main attention is paid to the peculiarities of the process of mediatization, both in the school education system and in the field of higher education. Mediatization in school education is considered in the context of all elements of the educational process. First of all, this is expressed in the organization of the educational process in remote mode. In addition, mediatization makes it possible to conduct lessons using information technology, students perform creative projects, gain access to information sources and collections of various libraries. The mediatization of education expands opportunities for obtaining and correspondence education in the mode of distance communication, as well as through various online courses for obtaining professional education. The article also highlights the main tasks of mediatization of education and methods of organizing the educational process using mass communication media. Among these tasks are the possibility of obtaining information, using the potential of mediatization of education for moral and ethical education and personal development, familiarization with the achievements of the development of mass media, explaining their role and significance for the educational process, practical training in media technologies, aesthetic education of students. The evolutionary possibilities and trends in the development of education in the context of its mediatization, as well as the risks and negative aspects of this process are shown. The increasing role of the mediatization of education is explained by the continuous nature of education, total digitalization, the demand and availability of online courses for a wide audience. On the other hand, the mediatization of education will also have negative consequences. Firstly, the process of socialization of students will be difficult, and secondly, the educational process will acquire a formal character, which will affect its quality. Comparing the positive and negative aspects of the mediatization of education, it seems that there should be no abandonment of educational technologies that have been tested for decades, and here the task is to find the necessary balance between old technologies and new ones, which mutually complement each other, will contribute to the improvement of the educational system so that it meets the challenges and requirements of modernity. Methodologically, the article is based on the theoretical developments of foreign and Russian researchers. The article is based on general philosophical and socio-humanitarian methods of analysis.
Key words: media, mass communication media, mediatization, education, media education, personality, society, digital environment, media consumption
Acknowledgements. The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research within the research project No. 20-01300813/22 "The Educational Potential of a Media Sector as a Space for the Development of Legal and Human Rights Culture in Today's Russia".
ISSN 2223-0092 (print) Т. 12. № 5. 2022 Социально-политические науки 41
ISSN 2310-7065 (online)
ВВЕДЕНИЕ
Развитие образования в современном мире происходит под нарастающим влиянием процесса медиатизации. «Стремительное развитие информационных технологий привело к изменениям практик образования и самообразования, появлению новых возможностей и ресурсов для постоянного развития навыков, имеющих важное значение для повседневной жизни» [Керимов, 2021: 219].
Во избежание путаницы в понятиях «медиа» и «медиатизация» необходимо выявить содержание каждого из них. Следует отметить, что эти понятия имеют английское происхождение, и, следовательно, перевод на русский язык не всегда с точностью отражает их содержание. Так, в Новом англо-русском словаре понятие «медиа» (от англ. media) переводится как средства массовой информации [Новый англо-русский словарь, 1994: 449]. Представляется, что понятие «медиа» включает всю совокупность средств, технологий, способов донесения информации до потребителя в различных формах. Поэтому в данной статье термин «медиа» содержательно будем конкретизировать, и полагаем, что в контексте образовательного процесса под «медиа» необходимо иметь в виду те средства массовой коммуникации, которые играют определенную роль в этом процессе.
Другим понятием, содержательно близким к термину «медиа», является «медиатизация». «Современная трактовка понятия медиатизации в целом сводится к интеграции медиа в различные сферы жизни общества, формирование единой культурно-коммуникационной системы социума. Несмотря на различия в интерпретациях и некоторые трудности перевода, основной тенденцией в определении понятия "медиатизация" является акцент на действии, на процессуальном характере медиакоммуникаций» [Гуреева, 2016: 193].
Считается, что первым термин «медиатизация» в научный оборот ввел английский исследователь Дж.Б. Томпсон, который в своей работе «Медиа и современность: социальная теория медиа» его использовал для определения роли и места медиа как единой структуры, транслирующей информацию. Медиатизацию он рассматривал как процесс производства, распространения, хранения информации через средства массовой коммуникации [Thompson, 1995].
