Научная статья на тему 'МЕДИАСИСТЕМА КАК ЕДИНСТВО НЕОДНОРОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ'

МЕДИАСИСТЕМА КАК ЕДИНСТВО НЕОДНОРОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСИСТЕМА / ЕДИНСТВО / НЕОДНОРОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евдокимов Владимир Анатольевич

В статье рассмотрены состав национальных медиасистем, взаимосвязи их элементов. Медиасистема интерпретирована в широком смысле как динамически развивающееся интегрированное образование, единство средств массовой информации - прессы, телекомпаний, радиостанций, интернет-изданий, информационных агентств, новых медиа, распространяющих неограниченное количество сообщений; собственников, менеджеров, журналистов; служб, обеспечивающих деятельность массмедиа согласно национальному и международному законодательству; технологий, практик, текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SYSTEM AS UNITY OF HETEROGENEOUS ELEMENTS

The author considers the composition of national media systems and interrelations of their elements. Media system is interpreted as the dynamically developing integrated formation, the unity of the press, television companies, radio stations, online editions, information agencies, new media, distributing an unlimited amount of reports; owners, managers, journalists; services ensuring mass media activities in accordance with national and international legislation; technologies, practices, texts.

Текст научной работы на тему «МЕДИАСИСТЕМА КАК ЕДИНСТВО НЕОДНОРОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 4 2022

УДК 070

Филологические науки

DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.5

Научная статья

В. А. Евдокимов1

И evdokimovva@list.ru 'Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

1

Медиасистема как единство неоднородных элементов

Аннотация: В статье рассмотрены состав национальных медиасистем, взаимосвязи их элементов. Медиасистема интерпретирована в широком смысле как динамически развивающееся интегрированное образование, единство средств массовой информации - прессы, телекомпаний, радиостанций, интернет-изданий, информационных агентств, новых медиа, распространяющих неограниченное количество сообщений; собственников, менеджеров, журналистов; служб, обеспечивающих деятельность массмедиа согласно национальному и международному законодательству; технологий, практик, текстов.

Ключевые слова: медиасистема, единство, неоднородные элементы.

Дата поступления статьи: 4 октября 2022 г.

Для цитирования: Евдокимов В. А. (2022) Медиасистема как единство неоднородных элементов. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 4, с. 40-46. DOI: l0.570l5/issm998-5320.2022.l6.4.5.

Abstract: The author considers the composition of national media systems and interrelations of their elements. Media system is interpreted as the dynamically developing integrated formation, the unity of the press, television companies, radio stations, online editions, information agencies, new media, distributing an unlimited amount of reports; owners, managers, journalists; services ensuring mass media activities in accordance with national and international legislation; technologies, practices, texts.

Keywords: media system, unity, heterogeneous elements.

Paper submitted: October 4, 2022.

For citation: Evdokimov V. A. (2022) Media system as unity of heterogeneous elements. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 4, pp. 40-46. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2022.i6.4.5.

Под влиянием глобальных процессов в медиасистемах государств, регионов происходят перевод текстов, звуковых, графических материалов в цифровой формат, конвергенция технологий, индустрии, содержания журналистских произведений, складывается информационно-сетевое общество, расширяется участие аудитории в коммуникации, творческой деятельности. Интерес отечественных и зарубежных ученых, изучающих массовую коммуникацию, средства информации, региональные, государственные, континентальные медиаресурсы (Mazzoleni, 2010), вызывает динамика развития медиасистем, необходимость осмысления их состава (Гавра, Науменко, 2020) национальных особенностей в регулировании деятельности средств массовой информации (Вартанова, 2020). Цель автора - рассмотреть состав национальных медиасистем, взаимосвязи их элементов.

Существуют различные представления о медиасистеме. По мнению Д. Халлина и П. Манчини, медиасистема представляет совокупность медиаорганизаций и их социальных практик, обусловленную согласно территориально-культурной специфике нормативно-правовыми регуляторами и медиаполитическим взаимодействием (НаШп, Мапаш, 2004). Т. Флю и С. Вайсборд рассмотрели

Scientific article

V. A. Evdokimov1

И evdokimovva@list.ru 'Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

Media system as unity of heterogeneous elements

Введение

© В. А. Евдокимов, 2022

Vol. 16 No. 4 2022 Russian Journal of Social Sciences and Humanities ISS'NSi1N51897^98433x2(onF'linn<!)

