Вопросы теории и практики журналистики. 2023. T. 12. № 4
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ JOURNALISM EDUCATION
УДК 070.1 EDN EEDBTG
DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(4).654-672 Научная статья
Медиаобразовательный потенциал публицистики И.А. Бунина в системе профессиональной подготовки будущих журналистов
Дякина А.А. ©
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г Елец, Российская Федерация, anjeloprof@mail.ru
Аннотация. Статья связана с проблемным пространством стратегий журналистского образования, которые модернизируются в условиях социокультурной конвергенции и общей цифровизации жизни. Актуальность исследования определяется объективной потребностью постоянного поиска новых методик и технологий подготовки будущих специалистов, способных осуществлять плодотворную деятельность в условиях стремительно меняющейся, технически емкой информационной среды. Отмечается, что профессионализм современного журналиста не сводится только к высокому уровню владения специальной техникой и мультимедийными навыками. Он традиционно определяется основательной филологической базой, позволяющей во все времена создавать качественный медиатекст. В этой связи представлена авторская методика работы с классическими текстовыми источниками, названная «медиапрочтением». Подразумевается, что постижение студентами особенностей текста осуществляется с помощью, на материале и в контексте медиа. На основе произведений И.А. Бунина раскрываются медиаобразовательные возможности отечественной публицистики. Выбор художника слова определяется фактами его биографии, характерной для русской литературы рубежа Х1Х-ХХ вв. и перекликающейся с нынешней ситуацией в моментах многофункциональной реализации творческих возможностей человека. Подчеркивается воспитательный потенциал публицистики писателя, присутствие которой в журналистском образовательном процессе способствует формированию нравственно-эстетических ценностей и профессиональных ориентиров будущих медиаспециалистов. Многочисленные связи Бунина с газетно-журнальным миром России и русского зарубежья позволяют рассматривать его публицистическое наследие как серьезный ресурс профессионального медиаобразования. Приводятся примеры привлечения отдельных публицистических произведений писателя в качестве средства для решения основных медиаобразовательных задач: развитие навыков поиска, целенаправленного отбора, критического анализа и осмысления полученной информации, проверки достоверности фактов, создания самостоятельных медиапродуктов в традиционных и новых востребованных форматах. Делается вывод о том, что интеграция методики медиапрочтения классической публицистики в процесс подго-
товки журналистских кадров ориентирует будущих специалистов на восприятие и развитие традиций отечественной словесности в соответствии с требованиями современной информационной эпохи.
Ключевые слова. Журналистское образование, медиаобразова-тельный потенциал, публицистика И.А. Бунина.
Информация о статье. Дата поступления 28 августа 2023 г.; дата поступления после доработки 9 октября 2023 г.; дата принятия к печати 10 октября 2023 г.; дата онлайн-размещения 18 декабря 2023 г.
Original article
Media Educational Potential of I.A. Bunin's Journalism in the System of Professional Training of Future Journalists
Anzhelika A. Dyakina O
Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation, anjeloprof@mail.ru
Abstract. The paper is related to the problematic space of journalistic education strategies that are being modernized in the context of sociocultural convergence and general digitalization of life. The relevance of the research is determined by the objective need for a constant search for new methods and technologies for training future specialists, who are capable of carrying out efficient activities in a rapidly changing, technically capacious information environment. It is noted that the professionalism of a modern journalist is not limited only to a high level of proficiency in special techniques and multimedia skills. It is traditionally determined by a thorough philological base, which allows creating a high-quality media text at all times. In this regard, the author's methodology of working with classical text sources, called "media reading", is presented here. It is implied that students' comprehension of the features of the text is carried out with the help of, on the material and in the context of the media. Based on the works of I.A. Bunin, the media educational possibilities of Russian journalism are revealed. The choice of the writer is determined by the facts of his biography, which is typical for the Russian literature of the turn of the XIX-XX centuries and which echoes the current situation in the moments of multifunctional realization of human creative abilities. The educational potential of the writer's journalism is emphasized, the presence of which in the journalistic educational process contributes to the formation of moral and aesthetic values and professional guidelines of future media specialists. Bunin's numerous connections with the newspaper and magazine world of Russia and the Russian abroad allow us to consider his journalistic heritage as a serious resource of professional media education. Examples of the involvement of individual journalistic works of the writer as a means to solve the main media educational tasks are given in the paper. They are the development of skills of search, purposeful selection, critical analysis and comprehension of the information received, verification of the reliability of facts, the creation of independent media products in traditional and new popular formats. It is concluded that the integration of the methodology of media reading of classical journalism into the process of training journalistic personnel orients future specialists to the perception and development of the traditions of Russian literature in accordance with the requirements of the modern information age.
Keywords. Journalistic education, media educational potential, journalism of I.A. Bunin.
Article info. Received August 28, 2023; revised October 9, 2023; accepted October 10, 2023; available online December 18, 2023.
Введение
Стремительный темп развития информационно-коммуникационных технологий, всеобъемлющая циф-ровизация жизни в XXI в. привели к принципиальным изменениям творческой деятельности работников СМИ. Серьезную трансформацию журналистской профессии Я.Н. За-сурский связывал с «конвергенцией информационного процесса, где визуальное начало соединяется с началом слуховым и текстовым», а журналист «обладает цифровыми технологиями, позволяющими одновременно работать для газеты, радио, телевидения, Интернета, мобильной журналистики» [1].
Вузовское образование, откликаясь на вызовы времени, стало ориентироваться на подготовку специалиста с новым набором профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять свою деятельность в условиях принципиально иной информационно-коммуникационной среды, иной редакционной организации. Такого журналиста назвали «универсальным». Это своего рода мастер на все руки с основательной технической подготовкой в сфере современных медиа. Анализ потребностей меди-арынка позволил сформулировать его базовые компетенции, которые включили в себя «специализацию в какой-либо области, способности к межпрофессиональной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний, ориентацию на сочетание фундаментальных исследований с
практическим решением проблем, навыки командной работы, постоянное саморазвитие и самосовершенствование» [2, с. 8].
Новая модель журналистского образования, с одной стороны, учитывала огромный опыт подготовки кадров для системы СМИ, сложившийся в нашей стране, с другой — ориентировалась на объективные медиапроцессы, мировую практику деятельности в условиях «конвергенции, онлайна, цифрового формата» [3, с. 27]. В этой избранной линии модернизации образования вопросы содержания профессиональной подготовки журналистов, педагогических технологий, применяемых в этом процессе, требовали и требуют постоянного внимания, а потому остаются в числе наиболее актуальных [4].
