Научная статья на тему 'Медиативные технологии в вопросах воспитательного воздействия на осужденных'

Медиативные технологии в вопросах воспитательного воздействия на осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ / МЕДИАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL IMPACT ON CONVICTS / MEDIATION / RESOCIALIZATION / CONFLICT SITUATIONS / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горкина Светлана Александровна

В статье автор рассматривает вопросы медиации, раскрывает значение данного процесса и приводит основные принципы использования медиативных технологий, анализирует положительный опыт Германии на примере ювенальной реформы 1990 года и Чешской Республики (Закон «О пробационной и медиационной службе»), раскрывает основные аспекты функционирования службы примирения (медиации) в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю. Медиативные технологии воспитательного воздействия на осужденных проявляются прежде всего в дифференцированном содержании осужденных в зависимости от их поведения. Для изоляции осужденных, систематически допускающих нарушения установленного порядка отбывания наказания, функционирует отряд со строгими условиями отбывания наказания с лимитом наполнения 18 мест. Сотрудниками оперативной, воспитательной, психологической и социальной служб проводится изучение несовершеннолетних, следующих для дальнейшего отбывания наказания в колонию, в следственный изолятор г. Красноярска и г. Канска. С ними проводится предварительная профилактическая работа, разъясняются порядок и условия отбывания наказания в воспитательной колонии. Работа с несовершеннолетними осужденными начинается с ознакомительной беседы в следственном изоляторе и продолжается в карантинном отделении. За период деятельности службы примирения анализ дисциплинарной практики показал, что уровень нарушений в расчете на 1000 человек за I квартал 2018 г. относительно аналогичного периода прошлого года снизился в 2,5 раза и составил 280 случаев. Уровень злостных нарушений в расчете на 1000 человек за I квартал 2018 г. снизился почти в 2 раза и составил 13 случаев. В целях стимулирования правопослушного поведения проведена определенная работа по переводу осужденных. В отчетном периоде изменены условия отбывания наказания с обычных на облегченные 13 осужденным, с облегченных на льготные 5 осужденным. С начала года поощрено 39 осужденных, в том числе: предоставлено право посещения культурно-зрелищных мероприятий за пределами учреждения 18 осужденным, право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей 3, объявлена благодарность 5, снято ранее наложенное взыскание 13. С начала года из учреждения освобождены 8 осужденных, из них условно-досрочно 1. Воспитательная работа с осужденными ведется в тесном взаимодействии всех служб учреждения, школы и профессионального училища. На конец отчетного периода на базах школы, училища, спортивно-культурного центра функционируют более 20 кружков и творческих объединений. Администрацией учреждения проводится комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий проживания воспитанников, их правовое обучение и духовно-нравственное воспитание, используя при этом практико-ориентированный подход и инновационные технологии социально-педагогической работы во взаимодействии с образовательными, научными, религиозными и общественными организациями.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горкина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers the issues of mediation, reveals the importance of this process and gives the basic principles of the use of mediative technologies. The author analyzes the positive experience of Germany on the example of juvenile reform in 1990 and the Czech Republic (the Law “On probation and mediation service”). The author reveals the main aspects of functioning of service of reconciliation (mediation) in the FPS of Russia across Krasnoyarsk Krai. Mediation technologies of educational influence on convicts are manifested primarily in the differentiated content of convicts depending on their behavior. For isolation of the convicts, who are systematically allowing violations of the established order during punishment serving, the group with strict conditions of punishment serving with the limit of filling of 18 places is functioning there. Employees of operational, educational, psychological and social services study the minors serving their further punishment in a colony, in a pre-trial detention center of Krasnoyarsk and Kansk. Preliminary preventive work is carried out with them, the procedure and conditions for serving a sentence in an educational colony are explained. Work with juvenile convicts begins with an introductory conversation in the detention facility and continues in the quarantine department. During the period of activity of the reconciliation service, the analysis of disciplinary practice showed that the level of violations per 1,000 people for the 1st quarter of 2018 compared to the same period last year decreased by 2.5 times and amounted 280 cases (the same period last year 667). The level of malicious violations per 1000 people in the 1st quarter of 2018 decreased almost 2 times and amounted 13 cases (the same period last year 22). In order to stumulate law-abiding behaviour, some work has been done to transfer convicts. In the reporting period, the changed conditions of the sentence from usual to lightweight 13 convicts, from light-weight to preferential 5 convicts. Since the beginning of the year, 39 convicts have been encouraged, including: the right to attend cultural and entertainment events outside the institution (18 convicts), the right to go outside the educational colony accompanied by parents (3 convicts), 5 convicts were praised, and the previously imposed penalties were removed from 13 convicts. Educational work with convicts is carried out in close cooperation with all services of the institution, school and vocational school. At the end of the reporting period, more than 20 clubs and creative associations operate at the bases of the school фтв sports and cultural center. The administration of the institution carries out a set of measures aimed at improving the living conditions of pupils, their legal training and spiritual and moral education, using a practice-oriented approach and innovative technologies of socio-pedagogical work in cooperation with educational, scientific, religious and public organizations.

