Научная статья на тему 'МЕДИАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕДИАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / БИБЛИОТЕКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФСТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Агеева Галина Михайловна

Осмысливается феномен медиатизации современного отечественного библиотечного образования. Определены задачи медиатизации, названы причины, ее обусловившие. Медиатизация как переориентация деятельности в русле трендов медиаиндустрии и технология ретрансляции информации анализируется в статье на уровне библиотечной практики и библиотечного образования. Медиаформат библиотечной деятельности представляется индикатором ее современности, востребованности, открытости инновациям. Показаны направления медиатизации образования (модернизация, коммуникация, профессионализация, геймификация), охарактеризован цифровой коммуникационный инструментарий (сайты, блоги, социальные сети, мессенджеры, видеохостинги и т. д.), выступающий объектом изучения в медиаобразовании и обеспечивающий аккумуляцию и трансляцию образовательного контента в медиасреде. Медиатизация соотносится с цифровизацией образовательного процесса. Рассматриваются медиакомпетенции, зафиксированные профстандартом по библиотечно-информационной деятельности (2022). Отражен опыт их формирования в Мордовском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATIZATION OF LIBRARY EDUCATION

The phenomenon of mediatization of modern domestic library education is comprehended. The tasks of mediatization are defined, the reasons that caused it are named. In the article meditation is analyzed as a reorientation of activities in line with the trends of the media industry and the information relaying technology at the level of library practice and library education. The media format of library activity is an indicator of its modernity, relevance, and openness to innovation. The directions of mediatization of education (modernization, communication, professionalization, gamification) are shown, digital communication tools (websites, blogs, social networks, instant messengers, video hosting, etc.) are characterized, which are the object of study in media education and provide the accumulation and broadcast of educational content in the media environment. Mediatization correlates with the digitalization of the educational process. The media competencies fixed by the professional standard for library and information activities (2022) are considered. The experience of their formation at the Mordovian University is reflected.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК [378.14:02]:004

Г. М. Агеева

Медиатизация библиотечного образования

Осмысливается феномен медиатизации современного отечественного библиотечного образования. Определены задачи медиатизации, названы причины, ее обусловившие. Медиатизация как переориентация деятельности в русле трендов медиаиндустрии и технология ретрансляции информации анализируется в статье на уровне библиотечной практики и библиотечного образования. Медиаформат библиотечной деятельности представляется индикатором ее современности, востребованности, открытости инновациям. Показаны направления медиатизации образования (модернизация, коммуникация, профессионализация, геймификация), охарактеризован цифровой коммуникационный инструментарий (сайты, блоги, социальные сети, мессенджеры, видеохостинги и т. д.), выступающий объектом изучения в медиаобразовании и обеспечивающий аккумуляцию и трансляцию образовательного контента в медиасреде. Медиатизация соотносится с цифровизацией образовательного процесса. Рассматриваются медиакомпетенции, зафиксированные профстандартом по библиотечно-информационной деятельности (2022). Отражен опыт их формирования в Мордовском университете.

Ключевые слова: медиатизация, цифровизация, коммуникация, образование, библиотека, компетенции, профстандарт

Galina M. Ageeva Mediatization of library education

The phenomenon of mediatization of modern domestic library education is comprehended. The tasks of mediatization are defined, the reasons that caused it are named. In the article meditation is analyzed as a reorientation of activities in line with the trends of the media industry and the information relaying technology at the level of library practice and library education. The media format of library activity is an indicator of its modernity, relevance, and openness to innovation. The directions of mediatization of education (modernization, communication, professionalization, gamification) are shown, digital communication tools (websites, blogs, social networks, instant messengers, video hosting, etc.) are characterized, which are the object of study in media education and provide the accumulation and broadcast of educational content in the media environment. Mediatization correlates with the digitalization of the educational process. The media competencies fixed by the professional standard for library and information activities (2022) are considered. The experience of their formation at the Mordovian University is reflected.

