Научная статья на тему 'МЕДИАСЕРВИС «РУЛИ» В КУЛЬТУРЕ УМНОГО ГОРОДА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ'

МЕДИАСЕРВИС «РУЛИ» В КУЛЬТУРЕ УМНОГО ГОРОДА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые коммуникации смарт-сити / транспортная инфраструктура мегаполиса / сервис «Рули» / smart city digital communications / megalopolis transport infrastructure / Steering Wheel service

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсуков Кирилл Павлович

Авторы предпринимает попытку показать социокультурную детерминацию цивилизационных конструкций социума, опирающегося на культуру цифровых моделей управления. Оправданы прогнозы относительно увеличивающейся роли цифровых коммуникаций, постоянного обновления коммуникативного опыта повседневности. Речь идет о формировании новых коммуникативных практик, в том числе сетевых, которые вносят качественные изменения в характеристики развивающегося smart-социума, где по-другому понимается свобода индивида, его адаптация в новых средах. Акцент сделан на сервис «Рули», который был впервые анонсирован мэром города в 2018 году, его платформу, которая упрощает процесс аренды личного автотранспорта, делая транспортную инфраструктуру мегаполиса более комфортной, эргономичной и мобильной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SERVICE "STEERING WHEELS" IN THE CULTURE OF A SMART CITY: MANAGEMENT DECISIONS OF THE MOSCOW GOVERNMENT

The authors attempt to show the socio-cultural determination of the civilizational structures of society based on the culture of digital management models. Forecasts regarding the increasing role of digital communications, the constant updating of the communicative experience of everyday life are justified. We are talking about the formation of new communicative practices, including network ones, which make qualitative changes in the characteristics of the developing smart society, where the freedom of the individual is understood differently, his adaptation in new environments. The focus is on the Steering Wheel service, which was first announced by the mayor of the city in 2018, its platform, which simplifies the process of renting personal vehicles, making the transport infrastructure of the metropolis more comfortable, ergonomic and mobile.

Текст научной работы на тему «МЕДИАСЕРВИС «РУЛИ» В КУЛЬТУРЕ УМНОГО ГОРОДА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ»

БАРСУКОВ К.П. МЕДИАСЕРВИС «РУЛИ» В КУЛЬТУРЕ УМНОГО ГОРОДА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Авторы предпринимает попытку показать социокультурную детерминацию цивилизационных конструкций социума, опирающегося на культуру цифровых моделей управления. Оправданы прогнозы относительно увеличивающейся роли цифровых коммуникаций, постоянного обновления коммуникативного опыта повседневности. Речь идет о формировании новых коммуникативных практик, в том числе сетевых, которые вносят качественные изменения в характеристики развивающегося smart-социума, где по-другому понимается свобода индивида, его адаптация в новых средах. Акцент сделан на сервис «Рули», который был впервые анонсирован мэром города в 2018 году, его платформу, которая упрощает процесс аренды личного автотранспорта, делая транспортную инфраструктуру мегаполиса более комфортной, эргономичной и мобильной.

Ключевые слова: цифровые коммуникации смарт-сити, транспортная инфраструктура мегаполиса, сервис «Рули»

BARSUKOV K.P. MEDIA SERVICE "STEERING WHEELS" IN THE CULTURE OF A SMART CITY: MANAGEMENT DECISIONS OF THE MOSCOW GOVERNMENT

The authors attempt to show the socio-cultural determination of the civilizational structures of society based on the culture of digital management models. Forecasts regarding the increasing role of digital communications, the constant updating of the communicative experience of everyday life are justified. We are talking about the formation of new communicative practices, including network ones, which make qualitative changes in the characteristics of the developing smart society, where the freedom of the individual is understood differently, his adaptation in new environments. The focus is on the Steering Wheel service, which was first announced by the mayor of the city in 2018, its platform, which simplifies the process of renting personal vehicles, making the transport infrastructure of the metropolis more comfortable, ergonomic and mobile.

Keywords: smart city digital communications, megalopolis transport infrastructure, Steering Wheel service

БАРСУКОВ К.П. МЕДИАСЕРВИС «РУЛИ» В КУЛЬТУРЕ УМНОГО ГОРОДА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Коммуникативные практики в массовой, публичной, межкультурной и других областях жизнедеятельности представляют собой многослойный комплекс взаимосвязанных составляющих, влияющих на потребительское поведение, сознание личности и логику координационного управления смыслами [2]. Кроме того, коммуникативная культура «умного города» предполагает баланс интересов всех сторон, заинтересованных в устойчивом социально - экономическом и социокультурном развитии территории. «Критериями качества управления являются «..улучшение

качества жизни населения и его благосостояние, оздоровление природной среды, достижение личностной включенности каждого в преодоление социальной напряженности, создание условий для саморазвития личности и раскрытие внутренних резервов, ответственности за устойчивое будущее» [1].

Управленческие решения умного города находят свое отражение в информационных кодах, в позитивных имиджах и брендах, которые проявляются в стремительно обновляемых проектных технологиях, средствах коммуникаций, новых ценностях и коммуникативных смыслах [6].

