Научная статья на тему 'Медиапространство в условиях нелинейного усложнения социальной реальности'

Медиапространство в условиях нелинейного усложнения социальной реальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиапространство / социальное пространство / медиа / подсистемы / системный подход / медиапроцесс / трансформация медиа / нелинейность / социальная реальность / media space / social space / media / subsystems / systems approach / media process / media transformation / non-linearity / social reality

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скачилова Елена Александровна

Системный анализ как парадигма позволяет исследовать медиапространство как подсистему с гибкими связями внутри и внешними с другими подсистемами. Используя системный подход, автор предлагает рассматривать трансформацию медиапространства как саморазвивающийся процесс, который происходит под влиянием цифровизации, являющейся фактором скорости изменений. Автор предлагает считать медиапространство социальным процессом с присущими ему: (1) логическим подлежащим; (2) временным отношениям; (3) пространственным отношениям; (4) направлением. В заключение автор соглашается с мнением исследователей, что под влиянием технологического развития общества медиапространство трансформировалось в медиасферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Space in Conditions of Nonlinear Complication of Social Reality

System analysis as a paradigm allows us to study the media space as a subsystem with flexible connections internally and externally with other subsystems. Using a systematic approach, the author proposes to consider the transformation of the media space as a self-developing process that occurs under the influence of digitalization, which is a factor in the rate of change. The author proposes to consider the media space as a social process with its inherent: (1) logical subject; (2) temporary relationships; (3) spatial relationships; (4) direction. As a result of the article, the author agrees with the opinion of researchers that under the influence of technological development of society, the media space has been transformed into the media sphere.

Текст научной работы на тему «Медиапространство в условиях нелинейного усложнения социальной реальности»

■ ■■ Медиапространство в условиях нелинейного усложнения социальной реальности

Скачилова Е.А.

ББР Банк, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Системный анализ как парадигма позволяет исследовать медиа-пространство как подсистему с гибкими связями внутри и внешними с другими подсистемами. Используя системный подход, автор предлагает рассматривать трансформацию медиапространства как саморазвивающийся процесс, который происходит под влиянием цифровизации, являющейся фактором скорости изменений. Автор предлагает считать медиапространство социальным процессом с присущими ему: (1) логическим подлежащим; (2) временным отношениям; (3) пространственным отношениям; (4) направлением. В заключение автор соглашается с мнением исследователей, что под влиянием технологического развития общества медиапространство трансформировалось в медиасферу.

Ключевые слова: медиапространство, социальное пространство, медиа, подсистемы, системный подход, медиапроцесс, трансформация медиа, нелинейность, социальная реальность

Для цитирования: Скачилова Е.А. Медиапространство в условиях нелинейного усложнения социальной реальности // Коммуникология. 2024. Том 12. № 2. C. 37-43. DOI 10.21453/2311-3065-2024-12-2-37-43.

Сведения об авторах: Скачилова Елена Александровна - пресс-секретарь АО «ББР Банк», аспирант 2 курса кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес: 121099, Россия, Москва, 1-й Николощепковский переулок, 6/1. E-mail: ulraso@bk.ru.

Статья поступила в редакцию: 16.01.2024. Принята к печати: 02.06.2024.

Введение. Системный анализ как широко признаваемая парадигма научного мышления утвердился благодаря исследованиям нобелевского лауреата И. Пригожина, - ученый много сделал, чтобы состоялся переход общественных наук к системной парадигме анализа. Системный анализ с возникшей на его основе синергетикой профессор В. Коллонтай считает одной из наиболее удачных попыток преодолеть чрезмерность специализированного расчленения целого: «системный анализ предполагает не только серьезное изучение внутренних закономерностей системы, но и всестороннее исследование внешних взаимосвя-

Конфликт интересов: отсутствует.

Creative Commons BY 4.0

37

зей изучаемой системы - как в отношении систем, находящихся на одном уровне, так и в отношении выше- и нижестоящих систем» [Коллонтай: 137].

Ранее системы мыслились как замкнутые, а общественные явления со сложными связями, неоднозначными границами, непредсказуемым развитием казались несовместимыми с применением к ним системного анализа. Благодаря работам И. Пригожина, автор предполагает, мы можем рассматривать медиа-пространство как открытую и динамичную систему с гибкими связями внутри, а таже вовне с другими подсистемами. У медиапространства как подсистемы есть своя внутренняя логика развития, последнее при этом в значительной степени зависит от общественной среды и взаимодействия с другими элементами системы.

Медиапространство как процесс

«Можем ли мы называть медиапространство процессом, если ему присуще развитие? - Пожалуй, да, мы можем выделить такие характеристики у медиа-пространства, как, во-первых, логическое подлежащее; во-вторых, временные отношения; в-третьих, пространственные отношения; в-четвертых, направление» [Сорокин: 97].