Keywords: mediatization, digitalization, communication, education, library, competencies, professional standard DOI 10.30725/2619-0303-2023-2-128-134

Мы будем говорить о медиатизации, а не о цифровизации образования. Цифровые технологии лежат в основе медиатизации, и без компьютерной составляющей тема не имела бы смысла. Именно задействование цифровых возможностей позволяет наладить эффективное многоуровневое взаимодействие с потребителями. Адресат медиа - «предполагаемая (целевая)аудитория, на которую рассчитан тот или иной медиатекст» [1, с. 7] - ключевая фигура медийной коммуникации. Библиотеки всегда ориентировались в своей работе на читателя, дифференцировали его по разным признакам (возрастным, социальным, професси-

ональным и др.), чтобы максимально полно удовлетворить его потребности, перестраивались в соответствии с изменением его интересов, вступали с ним в диалог. И цифровой формат большинства библиотечных процессов и услуг - результат этой перестройки. Компьютерные технологии пришли в библиотечную отрасль давно, заняли в ней прочное место, без активной информатизации сегодня невозможно представить полноценное функционирование отрасли, но акцент хотелось бы сделать именно на коммуникационно-медийной составляющей модернизации библиотечно-информацион-ной сферы и образования.

Медиатизация библиотечной сферы

Медиатизация - переориентация деятельности в русле трендов медиаин-дустрии, учет при выборе форм работы законов функционирования масс-медиа, повсеместное отображение процессов и результатов труда в СМИ - термин, отражающий в настоящее время формат развития практически любой сферы жизни общества и получивший распространение в социально-гуманитарных науках на рубеже ХХ-ХХ1 в.

Термин «медиа» совмещает в себе два значения: технические устройства для передачи информации и социально-культурный феномен, технология ретрансляции информации, ориентированной на массовую аудиторию. Степень медиатизации той или иной социальной и профессиональной области может быть разной, но для сферы образования, культуры это направление является приоритетным. Именно медиа-формат деятельности стал индикатором состоятельности, современности, открытости инновациям, а следовательно и востребованности, престижа, интереса со стороны пользователей.

В период пандемии новой коронави-русной инфекции медиатизация заменила многим реальную жизнь, позволила осуществлять производственные процессы, реализовывать имеющийся потенциал в форме, пусть и отличной от традиционной, но позволяющей состояться в профессиональном смысле и не отказываться от намеченных планов. Для многих она стала отправной точкой развития, дала жизнь новым идеям и направлениям.

Для учреждений культуры онлайн-формат, оцифровка, мультимедиапродук-ты давно стали обыденностью. Но если раньше масштабы диджитал-инноваций определялись учреждениями и не выходили зачастую за их границы, то сегодня оказалось бесперспективным предлагать что-то локально, востребованными стали формы работы, ориентированные вовне, в медиасреду, рассчитанные на максимально широкий круг интернет-пользователей, а не только на конкретную аудиторию.

И если несколько лет назад в библиотечной практике основной акцент делался на компьютеризацию, формирование электронного информационного пространства, т. е. ресурсы и технологии, то сегодня в основе всего - коммуникация, ее эффективность, многоплановость.

Пример: библиотеки Западного округа Москвы объявили о репозиционировании сети. В основе новой концепции - идеи непрерывного образования, развития soft skills и человеческого потенциала, внедрения передовых технологий в библиотечные пространства, цифровая гигиена, навыки группы 4К (креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация), мышление и эмоциональный интеллект, лидерство и антихрупкость [2].

Библиотечные учреждения активно взаимодействуют со СМИ: осваивают технику создания пресс- и пост-релизов, меди-апланов, направленных на разностороннее освещение событий библиотечного мира в медиасреде, ведут учет публикаций о библиотеке, приглашают журналистов на мероприятия и др. Коммуникационная активность библиотек становится предметом всестороннего анализа (определение топовых инфоповодов, эффективности существующих каналов и др.) [3]. Видеоинтервью, видеообзоры, видеоролики, подкасты - популярные сегодня форматы библиотечной работы.

Медийный аспект закреплен и в названиях профессиональных мероприятий последних лет: «Книга, библиотека и медиа в ретроспективе и современной проблематике» (Новосибирск, 2020), «Библиотека как медийный актор» (Челябинск, 2021), «Учреждения культуры в медиасреде» (Кемерово, 2022) и др. Поднимаются вопросы продвижения продуктов и услуг учреждений культуры в медиасфере, позиционирования и брендирования, размещения качественного контента учреждениями культуры в социальных медиа, эффективного коммуникационного взаимодействия, применения медиаметрик и др.