По мнению немецкого исследователя Ф. Кротца, медиатизация, наряду с такими процессами, как глобализация, индивидуализация и коммерциализация, является сутью развития современности. Как отмечает ученый, медиатизация - это «исторический, продолжающийся, долгосрочный процесс, в ходе которого появляется и институционализируется все больше средств массовой информации. Это метапроцесс, аналогичный индивидуализации, коммерциализации и глобализации - принципу упорядочивания, который позволяет нам соотносить события, разворачивающиеся в разных местах и в разное историческое время» [Krotz, 2009].
Приведем еще несколько интерпретаций понятия «медиатизация». Так, датский исследователь С. Хьярвард под медиатизацией понимает процесс включенности общества в среду средств массовой ком-
муникации, которые оказывают существенное влияние на формирование мыслей, мнений, образа жизни людей [Hjarvard, 2008]. По мнению исследователя, медиатизацию можно представить как двусторонний социальный процесс, «благодаря которому общество насыщается средствами массовой информации до такой степени, что их уже нельзя рассматривать отдельно от других общественных институтов» [Там же].
Не менее содержательным представляется мнение российского исследователя И.В. Рогозиной, которая рассматривает медиатизацию как «процесс и результат глобального воздействия на мышление индивидов при помощи различных медиа, выражающегося в формировании картины мира посредством специфических медиакогнитивных приемов» [Рогозина, 2003: 121].
Конечно, можно и дальше рассматривать различные интерпретации термина «медиатизация». Но очевидно одно, что когда речь идет о медиатизации, то подразумевается доступность масс-медиа для большинства населения, их «одомашнивание», т.е. наличие технических возможностей быть вовлеченным в медиа-среду, участие масс-медиа в конструировании социального и культурного мира человека и общества и т.д. В то же время медиа развиваются без подмены, т.е. новые медиа не заменяют старые, они сосуществуют, взаимно дополняя друг друга.
Таким образом, если в более ранних обществах социальные институты, такие как семья, школа и церковь, были наиболее важными поставщиками информации, генерировали традиции и моральные ориентиры, как для отдельного индивида, так и для общества в целом, то сегодня эти институты в некоторой степени утратили свои возможности, и их функции в какой-то мере взяли на себя средства массовой информации.
ЗНАЧЕНИЕ МЕДИАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Современный мир устроен таким образом, что информационные технологии начинают играть важнейшую роль во всех сферах общественной жизни. В этом отношении сфера образования не является исключением. Медиа с каждым годом играют важнейшую роль в сфере образования всех уровней, определяя новые образовательные тренды и технологии. Поэтому интенсифицируется и процесс медиаобразования населения.
Данному аспекту уделяют внимания международные организации. Так, «ЮНЕСКО определяет медиа-образование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века» [Федоров и др., 2020: 7]. В своих рекомендациях и резолюциях эта организация неоднократно подчеркивала важность медиаобразования и призывала к его развитию. В документах ЮНЕСКО отмечается, что «медиаобразование является частью основополагающего права каждого гражданина любой страны на свободу выражения мнений и получения информации. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в разных странах, рекомендуется внедрять его в рамках национальных учебных программ, а также в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования на протяжении всей жизни человека» [Media education, 2002: 93].
Медиаобразование позволяет людям получать знания о средствах массовой информации, развивать навыки использования этих средств для коммуникации, получения информации, знаний и т.д. Знания и информация, полученные из различных источников, способствуют развитию критического мышления, позволяют человеку создавать медиатексты с возможностью их распространения, использования в различных целях. Став участником форумов, человек получает возможность высказать свое мнение, и в интерактивном режиме получать обратную связь, мнения относительно своего медиатекста.
Медиаобразование расширяет коммуникационные границы, предоставляет человеку свободу самовыражения, что является одним из главных атрибутов демократического общества. «Поэтому медиаобразо-вание в современном мире можно охарактеризовать как процесс развития личности с помощью и на материалах СМИ, направленный на формирование культуры взаимодействия со СМИ, развитие творческих, коммуникативных навыков, критического мышления, восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиа-текстов, обучение различным формам самовыражения с использованием медиатехнологий. Медиаграмот-ность, как результат этого процесса, помогает человеку активно использовать возможности информации» [Fedorov, 2008].
