Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА ЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА ЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / РАЗВИТИЕ / ТРЕНИНГ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИСПЫТУЕМЫЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Халатян М.Л.

Основная цель статьи заключается в изучении влияния тренинга логического запоминания на эффективное развитие процессов памяти младших школьников. Автором было проведено исследование процессов памяти при помощи методики «Заучивания 10 слов»; методики «Память на числа»; методики А.Н. Леонтьева, которая ориентирована на диагностику опосредствованной памяти. Материал для проведения исследования составляют дидактические игры и упражнения: упражнения на запоминание несвязанных чисел; анализ бессмысленных слов; запоминание пар слов, «тройная стимуляция» памяти; раскладывание карточек с несвязанными словами; анализ структуры длинных предложений; анализ структуры коротких текстов; составление схематических рисунков; составление плана текстов. Результаты исследования говорят о том, что большая часть испытуемых стала легко и быстро заучивать при этом показывая минимальное количество неточностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEMORY PROCESSES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN, THROUGH LOGICAL MEMORY TRAINING

The main purpose of the article is to study the influence of logical memory training on the effective development of memory processes in primary school children. The author conducted a study of memory processes using the method of "Memorizing 10 words"; the method of "Memory for numbers"; the method of A. N. Leontiev, which is focused on the diagnosis of mediated memory. The material for the study consists of didactic games and exercises: exercises for memorizing unrelated numbers; analysis of meaningless words; memorizing pairs of words, "triple stimulation" of memory; laying out cards with unrelated words; analysis of the structure of long sentences; analysis of the structure of short texts; drawing schematic drawings; drawing up a text plan. The results of the study suggest that most of the subjects began to learn easily and quickly, while showing the minimum number of inaccuracies.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА ЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ»

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА ЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ

М.Л. Халатян, студент

Научный руководитель: Э.Г. Цзю, старший преподаватель

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-231-234

Аннотация. Основная цель статьи заключается в изучении влияния тренинга логического запоминания на эффективное развитие процессов памяти младших школьников. Автором было проведено исследование процессов памяти при помощи методики «Заучивания 10 слов»; методики «Память на числа»; методики А.Н. Леонтьева, которая ориентирована на диагностику опосредствованной памяти. Материал для проведения исследования составляют дидактические игры и упражнения: упражнения на запоминание несвязанных чисел; анализ бессмысленных слов; запоминание пар слов, «тройная стимуляция» памяти; раскладывание карточек с несвязанными словами; анализ структуры длинных предложений; анализ структуры коротких текстов; составление схематических рисунков; составление плана текстов. Результаты исследования говорят о том, что большая часть испытуемых стала легко и быстро заучивать при этом показывая минимальное количество неточностей.

Ключевые слова: память, развитие, тренинг, логическое мышление, испытуемые, исследование.

Когда ребенок идет в школу, количество информации, которую необходимо усваивать ежедневно, резко возрастает. Запоминание информации, происходящее в дошкольном возрасте, с помощью механического запоминания (многократное чтение усвоенного материала) с каждым годом обучения становится все менее эффективным. Уже у младших школьников необходимо выработать рациональные приемы запоминания информации, которые позволили бы добиться стойкого мнемического эффекта в старших классах школы.

Современное образование остро нуждается в практическом решении проблемы эффективной обработки большого количества материала, его быстрого и точного запоминания и восстановления в памяти. Поэтому в настоящее время исследования психологии памяти приобрели, в отличие от исследований недавнего прошлого, ярко выраженную практическую направленность. Положительное решение данной проблемы возможно, но с научно обоснованным использованием резервов развития высших форм запоминания у младших

школьников, в частности, различных логических приемов обработки информации и их использования в мнемических целях [2].

Объяснить тот факт, почему младшие школьники, в основной своей массе запоминают материал дословно, можно с позиции их еще пока интеллектуальной неразвитости и пассивности, недостаточным развитием речи, неспособностью правильно решать задачи, связанные с процессами запоминания. Мы полагаем, что младшие школьники, не способны правильно и продуктивно организовать свою мнемическую деятельность. Следует отметить тот факт, что школьная программа мало ориентирована на построение процессов обучения на основе логических приемов запоминания информации [1].

Целью нашего исследования явилось изучение влияния тренинга логического запоминания на эффективное развитие процессов памяти младших школьников.

По определению А.А. Смирнова [3] мнемоника (мнемотехника) - искусство запоминания - система различных приемов, облегчающих запоминание и увели-

чивающих объем памяти. Мнемическая деятельность ориентирована на полноту запоминания: в одних случаях запомнить все (стайное запоминание), в других случаях запомнить только часть (выборочное запоминание).

Логическая память в отличие от механической нацелена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала. В то время, как, развитие логической памяти проходит в три этапа. На первом этапе детьми отрабатывают логические операции мышления. На втором этапе отдельные операции выстраиваются в логические приемы мышления. Третий этап определяется оформлением логических приемов запоминания [1].

Экспериментальная база исследования -МБОУ СОШ №15 им. Потапова А.З. (ст. Лысогорская). В исследовании приняли участие ученики 4-х классов, 30 человек. Мы предположили, что успешность обучения учащихся в младших классах в значительной степени зависит от уровня логического запоминания, и будет более эффективной после тренинга, направленного на развитие логического запоминания.

Мы провели исследование процессов памяти с помощью следующих методик: методика «Заучивания 10 слов»

Из диаграммы видно, что по всем трем методикам, большинство школьников имеет средний уровень памяти. Такие младшие школьники применяют простейшие мнемические приемы: повторение, проговаривание. Однако такие дети не все-

А.Р. Лурия, целью которой являете исследование процесса произвольного запоминания; методика «Память на числа», которая предназначена для определения кратковременной зрительной памяти на числа, ее объема и точности; методика. А.Н. Леонтьева, ориентированная на диагностику опосредствованной памяти.