Philological Sciences

медиасистемы как точки сближения политических, экономических, социальных и культурных сил, функционирующих на местном, национальном и глобальном уровне (Flew, Waisbord, 2015, pp. 621-622). Д. Маккуэйл полагал, что медиасистема представляет актуальный набор средств массовой информации в данном национальном государстве, характеризующийся такими основными аспектами, как масштаб и централизация, степень политизации и разнообразие профиля, источники финансирования и степень государственного регулирования и контроля (McQuail, 2020, р. 221). Е. Л. Вартанова интерпретирует медиасистему как взаимосвязанный комплекс меди-аканалов, медиаконтента, медиатехнологий, адресованных аудитории, действующих в рамках национального и международного законодательства в контексте геополитического и экономического положения страны, ее этнокультурных условий и исторических традиций, а также особенностей идентичности аудитории (Вартанова, 2019, с. 11-12). А. В. Потребин трактует медиасистему как совокупность взаимосвязанных предприятий в национальном или региональном информационном пространстве (Потребин, 2017, с. 202). Стройная и разветвленная медиасистема, по мнению ученых, способна создать широкую совокупность информационных отношений в обществе, которые обеспечивают обмен информацией между индивидами, субъектами политических, правовых, нравственных, эстетических, общественных отношений, духовной и практической деятельности, между поколениями (Демина, Шкондин, 2016, с. 191-192). Исследователи, как правило, описывают нормативно-правовое регулирование медиасферы и собственно совокупность средств массовой информации в конкретном территориально-государственном образовании, одни включают в медиасистему только медиаорганизации, другие - и практики, третьи - и технологии, и контент (Гавра, Науменко, 2020). Несмотря на существующие отличия в интерпретации понятия, общим в размышлениях ученых является рассмотрение медиасистемы как «совокупности», «комплекса», «набора», «точек сближения», т. е. как единства разнообразных элементов.

Методы

Использованы общенаучная методология историко-философского анализа, общей теории познания, общие методы (исторический, диалектический, сравнительный) и частные методики (наблюдение, анализ документов, контент-анализ). Системный подход дал возможность рассмотреть объекты, как элементы системы, структурный анализ позволил осмыслить сущность развития исследуемых явлений.

Результаты

Осмысление состава медиасистем, динамики их развития, взаимосвязей элементов может быть связано с пониманием термина «медиа» в широком и узком значении слова. Определяя медиа, М. Маклюэн называл речь и письмо, одежду и здания, транспорт и деньги, печать и телеграф, радио и телевидение (Маклюэн, 2007). В узком смысле «медиа» понимают и как средства распространения рекламы; совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации1, и как средства массовой информации (коммуникации): пресса, радио, кино, телевидение2. Не равнозначны и понятия «медиасистема» и «система средств массовой информации». Первое понятие охватывает больший круг субъектов, второе характеризует профессиональные коллективы журналистов.

Можно рассматривать и медиасистему в узком и широком смысле слова. Медиасистема в узком понимании представляет целостность средств массовой информации - прессы, телекомпаний, радиостанций, интернет-изданий, занятых на профессиональной основе распространением информации на конкретной территории в соответствии с закономерностями развития социума и интересами и потребностями граждан. Медиасистема в широком понимании - это динамически развивающееся интегрированное образование, единство средств массовой информации -прессы, телекомпаний, радиостанций, интернет-изданий, информационных агентств, новых медиа, распространяющих неограниченное количество сообщений; собственников, менеджеров, журналистов; служб, обеспечивающих деятельность массмедиа согласно национальному и международному законодательству; технологий, практик, текстов.

1 Финансовый словарь. URL: www.finam.ru/dictionary

2 Большой словарь иностранных слов. М. : ИДДК, 2007.