Медиаобразование является неотъемлемой частью процесса медиатизации образования. Проблема медиатизации образования давно находится в центре внимания исследователей, анализирующих различные ее аспекты. «В то же время проблематично говорить о возможности создания системно структурированной концепции медиатизации в образовании из-за значительной вариативности предмета, обусловленной известной интенсивностью развития информационно-коммуникационных технологий. Исследования в этой области важны не только в силу этой изменчивости, но и в силу расширения области медиатизи-рованного образования, происходящего в наши дни» [Карелин, 2019: 20].
ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ МЕДИАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассуждая о медиатизации образования необходимо акцентировать внимание на особенностях этого процесса по отдельности, как в системе школьного образования, так и в сфере высшего образования. Медиатизацию в школьном образовании следует рассматривать в контексте всех элементов образовательного процесса. Прежде всего, это выражается в организации учебного процесса в удаленном режиме. Дистанционное образование стало необходимым шагом в условиях пандемии COVID-19. Вынужденный отказ от привычных форматов реализации учебных программ, с другой стороны, выявил положительные свойства и возможности процесса медиатизации. Широкое распространение получила практика организации и проведения дистанционных конкурсов, олимпиад, установления творческих контактов в профессиональной среде. Благодаря медиатизации стало возможным проведение уроков с применением информационных технологий,
выполнение учащимися творческих проектов, получение доступа к источникам информации и фондам различных библиотек.
Не отказываясь от традиционных форм реализации образовательных программ, необходимо подчеркнуть преимущества предоставляемых возможностей медиатизации. Педагоги получили возможность заменить стандартные наглядные пособия и классические аудиовизуальные учебные ресурсы преподавания информационно-демонстрационными. Важную роль в развитии учащихся играют «обучающие программы, которые предполагают исследовательскую работу учащихся на компьютере или программы, направленные на получение конкретных навыков и умений; развивающие программы, направленные на формирование длительной памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся» [Боброва, 2019: 13].
Медиатизация образования охватывает широкий спектр различных взаимосвязанных сфер, что позволяет выделить ее основные задачи.
Во-первых, необходимо выделить задачу получения информации, направленной на расширение знаний учащихся по изучаемым предметам с использованием средств массовой коммуникации. Благодаря этим инструментам учащиеся получают доступ к различному контенту, в том числе информационно-справочного характера, которые необходимы для учебного процесса.
Вторая задача медиатизации образования заключается в использовании ее возможностей для морально-этического воспитания и личностного развития. Ее целью является усвоение учащимися этических, религиозных, идеологических и иных норм, необходимых в условиях глобализирующегося мира. Эта задача также направлена на воспитание и становление личности в духе уважения свобод и прав других людей и мультикультурализма, требующего новых подходов в межнациональных и межкультурных взаимодействиях.
Следующая задача имеет прагматическую направленность и предполагает ознакомление с достижениями развития масс-медиа, разъяснение их роли и значения для образовательного процесса, практическое обучение медиатехнологиям.
Не менее важной задачей медиатизации образования является эстетическая составляющая воспитания учащихся. Она направлена, прежде всего, «на развитие художественного вкуса и обогащение навыков анализа лучших образцов медиакультуры» [Fedorov, 2011: 74].
Российский исследователь А.В. Федоров выделяет следующие методы организации образовательного процесса с использованием средств массовой коммуникации, которые он классифицирует по способу представления и уровню познавательной активности [Там же]. Метод презентации может быть аудиаль-ным, включая лекции, беседы, объяснения, дискуссии; демонстративным, с предоставлением иллюстраций, прослушиванием и просмотром аудио- и видеоматериалов; практическим, включающим различные медийные действия. По уровням познавательной деятельности исследователь выделяет следующие методы: объяснительно-демонстративный, т.е. анализ конкретного медиатекста, обучение методам его восприятия
Т. 12. № 5. 2022
Социально-политические науки
43
и усвоения; репродуктивный метод - анализ и выполнение упражнений, заданий, помогающих учащимся овладеть техникой их решения; проблемный метод -обучающий правилам и технологиям анализа определенных текстов и ситуаций; целевой метод - обучение основам творческой поисковой деятельности.
