Научная статья на тему 'Четырехсегментная структура и системность белорусских медиа для детей'

Четырехсегментная структура и системность белорусских медиа для детей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
210
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА ДЛЯ ДЕТЕЙ / ДЕТСКАЯ МЕДИАСИСТЕМА / СИСТЕМНОСТЬ / СТРУКТУРА / МЕДИААУДИТОРИЯ / СЕГМЕНТЫ / MEDIA FOR CHILDREN / CHILDREN’S MEDIA SYSTEM / CONSISTENCY / STRUCTURE / MEDIA AUDIENCE / SEGMENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харитонова Светлана Вячеславовна

В статье обосновывается актуальность изучения детских медиа Беларуси как системы, парадигмы взаимодействия и взаимосвязанности ее структурных компонентов, устанавливаются тенденции и закономерности функционирования СМИ для детей в меняющихся технологических, социокультурных и политико-экономических условиях развития отечественного медиапространства. Научная новизна статьи заключается в рассмотрении белорусских медиа для детей как специфической системы структурно, организационно и функционально взаимосвязанных элементов, а также обосновании методологических принципов медиаисследования, связанных с выявлением онтологических характеристик категории системности функционирования детских медиа Беларуси. Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения принципа системности в изучении детских медиа, их компонентного состава, структурной организации и взаимосвязей элементов с учетом динамичных изменений, происходящих в медиасфере Беларуси. В статье дается рабочее для данного исследования определение детским медиа, изучаемый объект рассматривается как системное образование, выделяются сегменты детской медиасистемы, квалифицируется их состав и описываются структурно-функциональные особенности. Устанавливается корреляционная связь между основными объектами и субъектами детской медиасистемы целевой аудиторией, учредителями, обществом и государством на различных стратификационных уровнях, а также выявляется системообразующий характер таких отношений. Автором определяются ключевые субстанциональные характеристики детских СМИ, уточняется понятие медиасистемы для детей как целостной, многокомпонентной, сложноструктурированной, открытой, динамической структуры. В статье отмечается необходимость выявления и фиксации ряда дополнительных характеристик, параметров и свойств детской медиасистемы как сложноорганизованного образования, находящегося в соподчиненной связи с надсистемой информационным пространством Республики Беларусь.The article substantiates the relevance of the study of children's media in Belarus as a system, the paradigm of interaction and interconnectedness of its structural components, the trends and patterns of media functioning for children in the changing technological, socio-cultural and political and economic conditions of the development of the domestic media space. The scientific novelty of the article is the consideration of Belarusian media for children as a specific system of structurally, organizationally and functionally interrelated elements, as well as the substantiation of methodological principles of media research related to the identification of ontological characteristics of the category of systemic functioning of children's media in Belarus. The relevance of the study is to apply the systemic principle in studying of children’s media, their component composition, structural organization and relationships of elements, taking into account the dynamic changes taking place in the media sphere of Belarus. The article gives a working definition of children's media for this study, the object is considered as a system component, the segments of the children's media system are distinguished, their composition is qualified and structural and functional features are described. The correlation between the main objects and subjects of the children’s media system the target audience, founders, society and the state at different stratification levels is established, and the systemforming nature of such relations is revealed. The author defines the substantive characteristics of children’s media, clarifies the concept of a media system for children as a holistic, multicomponent, complex, open, dynamic structure. The article notes the need to identify and fix a number of additional characteristics, parameters and properties of the children’s media system as a complex phenomenon, which is in a subordinate relationship with the suprasystem-the information space of the Republic of Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Четырехсегментная структура и системность белорусских медиа для детей»

УДК 070(476)

С. В. Харитонова

Белорусский государственный университет

ЧЕТЫРЕХСЕГМЕНТНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМНОСТЬ БЕЛОРУССКИХ МЕДИА ДЛЯ ДЕТЕЙ

В статье обосновывается актуальность изучения детских медиа Беларуси как системы, парадигмы взаимодействия и взаимосвязанности ее структурных компонентов, устанавливаются тенденции и закономерности функционирования СМИ для детей в меняющихся технологических, социокультурных и политико-экономических условиях развития отечественного медиапространства.

Научная новизна статьи заключается в рассмотрении белорусских медиа для детей как специфической системы структурно, организационно и функционально взаимосвязанных элементов, а также обосновании методологических принципов медиаисследования, связанных с выявлением онтологических характеристик категории системности функционирования детских медиа Беларуси.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения принципа системности в изучении детских медиа, их компонентного состава, структурной организации и взаимосвязей элементов с учетом динамичных изменений, происходящих в медиасфере Беларуси.