К логическому подлежащему («единице») автор предлагает отнести медиа как единицу, имеющую динамическое развитие. Один из основоположников теории социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокин утверждал, что нельзя осмысливать, наблюдать и описывать ни один процесс без единицы. Единица может быть вещью: она может быть неким динамическим состоянием, например процессом интеграции, дезинтеграции, роста, дегенерации, распространения и т.д. [Сорокин: 97]. В качестве простого примера можно привести появление букв: из букв сложились слова, из слов построены предложения, из предложений появляется текст и так далее до формирования медиапро-дукта, который получает читатель / зритель / пользователь.

Несмотря на изменения, происходящие с медиапространством как процессом, медиа как единица сохраняет идентичность и имеет характеристики, которых длительный период придерживается общество, характеристики медиа автор здесь не планирует приводить. Если идентичность потеряется, то мы не сможем считать медиа единицей и говорить о медиапроцессе, ведь при отсутствии единицы любые изменения прекращаются, очевидно.

Изменение, становление, перемены и тому подобные процессы, в отличие от бытия, предполагают время. Для характеристики же социальных процессов необходимо использовать понятие «социальное время» [Сорокин: 98]. Автор соглашается с мнением исследователей о необходимости рассмотрения становления и развития социологии медиапространства, отталкиваясь от базовых определений физического и социального пространства и фокусируясь на взаимосвязях медиапространства и общества: способах, посредством которых медиапространство влияет на социальные процессы, жизнедеятельность личностей

и организаций; факторах, превращающих социальное пространство в медийное; свойствах цифрового сетевого пространства, которые позволяют размещать в нем различные медиаконструкты, вбирающие в себя физических носителей и размещаемые с их помощью контенты [Шарков, Силкин 2021: 559].

При этом появление, размещение, замещение, влияние, превращение и тому подобные явления не происходят сразу, а постепенно со временем. Термин «ме-дипространство» используется в этой статье в значении, которое было сформулировано в энциклопедическом словаре «Коммуникология» [Шарков]. Меди-апространство представляет собой социальное пространство, формируемое и информационно-насыщаемое средствами массовой информации. Таким образом, согласно вышеизложенному, мы можем подвести промежуточный итог и утверждать, что раз медиапространство является социальным пространством, то к нему может быть применимо «социальное время».

Если сказанное о времени справедливо относительно пространства, значит, к медиапространству не применимо описание, которое подходит для описания нахождения физических тел в пространстве. Требуется особая категория социального пространства с его собственной системой координат [Сорокин: 98]. То есть, медиапространство может с долей условности трактоваться как процесс, происходящий в социальном пространстве.

Мы можем предполагать и наличие четвертой характеристики процесса (ме-диапространства) - направление. Медиапространство развивается от чего-то к чему-то: от печатного станка и первых листовок до «новых медиа», парадигма которых сейчас формируется [Ионова: 38]. Это не окончательная точка в развитии, потому что все чаще применяемый в сфере медиа и связей с общественностью искусственный интеллект открывает новые возможности распространения ме-диаинформации. Соответственно, если есть развитие, то есть и направление этого развития.

Находим подтверждение у исследователей и соглашаемся с тем, что меди-апростанство является подсистемой, и что во внешней среде вступает во взаимодействие с другими подсистемами. Учеными с позиций социальных наук проведён анализ нарушений экологии человека, которые проявляются не только благодаря негативным воздействиям природы, но и медиапространства и ноосферы: рассматриваются понятия «экология человека», «экология медиапро-странства», экология «ноосферного пространства» [Шарков, Силкин 2023: 65; Шарков и др.; Кириллина, Фабричных]. Автор статьи отмечает, что данный подход ученых подтверждает наличие внешних связей у медиапространства как подсистемы и убеждает нас в необходимости исследовать медиапростран-ство, используя системные знания о других подсистемах, влияющих на медиа-среду.

Мы предлагаем считать медиапространство процессом в социальном пространстве, имеющим направление развития за период, измеряемый социальным временем. Этот процесс пересекается, соприкасается, перетекает, трансформи-

руется, развивается как подсистема при взаимодействии с другими подсистемами. Автору интересно в связи с этим найти ответ на вопрос, есть ли окончание у процесса, когда развивается виртуальная реальность, как сейчас, и останется ли медиапроцесс в том виде, как мы понимаем его в данный период.

Обращаем внимание, что рано или поздно в одной и той же социальной системе или в разных, количественный это процесс или качественный, или это перемещение в пространстве, или процесс, идущий во всех направлениях, - но он достигает своей «точки насыщения», после чего идет зачастую в обратном направлении. И даже если любое явление имеет свою уникальную сторону, то у него есть также и повторяющиеся черты и свойства, которые присущи и другому явлению [Сорокин: 105].

