Научная статья на тему 'Медиасреда вуза как источник современного образования'

Медиасреда вуза как источник современного образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
337
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА ВУЗА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ / НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ / КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / MEDIA ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY / MEDIA EDUCATION / MEDIA COMMUNICATION / SCIENTIFIC JOURNAL / KUBAN STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демина Людмила Ивановна

В статье исследуется медиасреда образовательного учреждения, речь идет о роли научного журнала «Научный вестник Кубанского государственного университета «Медиакоммуникация» в медиапространстве Кубанского государственного университета. В этом издании публикуются научные работы ученых, занимающихся вопросами медиакоммуникации и создающих научное информационное поле учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA CONTENT OF A HIGH SCHOOL AS A SOURCE OF CONTEMPORARY EDUCATION

The article examines the media environment of an educational institution, in particular, the role of the scientific journal of “Scientific Bulletin of the Kuban State UniversityMedia Communication” in the media space of the Kuban State University. This journal publishes the scientific work of scientists dealing with media communication issues and creating scientific information field of an educational institution.

Текст научной работы на тему «Медиасреда вуза как источник современного образования»

УДК 378

ББК74.58

Д-30

Демина Людмила Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», e-mail: [email protected]

МЕДИАСРЕДА ВУЗА КАК ИСТОЧНИК СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(рецензирована)

В статье исследуется медиасреда образовательного учреждения, речь идет о роли научного журнала «Научный вестник Кубанского государственного университета «Медиакоммуникация» в медиапространстве Кубанского государственного университета. В этом издании публикуются научные работы ученых, занимающихся вопросами медиакоммуникации и создающих научное информационное поле учебного заведения.

Ключевые слова: медиасреда вуза, медиаобразование, медиакоммуникация, научный журнал, Кубанский государственный университет.

Demina Lyudmila Ivanovna, Doctor of Philology, a professor of the Department of Advertising and Public Relations of FSBEI HE "Kuban State University", e-mail: [email protected]

MASS MEDIA CONTENT OF A HIGH SCHOOL AS A SOURCE OF CONTEMPORARY

EDUCATION

(reviewed)

The article examines the media environment of an educational institution, in particular, the role of the scientific journal of "Scientific Bulletin of the Kuban State University "Media Communication " in the media space of the Kuban State University. This journal publishes the scientific work of scientists dealing with media communication issues and creating scientific information field of an educational institution.

Key words: media environment of a university, media education, media communication, scientific journal, Kuban State University.

Медиасреда является составной частью понятия «медиобразование», проблемы, которая активно исследуется педагогами, журналистами социологами и т.д. Разноплановость научных подходов обусловили многовекторность развития и решения проблемы медиаобразования в силу интенсивно развития современных технологий и использование их в учебных заведениях.

Современные научные достижение в области медиаобразования опираются на труды зарубежных и отечественных ученых - М. Маклюэна,, А.М. Кузьмина, И.М. Дзялошинского, И.В. Жилавской, Е.Н. Юдиной и мн. др. В ряде монографий, диссертаций, научных статей проанализирован этот научный опыт.

А.М. Кузьмин в статье «Категория «медиасреда» и ее содержание на современном этапе развития общества» осуществляет исторический анализ генезиса данной категории на основе изучения научных работ зарубежных и отечественных ученых. Автор систематизирует научные достижения, конкретизирует понятие «медиасреда», определяет ее состав и структуру.

В ходе проведенного научного исследования А.М. Кузьмин считает, «что медиа - это не просто система СМИ и массовых коммуникаций. Это сложная категория, включающая в себя различные объекты и субъекты - систему культурно-информационных взаимоотношений, которая в информационном обществе становится главной опорой любого государства. Пространство медиакультуры существует не только на основе производства и распространения образов - это

только одна сторона отношений, делающих его возможным, - но и за счет цикла «сообщение-приобщение»: приобщение как условие и результат потребления сообщения, и производство сообщения как условие и результат приобщения. Иными словами - взаимообмен «информацией» и «интересов»: с одной стороны, люди (аудитория) воспринимают как интересное или полезное в первую очередь те сообщения, которые считают или чувствуют имеющими отношение к ним лично; с другой стороны, производство медиапродукции не только ориентируется на интерес публики, но и побуждается определенными интересами» [3].