«Скачок в развитии медийно-информационных технологий», породивший «медиажизнь, media life», «многократно умноживший число производителей массовой информации», уже десять лет назад С.Г. Корконосенко небезосновательно считал «угрозами для существования профессиональной специализации» [5, с. 38]. Ученые признавали: «Цифровая эпоха растворила уникальную прежде роль журналиста в обществе, сделав эту профессию доступной не единицам, а сотням тысяч тех, кто выходит на большие аудитории со специально изготовленной информацией» [2, с. 8]. В наши дни подобные угрозы умножаются за счет беспрецедент-
ного развития социальных медиа, совершенствования навыков «гражданских журналистов», появления новых возможностей технологических платформ, на которых осуществляется их деятельность. Без сомнения, интернет для нынешнего цифрового поколения не просто «источник информации», но и основной «источник знаний» во всех сферах жизнедеятельности [6, с. 15].
Сложившаяся ситуация стимулировала традиционные СМИ к созданию электронных версий, активному присутствию в социальных сетях и мессенджерах. Интернет-пространство стало главной платформой схождения интересов всех видов массовой информации и коммуникации. В этой среде влияние социальных медиа на жизнь человека, как минимум, приравнивается к воздействию официально функционирующих СМИ, а то и превышает таковое. Чем же может ответить журналистика? — Только высоким профессионализмом, который определяется «уровнем мастерства и искусности в процессе сбора, переработки и распространения социально значимой информации» [7, с. 24]. К тому же, как справедливо заметил В.В. Тулупов, только профессионализм «подразумевает ответственность», «качественную информацию — в срок». Только настоящий профессионал «осознает и следует миссии журналистики как духовно-практической и социально-ответственной деятельности» [8, с. 119].
Профессиональное медиаобра-зование — одно из направлений в системе современного медиаобра-зования, рассчитанное на будущих работников СМИ [9, с. 5], исследователи определяют как «основу
медиабезопасности общества», потребность в котором объясняется «падением уровня профессионального мастерства» ввиду «низкой ме-диаграмотности специалистов» [10, с. 216]. Профессиональное меди-аобразование так же необходимо, как и «журналистика для всех» [11, с. 40]. Медиаобразовательное развитие журналиста — это «непрерывный процесс совершенствования специалиста в области медиа», «индивидуальная динамика в контексте «образования через всю жизнь» [12, с. 549]. Приведем определение ме-диаобразования, ставшее общепринятым: «Процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиа-техники» [13, с. 107]. Задачи меди-аобразования напрямую сопряжены с задачами подготовки работников СМИ и подлежат совместному решению.
Несмотря на технологическую детерминированность, медиаобра-зование в системе общепрофессиональной подготовки будущих журналистов должно иметь традиционный базис — филологический. Какой бы новейшей техникой не владел журналист, какие бы высокие технологии репрезентации материала на цифровых платформах он не освоил, первое, что он должен научиться делать, — создавать грамотный во всех отношениях текст. Кроме того, совершенно очевидно, что в ны-
нешних общественно-политических условиях особую значимость приобретает не только технологичность «как фактор смены парадигм в профессии журналиста», но и духовная составляющая профессиональной деятельности [14]. В этом смысле постижение классических источников словесного искусства с учетом современных медиаобразователь-ных возможностей представляется перспективным направлением в подготовке будущих специалистов.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении и обосновании практической значимости применения медиаобразова-тельного потенциала отечественной публицистики в процессе профессиональной подготовки журналистских кадров. Материалом проведенного исследования стали публицистические произведения И.А. Бунина разных лет творчества, привлеченные в содержание преподаваемой профильной дисциплины («История журналистики») и курса по выбору («Медиаобразовательные технологии в изучении произведений Ив. Бунина»).
Образовательные программы подготовки работников СМИ включают определенный объем академических часов по истории журналистики. Дисциплина предполагает знакомство студентов с русской публицистикой, в которой «немало образцов гражданско-патриотиче-ского», «добросовестного служения общественным идеалам» [15, с. 9]. Помимо нравственно-деонтологи-ческих ориентиров, заключенных в классическом тексте, он выступает источником творческого вдохновения, эстетическим образцом для начинающих журналистов. Задача
преподавателя состоит в том, чтобы в процессе совместной со студентами работы выявить этот образовательно-воспитательный потенциал публицистического наследия. Такие возможности дает медиапрочтение как технология медиаобразования, интегрированного в специальные дисциплины. В нашем понимании — это постижение текста с помощью, на основе и в контексте медиа, позволяющее воспринимать, анализировать и интерпретировать текст в современном формате, не упуская при этом идейно-тематической и смысловой глубины содержания и способов его выражения.
Идеи интеграции медиаобра-зования в учебные дисциплины для научного сообщества не новы. Л. Мастерман первым продемонстрировал примеры внедрения ме-диаобразования в школьные курсы истории, географии, языка, литературы [16, р. 5-89]. В России несколькими годами позже Л.С. Зазнобиной был представлен «Стандарт меди-аобразования», интегрированного с различными дисциплинами школьного курса [17]. Влияние медиаобра-зования распространялось исследователем не только на предметы гуманитарного, но и естественнонаучного цикла. В настоящее время широко обобщается опыт всестороннего проникновения медиаобра-зования в урочную и внеклассную деятельность педагогов и учащихся, рассматриваются перспективы фундаментального интегрирования медиаобразования в образовательный процесс российских [18] и зарубежных [19] школ. При этом все большее внимание отводится естественнонаучному профилю дисциплин (химии [20], информатики [21]),
органично сочетающемуся с техническими возможностями современных медиа. Однако нельзя не признать, что «процесс внедрения в школы специализированных курсов, интеграции медиаобразования в предметное обучение пока не является массовым»; «необходима единая стратегия государственной политики в области медиаобразо-вания и его интеграции в учебные предметы» [22].
В наши дни медиаобразователь-ные технологии находят все большее применение в практике вузовской подготовки специалистов, в том числе будущих работников СМИ. Авторские методики направлены на «формирование творческой личности журналиста» [23], развитие социальной ответственности и профессионального потенциала [24] и т.п. Однако, согласно опросу, проведенному исследователями, большинство студентов считают, что в современной системе образования в полной мере не созданы условия для формирования медиакомпе-тентности обучающихся. По мнению студентов, проблемы, ограничивающие этот процесс, сосредоточены «в области организации учебных занятий, системы оценки знаний, постановки заданий для самостоятельной работы» [25, с. 46]. Со своей стороны, ученые констатируют, что «наличие специального образования в области журналистики» и даже некоторый «начальный опыт работы в медиасфере» не выступают гарантом «высокого уровня медиагра-мотности» [26, с. 145]. В этой связи поиск новых методик и технологий медиаобразования, интегрированного с базовыми дисциплинами, остается стратегически значимой
задачей в системе подготовки будущих работников СМИ. Писательская публицистика, на наш взгляд, может рассматриваться как основательный ресурс и средство их профессионального медиаобразования, так как в ней заложены возможности получения базовых для специалиста знаний, формирования и развития первостепенных умений. Прежде всего, это касается тех авторов, чье творчество неразрывно связано с журналистской средой, медийным пространством своего времени. В их числе — Иван Бунин. Не будучи профессиональным журналистом, всегда различая «художественный талант и злободневный, газетный» [27, с. 263], он оставил заметный след в истории отечественной журналистики. Его «талант газетный», реализованный в многочисленных публицистических произведениях, в процессе системно организованной педагогической деятельности способен оказывать профессионально-образовательное воздействие на будущих медиаспециалистов.
