УДК 343.815
DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48)130-134
МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ
С. А. Горкина
Для цитирования
Горкина, С. А. Медиативные технологии в вопросах воспитательного воздействия на осужденных / С. А. Горкина // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 3(48). - С. 130-134. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.3(48).130-134.
[СО®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы медиации, раскрывает значение данного процесса и приводит основные принципы использования медиативных технологий, анализирует положительный опыт Германии на примере ювенальной реформы 1990 года и Чешской Республики (Закон «О пробационной и медиационной службе»), раскрывает основные аспекты функционирования службы примирения (медиации) в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю.
Медиативные технологии воспитательного воздействия на осужденных проявляются прежде всего в дифференцированном содержании осужденных в зависимости от их поведения. Для изоляции осужденных, система-
© Горкина С. А., 2019
тически допускающих нарушения установленного порядка отбывания наказания, функционирует отряд со строгими условиями отбывания наказания с лимитом наполнения 18 мест.
Сотрудниками оперативной, воспитательной, психологической и социальной служб проводится изучение несовершеннолетних, следующих для дальнейшего отбывания наказания в колонию, в следственный изолятор г. Красноярска и г. Канска. С ними проводится предварительная профилактическая работа, разъясняются порядок и условия отбывания наказания в воспитательной колонии. Работа с несовершеннолетними осужденными начинается с ознакомительной беседы в следственном изоляторе и продолжается в карантинном отделении. За период деятельности службы примирения анализ дисциплинарной прак-
тики показал, что уровень нарушений в расчете на 1000 человек за I квартал 2018 г относительно аналогичного периода прошлого года снизился в 2,5 раза и составил 280 случаев. Уровень злостных нарушений в расчете на 1000 человек за I квартал 2018 г. снизился почти в 2 раза и составил 13 случаев.
В целях стимулирования право-послушного поведения проведена определенная работа по переводу осужденных. В отчетном периоде изменены условия отбывания наказания с обычных на облегченные 13 осужденным, с облегченных на льготные -5 осужденным.
С начала года поощрено 39 осужденных, в том числе: предоставлено право посещения культурно-зрелищных мероприятий за пределами учреждения 18 осужденным, право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей - 3, объявлена благодарность - 5, снято ранее наложенное взыскание - 13.
С начала года из учреждения освобождены 8 осужденных, из них условно-досрочно - 1.
Воспитательная работа с осужденными ведется в тесном взаимодействии всех служб учреждения, школы и профессионального училища. На конец отчетного периода на базах школы, училища, спортивно-культурного центра функционируют более 20 кружков и творческих объединений.
Администрацией учреждения проводится комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий проживания воспитанников, их правовое обучение и духовно-нравственное воспитание, используя при этом практико-ориентированный подход и инновационные технологии социально-
педагогической работы во взаимодействии с образовательными, научными, религиозными и общественными организациями.
Ключевые слова: воспитательное воздействие на осужденных, медиация, ресоциализация, конфликтные ситуации, социализация личности, образовательный процесс.
Одной из новых форм и возможностей воздействия на личность осужденного стало успешное освоение и внедрение в воспитательную практику медиативных технологий как одного из способов разрешения конфликта [1, с. 28-29].
Если обратиться к зарубежному опыту в данном вопросе, то мы увидим, что в Германии в ходе реформирования Закона о ювенальной юстиции (1990 г.) расширился перечень мер, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям (общественное попечение, общественные работы, прохождение социального тренинга, процедуры медиации и т. д.). Данная мера воспитательного воздействия направлена на снижение нагрузки ювенальных судов и оказывает профилактическое воздействие на несовершеннолетних правонарушителей.
В Чехии (по результатам реформы) в 2000 г. был принят Закон «О пробаци-онной и медиационной службе». Про-бационная и медиационная служба -это прежде всего национальная государственная служба общереспубликанского уровня, в которой функционирует 77 филиалов. Функции про-бационной и медиационной службы -примирение, пробационный надзор, приостановление содержания под стражей, помощь до вынесения приговора, выполнение общественных работ.
В условиях реформирования УИС России международный опыт ресо-циализации несовершеннолетних осужденных необходим. Рассмотрим положительный опыт Канской воспитательной колонии ГУФСИН России по Красноярскому краю, где с 2015 г. успешно функционирует служба примирения (медиации). С целью организации деятельности службы примирения в сентябре 2015 г. 21 сотрудник прошел обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет имени В. П. Астафьева» по программе «Ювенальная восстановительная технология „Медиация".
В состав службы примирения Канской ВК входят 8 обучающихся 10-11 -х классов школы, а также заместитель начальника колонии,начальник отдела по социально-педагогической работе с осужденными, директор школы, тьютор, педагог-организатор, социальный педагог, психолог психологической лаборатории и педагоги школы.