Текст научной работы на тему «Медиативные технологии в вопросах воспитательного воздействия на осужденных»

УДК 343.815

DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48)130-134

МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

С. А. Горкина

Для цитирования

Горкина, С. А. Медиативные технологии в вопросах воспитательного воздействия на осужденных / С. А. Горкина // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 3(48). - С. 130-134. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.3(48).130-134.

[СО®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы медиации, раскрывает значение данного процесса и приводит основные принципы использования медиативных технологий, анализирует положительный опыт Германии на примере ювенальной реформы 1990 года и Чешской Республики (Закон «О пробационной и медиационной службе»), раскрывает основные аспекты функционирования службы примирения (медиации) в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю.

Медиативные технологии воспитательного воздействия на осужденных проявляются прежде всего в дифференцированном содержании осужденных в зависимости от их поведения. Для изоляции осужденных, система-

© Горкина С. А., 2019

тически допускающих нарушения установленного порядка отбывания наказания, функционирует отряд со строгими условиями отбывания наказания с лимитом наполнения 18 мест.

Сотрудниками оперативной, воспитательной, психологической и социальной служб проводится изучение несовершеннолетних, следующих для дальнейшего отбывания наказания в колонию, в следственный изолятор г. Красноярска и г. Канска. С ними проводится предварительная профилактическая работа, разъясняются порядок и условия отбывания наказания в воспитательной колонии. Работа с несовершеннолетними осужденными начинается с ознакомительной беседы в следственном изоляторе и продолжается в карантинном отделении. За период деятельности службы примирения анализ дисциплинарной прак-

тики показал, что уровень нарушений в расчете на 1000 человек за I квартал 2018 г относительно аналогичного периода прошлого года снизился в 2,5 раза и составил 280 случаев. Уровень злостных нарушений в расчете на 1000 человек за I квартал 2018 г. снизился почти в 2 раза и составил 13 случаев.

В целях стимулирования право-послушного поведения проведена определенная работа по переводу осужденных. В отчетном периоде изменены условия отбывания наказания с обычных на облегченные 13 осужденным, с облегченных на льготные -5 осужденным.

С начала года поощрено 39 осужденных, в том числе: предоставлено право посещения культурно-зрелищных мероприятий за пределами учреждения 18 осужденным, право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей - 3, объявлена благодарность - 5, снято ранее наложенное взыскание - 13.

С начала года из учреждения освобождены 8 осужденных, из них условно-досрочно - 1.

Воспитательная работа с осужденными ведется в тесном взаимодействии всех служб учреждения, школы и профессионального училища. На конец отчетного периода на базах школы, училища, спортивно-культурного центра функционируют более 20 кружков и творческих объединений.

Администрацией учреждения проводится комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий проживания воспитанников, их правовое обучение и духовно-нравственное воспитание, используя при этом практико-ориентированный подход и инновационные технологии социально-

педагогической работы во взаимодействии с образовательными, научными, религиозными и общественными организациями.

Ключевые слова: воспитательное воздействие на осужденных, медиация, ресоциализация, конфликтные ситуации, социализация личности, образовательный процесс.

Одной из новых форм и возможностей воздействия на личность осужденного стало успешное освоение и внедрение в воспитательную практику медиативных технологий как одного из способов разрешения конфликта [1, с. 28-29].

Если обратиться к зарубежному опыту в данном вопросе, то мы увидим, что в Германии в ходе реформирования Закона о ювенальной юстиции (1990 г.) расширился перечень мер, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям (общественное попечение, общественные работы, прохождение социального тренинга, процедуры медиации и т. д.). Данная мера воспитательного воздействия направлена на снижение нагрузки ювенальных судов и оказывает профилактическое воздействие на несовершеннолетних правонарушителей.

В Чехии (по результатам реформы) в 2000 г. был принят Закон «О пробаци-онной и медиационной службе». Про-бационная и медиационная служба -это прежде всего национальная государственная служба общереспубликанского уровня, в которой функционирует 77 филиалов. Функции про-бационной и медиационной службы -примирение, пробационный надзор, приостановление содержания под стражей, помощь до вынесения приговора, выполнение общественных работ.

В условиях реформирования УИС России международный опыт ресо-циализации несовершеннолетних осужденных необходим. Рассмотрим положительный опыт Канской воспитательной колонии ГУФСИН России по Красноярскому краю, где с 2015 г. успешно функционирует служба примирения (медиации). С целью организации деятельности службы примирения в сентябре 2015 г. 21 сотрудник прошел обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет имени В. П. Астафьева» по программе «Ювенальная восстановительная технология „Медиация".

В состав службы примирения Канской ВК входят 8 обучающихся 10-11 -х классов школы, а также заместитель начальника колонии,начальник отдела по социально-педагогической работе с осужденными, директор школы, тьютор, педагог-организатор, социальный педагог, психолог психологической лаборатории и педагоги школы.

