Научная статья на тему 'МЕДИАРЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА'

МЕДИАРЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
медиаресурсы / долговременная память / педагогика / память / школьный возраст / media resources / long memory / pedagogy / memory / school age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елфимов И.Н., Максименко А.И.

В работе рассматриваются различные виды памяти, включая долговременную, и подчеркивается важность эмоциональной составляющей в процессе запоминания информации. Авторы утверждают, что современные технологии и медиаресурсы могут эффективно способствовать улучшению памяти у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA RESOURCES AS MEANS DEVELOPMENT OF LONG-TERM MEMORY MIDDLE-AGE SCHOOLCHILDREN

The work examines various types of memory, including long-term, and emphasizes the importance of the emotional component in the process of memorizing information. The authors argue that modern technologies and media resources can effectively help improve memory in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «МЕДИАРЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 37 Елфимов И.Н., Максименко А.И.

Елфимов И.Н.

студент педагогического направления с двумя профилями подготовки (иностранный язык: английский, иностранный язык: китайский), Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград, Россия)

Максименко А.И.

студент педагогического направления с двумя профилями подготовки (иностранный язык: английский, иностранный язык: китайский), Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград, Россия)

МЕДИАРЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в работе рассматриваются различные виды памяти, включая долговременную, и подчеркивается важность эмоциональной составляющей в процессе запоминания информации. Авторы утверждают, что современные технологии и медиаресурсы могут эффективно способствовать улучшению памяти у школьников.

Ключевые слова: медиаресурсы, долговременная память, педагогика, память, школьный возраст.

Обучение в школе — очень важная часть жизни человека. Этот период охватывает большой промежуток времени — от 7-8 до 16-17 лет. Во время обучения в школе человек проходит через целый ряд серьезных изменений, как физиологический, так и психических. В числе прочего, несколько этапов развития проходит и память обучающихся, меняется её структура и объем.

Развитие памяти может осуществляться и с использованием современных подходов и технологий, в том числе и с помощью использования медиаматериалов в образовательной среде. Благодаря технической оснащённости школ учителя могут использовать медиаматериалы повсеместно.

В данной статье будет рассматриваться влияние использования медиаресурсов на память школьников среднего возраста.

Память — это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающей возможным его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу деятельности 35. [4].

Долговременная память представляет собой хранилище информации, способное сохранять данные на протяжении всей жизни человека и обеспечивать многократный доступ к этой информации без ее утраты и содержит знания, умения и навыки, приобретаемые человеком в процессе обучения и жизненного опыта. Примерами такой информации могут быть знание языка, научные и практические знания, различные навыки и привычки, такие как ходьба и другие [1].

Классификация видов долговременной памяти включает в себя: словесно-логическую, механическую, логическую, эмоциональную, двигательную, образную и эйдетическую память.

В силу того, что предметом статьи является развитие долговременной памяти у школьников среднего возраста, следует понимать, что ведущим видом памяти у них становится словесно-логическая. Школьники в этом возрасте запоминают материал, находя логические связи в нем.

Также немалую роль в запоминании материала играет эмоциональная составляющая. Исследования, проведенные с помощью магнитно-резонансной томографии, показали, что эмоционально окрашенная информация модулирует активность в разных областях мозга, связанных с эмоциональной регуляцией и когнитивным контролем, что доказывает преимущество эмоциональных стимулов в качестве инструмента для удержания информации в рабочей памяти и переносе её в долговременную [5].

В век развития информационных технологий современные школьники всё чаще обращаются к различным медиаресурсам с целью обучения и развлечения, что несет за собой положительные эмоции. Именно поэтому медиаресурсы являются отличным способом придания учебному материалу эмоциональной окраски.

Медиаресурс — это совокупность всех каналов и платформ, через которые распространяется информация с целью просвещения, обучения, развлечения и влияния на аудиторию. К медиаресурсам относятся — сайты, интернет-приложения, печатные издания, СМИ, телевидение и радио [2].

