Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ "МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛУГА" В МЕГАПОЛИСАХ МИРА'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ "МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛУГА" В МЕГАПОЛИСАХ МИРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ / МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛУГА / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / МЕГАПОЛИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищикова Ольга Викторовна, Сагинов Юрий Леонидович

Транспортные операторы мегаполисов по всему миру ведут работу по обеспечению безопасности, комфорта и скорости поездок и используют современные цифровые решения для информирования пассажиров и оптимизации работы транспорта, что позволяет формировать и поддерживать транспортные модели поведения населения. Все эти решения успешно реализуются в рамках концепции MaaS (Mobility as a Service - мобильность как услуга), которая в последние годы набирает популярность в ведущих мегаполисах мира и реализуется в форме мобильных приложений с удобным широким функционалом, облегчающим доступ к услугам различных видов городского транспорта. В статье представлен анализ существующего в мегаполисах мира опыта реализации концепции мобильности как услуги, что может представлять интерес как для исследователей проблем транспортного обеспечения крупных городов, так и для практиков организации городской мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MOBILITY-AS-A-SERVICE CONCEPT IN THE WORLD'S MEGALOPOLISES

Transport operators in megalopolises around the world are working to ensure the safety, comfort and speed of travel and use modern digital solutions to inform passengers and optimize transport operations, which allow forming and maintaining transport behaviour models of the citizens. All these solutions are successfully implemented within the MaaS - Mobility-as-a-Service concept. This concept in recent years has been gaining popularity in the world's leading metropolitan areas; and it is implemented in the form of mobile applications with convenient and broad functionality for easier access to different means of urban transport. Implementation of the concept makes it possible to ensure high quality of mobility and, as a consequence, higher quality of life, supporting the strategy of sustainable development of cities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ "МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛУГА" В МЕГАПОЛИСАХ МИРА»

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 2 • Февраль 2021 ISSN 2222-534Х

Первое

экономическое издательство

Ч Российскому экономическому университету ^ им. Г.В. Плеханова 114 лет

реализация концепции

«мобильность как услуга» в мегаполисах мира

Транспортные операторы мегаполисов по всему миру ведут работу по обеспечению безопасности, комфорта и скорости поездок и используют современные цифровые решения для информирования пассажиров и оптимизации работы транспорта, что позволяет формировать и поддерживать транспортные модели поведения населения. Все эти решения успешно реализуются в рамках концепции MaaS (Mobility as a Service - мобильность как услуга), которая в последние годы набирает популярность в ведущих мегаполисах мира и реализуется в форме мобильных приложений с удобным широким функционалом, облегчающим доступ к услугам различных видов городского транспорта. В статье представлен анализ существующего в мегаполисах мира опыта реализации концепции мобильности как услуги, что может представлять интерес как для исследователей проблем транспортного обеспечения крупных городов, так и для практиков организации городской мобильности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: городской транспорт, мобильность как услуга, мобильные приложения, мегаполис.

введение

Мегаполисы во всем мире используют инструменты управления городской мобильностью для повышения эффективности городской транспортной системы и снижения негативных экологических и социально-экономических последствий развития городского транспорта [2] (Рш^ккта, Рш^ккт, 2019). Современные крупные города постепенно отказываются от экстенсивного развития транспорта через

Пищикова О.В. 1, Сагинов Ю.Л. 1

1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:

Implementation of Mobility-as-a-service concept in the world's megalopolises

Pishchikova O.V. 1, Saginov Yu.L. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

