DOI 10.47643/1815-1337_2021_7_183 УДК 343
МЕДИАЦИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ФРАНЦИИ MEDIATION AND ITS APPLICATION IN FRENCH CRIMINAL PROCEEDINGS
МИЦКАЯ Елена Владимировна,
профессор кафедры уголовного права и криминологии
Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова (Республика Казахстан, Шымкент); профессор кафедры конституционного и административного права Юридического института (Санкт-Петербург). Республика Казахстан, г. Шымкент, проспект Тауке хана, 5. E-mail: [email protected];
MITSKAYA Elena Vladimirovna,
Professor of the Department of Criminal Law and Criminology
M. Auezov South Kazakhstan State University (Shymkent, Republic of Kazakhstan);
Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Law Institute (St. Petersburg). Republic of Kazakhstan, Shymkent, Tauke Khan Avenue, 5. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В данной статье представлено изучение нормативно-правового закрепления проведения медиации по уголовным делам во Франции с целью расширения понимания примирения посредством медиации в общем и её правовой регламентации в уголовном процессе в частности. На основе теоретико-правового понимания медиации в уголовном процессе Франции делается вывод о неполной её правовой регламентации, что, тем не менее, не мешает успешному применению медиации.
Abstract: This article presents a study of the legal ensrining for the conduct of mediation in criminal cases in France in order to expand the understanding of reconciliation through mediation in general and its legal regulation in the criminal process in particular. On the basis of the theoretical and legal understanding of mediation in the French criminal process, it is concluded that its legal regulation is incomplete, which, nevertheless, does not interfere with the successful application of mediation.
Ключевые слова: уголовный процесс, медиация, уголовно-правовой конфликт, медиатор, медиативное соглашение
Keywords: criminal procedure, mediation, criminal law conflict, mediator, mediation agreement
Дата направления статьи в редакцию: 20.09.2020
Дата публикации статьи: 30.07.2021
В связи с распространением медиации как способа разрешения уголовно-правовых конфликтов возникает интерес к практике правового регулирования медиации в странах континентального права, и как одной из его представительниц Франции, которая одна из первых европейских стран сформировала медиационное законодательство. Не то чтобы это был поиск универсальных правил разрешения конфликтов. Изучение положительного опыта правоприменения других государств однозначно способно принести исключительно пользу, позволяя при всём многообразии увидеть общее и ценное [1, р. 71]. Во Франции уже длительное время применяется медиация без ограничения категорий дел, при этом медиация достаточно широко распространена для урегулирования правовых конфликтов. Французский опыт по развитию примирительно-альтернативных форм урегулирования уголовно-правовых конфликтов, переживший анализ практики экспериментирования по внедрению альтернативных способов разрешения споров, основывается на нормах международного права, что несомненно ценно для учета этого теми государствами, которые обдумывают ее внедрение, так и имеющим проблемы ее правового регулирования. Использование альтернативных способов разрешения конфликтов во Франции основывается также на рекомендациях Совета Европы, которые способствуют универсализации законодательства государств-членов Совета Европы о медиации.
Введение медиации как способа разрешения правовых конфликтов и криминальных, в частности, во французское законодательство было обусловлено поиском альтернативных способов их разрешения ещё со второй половины ХХ века, которые бы способствовали снижению уголовной репрессии. Это было обусловлено пересмотром уголовной политики в сторону выявления возможных вариантов устранения негативных последствий от уголовно-наказуемого деяния вне рамок традиционного судебного разбирательства, т.е. путем примирения сторон. При котором вынесение решения было бы не тем решением, которое выносится от имени государства и являющегося итогом общей воли [2, р.4], а итогом обсуждения потерпевшего и обвиняемого с участием посредника. Разрешение криминального конфликта выстраивается на основе отсутствия у потерпевшего намерения заставить нарушителя пострадать [3, р.22]. В силу этого криминальный конфликт должен завершаться путем восстановления нарушенных отношений и в первую очередь возмещением нанесенного вреда [4], от чего собственно и произошло название «восстановительное правосудие» [5, р. 5-6].
Медиация стала основанием прекращения от уголовного преследования в силу добровольной договоренности сторон правового конфликта. Тем самым внедрение медиации в процессуальную практику способствовало усилению гуманизации французского законодательства и его демократических начал, поскольку медиаторство расширило участие общественности в судопроизводстве.
