Научная статья на тему 'ДИНАМИЧНЫЕ МЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

ДИНАМИЧНЫЕ МЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / МЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ / ИНКЛЮЗИВНОСТЬ / МЕДИА-СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Квернадзе Э. Т.

В обществе происходят постоянные социальные изменения социальной структуры и социокультурных моделей. Социальные изменения в сообществах осуществляются с помощью новых форм или элементов, от которых ожидают позитивных социокультурных преобразований. Распространение информации средствами массовой информации в социокультурной среде влияет и на социальные изменения в обществе, и на формирование в ней принципов медиа-справедливости и инклюзивности. Информация может восприниматься людьми по-разному в зависимости от их интересов и способности общества использовать динамично поступающую в медиапространство информацию. Сами понятия «включенность в медиапространство» и «медиа-справедливость» люди едва ли всегда чувствуют и воспринимают в процессе взаимодействия со СМИ. В свою очередь, цифровые платформы социальных сетей способствуют созданию различных сообществ. Логика проведенного автором исследования приводит к заключению, что развитию сообществ по различным интересам, медиа следует акцентировать внимание на наставничестве, спонсорстве, инклюзивности и адвокации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC MEDIA TECHNOLOGIES IN THE INCLUSIVE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

There are constant social changes in the social structure and socio-cultural models in society. Social changes in communities are carried out with the help of new forms or elements from which positive socio-cultural transformations are expected. The dissemination of information by mass media in a socio-cultural environment affects both social changes in society and the formation of the principles of media justice and inclusiveness in it. Information can be perceived by people in different ways, depending on their interests and the ability of society to use information that is dynamically entering the media space. The very concepts of “inclusion in the media space” and “media justice” are hardly always felt and perceived by people in the process of interacting with the media. In turn, digital social media platforms contribute to the creation of various communities. The logic of the study conducted by the author leads to the conclusion that the development of communities of various interests, the media should focus on mentoring, sponsorship, inclusiveness and advocacy.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИЧНЫЕ МЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

■ ■ ■ Динамичные медиа-технологии в инклюзивной социокультурной среде

Квернадзе Э.Т.

АО «Первый канал», Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В обществе происходят постоянные социальные изменения социальной структуры и социокультурных моделей. Социальные изменения в сообществах осуществляются с помощью новых форм или элементов, от которых ожидают позитивных социокультурных преобразований. Распространение информации средствами массовой информации в социокультурной среде влияет и на социальные изменения в обществе, и на формирование в ней принципов медиа-справедливости и инклюзивности. Информация может восприниматься людьми по-разному в зависимости от их интересов и способности общества использовать динамично поступающую в медиапространство информацию. Сами понятия «включенность в медиапространство» и «медиа-справедливость» люди едва ли всегда чувствуют и воспринимают в процессе взаимодействия со СМИ. В свою очередь, цифровые платформы социальных сетей способствуют созданию различных сообществ. Логика проведенного автором исследования приводит к заключению, что развитию сообществ по различным интересам, медиа следует акцентировать внимание на наставничестве, спонсорстве, инклюзивности и адвокации

Ключевые слова: СМИ, медиа-технологии, инклюзивность, медиа-справедливость

Для цитирования: Квернадзе Э.Т Динамичные медиа-технологии в инклюзивной социокультурной среде // Коммуникология. 2023. Том 11. № 2. C. 53-61. DOI 10.21453/2311-3065-2023-11-2-53-61.

Сведения об авторе: Квернадзе Эка Тариеловна - шеф-редактор Дирекции социальных и публицистических программ АО «Первый канал». Адрес: 127427 Москва, ул. Академика Королева, 12. E-mail: ehka-kvernadze@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию: 05.06.2023. Принята к печати: 20.06.2023.

Введение. Средства массовой информации являются повсеместной и неотъемлемой частью повседневной жизни в сетевом, интерактивном и глобальном мире. Цифровая революция кардинально изменила то, как люди воспринимают жизнь, что они знают о себе, как проводят свой досуг, как общаются с окружающими людьми и какие медиа-технологии применяют в повседневной жизнедеятельности. Быстрое распространение новых цифровых медиа-технологий привело к преодолению разногласий при использовании различных медиа-форматов. В современной культуре конвергенции трансмедийного повествования и распространяемых медиа цифровые пользователи постоянно создают, делятся и взаимодействуют с помощью различных типов средств информации и коммуникации.