Конечно, основой успешной коммуникации библиотечных учреждений являлся и является контент (ресурсы, определенным образом организованные и представленные в Сети), именно за ним приходят люди. «Контент-король» - знаменитое эссе Билла Гейтса, написанное в 1996 г., где он предсказал и контент-маркетинг, и другие контент-инновации, стало не просто метафорой, но и символом трансформации инфосферы, девизом всех специалистов по контенту.

Но не меньшее значение имеют технологии продвижения, взаимодействия пользователей с держателями контента, оперативность и комфортность оказания

информационных услуг, обратная связь (интерактивность и вовлеченность). В одном из читательских отзывов об открытии SMART-библиотеки им. Анны Ахматовой в Москве читаем: «Спасибо за то, что библиотека больше не пахнет пылью и тоской» [4]. То есть посетителям нужны динамичные формы работы, отвечающие их текущим потребностям.

В программе «Этажи Петербурга» сотрудник библиотеки им. В. В. Маяковского сравнила свою библиотеку с МФЦ (понятное для большинства сравнение по количеству предоставляемых услуг и сервисов) - открытым мультифункциональным коммуникационным пространством [5].

В рекомендациях начинающим ньюсмейкерам «Откуда брать новости?» [6, с. 13] предлагается наряду с мониторингом СМИ, общением с интересными людьми следить за новостями библиотек, так как здесь проходит много разных мероприятий, формируются тематические сообщества, а приглашенные гости не откажут в интервью. И с точки зрения факт-чекинга (проверки фактов) - важной части работы любого журналиста - информация, исходящая от библиотек, авторитетна, не нуждается в проверке, так как взята из надежных источников.

Значение медиаобразования

В новом профессиональном стандарте по библиотечно-информационной деятельности (2022) [7] прописаны медиаком-петенции специалиста: «...формировать читательскую культуру, информационно-медийную и цифровую грамотность пользователей библиотеки», обладать знаниями о развитии «цифровых технологий и социальных медиа», «формировать контент, в том числе медиаконтент, библиотечных сайтов/порталов и социальных сетей» и др.

Чтобы все это выполнять, специалисту нужно получить образование не только в виде фундаментальных знаний и сформированной готовности к постоянному совершенствованию и росту, но и приобрести в ходе образовательного процесса актуальные компетенции, которые добавят ему уверенности в себе, позволят успешно вписаться в современные реалии и быть открытым для инноваций.

Действительно, через сферу образования можно быстро сформировать в обществе определенные ценности и установки, и от масштабов образовательного процесса зависит степень охвата идеями населения и его вовлеченность в процесс.

В монографии Н. Б. Кирилловой «Ме-диалогия», посвященной медиатизации общества, обозначаются теоретические аспекты новой науки XXI века - медиа-логии [8], представляющей собой синтез гуманитарных наук, претерпевших существенные изменения в эпоху глобализации, в том числе и под влиянием информационно-коммуникационных технологий. В каждой главе книги проблематика медиа освещается с позиций той или иной науки (политика, менеджмент, педагогика и др.). Один из параграфов 9-й главы монографии (§ 9.5) называется «Роль библиотеки в эпоху Интернета». В нем автор определяет роль библиотечных учреждений в процессе ме-диаобразования, а медиаобразование, в свою очередь, рассматривается как основа становления информационного общества. Именно на библиотечные учреждения возлагается задача формирования у школьников информационной компетентности и медиаграмотности. Библиотеки сегодня не только выступают навигаторами по информационному и медиапространству, они могут предложить свой интересный меди-аконтент, связанный с книгами, чтением, а также обучающие мероприятия по формированию этого контента.

У библиотек в этом вопросе большой потенциал - колоссальный опыт в информационной сфере, хорошее (особенно на федеральном уровне) техническое оснащение, грамотные специалисты, чья подготовка если и содержит пробелы с точки зрения цифровизации, то в части базовых информационных навыков это подготовленная аудитория.

Направления медиатизации библиотечного образования

Медиатизация образования - это процесс активного внедрения цифрового коммуникационного инструментария (сайты, блоги, социальные сети, мессенджеры, видеохостинги и т. д.) в учебный процесс, внеучебную и научную деятельность образовательной организации. Результатом медиатизации является формируемое у всех участников образовательного процесса медиамышление, опирающееся на знание информационных технологий, коммуникативные навыки, творческую составляющую, понимание значимости развития медиас-феры.