«Отдельного внимания заслуживает современное профессиональное образование, где медиатизация уже не только связана со средствами обучения, но и является основой многих принципиально новых процессов и явлений» [Карелин, 2019: 20]. Важность медиатизации сферы высшего образования объясняется фактором спроса на образовательные услуги. Высшее и профессиональное образование, которые все больше коммерциализируются, отвечая на растущий спрос, на рынке образовательных услуг в большом количестве представляют открытые онлайн-курсы [Рощина, 2018: 174-176].
Подобные курсы особенно востребованы среди лиц, уже имеющих высшее образование, поскольку прохождением онлайн-курсов они стремятся к получению дополнительных навыков и компетенций, необходимые при смене вида деятельности или переходе на следующую ступень карьерной лестницы. Преимуществом медиаформатированных курсов является возможность выбора конкретного контента для изучения, который актуален для потребителя. Не преследуя цели получения обширных знаний в смежных отраслях, потребитель через такой формат образования получает только необходимые ему знания и информацию. Следует отметить, что онлайн-образовательные курсы существенно «влияют на структуру образовательного ландшафта: меняется не только способ получения квалификации, но и смещается спектр эффективно подходящих для него специальностей, а также изменяется состав всей массы обучающихся, коих становится, по крайней мере, больше в силу большей доступности образования из-за ослабевающих пространственных, финансовых и возрастных ограничений» [Убаева, 2018: 107].
Медиатизация образования расширяет возможности для получения и заочного образования в режиме дистанционной коммуникации. Такой формат обучения стал особенно популярен в последние годы среди потенциальных потребителей этого продукта с периферии. Он позволяет студенту управлять своим временем в более благоприятном режиме, без необходимости посещения учебного заведения. Этот формат также выгоден с экономической точки зрения, услуги по такому образованию значительно дешевле по сравнению с очным форматом и исключаются расходы, связанные с пребыванием по месту нахождения учебного заведения.
Медиатизация образования обладает значительным потенциалом для его обновления и внесения инновационных изменений. Наблюдаемая фрагментация образования и получаемых знаний в рамках мини-образовательных программ отвергает необходимость изучения дисциплин общеобразовательного характера, предоставляет потребителю свободу выборы траектории образования. Эта тенденция находит поддержку среди работодателей, которые заинтересованы в персонале, обладающем конкретными навыками и умениями, а не формальным дипломом о высшем образовании, что может привести к разрушению классических
образовательных проектов. Следствием такого подхода может стать резкое сужение сферы высшего образования с сокращением количества высших учебных заведений с преобразованием их в учебные заведения уровня техникумов и колледжей. Как отмечают специалисты, такая перспектива сегодня уже не из области вымыслов или фантастики, «когда многих работодателей интересует наличие навыков или системы представлений, актуальных не для навязанной образовательной политики, а для явных целей выполняемой работы. Поэтому работодатели могут быть непосредственно заинтересованы в участии в работе онлайн-курсов, что позволит им получать более лояльных и компетентных кандидатов и сотрудников при меньших издержках на обучение и подбор персонала» [Карелин, 2019: 58]. Таким образом, следствием медиатизации образования в ближайшем будущем может стать «его глобализация и повышение мобильности населения, усиление конкуренции среди университетов в мировом масштабе, рост международной конкуренции за интеллектуальные ресурсы. С другой стороны, из-за отсутствия живого общения функция социализации в образовательном процессе будет снижена» [Хмеленко, 2016: 58].
«Помимо расширения возможностей поиска и сохранения, представления и осмысления знаний и умений в различных областях, медиаобразование имеет ряд ограничений, которые становятся актуальными при попытке заменить значительную часть традиционного персонализированного и персонифицированного личного общения взаимодействием с медиаресурсами при отсутствии сопровождения этого взаимодействия со стороны педагога, родителей, общества» [Арпентье-ва, 2017: 7]. Отсутствие такой поддержки негативно сказывается на процессе воспитания и социализации, что может нанести ущерб учащимся.