В результате диагностики кратковременной зрительной памяти по методике «Память на числа», большинство младших школьников продемонстрировали средний уровень кратковременной зрительной памяти. У 6 школьников уровень памяти низкий. И 7 человек имеют высокий уровень памяти по данной методике.

В результате диагностики произвольного запоминания по методике «10 слов», большинство младших школьников так же имеют средний уровень памяти. У 6 школьников уровень памяти низкий. И 8 человек имеют высокий уровень памяти по данной методике.

Также выяснилось, что половина младших школьников имеет средний уровень запоминания, у 6 человек уровень запоминания низкий, и у 9 - высокий.

Для того, чтобы наглядно сравнить результаты диагностики памяти по всем трем методикам, мы построили сводную диаграмму.

гда стремятся к точности запоминания, не проявляют усилия воли, поэтому часто допускают ошибки. Низкий уровень памяти отмечен у 20% младших школьников. Эти дети с большим трудом запоминают бессвязный материал, у них не проявляется

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов экспериментальной диагностики памяти у младших школьников по всем трем методикам

установка на запоминание. У большинства детей отсутствует поиск и применение способов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны к результату запоминания. У них очень медленно образуются связи и дифференцировка в материале, которые все равно являются непрочными. Поэтому сам процесс заучивания осуществляется медленно и с относительно большим количеством ошибок. И в среднем 27% младших школьников быстро заучивают материал с незначительным количеством ошибок. Для них характерно стремление к активному поиску приемов, облегчающих запоминание, и использование их, что говорит о высоком уровне развития памяти.

После первичной диагностики учащихся мы провели тренинг логического запоминания в экспериментальной группе, в количестве 15 человек, а в контрольной группе (15 человек) - тренинг не проводился. Тренинг направлен на формирование и совершенствование у младших школьников разнообразных приемов смысловой проработки материала, составляющих основу логической памяти. Материал для эксперимента - дидактические игры и упражнения: упражнения на запоминание несвязанных чисел; анализ бессмысленных слов; запоминание пар слов, «тройная стимуляция» памяти; раскладывание карточек с несвязанными словами; анализ структуры длинных предложений; анализ структуры коротких текстов; составление схематических рисунков; составление плана текстов [5].

Ученики занимались ежедневно, 2-3 раза в неделю в течение месяца. Первые занятия проводились под руководством психолога и учителя начальных классов, затем учащийся получал индивидуальные задания по каждому из упражнений и выполнял их в домашних условиях [5].

После окончания формирующего этапа эксперимента мы провели контрольную

учащихся в экспериментальной и контрольной группах для оценки эффективности тренинга логического запоминания.

Итак, анализ полученных результатов показал, что после того, как с младшими школьниками был проведен тренинг логического запоминания, в результате диагностики по всем трем методикам низкий уровень не был обнаружен. Подавляющее число младших школьников имеет средний уровень памяти. Высокий уровень памяти выявлен более, чем у трети школьников.

По результатам экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы, представленные ниже.

На первом этапе исследования по всем трем методикам у большинства школьников был выявлен средний уровень памяти. Низкий уровень памяти продемонстрировали 20% младших школьников. На втором этапе исследования, после тренинга логического запоминания, в результате контрольной диагностики по всем трем методикам, низкий уровень не был обнаружен ни у одного испытуемого. Большая часть школьников имеет средний уровень памяти. Высокий уровень памяти отмечен более, чем у трети школьников.

Таким образом, после тренинга логического запоминания, нами была зафиксирована положительная динамика уровня диагностики мнестических процессов младших школьников. В результате проведенной работы подавляющему числу учащихся стало свойственно легкое и быстрое заучивание с минимальным количеством неточностей. Учащиеся стали стремиться к активному поиску приемов, облегчающих запоминание, и использование их. Школьники стали воспроизводить материал в том порядке, в каком он предъявлялся, стали повторять, припоминать и пересказывать единицы материала, а также проговаривать его, что способствует развитию памяти в процессе учебной деятельности.

диагностику мнестических процессов

Библиографический список

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. Р. Аткинсон. -М.: Аспект пресс, 2016. - 528 с.

2. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. - Казань, КФУ, 2015. - 40 с.

3. Казеичева И.Н. Память становится мыслящей: развитие памяти дошкольников и младших школьников // Новая наука: психолого-педагогический подход: междунар. науч.-период. издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 17 апр. 2017). - Стерлита-мак, 2017. - С. 88-91.

DEVELOPMENT OF MEMORY PROCESSES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN, THROUGH LOGICAL MEMORY TRAINING

M.L. Halatyan, Student

Supervisor: E.G. Czy, Senior Lecturer

Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki

(Russia, Essentuki)

Abstract. The main purpose of the article is to study the influence of logical memory training on the effective development of memory processes in primary school children. The author conducted a study of memory processes using the method of "Memorizing 10 words"; the method of "Memory for numbers"; the method of A. N. Leontiev, which is focused on the diagnosis of mediated memory. The material for the study consists of didactic games and exercises: exercises for memorizing unrelated numbers; analysis of meaningless words; memorizing pairs of words, "triple stimulation" of memory; laying out cards with unrelated words; analysis of the structure of long sentences; analysis of the structure of short texts; drawing schematic drawings; drawing up a text plan. The results of the study suggest that most of the subjects began to learn easily and quickly, while showing the minimum number of inaccuracies.

Keywords: memory, development, training, logical thinking, subjects, research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.