Тема медиатизации образования активно разрабатывается исследователями (М. Р. Арпентьева, О. И. Горбаткова,

И. М. Дзялошинский, И. В. Жилавская, Г. В. Михалева, Е. В. Мурюкина, А. А. Новикова, В. А. Прокопов, Р. В. Сальный, А. В. Федоров, Н. А. Федотова, Н. Ф. Хилько, И. В. Че-лышева и др.) применительно к разным направлениям подготовки, специальностям и отдельным учебным дисциплинам. Однако исследований по медиатизации библиотечного образования не так много (Г. М. Агеева [9], Н. И. Гендина [10], Г. А. Ку-зичкина [11], И. Ю. Матвеева [12] и др.)

Сложилась система терминов, затрагивающих те или иные аспекты медиатизации образовательного процесса: «ме-диаобразование», «медиаграмотность», «медиакомпетентность» «медиапедагоги-ка», «медиадидактика» и т. д. «Медийно-информационная грамотность» - термин ЮНЕСКО, предложенный в 2007 г., - «совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые позволяют обеспечить эффективный доступ, анализ, критическую оценку, интерпретацию, использование, создание и распространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе» [13]. Медийно-инфор-мационная грамотность входит в число так называемых «мягких» навыков, необходимых современному человеку, но для библи-отечно-информационных специалистов это «твердые» - важные профессиональные навыки.

Словарь терминов медиасферы, составленный президентом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и главным редактором журнала «Медиао-бразование» А. В. Федоровым, содержит более 270 статей [1].

Например, термин «медиаграмот-ность» в словаре имеет пять значений (соответствующие компетенции, результат процесса медиаобразования и др.), а под термином «медиаобразование» понимается не только «образование на материале средств массовой коммуникации» [1, с. 32], но и «изучение медиа... как создаются и распространяются медиатексты» [1, с. 27] и «процесс развития личности средствами. массовой коммуникации» [1, с. 4]. То есть обучение посредством медиа неотделимо от их всестороннего изучения - анализа возможностей, достоинств и перспектив.

Выделим следующие аспекты медиатизации библиотечно-информационного образования:

1. Медиатизация = модернизация (структура, техническое дооснащение). В СПбГИК в 2020 г. в результате слияния двух кафедр - документоведения и информационной аналитики и литературы и детского чтения - образована кафедра медиалогии и литературы. Одна из старейших кафедр КемГИК - библиотековедения (основана в 1969 г.) - в 2022 г. переименована в кафедру технологии документальных и медиакоммуникаций и наряду с направлением подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность» (бакалавриат, магистратура) реализует направление подготовки «Медиакоммуникации» (бакалавриат, магистратура). Кафедра культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Мордовского госуниверситета также готовит и библиотечных профессионалов, и специалистов в сфере медиакоммуникаций. Модернизация затрагивает и учебный процесс в виде ресурсов и технологий, необходимых для формирования медиакомпетен-ций. В Мордовском университете учебный план направления подготовки «Библиотеч-но-информационная деятельность» (бакалавриат) содержит индивидуальный образовательный модуль «Визуальная культура в медиасреде», профильной кафедрой реализуется дополнительная образовательная программа повышения квалификации (72 ч.) «Мастерская визуального креатива», на которой обучаются специалисты сферы культуры республики, в том числе сотрудники библиотек.

2. Медиатизация = коммуникация (сайт, соцсети, мессенджеры). Библиотечное образование уже много лет нельзя представить без обращения к различным порталам и сайтам с целью анализа размещенных на них электронных информационных ресурсов. В последние годы сюда добавились социальные сети, блогосфера, видеохостинги и другие коммуникационные площадки, вызывающие интерес как с точки зрения контента, так и с методической точки зрения (как вести, как приобрести популярность и др.). Хотя сводные каталоги библиотек, корпоративную каталогизацию тоже можно рассматривать как предтечи современной библиотечной коммуникации. Студентов важно обучать не только анализу, критическому осмыслению чужих медиатекстов, но и созданию собственных, пусть небольших, но ориентированных на конкретную аудиторию - нацеливать на медиатворчество, самовыражение при помощи медиатехники.