Потенциальный вред медиатизации также связывают с «несоблюдением безопасности» и «цифровой (ки-бер) безопасностью», «как состоянием защищенности информационной среды, соответствующей интересам личности, общества и государства в информационной сфере, при котором обеспечивается их информирование, использование и возможности развития независимо от наличия внутренних и внешних угроз» [Игнатовский, Радков, 2014: 68]. Разделяя мнение исследователей относительно проблем безопасности медиатизации образования, отметим, что этот процесс сопровождается повышением уровня цифровой опасности, навязыванием информации, не всегда необходимой потребителю. Согласимся с мнением М.Р. Арпентьевой о том, что «традиционная проблема цифровой безопасность или кибербезопасности включает в себя две основные составляющие: проблему жертв сети Интернет и проблему преступлений в сети Интернет. В контексте педагогического общения эту проблему можно рассматривать как проблему имитации, морального и психологического разрушения, формального осуществления учебно-познавательной деятельности, замены ее другими видами деятельности, при которых учащиеся остаются наедине с другими людьми, стоящими по другую сторону экрана и имеющими, в отличие от учителей, родителей и общества, более определенные планы в отношении них и их судьбы» [Арпентьева, 2017: 7-8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим, что несколько лет назад экс-вице-президент Российской академии образования, бывший заместитель министра образования, доктор педагогических наук Виктор Болотов, рассуждая о тенденциях развития образования, наряду с модернизацией педагогического образования, внедрения практики внешней оценки системы образования, необходимости введения новых стандартов общего образования, введения изменений в порядок организации ЕГЭ, назвал и информационную открытость всей вертикали образовательной системы [Герасимова, 2014]. По мнению В. Болотова, информационная открытость системы образования будет выражена в создании веб-сайтов школ, вузов, детских садов, органов управления образованием и других организаций. Помимо общих трендов В. Болотов указал и рост онлайн-реше-ний в образовании и развитие смешанной педагогики, рост так называемого несистемного образования, увеличение игровой компоненты, персонализацию образовательных траекторий, что будет соответствовать тренду медиатизации образования.
Разделяя точку зрения В. Болотова, отметим, что изменения, произошедшие в сфере образования во время пандемии COVID-19, обусловили ускорение процесса его медиатизации и предопределили несколько тенденций в его развитии. Во-первых, процесс обучения начинает приобретать непрерывный характер, поскольку знания и информация интенсифицируются, следовательно, для того, чтобы соответствовать требованиям современности, новым технологиям, требу-
ется постоянно поддерживать необходимый уровень компетенций. Во-вторых, тотальная цифровизация, характерная для современности, определяет различные способы образовательной деятельности, например, переход на дистанционное обучение, повышение роли мобильных технологий и создание цифровой среды для учащихся. В-третьих, практика внедрения он-лайн-курсов становится все более распространенной. Онлайн-курсы предоставляют широкой аудитории доступ к современному образованию. В-четвертых, медиатизация образования выдвигает на первый план технологии VR и AR, т. е. технологии виртуальной и дополненной реальности, которые позволяют расширить горизонты образовательного процесса, максимально сблизив теорию и практику. Пятая тенденция связана с изменением роли учителя. Он перестает быть единственным источником знаний и информации. Его задачами будут мотивировать студентов, осуществлять руководство проектами, учить критическому восприятию и анализу информации.
Конечно, это далеко не весь перечень тенденций, которые уже начали проявляться на практике, и будут определять специфику медиатизации образования в будущем. Однако очевидно, что этот процесс необратим. В то же время отметим, что не должно быть отказа от образовательных технологий, проверенных десятилетиями, и здесь задача состоит в том, чтобы найти необходимый баланс между старыми технологиями и новыми, которые взаимно дополняя друг друга, будут способствовать совершенствованию образовательной системы, чтобы она отвечала вызовам и требованиям современности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Керимов А.А. Образовательный потенциал социальных медиа в контексте формирования правовой культуры в современной России // Известия УрФУ Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. № 4 (27). С. 219-228.
2. Мюллер В.К., Дашевская В.Л., Каплан В.А. и др. Новый англо-русский словарь. М.: Рус. яз. 1994. 880 с.
