе может породить дальнейшее некачественное разрешения конфликтных ситуаций, и привести к подрыву и без того слабого на данном этапе развития авторитета медиаторов.

Достаточно проблематично отметить действительное применение института медиации в Российской Федерации, если в законодательстве отсутствуют строгие рамки, которым должны соответствовать медиаторы, что как следствие вызывает недоверие к медиативной деятельности и не дает правовых гарантий оказания квалифицированной помощи.

Несколько иная ситуация обстоит с осуществлением медиативных услуг на профессиональной основе. Профессиональные медиаторы могут участвовать при разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений, споров, которые уже переданы на рассмотрение суда, а также, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Законодатель возлагает на профессиональных медиаторов урегулирование более сложных по своей правовой природе отношений, в связи с чем, и расширяет перечень обязательных критериев для лиц, желающих стать профессиональными медиаторами. Однако все же в Законе о медиации предельно расплывчато сформулировано требование касательно наличия высшего профессионального образования - нет конкретизации, о каком именно высшем образовании идет речь. Логично было бы предположить, что раз медиатор участвует в разрешении правовых споров, то он должен быть специалистом в юридической сфере, обладать высокой квалификацией в области права. Неслучайно в науке формируется представление о том, что альтернативные процедуры урегулирования конфликтов можно считать, как доступ к сосуществующему правосудию, в таком случае, профессиональные качества медиатора должны быть максимально приближены к качествам судейским.

Подобные недоработки способствуют тому, что по истечении практически шести лет с момента принятия Закона о медиации, институт проведения медиативных процедур не получил должного развития, доверия и уважения со стороны общественности.

Тем не менее решение данной проблемы нам видится в возможности исключения законодателем из Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» понятия «непрофессиональных медиаторов»

I

SCIENCE TIME

I

и пересмотра ключевых квалификационных требований, предъявляемых к претендентам на осуществление медиативной деятельности, а именно уточнить, что для осуществления таковой деятельности необходимо именно высшее юридическое образование и наличие опыта работы по профессии не менее трёх лет. На наш взгляд, это позволит более качественно, полно и всесторонне разрешать возникающие споры и делать институт медиации более востребованным.

Литература:

1. Клементов В.Л. Медиация в схемах и таблицах: учеб. пособие. - М.: Радуница,

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193 - ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 31.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 года №2 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Российская газета. -2011. - № 46.

4. Лисицын В. Комментарий о перспективах развития института медиации в России. - URL: http://www.arbitr.ru

5. Alexander N. Global Trends in Mediation. 2nd ed. Kluwer Law International, 2006. P. 5 - 6. Цит. по: Калашникова С.И. Указ. соч.

2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.