Научная статья на тему 'МЕДИАПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

МЕДИАПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиапедагогика / медиаобразование / информационно-коммуникационные технологии / новые медиа / средства массовой информации (далее СМИ) / media pedagogy / media education / information and communication technologies / new media / mass media (hereinafter referred to as media)

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Вовк Екатерина Владимировна

В данной статье рассматривается медиапедагогика как исследовательское поле для анализа междисциплинарного направления социальных наук. В рамках педагогического образования медиапедагогику изучаем как метод обучения, как гражданскую инициативу, как движение общественного интереса или как форму анализа и критики СМИ. Обращаем внимание на ряд исследований в рамках теории и прагматики средств массовой информации как социологического аспекта, что объясняет процесс и социальные эффекты. Следовательно, анализ фактического материала позволяет провести мониторинг современных тенденций развития медиапедагогики как отрасли медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines media pedagogy as a research field for analyzing the interdisciplinary direction of social sciences. Within teacher education, we study media pedagogy as a method of teaching, as a civic initiative, as a movement of public interest, or as a form of analysis and criticism of the media. We draw attention to a number of studies within the framework of the theory and pragmatics of the media as a sociological aspect that explains the process and social effects. Consequently, the analysis of factual material allows us to monitor current trends in the development of media pedagogy as a branch of media education.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

5. На театре боевых действий. Валерий Брюсов - военный корреспондент // Сайт «Наше наследие»: [сайт]. - URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11006.php (дата обращения: 12.01.2024)

УДК 378

МЕДИАПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Везетиу Екатерина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

Вовк Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье рассматривается медиапедагогика как исследовательское поле для анализа междисциплинарного направления социальных наук. В рамках педагогического образования медиапедагогику изучаем как метод обучения, как гражданскую инициативу, как движение общественного интереса или как форму анализа и критики СМИ. Обращаем внимание на ряд исследований в рамках теории и прагматики средств массовой информации как социологического аспекта, что объясняет процесс и социальные эффекты. Следовательно, анализ фактического материала позволяет провести мониторинг современных тенденций развития медиапедагогики как отрасли медиаобразования.

Ключевые слова: медиапедагогика, медиаобразование, информационно-коммуникационные технологии, новые медиа, средства массовой информации (далее СМИ).

Annotation. This article examines media pedagogy as a research field for analyzing the interdisciplinary direction of social sciences. Within teacher education, we study media pedagogy as a method of teaching, as a civic initiative, as a movement of public interest, or as a form of analysis and criticism of the media. We draw attention to a number of studies within the framework of the theory and pragmatics of the media as a sociological aspect that explains the process and social effects. Consequently, the analysis of factual material allows us to monitor current trends in the development of media pedagogy as a branch of media education.

Key words: media pedagogy, media education, information and communication technologies, new media, mass media (hereinafter referred to as media).

Постановка проблемы. Интерес исследователей к медийным эффектам и его потреблению был постоянным предметом социальных наук. В последнее время он увеличивался, поскольку процесс коммуникации поддерживал новые типы трансформации благодаря развитию новых технологий: интернета и социальных сетей. Возникновение виртуального общения определило анализ процесса, новые перспективы научных исследований и новые области исследований, возникшие на стыке социальных наук. В следствии чего возникла необходимость рассматривать медиапедагогику как исследовательское поле для анализа междисциплинарного направления социальных наук.

Изложение основного материала. Рассматривая медиапедагогику как коммуникативную науку, исследователи обращаются к теориям и прагматике СМИ, из социологии, что объясняет процесс и социальные эффекты, а из педагогических наук предлагают ответы и социальную активную полезность. Другими словами,

медиапедагогику можно рассматривать иногда как метод обучения, иногда как гражданскую инициативу, иногда как движение общественного интереса или как форму анализа и критики СМИ. Тем не менее, она представляет собой специфику современного общества, на которую должна реагировать образование в целом.

Понятие «медиапедагогика» содержит эпистемологический смысл педагогической науки в непосредственной связи со СМИ, новыми медиа и новыми информационно-коммуникационными технологиями как воспитательными факторами. Следовательно, первоначальный подход медиапедагогики транслирует постмодернистские опасения по поводу влияния новых технологий на образовательную сферу; точнее, это доказательство признания этих влияний посредством социальной адаптации (т. е. образования как одного из главных факторов социализации), посредством постоянного обучения, оценки и самооценки [2].