Газетно-журнальная
деятельность И.А. Бунина
как медиаобразовательный
ресурс
Публицистика — неотъемлемая часть творчества Бунина, вызванная к жизни его газетно-журнальной деятельностью. Писатель принадлежит к числу тех представителей отечественной словесности, для которых журналистика стала пространством творческого становления и развития. На страницах периодики Буниным представлены статьи и обзоры, рецензии и очерки, фельетоны и корреспонденции, интервью и открытые обращения — по сути, все
жанры, свойственные журналистике его времени. Писателю довелось выступать в разных качествах: штатного и внештатного сотрудника изданий, редактора отделов, критика. Его связи с журналистикой определялись не только необходимостью заработка, но и внутренней потребностью, желанием заявить о себе, быть услышанным. Факты биографии писателя — яркое тому подтверждение. Они, в первую очередь, должны быть известны студентам, приступающим к его публицистическим произведениям.
Восемнадцатилетним юношей Бунин начинал с корреспонденций «Из села Васильевское, Глотово» для газеты «Орловский вестник». Спустя годы, обращаясь к редактору С.Н. Кривенко, писал: «Мне очень нужна работа... Работа, конечно, газетная, — мне нужна более или менее постоянная. Нельзя ли что-нибудь получить в «Сыне Отечества» вроде фельетонных обозрений исторических, педагогических, детских журналов, писем из Москвы, более или менее частых заметок по библиографии и т.п.» [28, с. 253].
Нехудожественные публикации Бунина в периодических изданиях были особой формой «творческого продолжения» [29]. Потому, уже в ранних статьях писателя, которые обладали публицистичностью, заложены основы его философско-эстетических, духовно-нравственных ориентиров, развитых впоследствии в художественном творчестве. Именно газетно-журнальные выступления Бунина обладают существенным ме-диаобразовательным потенциалом, требующим своего раскрытия и применения в практике подготовки работников СМИ. Благодаря им, студенты
могут развивать свои навыки в области владения жанровыми структурами журналистики, выборе актуальных тем и анализе современных явлений, в определении собственной точки зрения и способов ее аргументации.
Бунин, как и его современники Горький, Андреев, начинал в провинциальной периодике: с 1889 по 1892 г. служил в «Орловском вестнике», в 1894 —1895 гг. сотрудничал с «Полтавскими губернскими ведомостями», а в 1898-1900 гг. фактически редактировал «Южное обозрение». Газетно-журнальный мир ввел имя молодого писателя в современное ему коммуникационное пространство, в котором устанавливались необходимые для развития дружеские и творческие контакты.
Особенно активными связи писателя с журналистикой становятся в период между двух революций 1905-1917 гг. Практически нет ни одного крупного журнала, где бы не печатался Бунин. Его произведений ждут издатели и редакторы. Читательский спрос на них огромен, подписки изданий зависят от его участия. Сам писатель выступает редактором беллетристических отделов журналов «Правда», «Северное сияние», сборников «Земля».
В годы Гражданской войны Бунин вместе с академиком Н.П. Кондаковым редактирует газету белого движения «Южное слово». Здесь публикуются его работы: «В этот день», «Речь на банкете в честь А.И. Деникина», цикл статей под названием «Из «Великого дурмана», «Заметки». Публицистикой этих лет писатель навсегда закрепляет за собой репутацию непримиримого противника Советской власти. Однако принципиально недопустимо видеть
в ней только «политику». Один из ведущих буниноведов О.Н. Михайлов настаивал на ее определении как «органической части художественного творчества» писателя [30, с. 5]. В ней важны расширяющие тематическое пространство образные решения, на которые следует обратить внимание студентов в процессе работы с текстами.
Главным изданием русской диаспоры, с которым писателя долгие годы связывали творческие отношения, стал журнал «Современные записки». Именно здесь публикуется знаменитый очерк «О Толстом», а позже — отрывки из книги «Освобождение Толстого». Каждое художественное произведение писателя, вышедшее на страницах издания, всякий раз вызывало бурную волну медийной реакции. Отличавшаяся резкостью суждений, З. Гиппиус (псевдоним А. Крайний) не могла не признать: «Ив. Бунин — без сомнения первый в современности художник-беллетрист. Очень много у него и честности писательской, и целомудрия, и самого тонкого вкуса» [31].
Помимо «Современных записок» Бунин сотрудничал с газетами «Руль», «Общее дело», «Свободные мысли», «Возрождение», «Последние новости», «Иллюстрированная Россия» и другими. В 1922 г. в Нью-Йорке при его участии выходила ежедневная политическая, экономическая и литературная газета «Утро». Центральные произведения политической публицистики писателя («Миссия русской эмиграции», книги «Окаянные дни», «Великий дурман») отрывками появлялись в периодических изданиях и благодаря этому имели широкий резонанс в читательской и журналистской среде.
Находясь далеко от России, художник пристально следил за положением ее прессы, неоднократно цитировал авторов ведущих советских изданий: «Власть народа», «Дело народа», «Воля народа», «Новое слово», «Красная газета», подчеркивая, как ему казалось, несообразность проповедуемых социалистических доктрин и реального положения дел в стране. Пространство разных ветвей русской журналистики по-прежнему оставалось для художника необходимой творческой средой, позволявшей сохранять активную общественную и личностную позицию.
Рассмотрение творческих связей И.А. Бунина с газетно-журнальным миром России и русского зарубежья раскрывает новые грани его мастерства, подчеркивает значимость периодических изданий в его литературной судьбе и влияние самого писателя на медийное пространство современности.
Все вышесказанное позволяет видеть в газетно-журнальной деятельности И.А. Бунина серьезный ресурс профессионального медиа-образования, который необходимо задействовать в процессе вузовской подготовки специалистов.
Публицистика Бунина в профессиональном медиаобразовании будущих журналистов
В Елецком государственном университете им. И.А. Бунина публицистической составляющей творчества писателя отведено особое место в процессе подготовки студентов направления 42.03.02 Журналистика. Технология медиапрочтения публицистических произведений Буни-
на представлена двумя векторами: как интегрированная в дисциплину «История журналистики» и как основная часть курса по выбору «Ме-диаобразовательные технологии в изучении произведений Ив. Бунина». Обратимся к первому из них. Изучение истории журналистики направлено на формирование следующих профессиональных компетенций, установленных основной образовательной программой вуза: способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПКС-1); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПКС-2).