В статье дается рабочее для данного исследования определение детским медиа, изучаемый объект рассматривается как системное образование, выделяются сегменты детской медиаси-стемы, квалифицируется их состав и описываются структурно-функциональные особенности.

Устанавливается корреляционная связь между основными объектами и субъектами детской медиасистемы - целевой аудиторией, учредителями, обществом и государством на различных стратификационных уровнях, а также выявляется системообразующий характер таких отношений.

Автором определяются ключевые субстанциональные характеристики детских СМИ, уточняется понятие медиасистемы для детей как целостной, многокомпонентной, сложноструктурированной, открытой, динамической структуры.

В статье отмечается необходимость выявления и фиксации ряда дополнительных характеристик, параметров и свойств детской медиасистемы как сложноорганизованного образования, находящегося в соподчиненной связи с надсистемой - информационным пространством Республики Беларусь.

Ключевые слова: медиа для детей, детская медиасистема, системность, структура, медиа-аудитория, сегменты.

S. V. Kharitonova

Belarusian State University

FOUR-SEGMENT STRUCTURE AND SYSTEM CHARACTERISTICS OF BELARUSIAN MEDIA FOR CHILDREN

The article substantiates the relevance of the study of children's media in Belarus as a system, the paradigm of interaction and interconnectedness of its structural components, the trends and patterns of media functioning for children in the changing technological, socio-cultural and political and economic conditions of the development of the domestic media space.

The scientific novelty of the article is the consideration of Belarusian media for children as a specific system of structurally, organizationally and functionally interrelated elements, as well as the substantiation of methodological principles of media research related to the identification of ontological characteristics of the category of systemic functioning of children's media in Belarus.

The relevance of the study is to apply the systemic principle in studying of children's media, their component composition, structural organization and relationships of elements, taking into account the dynamic changes taking place in the media sphere of Belarus.

The article gives a working definition of children's media for this study, the object is considered as a system component, the segments of the children's media system are distinguished, their composition is qualified and structural and functional features are described.

The correlation between the main objects and subjects of the children's media system - the target audience, founders, society and the state at different stratification levels is established, and the system-forming nature of such relations is revealed. The author defines the substantive characteristics of children's media, clarifies the concept of a media system for children as a holistic, multicomponent, complex, open, dynamic structure.

The article notes the need to identify and fix a number of additional characteristics, parameters and properties of the children's media system as a complex phenomenon, which is in a subordinate relationship with the suprasystem-the information space of the Republic of Belarus.

Key words: media for children, children's media system, consistency, structure, media audience, segments.

Введение. Научный интерес к детским медиа как особому сегменту информационного пространства Беларуси, призванному предоставлять аудитории необходимые для развития личности ребенка знаниевые и аксиологические ресурсы, очевиден.

До сих пор в современной науке основным объектом изучения выступали средства массовой информации (массмедиа) и детская журналистика. Им посвящены работы белорусских и зарубежных ученых различных направлений медиаанализа, каждое из которых отличалось аспектом исследования, методологическим инструментарием и предметом научного познания. Исследовался исторический контекст зарождения и становления советской журналистики для детей и молодежи [1-3], выявлялись типологические особенности детских СМИ, их структурно-функциональные, содержательные характеристики в постсоветский период трансформации информационного пространства [4-6] и др.

Несмотря на разнообразие исследований по детской журналистике, многоаспектность и мно-говекторность данного феномена требуют описания функционирования детских медиа как системы, рассмотрения корреляции ее компонентов и свойств в меняющихся технологических, социокультурных и политико-экономических условиях. Научное осмысление детских медиа как системы становится еще более востребованным в связи с увеличением роли цифровых средств и каналов трансляции информации в жизни подрастающего поколения.

На фоне стремительной цифровизации общества и медиасферы Беларуси возникает необходимость исследования системообразующих характеристик медиа для детей. В связи с этим вызывают интерес работы российских представителей современной научной школы, в которых актуализируется понятие «медиаси-стемы» [7, с. 8-12; 8; 9, с. 8-12], подчеркивается значимость ее рассмотрения в контексте глобальной цифровой трансформации с учетом национального контекста, а также комплексного изучения ее свойств, характера и интегра-тивных качеств [10, с. 17-24].

Попытка сформировать комплексный взгляд на белорусские медиа для детей как специфической системы структурно, организационно и функционально взаимосвязанных элементов, раскрыть методологические основания

медиаисследования путем определения онтологических характеристик системности детских медиа, в отечественном научном дискурсе предпринимается автором статьи впервые.

