УДК: 316.4
Д. О. Кушниренко
ФАКТОРЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ КАРШЕРИНГА)
КУШНИРЕНКО Дарья Олеговна - магистрант Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29. Е-шаП: [email protected]
В статье анализируются процессы структурирования социального пространства современного города на примере развития технологии каршеринга и сформировавшихся социальных практик, подчеркивается его сущность как общественного блага. Использование каршеринга призвано облегчить транспортную загруженность на дорогах агломераций и улучшить экологическую ситуацию в городе. В работе дан анализ рынка каршеринга в Санкт-Петербурге и представлена оценка возможностей его развития. На материале социологического опроса делается вывод о потребительских предпочтениях и закреплении повседневных практик пользователей в контексте возникающих новых элементов структуры городской жизни.
КАРШЕРИНГ; ШЕРИНГОВАЯ ЭКОНОМИКА; СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ; ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
В Российской Федерации развитие общественного транспорта характеризуется многочисленными проблемами, связанными с недостаточно высоким уровнем развития пассажирского транспорта, его мобильностью и доступностью. Во многом эти проблемы определяются высоким износом транспортных средств, слабой дорожно-транспортной инфраструктурой, убыточностью муниципального транспорта и отсутствием научно-обоснованного транспортного планирования в городских условиях. Также стоит отметить рост нагрузки на городскую инфраструктуру: при планировании и строительстве дорог отсутствовало такое количество транспорта и людей, которое наблюдается сегодня.
Там, где нет соответствующих услуг общественного транспорта, проблемы мобильности преимущественно решаются с помощью введения новых практик потребления услуг общественного городского транспорта,
таких как маршрутные такси и каршеринг, в ином случае людям приходится преодолевать большие расстояния пешком.
Цель исследования: анализ возможностей каршеринга как современного вида общественного транспорта в Санкт-Петербурге.
Теоретические и методологические основы исследования сферы услуг, к которой относится деятельность городского общественного транспорта, изложены в трудах таких зарубежных и отечественных ученых, как: Белл Д., Блэкуэлл Р., Кенэ Ф., Котлер Ф., Лавлок К., Миронова И.В., Николайчук Н.Е., Песоцкая Е.В., Сосунова Л.А., Хаирова С.М., Хаксевер К., Хилл Н., Чернова Д.В., Шеховцов Р.В., Шоул Дж.
Для получения эмпирических данных применялись такие методы социологических исследований, как анкетирование, метод экспертных оценок, анализ статистических данных, описание рынка. Последнее производилось с помощью актуальных данных о рынке каршеринга в России и Санкт-Петербурге.
Сфера услуг является составной частью хозяйственного комплекса общества, участвующего в общей системе экономических отношений и подчиняющегося общим экономическим законам, которые действуют в данном обществе [1, с. 28]. Особенности функционирования сферы услуг и возможности развития социальной среды потребления всегда находились в поле зрения исследователей [2; 3; 4; 5].
Экономика совместного потребления - это экономическая модель, часто определяемая как одноранговая Р2Р («реег-1:о-реег») деятельность по приобретению, предоставлению совместного доступа к товарам и услугам. Этот термин необходим для описания нового способа распределения товаров и услуг - способа, который отличается от традиционной модели корпораций, нанимающих сотрудников и реализующих товары потребителям [6].
Сегодня можно наблюдать, как бурно развивается шеринговая экономика через сферу общественного транспорта, а именно через внедрение системы каршеринга в крупных городах. Об этом свидетельствует мировая тенденция вложения капитала в данный рынок со стороны компаний из различных сфер бизнеса - лизинговых и транспортных [7, с. 23].
Стоит отметить привлекательность системы каршеринга для пользователей, города, бизнеса и мира [8]:
• Для пользователей:
1) Экономия на бензине; 2) Замена 8-22 личных автомобилей одним прокатным автомобилем; 3) Освобождение 33-99 метров парковки; 4) Обслуживание до 45 человек.
• Для города:
1) Улучшение экологической ситуации в городе; 2) Уменьшение транспортных заторов на дорогах города; 3) Оптимизация и упорядочивание мест для парковки; 4) Помощь городской транспортной системе перевозки пассажиров; 5) Уменьшение транспортных расходов государственными служащими.
• Для бизнеса:
1) Пункты выдачи авто работают круглосуточно; 2) Бронирование происходит через мобильное приложение; 3) Аренда авто занимает от одной минуты; 4) Пункты аренды - возле остановок, метро и в жилых кварталах; 5) Страхование и бензин включено в стоимость аренды.
• Для мира:
1) На 50% повысить скорость городского движения; 2) На 15% сократить выброс углекислого газа.