3. Медиатизация = профессионализация (профмероприятия, мастер-классы, видеолекции).

Сегодня большое число профессиональных мероприятий проходит онлайн. Помимо усвоения материала слушатели овладевают медиакомпетенциями. Сообщество ВКонтакте «Современная библиотека» (https://vk.com/club194749859) - совместный проект кафедры библиотечно-инфор-мационной деятельности Челябинского государственного института культуры и Совета молодых ученых Белорусского государственного университета культуры и искусств - осуществляет организацию публичных лекций, мастер-классов, интервью представителей профессионального библиотечного сообщества, ученых-библиотековедов. Проект реализуется при поддержке Российской библиотечной ассоциации (секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования).

На странице сообщества ведется информационное сопровождение различных профессиональных библиотечных мероприятий, так, например, 23-26 мая 2022 г. в рамках реализации проекта академической мобильности «БИБЛИ0ТРАНСФЕР-2022» в режиме онлайн для профессионального сообщества, коллег-единомышленников были доступны открытые лекции ученых и специалистов библиотечно-информацион-ной сферы. В сообществе также доступна видеозапись вебинара «Роль библиотеки в эпоху Fake-news» (март 2022) (https://vk.com/ club194749859), где кандидат педагогических наук, доцент И. Ю. Матвеева рассматривает феномен медиасреды и его составляющие, в том числе медиаграмотность, фейковые новости и др., аргументированно доказывает, почему для библиотечных профессионалов данная тема представляет интерес («Библиотека как медийный актор», актор - деятель). Информационным специалистам важно понимание ключевых тенденций развития инфосферы, в числе которых «высокая плотность коммуникационного потока для каждого человека», развитие непрофессионального сегмента журналистики - блогерства, государственное регулирование СМИ в рамках правового поля. Библиотечному специалисту важно осознание своих возможностей для противостояния библиотек фейковой информации.

Также в группе доступны видеозаписи мероприятий онлайн-школы Мурманской

областной универсальной научной библиотеки по созданию интерактивных карт и плакатов, виртуальных туров; основам работы в Adobe Photoshop и администрированию краеведческой группы «ВКонтакте» «Мурманика».

Необходимо отметить, что практически любому профессиональному сообществу в социальных сетях нужны знания по формированию контента - тренинги по его «упаковке» и продвижению. Потому что выпадение из актуальной повестки приведет к тому, что место окажется занятым другими авторами контента, более проворными, борющимися за внимание аудитории и понимающими значимость этого внимания. «Ребята, как попасть в ваш смартфон?» - вопрос, волнующий сегодня многих генераторов медиаконтента, дорожащих вниманием аудитории и претендующих на роль «лидеров мнений».

Кто может поделиться подобными знаниями? Блогеры, коллеги-библиотекари, уже имеющие опыт (начавшие работу раньше), журналисты.

В рамках профессионального форума «Новые Библиотекари» ЦБС Выборгского района Санкт-Петербурга (в декабре 2022 г. форум прошел в четвертый раз) слушателям рассказывают о востребованных ме-диатехниках и трендах: видеомонтаже на смартфоне, web-дизайне, операторском мастерстве, ведении аккаунтов в соцсетях и др. [14].

Кроме того, медиаобразование - составляющая библиотечной практики в части формирования медиаграмотности и медиакомпетентности (и, шире, информационной и медийной культуры) пользователей, особенно детей и молодежи. Библиотечные учреждения сегодня - ме-диатеки - держатели фондов на различных носителях, оснащенные современным оборудованием, техническими средствами, мультимедиа. Приобретается все необходимое для фото-, видеосъемки, звукозаписи, видеомонтажа, сотрудников обучают основам веб-дизайна, медиамаркетинга, чтобы они могли современно и креативно доносить до своей аудитории необходимую информацию. Медиадеятельность интересна молодежи - пользователям и молодым сотрудникам, нацеленным на получение смежных коммуникационных навыков.