Медиапедагогика подпадает под задачи постмодернистской теории, поскольку она подчеркивает трансформации в отношении роли профессионала в области образования. Опираясь на это, возникает необходимость обновления через медиакомпетентность навыков педагогов, тем самым пересматривая информационные и коммуникативные способности в контексте современного общества [2].

В своем первоначальном значении термин «педагогика» относится к науке об образовании, а именно к учебной деятельности, обучению, опирающемуся на определенную совокупность принципов и правил, направленных на формирование идеала. Исходя из этих соображений, медиапедагогику можно рассматривать как науку, состоящую в обучении, руководстве и оценке учебно-образовательного процесса с целью изучения законов медиа, общих и конкретных принципов СМИ [4].

В обществе доминируют аксиомы общения, которые подчеркивают главенство коммуникации (т. е. коммуникация неизбежна или некоммуникабельность невозможна), более чем необходимо разработать практический, прикладной подход к медиапедагогике.

Таким образом, этот подход указывает на два основных аспекта: первый относится к процессу медиаграмотности, к обучению и практике медиа, информационной и коммуникационной компетентности для членов современного общества; второй подход указывает на эффективную интеграцию новых информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс, в учебно-воспитательную деятельность с точки зрения повышения степени персонифицированного и творческого использования, исходя из индивидуальных потребностей, а также на их полезность в контексте непрерывного обучения. Эти два аспекта не противоречат друг другу, а дополняют, тем самым способствуя формированию аутентичных культурных медиаценностей, определению и повышению ценности медиапотребления на основе ряда выполненных функций (от информации и образования до развлечений и досуга), а также развитие некоторых многовариантных коммуникативных компетенций, которые, в свою очередь, совершенствуются во всех своих формах, гармонично складываются (от очного общения до компьютерного виртуального общения).

В связи с этим медиапедагогика также акцентирует внимание на изучении деятельности и поведения педагога и обучающегося (личность, обучение на основе потребностей, умений и т. д.), на изучении медиатехнологий, стратегий, средств массовой коммуникации в многообразии парадигм приближения к полю, сложившихся коммуникативных отношений (т.е. интерактивных, транзакционных, процессуальных, символических и т.д.); он также изучает общую медиасистему, ее компоненты и отношения между ними.

Рассматривая основные элементы и процессы исследования медиапедагогики, отметим, что прежде всего, медиапедагогика фокусируется больше на процессе. Основное внимание уделяется тренировке навыков критического мышления в отношении воздействия сообщения СМИ, независимо от его характера, печатного или электронного. Этот процесс подразумевает формат мышление - т.е. научиться определять ключевые концепции, устанавливать связи между несколькими идеями, формулировать уместные вопросы и адекватные ответы, производить и создавать сообщения для СМИ и оригинальные продукты. Эти навыки необходимы для непрерывного обучения в среде культурных медиа и должны быть включены в образовательный процесс в целом, а не только по отдельным дисциплинам [2].

Как утверждает Элвин Тоффлер, «неграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться и переучиваться. По самой своей природе образование в области медиаграмотности тренирует и укрепляет навыки обучения, необходимые в21 веке» [6].

Отметим, что рассматриваем медиапедагогику как понятие «текст» не только то, что написано, но и как любую форму сообщения - вербальную, визуальную или звуковую, -используемую для генерации и изменения идей. Полное понимание этого определения «текста» подразумевает не только деконструкцию - т. е. извлечение существующего сообщения или смысла, - но также и конструирование - обучение тому, как писать и выражать мнения, используя весь спектр мультимедийных ресурсов. Последнее является легкой задачей для любого обучающегося, формирующегося в эпоху цифровых технологий.

Необходимо отметить, что, для медиапедагогики характерен принцип исследования, а именно принцип обучения тому, как задавать соответствующие вопросы, касающиеся восприятия увиденного или написанного медиаконтента. Однако, в условиях новых информационных и коммуникационных технологий СМИ становится основополагающим условием медиаобразовательного потенциала совместно с учебными организациями как основным институтом с просветительской миссией. Проблема заключается в том, что СМИ и медиакультура - посредством уклонения темы от реального в воображаемое виртуального - вызывают привыкание, а образование носит эмансипационный характер, решение уже не может заключаться в устранении СМИ; скорее, образование во всех его формах и измерениях должно стать «устойчивым», развивать критический подход к продуктам медиакультуры и сообщениям СМИ, создавать и тренировать в коммуникативном обществе необходимые компетенции [2].