3. ГурееваА.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2016. № 6. С. 192-208.
4. Thompson J.B. The media and modernity. A social theory of the media. Cambridge, 1995 [Electronic resource]. URL: https://johnpostill.com/2010/03/30/communication-and-social-context-thompson-1995/
5. Krotz F. Mediatization: A concept with which to grasp media and societal change. In: Mediatization: Concept, changes, consequences. K. Lundby (ed.). New York: Peter Lang, 2009 [Electronic resource]. URL: https://johnpostill.com/2010/03/01/notes-on-krotz-2009-mediatization/
6. Hjarvard S. The mediatization of religion: A theory of the media as agents of religious change. In: Northern lights: Yearbook of film & media studies. Bristol: Intellect Press, 2008 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/233605968_The_ mediatization_of_religion_A_theory_of_the_media_as_agents_of_ religious_change/
7. РогозинаИ.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: Дис... д-ра филол. наук: 10.02.19. Барнаул, 2003. 430 с.
8. Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В. и др. Массовое медиаобразование в странах СНГ. М.: ОД «Информация для всех», 2020. 273 с.
9. Media education. Paris: UNESCO, 2002. 146 p.
10. Fedorov A. Media education around the world: Brief history. 2008 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.
REFERENCES
1. Kerimov A.A. Educational potential of social media in the context of the formation of legal culture in modern Russia. Izvestiya UrFU. Series 1: Problems of Education, Science and Culture. 2021. No. 4 (27). Pp. 219-228. (In Rus.)
2. Muller V.K., Dashevskaya V.L., Kaplan V.A. et al. New English-Russian dictionary. Moscow: Rus. yaz. 1994. 880 p.
3. Gureeva A.N. Theoretical understanding of mediatization in the digital environment. Bulletin of the Moscow University. Episode 10: Journalism. 2016. No. 6. Pp. 192-208. (In Rus.)
4. Thompson J.B. The media and modernity. A social theory of the media. Cambridge, 1995 [Electronic resource]. URL: https://johnpostill.com/2010/03/30/communication-and-social-context-thompson-1995/
5. Krotz F. Mediatization: A concept with which to grasp media and societal change. In: Mediatization: Concept, changes, consequences. K. Lundby (ed.). New York: Peter Lang, 2009 [Electronic resource]. URL: https://johnpostill.com/2010/03/01/ notes-on-krotz-2009-mediatization/
6. Hjarvard S. The mediatization of religion: A theory of the media as agents of religious change. In: Northern lights: Yearbook of film & media studies. Bristol: Intellect Press, 2008 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/233605968_The_mediatization_of_religion_A_theory_of_ the_media_as_agents_of_religious_change/
7. Rogozina I.V. Media picture of the world: Cognitive-semiotic aspect: Dis. ... Dr. Sci. (Philol.). 10.02.19. Barnaul, 2003. 430 p.
8. FedorovA.V., Levitskaya A.A., Chelysheva I.V. et al. Mass media education in the CIS countries. Moscow: OD "Information for all", 2020. 273 p.
9. Media education. Paris: UNESCO, 2002. 146 p.
10. Fedorov A. Media education around the world: Brief history. 2008 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.
Т. 12. № 5. 2022
Социально-политические науки
45
net/publication/26595210_Media_Education_around_the_ World_Brief_History
11. Карелин В.М. Медиатизация образования: от инноваций до переформатирования // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2019: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 20-23.
12. Боброва О.А. Использование ИКТ-технологий на уроках математики // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2019: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 12-16.
13. Fedorov A. Modern media education models // Acta Didáctica Napocensia. 2011. No. 1. Vol. 4. Pp. 73-82.
14. Рощина Я.М. Спрос на массовые открытые онлайн-кур-сы (MOOC) опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174-199.
15. Убаева В.В. Информационные технологии в образовании: массовые открытые онлайн-курсы // Вестник науки и образования. 2018. № 4. С. 105-108.
16. Хмеленко В.В. Трансформация образования в эпоху информационных технологий: роль массовых открытых онлайн-курсов // Вестник науки и образования. 2016. № 7. С. 57-59.