А. В. Федоров называет показатели развития профессиональных компетенций педагогов, важные для осуществления ме-

диаобразовательной деятельности. Они необходимы и библиотечным специалистам, ведущим эту деятельность в той или иной мере: мотивационный (мотивы медиаобра-зовательной деятельности); информационный (знания в области медиаобразования); методический (методические умения в области медиаобразования); 4) деятельност-ный (качество медиаобразовательной деятельности); креативный (творческое начало) [1, с. 34].

Ученый определяет и показатели развития медиаграмотности/медиакомпетент-ности аудитории, на которую направлено воздействие: мотивационный (мотивы использования медиатекстов); контактный (частота обращения к медиатекстам); информационный (знания терминологии, теории и истории медиакультуры); перцептивный (способности к восприятию медиа-текстов); интерпретационный/оценочный; практико-операционный (умения создавать/распространять собственные медиа-тексты); креативный (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности, связанной с медиа) [1, с. 34].

4. Медиатизация = геймификация.

Медиатизация образования невозможна без широкого распространения инноваций в части методов, инструментов, средств обучения. Использование в учебном процессе медиаинструментария - конструкторов сайтов, сервисов инфографики, онлайн-редакторов - предполагает активизацию творческого мышления обучающихся и содержит элемент игры. Все это находит живой отклик среди студентов, поскольку пересекается с их интересами и восприятием текущего момента.

Таким образом, медиатизация библиотечного образования обусловлена:

1. Трансформацией социальных практик в контексте развития медиасреды, активным проникновением средств массовой информации и коммуникации в публичную сферу и личное пространство человека, разнообразием и доступностью медиаре-сурсов и медиатехнологий. Неслучайно появление медиалогии - комплексной науки, изучающей роль медиакультуры на современном этапе.

2. Необходимостью модернизации библиотечного образования в свете актуальных тенденций - цифровизации и развития коммуникационной составляющей. Библиотечные продукты сегодня перестали быть просто цифровым контентом, это

медиаконтент, распространяемый всеми возможными способами, доступный разным группам пользователей в любой точке мира, интерактивный и мультимедийный. Важна не просто цифровизация, необходимы умения по грамотному и творческому продвижению цифровых библиотечных ресурсов, всестороннему приближению их к потенциальному читателю, интеграция в научное, образовательное, досуговое он-лайн-пространство, создание медийных форматов потребления. Эти задачи и стоят перед библиотечным медиаобразованием.

Список литературы

1. Федоров А. В. Словарь терминов по медиао-бразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Москва: Информация для всех, 2014. 64 с.

2. Библиотеки Запада Москвы примут участие в международной конференции Soft Skill Boom // Библиотеки Запада Москвы: офиц. сайт. 2023. URL: https://libzao.ru/news/biblioteki-zapada-moskvyi-primut-uchastie-v-mezhdunarodnoj-konferenczii-soft-skill-boom.html (дата обращения: 15.03.2023).

3. Марина Н. В. Коммуникационная стратегия ведомственной библиотеки и ее эффективность: опыт ЦНТБ СИА // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: сб. докл. 26-й Междунар. конф. и выст. «LIBC0M-2022». Москва, 2022. С. 117-121.

4. SMART-библиотека им. Анны Ахматовой: офиц. сайт. [Москва, 2023]. URL: https://smart. bibliozao.ru/innovations.html (дата обращения: 15.03.2023).

5. Этажи Петербурга. Библиотека имени Маяковского: видео / Лахта Центр. 2021. 24 авг. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Enw8sr5b1Wo (дата обращения: 15.03.2023).

6. Авдонина Н. С. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие. Архангельск: САФУ, 2018. 137 с.

7. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»: утвержден приказом М-ва труда и соц. защиты РФ от 14 сент. 2022 г. N 527н // КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/docume nt/co ns_doc_LAW_429494/ 49e2ae9d0aa54c2f70c5f9c43b14c13a2db6e8ee (дата обращения: 15.03.2023).

8. Кириллова Н. Б. Медиалогия: [монография]. Москва: Акад. проект, 2015. 418 с.

9. Агеева Г. М. Экология медиасферы: междисциплинарная проблематика в образовательном формате // L Огарёвские чтения: материалы науч. конф.: в 3 ч. Саранск, 2022. Ч. 3. С. 16-20.

