Научная статья на тему 'Медиапедагогика, как современная технология образования в высшей школе'

Медиапедагогика, как современная технология образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / высшее образование / медиапедагогика / медиакультура / интегрированные технологии обучения / интерактивные методы обучения / pedagogy / higher education / media pedagogy / media culture / integrated learning technologies / interactive teaching methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежукова Арина Владимировна, Ибрагимова Лилия Ахматьяновна

Медиапедагогика была интегрирована в образовательные программы высших учебных заведений всего мира для поддержания современного образа образования. В настоящей статье будет представлен обзор медиапедагогики как современной технологии образования в высших учебных заведениях. Обзор будет основан на результатах исследований медиапедагогики и связанных с ней предметов, таких как применение информационных технологий в образовании, студенческие инновационные проекты и проектирование учебных программ. В данной статье будет рассмотрена роль медиапедагогики в программах высшего образования и обсуждаться преимущества и недостатки ее применения. Также будут даны рекомендации для разработки современных образовательных программ с учетом медиапедагогики. В заключение статьи будут представлены выводы и предложены практические рекомендации для применения медиапедагогики в высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA PEDAGOGY AS A MODERN TECHNOLOGY OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION

Media pedagogy has been integrated into the educational programs of higher education institutions around the world to maintain a modern image of education. This article will provide an overview of media pedagogy as a modern technology of education in higher education institutions. The review will be based on the results of research on media pedagogy and related subjects, such as the application of information technology in education, student innovation projects and curriculum design. This article will examine the role of media pedagogy in higher education programs and discuss the advantages and disadvantages of its application. Recommendations will also be given for the development of modern educational programs taking into account media pedagogy. In conclusion, the article will present the conclusions and offer practical recommendations for the application of media pedagogy in higher education.

Текст научной работы на тему «Медиапедагогика, как современная технология образования в высшей школе»

Медиапедагогика, как современная технология образования в высшей школе

Ежукова Арина Владимировна,

преподаватель кафедры массовых коммуникаций и туризма, аспирант кафедры педагогики и педагогического и социального образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» E-mail: a.ezhukova@yandex.ru

Ибрагимова Лилия Ахматьяновна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогического и социального образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» E-mail: laibra@yandex.ru.

Медиапедагогика была интегрирована в образовательные программы высших учебных заведений всего мира для поддержания современного образа образования. В настоящей статье будет представлен обзор медиапедагогики как современной технологии образования в высших учебных заведениях. Обзор будет основан на результатах исследований медиапедагогики и связанных с ней предметов, таких как применение информационных технологий в образовании, студенческие инновационные проекты и проектирование учебных программ. В данной статье будет рассмотрена роль медиапедагогики в программах высшего образования и обсуждаться преимущества и недостатки ее применения. Также будут даны рекомендации для разработки современных образовательных программ с учетом медиапедагогики. В заключение статьи будут представлены выводы и предложены практические рекомендации для применения медиапедагогики в высшем образовании.

Ключевые слова: педагогика, высшее образование, медиапе-дагогика, медиакультура, интегрированные технологии обучения, интерактивные методы обучения.

о с

U

со см о см см

Современному человеку, находящемуся среди большого количества информационных потоков (Интернет, телевидение, радио, книги, газеты, журналы), часто сложно ориентироваться в ее многообразии. Современное образование требует от обучающихся умения пользоваться современными инновационными и коммуникационными технологиями, быстро адаптироваться к различным новшествам [11].

Образование - одна из областей социальной и культурной жизнедеятельности, интерпретируется как всестороннее культивирование, нравственной и свободной личности, способной отстаивать свою точку зрения и свои ценности [12]. Основная цель медиаобразования - формирование медиакультуры личности, её социализация, формирование способности к диалогу и управлению социально-культурной сферой [10, с. 278]. Сам термин «медиакультура» отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, что помогает найти наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в учебном процессе [9, с. 3].