Одна из целей услуг каршеринга - решение потенциальных владельцев автомобилей отказаться от идеи владения машиной. Несмотря на то, что каршеринг позволяет людям получить доступ к автомобилю без оформления собственности, большинство до сих пор считает его лишь вторым вариантом решения вопроса собственной мобильности.
Если рассматривать каршеринг как социально-экономическое явление, то следует отметить, прежде всего, одну ключевую особенность, характерную для него - однократность заключения договора о предоставлении услуги. Это обуславливается тем, что последующая аренда происходит уже в автоматическом режиме, посредством использования специального мобильного приложения. Создаваемая возможность бронирования, эксплуатации и возврата транспортного средства благодаря использованию автоматизированного приложения способствует спросу на каршеринг в случаях срочных поездок.
Для того чтобы иметь четкое понимание того, каким образом организована деятельность в области предоставления услуг данного вида, стоит упомянуть, что существует три основные формы предоставления услуг каршеринга.
Первая форма - это «business-to-customer» или сокращенно «В2С» -закупка автомобилей для последующей сдачи их в аренду клиентам. Это и есть классическая модель каршеринга.
Вторая форма - «peer-to-peer» или «Р2Р». Данная модель подразумевает существование компании, выполняющей посреднические услуги между частными владельцами транспортных средств, которые хотят предложить услуги проката, и теми, кто заинтересован в получении во временное пользование данного транспортного средства.
Третья форма - «non-profit or co-op» или сокращенно «NFP». Данная форма каршеринга предполагает осуществление проката транспортных средств с благотворительными целями [9].
За период 2018 года пользователями каршеринга было потрачено около 3,5 тысяч рублей ежемесячно или около 261,5 рубля за одну поездку. Здесь же стоит отметить, что автолюбители в среднем имеют расходы на каршеринг около 4,5 тысяч рублей и пользуются как минимум услугами 46 каршеринговых компаний [10].
Можно сказать, что гражданам более близка позиция аренды автомобиля, нежели использования такси, поскольку динамика востребованности данного вида аренды за второе полугодие 2019 года резко возросла по отношению к первому [11]. Более того, суммарные затраты на каршеринг пользователями в январе 2019 года перевалили за 1 миллиард рублей, а к концу года выручка данного рыночного сектора была уже более 7,3 миллиарда рублей. Тут же стоит упомянуть, что ежемесячное число активных водителей составляет более двухсот тысяч человек [12].
В Санкт-Петербурге каршеринг имеет тенденцию роста [13]. В данной сфере деятельности смогли закрепиться только те компании, которые достаточно подготовлены к жесткой конкуренции со стороны остальных. Если говорить о 2020 годе, то в Санкт-Петербурге закрепилось 7 наиболее конкурентоспособных каршеринговых компаний.
Таблица 1
Каршеринговые компании на рынке в Санкт-Петербурге
Название компании Стоимость аренды / ожидания (за минуту) Требования мин. возраст/стаж Доступные автомобили
ЯндексДрайв 5 руб. / 1.5 руб. 21/2 Audi A3, Renault Kaptur, Skoda Rapid, Volkswagen Polo, Nissan Qashqai, Volvo XC60, Citroen Jumpyc АКПП, Citroen Jumpyc МКПП, Volkswagen Transporterc АКПП, Volkswagen Transporterc МКПП
Делимобиль 7 руб. / 2.5 руб 19/1 BMW 320i, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Renault Kaptur, Kia Rio, Nissan Qashqai
Carenda 6.5 руб. / 2 руб. 21/2 Ravon R2, Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan
YouDrive 8 руб. / 3 руб. 20 /2 Smart ForTwo, Smart ForFour, Nissan X-Trail, Mercedes-Benz A-Class, BMW 218i Active Tourer, BMW X2, MINI Cooper, Kia Picanto
CarSmile 6.5 руб. / 2.5 руб. 21/2 Renault Kaptur
Rentmee 6 руб. / 2 руб. 20/2 Hyundai Solaris, Ravon R2
МатрёшСаг 5 руб. / 2 руб. 21/2 Mazda 3, BMW 3 Series, BMW 2 Series, Smart ForTwo, Smart ForFour, Kia Stinger, MINI Countryman, Jaguar XE, Mercedes C-class, Land Rover Discovery Sport
Источник: составлено автором статьи
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день услуги каршеринга предоставляются 7 компаниями, которые в данной сфере работают достаточно длительный промежуток времени. Для того чтобы в полной мере ощутить удобство каршеринговых услуг, необходимо соответствовать требованиям компании и пройти простую регистрацию в специальном мобильном приложении. Что
касается автопарка, то в Санкт-Петербурге операторы по краткосрочной аренде предоставляют клиенту достаточно большой выбор автомобилей различных габаритов и характеристик, в том числе и автомобили категории премиум. Но всё же, несмотря на наличие большого автопарка каршеринга в городе, автомобилей все равно не хватает, поэтому с уверенностью можно сказать, что каршеринг в Санкт-Петербурге пользуется спросом и активно развивается.