17. Арпентьева М.Р. Медиатизация образования: проблемы деструкции отношений в системе «учитель-ученик» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1. С. 7-17.
18. Игнатовский А.Д., Радков А.А. Кибернетический терроризм как угроза безопасности общества // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 12. С. 66-71.
19. Герасимова Е. Тренды года в образовании: многое из нового окажется для нашей школы очень нетрадиционным // Новая газета. 14.01.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/education/2014-01-14/8_trends. html
net/publication/26595210_Media_Education_around_the_ World_Brief_History
11. Karelin V.M. Mediatization of education: from innovation to reformatting. In: Trends in the development of education: Teacher, educational organization, society - 2019: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international plot. Cheboksary: Publishing house "Wednesday", 2019. Pp. 20-23.
12. Bobrova O.A. The use of ICT technologies in mathematics lessons. In: Trends in the development of education: Teacher, educational organization, society - 2019: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international plot. Cheboksary: Publishing house "Wednesday", 2019. Pp. 12-16.
13. Fedorov A. Modern media education models. Acta Didactica Napocensia. 2011. No. 1. Vol. 4. Pp. 73-82. (In Rus.)
14. Roshchina Y.M. Demand for mass open online courses (MOOC) experience of Russian education. Education Issues. 2018. No. 1. Pp. 174-199. (In Rus.)
15. Ubaeva V.V. Information technologies in education: Mass open online courses. Bulletin of Science and Education. 2018. No. 4. Pp. 105-108. (In Rus.)
16. Khmelenko V.V. Transformation of education in the era of information technologies: The role of mass open online courses. Bulletin of Science and Education. 2016. No. 7. Pp. 57-59. (In Rus.)
17. Arpentyeva M.R. Mediatization of education: Problems of destruction of relations in the system "Teacher-student". Sign: Problematic Field of Media Education. 2017. No. 1. Pp. 7-17. (In Rus.)
18. Ignatovsky A.D., Radkov A.A. Cybernetic terrorism as a threat to the security of society. Culture. Spirituality. Society. 2014. No. 12. Pp. 66-71. (In Rus.)
19. GerasimovaE. Trends of the year in education: Much of the new will be very unconventional for our school. Novaya Gazeta. 14.01.2014. (In Rus.) [Electronic resource]. URL: https://www. ng.ru/education/2014-01-14/8_trends.html
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 63,48%
Статья поступила в редакцию 05.09.2022, принята к публикации 18.10.2022 The article was received on 05.09.2022, accepted for publication 18.10.2022
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Керимов Александр Алиевич, доктор политических наук, доцент; профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 8591-7561; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5807-9810; Scopus Author ID: 57215904379Ю; Researcher ID: AAG-9905-2019; E-mail: [email protected]
Шебзухова Фатима Айсовна, доктор философских наук, профессор; заведующая кафедрой истории, обще-ствознания и политологии Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования. Черкесск, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 479401; ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-3089-1321; E-mail: [email protected]
Эбзеев Ахмат Аскербиевич, доктор политических наук, доцент; проректор Государственного университета управления. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 572280; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3639-7092; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Alexander A. Kerimov, Dr. Sci. (Polit.), Associate Professor; Professor at the Department of Political Sciences of the Ural Federal University named after B.N. Yeltsin. Yekaterinburg, Russian Federation. РHНЦ Author ID: 8591-7561; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5807-9810; Scopus Author ID: 57215904379M; Researcher ID: AAG-9905-2019; E-mail: [email protected]
Fatima A. Shebzukhova, Dr. Sci. (Philos.), Professor; Head at the Department of History, Social Studies and Political Science of the Karachay-Cherkess Republican Institute of Advanced Training of Education Workers. Cherkes-sk, Russian Federation. РHНЦ Author ID: 479401; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3089-1321; E-mail: [email protected]
Akhmat A. Ebzeev, Dr. Sci. (Polit.), Associate Professor; Vice-Rector at the State University of Management. Moscow, Russian Federation. РHНЦ Author ID: 572280; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3639-7092; E-mail: [email protected]