Интернет оказал значительное влияние на современную культуру, прежде всего, - на популярную. Каждый день в социальных сетях появляются новые группы, рождаются «звезды» в блогах. В таком фрагментированном цифровом мире существует, казалось бы, безграничная аудитория свежих идей, и возможность стать «звездой» в разрозненном цифровом пространстве. С другой стороны, проблема для людей, работающих в творческих секторах, заключается в том, чтобы выяснить, как использовать эту виртуальную энергию и превратить ее во что-то осязаемое.

Растущая популярность блогеров может быть объяснена техническими достижениями, которые обеспечивают вовлеченность и доступность пользователей к актуальной информации. Растущее число пользователей, знакомых с цифровыми технологиями, можно объяснить наличием тесной связи, которая существует между блогерами и их аудиторией. Нет сомнений в том, что интернет и социальные сети являются чрезвычайно эффективными инструментами, используемыми для мобилизации большого числа людей.

Цифровые коммуникационные технологии и искусственный интеллект

Сетевые коммуникации могут привести к ограждению от реального мира, которая возникает в результате постоянной сенсорной стимуляции, обеспечиваемой текстами, твитами, электронными письмами и другими формами электронного общения.

Технологические императивы позволяют социальным сетям играть такую большую роль в социальных коммуникациях, что они стали напрямую влиять на общественное устройство. На протяжении всей истории человечества новые коммуникационные технологии оказывали существенное влияние на развитие культуры. Очевиден эффект от использования современных цифровых технологний. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ), базирующегося на встроенные глобальное цифровое пространство, стало новым этапом развития интеллектуальных систем. Сегодня в нейросетевом пространстве активно используются различные программные комплексы. Компания OpenAI внедрила большую муль-тимодальную нейросеть GPT - модель обработки естественного языка, выполняющую работу с инструкциями и генерацией текста. Midjourney представляет собой ИИ, который преобразует текст в изображения. Сервис Looka - это нейросеть, созданная для автоматического создания логотипов. Сервис TokkingHead позволяет оживлять фотоснимки и другие изображения.

При всем позитивной роли технологического прогресса, бурное развитие ИИ на платформах нейросетей со временем может представлять опасность не только для конкретных сообществ, но и всего человечества. Лидеры OpenAI, Google DeepMind, Anthropic и других лабораторий искусственного интеллекта предупреждают, что будущие системы могут быть «смертоносными». Руководители трех ведущих компаний в области искусственного интеллекта, включая Сэма Олтмана, исполнительного директора OpenAI, подписали открытое письмо, предупреж-

дающее о рисках, связанных с искусственным интеллектом. Технологический обозреватель газеты New York Times Кевин Роуз (Kevin Roose) отмечает: «Группа лидеров отрасли предупредила, что технология искусственного интеллекта, которую они создают, однажды может представлять экзистенциальную угрозу человечеству и должна рассматриваться как риск для общества наравне с пандемиями и ядерными войнами»1.

«Снижение риска исчезновения от ИИ должно быть глобальным приоритетом наряду с другими рисками общественного масштаба, такими как пандемии и ядерная война, - говорится в заявлении из одного предложения, опубликованном некоммерческой организацией Center for AI Safety. Открытое письмо подписали более 350 руководителей, исследователей и инженеров, работающих в сфере искусственного интеллекта2.

Названные опасения еще больше подчеркивает статья в The Guardian: «ИИ американского дрона решил ликвидировать оператора на испытаниях»3: Беспи-лотник ВВС США, управляемый искусственным интеллектом (ИИ), принял решение убить оператора в ходе имитационных испытаний, чтобы тот не мешал аппарату выполнять свою задачу. «Система получала очки, устраняя цели. Поэтому она приняла решение просто убить оператора, потому что тот мешал ей выполнять поставленную задачу», - рассказал американский полковник Такер Гамильтон. Он также предостерег от чрезмерной зависимости от ИИ: «испытания показывают, что нельзя говорить об искусственном интеллекте, машинном обучении, автономии, если не учитывать этику ИИ»».