Основная часть. Модернизация теории и практики белорусской детской журналистики предполагает исследование медиа для детей с точки зрения системного подхода, сущность которого заключается в рассмотрении сложного объекта как системы со свойственными ей особенностями внутреннего строения, функционирования и развития [11, с. 206-208; 12, с. 8]. Центральным понятием, таким образом, выступает категория «системы». В научной литературе нами обнаружено большое многообразие подходов к ее определению, которые рассматривают систему как теорию, метод, совокупность объектов, социальное явление. Учеными традиционно подчеркивается многочисленность смыслов и значений понятия, которое трактуется как «множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами» (Холл А., Фейджин Р.), «совокупность элементов, организованных таким образом, что изменение, исключение или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах» (Топоров В. Н.), «взаимосвязь самых различных элементов», «все, состоящее из связанных друг с другом частей» (Бир Ст.), «отображение входов и состояний объекта в выходах объекта» (Месарович М.) и т. д. [13, с. 81]. Тем не менее четкая, универсальная научная дефиниция, которая бы охватывала различные изучаемые явления и процессы, не выработана.

Неоднозначность в определении понятия «системы», с одной стороны, позволяет нам рассматривать ее, исходя из характера и специфических признаков объекта нашего исследования (медиа для детей), а с другой - опираться на основополагающую трактовку системы, сформулированную Берталанфи Л. и уточненную Садовским В. Н. и Юдиным Э. Г., - как комплекса взаимодействующих элементов, которые характеризуются определенными взаимосвязями и отношениями в составе другой, более сложной системы - внешней среды [11, с. 78-84].

Обратимся к детерминации изучаемого объекта.

Современное академическое сообщество относит «медиа» к многозначным понятиям, требующим терминологического уточнения. Исследователями сформулированы научные

дефиниции, отличающиеся по своему содержанию и характеру в зависимости от технико-технологических факторов, оказывающих влияние на развитие медиа. Долгое время они рассматривались как «посредники» (от medium -посредник) - технологические средства коммуникации (телеграф, радио, телефон), служащие для передачи информационного сообщения [14, с. 180], либо использовались в относительно узком значении средств массовой информации (СМИ) или средств массовой коммуникации (СМК) [15, с. 53].

Новый ракурс в понимании медиа появился в середине XX в. благодаря известному постулату Маклюэна Г. М. «средство коммуникации есть сообщение» (The medium is the message), который подчеркнул тесную связь канала распространения и передаваемого сообщения [16, с. 9].

В XXI в. на фоне расширения сферы цифровых коммуникационно-информационных технологий тезис канадского ученого становится еще более актуальным в разрезе современных исследований детских медиа как «системы каналов и содержания, существующих в неразрывной связи» [8, с. 7].

Используемые в научном обороте дефиниции «медиа» обнаруживают частичное семантическое совпадение с действующим нормативным (законодательным) определением термина. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации», к СМИ относятся «газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, сетевое издание, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящая периодический характер и предназначенная для неопределенного круга лиц». Такое понимание СМИ является официальным и общепринятым для всех субъектов отечественной медиасферы, которые непосредственно занимаются производственно-творческой деятельностью по сбору, обработке и распространению общественно значимой информации. В контексте изучения детского сегмента белорусской медиасферы, это дает возможность, с одной стороны, рассматривать вышеперечисленные виды СМИ как медиа, рассчитанные на аудиторию дошкольников, младших, средних и старших школьников в возрасте до 18 лет (или детскую аудиторию). С другой - в условиях циф-ровизации белорусской медиасферы, умножения дигитальных средств и каналов передачи информации и, соответственно, повышения доступности ее получения подрастающим поколением медиапотребителей на различных электронных (в том числе мобильных) носителях включать в ряд детских медиа но-

вейшие цифровые системы и мультимедийные веб-платформы как современные массовые и общедоступные средства (каналы) трансляции информации.

Таким образом, наше понимание медиа совпадает с трактовкой, предложенной Земля-новой Л. М., с одной стороны, как «средств связи и передачи информации различных типов -от самых древних <.. .> до наисовременнейших, образующих глобальные информационные супермагистрали». С другой - как массмедиа, или «массовых средств информационных связей, которые отличаются особой атрибутикой и функциями» и отождествляются со СМИ [17, с. 197-200]. Медиа для детей, следовательно, рассматриваются нами как совокупность средств массовой информации (газет, журналов, радио- и телеканалов, сетевых изданий), а также каналов, средств и способов передачи информации, предназначенной для детской аудитории.