строительство новых дорог и рост числа автомобилей и переходят к модели города для людей. Научные публикации и исследования выделяют четыре основные тенденции формирования современной городской мобильности: бесшовность, автономность, совместное использование и электрификация [12]. Все эти тенденции связаны с определенными технологиями. Развитие информационно-коммуникационных технологий и «Интернета вещей» (Internet of Things) привело к появлению новых форм передвижения по городу, таких как каршеринг и электронные платформы транспортных компаний-интеграторов, позволило использовать гибкое планирование маршрутов транспортных средств, перейти от фиксированных расписаний движения к гибким графикам на основе прогнозов передвижения пассажиров [3] (Saginova, 2020). Технология автономного передвижения транспортных средств без водителя уже реализуется для автомобильного и рельсового транспорта на стандартных маршрутах, например, в аэропортах. Интерес горожан к моделям каршеринга и байкшеринга обусловлен эффективностью временного использования автомобиля или велосипеда, формированием восприятия мобильности как услуги [11]. Оснащенность современных транспортных средств обеспечивает возможность обмена данными с другими транспортными средствами, устройствами и сетями и в результате учитывать индивидуальные особенности, предпочтения и схемы перемещения пассажиров. Все эти возможности требуют грамотных управленческих решений, координации действий различных служб, обеспечивающих мобильность. Поэтому анализ существующего опыта внедрения новых моделей и концепций городской мобильности актуален и значим

ABSTRACT:_

Transport operators in megalopolises around the world are working to ensure the safety, comfort and speed of travel and use modern digital solutions to inform passengers and optimize transport operations, which allow forming and maintaining transport behaviour models of the citizens. All these solutions are successfully implemented within the MaaS - Mobility-as-a-Service concept. This concept in recent years has been gaining popularity in the world's leading metropolitan areas; and it is implemented in the form of mobile applications with convenient and broad functionality for easier access to different means of urban transport. Implementation of the concept makes it possible to ensure high quality of mobility and, as a consequence, higher quality of life, supporting the strategy of sustainable development of cities.

KEYWORDS: urban transport, Mobility-as-a-Service, mobile applications, megapolis

JEL Classification: R41, R48, R49 Received: 21.01.2021 / Published: 28.02.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Pishchikova O.V. ([email protected])

CITATION:_

Pischikova O.V., Saginov Yu.L. (2021) Realizatsiya kontseptsii «Mobilnost kak usluga» v megapolisakh mira [Implementation of Mobility-as-a-Service concept in the world's megalopolises]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (2). - 363-376. doi: 10.18334/epp.11.2.111592

для осмысления и дальнейшего внедрения новых концепций в практику городского управления.

Городские транспортные операторы по всему миру внедряют инновации как в городскую транспортную инфраструктуру и подвижной состав, так и в пассажирские сервисы для удовлетворения потребности населения в мобильности на повседневной основе [1, 5] (Kupriyanovskiy, Akimov, Pokusaev, Alenkov, Namiot, Sinyagov, 2017; Tregubov, 2019). Выбор пассажирских сервисов стал настолько разнообразен, что пассажиру часто бывает сложно сориентироваться в спектре оказываемых транспортных услуг и выбрать наиболее приемлемый вариант передвижения. Именно эту проблему решает современная концепция «Мобильность как услуга» (MaaS). Цель данной статьи - систематизация основных понятий в рамках данной концепции и анализ направлений ее внедрения в городах мира. Данные для анализа собраны из открытых источников, отраслевых публикаций и научных статей по теме моделей городской мобильности.

функции и возможности Maas

Международный союз общественного транспорта (МСОТ) определяет MaaS как интеграцию и предоставление доступа к различным транспортным услугам и пассажирским сервисам внутри единой цифровой платформы, в основе которой лежат алгоритмы построения оптимального маршрута с использованием наиболее подходящих видов транспорта и в условиях экономии времени [13, 14]. Чаще всего данная цифровая платформа реализуется в виде удобного пользовательского интерфейса внутри мобильного приложения для персональных смарт-устройств, что позволяет в режиме реального времени планировать поездку любой сложности [4] (Sakuleva, 2018).

В 2015 году М. Камарджианни и М. Матиас описали концепцию MaaS как предоставление всех транспортных услуг и пассажирских сервисов по технологии одного окна [7]. Цифровое приложение MaaS является индивидуальным инструментом планирования перемещений за счет возможности указать персональные пожелания к осуществлению поездки. С использованием приложения MaaS пассажир получает несколько возможностей1 [7, 14]:

1 ATM Milano [Электронный ресурс]/ ATM Milano. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.atm.it/it/ViaggiaConNoi/Pagine/ATMMobile.aspx (дата обращения: 15.01.2021).