С броским заголовком о названном событии также вышла статья в Газета.ш «Искусственный интеллект американского дрона решил ликвидировать оператора»: «Беспилотник ВВС США, управляемый искусственным интеллектом (ИИ), принял решение убить оператора, чтобы тот не мешал аппарату выполнять свою задачу»4.

Сетевые коммуникации могут привести и к обратному эффекту - к изоляции, которая возникает в результате постоянной сенсорной стимуляции, обеспечиваемой текстами, твитами, электронными письмами и другими формами электронного общения.

1 Кевин Роуз - технологический обозреватель газеты New York Times. В его колонке «The Shift» рассматривается пересечение технологий, бизнеса и культуры.

2 A.I. Poses 'Risk of Extinction,' Industry Leaders Warn // The New York Times, May 30, 2023 [эл. ресурс]: https://www.nytimes.com/2023/05/30/technology/ai-threat-warning.html (дата обращения: 04.06.2023).

3 US air force denies running simulation in which AI drone 'killed' operator // The Guardian, June 2, 2023 [эл. ресурс]: https://www.theguardian.com/us-news/2023/jun/01/us-military-drone-ai-killed-operator-simulated-test (дата обращения: 04.06.2023).

4 Искусственный интеллект американского дрона решил ликвидировать оператора // Газета.ru, 02 июня 2023 [эл. ресурс]: https://www.gazeta.ru/tech/news/2023/06/ 02/20579720. shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 04.06.2023).

Вопросы этики в технологиях ИИ в целом поднимаются сегодня многими авторами, например: «Цифровизация образовательного процесса, включение в работу по освоению знаний виртуальных технологий и искусственного интеллекта, разработка собственного уникального программного обеспечения превращаются в новую образовательную индустрию, становятся фактором, безусловно, эффективно влияющим на глубину освоения знаний и определяющим множественные показатели в современных продвинутых университетах» [Шарков, Абишева и др.: 17].

Соотношение «реального» и «виртуального» в социокультурной среде

«Сетевые и реальные сообщества во многом схожи по своим признакам, и что виртуальные сообщества как самоорганизующиеся сети интерактивного взаимодействия, как и реальные социальные общности, формируются на основе общих интересов и целей их участников. При этом реальные и виртуальные сообщества находятся в одном социальном пространстве, виртуальные сообщества принимают некоторые характеристики традиционных, и наоборот» [БИагкоч ЮпШпа: 28].

Современную культуру характеризует переплетение «виртуального» и «реального». На разработке данной проблематики фокусируется социокультурная антропология - отрасль исследований, занимающаяся теми сообществами, которые можно изучать, фокусируясь на их представителей. Объектом социокультурной антропологии могут быть социальный, символичный и материальный аспекты жизни. У каждой цивилизации есть набор ценностей, верований, обычаев и моделей поведения, которые называются ее социокультурными ценностями, и их можно найти в каждой культуре. Этот набор ценностей влияет на то, как люди ежедневно общаются со своим окружением. Они передаются по наследству из поколения в поколение.

В каждом сообществе и в обществе в целом происходят постоянные социальные изменения социальной структуры и культурных моделей. Социальные изменения в сообществе включают в себя несколько преобразований, в том числе изменения: ориентаций, от которых следует отказаться; изменений с ориентацией на какие-либо новые формы или элементы, от которых ожидают позитивных социокультурных преобразований. Ориентации могут быть не только на изменения форм и/или элементов, но и на ценности, которые существовали в прошлом.

При определении ориентаций на изменения существует несколько факторов, которые придают значимость основным ориентациям: отношение к группам людей, которые способны ценить труд других, независимо от их статуса и субъективной оценки их полезности; способность мириться с некоторыми отклонениями от форм или элементов рутины.

Несомненно, информация, получаемая из средств массовой информации, влияет на социальную и культурную жизнь общества. Из приведенного выше объяснения следует, что присутствие средств массовой информации создало новую культуру, к которой приспосабливается публика (имеется в виду популярная

культура или поп-культура). Изменение отношения общественности к массовой культуре вызвало социальные изменения во всех аспектах общественной жизни и общественные требования к переходу от традиционного общества к обществу с современным образом жизни. Средства массовой информации привели сообщество к новым виртуальным культурным моделям. Изменения в моделях поведения, которые большинство ощущает, являются аспектом образа жизни и наиболее заметным аспектом в окружающей среде1.