Системность детских медиа. Многогранность дефиниции детских медиа, многообразие их видов и реализуемых функций обусловливают их изучение в соответствии с принципом системности - методологического подхода, позволяющего исследовать медиа для детей как систему с определенным элементным составом; структурой как формой взаимосвязи элементов; функциями элементов и целого [18, с. 9]. Системность, таким образом, лежит в основе научного отображения исследуемого объекта и рассматривается нами с двух аспектов - как свойство детских медиа и как способность субъекта системно познавать объект [12, с. 28; 13, с. 8].

«Системность» как свойство детских медиа, выраженное определенной иерархией взаимодействующих и взаимосвязанных элементов (газет, журналов, редакций, издательств, учредителей, аудиторий и др.), обусловливает их изучение в совокупности как составной части (подсистемы) национальной медиасистемы Республики Беларусь. Комплексы элементов образуют целостный компонентный состав -систему детских медиа. По иерархическому признаку их связывают вертикали разных уровней подсистем, каждый из которых обладает свойством системности, а значит, может быть представлен как системное образование. К примеру, детские медиа включают в себя сегмент белорусских традиционных СМИ, который представлен 12 газетами и 80 журналами. Компонентный состав каждого из этих видов печатной периодики состоит из изданий различного целевого назначения (развлекательных, познавательных, развивающих, литературно-художественных и др.), читательского адреса (для дошкольников, младших, средних и старших школьников), формы собственности

учредителя. Печатный номер детского журнала (газеты) выпускается с собственной, развитой системой разделов и рубрик, а отдельная полоса издания - основных и вспомогательных элементов и т. д.

Составленная логическая цепочка демонстрирует, что независимо от критерия медиаа-нализа (видовый, типологический, структурный, функциональный), каждый из системных компонентов детских медиа способен разветвляться, представляя собой сложноорганизован-ную подсистему элементов. Следовательно, перед нами возникает необходимость изучения структуры как неотъемлемой системной черты детских медиа, которая выступает в виде «упорядоченности отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие, способ организации и тип связей» [12, с. 62], а также выявления специфики структурной организации и взаимодействия системных компонентов.

Структура детских медиа. Элементный состав детской медиасистемы представлен совокупностью компонентов, которые по функциональному признаку целесообразно разделить на четыре основных сегмента.

Первый сегмент, согласно сформулированному выше определению, представляют детские медиа с соответствующими видовыми (газеты, журналы, радио, телевидение) и типологическими характеристиками (аудиторный, тематический, целевой и др.), а также каналы, средства и способы передачи информации, предназначенной для подрастающего поколения.

Печатные периодические издания (газеты и журналы) для аудитории дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста выступают основой отечественной детской ме-диасистемы. Они насчитывает более 200 наименований изданий, распространяемых на территории Республики Беларусь. Вещательные медиа - радио и телевидение - представлены в структуре белорусской системы традиционных медиа рядом аудиовизуальных программ («Ма-ладыя таленты Беларуа» - 1-ы канал Белорусского радио, «Дасцшныя. Нястомныя. Кемлiвыя» - канал «Культура», «Пин_код» - канал «Беларусь 2», «Калыханка» - канал «Беларусь 3» и т. д.), вещание которых ведется в эфире (в различных форматах и диапазонах) и интернете.

В условиях стремительного развития цифровых технологий и веб-коммуникации набирают популярность новые медиа, транслирующие контент для детской аудитории в онлайн-среде. Они характеризуются особыми типологическими признаками, среди которых слияние на одной онлайн-платформе канала распространения контента и среды его производства, невозможность существования без экранных

мультимедийных устройств, цифровая форма создания и распространения контента, а также выраженное свойство интерактивности [8, с. 11].

В соответствии с выявленными характеристиками к новым медиа мы относим социальные сети, предназначенные для взаимодействия детей и подростков в группах и сообществах; сетевые издания, прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «О средствах массовой информации»; а также любой другой интернет-ресурс - интернет-сайт, страница интернет-сайта, форум, блог, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс (его составная часть), размещенный в интернете и распространяющий массовую информацию. Несмотря на очевидный технологический ракурс выявленных признаков, остается открытым вопрос о месте в детской медиаси-стеме сетевых изданий и интернет-версий традиционных медиа. С одной стороны, онлайн-СМИ относятся к официально зарегистрированным средствам массовой информации, а с другой - обладают всеми технологическими признаками социальных сетей и многофункциональных детских интернет-ресурсов. В этом усматривается необходимость установления более четких критериев для подробной классификации детских медиа, а, следовательно, и их структуризации в отечественной медиасистеме в дальнейших научных исследованиях.