С точки зрения педагогических наук, наряду с медийной коммуникацией, подчеркиваются внутренние преобразования всего образовательного процесса: поддерживаются изменения относительно роли преподавателей в учебной деятельности; все более активное и обязательное внедрение новых медиа как дидактических технологий и образовательных ресурсов; высокая степень неформального образования влияние на учебный процесс, использование СМИ и содержание, влияющее на учебную программу. С другой стороны, на уровне обучающегося наблюдаются серьезные трансформации, вызванные: изменением устава и роли педагога в аудитории (становление его информационным ресурсом, советчиком); появление «информационного парадокса» и, как следствие, информационно-коммуникативного избытка, характерного для современного общества. Обучающийся становится самостоятельным актором медиапространства.

Следовательно, в качестве контекста детерминации медиапедагогики мы рассматриваем: повышение уровня медиапотребления, независимо от формы, но с особым упором на телевидение и виртуальное пространство (интернет, видео и онлайн-игры); развитие новых информационных и коммуникационных технологий, а также изменение публичного пространства (с помощью моделей электронного правительства, электронного обучения, электронной коммерции, электронного банкинга и т.д.).

Связанными понятиями медиапедагогики и медиаобразования является медиаграмотность, и это одно из самых тонких понятий, которое необходимо определить из-за его частого использования и растущего интереса к его значениям в различных областях. Вопрос медийного влияния становится актуальным при отсутствии «медиаграмотности», понимания скрытых средств и «повесток дня» функционирования СМИ, осознания специфических инструментов убеждения. Такие знания и умения необходимы молодому человеку для того, чтобы он приобрел необходимую рефлексивность по отношению к медийному сообщению, которое в силу своей внутренней природы может оказывать свое моделирующее влияние на психику человека. Медийные влияния, признаваемые и признаваемые студентами в отношении принимаемых ими жизненных решений, единообразно охватывают все «целевые» области медиадискурса, в частности, рекламного дискурса, ориентированного на стимулирование всех видов потребления, особенно бьюти индустрии и фешн. СМИ выполняют не только инструментальную функцию, служащую коммерческим целям, что, собственно, и определяет саму логику их существования, но и в значительной мере

функцию социализации, так как предлагают модели успеха, модели поведения (в самом широком смысле), смысл), предложений по проведению свободного времени, выбор определенного пути профессионального и личностного развития. Информационная функция остается несколько позади остальных, так что словосочетание «информационные средства» как синоним СМИ становится недействительным.

Таким образом, подчеркивается роль СМИ как неформального образовательного агента, а также формирователя поведения, поставщика ценностей и «создателя» личной повестки дня, таким образом вторгающегося/«колонизирующего» все сферы социального бытия, из запаса, время на обучение и работу, от семейной жизни до потребительского поведения, от идей, убеждений и отношения к одежде. Все эти влияния, масштабы которых неизбежно ускользают от всякого исследования, еще более сильно сказываются на детях и подростках, у которых пластичность и «жажда» ориентиров идентичности максимальны. Обнаружение этого вызывающего эффект влияния качественно переводится во мнения о том, что обеспечивают СМИ, т.е. в том удовлетворении, которое они предлагают. Согласно наиболее распространенному определению, термин «медиаграмотность» чаще всего связывают с обучением в области массовой коммуникации учащихся средних и старших классов. На самом деле, за некоторыми небольшими исключениями, самые обсуждаемые споры и самые актуальные программы, направленные на обучение новым технологиям, касаются молодежи. Медиаграмотность, как правило, связана с процессом общения, знакомством молодых людей в то, что преимущественно подпадает под территорию взрослых, поскольку большая часть медиа-контента создается взрослыми, для взрослых и о взрослых. Один из смыслов понятия относится к медиаобразованию. Кроме того, понятие грамотности обычно относится, во-первых, к способности писать и читать на компетентном уровне, а во-вторых, к степени обучения и уровню знаний, приобретенных в определенной области. Тем не менее, эволюция концепции грамотности, начиная с книги и заканчивая цифровыми медиа, всегда подразумевала умение, если не мастерство, в навигации с помощью медиа. Обычно люди учатся читать и пользоваться книгами, газетами, журналами. Позже они адаптируют свои визуальные и звуковые навыки, чтобы понимать и использовать грамматику и архитектуру радио и телевидения. Для этого большинству из них нужны некоторые технические навыки, помимо чтения, перелистывания страниц или нажатия кнопки. Детям необходимо превзойти своих родителей в плане поведения и потребления средств массовой информации, чтобы попасть в медийную вселенную. В последнее время медиаграмотность была сосредоточена на коммуникативных навыках, описываемых как «способность получать доступ, анализировать, оценивать и передавать информацию в различных формах, включая печатные и непечатные сообщения». Забота о медиаграмотности рассматривалась педагогами либо как метод обучения, либо как инициатива граждан, либо как общественное движение, либо как форма медиаанализа или критики. Однако это становится необходимостью, вытекающей из специфики современного общества, с которой школа должна считаться. Проблемы, выявленные школой при инициировании определенных программ медиаграмотности, были в основном связаны с отсутствием финансирования, необходимого для внедрения технологий, и переполненностью учебных программ.