Медиаобразовательные техно -логии, представленные форматом медиапрочтения бунинского текста, содействуют успешному овладению профессиональными компетенциями, так как акцентируют внимание на различных журналистских жанрах, освоенных творческим сознанием; на актуальности и проблемной заостренности создаваемого материала, его современной мультимедийной корреляции; на широте возможностей выражения авторской позиции и на воздействующем потенциале медиапродукта, вызывающего широкие отклики публики.
Знакомству будущих специалистов с публицистикой Бунина в рамках дисциплины «История журналистики» отведено восемь часов (два лекционных и шесть практических).
Оно начинается с введения в историко-культурный контекст, который охватывает отечественный (конец 80-х гг. XIX столетия — 1920 г.) и зарубежный (1920-1953 гг.) периоды творчества писателя. Особое внимание обращается на те промежутки времени, которые напрямую соотносятся с изучаемыми текстами. Лекционный обзор встраивает газетно-журнальную деятельность Бунина в основные линии развития русской журналистики, в типологию и направленность изданий, их проблемно-тематическое наполнение, состав редакционных коллективов. В качестве домашнего задания студентам предлагается составить хронологическую таблицу с указанием публицистических произведений, представленных в периодике.
На практические занятия выносятся наиболее яркие публицистические произведения Бунина отечественного и зарубежного периодов (четыре и два часа соответственно). В каждой группе текстов выделяются свои медиаобразова-тельные потенции. Раннее творчество Бунина представлено публикациями литературно-критического характера с выходом в социально-идеологические проблемы: «Поэт-самоучка», «Наброски. Несколько слов к вопросу об искусстве», «Периодические издания», «Недостатки современной поэзии», «Памяти Т.Г. Шевченко», «К будущей биографии Н.В. Успенского», «Маленькая беседа», «Новые течения». Все они печатались «Орловским вестником», а их автор по возрасту не отличался от нынешних студентов. Этот факт, думается, способен стимулировать интерес обучающихся к манере самовыражения начинающего корре-
спондента, которая с первых шагов определяется у Бунина как полемическая, основанная на разностороннем анализе общественных и литературных явлений. Молодой автор смело высказывается против позиции крупных изданий «Гражданин» и «Московские ведомости», сетующих на упадок в современной литературе и журналистике; использует прямые обращения к оппоненту, видному критику, В.П. Буренину; активно применяет эмоционально-экспрессивные средства в характеристиках тех или иных явлений и персон, демонстрирует решительный настрой на объективность оценок, отстаивание собственного мнения, не зависящего от авторитетов.
Сведения о культурно-историческом контексте эпохи, полученные студентами на лекционном занятии, позволяют понять, насколько актуальными для отечественной журналистики были вопросы, поднятые начинающим писателем. В частности, следующие из них: истоки творческого мастерства; среда, питающая художника; отношение общества к таланту; предмет внимания современной словесности и линии ее развития.
Обязательному рассмотрению в студенческой аудитории подлежит статья Бунина «Новые течения», непосредственно касающаяся журналистской атмосферы рубежа Х1Х-ХХ вв. В ней подчеркивается формирующийся у молодого автора аналитический подход к явлениям отечественной словесности. Так, рассматривая состояние столичной периодики, он констатирует ее значительный количественный рост и заметное снижение качества. Последнее обстоятельство, по мнению
Бунина, не позволяет многим столичным изданиям выступать в качестве «руководящих органов с твердыми, определенными взглядами и серьезным, искренним тоном статей и фельетонов» [32, с. 306]. В провинциальной печати, напротив, писатель усматривает «свежие и новые течения мыслей», приветствует «честные, смелые и трезвые речи». «Новые течения» автор обнаруживает в «Губернских ведомостях»: Курских, Тамбовских. Черниговских. «Харьковские губернские ведомости» и вовсе определяет как «выразителя общественного мнения прогрессивной земской интеллигенции», одно из «самых серьезных, сдержанных и интересных» изданий, наполненных «гуманной терпимостью» [32, с. 307]. Бунин разделяет мнение о том, что «большая и лучшая часть русской областной печати, бесспорно, принадлежит к прогрессивному направлению», «по общим теоретическим вопросам высказывается довольно свободно, энергично полемизируя с темными силами столичной прессы» [32, с. 308]. Статья Бунина — живое подтверждение фактов, усвоенных студентами из исторической характеристики журналистики конца 1880-х — начала 1890-х гг. Прежде всего, это повышение роли газетной, в том числе, провинциальной, периодики в социальной жизни России, выражение ею взглядов прогрессивной интеллигенции, направленность общественной мысли тех лет.
Анализ статьи начинающего писателя дает возможность студентам выполнить следующее задание: оценить историческую роль провинциальной печати начала 1890-х гг., согласившись с точкой зрения Бунина (как значительного явления
общественной жизни России) или с мнением современного исследователя, который характеризует провинциальную прессу как «мелкую журналистику», вынужденную отправную точку для начинающих «нестоличных» авторов [33, с. 415]. Задание направлено на развитие критического мышления студентов в отношении медиаситуации и конкретного медиатекста, в конечном итоге — на формирование профессиональной медиаграмотности, «критической автономии», столь важной в эпоху «коммуникативного капитализма» [34, с. 4].
Ранние нехудожественные тексты Бунина дают прекрасную возможность для формирования и развития умений студентов работать с актуальными в условиях современной диффузии жанровыми дефинициями. В частности, с очерками. Будучи сотрудником «Орловского вестника», писатель планировал создать три очерковых цикла, предварительно назвав их: «Из жизни обездоленных», «Обломки дворянства», «Старое и новое». Замысел был реализован частично, лишь отдельные произведения вышли в свет. Современные исследователи определяют их как «рассказы» [35, с. 143], но сам автор называл очерками. На практическом занятии студентам предстоит выяснить, какие особенности бунинских произведений позволяют причислить их к очеркистике, и что отличает их от современного понимания журналистского очерка. Выполнение задания потребует обращения к теории жанров, умения сопоставлять журналистские явления разных исторических периодов, выявлять преемственные линии и специфику, обусловленную
особенностями конкретной социокультурной ситуации. Такую поисково-аналитическую деятельность по осмыслению содержательно-структурного единства текста следует соотнести с рассмотрением деталей, мастерски использованных писателем для характеристики персонажей, а также способов их представления. К примеру, в следующем отрывке: «Это был старик с военной выправкой, сизым носом и уже седыми волосами, которые он старался, по старой памяти, взбивать коком. У него тряслась голова, но он держался еще гордо, петухом» [32, кн. 2, с. 385]. В данном случае важно средствами медиатекста привлечь внимание студентов к слову, как главному профессиональному инструменту, его уместности, функционально-семантической значимости.