С воспитанниками, входящими в состав службы примирения, в рамках плана работы службы ежемесячно проводятся обучающие занятия по программе «Восстановительная медиация». Вовлечение в процедуру медиации осужденных способствует их социокультурному развитию, благоприятно влияет на их мировоззрение, отношение к жизни и выстраивание коммуникаций как в обществе в целом, так и в отдельных социальных группах, а также позитивно воздействует на их правовое сознание. Например, с целью изучения межличностных отношений и групповой сплоченности в группе осужденных, а также выявления лидеров и

аутсайдеров, микрогруппировок в блоках обычных, облегченных и льготных условий отбывания наказания проведено социометрическое исследование. Ежеквартально сотрудниками ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляется работа по выявлению группировок отрицательной направленности среди осужденных.

В учреждении обеспечена изоляция осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, от основной массы, они содержатся в строгих условиях отбывания наказания. Лидеров отрицательной направленности в учреждении нет.

Вместе с тем можно выделить группы осужденных, прибывших из Республики Тыва, и осужденных, прибывших из Забайкальского края, имеющих высокую сплоченность. В данный момент осужденные не проявляют открытого противостояния предъявляемым режимным требованиям. В связи с увеличением несовершеннолетних осужденных, прибывших из других регионов России - Забайкальский край, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), возможно возникновение конфликтных ситуаций среди осужденных по культурно-языковому признаку, а также по уровню криминальной зараженности. Организация выездов положительно характеризующихся осужденных за пределы учреждения может стать для остальных воспитанников стимулом для правопослушного поведения. Большая работа проводится во взаимодействии с представителями Русской православной церкви по духовно-нравственному воспитанию осужденных: отцом Евгением, Епископом Канским и Богучанским Филаретом, протоиереем Евгением Разумным,

а также воспитанниками воскресной школы при Свято-Троицком кафедральном соборе города Канска.

За период деятельности службы примирения дисциплинарная практика показывает, что уровень нарушений в расчете на 1000 человек за 1-е полугодие 2018 г. относительно аналогичного периода прошлого года снизился в 3 раза и составил 355 случаев (АППГ - 1064). Уровень злостных нарушений в расчете на 1000 человек за 1-е полугодие 2018 г. снизился в 13 раз и составил 13 случаев (АППГ - 170).

За 1-е полугодие 2018 г. зарегистрировано 466 (АППГ - 493) нарушений установленного порядка отбывания наказания, из них: 35 % - нарушения, допущенные осужденными блока № 1, 33 - осужденными ОСУОН, 13 - осужденными, находящимися в дисциплинарном изоляторе, 11 - осужденными в карантинном отделении, 4 - осужденными блока № 2, 2 - осужденными в МСЧ, 2 % - нарушения, допущенные осужденными в безопасном месте.

На учебно-воспитательном совете рассмотрены 23 нарушения (АППГ - 61) осужденными установленного порядка отбывания наказания. 18 осужденных привлечены к 27 видам дисциплинарных взысканий (АППГ - 50), из них:

- водворены в дисциплинарный изолятор - 12 (АППГ - 21);

- объявлен выговор - 11 (АППГ - 22);

- лишены права просмотра кинофильмов в течение одного месяца - 2 (АППГ - 7);

- наложен дисциплинарный штраф -2 (АППГ - 0);

- проведена профилактическая беседа - с 3 осужденными (АППГ - 20).

В отношении 3 осужденных меры дисциплинарного взыскания не применялись.

Медиационная деятельность с осужденными ведется при тесном взаимодействии всех служб учреждения, школы и профессионального училища. На должном уровне организована работа с осужденными, состоящими на профилактическом учете. Таких осужденных в учреждении 42 (АППГ - 20). За каждым осужденным, состоящим на профилактическом учете, закреплен сотрудник для проведения профилактической работы. С начала года поставлены на профилактический учет 47 осужденных (АППГ -18), сняты с профилактического учета по положительным основаниям 6 осужденных (АППГ - 4).

Деятельность службы примирения в школе Канской ВК осуществляется по следующим направлениям:

1) примирительные встречи;

2) примирительные дискуссии по поводу сложившейся ситуации и поиск способа ее разрешения;

3) подписание примирительного договора;

4) дальнейшее сопровождение медиаторами процесса примирения.

В марте 2018 г. в рамках VII Всероссийских Макариевских чтений тьютором школы был проведен мастер-класс по медиации «Мы делили апельсин», в котором приняли участие сотрудники и педагоги школ Новосибирской ВК, Мариинской ВК и воспитательной колонии г. Томска. В школе совместно с воспитанниками оформлен стенд «Профилактика конфликтов».

К работе службы примирения по внедрению медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов активно привлекались участники театральной студии «Небо», деятельность

которой направлена на совершенствование и реализацию механизма успешной ресоциализации, самоопределения и саморазвития личности.

Процесс ресоциализации осужденных - это прежде всего непрерывный процесс, который начинается с момента поступления осужденного в исправительное учреждение и длится до максимальной социализации личности, медиативные технологии играют здесь не последнюю роль. На наш взгляд, положительный опыт ГУФСИН

России по Красноярскому краю возможно использовать и в других регионах страны.

Библиографический список

1. Иванова Е. Н. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов. Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. М. В. Немытиной. Саратов : Саратовская государственная академия права, 1999. Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.