Выводы. Медиаграмотность, соответственно медиапедагогика, включает в себя использование новых технологий информации и коммуникации. Иными словами, медиаграмотность имеет более широкое значение, включает в себя информационную компетентность, которая приравнивается к умению пользоваться новыми технологиями информации и коммуникации. Тем не менее, информационная компетентность является, на наш взгляд, первым необходимым шагом в обучении и практике медиакомпетентности. Другими словами, концепция медиапедагогики включает в себя медиаграмотность, где фундаментальную роль играет медиаобразование как образование для коммуникации и медиа. Это образование включает в себя управление «коммуникативной компетенцией», в частности, развитие личных фильтров при выборе и адекватности медиаинформации, использование этих навыков в зависимости от личных интересов, целей и потребностей, а также компонент социальных отношений личности, медиакоммуникация.

Образование для коммуникации и медиа - это ответ, соотнесенный через образовательное поведение, упражнения, теории и практику с гуманистическим существованием (не только технологическим), с развитием сложной личности активного члена современной «глобальной деревни», подключен к глобальной сети.

Таким образом, медиапедагогика через медиаграмотность необходима не в будущем, а в срочном порядке сейчас, чтобы обеспечить будущих граждан конкретными навыками, необходимыми для удовлетворения требований глобальной экономики и внесения вклада в ценности культуры.

Список литературы:

1. Жижина, М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности / М.В. Жижина // Медиаобразование. Media Education. - 2016. -№ 4. - С. 63.

2. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд.; перераб. и доп. / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.

3. Колычев, Г.С. На пути к медиаграмотной личности: от теории к практике / Г.С. Колычев // Педагогическое образование в России. - 2016. - №6.-С. 110-116

4. Мантуленко, В.В. Образовательные возможности новых медиа / В.В. Мантуленко // Актуальные проблемы воспитания и образования: сб. науч. статей / под ред. М.Д. Горячева. - Самара: Самарский ун-т, 2005. - Вып. 5.-С. 86-93

5. Федоров, А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов / А.В. Федоров // Педагогика. - 2004. - № 4,- С. 43-51

6. Элфин Тоффлер цитата: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» // Цитаты известных личностей: [сайт]. - URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/624566-elvin-toffler-bezgramotnymi-v-21-veke-budut-ne-te-kto-ne-umeet/ (дата обращения: 05.02.2024)

УДК 304

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Демина Людмила Ивановна,

доктор филологических наук, профессор Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

Аннотация. В данной статье рассматриваются роль и значение мультимедийных технологий в современном образовании. Мультимедийные материалы, такие как видеоуроки, презентации, аудиозаписи, интерактивные задания, позволяют стимулировать различные типы обучения и помогают учащимся лучше запоминать информацию. Мультимедийные технологии также способствуют развитию компетенций цифровой грамотности учащихся, что является необходимым навыком в современном мире. Они позволяют учащимся осваивать новые знания и навыки более эффективно и удобно, а также сотрудничать с другими учащимися и преподавателями в режиме онлайн.

Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийные технологии, принт, современное образование.

Annotation. This article examines the role and importance of multimedia technologies in modern education. Multimedia materials such as video tutorials, presentations, audio recordings, and interactive tasks can stimulate various types of learning and help students better memorize information. Multimedia technologies also contribute to the development of students' digital literacy competencies, which is a necessary skill in the modern world. They allow students to learn new knowledge and skills more efficiently and conveniently, as well as collaborate with other students and teachers online.

Key words: multimedia, multimediatechnologies, print, modern education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.