На наш взгляд, в приведенной выше цитате заключается принципиальное суждение о современных медиа, поскольку они не просто несут информацию, но и «приобщают», воспитывают, привлекают. Контент медиапродукции образовательного учреждения играет первостепенную роль в своей информационной составляющей.

Е.Л. Вартанова рассматривает медиакоммуникации университетов как часть возложенной на них особой образовательной и просветительской миссии. «Сегодня университеты по-прежнему определяют ключевые направления глобального развития. Образование как воспроизводство завтрашних поколений, наука как источник будущих достижений, студенческое братство как основа социального согласия, профессура как хранитель знания» [1, с. 84].

В Кубанском государственном университете медиасреда создается функционированием печатных изданий, в том числе газетой «Кубанский университет», работой радио-, телестудий, т.д. В последнее время особую роль и значимость в информационной среде вуза приобрел научный журнал «Научный вестник Кубанского государственного университета Медиакоммуникация» издается с декабря 2015 года. Он зарегистрирован в Роскомнадзоре, имеет ISSN и РИНЦ.

Научная направленность журнала связана с публикацией результатов аналитического, научно-исследовательского, научно-методического характера в различных областях медиакоммуникации и филологии. К ним относятся научные исследования, отражающие проблемы традиционных и новых медиа, культуры и языка медиакоммуникации, русской литературы в мировом культурном контексте.

Публикуемые в журнале материалы связаны с вопросами культуры, психологии, социологии массовых коммуникаций, а также с вопросами медиакритики, межкультурных коммуникаций в мировом культурном пространстве и функционировании традиционных и новых медиа.

В журнале имеются постоянные рубрики:

1. Медиакультура и медиаобразование.

2. Журналистика как социокультурный институт общества.

3. Типология журналистики.

4. Электронные СМИ в контексте массовой коммуникации.

5. Реклама и PR: информационное поле.

6. Литературоведение и критика.

7. Язык и стиль СМИ.

8. Редакционно-издательская парадигма.

9. Рецензии.

В первом номере журнала «Научный вестник Кубанского государственного университета Медиакоммуникация» №1(1) 2015 заявлен высокий научный уровень публикаций благодаря компетентности редакционного совета, в который вошли известные ученые из крупнейших вузов России - С.А. Небольсин, доктор филологических наук, профессор института мировой литературы им. М. Горького РАН, М.В. Шкондин - доктор филологических наук, профессор МГУ, А.Г. Шилина - доктор филологических наук, профессор Крымского университета им. В.И. Вернадского, В.И. Шульженко - доктор филологических наук, профессор Пятигорского государственного

лингвистического университета и др. Редакционная коллегия, возглавляемая профессором Н.П. Кравченко, подготовила к публикации научные статьи по проблемам медиакоммуникации, отличающиеся актуальностью, новым научным подходом, оригинальностью суждений, глубиной выводов.

Статья П.Н. Киричка «Дуальность массмедийной коммуникации» открывает этот номер и историю журнала «Научный вестник Кубанского государственного университета Медиакоммуникация», поскольку содержит в себе концептуальный подход в исследовании проблемы медиаобразования. Заданный высокий научный уровень публикаций выдерживается во всех последующих статьях номера. Назовем лишь некоторые публикации в силу ограниченности формата статьи, влияющие на создание имиджа Кубанского госуниверситета и позволяющие судить об уровне гуманитарных научных исследований и о научных возможностях и т.д. - В.Д. Попов «Информационно-семиотический и культурный потенциал СМИ в управлении», И.Н. Григоренко «Функциональные особенности концептов в текстах информационного характера», В.В. Смеюха «Трансформация функций массмедия», Л.И. Демина. И.А. Бунин и Б.П. Екимов о судьбе русской деревне, О.Н. Мороз «Философская концепция В.В. Розанова о душе в сатирической поэме

A.Н. Чичерина».