В последнее десятилетие медиаобразование проявляет тенденцию к расширению сферы своих компетенций, добавляя к характеристикам образовательного феномена черты медиакультурного феномена. Современные исследования отражают понимание медиаобразования как расширенной многолетней социально-образовательной деятельности, ее основной смысл видится в непрерывном развитии в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания и самооценки медиатекстов. деятельность средств массовой информации, формирование информационной культуры, основанной на демократических и гуманистических идеалах. и ценности, соблюдая принцип культурного разнообразия.

В целом все ученические и студенческие СМИ можно рассматривать как важную часть медиа-образования. Создание и работа таких изданий решает не только узко понимаемые профориен-тационные задачи (например, формирование будущего журналиста), но и более широкий круг воспитательных задач - становления гражданина, социально активной личности, готовой к созидательной деятельности. Они призваны решать задачи социализации обучающихся, развивать способность к коммуникации, поддерживать детские инициативы, выступать значимым элементом школьного самоуправления [1]. Содержание

процесса (профессионального) развития позволяет определить его логику и структуру, которые, в свою очередь, обусловили критерии оценки эффективности данного процесса [5]. Молодежные медиа современные авторы рассматривают как реализацию коллективной, групповой проектной деятельности.

Педагогический потенциал СМИ проявляется постоянно и повсеместно. Воспитательная роль современных средств массовой информации огромна и неоспорима [3, с. 54]. Поэтому так важно сегодня выявить особенности педагогического потенциала СМИ, провести его функционально-типологический анализ, определить место и роль в системе общества, в его духовной жизни и социальной деятельности.

Группа воспитательных функций СМИ формирует ценностные ориентации потребителя информации. Важнейшей сферой деятельности СМИ является ценностное ориентирование. По мнению В.И. Журавлевой, собственно педагогическая деятельность СМИ заключается в процессе передачи и освоения социального опыта человечества [4]. В педагогической деятельности уже накоплен богатый опыт по хранению, накоплению и трансляции социального опыта. Можно отметить, что педагогические процессы включают в себя три системы социальных ценностей: система знаний, система умений и система ценностных установок.

Педагогика и медиапедагогика используются для повышения качества образования. Однако они отличаются по некоторым аспектам. Педагогика фокусируется на том, как преподаватели могут обеспечить студентам преимущества для получения знаний и развития навыков. Это означает, что преподаватели используют традиционные методы преподавания, такие как лекции, обсуждения и практические занятия. Медиапедагогика использует такие же методы, но добавляет в них медиа-ресурсы, такие как игры, анимация, видео и виртуальные реальности. Это помогает студентам лучше усвоить информацию и привлекать их внимание. Медиапедагогика также отличается от педагогики тем, что она предоставляет студентам больше возможностей для самостоятельного изучения и исследования материалов в интерактивной среде.

Применение медиапедагогики в области образования призвано расширить и обновить образовательные практики с помощью интерактивных технологий. Оно помогает студентам получать полноценное образование, используя одновременно различные медиа-ресурсы и инструменты. Одним из распространенных подходов к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе является разработка мультимедийных образовательных средств. Эти средства позволяют использовать различные медиа, такие как видео, аудио, изображения, текст и интерактивные инструменты, чтобы улучшить обучение. Такие средства могут быть использованы для достижения различных образовательных целей,

включая развитие критического мышления, повышение мотивации, расширение знаний и умений учащихся.

Другим способом развития медиапедагогики является использование интегрированных технологий обучения. Такие технологии предоставляют средства для планирования и управления образовательными процессами, а также для организации учебного материала. Они предоставляют студентам больше опций в обучении, а также помогают лучше управлять их собственным образовательным процессом и стимулировать мотивацию. Интегрированные технологии обучения позволяют разработчикам создавать и использовать интерактивные образовательные приложения, включая системы дистанционного обучения, системы самостоятельного обучения и системы коллективного обучения.