10. Гендина Н. И. Медиаобразование в библиотечной сфере: основания для реализации нового

направления подготовки кадров и обучения ме-дийно-информационной грамотности граждан в библиотеке // Медиа. Информация. Коммуникация. 2017. № 21. С. 1-10.

11. Кузичкина Г. А. Влияние медиатизации информационной среды на содержание дисциплины «Информационные ресурсы по художественной литературе и литературоведению» // Библиография в современном медиакоммуникационном пространстве : сб. науч. ст. Самара, 2016. С. 131-137.

12. Матвеева И. Ю. Сетевые профессиональные коммуникации как дистанционная форма самообразования // Развитие кадрового потенциала библиотек Российской Федерации в условиях цифровой экономики: c6. науч. ст. Кемерово, 2020. С. 58-63.

13. Медийная и информационная грамотность // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании: сайт. URL: https://iite. unesco.org/ru/mig (дата обращения: 15.03.2023).

14. Форум «Новые Библиотекари - 2022»: видео / Б-ки Выборского р-на. [Санкт-Петербург, 2022]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=P LGvF8BokBu8GrMjDHUCNOuichtLCdqUdU (дата обращения: 15.03.2023).

References

1. Fedorov A. V. Glossary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence. Moscow: Information for everyone, 2014. 64 (in Russ.).

2 Libraries of the West of Moscow will take part in the international conference Soft Skill Boom. Libraries of the West of Moscow: ofic. site. 2023. URL: https://libzao. ru/news/biblioteki-zapada-moskvyi-primut-uchastie-v-mezhdunarodnoj-konferenczii-soft-skill-boom.html (accessed: Mar.15.2023) (in Russ.).

3. Marina N. V. Communication strategy of the departmental library and its effectiveness: the experience of the Central Sci. and Technical Libr. of the SIA. Information technologies, computer systems and publishing products for libraries: coll. reports 26th Intern. conf. and exhib. «LIBC0M-2022». Moscow, 2022. 117-121 (in Russ.).

4. SMART-library them. Anna Akhmatova: offic. website. [Moscow, 2023]. URL: https://smart.bibliozao. ru/innovations.html (accessed: Mar.15.2023) (in Russ.).

5. Floors of St. Petersburg. Mayakovsky Library: video / Lakhta Center. 2021. Aug. 24. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=Enw8sr5b1Wo (accessed: Mar.15.2023) (in Russ.).

6. Avdonina N. S. Internet news journalism: textbook allowance. Arkhangelsk, 2018. 137 (in Russ.).

7. Professional standard «Specialist in library and information activities»: approved by order of the Ministry of Labor and Social. protection of the Russian Federation from 14 Sept. 2022 N 527n. ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_429494/49e2ae9d0aa54c2f70c5f9c43b14c13a2db6 e8ee (accessed: Mar.15.2023) (in Russ.).

8. Kirillova N. B. Medialogy: [monograph]. Moscow: Academic project, 2015. 418 (in Russ.).

9. Ageeva G. M. Ecology of the media sphere: interdisciplinary issues in the educational format. L Ogaryovskie readings: materials sci. conf.: in 3 p. Saransk, 2022. 3, 16-20 (in Russ.).

10. Gendina N. I. Media education in the library sphere: grounds for the implementation of a new direction of personnel training and teaching media and information literacy of citizens in the library. Media. Information. Communication. 2017. 21, 1-10 (in Russ.).

11. Kuzichkina G. A. Influence of mediatization of the information environment on the content of the discipline «Information resources on fiction and literary criticism». Bibliography in the modern media communication space: coll. sci. art. Samara, 2016. 131-137 (in Russ.).

12. Matveeva I. Yu. Network professional communications as a distance form of self-education. Development of personnel potential of libraries of the Russian Federation in the digital economy: coll. sci. art. Kemerovo, 2020. 58-63 (in Russ.).

13. Media and information literacy. UNESCO Institute for Information Technologies in Education: website. URL: https://iite.unesco.org/en/mig (accessed: Mar.15.2023) (in Russ.).

14. Forum «New Librarians - 2022»: video / Libr. Vyborsky district. [Saint-Petersburg, 2022]. URL: https:// www.youtube.com/playlist?list=PLGvF8BokBu8GrMjDH UCNOuichtLCdqUdU (accessed: Mar.15.2023) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.