Им 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 ■ № 4 2022

Филологические науки

В составе медиасистем, большинство которых являются открытыми, саморегулирующимися, имеется множество неоднородных элементов, что способствует обеспечению непрерывного обмена информацией с внешней средой - социальными системами. Из социального пространства, как огромного комплекса ни на мгновение не останавливаемых процессов, осмысленных как поток событий (Штомпка, 1996, с. 26), в медиасистемы поступают сведения, распространяемые организациями, сообществами, а также индивидами. Многочисленные компоненты медиасистем создают условия для оперативного отбора сообщений, определения их значимости для аудитории. Непрерывному обмену информацией с внешней средой благоприятствуют практики, технологии. Массмедиа могут вырабатывать шаблоны формирования программ, создавать модели информирования о событиях и социально-политических процессах. Использование одних практик, являющихся неотъемлемыми элементами медиасистем, скоротечно, других - длительно.

Представляя интегрированные образования, медиасистемы подвержены многочисленным динамическим изменениям. Подсистемы, находящиеся в отношениях друг с другом, стремятся обеспечить полноту освещения событий, происшедших в разных сферах жизни общества. Адаптируясь к изменениям, фиксируемым во внешней среде, подсистемы и их элементы используют механизмы, позволяющие сохранить целостность объекта, могут изменять структуру, содержание распространяемых материалов, дополнять деятельность друг друга, в различных социально-политических условиях ведут поиск доступных каналов связи с аудиторией. Состав подсистем непостоянен: одни элементы утрачивают возможность действовать, начинают функционировать другие, третьи вносят коррективы в свою работу с учетом интересов и потребностей аудитории, способны перемещаться из одной подсистемы в другую. В одной подсистеме может увеличиваться количество элементов, в другой - сокращаться. Изменения могут затрагивать одни элементы медиасистемы и не касаться других.

Какие бы динамические изменения ни происходили в медиасистеме, ядром ее являются субъекты, занятые поиском, сбором, обработкой, хранением и распространением информации, влияющие на элементы целого и объединяющие их. Иерархичность строения медиасистемы проявляется в подчинении одних подсистем и элементов другим.

Критериями включения элементов в медиасистему, если рассматривать ее в широком значении, могут быть следующие. Во-первых, участие субъектов в процессе поиска, сбора, обработки, хранения и распространения информации, к примеру, интенсивное - качественных печатных изданий, косвенное - многих радиостанций, для которых источниками сообщений являются информационные агентства и другие массмедиа. Элементами медиасистемы, вероятно, служат любые субъекты, распространяющие информацию независимо от ее качества, степени достоверности сообщений, - пользователи социальными сетями, блогеры, а также чаты, мессенджеры, подкасты. Состав медиасистемы настолько широк, что частью ее являются, видимо, и сайты, созданные для дискредитации отдельных лиц, организаций, правительств или распространения заведомо ложной информации. Во-вторых, полномочия, которыми наделены государственные или общественные организации: в соответствии с законодательными актами они регулируют деятельность традиционных и новых медиа. В демократическом обществе эти организации содействуют развитию плюралистических средств массовой информации для обеспечения индивиду возможности получать сообщения из разных источников. В-третьих, функционирование служб, обеспечивающих деятельность массмедиа и находящихся на низших уровнях медиасистемы: технологических устройств, включающих средства и линии связи, предназначенные для трансляции сигнала телевизионных и радиоканалов. Динамика интегрированного образования такова, что организации, обеспечивающие деятельность массмедиа, при обострении внутриполитической обстановки в стране или межгосударственных отношений могут переместиться на высшие уровни медиасистемы.

Еще один критерий выделили исследователи Дж. Бламлер и М. Гуревич. Рассматривая взаимосвязи элементов системы, ее состав, они обратили внимание на природу легитимности медиаорга-низаций (В1ит1ег, Gurevich, 1975). В частности, в России интернет-издания не обязаны иметь

Vol. 16 No. 4 2022 Russian Journal of Social Sciences and Humanities ISS'NSi1N51897^98433x2(onF'linn<!)

Philological Sciences

государственную регистрацию, затруднительно определить их права и обязанности как субъекта правоотношений (Морозов, 2012, с. 543). Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» освобождены от регистрациии периодические печатные издания, тираж которых составляет менее одной тысячи экземпляров. Очевидно, незарегистрированные субъекты журналистской деятельности являются элементами медиасистемы, так как независимо от их статуса наравне с другими средствами массовой коммуникации ведут поиск, сбор, обработку и распространение информации, функционируют согласно законодательству.