Включенность в социокультурную среду в медиа

Существует несколько способов воздействия средств массовой информации на культурные нормы. Во-первых, передаваемая информация укрепляет преобладающие культурные модели и убеждает людей в том, что культура по-прежнему актуальна и нужно следовать социокультурным нормам. Во-вторых, средства массовой информации могут содействовать созданию новой культуры, которая может дополнять или улучшать прежнюю культуру. В-третьих, средства массовой информации могут изменить культурные нормы, которые уже существуют и действуют в течение длительного времени.

Как положительные, так и отрицательные социальные изменения, основанные на бурном развитии технологий, ставит общество между двумя вариантами. С одной стороны, общественность принимает наличие технологий, а с другой стороны признается, что наличие современных технологий вызывает структурные проблемы, которые затем распространяются на все аспекты общественной жизни. Наиболее быстрое развитие науки и техники связано с технологическими разработками, которые влияют на модернизацию2.

Распространение информации в социокультурной среде влияет не только на социальные изменения в обществе, но и на формирование в ней принципов медиа-справедливости и инклюзивности. Информация обладает способностью как созидать, так и разрушать. Она может восприниматься людьми по-разному в зависимости от их интересов и способности общества использовать поступающую информацию. Сами понятия «включенность в медиапространство» и «медиа-справедливость» рядовые люди едва ли всегда чувствуют и воспринимают в процессе взаимодействия со СМИ.

Наиболее контрастное воздействие, которое ощущается в сообществе, - это изменение образа жизни и моделей поведения, от которых общество требует гибкости, что приводит к изменению культурных ценностей в общественной жизни. Средства массовой информации влияют на образ жизни людей, направляя его вектор развития в сторону моделей, уже существующих в средствах массовой

1 Shodig J. Influence of mass media on public social change // Jafar Shodig on Wordpress, June 19, 2011 [эл. ресурс]: https://jafarcahjawa.wordpress.com/2011/06/19/influence-of-mass-media-on-public-social-change/ (дата обращения 28.05.2023).

2 Там же.

информации. Сознательно или нет люди сами стремятся соответствовать тому, что привлекательно представлено в медиа.

Разрыв в знаниях, возможностях получения актуальной информации называется информационным разрывом. Кроме возможностей получения контента к такому разрыву приводит несоответствие в уровне знаний, навыков и ноу-хау, необходимых для эффективного использования технологий. Разрыв между различными типами людей в обществе проявляется и в неравном положении личностей, стремящихся получить финансовую и/или материальную выгоду посредством интернет-бизнеса.

В результате широкого использования технологических устройств для продвижения наилучших результатов участия в социальных сетях или цифровых платформах молодежь развивает взаимодействие таким образом, чтобы включаться в разнообразные функционирующие сети. Средства массовой информации и сетевые коммуникации оказывает и отрицательное влияние в большей мере на молодое поколение, которое находится на стадии самоопределения. Молодежь легче, чем пожилые адаптируются к использовании медиа технологий и, одновременно, вбирает в себя не только позитивные социальные нормы, но и имеющиеся в сети девиации.

Исследователи современной массовой культуры указывают на проявление эффекта эхо-камер в социальных сетях. На противоречивость феномена эхо-камеры указывали и зарубежные исследователи [Singh: 2]. Ряд авторов обращает внимание на формирование сетевых сообществ [Шарков, Кириллина], а также и на формирование сообщества, ориентированных на некласические отношения [Veletsianos, Kimmons; Williams, Woodacre; McPherson et al.]. Несмотря на быстрое распространение медиатехнологий, сегодня нет всеобщего равного доступа людей к СМИ и новым цифровым технологиям. Несколько факторов, таких как раса, доход, возраст, пол и образование, являются факторами формирования цифрового разрыва между различными людьми.

«Одним из способов смягчения потенциальных негативных последствий взаимодействия с социальными сетями является осознание участниками сети того, в каком пространстве они находятся и какую цель преследуют акторы, вбрасывающие в сети свои контенты»1 [Rockquemore].