Заявленная в ранней публицистике Бунина манера критической оценки явлений современной словесности с годами отточилась до совершенства. Его рецензии и обзоры литературы на первых порах появлялись в педагогическом журнале «Вестник воспитания» (1887 г.), а уже в 1910-е гг. он рецензировал ряд книг от лица Императорской Академии наук и получил за свои работы две Золотые медали [35, с. 674, 690]. Последовательности применяемых подходов, эстетической целостности взглядов можно учиться на примере образцов писателя. Перед рассмотрением на практическом занятии студентам рекомендуется познакомиться с текстами рецензий Бунина, а в процессе работы важно подчеркнуть, что они принадлежат перу мастера, прекрасно знавшему и литературную ситуацию, и уровень художественных запросов чи-
тательской аудитории. Эти ориентиры, помноженные на деликатность, сдержанность, объективность должны быть восприняты обучающимися как заветы классика уже при первом приближении к медиакритике. В качестве домашнего задания они в соответствии с рекомендуемой литературой знакомятся с разновидностями медиакритики, делают подборку примеров из современных источников.
Статус академика позволял Бунину не только сохранять «критический настрой» в отношении современной литературы и журналистики, но и свободно представлять его широкой общественности. При этом, как известно, писатель очень щепетильно относился к своей репутации и прибегал к помощи газет для создания о себе «правильного» общественного мнения. В контексте имиджевых характеристик публициста разбираем со студентами «Речь на юбилее газеты «Русские ведомости» (1913 г.), произнесенную Буниным на банкете по случаю 50-летия издания. Первоначально рассматриваем саму ситуацию. Во время многолюдного собрания между писателем и полицейским приставом Строевым, прервавшим поздравительные речи и закрывшим мероприятие, произошел нелицеприятный диалог. Через день (8 октября) газеты запестрили заголовками: «Инцидент на банкете» («Речь»), «Инцидент с И.А. Буниным», «Дело Бунина» («Русское слово»). Причем, высказывались не только те, кто был участником события, но и люди, знавшие о нем по слухам. Обеспокоенный репортерскими нападками, писатель, во избежание «нежелательных толков в обществе» обратился в редакцию
«Русских ведомостей» с открытым письмом, подробно излагавшим случившееся [36, с. 291, 674].
Ситуация на юбилее «Русских ведомостей» всколыхнула московский газетный мир еще и содержанием произнесенного Буниным поздравительного слова. Писатель благодарил газету за внимание к наследию русских классиков, за сдержанное и критическое отношение к модернистским явлениям в литературе, за разумное участие в формировании читательских вкусов. Он завершил свою речь признанием «Русских ведомостей» «одним из самых благородных изданий во всей Европе» [37, с. 531].
На практическом занятии студентам предлагается творческое задание в формате размышлений вслух «Что я думаю по этому поводу», которое, с одной стороны, позволяет выяснить, как будущие журналисты относятся к имиджу медийной личности, а с другой — вызывает дискуссию, побуждает формулировать и аргументировать свою точку зрения. С точки зрения формирования профессиональных навыков «Речь на юбилее «Русских ведомостей» дает возможность студентам отработать принципы отбора и анализа фактов действительности, критерии оценки явлений и процессов. В этой связи можно обсудить вопрос качества фактчекинга современных СМИ и предложить обучающимся привести примеры добросовестного и противоположного отношения изданий к обработке поступающей информации.
Практическое занятие, посвященное поздней публицистике Бунина («Миссия русской эмиграции», «Окаянные дни»), строится в соотношении с новейшей историей
России. Пришедшие к читателю во времена перестройки и гласности политические выступления писателя стали органической частью многоликого процесса переосмысления ценностей, кардинальных сдвигов общественного сознания. Позиция Бунина в отношении советской власти стала выражением не только мнения белой эмиграции, но и новых либерально-демократических кругов. Вместе с тем, важно, чтобы студенты усвоили столь необходимую в будущей профессии «вещь»: понимание явления, ситуации, процесса не может определяться мнением одного, пусть даже великого, человека. Должны быть привлечены разные точки зрения, позволяющие всесторонне, целостно осмыслить положение дел.
Медиасопровождением к публицистике Бунина начала 1920-х гг. и его зарубежному творчеству выступает фильм первый из цикла «Русские без России» (Н.С. Михалков, 2003 г.), дающий яркое представление о социально-политической трагедии, породившей уникальное явление отечественной истории «белую эмиграцию». Просмотр фильма, создающего необходимый эмоциональный настрой, дается студентам в качестве опережающего задания перед практическим занятием, посвященным рассмотрению публичного выступления Бунина «Миссия русской эмиграции» (Париж, 1924 г.). В процессе работы обращается внимание на жанровые особенности произведения, которое в современном толковании может трактоваться как «убеждающая речь» [38]. Опубликованный позже в эмигрантских газетах, текст имеет непростую образную систему, основанную на библейских аллюзиях и старославянских язы-
ковых традициях, рассчитанных на подготовленного читателя. Поэтому необходимо подобрать соответствующий комментарий к образным единицам, словам и выражениям, и только после этого дать студентам задание по составлению тезисов, отражающих главные мысли произведения Бунина.
На самостоятельную работу выносятся следующие темы:
1. Режиссерская интерпретация зарубежного периода жизни и творчества Бунина. Предусматривается просмотр студентами художественного фильма «Дневник его жены» (2000 г.), позволяющего прикоснуться к семей-но-дружеской атмосфере писателя в годы изгнания. Для адекватного восприятия видеоконтекста предполагается предварительное знакомство с биографией художника по материалам сайта «Академический Бунин» (ivbunin.ru), содержание которого разработано международным коллективом исследователей и отличается научной достоверностью. Соотношение подлинных фактов с содержанием фильма позволит студентам выявить коэффициент «домысливания и приращения», уровень режиссерской интерпретации.
2. «Литературный портрет» в творческой практике Бунина-публициста. Рассмотрение принципов создания Буниным литературного портрета предполагается на материале произведений «Толстой», «Освобождение Толстого», «Дон Аминадо», «Куприн». Предусматривается творческое задание: представить собственные «наброски» портрета любимого автора. Навыки, полученные в процессе подобной работы, востребованы не только в нынешней артжурналистике, но ценны и как фактор сформирован-
ного читательского вкуса, профессиональной медиакультуры.
Итоговое задание после изучения публицистических произведений Бунина в курсе «История журналистики» представляет собой визуальный конспект (скетчноутинг) отдельных произведений писателя, выполненный в любом удобном для студента варианте: бумажном, мультимедийном (с привлечением гифанимации, облачных технологий). Подобные иллюстрированные заметки формируют умение запоминать, структурировать и осмысливать информацию в актуальном для молодежи виде.