Второй сегмент в структуре медиасистемы представляет аудитория детей, на удовлетворение информационных запросов которых ориентирована деятельность детских медиа. Целевая аудитория выступает частью многочисленной потенциальной аудитории медиапотребителей в возрасте до 18 лет. В Республике Беларусь их количество насчитывает 1 млн 864,5 тыс. человек [19, с. 12]. Дошкольники, младшие, средние и старшие школьники, составляя весомую долю населения страны (19,6% из 9 млн 491,8 тыс. человек), формируют разнообразный по количественно-качественным характеристикам состав аудиторного сегмента детской медиасистемы.

В прикладном аспекте исследования учет половозрастных, психологических, социальных, культурных, ценностных особенностей каждой из возрастных групп детей означает целенаправленную деятельность детских медиа, направленную на изучение сегментированной, реальной, аудитории как непосредственного потребителя медиаконтента, ее численного состава, регулярности обращения к различным медиаплатформам (газетам, журналам, радио- и телепрограммам, веб-сайтам), информационных запросов и специфики ме-диаповедения.

В научно-теоретическом аспекте количественно-качественные различия целевых аудиторий в детской медиасистеме обусловливают необходимость построения классификации элементов аудиторного сегмента по различным основаниям - от роли и характера воздействия, до степени самостоятельности и активности влияния на процессы в динамике развития ме-диасистемы. К примеру, современная детская аудитория, с дошкольных лет вовлеченная в мультимедийное онлайн-пространство, самовыражаясь, создает и формирует актуальный, модный, востребованный в ее среде медиакон-тент. Дети публикуют фото-, аудио-, видео-, мультимедийные сообщения и веб-комментарии в сети на различных цифровых платформах и популярных социальных сетях УК, Т1кТок, Instagram. В то же время редакции детских медиа обновляют сайты, ведут аккаунты, используют мессенджеры для интерактивного общения и одновременно привлечения детской аудитории цифрового поколения к информации, призванной в нравственном, эстетическом, духовном и интеллектуальном смыслах воспитывать подрастающее поколение. Таким образом, в качестве активных субъектов медиаси-стемы выступают ее компоненты - реальная аудитория медиа и СМИ. Каждый из сегментов, обладающий характерными для него типологическими свойствами, под влиянием различных технологических и социокультурных факторов воздействует друг на друга и на медиасистему в целом, определяя ее способность к открытости внешнему воздействию, восприимчивости к воздействию экстернальных и интернальных факторов, трансформации под и их влиянием (инсентивности), а также модификации способов организации и функционирования медиа (адаптивности). Как отмечает Ивченков В. И., «Войдя в социальные сети, адаптируясь к условиям коммуникации в интернете, СМИ меняют продукт журналистского труда - текст, функциональные параметры его не вмещаются в заданные рамки публицистического стиля, а диктуются больше когеренцией (сопряженностью), условиями, местом, способом, сферой информационного погружения» [20, с. 17].

Третий сегмент в структуре детской ме-диасистемы формируют медиапредприятия (различных видов и форм собственности), производящих медиаконтент для детской аудитории. Как административно-управленческие образования (РУП «Издательство "Адукацыя i выхаванне"», ОДО «Элбипресс», ЧТУП «Ми-нар», ООО «Редакция газеты «Магазин кроссвордов», ЗАО «Редакция газеты «Толока» и др.) они определяют характер организационных (административных, дисциплинарных, право-

вых) отношений и иерархических взаимосвязей между субъектами информационной деятельности в составе редакций и издательств на различных уровнях структурного устройства служб/отделов/дирекций (редакции, рекламы, распространения, маркетинга и др.).

Согласно белорусскому законодательству (ст. 10 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации»), учредителем (учредителями) средства массовой информации могут быть физическое или юридическое лицо, государственный орган, политические партии и другие общественные объединении.

В структуре отечественной медиасистемы для детей учредителями являются различные по виду (частная, государственная) и форме собственности (индивидуальная, коллективная) медиасубъекты. Необходимость их четкой дифференциации, а также накопленный эмпирический материал в сфере изучения детской журналистики позволили нам выделить следующие типы учредителей в порядке убывания представленности их медиа на детском информационном рынке: коммерческие организации (юридические лица) (ОДО «Элбипресс», ЧТУП «Минар», ООО «Редакция газеты «Магазин кроссвордов», ЗАО «Редакция газеты «Толока», УП «Траско», ООО «Редакция газеты «Шапокляк», ООО «Онорэ», ООО «Издательский дом «Вита», ООО «Познайка», ООО «Мара принт»); частные (физические) лица (Капский В., Кульбацкий О., Ненашев Д.); государственные организации (Администрация Президента Республики Беларусь, «Редакция газеты «Советская Белоруссия», Министерство информации Республики Беларусь, Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета), выступающие соучредителями вместе с редакциями детских СМИ, и общественные организации (объединения) (Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных).