ОБ АВТОРАХ:_

Пищикова Ольга Викторовна, аспирант кафедры предпринимательства и логистики (Pishchikova.o1ga0 gmail.com)

Сагинов Юрий Леонидович, к.э.н., доцент кафедры предпринимательства и логистики (Saginov.y10rea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Пищикова О.В., Сагинов Ю.Л. Реализация концепции «Мобильность как услуга» в мегаполисах мира // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 2. - С. 363-376. doi: 10.18334/epp.11.2.111592

• проложить как простой маршрут из точки А в точку В, так и комплексный маршрут с учетом нескольких точек;

• выбрать наиболее удобный / удобные вид(ы) транспорта - это может быть городской общественный транспорт, шеринг-сервисы, средство индивидуальной мобильности, такси, личный автомобиль. Платформа позволяет выбрать оптимальный маршрут с учетом индивидуальных предпочтений пассажира, рассчитать общую стоимость поездки и показать место нахождения ближайшей парковки, пересадочной станции или остановки общественного транспорта;

• проверить загруженность маршрута в выбранное время и забронировать поездку - эта опция стала доступна в приложениях большинства транспортных операторов во время пандемии COVID-19, когда обязательное соблюдение социальной дистанции стало повсеместным требованием;

• оплатить проезд на всех видах транспорта единым платежом, что избавляет пассажира от необходимости обращения в кассу или к билетному автомату и покупки нескольких билетов для одного комплексного маршрута;

• проверить расписание и рассчитать время в пути до ближайшей парковки, пересадочной станции или остановки общественного транспорта;

• контролировать процесс поездки: не пропустить нужную остановку, комфортно совершить пересадку и вовремя добраться до пункта назначения;

• отслеживать изменения на маршруте и/или менять маршрут в режиме реального времени;

• оставлять обратную связь и пожелания для транспортного оператора в ходе поездки и после нее.

Согласно определению МСОТ, MaaS предлагает постоянный доступ к планированию, бронированию и оплате проезда, а также предоставляет возможность отслеживать информацию о поездке в режиме реального времени, что упрощает использование городских видов транспорта и создает конкурентоспособную альтернативу личному автомобилю [13, 14]. Внедрение концепции MaaS может стать инструментом управления моделями транспортного поведения в пользу устойчивой и доступной мобильности, а также уменьшения использования личного автомобиля.

Создание пассажирского сервиса для предварительного бронирования, планирования и оплаты поездки позволяет пассажирам существенно экономить время, потраченное на выполнение маршрута, так как все подготовительные этапы поездки могут быть выполнены заранее и в удобном месте, что исключает время ожидания на станции городского транспорта. Сервисы предварительного планирования поездки на городском транспорте также существуют во многих мегаполисах мира и предлагаются как муниципальными операторами, так и коммерческими разработчиками, включая такого технического гиганта, как Google LLC. Постепенно компании дополняют данные пассажирские сервисы функцией бронирования и предоплаты поездки.

Динамично развивается такой пассажирский сервис, как интернет-агрегаторы городских транспортных услуг, реализованные в виде мобильных приложений.

Наиболее популярными платформами являются интернет-агрегаторы заказов такси и бронирования транспортных средств совместного пользования (каршеринг и байкше-ринг). Данный пассажирский сервис также реализуется во многих городах мира через такие частные компании, как Uber, Lyft, Yandex и другие.

Интеграция всех имеющихся в городе транспортных услуг дает пользователям возможность выбора наиболее комфортного перемещения с учетом множества вводных данных, что делает предложение весьма разнообразным и подходящим для комфортного использования пассажирами с различными моделями транспортного поведения.

Реализация системы MaaS в мегаполисах мира

На текущем этапе MaaS-решения предлагают широкий, но пока неполный функционал. В 2016 году в мире было зарегистрировано 15 MaaS-систем различной степени реализации, а в 2020 году уже несколько десятков городов реализовывали концепцию MaaS самостоятельно или через технические компании [6] (Kamargianni, Li, Matyas, Schäfer, 2016). В основном концепция MaaS реализуется в мегаполисах с достаточно высоким уровнем экономического и транспортного развития, что регулярно отмечается в международных рейтингах ведущих исследовательских институтов и консалтинговых компаний мира. Тем не менее на сегодняшний день не существует ни одного исследовательского рейтинга, посвященного непосредственно реализации концепции MaaS в мире.