Следует сказать, что наряду со статьями в основных рубриках журнала, «Рецензии» представлены публикацией Л.Н. Хоревой «К выходу нового учебного пособия по основам журналистской деятельности». В ней идет речь о недавно вышедшем пособии профессора кафедры публицистики и журналистского мастерства КубГУ П.Т. Сопкина «Журналистика: основы профессионализма (мастер-класс)». В других номерах журнала в этой рубрике представлена А.Л. Факторовичем монография Л.И. Деминой «Литература и журналистика: духовные, национальные и эстетические основы» (Краснодар, 2016), П.Н. Киричёк рецензирует и рассуждает о научном издании

B.Д Попова. «Информационные технологии в управлении: гуманитарный дискурс» (Москва, 2016), тем самым открывает дискуссию о медиобразованни в гуманитарной сфере.

Необходимо особенно отметить значимость данной рубрики и этих статей, поскольку их содержание и информационные подходы напрямую связаны с созданием имиджа вуза. В рубрике печатаются рецензии на научные и научно-методические труды ученых факультета журналистики КубГу и авторов журнала, отправляющие интересующихся рецензируемыми изданиями непосредственно к первоисточникам и формирующие определенную парадигму научного восприятия вуза.

Во втором журнальном издании «Научный вестник Кубанского государственного университета Медиакоммуникация» №1(2) 2016 редколлегией сохранены заявленные ранее рубрики и высокий научный уровень публикаций. В рубрике «Медиакультура и медиообразование» представлены различные подходы ученых в решении поставленной проблемы. Ф.Н. Хуако в статье «Современный ход гуманитарной кавказской мысли в публицистике и науке» рассматривает некоторые реконструкции культурологических направлений, выявляемых в публицистических текстах Г. Садулаева и К. Шаззо.

«Медиаобразовательные технологии в системе современной высшей школе» рассматриваются в статье М.В. Захаровой: «В современном медиапространстве в процессе коммуникации совершенно по-другому складываются отношения всех его участников. Изменяются традиционные роли и стратегии, смещающие направления развития» [2]. Далее автор на теоретическом материале и на примере издательского проекта «Инфобокс» создает практические рекомендации по развитию медиакомпетентности в образовательной среде вуза.

Ценность такого рода публикаций важна тем, что поставленная научная проблема имеет практическое решение в создания имиджа вуза. Необходимо отметить еще и то, что в статьях

рубрики «Литературоведение и критика» учеными обозначены основные параметры развития духовно-нравственного потенциала современного общества через концепцию добра и зла, через философское осмысление жизни, смерти, счастья, отражающую ценностные ориентиры исследователей, работающих в образовательной среде.

Исторический аспект журналистики, современные медиасистемы, реклама как инструмент формирования медиарынка, PR в системе медиауправления, особенности стиля и языка современных медиатекстов, конструктивистские принципы оформления изданий - это неполный перечень научной проблематики второго номера журнала «Научный вестник Кубанского государственного университета Медиакоммуникация», формирующий базисную основу медиапространства университета и создающий имиджевое восприятие посредством высокого уровня гуманитарных научных исследований.

В третьем номере журнала «Научный вестник Кубанского государственного университета Медиакоммуникация» №2(3) 2016 выдержаны все научные параметры публикаций и соотнесены с постоянными рубриками. Следует также отметить, что и в этом номере приоритетную роль играют публикации, связанные с медиаобразованием и формированием имиджа вуза, о чем свидетельствуют статьи А.Г. Шилиной «Согласование научной и прикладной парадигм магистерской диссертации по направлению 42.04.02 - журналистика (опыт ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»)», Т.Х. Емтыля «Информационная образовательная среда университета как элемент повышения качества подготовки специалистов» и др.

Исследователи в своих работах привлекают внимание читателей актуальностью поставленных научных проблем, важностью и необходимостью использования опубликованного материала в процессе образовательной деятельности.

Следует сказать, что информационная среда Кубанского университета, в которую включен журнал «Научный вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация» наряду с другими изданиям создает не только определенное медиапространство, но и в большей своей степени служит мощным источником научно-образовательной деятельности преподавателей и студентов, активно участвующих в создании имиджа учебного заведения.

Литература:

1. Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике. Москва: МедиаМир, 2015. 133 с.

2. Захарова М.В. Медиаобразовательные технологии в системе современной высшей школе // Научный вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация. 2016. №1(2). С. 16.

3. Кузьмин А.М. Категория «медиасреда» и ее содержание на современном этапе развития общества [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2011. №1. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/765 (дата обращения: 30.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.