Для осмысления особенностей интегрированных образований ценно представление не только о природе легитимности медиаорганизаций, но и о зависимости состава системы, взаимосвязей ее элементов от общественно-политического устройства государства. Степень политизации и государственного контроля деятельности средств информации в качестве характеристик меди-асистемы, как отмечено выше, выделял Д. Маккуэйл. Каким бы ни было общественно-политическое устройство государства, медиасистема как целостное единство подсистем, являющихся сложными образованиями, отражает множество коммуникативных связей. В ней циркулируют многочисленные потоки сообщений. В зависимости от политических и экономических условий возможны переход из одного состояния в другое, взаимодействие прогрессивных и регрессивных изменений, существование благоприятных условий или препятствий для деятельности массмедиа. В постсоветских странах, в частности, законы о средствах массовой информации предоставили редакции и журналистскому коллективу самостоятельность по отношению к учредителю значительно более высокой степени, чем в большинстве стран мира (Рихтер, 2011, с. 112). На состав медиасистем и взаимосвязи их элементов влияет не только общественно-политическое устройство государства, но и, по мнению Дж. Каррена и Дж. Ситона, национальная культура (Curran, Seaton, 2018, p. 328), традиции и ценности. В регионе, в котором ощутимо влияние религиозных организаций, традиции и ценности могут оказывать значительное воздействие на тематику и содержание журналистских произведений.

Потребители учитывают степень политизации и государственного контроля информационного пространства, определяемого субъектами властных отношений. Если в результате функционирования интегрированных образований затруднено формирование общественного диалога между участниками социальной деятельности и национальная медиасистема не удовлетворяет интересы и потребности граждан, они ищут информацию в других национальных медиасистемах. Независимо от состояния межгосударственных отношений происходит обмен сообщениями между компонентами различных национальных медиасистем, что позволяет обеспечить идеологическое, политическое разнообразие, право граждан получать сведения из многих источников, плюралистических средств массовой информации. Взаимодействие национальных медиасистем разнообразно, происходит обмен на только информацией, но и практиками, реализуются совместные проекты. Тесным может быть и взаимодействие национальных и региональных медиасистем.

Высока степень насыщенности элементами медиасистем тех государств, в которых существуют благоприятные правовые и экономические условия для профессиональной деятельности субъектов журналистской деятельности. Масштабы их функционирования различны: подсистемы формируют и массмедиа, распространяющие материалы для жителей многих государств, и средства информации, чьи сообщения доступны населению одной страны, региона. Количество элементов, составляющих медиасистемы, не равнозначно. В зависимости от социально-экономического устройства, образовательного уровня населения могут преобладать элементы какой-либо одной подсистемы. При этом взаимосвязи подсистем устойчивы.

В качестве непостоянного элемента национальных медиасистем можно рассматривать иностранные средства информации, их филиалы создают или ликвидируют в зависимости от интересов и потребностей аудитории, например, деловых кругов. Связи иностранных массмедиа с элементами национальной медиасистемы не столь прочны, как существующие между ее компонентами, но реальны. Идет обмен информацией, осуществляется сотрудничество журналистов. Иностранные массмедиа действуют согласно национальному законодательству того государства,

UN ^MrcpOnU Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 ■ № 4 2022

Филологические науки

в котором создают корпункты. Единой модели регулирования функционирования массмедиа, в частности телерадиовещания, не существует. Деятельность регулирующих органов отражает национальную специфику, включая традиции, историю развития массмедиа, особенности политической культуры (Рихтер, 2011, с. 188). Распространение ряда массмедиа или запрещали, или подвергали цензуре некоторые авторитарные режимы1. Медиа, учрежденные в одной стране и адресующие материалы населению другого политико-территориального образования, вероятно, являются компонентами медиасистем и того государства, в котором они зарегистрированы, и той страны, в которой распространяют информацию.