Студенты, которые в дополнение к основному посещают курс по выбору «Медиаобразовательные технологии в изучении произведений И.А. Бунина», выполняют серьезный творческий проект, способный продемонстрировать знания и умения по созданию коллективного профессионального медиапродукта. В нашей практике он выступает как форма промежуточной аттестации в период сессии. Говоря о медиатвор-честве, исследователи определяют его как «процесс созидательной деятельности в медийной сфере и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проектной деятельности и производства медиатек-стов» [39]. Медиаобразовательную проектную деятельность чаще всего ассоциируют с созданием визуальной продукции. Современная молодежь — это не просто поколение, привыкшее, в первую очередь, воспринимать «картинку», а потом традиционный текст. Это — цифровые визуалы и формат их текста — максимально креолизованный. Поэтому, принципиально сориентировать
будущих журналистов на создание актуального гибридного медиапро-дукта, позволяющего воплощать самые креативные подходы к подаче материала. Студенты охотно работают, к примеру, над созданием лон-гридов [40, с. 100-109]. Дается четкая установка относительно темы проекта, которая должна быть актуальной и социально ориентированной. Формулировку названия проекта рекомендуется соотнести либо с юбилейными датами писателя, либо с поставленными им историческими, духовно-нравственными проблемами, имеющими непреходящее значение. Такими, например, как «национальный характер», «самоидентификация русского народа», «миссия России в истории человечества» и т.п.
Коллективный труд в составе смоделированной конвергентной редакции приобщает каждого участника проекта к четко организованной командной деятельности, ориентирует на отбор и анализ содержательно-значимой информации, определение и использование оптимальных мультимедийных приемов, не заслоняющих основного текста, повышает культуру технического оформления и презентации материала. Все это — необходимые составляющие профессиональных медиакомпетенций будущих журналистов.
Заключение
Цифровая цивилизация, породившая тотальное внедрение медиа в жизнь человека, спровоцировала объективную потребность всеобщего медиаобразования. Вузовская подготовка журналистов — область его первостепенной интеграции, ведь от уровня медиаграмотности
работников СМИ во многом зависит информационная безопасность страны. Сознавая, что профессионализм будущих медиаспециали-стов традиционно определяется их филологической подготовкой, необходимо именно на этой почве обнаруживать и реализовывать ме-диаобразовательные ресурсы. Один из них заключен в публицистике русских классиков, тесно связанных с газетно-журнальным миром. Имя И.А. Бунина — яркое тому подтверждение. Публицистическое наследие писателя, разными гранями соотнесенное с отечественной журналистикой, обладает серьезными образовательными возможностями. Представленная в статье авторская методика работы с публицистическими текстами, основанная на интеграции медиаобразовательной технологии в содержание профильной дисциплины, курса по выбору, и названная медиапрочтением, раскрывает эти возможности. Бунин-ские нехудожественные произведения, вышедшие в свет на страницах печати, его публичные выступления, ставшие инфоподовом, стимулом
для газетно-журнальных дискуссий, рассматриваются как медийные, как органическая часть общего медиа-пространства эпохи. Они выступают средством формирования необходимых профессиональных компетенций будущих журналистов: умений отбирать, анализировать информацию, проверять ее фактическую достоверность, создавать собственные медиапродукты, по содержанию и форме отвечающие запросам нынешней цифровой аудитории. На материалах публицистики и газетно-журнальной деятельности Бунина студенты создают медиатворческие проекты, осваивают мультимедийные способы представления материала. Публицистическое творчество писателя в социокультурных условиях XXI в. свободно интегрируется с форматами современных медиа (документальное и художественное кино) и помимо медиа-образовательных задач выполняет функции приобщения студентов к традиционным духовно-нравственным идеалам, высоким эстетическим ценностям, стандартам качества словесного творчества.
Список использованной литературы
1. Засурский Я.Н. Колонка редактора: журналистское образование в информационном обществе / Я.Н. Засурский. — EDN OFXBPS // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2006. — № 4. — С. 3-8.
2. Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях ме-диаконвергенции: автореф. дис. канд. ... филол. наук : 10.01.10 / О.В. Копылов. — Екатеринбург, 2013. — 19 с. — EDN SVDBPB.
3. Шестеркина Л.П. Универсальная журналистика / Л.П. Шестеркина. — Москва : Аспект Пресс, 2016. — 480 с.
4. Авдонин Н.С. Проектирование концепции содержания профессиональной подготовки по журналистике / Н.С. Авдонин, Н.М. Купряков, М.Ю. Купряков. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(2).307-321. — EDN RGGWIY // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 2. — С. 307-321.
5. Корконосенко С.Г. Журналистское образование: потребность в педагогической концептуализации / С.Г. Корконосенко. — EDN RALUPL // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 1. — С. 38-41.
6. Цымбаленко С.Б. Медийный портрет подростка / С.Б. Цымбаленко, П.С. Макеев. — Москва : РУДН, 2015. — 87 с. — EDN VXNVZB.
7. Лукина М.М. Современная концепция и структура журналистского образования в России / М.М. Лукина, Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева // Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / под ред. Е.Л. Вартановой. — Москва, 2008. — С. 11-28.
8. Тулупов В.В. Журналистика и журналистское образование в современных условиях / В.В. Тулупов. — EDN YETBNH // Современные проблемы журналистской науки : ежегод. сб. науч. статей. — Воронеж, 2019. — С. 115-129.
9. Федоров А.В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А.В. Федоров, И.В. Челышева. — Таганрог : Познание, 2002. — 266 с. — EDN PZDSRL.
10. Зеленова А.Е. Медиаобразование будущих журналистов как основа медиабезо-пасности / А.Е. Зеленова. — EDN RCAKSR // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. — 2013. — № 21 (312). — С. 215-218.
11. Онкович А.В. Медиаобразование: «журналистика для всех» или «профессионально-ориентированное медиаобразование»? / А.В. Онкович. — EDN GSBYnG // Медиа. Информация. Коммуникация. — 2015. — № 13. — С. 39-45.
12. Дякина А.А. Стратегия медиаобразовательного развития будущего журналиста как фактор профессионализма в условиях цифровой экономики / А.А. Дякина, Ю.В. Ар-темова. — DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(3).543-557. — EDN UYPUJB // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 10, № 3. — С. 543-557.
13. Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла / А.В. Федоров. — EDN KTZICF // Инновации в образовании. — 2007. — № 7. — С. 107-116.
14. Гришанина А.Н. Фактор духовности в профессиональной идеологии современного журналиста: к вопросу культурной памяти / А.Н. Гришанина, И.В. Ерофеева. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(2).216-231. — EDN GGZFTZ // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 2. — С. 216-231.
15. Фортунатов А.Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в меди-ареальности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 / А.Н. Фортунатов. — Нижний Новгород, 2009. — 45 с. — EDN NLDPFR.
16. Masterman L. Media Education in 1990' Europe / L. Masterman, F. Mariet. — Strasburg : Council of Europe, 1994. — 181 p.
17. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами / Л.С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1998. — № 3. — С. 26-34.
18. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы : сборник науч. тр. III Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.С. Галчен-кова. — Москва : Информация для всех, 2016. — 135 с. — EDN UGECYM.