Урегулирование правового спора вне традиционного судебного разбирательства, т.е. без строгого соблюдения процессуального порядка его проведения, с участием посредника позволяет нарушителю уголовно-правовых норм проявить большие самостоятельные усилия по сглаживанию конфликта [6, р. 412-418]. Кроме того, это позволяет обвиняемому непосредственно прочувствовать всю обиду и боль потерпевшего, так сказать увидеть полностью эмоциональную реакцию потерпевшей стороны от его противоправных действий. При этом, возможно, преодолев себя, начать переговоры во имя другого [7]. Что позволяет в большей степени оценить негативные последствия своих действий при непо-
средственном общении в неформальной обстановке [8, р. 119], проявить большую активность для мирного исхода конфликта и ответственность за свои поступки [9]. Тогда как при судебном разбирательстве процедура судебного слушания подчинена установленным правилам проведения уголовного процесса и строгому соблюдению алгоритма действий со стороны всех его участников. Следовательно, волеизъявление сторон конфликта договориться вне стен государственного органа уголовного преследования, не должно ограничиваться.
При восстановительном правосудии акцент смещается с наказания на восстановление правового положения потерпевшего, но при соблюдении законности интересов каждой из сторон [10]. Следовательно, восстановительное правосудие не может не основываться на предписаниях правовых норм. Как справедливо обращает внимание Ж.-Л. Бержель, концепция восстановительного правосудия исходит из права [11, с.335]. Именно законодатель позволяет перейти судебному примирению во внесудебное и наоборот. При этом право имеет вспомогательный характер, переводя достигнутые в процессе медиации договоренности в рамки существующего правового поля, обеспечивая тем самым, легитимность данным договоренностям и гарантии их дальнейшего исполнения [12, р. 6].
Нормативно-правовая основа восстановительного правосудия в рамках уголовного процесса во Франции началась формироваться с закрепления порядка проведения медиации и ее финансирования в подзаконных нормативных актах. Таким первым актом стал Циркуляр Министра юстиции Франции от 02 октября 1992 года о порядке проведения медиации, а вторым стал Декрет от 04 ноября 1992 года о финансировании медиации в рамках уголовно-правового конфликта. В действовавшем Уголовно-процессуальном кодексе Французской Республики 1958 года [13], следовательно, не было положений о восстановительном правосудии до тех пор, пока нормы этих подзаконных актов не были в него введены Законом № 93-2 от 04 января 1993 года [14] и Законом № 99-515 от 23 июня 1999 года [15], закрепляющего ускоренные процедуры рассмотрения дел посредством медиации. Данные изменения были обусловлены поиском оптимальных мер по сокращению сроков судебного разбирательства, снижению загруженности судов, репрессивности уголовного закона, а также «перенаселения» тюрем [16, с.148]. Следует обратить внимание на то, что в отношении несовершеннолетних процедура медиации стала применяться еще раньше. Основанием стал Ордонанс № 45-174 от 02 февраля 1945 г. (ст.12-1) [17].
Таким образом, юридической основой уголовной медиации как для взрослых, так и несовершеннолетних является Уголовно-процессуальный кодекс, с вносимыми в него по применению медиации изменениями.
С точки зрения процедуры медиации, медиация - это в первую очередь посредничество. Рекомендация № R (99) 19 Комитета Министров Совета Европы от 15 сентября 1999 г. [18] дает объяснение медиации независимо от видов процессуального разбирательства. Из этого объяснения применительно к уголовному процессу медиацию можно понимать, как процесс посредничества беспристрастной третьей стороны (одного или нескольких посредников) между жертвой уголовно-наказуемого деяния и правонарушителем на основе их обоюдного желания. Определение медиации именно по уголовным делам дано в основополагающем Решении Совета Европейского Союза от 15 марта 2001 года о месте жертв преступлений в уголовном судопроизводстве (2001/220^НА). Статья 1 пункт (е) данного решения даёт разъяснения терминам и определяет медиацию по уголовным делам как «поиск до или во время уголовного судопроизводства, взаимоприемлемого решения между жертвой и правонарушителем при посредничестве компетентного лица» [19].