С воспитанниками, входящими в состав службы примирения, в рамках плана работы службы ежемесячно проводятся обучающие занятия по программе «Восстановительная медиация». Вовлечение в процедуру медиации осужденных способствует их социокультурному развитию, благоприятно влияет на их мировоззрение, отношение к жизни и выстраивание коммуникаций как в обществе в целом, так и в отдельных социальных группах, а также позитивно воздействует на их правовое сознание. Например, с целью изучения межличностных отношений и групповой сплоченности в группе осужденных, а также выявления лидеров и
аутсайдеров, микрогруппировок в блоках обычных, облегченных и льготных условий отбывания наказания проведено социометрическое исследование. Ежеквартально сотрудниками ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляется работа по выявлению группировок отрицательной направленности среди осужденных.
В учреждении обеспечена изоляция осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, от основной массы, они содержатся в строгих условиях отбывания наказания. Лидеров отрицательной направленности в учреждении нет.
Вместе с тем можно выделить группы осужденных, прибывших из Республики Тыва, и осужденных, прибывших из Забайкальского края, имеющих высокую сплоченность. В данный момент осужденные не проявляют открытого противостояния предъявляемым режимным требованиям. В связи с увеличением несовершеннолетних осужденных, прибывших из других регионов России - Забайкальский край, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), возможно возникновение конфликтных ситуаций среди осужденных по культурно-языковому признаку, а также по уровню криминальной зараженности. Организация выездов положительно характеризующихся осужденных за пределы учреждения может стать для остальных воспитанников стимулом для правопослушного поведения. Большая работа проводится во взаимодействии с представителями Русской православной церкви по духовно-нравственному воспитанию осужденных: отцом Евгением, Епископом Канским и Богучанским Филаретом, протоиереем Евгением Разумным,
а также воспитанниками воскресной школы при Свято-Троицком кафедральном соборе города Канска.
За период деятельности службы примирения дисциплинарная практика показывает, что уровень нарушений в расчете на 1000 человек за 1-е полугодие 2018 г. относительно аналогичного периода прошлого года снизился в 3 раза и составил 355 случаев (АППГ - 1064). Уровень злостных нарушений в расчете на 1000 человек за 1-е полугодие 2018 г. снизился в 13 раз и составил 13 случаев (АППГ - 170).
За 1-е полугодие 2018 г. зарегистрировано 466 (АППГ - 493) нарушений установленного порядка отбывания наказания, из них: 35 % - нарушения, допущенные осужденными блока № 1, 33 - осужденными ОСУОН, 13 - осужденными, находящимися в дисциплинарном изоляторе, 11 - осужденными в карантинном отделении, 4 - осужденными блока № 2, 2 - осужденными в МСЧ, 2 % - нарушения, допущенные осужденными в безопасном месте.
На учебно-воспитательном совете рассмотрены 23 нарушения (АППГ - 61) осужденными установленного порядка отбывания наказания. 18 осужденных привлечены к 27 видам дисциплинарных взысканий (АППГ - 50), из них:
- водворены в дисциплинарный изолятор - 12 (АППГ - 21);
- объявлен выговор - 11 (АППГ - 22);
- лишены права просмотра кинофильмов в течение одного месяца - 2 (АППГ - 7);
- наложен дисциплинарный штраф -2 (АППГ - 0);
- проведена профилактическая беседа - с 3 осужденными (АППГ - 20).
В отношении 3 осужденных меры дисциплинарного взыскания не применялись.
Медиационная деятельность с осужденными ведется при тесном взаимодействии всех служб учреждения, школы и профессионального училища. На должном уровне организована работа с осужденными, состоящими на профилактическом учете. Таких осужденных в учреждении 42 (АППГ - 20). За каждым осужденным, состоящим на профилактическом учете, закреплен сотрудник для проведения профилактической работы. С начала года поставлены на профилактический учет 47 осужденных (АППГ -18), сняты с профилактического учета по положительным основаниям 6 осужденных (АППГ - 4).
Деятельность службы примирения в школе Канской ВК осуществляется по следующим направлениям:
1) примирительные встречи;
2) примирительные дискуссии по поводу сложившейся ситуации и поиск способа ее разрешения;
3) подписание примирительного договора;
4) дальнейшее сопровождение медиаторами процесса примирения.
В марте 2018 г. в рамках VII Всероссийских Макариевских чтений тьютором школы был проведен мастер-класс по медиации «Мы делили апельсин», в котором приняли участие сотрудники и педагоги школ Новосибирской ВК, Мариинской ВК и воспитательной колонии г. Томска. В школе совместно с воспитанниками оформлен стенд «Профилактика конфликтов».
К работе службы примирения по внедрению медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов активно привлекались участники театральной студии «Небо», деятельность
которой направлена на совершенствование и реализацию механизма успешной ресоциализации, самоопределения и саморазвития личности.
Процесс ресоциализации осужденных - это прежде всего непрерывный процесс, который начинается с момента поступления осужденного в исправительное учреждение и длится до максимальной социализации личности, медиативные технологии играют здесь не последнюю роль. На наш взгляд, положительный опыт ГУФСИН
России по Красноярскому краю возможно использовать и в других регионах страны.
Библиографический список
1. Иванова Е. Н. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов. Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. М. В. Немытиной. Саратов : Саратовская государственная академия права, 1999. Ч. 1.