В результате изучения типологии медиа-субъектов был обнаружен ряд особенностей в структурной организации детской медиаси-стемы. Во-первых, учредителями детских СМИ преимущественно выступают медиа-субъекты негосударственной формы собственности - коммерческие организации и частные лица. Частный сектор предлагает детской аудитории 9 газет и 70 журналов из 92 отечественных периодических изданий, выпускаемых на территории Республики Беларусь. Во-вторых, большая часть коммерческих ме-диапредприятий представляет собой укрупняющиеся медиахолдинги, или издательские

дома, выпускающие разнообразный перечень СМИ. В-третьих, их медиа предназначаются либо для локальных групп детей каждой из возрастных категорий, либо для конкретной сегментированной целевой аудитории (УП «Тра-ско», ООО «Редакция газеты «Шапокляк», ЧТУП «Минар»). Например, УП «Траско» специализируется на выпуске игровых и развивающих журналов для дошкольников «Бабушкин сундучок», «Карандаш», «Дюймовочка», «Любимые сказки», «Солнышко», «Посмотри и раскрась», «Вырежи и наклей», «Раскраска для малышей», «Растем вместе», «Раскраска с наклейками», «Раскраска с подсказкой». РУП «Издательство "Пачатковая школа"» (с августа 2019 вошедшее в состав РУП «Издательство "Аду-кацыя i выхаванне"») (журналы «Рюкзачок», «Рюкзачок. Веселый зоопарк», «Топа», «Я сам!», «Юный техник и изобретатель» и др.) и ОДО «Элбипресс» (журналы «Апельсин», «Детский журнал», «Стрекоза», «Пропеллер», «Симба») предлагают подрастающей аудитории универсальный комплект медийного контента различного целевого назначения и читательского адреса.

Многообразие негосударственных медиа-субъектов в детской медиасистеме, с одной стороны, способствует усилению конкуренции на отечественном медиарынке, и одновременно, развитию компонентного состава в структуре детских медиа. С другой - все увеличивающееся количество СМИ негосударственного сектора в белорусской медиасистеме сопровождается коммерциализацией отрасли и массовым распространением развлекательного контента, что в значительной степени влияет на эффективность функционирования детской ме-диасистемы как подсистемы государства, призванной реализовывать важнейшие функции воспитания, образования, социализации и просвещения детей.

Выявленное противоречие подчеркивает значимость четвертого сегмента в системе детских медиа - институтов и ведомств (государства, министерств, исполкомов), которые обладают административно-управленческими свойствами и оказывают целенаправленное влияние на развитие инфраструктуры и деятельность детских СМИ и медиапредприятий.

За последние несколько лет в законодательной сфере Беларуси был принят ряд нормативных актов, демонстрирующих способность ме-диасистемы реформироваться в новых технико-технологических и социокультурных условиях. Так, в 2016 г. в Республике Беларусь подписан Закон № 362-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», в котором зафиксирован комплекс мер

по защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка. В октябре 2016 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 871 «Положения о критериях определения возрастной категории детей, среди которых допускается распространение информационной продукции» уточнен и установлен порядок присвоения знаков возрастной категории детских медиа. В 2018 г. Закон Республики Беларусь № 128-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» зафиксировал правовой статус владельца интернет-ресурса, расширил перечень видов информации, распространение которой ограничено в СМИ и интернет-ресурсах. Утверждение в марте 2019 г. «Концепции информационной безопасности Республики Беларусь» содействует повышению объема, разнообразия и качества национального контента СМИ. Разработка административно-управленческими институтами и ведомствами необходимой для развития системы детских медиа правовой и нормативной базы отражает способность четвертого сегмента формировать информационную стратегию, которая на фоне количественно-качественной несбалансированности и внутренней неоднородности компонентов детской медиасистемы, обеспечивает детей всесторонним, информативно насыщенным, уникальным и непрерывным медиаконтентом.