Уже буквально в начале Уголовно-процессуального кодекса Французской Республики 1958 года (далее - УПК) в статье 6 наличие медиативного соглашения закрепляется в качестве основания прекращения уголовного преследования. Процедура проведения медиации находит закрепление в статье 41-1 УПК. Так, согласно ст.41-1 УПК Франции инициатором о проведении медиации выступает прокурор, поскольку возбуждение уголовного дела является прерогативой исключительно прокуратуры. В основу применения медиации положен принцип целесообразности. Есть данные, что в 28% случаев прокуратура отказывает в возбуждении уголовного преследования по мотивам нецелесообразности и только в 17% случаев возбуждается уголовное дело [20, с. 318]. При этом применение медиации, происходящей на досудебной стадии уголовного процесса, не должно противоречить презумпции невиновности, когда это право человека быть невиновным, пока его вина не будет установлена в судебном порядке согласно европейской Конвенции о правах человека [21]. Поэтому до применения медиации, следуя пункту 5 части IV Рекомендации № R (99) 19 Комитета Министров Совета Европы, должны быть установлены основные фактические обстоятельства уголовно-наказуемого деяния, которые должны быть признаваемы правонарушителем. Данная рекомендация была учтена в ч.2 статьи 41-1-1 УПК Франции, которая обязывает прокурора включать в протокол юридическую квалификацию содеянного. Протокол должен подписать правонарушитель, чтобы знать в чем его обвиняют и согласиться ли ему на разрешение конфликта при помощи посредника. Кроме того, в протоколе определяются меры по возмещению причиненного вреда, т.е. по сути медиационные меры, и условия рассмотрения уголовного дела в случае отказа от медиации. Правонарушителю даётся время на обдумывание о помощи посредника - 10 дней. В обязательном порядке при решении вопроса о применении медиации учитывается материальное, социальное, семейное положение, личность виновного (ч.2 ст.41 -1-1 УПК Франции).
Обязательными условиями применения медиации являются:
- возможность правонарушителя возместить причиненный ущерб (ч. 4 ст. 41-1 УПК Франции);
- добровольность разрешения криминального конфликта и согласие обоих сторон конфликта (ч. 5 ст. 41 -1 УПК Франции). Принуждать к процедуре медиации прокурор не вправе.
Таким образом, прокурор, исходя из принципа целесообразности, предлагает сторонам криминального конфликта решить спор при помощи посредника и если стороны - жертва и преступник согласны, то прокурор передает решение о проведении медиации в специализирующиеся на этом организации либо компетентному частному лицу. Кому конкретно прокурор передает материалы дела для медиации, конечно же, в кодексе нет смысла конкретизировать. Об этом говорится в кодексе в общем - дело может быть передано только тому посреднику, который компетентный в деле
примирения и оказания помощи потерпевшему. Это могут быть как юридические, так и физические лица (статья 131-4 УПК Франции).
В качестве юридических лиц могут быть организации, входящие в Федерацию социально-юридических ассоциаций (Citoyens et Justice) или национальную федерацию помощи жертвам и медиации (InAVeM) [22]. Эти организации специально созданы для посредничества по правовым спорам. Они независимы от уголовной юстиции [23, с. 11-12] и самостоятельны в своей деятельности.
Соответственно, для французской модели характерна «делегированная медиация», при которой сама процедура медиации проводится не прокурором и без его непосредственного участия, а посредниками, но при согласовании прокурора с медиатором цели, процедуры передачи документов по уголовному делу. Прокурор лишь инициирует проведение посредничества. Он не является посредником и не примиряет стороны самостоятельно. Если при участии посредника между сторонами криминального конфликта будет достигнуто медиативное соглашение, то прокурором материалы дела передаются в суд для утверждения соглашения. Суд рассматривает обращение прокурора и утверждает соглашение, уголовное преследование прекращается (ст. 6 УПК Франции).
В дальнейшем обжалованию принятое медиативное соглашение (протокол о разбирательстве) не подлежит.