19. McKenzie T. Empowered Learning: Teaching the Video Essay in the Secondary School Environment / T. McKenzie // Media Practice and Education. — 2021. — Vol. 22, no. 1. — P. 1-2.
20. Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / А.А. Журин. — Москва, 2004. — 41 с. — EDN NIAFHB.
21. Журин А.А. Медиаобразование на уроках естественнонаучного цикла / А.А. Журин // Естествознание в школе. — 2004. — № 5. — С. 23-27.
22. Бондаренко Е.А. Медиаобразование: перспективы интеграции в современный образовательный процесс / Е.А. Бондаренко // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы : всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / гл. ред. А.В. Федоров. — Москва, 2020. — С. 18.
23. Bespalova A.G. Interactive Practice-Oriented Techniques in Professional Media Education / A.G. Bespalova, A.V. Kuznetzova. — EDN YOVTCX // Media Education. — 2018. — Vol. 58, no. 4. — P. 11-21.
24. Aleksandrov E. Technology of Integrated Media Education / E. Aleksandrov, A. Levitskaya. — EDN YOVTCP // Media Education. — 2018. — Vol. 58, no. 4. — P. 3-10.
25. Frolova Е. Media Competence of Modern Students: Problems and Possibilities of Its Formation in the System of Higher Education / E. Frolova, O. Rogach. — EDN MSACVC // Media Education. — 2022. — Vil. 18, no. 1. — P. 46-54.
26. Авдонина Н.С. Анализ медиаграмотности у студентов направления подготовки «Журналистика» / Н.С. Авдонина, Л.В. Зайцева. — DOI 10.36809/2309-9380-2022-36141-146. — EDN FECBYE // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2022. — № 3 (36). — С. 141-146.
27. Бунин И.А. Дон Аминадо / И.А. Бунин // Публицистика 1918-1953 годов / И.А. Бунин ; под ред. О.Н. Михайлова. — Москва : Наследие, 1998. — C. 262-263.
28. Бунин И.А. Письма 1885-1904 годов / И.А. Бунин ; под ред. О.Н. Михайлова. — Москва : ИМЛИ РАН, 2003. — 768 с.
29. Рубашкин А. Прямая речь : очерки о сов. писат. публицистике / А. Рубашкин. — Ленинград : Сов. писатель, 1980. — 366 с.
30. Михайлов О.Н. Страстное слово / О.Н. Михайлов // Публицистика 1918-1953 годов / И.А. Бунин ; под ред. О.Н. Михайлова. — Москва : Наследие, 1998. — С. 5-20.
31. Крайний А. Литературная запись. Полет в Европу / А. Крайний // Современные записки. — 1924. — № 18. — С. 128.
32. Иван Бунин : в 2-х кн. / ред. А.Н. Дубовиков, Н.А. Трифонов. — Москва : Наука, 1973. — Кн. 1. — 696 с.
33. «Литература последних годов — не прогрессивное, а регрессивное явление во всех отношениях...». Иван Бунин в русской периодической печати (1902-1917) // И.А. Бунин: Новые материалы / сост., ред. О. Коростелева, Р. Дэвидса. — Москва : Русский путь, 2004. — Вып. I. — С. 402-563.
34. Качкаева А.Г. Понимая медиа. Медиаграмотность и критическая автономия в эпоху «коммуникативного капитализма», «эмпатичных медиа» и «чувствительных данных» / А.Г. Качкаева, С.А. Шомова. — EDN QBNFWW // Социодиггер. — 2021. — Т. 2, № 6. — С. 4-46.
35. Летопись жизни и творчества И.А. Бунина. Том первый. 1870-1909 / науч. ред. О.Н. Михайлов. — Москва : ИМЛИ РАН, 2011. — 911 с. — EDN RUHIXJ.
36. Бунин И.А. Письма 1905-1919 годов / И.А. Бунин. — Москва : ИМЛИ РАН, 2007. — 829 с. — EDN QSZZYL.
37. Бунин И.А. Собрание сочинений : в 9 т. / И.А. Бунин. — Москва : Худож. лит., 1967. — Т. 9: Освобождение Толстого; О Чехове; Избранные биографические материалы, воспоминания, статьи. — 622 с.
38. Коровина А.В. Риторика в сфере профессиональной коммуникации / А.В. Коровина. — Иваново : Изд-во ИГЭУ, 2017. — 195 с.
39. Хилько Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере / Н.Ф. Хилько. — Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. — 181 с. — EDN QWMQTJ.
40. Дякина А.А. И.А. Бунин: медиаобразовательные технологии в изучении текста писателя / А.А. Дякина, Ю.В. Артемова. — Елец : Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2022. — 149 с. — EDN IHVDRG.
References
1. Zasurskii Ya.N. Editorial: Journalist Education in the Information Society // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2006, no. 4, pp. 3-8. (In Russian). EDN: OFXBPS.
2. Kopylov O.V. Specifics of Creative Activity of Journalist in Media-Convergence Era. Cand. Diss. Thesis. Ekaterinburg, 2013. 19 p. EDN: SVDBPB.
3. Shesterkina L.P. Universal Journalism. Moscow, Aspekt Press Publ., 2016. 480 p.
4. Avdonin N.S., Kupryakov N.M., Kupryakov M.Yu. Designing a Concept for the Content of Journalism Training. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 2, pp. 307 — 321. (In Russian). EDN: RGGWIY. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(2).307-321.
5. Korkonosenko S.G. Journalistic Education: Need for Pedagogical. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education, 2013, no. 1, pp. 38-41. (In Russian). EDN RALUPL.
6. Tsymbalenko S.B., Makeev P.S. Media Portrait of a Teenage. Moscow, RUDN Publ., 2015. 87 p. EDN: VXNVZB.
7. Lukina M.M., Svitich L.G., Shiryaeva A.A. Modern Concept and Structure of Journalism Education in Russia. In Vartanova E.L. (ed.). Modern Journalist Education: Some Aspects of Teaching and Teaching Techniques. Moscow, 2008. pp. 11-28. (In Russian).
8. Tulupov V.V. Journalism and Journalism Education in Modern Conditions. Modern Problems of Journalistic Science. Voronezh, 2019, pp. 115-129. (In Russian). EDN: YETBNH.
9. Fedorov A.V., Chelysheva I.V. Media Education in Russia: a Short History of Development. Taganrog, Poznanie Publ., 2002. 266 p. EDN: PZDSRL.
10. Zelenova A.E. Media Education of Future Journalists with Emphasis of Media Safety. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Iskusstvovede-nie = Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Philology. Art Criticism, 2013, no. 21, pp. 215 — 218. (In Russian). EDN: RCAKSR.
11. Onkovich A.V. Mediaeducation "Journalism for All" or "Profession Oriented Mediaed-ucation"? Media. Informatsiya. Kommunikatsiya = Media. Information. Communication, 2015, no. 13, pp. 39 — 45. (In Russian). EDN: GSBYNG.