В то же время различные исследователи предлагают свои подходы к систематизации. Так, условно все мегаполисы можно разделить на две основные группы по уровню реализации концепции и разработки приложений MaaS - это город - оператор и город - источник данных. При этом во многих городах могут быть реализованы различные MaaS-модели - как муниципальные, так и коммерческие. К первой группе традиционно относят такие мегаполисы, как Вена (мобильное приложение WienMobil2), Дубай (мобильное приложение S'hail3), Милан (мобильное приложение ATM Milano4), Осло (мобильное приложение Oslo Pass5) и Сингапур (мобильное приложение My Transport6), где муниципальный транспортный оператор управляет

2 WienMobil [Электронный ресурс]/ WienMobil. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www. wienerlinien.at/eportal3/ep/channelView.do/pageTypeId/66533/channelId/-3600061 (дата обращения: 15.01.2021).

3 S'Hail [Электронный ресурс]/ ERTICO. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://erticonetwork. com/shail-the-first-maas-solution-in-the-middle-east/ (дата обращения: 15.01.2021).

4 ATM Milano [Электронный ресурс]/ ATM Milano. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.atm.it/it/ViaggiaConNoi/Pagine/ATMMobile.aspx (дата обращения: 15.01.2021).

5 Oslo Pass [Электронный ресурс]/ Visit Oslo. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www. visitoslo.com/en/activities-and-attractions/oslo-pass/ (дата обращения: 15.01.2021).

6 My Transport SG [Электронный ресурс]/ Land Transport Authority (LTA). - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lta.gov.sg/content/ltagov/en/newsroom/2018/9/2/new-features-new-look-for-ltas-my-transportsg-mobile-application.html (дата обращения: 15.01.2021).

системой MaaS и реализует MaaS-модель с участием городского регулятора общественного транспорта в роли интегратора.

Вторая группа, в свою очередь, также подразделяется на две группы: группа городов, где интегратором служит немуниципальная транспортная компания, и города, где интегратором служит частная техническая компания. Оба варианта являются частными случаями MaaS-модели с участием коммерческого интегратора. К этой же группе относятся международные компании-интеграторы: Citymapper7, Moovit8, UbiGo9, Whim10 и другие, которые чаще всего являются частными техническими MaaS-операторами для мегаполисов.

К городам, где интегратором выступает немуниципальная транспортная компания, относятся Амстердам (интегратор - Nederlandse Spoorwegen11), Гамбург (интегратор - DB12) и Париж (интегратор - RATP13). Технологические компании являются MaaS-интеграторами в таких городах, как Лондон (Citymapper14), Лос-Анджелес (ReachNOW15), Нью-Йорк (Google Maps), Сидней (SkedGo16), Стокгольм (UbiGo17) и Хельсинки (Whim18). С 2019 года данный список также дополняет Берлин, где вне-

7 Citymapper [Электронный ресурс]/ Citymapper. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https:// citymapper.com/moscow?lang=ru (дата обращения: 15.01.2021).

8 Moovit [Электронный ресурс]/ Moovit. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://moovit.com (дата обращения: 15.01.2021).

9 UbiGo [Электронный ресурс]/ UbiGo. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ubigo.me/ en/home (дата обращения: 15.01.2021).

10 Whim [Электронный ресурс]/ Whim. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://whimapp.com (дата обращения: 15.01.2021).

11 Nederlandse Spoorwegen [Электронный ресурс] / Nederlandse Spoorwegen. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsinternational.com/en/nsinternationalapp-1 (дата обращения: 15.01.2021).

12 DB Navigator [Электронный ресурс]/ Deutsche Bahn. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bahn.de/p/view/service/mobile/db-navigator.shtml (дата обращения: 15.01.2021).