После утверждения судом соглашения назначается медиатор, который должен осуществлять контроль за выполнением виновным предписанных ему действий. Если виновный не выполнит условий соглашения, то прокурор решает вопрос о возбуждении уголовного преследования на общих основаниях. При этом срок давности привлечения к уголовной ответственности приостанавливается с момента направления прокурором предложения и до момента фактического исполнения указанных в нем действий.
Если виновный выполнит свои обязательства лишь частично, то это не освобождает его от уголовной ответственности, но учитывается судом в дальнейшем при вынесении приговора и назначении наказания (ст. 41 -2 УПК Франции).
Если же медиативное соглашение не достигнуто между сторонами конфликта, то прокурор возобновляет уголовное производство. Он возбуждает уголовное дело и рассматривается оно в традиционном порядке.
Причем при не достижении соглашения сторонами медиации и возвращении прокурору дела никак не меняется правовой статус обвиняемого. Иначе говоря, отрицательных правовых последствий за не примирение для обвиняемого УПК не предусмотрено (ст.41-1-2 УПК Франции).
Внимания заслуживает закреплённое право отказа медиатора от проведения медиации в том случае, когда причинитель вреда не оправдывает исполнение обязательств по соглашению о медиации.
Так же, как и у сторон есть право в любой момент отказаться от медиации.
Срок возмещения причиненного вреда не может быть больше одного года (ст. 41 -1-2 УПК Франции).
В силу УПК оплату посреднику стороны медиации производят сами по обоюдному соглашению. Однако, размеры и порядок оплаты посреднику, порядок компенсационных выплат регулируются отдельным Декретом № 2001-71 от 29 января 2001 года [24]. Вопросы оказания бесплатной помощи при урегулировании споров несудебными способами обсуждаются и даже нашли свое закрепление в Белой книге Национального совета адвокатских палат Франции [25].
Особое внимание следует обратить на требования, предъявляемые к медиаторам. Раздел I Декрета № 2001 -71 от 29 января 2001 года посвящен требованиям, которым должен соответствовать посредник по разрешению уголовных конфликтов.
В качестве требований к посредникам устанавливается:
- не заниматься профессионально юридической деятельностью (но это могут быть, например, судьи в отставке, адвокаты) (1o Art. R.
15-33-33);
- не иметь судимости, не быть недееспособным, не иметь ограничения в правах (например, отзыв лицензии), а также другие в соответствии с бюллетенем n° 2 досье криминалистического учета (2o Art. R. 15-33-33);
- быть гарантом компетентности, независимости и беспристрастности (3o Art. R. 15-33-33);
- быть обязанным соблюдать конфиденциальность и хранить тайну в порядке, установленном статьей 226-13 Уголовного кодекса (Art. R. 15-33-34).
УПК Франции в статье 131-5 также содержит требования, предъявляемые к медиатору. Медиатором может быть лицо, которое должно:
«1° не иметь судимости, не иметь ограничения в правах и быть полностью дееспособным в соответствии с бюллетенем n° 2 досье криминалистического учета;
2° не совершать деяния, противоречащие нравственности, порядочности и добрым нравам, которые повлекли за собой дисциплинарное или административное взыскание в виде снятия полномочий, исключения, отвода или отзыва разрешения или лицензии;
3° в прошлом или настоящем вести профессиональную деятельность, ведущую к получению необходимой квалификации, соответствующей характеру спора;
4° подтвердить в зависимости от ситуации наличие специальной подготовки или опыта, необходимых для проведения процедуры м е-
диации;
5° представить гарантии независимости, необходимые для проведения процедуры медиации» [26, с. 10].
Анализ УПК Франции позволяет сказать, что в качестве требований определено наличие обязательной подготовки в качестве посредника. Посредник должен иметь для спора необходимую квалификацию, чтобы исключить возможность отвода данного посредника. Не исключая, возможно, и опыт межкультурного и межконфессионального взаимодействия. Исходя из сути медиации, можно сказать, что к медиатору предъявляются такие нравственные требования как, быть справедливым и добросовестным в исполнении своих обязанностей по примирению сторон,
быть порядочным. При этом мы не видим закрепления в УПК Франции требований об авторитетности посредника. Видимо, авторитетность к медиатору приходит, как и везде, через успешную практику проведения уголовной медиации и количество урегулированных споров.