12. Dyakina A.A., Artemova Yu.V. The Strategy of Media Educational Development of a Future Journalist as a Factor of Professionalism in the Digital Economy. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 3, pp. 543-557. (In Russian). EDN: UYPUJB. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).543-557.
13. Fedorov A.V. Model of Development of Media Competence and Critical Thinking of Pedagogy Students in the Class Media Education Cycle. Innovatsii v obrazovanii = Innovations in Education, 2007, no. 7, pp. 107-116. (In Russian). EDN: KTZICF.
14. Grishanina A.N., Erofeeva I.V. Spirituality Factor in the Professional Ideology of a Modern Journalist: on the Issue of Cultural Memory. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 2, pp. 216 — 231. (In Russian). EDN: GGZFTZ. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).216-231.
15. Fortunatov A.N. Interaction of Subjects of Social Communication in Media Reality. Doct. Diss. Thesis. Nizhnii Novgorod, 2009. 45 p. EDN: NLDPFR.
16. Masterman L., Mariet F. Media Education in 1990' Europe. Strasburg, Council of Europe Publ., 1994. 181 p.
17. Zaznobina L.S. Standard for Media Education Integrated with Various School Disciplines. Standarty i monitoring v obrazovanii = Standards and Monitoring in Education, 1998, no. 3, pp. 26-34. (In Russian).
18. Galchenkov A.S. (ed.). Integration of Media Education in a Modern School Environment. Collection of Scientific Papers of the III All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference with International Participation. Moscow, Informatsiya dlya vsekh Publ., 2016. 135 p. EDN: UGECYM.
19. McKenzie T. Empowered Learning: Teaching the Video Essay in the Secondary School Environment. Media Practice and Education, 2021, vol. 22, no. 1, pp. 1-2.
20. Zhurin A.A. Integration of Media Education with the Chemistry Course of a Secondary School. Doct. Diss. Moscow, 2004. 41 p. EDN: NIAFHB.
21. Zhurin A.A Media Education in Science Lessons. Estestvoznanie v shkole = Natural Science at School, 2004, no. 5, pp. 23 — 27. (In Russian).
22. Bondarenko E.A. Media Education: Prospects for Integration into the Modern Educational Process. In Fedorov A.V. (ed). Integration of Media Education in a Modern School. All-Russian Scientific and Practical Conference with International. Moscow, 2020, pp. 18. (In Russian).
23. Bespalova A.G., Kuznetzova A.V. Interactive Practice-Oriented Techniques in Professional Media Education. Media Education, 2018, vol. 58, no. 4, pp. 11-21. EDN: YOVTCX.
24. Aleksandrov E., Levitskaya A. Technology of Integrated Media Education. Media Education, 2018, vol. 58, no. 4, pp. 3 — 10. EDN: YOVTCP.
25. Frolova E., Rogach O. Media Competence of Modern Students: Problems and Possibilities of Its Formation in the System of Higher Education. Media Education, 2022, vol. 18, no. 1, pp. 46-54. EDN: MSACVC.
26. Avdonina N.S., Zaitseva L.V. Analysis of Media Literacy Among Journalism Students. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledo-vaniya = Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research, 2022, no. 3, pp. 141-146. (In Russian). EDN: FECBYE. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-36-141-146.
27. Bunin I.A. Don Aminado. In Bunin I.A.; Mikhailov O.N. (ed.). Journalism of 19181953. Moscow, Nasledie Publ., 1998. p. 262-263. (In Russian).
28. Bunin I.A.; Mikhailov O.N. (ed.). Letters of 1885-1904. Moscow, IMLI RAN Publ., 2003. 768 p.
29. Rubashkin A. Direct Speech. Essays on Soviet Literary Journalism. Leningrad, Sovetskii pisatel' Publ., 1980. 366 p.
30. Mikhailov O.N. Passionate Word. In Bunin I.A.; Mikhailov O.N. (ed.). Journalism of 1918-1953. Moscow, Nasledie Publ., 1998. pp. 5-20. (In Russian).
31. Krainii A. Literary Record. Flight to Europe. Sovremennye zapiski = Modern Notes, 1924, no. 18, pp. 128. (In Russian).
32. Dubovikov A.N., Trifonov N.A. (eds). Ivan Bunin. Moscow, Nauka Publ., 1973. Bk. 1. 696 p.
33. "The Literature of Recent Years is Not a Progressive, But a Regressive Phenomenon in All Respects...". Ivan Bunin in Russian Periodicals (1902-1917). In Korostelev O., Devis R. (eds). I.A. Bunin: New Materials. Moscow, Russkii put' Publ., 2004. Iss.1, pp. 402-563. (In Russian).
34. Kachkaeva A.G., Shomova S.A. Understanding Media. Media Literacy and Critical Autonomy in the Era of "Communicative Capitalism", "Empathic Media" and "Sensitive Data". Sotsiodigger = Sociodigger, 2021, vol. 2, no. 6, pp. 4-46. (In Russian). EDN: QBNFWW.
35. Mikhailov O.N. (ed.). Chronicle of the Life and Work of I.A. Bunina. Volume One. 1870-1909. Moscow, IMLI RAN Publ., 2011. 911 p. EDN: RUHIXJ.
36. Bunin I.A. Letters of 1905-1919. Moscow, IMLI RAN Publ., 2007. 829 с. EDN: QSZZYL.
37. Bunin I.A. Collected Works. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1967. Vol. 9. 622 p.
38. Korovina A.V. Rhetoric in the Field of Professional Communication. Ivanovo State Power Engineering University named after V.I. Lenin Publ., 2017. 195 p.
39. Khilko N.F. Pedagogy of Audiovisual Creativity in the Socio-Cultural Sphere. Omsk State University Publ., 2008. 181 p. EDN: QWMQTJ.
40. Dyakina A.A., Artemova Yu.V. I.A. Bunin: Media Educational Technologies in the Study of a Writer's Text. Yelets State University named after I.A. Bunin, 2022. 149 p. EDN: IHVDRG.
Информация об авторе
Дякина Анжелика Александровна — доктор филологических наук, доцент, кафедра литературоведения и журналистики, институт филологии, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Российская Федерация, anjeloprof@mail.ru, G https://orcid.org/0000-0002-6319-6966.
Author Information
Anzhelika A. Dyakina — D.Sc. in Philology, Associate Professor, Department of Literary Studies and Journalism, Institute of Philology, Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation, anjeloprof@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-6319-6966.
Для цитирования
Дякина А.А. Медиаобразовательный потенциал публицистики И.А. Бунина в системе профессиональной подготовки будущих журналистов / А.А. Дякина. — DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(4).654-672. — EDN EEDBTG // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 4. — С. 654-672.
For Citation
Dyakina A.A. Media Educational Potential of I.A. Bunin's Journalism in the System of Professional Training of Future Journalists. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 4, pp. 654-672. (In Russian). EDN: EEDBTG. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(4).654-672.