13 RATP [Электронный ресурс] / Régie Autonome des Transports Parisiens. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ratp.fr/en/apps/ratp-app (дата обращения: 15.01.2021).

14 Citymapper [Электронный ресурс]/ Citymapper. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https:// citymapper.com/moscow?lang=ru (дата обращения: 15.01.2021).

15 ReachNOW [Электронный ресурс]/ Reach Now. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www. your-now.com/our-solutions/reach-now (дата обращения: 15.01.2021).

16 SkedGo [Электронный ресурс]/ SkedGo. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://skedgo.com (дата обращения: 15.01.2021).

17 UbiGo [Электронный ресурс]/ UbiGo. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ubigo.me/ en/home (дата обращения: 15.01.2021).

18 Whim [Электронный ресурс]/ Whim. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://whimapp.com (дата обращения: 15.01.2021).

дрена MaaS-коллаборация муниципального транспортного оператора BVG и технической компании Jelbi19.

Все реализуемые MaaS-предложения имеют схожий функционал и включают в себя различные виды транспорта в зависимости от сложившейся в мегаполисе транспортной системы. При этом все существующие цифровые предложения реализуются в виде удобных мобильных приложений для персональных гаджетов, что объясняется необходимостью использования приложения в поездке в режиме реального времени. Тем не менее некоторые приложения частично или полностью дублируются в формате веб-сайта, например, DB Navigator20 и Nederlandse Spoorwegen21.

В 2016 году для сравнения различных цифровых MaaS-решений М. Камарджианни и М. Матиас предложили использование таких параметров, как вид бесшовности (наличие единой системы оплаты, мобильного приложения и функции предварительного бронирования и оплаты поездки) и количество интегрированных видов транспорта [6] (Kamargianni, Li, Matyas, Schäfer, 2016). Однако MaaS-концепция динамично развивается, и на сегодняшний день дополнительно предлагается использовать сопоставление таких показателей, как количество покрываемых видов транспорта, количество реализуемых функций, год запуска, количество скачиваний и их процент от общего количества жителей в мегаполисе, а также дополнительное покрытие в других городах страны и мира. В таблице 1 приведен краткий обзор MaaS-решений в крупных мегаполисах по охвату видов транспорта.

Согласно данным, представленным в таблице 1, современные MaaS-платформы позволяют получить доступ ко всем видам городского общественного транспорта, который по-прежнему является ключевым в целевой модели транспортного поведения жителей в мегаполисах. Внимание также уделяется и интеграции шеринг-сервисов (каршеринга и велопроката), такси и даже микротранзита, что в первую очередь свидетельствует о заключении партнерств с частными компаниями-операторами. В таблице 2 представлены данные по MaaS-системам, получившим международное распространение.

Уровни развития MaaS

Системы MaaS также можно разделить по уровням развития, выделив шесть таких уровней и принимая за точку отсчета базовый или нулевой уровень, характеризующий существующее положение во многих крупных городах, когда существуют системы учета данных, где отдельные виды транспорта уже имеют цифровой интерфейс и пассажирам доступна информация онлайн для каждого вида транспорта.

19 Jelbi [Электронный ресурс]/ Jelbi. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jelbi.de/en/ home/ (дата обращения: 15.01.2021).

20 DB Navigator [Электронный ресурс]/ Deutsche Bahn. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bahn.de/p/view/service/mobile/db-navigator.shtml (дата обращения: 15.01.2021).

21 Nederlandse Spoorwegen [Электронный ресурс]/ Nederlandse Spoorwegen. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsinternational.com/en/nsinternationalapp-1 (дата обращения: 15.01.2021).