Универсальный характер принципов медиации позволяет сказать и о таком качестве медиатора как гуманность. Поскольку придать процедуре полностью судебный характер означало бы искажение ее природы [27, с.27]. Кроме того, на французских медиаторов распространяется Европейский кодекс поведения для медиаторов, разработанный на основе соблюдения принципов медиации [28]. Следовательно, следует различать требования к медиатору прямо установленные нормативными актами и косвенно вытекающие из них, а также требования, предъявляемые профессиональными объединениями медиаторов (основанные также на принципах медиации). Данные требования позволяют реализовы-вать медиацию в соответствии с ее принципами.
Конкретная организационно-правовая форма оказания посредничества законодательством не предусмотрена. Это могут быть, как уже было выше сказано, как частные лица, так и профессиональные организации - центры, ассоциации и т.д. Однако, медиаторы в обязательном порядке должны пройти обучение. Поскольку уголовно-правовые отношения отличаются большей степенью вреда потерпевшему по сравнению с гражданско-правовыми, то нормативные акты обязывают в случае намерения посредника в будущем участвовать по уголовным делам пройти обучение по программе, которая одобрена Департаментом юстиции Франции [29]. В дальнейшем организации медиаторов могут предусматривать для своих членов повышение квалификации. Поскольку данные организации для прокуратуры и суда становятся гарантами качества услуг, предоставляемых ими через своих медиаторов. Аккредитуя в своей организации медиаторов, ассоциация медиаторов подтверждает прохождение качественного обучения медиатора.
Ассоциации медиаторов в качество предоставляемых услуг вкладывают соблюдение принципов медиации и собственно положительные личные качества медиатора [26, с. 12]. Тем самым снижается возможность привлечения к посредничеству недобросовестного медиатора. Кроме того, в принимаемых данными ассоциациями кодексами поведения медиаторов, закрепляются меры дисциплинарной ответственности медиаторов. Таким образом, за ассоциациями закрепляется право последующего контроля за своими медиаторами на предмет качества осуществления ими медиативных услуг, курирования медиаторов, входящими в ассоциацию, и постоянного повышения ими своей квалификации.
Однако, единых стандартов обучения медиаторов нет. На необходимость стандартизации обращается внимание в силу опасения за стороны конфликта, которые могут оказаться в руках некомпетентных медиаторов [30, p. 244].
Согласно Code des procédures civiles d'exécution закрепляется обязательное исполнение судами документов, оформленных в процессе применения медиации (протокол о разбирательстве) (Статья L111-3 1°) [31]. Кроме того, за потерпевшим закрепляется право непосредственного контроля за исполнением медиативного соглашения и в случае его неисполнения в какой -то части, когда преступник пообещал выплатить ему убытки, потребовать возмещения в соответствии с порядком, установленным Гражданским процессуальным кодексом.
Несмотря на то, что процедуру проведения уголовной медиации по УПК Франции нельзя назвать идеально формализованной или процессуально точечно закрепленной, в тоже время в УПК ей посвящены специально отдельные статьи. Поэтому, широкое распространение медиации для примирения в уголовно-правовых конфликтах во Франции объясняется не столько четкостью правовой регламентацией, сколько, по нашему мнению, взаимному стремлению сторон уладить возникший конфликт таким альтернативным способом, разрешаемым уголовно-процессуальным законом.
Таким образом, многолетний опыт Франции по развитию восстановительного правосудия позволяет расширить представления об и с-пользовании медиации по уголовно-правовым конфликтам.
Библиогра фия:
1. Perrin, J.F. Pour une théorie de la connaissance juridique, éd. Droz, Gencôve, 1979. - 177 р.
2. Carré de Malberg, R. La loi expression de la volonté générale. - Paris, Sirey 1931. - 228 р.
3. Walgrave, L. On Restoration and Punishment: Favourable Similarities and Fortunate Differences. In: G. Maxwell and A. Morris (Eds.), Restorative Justice for Juveniles: Conferencing, Mediation and Circles. New Zealand. Oxford-Portlard Oregon: Institute of Criminology Victoria University of Wellington, 2001. - Pp. 17-37.
d. Sessar, K. Restitution or Punishment: An Empirical Study on Attitudes of the Public and the Justice System in Hamburg // EuroCriminology. - 1995. - Vol.