С долей условности, это дает основания предположить, что сегодня уникальные черты процесса медиапространства (далее метафора) - это только одна краска, и не обязательно ее цвет сохранится в первоначальном виде, потому что цветовая палитра разнообразна, новые цвета присутствуют и появляются снова, поскольку краски перемешиваются и оттенки могут перетекать из других подсистем. В итоге изменяется внешний вид процесса медиапространства, предполагаем возможность влияния и на внутренне состояние социального пространства, насыщенного медиа.

Еще большее усложнение усложненного

По мнению доктора социологических наук А.В. Мозговой, сложные многофакторные и многофункциональные системы, к которым по предположению автора данной статьи можно отнести медиапространство или медиасферу, имеют отличительную черту - изменения, которое является одним из их атрибутивных сущностных свойств [Мозговая: 4276]. Как один из вариантов, изменение или трансформация могут представлять из себя реакцию на кризисы или неизвестные качественные перемены, и тогда они могут запустить неопределенность, которая возрастает и может создавать риски неблагоприятных итогов событий или процессов.

Изменение медиапространства проявляется в его трансформации в медиасферу, связанной с развитием цифровых информационно-коммуникационных технологий и систем. Классические СМИ почти полностью стали частью цифрового медиапространства, начав тем самым эру медиасферы, для которой характерна более активная вовлеченность пользователей, органов государственной власти и лидеров мнений, в чьих руках в большей мере сосредоточена управленческая информация [Силкин, Шарков: 24]. Автор статьи присоединяется к мнению, что технологические процессы оказали решающее влияние на скорость произошедших в медиапространстве изменений.

В контексте данной статьи интересно мнение профессора социологии С.А. Кравченко о простых социальных системах. Еще совсем недавно «социальные теоретики пытались найти «главную, универсальную» причину социальных изменений. Так, экономический фактор явился решающим для обоснования эконо-

мического детерминизма; в техническом/технологическом факторе главенствующая роль отведена технологиям; социально-исторический фактор, культурный, географический, биологический фактор - каждый из этих факторов рассматривался как решающий в интерпретации динамики социальных реалий. При таком подходе можно говорить о простых социальных системах, когда рассматривались только внешние факторы развития [Кравченко: 12].

Сегодня мир вступил в состояние сложной социальной системы, а «линейные корреляции можно проследить лишь в относительно локальном и закрытом социуме». Социологическая диагностика сложного социума предполагает как учет совокупности внешне-внутренних факторов, так и саморазвитие. Скорость изменений и социальная акселерация отнесены к атрибутам развития сложного общества, а цифровизация является фактором скорости изменений, способствуя социальной акселерации в самом широком смысле [Кравченко: 14]. О том, что материя развивается ускоряющимся и усложняющимся образом ранее было описано в рамках теории «стрелы времени» [Пригожин, Стенгенрс].

Выводы. Автор статьи предлагает считать, что в условиях высокой скорости изменений линейность является характерной чертой лишь локальных социумов, в то время как целиком социальная система характеризуется нелинейностью и имеет признаки социальной акселерации. В этих условиях медиапространство, являясь одной из подсистем социального пространства, трансформировалось в медиасферу под влиянием технологического развития общества. В контексте изложенного выше, автор предлагает формулировку понятия «медиасфера»: социальное пространство, внутри которого присутствуют традиционные СМИ в цифровом формате, новые медиа, органы государственной власти, лидеры мнений. Возможно, в этот перечень предстоит добавить искусственные интеллектуальные системы, которые выполняют творческие функции в медиасфере, традиционно реализуемые человеком. Последнее требует дальнейшего исследования во взаимосвязи с характеристиками медиапространства.

Источники

Ионова Е.А. (2022). Парадигма «новых медиа» и новые возможности для управляемости медиапространства // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 7. №4. С. 34-50.

Кириллина Н.В. Фабричных М.А. (2023). Характеристики медиапространства: влияние на поляризацию мнений аудитории // Коммуникология. Т. 11. № 4. С. 51-59. ЭО!: 10.21453/23113065-2023-11-4-51-59. БЭИ: СШМРМ

Коллонтай В.М. (1998). На стыке естественных и общественных наук: вклад И. Пригожина // Мировая экономика и международные отношения. № 4. С. 136-142. Э0!:10.20542/0131-2227-1998-4-136-142.

Кравченко С.А. (2022). Социология цифровизации. Учебник для ВУЗОВ. М: Юрайт.

Мозговая А.В. (2020). Социальные общности в условиях трансформации: распознавание, оценка, адаптация к рискам // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов V! Всероссийского социологического конгресса. М: РОС; ФНИСЦ РАН. С. 4275-4283. □0!:10.19181/копдгезв.2020.502.