Таблица 1

Основные современные MaaS-решения в мегаполисах мира

Город MaaS-при-ложение Год запуска Платформа Тип Виды транспорта Дополнительный функционал Дополнительное покрытие

Амстердам 0V- chipkaart 20 U i OS/And raid Город-оператор Трекинг поездок на ОТ Обслуживание транспортной карты Нет

Берлин Jelbi 2019 i OS/And raid Город - источник данных (интегратор - компания ТгаШ ОТ, велосипед, электросамокаты, карше-ринг, микротранзит Возможность использования ^1Ы-станции по городу для получение необходимого сервиса и в качестве остановок Нет

Вена Wien Mobil 2018 i OS/And raid Город-оператор ОТ, велосипед, электросамокаты и электровелосипеды, каршеринг, такси, пешеходы Онлайн-оплата в «одно окно», аренда автомобиля у частного оператора, контроль экопоказателя поездки Нет

Дубай S'hail 2019 i OS/And raid Город-оператор ОТ, ЛТ, каршеринг, такси Онлайн-оплата в «одно окно», парковки, платный въезд в город Нет

Лондон Citymapper 2011 i OS/And raid Международная компания- интегратор ОТ, ЛТ, велосипеды, пешеходы Онлайн-оплата в «одно окно», сервис ночного микротранзита 58 городов в августе 2020 года

Лос-Ан-джелес ReachNOW 2016 (ранее -moovel) i OS/And raid Международная компания- интегратор ОТ, ЛТ, каршеринг, такси Онлайн-оплата в «одно окно», парковки, зарядные станции для электротранспорта 20+ городов в сентябре 2020 года

Милан ATM Milano 2015 i OS/And raid Город-оператор ОТ, ЛТ, велосипеды, микротранзит Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы, парковки, платный въезд в город Нет

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8

Нью- Йорк Google Maps 2005 i OS/An droid Международная компания- интегратор ОТ, ЛТ, велосипеды, электросамокаты и электровелосипеды, микротранзит, карше-ринг, такси, пешеходы Планирование поездок с учетом загрузки 70+ офисов в 50 странах мира в сентябре 2020 года

Париж RATP 2017 i OS/An droid Немуниципальная транспортная ком-пания-оператор ОТ, велосипеды, ночные маршруты Оплата билета по SMS, планирование маршрутов с учетом загрузки, информирование Нет

Сидней SkedGo 2009 i OS/An droid Международная компания- интегратор ОТ, велосипеды, кар-шеринг, такси Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы 8 частных компаний в сентябре 2020 года

Сингапур My Transport 2018 i OS/An droid Город-оператор ОТ, ЛТ, каршеринг, такси Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы, парковки, платный въезд в город, персонализация и информирование Нет

Стокгольм UbiGo 2019 i OS/An droid Город-источник данных (интегратор -компания иЬЮо) ОТ, велосипеды, каршеринг, такси Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы Нет

Хельсинки Whim 2017 i OS/An droid Международная компания- интегратор ОТ, велосипед, электросамокаты, каршеринг, такси Абонементы на транспортные услуги по нескольким тарифным планам 7 городов в сентябре 2020 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осло Oslo Pass 2018 i OS/An droid Город-оператор ОТ Туристические маршруты и билеты в музеи, абонемент на 24, 48 или 72 часа Нет

Источник: составлено авторами на основе собранных данных.

Таблица 2

международные Maas-решения

MaaS-приложение moovit

Год запуска 2011

Платформа iOS/Android/ Windows Phone

Тип Международная компания-интегратор

Виды транспорта ОТ

Дополнительный функционал Расположение остановок, онлайн-расписание, наличие Wi-Fi и кондиционеров

Покрытие 350+ городов по всему миру, включая Нью-Йорк, Лондон, Лос-Анджелес, Париж, Мадрид, Барселону, Рим, Сан-Паоло, Рио-де-Жанейро, Боготу, Сантьяго-де-Чили, Мехико, Сидней, Торонто, Стамбул, Кейптаун и Тель-Авив

Источник: составлено авторами на основе собранных данных.

Таблица 3

уровни развития система maas

уровень краткое описание

0 Существующее положение

1 Существует интеграция отдельных видов услуг между собой

2 Интеграция вариантов оплаты различных видов транспорта

3 Единый интерфейс для различных видов транспорта

4 Интеграция всех видов транспорта, частных и общественных, включая планирование маршрута, приобретение билетов и оплату проезда

5 Использование искусственного интеллекта для учета предпочтений пассажира и использования его данных для внесения изменений в маршрут практически в режиме реального времени

6 MaaS выходит за пределы мобильности и взаимодействует с «Интернетом вещей», умными зданиями и умными городами

Источник: составлено авторами на основе [9] (Oliveira Cruz, Sarmentó, 2020).