8. - Pp.199-214.
5. Van Ness, D., Morris, A., Maxwell, G. Introducing Restorative Justice. In: Morris A., Maxwell G. Restorative Justice for Juveniles Conferencing, Mediation and Circles. New Zealand. Oxford-Portlard Oregon: Institute of Criminology Victoria University of Wellington, 2001. - Pp. 3-16.
6. Galaway, B., Hudson, J. Perspectives on Crime Victims. - Toronto; London, 1980. - 443 p.
7.Morineau, J. L'Esprit de la Médiation. - Touluse: Erès, collection trajets, 2001. 176 p.
S. Clamp, K. Restorative justice in transition. - Abingdon, Oxon: Routledge, 2014. - 166 p.
9. Barcz, J. Srodki miçdzyrz^dowe konsoliduj^ce strefç euro (w swietle wyroku Trybunatu Sprawiedliwosci UE w sprawie Pringle) // Panstwo i Prawo. - 2013, - vol. 8. -
Pp. 3-19.
10. Marshall, Т., Merry, S. Crime and Accountability: Victim/Offender Mediation in Practice. - London: Unipub, 1990. - 274 p.
11. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права/ Под. общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. - М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. - 576 с.
12. Fisher, R., Ury, W., Patton, B. Getting to yes: Negotiating agreement without giving in. - New York: Penguin, 1991. - 90 p.
13. Code de procédure pénale (version consolidée au 2 mars 2015). URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=14295 (дата обращения
01.08.2020).
ld. Loi n° 93-2 du 4 janvier 1993 portant réforme de la procédure pénale. URL:
https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte. do?cidTexte=JORFTEXT000000178780 (дата обращения 01.08.2020).
15. Loi no 99-515 du 23 juin 1999 renforçant l'efficacité de la procédure pénale (rectificatif). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/rech Texte.do?reprise= true&page=1 (дата обращения 01.08.2020).
16. Сокольских, Л.И. Изменения во французском уголовно-процессуальном кодексе 1958 года // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - Пенза, 2017. - С.146-149.
17. Ordonnance n°45-174 du 2 février 1945. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexteArticle.do (дата обращения 01. 08.2020).
lS. Рекомендация № R (99) 19 Комитета Министров Совета Европы о медиации в уголовных делах от 15 сентября 1999 г. URL:
http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/CEPEJ/series/Etudes5Ameliorer_en.pdf (дата обращения 01.08.2020).
19. 2001/220/JHA: Основополагающее Решение Совета Европейского Союза, от 15 марта 2001 года о месте жертв в уголовном судопроизводстве «Официальный журнал» L 082, 22/03/2001 Р. 0001 - 0004. URL: http://fedim.ru/wp-content/uploads/2014/07/o_meste_zhertv_ru.pdf (дата обращения 01.08.2020).
20. Головко, Л.В. Республика Франция // Уголовный процесс западных государств; под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Зерцало-М, 2001. - С. 281-384.
21. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция о правах человека, ETS № 005) (Рим, 4 ноября 1950 года). Статья 6 пункт 2. URL: http://www.echr.coe.int/Documents/ Convention_RUS.pdf (дата обращения 01.08.2020).
22. Final report for AGIs Project. Restorative Justice: an agenda for Europe. supporting the implementation of the restorative justice in the south of Europe. URL: http://www.euforumrj.org/Projects/Going%20south%20Report.pdf (дата обращения 01.08.2020).
23. Головко, Л.В. Альтернативы уголовному преследованию: европейская практика и российский уголовно-процессуальный контекст // Вестник восстановительной юстиции. - 2003. - Вып. 5. - С. 10-14.
24. Décret no 2001-71 du 29 janvier 2001 modifiant le code de procédure pénale (deuxième partie : Décrets en Conseil d'Etat) et relatif aux délégués et aux médiateurs du procureur de la République et à la composition pénale. URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000587435&fastPos=5&fastReqId=502983715&categorieLien=id&oldAction=rechTexte (дата обращения 04.08.2020).