Для того чтобы социологический анализ рынка каршеринга был наиболее полным и наглядным, было проведено анкетирование в период с апреля по май 2020 г. на территории города Санкт-Петербург. В исследовании использовался метод онлайн-опроса. Выборку составили 240 респондентов от 18 до 45 лет как мужского, так и женского пола. Всего анкета опроса содержала 30 вопросов и состояла из 3 блоков. Опрос проводился на различных сайтах и форумах, посвященных каршерингу.
Важным было выяснить про отношение респондентов к общественному транспорту в целом. Большинство респондентов, а именно 57%, отметили, что положительно относятся к общественному транспорту, и лишь 12% выразили недовольство.
На вопрос, касающийся периодичности использования общественного транспорта, респонденты, в основном, сообщали о ежедневном пользовании данной услугой. Результаты ответов представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. распределение ответов на вопрос «Частота использования общественного транспорта» (в % от числа опрошенных, п = 240)
Стоит отметить, что общественный транспорт является важной составляющей мобильности граждан, поскольку лишь 7% опрошенных используют его несколько раз в месяц либо не используют вообще.
На вопрос о том, какой именно вид общественного транспорта используется респондентами чаще всего, были получены следующие результаты, представленные на рисунке 2.
5% 4% 2%
Я Троллейбус
Трамвай
Метро
Та кс и
■ Аренда авто (каршериш)
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Используемые виды общественного транспорта в Санкт-Петербурге» (в % от числа опрошенных, п = 240)
Вполне ожидаемым результатом явилось то, что 69% опрошенных чаще всего прибегают к использованию метро, поскольку Санкт-Петербург является вторым городом по количеству населения в России, и многие респонденты преодолевают большие расстояния ежедневно, что связано с отдаленность современных жилых кварталов от центральной части города. Также интерес представляет то, что лишь 4% опрошенных на постоянной основе используют в качестве средства передвижения арендованные автомобили (сервис каршеринга). Это означает, что более 200 тыс. человек (в расчет берется население Санкт-Петербурга, составляющее 5 млн. 400 тыс. человек на 2020 год) выбирают каршеринг общественному транспорту, что соответствует статистике, изложенной выше.
Для исследования важен тот факт, что 67% респондентов на вопрос о том, знают ли они, что такое каршеринг, ответили утвердительно и лишь 13% опрошенных впервые столкнулись с таким термином. Также интерес представляет и то, что на вопрос о том, пользовались ли когда-либо респонденты услугами каршеринга, лишь 22% ответили отрицательно. Данный факт свидетельствует о том, что превалирующая часть респондентов зарегистрирована в сервисах краткосрочной аренды и пользовалась арендованным автомобилем хотя бы раз.
На вопросы, касающиеся частоты использования данного сервиса краткосрочной аренды и классического проката автомобиля в целом, были получены следующие результаты (рисунок 3). Суммируя проценты, можно
сделать вывод о том, что в месяц сервис краткосрочной аренды используют 50% респондентов, что является половиной от общего количества опрошенных.
I Каждый день
Пару раз в неделю Несколько раз в месяц Реже, чем раз в месяц ■ Один раз в месяц
Рисунок 3. Распределение ответов «Как часто Вы арендуете авто/пользуется услугами каршеринга» (в % от числа опрошенных, п = 240)
Из преимуществ арендованного автомобиля перед использованием личного в тех же целях 34% опрошенных выделили то, что арендованным автомобилем пользоваться удобнее, нежели своим. 21% отметил, что такое допустимо в определенных случаях, а около 33% - что арендованный автомобиль не является удобной альтернативой личного. По результатам анализа было выявлено, что большинство опрошенных готово использовать только каршеринг при соответствующих возможностях. Конечно же, это обуславливается положительным или более-менее неплохим опытом использования данного сервиса до анкетирования.
Главными недостатками каршеринга, по мнению 48% респондентов, является необходимость предоставления личных данных компании, время, тратящееся на всесторонний осмотр автомобиля в момент начала и завершения аренды, отсутствие сведений о технической исправности арендуемого транспортного средства. Более того, 39% опрошенных считает существенными недостатками частое отсутствие автомобилей поблизости, небольшой перечень моделей автомобилей для выбора и штрафные санкции, прописанные в договоре. Мнения респондентов разнятся, и это очевидно, поскольку на территории города Санкт-Петербург на сегодняшний день услуги каршеринга предоставляют 7 операторов, условия использования автомобилей которых не идентичны друг другу.