На первом уровне развития интегрированные пары услуг начинают разрабатывать совместное предложение, например проезд + автостоянка, частный автомобиль + паром или автомобиль + автобус. На втором уровне развивается интеграция между частным оператором и режимом работы общественного транспорта. Хотя интеграция успешна, другие виды общественного транспорта остаются в стороне. На третьем уровне формируется единый интерфейс, объединяющий разные виды транспорта и их провайдеров, услуги предоставляются одним метаоператором через единый счет пассажира. На четвертом уровне определяются открытые данные и стандарты, которые используются всеми провайдерами и метаоператорами MaaS для предоставления услуг пассажирам. На пятом уровне использование данных о поведе-

нии и профиле конкретного пассажира, истории прошлых поездок и фильтров минимизирует необходимость вмешательства и изменений в маршруте, который теперь планируется «от двери до двери». По мере развития MaaS развиваются и другие системы, участвующие в обеспечении жизни пассажира, такие как умные рабочие места, умные дома, умные города и другие услуги, на шестом уровне обеспечивающие удобный и бесшовный интерфейс с экосистемой пассажира.

Заключение

Все ведущие мегаполисы мира заинтересованы в дальнейшем устойчивом развитии систем городской мобильности, так как она напрямую влияет на качество жизни в городах.

Внедрение и развитие функций системы MaaS наряду с поддержанием корректной работы инфраструктуры и подвижного состава позволит мегаполисам продолжать совершенствовать пассажирские сервисы и формировать предложение с учетом новых глобальных вызовов. Более того, рассматривая мобильность как услугу, транспортные операторы получают возможность добавлять ценность услугам общественного транспорта через персонализацию предложений пассажирам, увеличивая привлекательность общественного транспорта и устойчивых способов перемещения по городу и, следовательно, управляя моделями транспортного поведения жителей в мегаполисах.

В условиях пандемии COVID-19 крайне важно наладить и сохранить баланс использования транспортных систем мегаполисов, стимулируя пользователей использовать альтернативные виды мобильности вместо личных автомобилей в качестве временной замены общественному транспорту. Постоянная поддержка и информирование пользователей, а также эффективная коммуникация внутри MaaS-плаформы позволят мягко управлять моделями транспортного поведения жителей в мегаполисах в условиях пандемии.

Сохранение приоритета городского общественного транспорта в транспортном развитии позволит обеспечить устойчивость и высокое качество жизни в будущем. Отдельное внимание требуется уделить поддержке транспортных операторов, которые вынуждены поддерживать интенсивность работы городского транспорта при сниженных пассажиропотоках. По данным МСОТ, докризисные пассажиропотоки восстановятся не ранее весны 2021 года.

ИСТОЧНИКИ:

1. Куприяновский В.П., Акимов А.В., Покусаев О.Н., Аленьков В.В., Намиот Д.Е., Синягов С.А. Интеллектуальная мобильность и мобильность как услуга в умных городах // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - № 12. - c. 77-122.

2. Пустохина И., Пустохин Д. Цифровизация логистики в России: реальность, проблемы и ближайшие перспективы // Логистика. - 2019. - № 11(156). - с. 14-18.

3. Сагинова О.В. Модели городской мобильности и логистика крупного города // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 2. - с. 321-330. - doi: 10.18334/epp.10.2.100430.

4. Сакульева Т.Н. Система MaaS и ее проблематика // E-Management. - 2018. - № 2. -с. 30-37. - doi: 10.26425/2658-3445-2018-2-30-37.

5. Трегубов В.Н. Организация городского транспорта на основе концепции «мобильность как услуга» // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. -№ 6. - c. 73-80.

6. Kamargianni M., Li W., Matyas M., Schäfer A. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport // Transportation Research Procedia. - 2016. - p. 3294-3303. - doi: 10.1016/j.trpro.2016.05.277.