25. Decreto-legge 12 settembre 2014, n. 132, pubblicato nella Gazzetta Ufficiale n. 212 del 12 settembre 2013. Testo del decreto-legge. Testo del decreto-legge comprendente le modificazioni apportate dal Senato della Repubblica Misure urgenti di degiurisdizionalizzazione ed altri interventi per la definizione dell'arretrato in materia di processo civile. URL: https://www.laleggepertutti.it/wp-content/uploads/2014/11/DL-3122014.pdf (дата обращения 04.08.2020).
26. Каниве, Г. Проведение политики медиации в области гражданского права организационно-логистический подход // Русско-французская конференция по медиации. - Москва: Gemme-France, 2010. - С.5-14.
27. Мириманофф, Жан А. Универсальный характер медиации. Опыт и свидетельство Европы: триптих // Русско-французская конференция по медиации. -Москва: Gemme-France, 2010. - С.15-40.
28. Европейский кодекс поведения для медиаторов от 2 июня 2004 года.URL: http://bgarf.ru (дата обращения 04.08.2020).
29. Circulaire du 18 octobre 1996 relative au concours d'admission à l'Ecole polytechnique en 1997. uRL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (дата обращения
04.08.2020).
30. De Palo, G., D'Urso, L., Trevor, M., Branon, B., Canessa, R., Cawyer, B., Florence, L.R. Rebooting' the mediation directive: assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU. - Brussels: Study, 2014. - 235 p.
31. Code des procédures civiles d'exécution. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (дата обращения 04.08.2020).
References (transliterated):
1. Perrin, J.F. Pour une théorie de la connaissance juridique, éd. Droz, Gencôve, 1979. - 177 r.
2. Carré de Malberg, R. La loi expression de la volonté générale. - Paris, Sirey 1931. - 228 r.
3. Walgrave, L. On Restoration and Punishment: Favourable Similarities and Fortunate Differences. In: G. Maxwell and A. Morris (Eds.), Restorative Justice for Juveniles: Conferencing, Mediation and Circles. New Zealand. Oxford-Portlard Oregon: Institute of Criminology Victoria University of Wellington, 2001. - Pp. 17-37.
4. Sessar, K. Restitution or Punishment: An Empirical Study on Attitudes of the Public and the Justice System in Hamburg // EuroCriminology. - 1995. - Vol. 8. - Pp.199-214.
5. Van Ness, D., Morris, A., Maxwell, G. Introducing Restorative Justice. In: Morris A., Maxwell G. Restorative Justice for Juveniles Conferencing, Mediation and Circles. New Zealand. Oxford-Portlard Oregon: Institute of Criminology Victoria University of Wellington, 2001. - Pp. 3-16.
6. Galaway, B., Hudson, J. Perspectives on Crime Victims. - Toronto; London, 1980. - 443 p.
7. Morineau, J. L'Esprit de la Médiation. - Touluse: Erès, collection trajets, 2001. 176 p.
8. Clamp, K. Restorative justice in transition. - Abingdon, Oxon: Routledge, 2014. - 166 p.
9. Barcz, J. Srodki miçdzyrz^dowe konsoliduj^ce strefç euro (w swietle wyroku Trybunalu Sprawiedliwosci UE w sprawie Pringle) // Panstwo i Prawo. - 2013, - vol. 8. - Pp. 3-19.
10. Marshall, T., Merry, S. Crime and Accountability: Victim/Offender Mediation in Practice. - London: Unipub, 1990. - 274 p.
11. Berzhel', ZH.-L. Obshchaya teoriya prava/ Pod. obshch. red. V.I. Danilenko / Per. s fr. - M.: Izdatel'skij dom NOTA BENE, 2000. - 576 s.
12. Fisher, R., Ury, W., Patton, B. Getting to yes: Negotiating agreement without giving in. - New York: Penguin, 1991. - 90 p.
13. Code de procédure pénale (version consolidée au 2 mars 2015). URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=14295 (data obrashch eniya
01.08.2020).
14. Loi n° 93-2 du 4 janvier 1993 portant réforme de la procédure pénale. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000178780 (data obrashcheniya 01.08.2020).
15. Loi no 99-515 du 23 juin 1999 renforçant l'efficacité de la procédure pénale (rectificatif). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/rech Texte.do?reprise= true&page=1 (data obrashcheniya 01.08.2020).