В отличие от других массмедиа элементами значительного количества национальных меди-асистем являются глобальные средства информации, представленные во многих странах мира, распространяющие материалы на различных языках. В случае нарушения законов конкретной страны деятельность глобальных телекомпаний, радиостанций, печатных изданий может быть ограничена или запрещена регулятором, уполномоченным государством, но их связи с элементами национальной медиасистемы не прерываются - изменяются формы сотрудничества. Одним из результатов деятельности средств массовой информации, использования ими разнообразных форм сотрудничества являются тексты. Технологии позволяют распространить их, практики - установить связи с аудиторией, облегчить понимание предлагаемых ей материалов. Иными словами, массмедиа не могут действовать в отрыве от практик, технологий, текстов. Это подчеркнул, в частности, Дж. Харди. Он отметил, что медиасистема представляет совокупность медиаорганизаций и социальных практик (Hardy, 2012). Горизонтальные связи, существующие между подсистемами, позволяют использовать мультимедийные продукты как компоненты медиасистемы: не только тексты, но и фотографии, видеоиллюстрации и видеосюжеты, аудиоиллюстрации и аудиоверсии, инфогра-фику, элементы интерактивности. Если массмедиа как действующие субъекты находятся на высших уровнях систем, то практики, технологии, тексты - на низших уровнях. Благодаря вертикальным связям, существующим между подсистемами и их элементами, аудитория получает множество журналистских произведений. Координаторами функционирования элементов системы, находящихся на низших уровнях, являются массмедиа и информационные агентства, как специализированные организации, выполняющие функции средства массовой информации. Эти субъекты журналистской деятельности определяют содержание распространяемых материалов, совершенствуют практики, используют перспективные технологии в условиях рыночной конкуренции.

Умножение технического потенциала массмедиа, обеспечение высокой скорости действия оборудования, ведущего сбор сообщений и иллюстративного материала, способствуют форсированию производства печатных изданий, компьютеризация - совершенствованию дизайна средств информации. Благодаря применению технологий укрепляются взаимосвязи, взаимозависимость компонентов медиасистем. Переход от простого к сложному проявляется в разработке оборудования, позволяющего оперативно, доходчиво рассказать о событиях и процессах. Технологии могут влиять и на содержание материалов массмедиа: существует риск упрощения и искажения действительности иммерсивной журналистикой, являющейся частью медиапроиз-водства и отражающей попытки опытного использования технических инноваций, обеспечения условий для создания эффекта присутствия. Препятствиями при передаче сообщений могут служить затухание сигнала, теневые зоны, многолучевое распространение радиоволн.

Взаимная зависимость элементов медиасистемы отчетливо проявляется в деятельности телевидения: в подготовке материалов занято значительное количество сотрудников компаний, практика связана с использованием технологий, преобразуется под воздействием дигитализации и конвергенции, дополняется мультимедийной платформой, представляющей текст, фото- и видеоизображение, звук, графику, инфографику, анимацию. Элементами подсистемы являются вещательные, продюсерские, дистрибьюторские телекомпании; собственники, менеджеры, журналисты; стандарты телевещания.

Зависимость элементов интегрированных образований друг от друга проявляется и в отношениях таких подсистем, как массмедиа и собственники. Степень интеграции медиаполитической элиты может быть высокой за счет обеспечения единства субъектов политики, журналистики,

1 Десять стран, где пресса подвергается наиболее жесткой цензуре. URL: https://cpj.org/ru/2015/04/10-2-2/

Vol. 16 No. 4 2022 Russian Journal of Social Sciences and Humanities ISS'NS 2251879-8443320оП1'^ПП^)

Philological Sciences

а также технологических процессов в идейно-теоретическом, экономическом, организационном отношении. Владельцы средств информации и менеджеры формируют подсистему управления и находятся на высших уровнях медиасистем. Интересы владельцев массмедиа многообразны, степень их участия в управлении активами колеблется от высокой до низкой. Собственники мас-смедиа могут быть щедрыми на внимание к любимым газетам и проявлять меньший интерес к другим, контролируемым самими владельцами (Hardy, 2012). Если собственнику принадлежат несколько массмедиа, он с той или иной степенью активности участвует в управлении ими, если деятельность в информационном пространстве для учредителя не является основной, в большей мере управление медиа доверяют менеджерам. Как бы то ни было, владельцы средств информации способны влиять на различные элементы медиасистем.