7. Kamargianni M., Matyas M., Li W., Schäfer A. Feasibility Study for "Mobility as a Service" concept in London. UCL Energy Institute. - 2015

8. Karlsson I.C.M., Sochor J., Strömberg H. Karlsson I. C. М., Sochor J., Strömberg H. Developing the 'Service' in Mobility as a Service: Experiences from a Field Trial of an Innovative Travel Brokerage // Transportation Research Procedia. - 2016. - p. 32653273. - doi: 10.1016/j.trpro.2016.05.273.

9. Oliveira Cruz C., Sarmento J.M. Mobility as a Service Platforms: A Critical Path towards Increasing the Sustainability of Transportation Systems // Sustainability. - 2020. -№ 16. - p. 6368. - doi: 10.3390/su12166368.

10. Smith G. Making Mobility-as-a-Service: Towards Governance Principles and Pathways. Research.chalmers.se/. [Электронный ресурс]. URL: https://research.chalmers.se/en/ publication/516812 (дата обращения: 15.01.2021).

11. The Rise of Mobility as а Service. Deloitte. [Электронный ресурс]. URL: https://www2. deloitte.com/content/dam/Deloitte/nl/Documents/consumer-business/deloitte-nl-cb-ths-rise-of-mobility-as-a-service.pdf (дата обращения: 02.12.2019).

12. The road to seamless urban mobility. McKinsey Quarterly. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/the-road-to-seamless-urban-mobility (дата обращения: 03.01.2021).

13. UITP Combined Mobility Committee. Ready for MaaS? Easier Mobility for Citizens and Better Data for Cities. UITP. - 2019

14. UITP. Mobility as a Service Report. UITP. - 2019

REFERENCES:

Kamargianni M., Li W., Matyas M., Schäfer A. (2016). A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport Transportation Research Procedia. 14 3294-3303. doi: 10.1016/j.trpro.2016.05.277.

Karlsson I.C.M., Sochor J., Stromberg H. (2016). Karlsson I. C. M., Sochor J., Stromberg H. Developing the 'Service' in Mobility as a Service: Experiences from a Field Trial of an Innovative Travel Brokerage Transportation Research Procedia. 14 3265-3273. doi: 10.1016/j.trpro.2016.05.273.

Kupriyanovskiy V.P., Akimov A.V., Pokusaev O.N., Alenkov V.V., Namiot D.E., Sinyagov S.A. (2017). Intellektualnaya mobilnost i mobilnost kak usluga v um-nyh gorodakh [Intellectual mobility and mobility as a service in smart cities]. International Journal of Open Information Technologies. 5 (12). 77-122. (in Russian).

Oliveira Cruz C., Sarmento J.M. (2020). Mobility as a Service Platforms: A Critical Path towards Increasing the Sustainability of Transportation Systems Sustainability. 12 (16). 6368. doi: 10.3390/su12166368.

Pustokhina I., Pustokhin D. (2019). Tsifrovizatsiya logistiki v Rossii: realnost, problemy i blizhayshie perspektivy [Digitalization of logistics in Russia: reality, problems and immediate prospects]. Logostics. (11(156)). 14-18. (in Russian).

Saginova O.V. (2020). Modeligorodskoy mobilnosti i logistika krupnogogoroda [Patterns of urban mobility and logistics in a big city]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (2). 321-330. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.100430.

Sakuleva T.N. (2018). Sistema MaaS i eeproblematika [The MaaS system and its problems]. E-Management. 1 (2). 30-37. (in Russian). doi: 10.26425/2658-3445-2018-230-37.

Smith G. Making Mobility-as-a-Service: Towards Governance Principles and PathwaysResearch.chalmers.se/. Retrieved January 15, 2021, from https://research. chalmers.se/en/publication/516812

The road to seamless urban mobilityMcKinsey Quarterly. Retrieved January 03, 2021, from https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/ the-road-to-seamless-urban-mobility

Tregubov V.N. (2019). Organizatsiya gorodskogo transporta na osnove kontsept-sii «mobilnost kak usluga» [Urban transit system based on mobility as a service]. International Journal of Open Information Technologies. 7 (6). 73-80. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.