Цифровые платформы социальных сетей дают возможность создавать различные сообщества. Для развития сообществ по вопросам, представляющим широкий интерес для социальных групп, требуется создавать сообщества по интересам, акцентируя внимание на наставничестве, спонсорстве, инклюзив-ности и адвокации.

1 Rockquemore K.A. Let's Talk About Twitter // The Inside Higher Ed, May 19, 2015 [эл. ресурс]: https://www.insidehighered.com/advice/2015/05/20/essay-issues-facing-young-academics-social-media (дата обращения: 20.05.2023).

Заключение. СМИ вынуждены бороться с корпоратизацией СМИ и их консолидацией. Некоторые ученые предположили, что включение в маркетинговый процесс разнообразных СМИ и снятие ограничений на рынке, автоматически приведет к разнообразию контента. Фактически же, произошло обратное. Быстрые изменения в медиа-технологиях, конвергенция между медиа-форматами и цифровая революция не позволили малому бизнесу в полной мере адаптироваться к этим изменениям. Малый бизнес и частное предпринимательство оказались более уязвимым к экономическим спадам и чаще стали подвергаться банкротству. Переход к сетевому медиа-контенту часто подвергал малый бизнес затруднениям. Не у всех представителей малого бизнеса оказались равные шансы получить доступ к широкополосной связи и современным платформам интернета. Цифровой разрыв коснулся и частных лиц. Люди с более высоким доходом имеют больше возможностей приобретать технологии и интеллектуальные приложения и получать к ним доступ, чем люди с низким доходом или, например, большинство людей, живущих в сельской местности.

Средства массовой информации стали неотъемлемой частью формирования почти каждого аспекта современной социальной жизни и конструирования реальности. Сегодня еще сохраняется ситуация, когда многие общественные учреждения, такие как школы и библиотеки недостаточно обеспечены средствами и новыми технологиями. Помимо простого обеспечения доступа к информации и медиа-технологиям нужно обеспечить обучение пользователей. Кроме того, если медиа-технологии не обеспечивают учета культурных особенностей и социальной значимости контента, простое преодоление цифрового разрыва путем предоставления доступа не приведет к значительному сокращению социального неравенства между различными социальными группами.

Требуется поддержка во внедрении программ, ориентированных не только на культуру, но и позволяющих всем слоям общества участвовать в решении социально-политических проблем. Применение комплексных форм опосредованного повествования позволит сделать медиа-технологии более динамичными, расширяющими инклюзивность, равнодоступность к социокультурным ценностям.

Источники

Шарков Ф.И. (2022). Ноосферная парадигма глобализации политического медиапростран-ства // Век глобализации. № 3 (43). С. 33-44. https://doi.org/10.30884/vglob/2022.03.03

Шарков Ф.И., Абишева В.Т., Лучина М.А., Потапчук В.А., Рамазанова Ж.С. (2022). Новые коммуникационные тренды в образовании: цифровые технологии и искусственный интеллект // Коммуникология. Т. 10. № 3. С. 67-86. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-67-86

Шарков Ф.И., Кириллина Н.В. (2022). Конвергируемость реальных и виртуальных сообществ в цифровом пространстве: социологический обзор // Социологическое обозрение. № 3. С. 229-249. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2022-3-229-249

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медиапространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 21. № 3. С. 557-566.

McPherson M., Smith-Lovin L., Cook J. (2001). Birds of a feather: Homophily in social networks. Annual Review of Sociology. No. 27. P. 415-444. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.27.1.415

Sharkov F.I., Kirillina N.V. (2022). Dichotomy of the personal and the public in virtual communities. Communicology. V. 10. No. 4. P. 23-33. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-23-33

Singh S.S. (2013). Tweeting to the Choir: Online Performance and Academic Identity. AoIR Selected Papers of Internet Research 14.0, 2013: Denver, USA. Retrieved from https://spir.aoir.org/ ojs/index.php/spir/article/view/9083

Veletsianos G. (2013). Open practices and identity: evidence from researchers and educators' social media participation. British Journal of Educational Technology. No. 44. P. 639-651. https:// doi.org/10.1111/bjet.12052

Veletsianos G., Kimmons R. (2012). Networked participatory scholarship: emergent techno-cultural pressures toward open and digital scholarship in online networks. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. No. 13. P. 144-166. https://doi.org/10.1016/j. compedu.2011.10.001

Williams A.D., Woodacre M.A. (2016). The possibilities and perils of academic social networking sites. Online Information Review. No. 40. P. 282-294. https://doi.org/10.1108/0IR-10-2015-0327

■ ■ ■ Dynamic Media Technologies In The Inclusive Socio-Cultural Environment

Kvernadze E.T.