Пригожин И., Стенгерс И. (2001). Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС.

Силкин В.В., Шарков Ф.И. (2021). Наступление эры медиакоммуникаций: унаследование права четвертой власти цифровой медиасферой // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 6. № 3. C. 22-34

Сорокин П.А. (2006). Социальная и культурная динамика. М.: Астрель.

Шарков Ф.И. (2009). Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник.

Шарков Ф.И., Кириллина Н.В., Киреева О.Ф. (2023). Трансформация политического медиапространства в рамках ноосферной парадигмы (к 160-летию В. Вернадского) // Полис. Политические исследования. № 4. С. 182-191. DOI: 10.17976/jpps/2023.04.13. EDN: VYLVSZ.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медийного пространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Том 21. № 3. С. 557-566. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-557-566. EDN: CLXBBO.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2023). Трансформация экологии человека медиа-и ноосферно-го пространства. Социальная коммуникация в современном российском обществе // Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. М: РОС; ФНИСЦ РАН.

■ ■ ■ Media Space in Conditions of Nonlinear Complication of Social Reality

Skachilova E.A.

BBR Bank, Moscow, Russia.

Abstract. System analysis as a paradigm allows us to study the media space as a subsystem with flexible connections internally and externally with other subsystems. Using a systematic approach, the author proposes to consider the transformation of the media space as a self-developing process that occurs under the influence of digitalization, which is a factor in the rate of change. The author proposes to consider the media space as a social process with its inherent: (1) logical subject; (2) temporary relationships; (3) spatial relationships; (4) direction. As a result of the article, the author agrees with the opinion of researchers that under the influence of technological development of society, the media space has been transformed into the media sphere.

Keywords: media space, social space, media, subsystems, systems approach, media process, media transformation, nonlinearity, social reality

For citation: Skachilova E.A. (2024). Media space in conditions of nonlinear complication of social reality. Communicology (Russia). Vol. 12. No. 2. P. 37-43. DOI 10.21453/2311-30652024-12-2-37-43.

Inf. about the author: Skachilova Elena Aleksandrovna - press secretary at BBR Bank, 2nd year doctoral student at the Department of public relations and mediapolicy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 121099, Russia, Moscow, 1st Nikoloshchepkovsky lane, 6/1. E-mail: ulraso@bk.ru.

Received: 16.01.2024. Accepted: 02.06.2024.

References

lonova E.A. (2022). The paradigm of "new media" and new opportunities for managing the media space. Communicology: electronic journal. Vol. 7. No. 4. P. 34-50 (in Rus).

Kirillina N.V. Fabrichnykh M.A. (2023). Characteristics of the media space: influence on the polarization of audience opinions. Communicology. Vol. 11. No. 4. P. 51-59. DOI: 10.21453/23113065-2023-11-4-51-59. EDN: CUVMPW (in Rus).

Kollontay V.M. (1998). At the intersection of natural and social sciences: the contribution of I. Prigozhin. World economy and international relations. No. 4. P. 136-142 (in Rus).

Kravchenko S.A. (2022). Sociology of digitalization. M: Yurait (in Rus).

Mozgovaya A.V. (2020). Social communities in conditions of transformation: recognition, assessment, adaptation to risks. In: Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions: reports of the 4th All-Russian Sociological Congress. M: ROS; FNISC RAS. P. 4275-4283. D0I:10.19181/kongress.2020.502 (in Rus).

Prigozhin I., Stengers I. (2001). Order out of chaos. A new dialogue between man and nature. M.: Editorial URSS (in Rus).

Sharkov F.I. (2009). Communicology: encyclopedic dictionary-reference book (in Rus).

Sharkov F.I. Silkin V.V. (2021). Genesis of the sociology of media space. RUDN Journal of Sociology. Vol. 21. No. 3. P. 557-566. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-557-566. EDN: CLXBBO (in Rus).

Sharkov F.I. Silkin V.V. (2023). Transformation of human ecology of media and noospheric space. Social communication in modern Russian society. In: Collection of reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference. M: ROS; FNISC RAS (in Rus).

Sharkov F.I., Kirillina N.V., Kireeva O.F. (2023). Transformation of the political media space within the framework of the noospheric paradigm. Polis. Political studies. No. 4. P. 182-191. DOI: 10.17976/ jpps/2023.04.13. EDN: VYLVSZ (in Rus).

Silkin V.V., Sharkov F.I. (2021). The advent of the era of media communications: inheritance of the right of the fourth estate by the digital media sphere. Communicology: electronic journal. Vol. 6. No. 3. P. 22-34 (in Rus).

Sorokin P.A. (2006). Social and cultural dynamics. M.: Astrel (in Rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.