Таким образом, возможности, которые представляются сервисами, функционирующими на данный момент в данном сегменте, позволяют
говорить о том, что разрастание каршеринга как финансового элемента городской инфраструктуры неизбежно. Более того, поскольку мы считаем каршеринг, в первую очередь, методом рационального использования транспортного средства [14], то соответственно можем утверждать, что он является одним из способов разрешения экологической проблемы не только отдельно взятого города, но и всей страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2004.
2. Степанова А.Ю., Танова А.Г. Роль коммуникационных технологий в распространении идей устойчивого потребления. Технологии PR и рекламы в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, С.-Петербург, 2020 г. Том 1. / отв. ред. М. С. Арканникова. -СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С. 407-412.
3. Поздеева Е.Г., Евсеева Л.И. Социальный и личностный потенциал модернизирующегося общества. Глобальные социальные трансформации XX-начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) Материалы научной конференции XI Ковалевские чтения. Отв. редактор Ю.В. Асочаков. Издательство: ООО "Скифия-принт" (Санкт-Петербург). 2017. С. 360-363.
4. Евсеев В.В., Матвеевская А.С. SMM-деятельность по продвижению компании в индустрии туризма. Технологии PR и рекламы в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С. 137-141.
5. Тараканова Т.С. Интернет-коммуникации в продвижении социально-ориентированных проектов. Технологии PR и рекламы в современном обществе Печатается по решению Совета по издательской деятельности Ученого совета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 212-216.
6. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность / Ильин В. И. // Мир России. - 2015. - Т. 14. - № 2. - С. 3-40.
7. Меньшикова Е.А. Сфера услуг и проблемы ее развития в современных условиях. [Электронный ресурс] / Меньшикова Е.А.// Студенческий электрон. научн. журн. - 2018. - № 2 (9). - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11715148 (дата обращения: 15.10.2020).
8. Адактилос А.Д., Чаус М.С., Молдован А.А. Шеринговая экономика // Economics. 2018. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sheringovaya-ekonomika (дата обращения: 24.10.2020).
9. How The Sharing Economy Is Transforming Business [Электронный ресурс] // Washington State University. - URL: https://onlinemba.wsu.edu/blog/how-the-sharing-economy-is-transforming-business/ (дата обращения: 15.10.2020).
10. Forbes: Надо делиться: как шеринг-экономика превращает потребителя в предпринимателя [Электронный ресурс] // URL: http://www.forbes.ru/karera-i-svoybiznes/360815-nado-delitsya-kak-shering-ekonomika-prevrashchaet-potrebitelya-v (дата обращения: 15.10.2020).
11. Аналитический материал на портале Tadviser [Электронный ресурс] // URL: http://www.tadviser.ru/ (дата посещения:18.10.2020).
12. Исследования на основе данных ПАО Сбербанка [Электронный ресурс] // URL: https://www.sberbank.ru/ru/about/issledovaniya (дата обращения: 18.04.2020).
13. Маркетинговые исследования рынка Discovery Research Group [Электронный ресурс] // URL: https://drgroup.ru/sfera-uslug-28/gruzovye-i-passazhirskie-perevozki-44.html (дата обращения: 20.10.2020).
14. Пастухов А.Л. Ускорение развития сферы услуг как необходимое условие модернизации экономики // ТТПС. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ra/article/nuskorenie-razvitiya-sfery-uslug-kak-neobhodimoe-usloviemodernizatsii-ekonomiki (дата обращения: 20.10.2020).
KUSHNIRENKO Daria. O. - Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University. 29, Polytechnitcheskaya street, Saint-Petersburg, Russia, 195251. E-mail: [email protected]
THE FACTORS OF THE CITY SPACE SOCIAL STRUCTURING (ON THE EXAMPLE OF CAR SHARING)
The article analyzes the processes of structuring the social space of a modern city on the example of the development of car-sharing technology and established social practices, emphasizes its essence as a public good. The use of car sharing is designed to ease the traffic congestion on the roads of agglomerations and improve the environmental situation in the city. The paper analyzes the car-sharing market in St. Petersburg and provides an assessment of the possibilities for its development. Based on the material of a sociological survey, a conclusion is made about consumer preferences and the consolidation of everyday user practices in the context of the emerging new elements of the structure of urban life.
CAR SHARING; SHARING ECONOMY; SHARED CONSUMPTION; TRANSPORT INFRASTRUCTURE