JSC "Channel One", Moscow, Russia.

Abstract. There are constant social changes in the social structure and socio-cultural models in society. Social changes in communities are carried out with the help of new forms or elements from which positive socio-cultural transformations are expected. The dissemination of information by mass media in a socio-cultural environment affects both social changes in society and the formation of the principles of media justice and inclusiveness in it. Information can be perceived by people in different ways, depending on their interests and the ability of society to use information that is dynamically entering the media space. The very concepts of "inclusion in the media space" and "media justice" are hardly always felt and perceived by people in the process of interacting with the media. In turn, digital social media platforms contribute to the creation of various communities. The logic of the study conducted by the author leads to the conclusion that the development of communities of various interests, the media should focus on mentoring, sponsorship, inclusiveness and advocacy.

Keywords: mass media, media technologies, inclusivity, media justice

For citation: Kvernadze E.T. (2023). Dynamic media technologies in the inclusive socio-cultural environment. Communicology (Russia). Vol. 11. No. 2. P. 53-61. DOI: 10.21453/2311-30652023-11-2-53-61.

Inf. about the author: Kvernadze Eka Tarielovna - Chief Editor of the Directorate of Social and Journalistic Programs of JSC "Channel One". Address: 127427, Russia, Moscow, Akademika Koroleva st., 12. E-mail: ehka-kvernadze@yandex.ru.

Received: 05.06.2023. Accepted: 20.06.2023.

References

McPherson M., Smith-Lovin L., Cook J. (2001). Birds of a feather: Homophily in social networks. Annual Review of Sociology. No. 27. P. 415-444. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.27.1.415

Sharkov F.I. (2022). The Noospheric paradigm of globalization of the political media space. The age of globalization. No. 3 (43). P. 33-44 (in Rus.). https://doi.org/10.30884/vglob/2022.03.03

Sharkov F.I., Abisheva V.T., Luchina M.A., Potapchuk V.A., Ramazanova Zh.S. (2022). New communication trends in education: digital technologies and artificial intelligence. Communicology. V. 10. No. 3. P. 67-86 (in Rus.). https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-3-67-86

Sharkov F.I., Kirillina N.V. (2022). Convergence of real and virtual communities in the digital space: a sociological review. Russian Sociological Review. No. 3. P. 229-249 (in Rus.). https://doi. org/10.17323/1728-192x-2022-3-229-249

Sharkov F.I., Kirillina N.V. (2022). Dichotomy of the personal and the public in virtual communities. Communicology. V. 10. No. 4. P. 23-33. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-4-23-33

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2021). Genesis of the sociology of the media space. RUDN Journal of Sociology. V. 21. No. 3. P. 557-566 (in Rus.).

Singh S.S. (2013). Tweeting to the Choir: Online Performance and Academic Identity. AoIR Selected Papers of Internet Research 14.0, 2013: Denver, USA. Retrieved from https://spir.aoir.org/ ojs/index.php/spir/article/view/9083

Veletsianos G. (2013). Open practices and identity: evidence from researchers and educators' social media participation. British Journal of Educational Technology. No. 44. P. 639-651. https:// doi.org/10.1111/bjet.12052

Veletsianos G., Kimmons R. (2012). Networked participatory scholarship: emergent techno-cultural pressures toward open and digital scholarship in online networks. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. No. 13. P. 144-166. https://doi.org/10.1016/j. compedu.2011.10.001

Williams A.D., Woodacre M.A. (2016). The possibilities and perils of academic social networking sites. Online Information Review. No. 40. P. 282-294. https://doi.org/10.1108/0IR-10-2015-0327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.