Сфера медиа имеет значительное влияние на образовательный процесс в вузе. Она помогает преподавателям улучшить их образовательные методы и предоставить студентам больше интерактивных и интересных образовательных возможностей. Например, преподаватели могут использовать видеоуроки, интерактивные карты и виртуальные лаборатории для повышения понимания студентами материала [2].

Также медиа может помочь преподавателям в решении проблем в образовании, поскольку она позволяет использовать программное обеспечение для слежения за прогрессом студентов и их состоянием понимания материала. Использование медиа также может помочь преподавателям эффективно координировать и управлять обучением, а также обеспечивать студентам соответствующую поддержку.

Сфера медиа имеет решающее значение и для воспитательного процесса в вузе. Она помогает учителям и преподавателям использовать инновационные методы обучения, чтобы улучшить их воспитательные умения и помочь студентам развивать правильные принципы и ценности. Использование медиа также позволяет учителям и преподавателям использовать игры и приложения, чтобы сделать процесс обучения более интересным и привлекательным для студентов. Кроме того, медиа может помочь учителям и преподавателям организовать обучение через онлайн-интерактивные среды, чтобы обеспечить студентам более комфортную образовательную среду [7, а 72].

Интегрированные технологии обучения могут быть использованы для планирования и управления образовательными процессами. Главные виды технологий обучения включают в себя системы дистанционного обучения, системы самостоятельного обучения и системы коллективного обучения. Системы дистанционного обучения позволяют учащимся изучать материалы в онлайн-среде, например, с помощью видео-уроков и виртуальных классов. Системы самостоятельного обучения базируются на принципах индивидуализированного обучения, позволяя учащимся изучать материалы

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

в своем темпе и методом. Системы коллективного обучения предлагают студентам возможность работать в коллективе и совместно изучать материалы. Все эти системы технологий обучения помогают преподавателям создавать эффективные и интерактивные образовательные среды, которые могут быть использованы для развития критического мышления и повышения мотивации студентов.

Инновационные методы обучения помогают преподавателям эффективно обучать студентов и помогают им приобретать новые знания и умения. Они могут включать в себя использование современных технологий для обучения, таких как онлайн-интерактивные среды, видеоучение, мобильные приложения, интерактивные игры и т.д. Они также могут включать в себя применение других методов, таких как проектные ориентированные процессы, практические эксперименты и сотрудничество. Эти методы помогают студентам активно участвовать в обучении, развивать критическое мышление и улучшать свои навыки работы в команде.

Учителя и преподаватели могут организовать обучение через онлайн-интерактивные среды, используя современные технологии и различные инструменты. Они могут использовать видеоучение, чтобы демонстрировать студентам инструкции и примеры. Также они могут использовать интерактивные игры и приложения, чтобы делать учебный процесс более интересным. Они могут также использовать другие инструменты, такие как обсуждения и онлайн-тесты, чтобы проверять понимание студентами материала.

Использование технологий обучения, таких как медиапедагогика, может помочь преподавателям повысить мотивацию студентов. Медиапедаго-гика позволяет использовать различные медиа-ресурсы для представления материала, включая игры, анимацию, видео и виртуальные реальности. Эти ресурсы могут помочь студентам лучше усваивать информацию и привлекать их внимание. Также медиапедагогика позволяет студентам работать в маленьких группах, что помогает им сотрудничать и развивать свои критические мышления. В то же время, медиапедагогика позволяет студентам изучать материалы в интерактивной среде, что поддерживает их интерес и мотивацию. Медиа-ресурсы, которые могут быть использованы в обучении, включают в себя:

1. Интерактивные компьютерные игры.

2. Виртуальные реальности.

3. Анимация.

4. Интерактивные мультимедийные презентации.

5. Интерактивные карты.

6. Виртуальные лаборатории.

7. Видеоуроки.

° 8. Виртуальные исследования.

" 9. Онлайн-тесты.

g 10. Форумы и блоги.