Одновременно и компоненты медиасистемы воздействуют на состав собственников, часть которых при удорожании, например, производства материалов массмедиа может выйти из числа учредителей. Элементы подсистемы управления средствами информации могут заменять друг друга. Собственники зависят от менеджеров в той степени, в какой те способны избегать конфликтов с регулирующими организациями, субъектами властных отношений. На высших уровнях медиасистем могут находиться и влиятельные журналисты, которые в демократическом государстве способны воздействовать на управление средством массовой информации. Координация собственниками деятельности менеджеров, массмедиа то укрепляется, то ослабевает в зависимости от социально-политических условий. Если речь идет о демократическом государстве, то собственники координируют функционирование элементов, находящихся на высших (менеджеры, журналисты, а также телеканалы, радиостанции, интернет-издания) уровнях медиасистемы, определяют возможности использования технологий. В авторитарном или тоталитарном государстве степень политизации материалов массмедиа определяют органы государственного контроля, собственники менее самостоятельны при принятии решений.

Выводы

Таким образом, медиасистема, если понимать термин в широком смысле, включает неоднородные подсистемы и элементы. Субъекты, ведущие поиск, сбор, обработку, хранение и распространение информации, составляют ядро медиасистем. Подсистемы нацелены на обеспечение полноты и всеохватности отражения событий, социально-политических процессов. Интегративные свойства, проявляемые элементами медиасистем, позволяют сохранить их целостность, обеспечить непрерывный обмен информацией. Взаимосвязи этих элементов тесны, формы их сотрудничества разнообразны, взаимодействие национальных и региональных медиасистем устойчиво.

Состав медиасистем изменчив и зависит от общественно-политического устройства государства. Взаимосвязи подсистем и их элементов прочны в стабильных социально-политических, экономических условиях, сложившихся в регионе, стране, на континенте. Обмен сообщениями, происходящий между национальными медиасистемами, создает условия для идеологического, политического разнообразия, обеспечения права граждан получать сведения из многих источников, плюралистических средств массовой информации.

Источники

Вартанова Е. Л. (2020) Медиасистема в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии (на примере медиасистем стран БРИКС). Медиаальманах, № 4, с. 8-15.

Вартанова Е. Л. (2019) Медиасистема как актуальный концепт теории средств массовой информации. Актуальные проблемы медиаисследований. Материалы конференции. М., Фак-т журн. Моск. ун-та, с. 11-12.

Гавра Д. П., Науменко К. А. (2020) Концепт «медиасистема» в современной теории массовых коммуникаций. Медиаскоп, вып. 1. URL: https://www.mediascope.ru/2611.

Демина И. Н., Шкондин М. В. (2016) Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации. Вопросы теории и практики журналистики, том 5, № 2, с. 187-199.

Маклюэн М. (2007) Понимание медиа. Внешние расширения человека. М., Гиперборея; Кучково поле, 464 с.

Морозов С. С. (2012) Проблемы правового регулирования интернет-СМИ в Российской Федерации в 2021 году. Вопросы российской юстиции, № 12, с. 541-546.

Un i2587-943xPonHne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 ■ № 4 2022

Филологические науки

Потребин А. В. (2017) Медиапространство и медиасистема, информационное пространство и информационный рынок. Сучасная медыясфера: практыка трансфармацып, тэарэтычнае асэнсаванне, шстытуцыянальныя перспектывы: матэрыялы I Мiжнароднай навукова-практычнай канферэн-цыi, Мiнск, 30 сакавiка 2017 г. Минск, Белорус. гос. ун-т, с. 200-208.

Рихтер А. Г. (2011) Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики. М., Новости, 360 с.

Штомпка П. (1996) Социология социальных изменений. М., Аспект Пресс, 416 с.

Blumler J. G., Gurevich M. (1975) Towards a Comparative Framework for Political Communication Research. Political Communication, ed. by S.H. Chaffee. Beverly Hills, CA, Sage, pp. 165-193.

Curran J., Seaton J. (2018) Power without responsibility. Press, broadcasting and the Internet in Britain. London, Routledge, 584 p.

Flew T., Waisbord S. (2015) The Ongoing Significance of National Media Systems in the Context of Media Globalization. Media, Culture and Society, no. 37 (4), pp. 620-636.