Москва как мегаполис выступает мощной экспериментальной площадкой, в городе работает 18 государственных программ, направленных на развитие таких приоритетных направлений, как транспорт, жилье, культура, образование, безопасность. Их реализация требует координации всех департаментов и комитетов правительства Москвы, а также включенности активных граждан, других акторов, заинтересованных в развитии смарт-сити [3], что формируют, прежде всего, оптимальную среду для развития и реализации человеческого потенциала.

Государственная программа города Москвы «Градостроительная политика» координирует столичные проекты, стремительно развиваясь в разных направлениях: экология; транспортная инфраструктура; умный город; благоустройство; туристические направления и т.д. Эксперты отмечают достижения столицы в области развития и использования связи, участия жителей в городском управлении, поддержке и внедрении инноваций.

Одним из таких инновационных проектов стал сервис «Рули», который был впервые анонсирован мэром города в 2018 году [4]. Данная потребность возникла в Москве из-за прогрессирующего количества покупаемых личных транспортных средств. Автомобильный парк в нашей стране увеличивается с каждым годом, а вместе с ним растет и уровень автомобилизации россиян. Согласно опросу аналитического агентства «Автостат», на 1 тыс. соотечественников сегодня приходится 293 машины. К 2019 года российский автопарк перевалил за отметку в 51,8 млн единиц [5 ]. Для сравнения: в 2015 году по данным Международной ассоциации автопроизводителей (OICA) мировой автопарк состоял из 980 млн единиц, в 1986 году — из 500 млн, а в 1970 году — из 250 млн. Специалисты аналитической компании Navigant Research в 2014 г посчитали внедорожный и строительный транспорт в мире. Их статистика сводится к следующим показателям: в 2015 г. - 1,2 млрд машин

[5 ].

Проблема количественного роста автотранспорта усложняется тем, что более 90% времени личный автомобиль не используется, простаивая на городских парковках. Именно поэтому сервис «Рули» стал актуален для мегаполиса, чтобы на городских парковках стояло, как можно меньше машин, а жители отказались от покупки автомобиля и выбрали другой альтернативный транспорт: общественный, такси или каршеринг.

По статистике около 1,2 миллиона машин (от всего объёма автомобилей в Москве 4,7 миллиона.) используются не больше трёх дней в неделю, а остальное время стоят на парковке.

В Москве за последние 6 лет число пользователей превысило 1 миллиона человек и число поездок составило более 130 миллионов. В 2015 году насчитывалось всего 350 транспортных средств каршеринга, а количество зарегистрированных пользователей около 30 тысяч. Москва активно поддерживает частные компании каршеринга и выдает субсидии на обновление автопарка. Главное преимущество каршеринга в Москве, это гибкость в использовании транспортного средства для передвижения исключительно по необходимости в любое удобное время и место. Одно из ключевых преимуществ - это бесплатная парковка в городе, за которую пользователь не платит, благодаря специальным условиям у компаний каршеринга со стороны Правительства Москвы.

На 2021 год в городе насчитывается восемь операторов московского каршеринга: «Делимобиль», YouDrive, Ве1каСаг, Rentmee, Lifcar, «Карусель» (аренда самокатов), «Яндекс.Драйв», Matreshcar. Парк краткосрочной аренды в городе составляет 32 тысячи транспортных средств.

Количество транспортных средств в Москве составляет 4,7 миллиона, если прибавить к этому числу Московскую область, то общий объем составит 7,7 миллионов транспортных средств, что составляет 13% от всего транспорта России. В городе невозможно построить количество дорог в 1,5 % больше к тем, что было, для этого придется убрать все тротуары, затронуть скверы и парки, чтобы сделать проезжую часть для транспортных средств.

При этом новая программа «Моя улица» в рамках Нац.проекта смогла увеличить пропускную способность на примере центра города Москвы:

Только возле Политехнического музея было 11 полос на проезжей части, эти 11 полос по итогу в сторону Старой площади въезжали в 4 полосы, создавая «бутылочное горлышко», после реконструкции сделали отдельную полосу для городского транспорта и 5 полос оставили для личного транспорта, тем самым скорость движения по выделенной полосе общественного транспорта выросла в 2 раза и для личного транспорта скорость выросла на 1 -2 км/ч (на 10-15 %).

При этом пропускная способность на данном участке выросла за счет ровного потока (канализировалось) и стало меньше дорожно-транспортных происшествий. Программа «Моя улица» по оценке Департамента не нанесла ущерба движению в городе для городского и личного транспорта она помогла поездки сделать быстрее и безопаснее.

В связи с постоянным приростом покупки личного транспорта Правительство Москвы стало прорабатывать вопрос о создании Сервиса, который поможет решить данную проблему.

В 2020 году 30 апреля в Москве запустили для жителей города закрытое тестирование «Рули» для первых 100 пользователей, в рамках которого жители смогут сдавать свой личный автомобиль в аренду знакомым. Роль города в создании «Рули» в том, чтобы создать удобную платформу для упрощения процесса аренды личного транспортного средства на краткосрочные поездки и сделать их удобными, быстрыми и безопасными.