В качестве медиаресурсов можно выделить несколько основных, которые крайне полезны для образования и которые содержат большое количество информации:

• видеохостинги,

• музыкальные стриминговые сервисы,

• медиаресурсы для создания образовательных игр,

• мнемонические медиаресурсы.

Однако, для правильной интеграции медиаресурсов стоит понимать несколько ключевых правил, которых стоит придерживаться:

1. Интеграция медиаресурсов подразумевает под собой четкий контроль их применения,

2. Подбор медиаресурсов должен осуществляться с учетом потребностей обучающихся,

3. Медиаресурс должен содержать аутентичный материал, который будет отражать актуальную социокультурную действительность страны изучаемого языка,

4. При разработке урока стоит избегать однотипности в подборе медиаресурсов.

В рамках исследования был проведен эксперимент, направленный на изучение влияния использования медиаресурсов на уроках английского языка на развитие долговременной памяти средних школьников. Главным педагогическим

подходом при разработке методики выступил личностно-ориентированный подход.

Для проведения эксперимента был выбран модуль из УМК Spotlight, состоящий из 4 уроков, по каждому из которых были составлены интерактивные уроки с использованием медиаресурсов разной направленности. В рамках одного из уроков было проведено анкетирование, которое выявило медиаресурсы, в которых заинтересованы обучающиеся. Также, в качестве домашнего задания выступали творческие задания, направленные на самостоятельное использование пройденного материала на практике, и поиск информации с помощью медиаресурсов.

Чтобы оценить эффективность методики, были разработаны контрольные работы. Контрольные работы представляли собой видоизмененный тест А.Р. Лурии для диагностики долговременной памяти. Контроль проводился в три этапа [3].

Первое измерение, до применения методики, показало низкий уровень воспроизведения информации.

Второе, промежуточное, измерение проводилось сразу после изучения тем модуля, с целью выявить уровень запоминания в краткосрочной перспективе. Оно показало одинаковый уровень запоминания как у контрольной, так и у экспериментальной группы.

Третье, заключительное, тестирование проводилось спустя неделю после прохождения модуля. Цель данного измерения — выявление уровня запоминания в долгосрочной перспективе. На данном этапе экспериментальная группа показала результат выше, чем контрольная.

Результат запоминания материала экспериментальной группы можно представить в виде диаграммы:

Доэкспериментальный уровень запоминания материала

Постэкспериментальный уровень запоминания материала

■ Крайне низкий ■ Низкий ■ Средний ■ Высокий ■ Крайне низкий ■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Рисунок 1. Результат запоминания материала экспериментальной группы.

Таким образом можно считать эксперимент с применением методики успешным.

1. Зефиров, Т. Л. Физиологические основы памяти. развитие памяти у детей и подростков: учебно-методическое пособие / Т.Л. Зефиров. - Казань: КФУ, 2015. -40 с;

2. Касуканова, К.Е. Новые медиа, как инструмент влияния на общественное мнение / К.Е. Касуканова // Научный журнал. - 2016. - № 1. - С. 1-6;

3. Лурия, А. Р. Маленькая Книжка о Большой Памяти / А. Р. Лурия. - Москва: Эйдос, 1994. - 102 с. - ISBN 978-5-458-36461-4;

4. Психология. Словарь [Текст] / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. — 494 с;

5. МРТ-исследование удержания в рабочей памяти изображений различной эмоциональной валентности / Р.И. Розовская, Е.В. Печенкова, Е.А. Мершина, Р.И. Мачинская // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - №2 1. - С.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

27-48

Elfimov I.N., Maksimenko A.I.

Elfimov I.N.

Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia)

Maksimenko A.I.

Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia)

MEDIA RESOURCES AS MEANS DEVELOPMENT OF LONG-TERM MEMORY MIDDLE-AGE SCHOOLCHILDREN

Abstract: the work examines various types of memory, including long-term, and emphasizes the importance of the emotional component in the process of memorizing information. The authors argue that modern technologies and media resources can effectively help improve memory in schoolchildren.

Keywords: media resources, long memory, pedagogy, memory, school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.