Hallin D. C., Mancini P. (2004) Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. Cambridge, Cambridge University Press, 342 p.

Hardy J. (2012) Comparing media systems. In: Esser F., Harnitzsch T. (eds.) Handbook of comparative research. London, Routledge, pp. 185-206.

Mazzoleni G. (2010) Italy: MediaSystem. International Encyclopedia of Communication. 21 June.

McQuail D. (2020) Mass communication theory. London, Sage Publications Ltd, 688 p.

References

Blumler J. G., Gurevich M. (1975) Towards a Comparative Framework for Political Communication Research. Political Communication, ed. by S.H. Chaffee. Beverly Hills, CA, Sage, pp. 165-193.

Curran J., Seaton J. (2018) Power without responsibility. Press, broadcasting and the Internet in Britain. London, Routledge, 584 p.

Demina I. N., Shkondin M. V. (2016) Mediasistema Rossii: metodologicheskiye aspekty optimizatsii [Russian media system: methodological aspects of optimization]. Theoretical and practical issues of journalism, vol. 5, no. 2, pp. 187-199 (In Russian).

Flew T., Waisbord S. (2015) The Ongoing Significance of National Media Systems in the Context of Media Globalization. Media, Culture and Society, no. 37 (4), pp. 620-636.

Gavra D. P., Naumenko K. A. (2020) Kontsept "mediasistema" v sovremennoy teorii massovykh kommunikatsiy [Concept "media system" in the modern theory of mass communications]. Mediascope, vol. 1. Available at: https://www.mediascope.ru/2611 (In Russian).

Hallin D. C., Mancini P. (2004) Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. Cambridge, Cambridge University Press, 342 p.

Hardy J. (2012) Comparing media systems. In: Esser F., Harnitzsch T. (eds.) Handbook of comparative research. London, Routledge, pp. 185-206.

Mazzoleni G. (2010) Italy: MediaSystem. International Encyclopedia of Communication. 21 June.

McLuhan M. (2007) Ponimaniye media. Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding media: the extensions of man]. Moscow, 464 p.

McQuail D. (2020) Mass communication theory. London, Sage Publications Ltd, 688 p.

Morozov S. S. (2012) Problemy pravovogo regulirovaniya internet-SMI v Rossiyskoy Federatsii v 2021 godu [Problems of legal regulation of online editions in the Russian Federation in 2021]. Issues of Russian justice, no. 12, pp. 541-546 (In Russian).

Potrebin A. V. (2017) Mediaprostranstvo i mediasistema, informatsionnoye prostranstvo i informatsionnyy rynok [Media space and media system, information space and information market]. Modern media sphere: practice of transformation, theoretical understanding, institutional perspectives: materials of the 1st International Scientific and Practical Conference. Minsk, pp. 200-208 (In Russian).

Richter A. G. (2011) Mezhdunarodnyye standarty i zarubezhnaya praktika regulirovaniya zhurnalistiki [International standards and foreign practice of journalism regulation]. Moscow, 360 p. (In Russian).

Shtompka P. (1996) Sotsiologiya sotsial'nykh izmeneniy [Sociology of social changes]. Moscow, 416 p. (In Russian).

Vartanova E. L. (2020) Mediasistema v natsional'nom kontekste: v prodolzheniye akademicheskoy diskussii (na primere mediasistem stran BRIKS) [Media system in a national context: continuing academic discussion (on the example of the media systems of the BRICS countries)]. Mediaalmanac, no. 4, pp. 8-15 (In Russian).

Vartanova E. L. (2019) Mediasistema kak aktual'nyy kontsept teorii sredstv massovoy informatsii [Media system as an actual concept of media theory]. Actual problems of media research. Conference materials. Moscow, pp. 11-12 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Евдокимов Владимир Анатольевич

Доктор политических наук, профессор. Омская гуманитарная академия, г. Омск, РФ. ORCID ID: 0000-0001-8128-5690. E-mail: evdokimovva@list.ru

Autor's information

Vladimir A. Evdokimov

Dr. Sc. (Political), Professor. Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0001-8128-5690. E-mail: evdokimovva@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.