Данный подход для сдачи личного транспортного средства к совместному использованию, когда Владелец сдает в аренду другим людям свое транспортное средство. Идея не нова, имеется успешный опыт исследований Калифорнийского университета, изучившего общественное восприятие и перспективы рынка опросы по реег^-реег са^ап^ или регеоп-to-person са^ап^ (частное лицо договаривается с частным лицом).

Результаты исследования показали, что от 50 % (в Сан-Франциско) до 75 % (в Окленде) американцев не слышали о реег^-реег са^ап^. Только 25 % опрошенных Владельцев транспортных средств готовы делиться личным автомобилем. Интерес был проявлен к данному сервису у тех, кто пользуется общественным транспортом минимум один раз в неделю. Главной причиной использование реег-^-реег са^ап^ связано с удобством, доступностью, экономия денежных средств и гибкостью в передвижениях по городу.

Пилотный этап исследования, стартовавший в Москве осенью 2021 г., показал, что сервис позволяет решить вопрос по уменьшению количества личных транспортных средств на городских парковках и отказа жителей города от покупки новых автомобилей, выбрав альтернативный вид транспорта: общественный, такси или каршеринг.

После привлечения 100 владельцев транспортных средств и их друзей «Рули» планируется подключение минимум 1000 транспортных средств в течение полугода или года.

За два месяца «Рули» поучил более 150 заявок от автовладельцев и 500 от потенциальных арендаторов. Привлечение аудитории, это главная проблема для сервиса шеринга так, как необходимо поменять отношение к личному автомобилю, убедить автовладельцев и арендаторов, что сервис «Рули» помогает экономить время, поскольку автомобиль возможно сдавать в любое время и возвращать в любом месте [4].

Проект показывает, что важно оперативно и последовательно менять логику управляющей системы. Опыт мегаполисов в перспективе возможно будет распространять на другие регионы. В законодательстве должны быть зафиксированы принципы, требования и гайдлайны, то есть направляющие линии, в рамках которых следует выбрать оптимальный вариант решения.

Несмотря на то, в Москве ощущается переход на комплексные интеллектуальные цифровые решения, сама реализация концепции умного города понимается как элемент масштабной инициативы по формированию в России цифрового общества и экономики, все же поиск оптимального сценария цифровой трансформации стоит остро. Следует согласиться с мнением, что выбор во многом зависит от целей, которые в приоритете у города, а также от стартовых условий развития в нем цифровых технологий

Таковыми могут быть «следующие подходы:

1) децентрализованный подход, когда цифровая трансформация осуществляется с привлечением бизнеса (для мегаполисов);

2) централизованный, где цифровой переход координируется на уровне органов местного самоуправления, мобилизующих доступные ресурсов и заинтересованных акторов (для крупных и средних городов);

3) модель локальных действий (для средних и малых городов), когда из-за недостаточности ресурсов цифровой трансформации подвергаются единичные, проблемные инфраструктурные сектора» [7].

Безусловно, необходимо преодолевать целый комплекс возможных барьеров, вносить коррективы в нормативно-правовую базу, продумать пути перехода на новые межведомственные модели финансирования, обеспечивающие поддержку реализации проекта. Действенным инструментом может реализация аналогичных пилотных проектов умных цифровых городов в специально выделенных экспериментальных зонах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Мерзлов Н.Г. Гражданское единство «умного города»: вовлечение потенциала культуры в процесс государственно-общественного управления// Культура: теория и практика. - 2018. - № 6 (27). - Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/99/1186

2. Пильгун М.А., Дзялошинский И.М. Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты //Вопросы психолингвистики. - 2017. - №2. - С.134-144.

3. Приказ Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр «Об утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город»». - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/17594/?sphrase id=650485 [дата обращения 04.12.2018].

4. Хабибрахимов А. Городу нужно, чтобы было меньше личных машин: как устроен «народный каршеринг» от мэрии Москвы и кто его строит. -Режим доступа: https: //vc.ru/transport/261403- gorodu-nuzhno-chtoby-bylo-menshe-nchnyh-mashin-kak-ustroen-narodnyy-karshermg-ot-merii-moskvy-i-kto-ego-stroit [дата обращения 04.12.2021].

5. Цифра дня: сколько всего автомобилей в России? Режим доступа: https://www.autonews.ru/news/5ca9c5409a79474a2e7d76d9#ws

6. Шлыкова О.В. «Цифровизация» и «цифровая культура» как новые тренды цифровой эпохи // Аудиовизуальная платформа современной культуры: материалы междунар. Научной конф. (в рамках XV Колосницынских чтений), 20-21 ноября 2020 г./Уральский федеральный ун-т имени Б.Н. Ельцина: пол науч. ред. Н.Б. Кирилловой. - Екатеринбург: УРГУ, 2020. - С. 22-32.

7. Smart-city. Как заставить российские города поумнеть? Режим доступа: https://www.csr.ru/ru/publications/smart-city-v-rossii-kak-zastavit-goroda-poumnet/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Барсуков Кирилл Павлович - заместитель директора филиала АНО Московская дирекция транспортного обслуживания «РУЛИ», магистрант кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.