16. Sokol'skih, L.I. Izmeneniya vo francuzskom ugolovno-processual'nom kodekse 1958 goda // Innovacionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii: sbornik statej pobeditelej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3 chastyah. - Penza, 2017. - S.146-149.
17. Ordonnance n°45-174 du 2 février 1945. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexteArticle.do (data obrashcheniya 01. 08.2020).
18. Rekomendaciya № R (99) 19 Komiteta Ministrov Soveta Evropy o mediacii v ugolovnyh delah ot 15 sentyabrya 1999 g. URL: http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/CEPEJ/series/Etudes5Ameliorer_en.pdf (data obrashcheniya 01.08.2020).
19. 2001/220/JHA: Osnovopolagayushchee Reshenie Soveta Evropejskogo Soyuza, ot 15 marta 2001 goda o meste zhertv v ugolovnom sudoproizvodstve «Oficial'nyj zhurnal» L 082, 22/03/2001 R. 0001 - 0004. URL: http://fedim.ru/wp-content/uploads/2014/07/o_meste_zhertv_ru.pdf (data obrashcheniya 01.08.2020).
20. Golovko, L.V. Respublika Franciya // Ugolovnyj process zapadnyh gosudarstv; pod red. K.F. Gucenko. - M.: Zercalo-M, 2001. - S. 281-384.
21. Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Evropejskaya konvenciya o pravah cheloveka, ETS № 005) (Rim, 4 noyabrya 1950 goda). Stat'ya 6 punkt 2. URL: http://www.echr.coe.int/Documents/ Convention_RUS.pdf (data obrashcheniya 01.08.2020).
22. Final report for AGIs Project. Restorative Justice: an agenda for Europe. supporting the implementation of the restorative justice in the south of Europe. URL: http://www.euforumrj.org/Projects/Going%20south%20Report.pdf (data obrashcheniya 01.08.2020).
23. Golovko, L.V. Al'ternativy ugolovnomu presledovaniyu: evropejskaya praktika i rossijskij ugolovno-processual'nyj kontekst // Vestnik vos-stanovitel'noj yus-ticii. - 2003. - Vyp. 5. - S. 10-14.
24. Décret no 2001-71 du 29 janvier 2001 modifiant le code de procédure pénale (deuxième partie : Décrets en Conseil d'Etat) et relatif aux délégués et aux médiateurs du procureur de la République et à la composition pénale. URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000587435&fastPos=5&fastReqId=502983715&categorieLien=id&oldAction=rechTexte (data obrash-cheniya 04.08.2020).
25. Decreto-legge 12 settembre 2014, n. 132, pubblicato nella Gazzetta Ufficiale n. 212 del 12 settembre 2013. Testo del decreto-legge. Testo del decreto-legge comprendente le modificazioni apportate dal Senato della Repubblica Misure urgenti di degiurisdizionalizzazione ed altri interventi per la definizione dell'arretrato in materia di processo civile. URL: https://www.laleggepertutti.it/wp-content/uploads/2014/11/DL-3122014.pdf (data obrashcheniya 04.08.2020).
26. Kanive, G. Provedenie politiki mediacii v oblasti grazhdanskogo prava organizacionno-logisticheskij podhod // Russko-francuzskaya konfe-renciya po mediacii. - Moskva: Gemme-France, 2010. - S.5-14.
27. Mirimanoff, ZHan A. Universal'nyj harakter mediacii. Opyt i svidetel'stvo Evropy: triptih // Russko-francuzskaya konferenciya po mediacii. - Moskva: Gemme-France, 2010. - S.15-40.
28. Evropejskij kodeks povedeniya dlya mediatorov ot 2 iyunya 2004 goda.URL: http://bgarf.ru (data obrashcheniya 04.08.2020).
29. Circulaire du 18 octobre 1996 relative au concours d'admission à l'Ecole polytechnique en 1997. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (data obrashcheniya
04.08.2020).
30. De Palo, G., D'Urso, L., Trevor, M., Branon, B., Canessa, R., Cawyer, B., Florence, L.R. Rebooting' the mediation directive: assessing the limited impact of its im-plementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU. - Brussels: Study, 2014. - 235 p.
31. Code des procédures civiles d'exécution. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (data obrashcheniya 04.08.2020).