Заключение. Анализ компонентного состава (четырехсегментной структуры) детской ме-диасистемы показал, что элементы каждого из ее сегментов при их относительной организационной автономии структурно взаимосвязаны. Корреляционная зависимость проявляется в многообразии взаимоотношений взаимодействия и взаимовлияния, которые складываются между детскими медиа, целевой аудиторией, учредителями, обществом и государством на различных уровнях их деятельности. В этом усматривается системообразующий характер связей компонентов детской медиасистемы, выступающих основой ее структурной организации. Так, видовые и типологические признаки детских медиа обусловлены информационными запросами медиапотребителей каждой из возрастных групп детей. Специфика деятельности медиапредприятий, производящих контент для детской аудитории, детерминирует на национальном уровне вектор и характер развития ме-диаотрасли, а на локальном (редакционном) -качество и количество детских СМИ. Целенаправленное влияние на развитие инфраструктуры детских медиа в масштабе государства оказывают государство и ведомства, разрабатывающие стратегии функционирования системы медиа для детей в меняющихся социокультур-

ных, экономических и технико-технологических условиях. Соответственно, любые процессы, происходящие в системе детских медиа и ее составных компонентах, оказывают воздействие на другие элементы и медиасистему в целом, тем самым выявляя общесистемное свойство - интегративное качество медиаси-стемы, детерминированное Шкондиным М. В. как «системный результат взаимодействия СМИ, их различных подсистем и структур, который отражается в формируемой ими медиа-картине мира» [10, с. 17-24].

Исследование белорусских медиа для детей как специфической системы структурно, организационно и функционально взаимосвязанных элементов позволило нам выявить следующие сущностные характеристики системности детских медиа:

- система детских медиа - это многокомпонентная система, которая включает в себя комплексы взаимосвязанных элементов, формирующих целостный компонентный состав из четырех основных сегментов - детских медиа, медиааудиторий, медиапредприятий, институтов и ведомств;

- система детских медиа - это сложноструктурированная система, каждый сегмент которой имеет собственную устойчивую структурную организацию (способ организации, тип связей) и может быть представлен как системное образование с соответствующей иерархией компонентов на горизонтально-вертикальных уровнях;

- система детских медиа - это открытая система, которая подвергается внешнему и

внутреннему влиянию различных факторов, структурно, качественно и функционально модифицируясь;

- система детских медиа - это динамическая система, динамика трансформации которой определяется способностью ее составных компонентов (сегментов и их составляющих) видоизменяться в новых условиях (исторических, социальных, экономических, технологических и др.), адаптироваться к ним, и, функционируя, проявлять специфические системные свойства инсентивности и адаптивности.

Выявленные характеристики системности медиа для детей, таким образом, позволяют нам охарактеризовать детскую медиасистему в субстанциональном аспекте ее элементной и структурно-функциональной организации (что обусловлено целью данного исследования) как целостную, открытую, динамическую многокомпонентную и сложноструктурированную систему, составные сегменты которой обеспечивают координационную, производственную и творческую деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной для детской аудитории информации.

Фиксация целого ряда дополнительных системных оснований, параметров и свойств детской медиасистемы как сложноорганизованно-го образования, находящегося в соподчиненной связи с надсистемой - информационным пространством Республики Беларусь, предусмотрена в дальнейших исследованиях нашего объекта в динамике его развития.

Литература

1. Ганичев В. Н. Молодежная печать: история, теория, практика. М.: Мысль, 1976. 286 с.

2. Холмов М. И. Становление советской журналистики для детей. Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1983. 209 с.

3. Слука О. Г. Комсомольская строка: проблемы идейно-политического воспитания в молодежной печати Белоруссии. Минск: Университетское, 1984. 125 с.

4. Руденко И. А. Детская и юношеская пресса России // Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. Науч.-исслед. ин-т школьных технологий. М., 2006. С. 126-128.

5. Капустина Г. Л. Современная детская газета как тип издания: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2014. 212 л.

6. Кулакова Н. Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т. Екатеринбург, 2017. 24 с.

7. Вартанова Е. Л. О теоретической актуальности понятия «медиасистема» // МедиаАльманах. 2018. № 4. С. 8-12.

8. Медиасистема России: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2017. 384 с.

9. Вартанова Е. Л. Об актуальности «национального» в концепции «медиасистемы» // Медиа-Альманах. 2018. № 6. С. 8-12.

10. Шкондин М. В. Интегративные качества медиасистемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 2. С. 17-24.

11. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 280 с.

12. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. Киев: МАУП, 2003. 368 с.

13. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: учеб. пособие. СПб.: Бизнесс-пресса, 2000. 326 с.

14. Жилавская И. В. Классификация медиа: проблемы, понятия, критерии // Вест. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 2, № 4. С. 169-175.

15. Корконосенко В. И. Медиа // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник М., 2018. С. 52-54.

16. Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.

17. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации // Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004. 416 с.

18. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.

19. Дети и молодежь Республики Беларусь: стат. сб. Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. 2018. 133 с.

20. Ивченков В. И. Журналистика и интернет: тексто-вебовая когеренция // Мультимедийная журналистика: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1-2 марта 2018 г. / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2018. С. 14-17.

References

1. Ganichev V. N. Molodezhnaya pechat': istoriya, teoriya, praktika [Youthprint: History, theory, practice]. Moscow, Mysl' Publ., 1976. 286 p.