Медиапедагогика является современной тех-

Ü нологией образования, позволяющей учителям

использовать современные технологии и инструменты для преподавания и обучения студентов. Онлайн-интерактивные среды могут предоставить студентам интерактивный учебный процесс, позволяющий им практиковать и закреплять знания. Они могут быть использованы для демонстрации инструкций и примеров, а также для проверки понимания материала с помощью онлайн-обсуждений, тестов и других инструментов. Кроме того, медиапедагогика может оказать положительное влияние на мотивацию студентов и повысить их профессиональную компетентность. Практические рекомендации для применения медиапедаго-гики в высшем образовании:

1. Использование онлайн-интерактивной среды для преподавания и обучения студентов. Использование функций, таких как демонстрации инструкций и примеров, онлайн-обсуждения, тесты и другие инструменты для проверки понимания материала.

2. Использование видеофильмов, интерактивных презентаций и аудиоресурсов для иллюстрации теоретических концепций и демонстрации практических примеров.

3. Использование игр и симуляций для практики и закрепления приобретенных студентами умений и знаний.

4. Разработка интерактивных ассигнентов и приложений, позволяющих студентам исследовать и применять приобретенные знания в онлайн-окружении.

5. Делать подключение к социальным сетям и другим веб-ресурсам, чтобы увеличивать мотивацию студентов, поддерживать их обучение и продвигать культуру общения.

Также выделим ряд из нескольких рекомендаций по положительному внедрению технологий СМИ в образовательный процесс:

1. Необходимо не только учитывать влияние СМИ на современный учебно-воспитательный процесс, но и искать новые способы борьбы с эффектом «параллельной школы». Нужно вести постоянный мониторинг процесса изменения системы СМИ и ее воздействия на широкую аудиторию.

2. Необходимо более активное введение различных форм медиаобразования в современный учебно-воспитательный процесс.

3. Для дальнейшего повышения роли образования в развитии информационной культуры необходимо объединение усилий вуза, семьи, масс-медиа и широкой общественности. Необходимость разработки новых образовательных технологий в настоящее время является одной из самых актуальных проблем современной педагогики. Образовательные технологии в меди-аобразовании должны способствовать развитию и формированию социальных и мировоззренческих черт, необходимых на данном этапе развития общества. Педагогическая технология - это совокупность мероприятий и условий, последовательное выполнение которых приведет к решению це-

лей и задач медиаобразования. При этом педагогические технологии должны обеспечивать тесную связь обучения и воспитания [6, с. 88].

Медиаобразование - это, пожалуй, единственный способ увидеть целостную картину мира в разнородной мозаике информации. Расширение медиаобразовательного сегмента философии образования наполнит гуманистическим смыслом представление о медиа как об «окне в мир», позволит воспринимать реальность без искажений и, следовательно, принимать адекватное участие в жизни общества.

Литература

1. Габидуллина А.Р., Исламова З.И. Медиатех-нологии в воспитательной работе педагога: от компьютерных презентаций до медиапроек-тов: учебно-методическое пособие. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. 120 с.

2. Дзялошинский И.М. Современное медиапро-странство России: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. 312 с.

3. Жилавская И.В. Медиаобразовательные технологии российских СМИ: Учебное пособие / И.В. Жилавская. М: МПГУ, 2017. 148 с.

4. Журавлева В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М. Педагогика, 1990.

5. Ибрагимова Л.А., Мехдиева И.Д. К вопросу о нравственном развитии студентов в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении // Социальное и педагогическое образование: Векторы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2019. С. 20-23.

6. Мантуленко В.В. Образовательные возможности новых медиа // Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 5. Сборник научных статей / Под. ред. М.Д. Горячева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. С. 86-93.

7. Мурзина И.Я. Медиапрактики в образовании: реализация воспитательных задач / Педагогический журнал Башкортостана, № 3 (97), 2021. С. 66-81.

8. Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные технологии в реализации образовательных программ: учебное пособие / Е.В. Мурюкина под ред. Т.Н. Владимировой. М: МПГУ, 2021. 144 с.

9. Сапунов Б. Образование и медиакультура // Высшее образование в России, № 8, 2004. С. 3-4.

10. Спирина М.Л., Сушков А.В. Медиаобразование как фактор формирования медиакуль-туры. Проблемы современного педагогического образования. Крым: Изд-во ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2021. С. 278-280.

11. Ibragimova L., Skobeleva I. Conditions for création and development of média culture in students of

secondary professional education // Media Education. 2018. № 1. C. 89-94. 12. Pogrebnaya I.A., Mikhailova S.V., Ibragimova L.A. Formation of readiness and motivation of students for independent work in higher technical educational institution // Amazonia Investiga. 2019. T. 8. № 21. C. 483-490.

MEDIA PEDAGOGY AS A MODERN TECHNOLOGY OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION

Ezhukova A.V., Ibragimova L.A.

Nizhnevartovsk State University

Media pedagogy has been integrated into the educational programs of higher education institutions around the world to maintain a modern image of education. This article will provide an overview of media pedagogy as a modern technology of education in higher education institutions. The review will be based on the results of research on media pedagogy and related subjects, such as the application of information technology in education, student innovation projects and curriculum design. This article will examine the role of media pedagogy in higher education programs and discuss the advantages and disadvantages of its application. Recommendations will also be given for the development of modern educational programs taking into account media pedagogy. In conclusion, the article will present the conclusions and offer practical recommendations for the application of media pedagogy in higher education.

Keywords: pedagogy, higher education, media pedagogy, media culture, integrated learning technologies, interactive teaching methods.

References

1. Gabidullina A.R., Islamova Z.I. Media technologies in the educational work of a teacher: from computer presentations to media projects: an educational and methodological guide. Ufa: Publishing house of BSPU, 2011. 120 p.

2. Dzyaloshinsky I.M. Modern media space of Russia: Textbook for university students. M.: Publishing house "Aspect Press", 2017. 312 p.

3. Zhilavskaya I.V. Media educational technologies of the Russian mass media: A textbook / I.V. Zhilavskaya. Moscow: MPSU, 2017. 148 p.

4. Zhuravleva V.I. Pedagogy in the system of human sciences. M. Pedagogy, 1990.

5. Ibragimova L.A., Mehdieva I.D. On the question of the moral development of students during vocational training in an educational institution // Social and pedagogical education: Vectors of development: Materials of the International scientific and practical conference. Nizhnevartovsk, 2019. pp. 20-23.

6. Mantulenko V.V. Educational opportunities of new media // Actual problems of upbringing and education: Issue 5. Collection of scientific articles / Edited by M.D. Goryachev. Samara: Publishing house "Samara University", 2005. pp. 86-93.

7. Murzina I. Ya. Media practices in education: the implementation of educational tasks / Pedagogical Journal of Bashkortostan, No. 3 (97), 2021. pp. 66-81.

8. Muryukina E.V. Media educational technologies in the implementation of educational programs: a textbook / E.V. Muryukina edited by T.N. Vladimirova. Moscow: MPSU, 2021. 144 p.

9. Sapunov B. Education and media culture // Higher education in Russia, No. 8, 2004. pp. 3-4.

10. Spirina M.L., Sushkov A.V. Media education as a factor in the formation of media culture. Problems of modern pedagogical education. Crimea: Publishing House of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 2021. pp. 278-280.

11. Ibragimova L., Skobeleva I. Conditions for creation and development of media culture in students of secondary professional education // Media Education. 2018. № 1. C. 89-94.

12. Pogrebnaya I.A., Mikhailova S.V., Ibragimova L.A. Formation of readiness and motivation of students for independent work in higher technical educational institution // Amazonia Investiga. 2019. T. 8. № 21. C. 483-490.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.