2. Kholmov M. I. Stanovleniye sovetskoy zhurnalistiki dlya detey [Formation of Soviet journalism for children]. Leningrad, Leningradskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 1983. 209 p.

3. Sluka O. G. Komsomol'skaya stroka: problemy ideyno-politicheskogo vospitaniya v molodezhnoy pechati Belorussii [Komsomolskaya line: Problems of ideological and political education in the youth press of Belarus]. Minsk, Universitetskoye Publ., 1984. 125 p.

4. Rudenko I. A. Children and youth press of Russia. Informatsionnoye prostranstvo rossiyskogo po-drostka v postsovetskiy period [Information space of the Russian teenager in the post-Soviet period], Moscow, 2006, pp. 126-128 (In Russian).

5. Kapustina G. L. Sovremennaya detskaya gazeta kak tip izdaniya. Dis. kand. filol. nauk [Modern children's newspaper as a publication type. Cand. Diss.]. Tambov, 2014. 214 p.

6. Kulakova N. L. Detskiye i podrostkovyye periodicheskiye izdaniya v strukture mediakholdingov. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Children and adolescent periodicals in the structure of media holdings. Abstract of thesis cand. of filol. sci.]. Ekaterinburg, 2017. 24 p.

7. Vartanova E. L. On the theoretical relevance of the concept of "media system". MediaAl'manakh [MediaAlmanac], 2018, no. 4, pp. 8-12 (In Russian).

8. Mediasistema Rossii [Russian media system]. Edit. by E. L. Vartanova. Moscow, Aspect Press Publ., 2017. 384 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Vartanova E. L. On the relevance of the "national" in the concept of "media system". MediaAl'manakh [MediaAlmanac], 2018, no. 6, pp. 8-12 (In Russian).

10. Shkondin M. V. Integrative qualities of the media system. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice ofjornalism], 2014, no. 2, pp. 17-24 (In Russian).

11. Sadovskiy V. N. Osnovaniya obshchey teorii sistem [Bases of the general theory of systems]. Moscow, Nauka Publ., 1974. 280 p.

12. Surmin Yu. P. Teoriya sistem i sistemnyy analiz [Systems theory and system analysis]. Kiev, MAUP Publ., 2003. 368 p.

13. Spitsnadel' V. N. Osnovy sistemnogo analiza [Fundamentals of system analysis]. St. Petersburg, Bizness-pressa Publ., 2000. 326 p.

14. Zhilavskaya I. V. Classification of media: problems, concepts, criteria. Vestnik Volzhskogo Uni-versiteta imeni V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishchev], 2016, vol. 2, no. 4, pp. 169-175 (In Russian).

15. Korkonosenko V. I. Media. Medialingvistika v terminakh i ponyatiyakh: slovar'-spravochnik [Medialinguistic in terms and concepts: the dictionary-directory]. Moscow, 2018, pp. 52-54 (In Russian).

16. McLuhan M. Understanding Media: External extensions of man. New York, Signet Books, 1964. 421 p. (Russ. ed. Makluyen M. Ponimaniye Media: Vneshniye rasshireniya cheloveka. Moscow; Zhu-kovskoye, KANON-press-Ts Publ., Kuchkovo pole Publ., 2003. 464 p.).

17. Zemlyanova L. M. Communication Studies and media. Anglo-russkiy tolkovyy slovar' kontseptsiy i terminov [English-Russian explanatory dictionary of concepts and terms]. Moscow, 2004. 416 p.

18. Aver'yanov A. N. Sistemnoyepoznaniye mira: metodologicheskiyeproblemy [System cognition of the world: methodological problems]. Moscow, Politizdat Publ., 1985. 263 p.

19. Deti i molodezh' Respubliki Belarus': statisticheskiy sbornik [Children and youth of the Republic of Belarus: statistical compilation]. Minsk, Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' Publ., 2018. 133 p.

20. Ivchenkov V. I. Journalism and the Internet: text-web coherence. Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Mul'timediynaya zhurnalistika" [A collection of scientific papers of the Intertional scientific and practical conference "Multimedia journalism"]. Minsk, 2018, pp. 14-17 (In Russian).

Информация об авторе

Харитонова Светлана Вячеславовна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати и веб-журналистики. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: kharytonavasv@bsu.by

Information about the author

Kharitonоva Svеtlana Vyachеslavovna - PhD (Philology), Assosiate Professor, Head of the Department of Periodical Press and Web-journalism. Belarusian State University (9, Kalvariyskaya str., 220004, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: kharytonavasv@bsu.by

Поступила 28.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.