Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Дата публикации: 30.06.2022 УДК 378.14
С. Н. ДворяткинА, А. А. Дякинд, С. В. Щербатых
Научно-исследовательская работа магистрантов в условиях цифровизированного диалога культур
Введение. Актуальность исследования определяется потребностью выявления возможностей взаимообогащающего диалога филологических и математических знаний в условиях цифрового пространства при осуществлении научно-исследовательской работы магистрантов. Цель статьи - поиск путей совершенствования организационного и методического инструментария для развития исследовательских навыков будущих специалистов-филологов. В этой связи авторы предлагают собственную концепцию и конкретные пути решения проблемы, которые состоят в дополнении перечня профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности и формировании.
Методология исследования. Оценка сформированности исследовательских компетенций магистрантов в процессе решения междисциплинарных заданий в сетевом формате осуществлялась на контрольной (п1=20) и экспериментальной (п2=20) группах студентов направления подготовки «Журналистика», «Филология» Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Диагностика проводилась на основании контроля фактических результатов активности научно-исследовательской деятельности магистрантов. Эмпирические результаты исследования были проанализированы с использованием совокупности математико-статистических методов (методы описательной статистики, ф*-критерий Фишера).
Результаты исследования. Организация коммуникационного пространства для участников программ осуществляется посредством создания шеЬ-площадок, на которых руководителями ставятся профессиональные проблемы перед магистрантами-гуманитариями, а обучающиеся других профилей оказывают техническую или математическую помощь в их решении с дальнейшим критическим обсуждением и оценкой полученных результатов. В исследовании проиллюстрированы междисциплинарные задания для студентов-филологов, основанные на методах компьютерного моделирования и текстологическом анализе. Диагностика сформированности исследовательских компетенций доказала статистическую значимость предлагаемого содержания и форм обучения (фэмп* =2,58 по показателю академической успеваемости НИР и фэмп, =2,353 по научно-исследовательской активности).
Заключение. Инновационная методика организации НИР магистрантов в сетевом формате, внедряемая в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, эффективна для разных гуманитарных направлений подготовки. Действия магистрантов, сопряженные с формулированием, моделированием и интерпретацией данных, демонстрируют сформированность компетенций, отражающих ключевые виды научно-исследовательской деятельности при решении профессиональных проблем на основе диалога культур.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, исследовательские компетенции, междисциплинарные исследовательские задания, текстологический анализ, диалог культур, цифровизация образования
Ссылка для цитирования:
Дворяткина С. Н., Дякина А. А., Щербатых С. В. Научно-исследовательская работа магистрантов в условиях цифровизированного диалога культур // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 108-125. сМ: 10.32744/р5е.2022.3.7
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Accepted: 16 January 2022 Published: 30 June 2022
S. N. Dvoryatkina, A. A. Dyakina, S. V. Shcherbatykh
Research work of masters' students in the context of a digitalized dialogue of cultures
Introduction. The relevance of the research is determined by the need to identify the possibilities of mutually enriching dialogue of philological and mathematical knowledge in the digital space in the implementation of research work of undergraduates. The purpose of the article is to find ways to improve organizational and methodological tools for the development of research skills of future philologists. In this regard, the authors propose their own concept and specific ways to solve the problem, which consist in supplementing the list of professional competencies in the field of research and development.
Materials and methods. Assessment of the formation of research competencies of undergraduates in the process of solving interdisciplinary tasks in a network format was carried out on the control (n1=20) and experimental (n2=20) Diagnostics was carried out on the basis of monitoring the actual results of the activity of research activities of undergraduates. The empirical results of the study were analyzed using a set of mathematical and statistical methods (methods of descriptive statistics m*-test Fisher).
The results of the study. The organization of a communication space for program participants is carried out through the creation of web sites where managers pose professional problems to undergraduates in the humanities, and students of other profiles provide technical or mathematical assistance in solving them with further critical discussion and evaluation of the results obtained. The study illustrates interdisciplinary tasks for philology students based on computer modeling methods and textual analysis. Diagnostics of the formation of research competencies proved the statistical significance of the proposed content and forms of training (m , =2,58 in terms of academic performance of research and m , =2,353
r r —' vt emp* ^ Temp* '
in terms of research activity).
Conclusion. The innovative methodology of organizing research of undergraduates in a network format, implemented at Bunin Yelets State University, is effective for various humanitarian areas of training. The actions of undergraduates associated with the formulation, modeling and interpretation of data demonstrate the formation of competencies that reflect key types of research activities in solving professional problems based on the dialogue of cultures.
Keywords: research potential, integrative connections, integral integrative construct, mathematical disciplines, generalized functions
For Reference:
Dvoryatkina, S. N., Dyakina, A. A., & Shcherbatykh, S. V. (2022). Research work of masters' students in the context of a digitalized dialogue of cultures. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 57 (3), 108-125. doi: 10.32744/pse.2022.3.7
_Введение
ифровизация, стремительно ворвавшаяся в нашу жизнь, актуализировала междисциплинарное сотрудничество в процессе познания мира и человека. Существующие с 1912 года благодаря усилиям В. Виндельбанеда рамки деления наук на номотетические (естественные) и идеографические (гуманитарные), оказались тесными, ограничивающими возможности ныне необходимого системно-целостного осмысления явлений действительности. Вызовы современного общества диктуют ориентацию не на разграничение знаний, а на их конвергенцию, диалог прежде противопоставленных научных культур. Понимание проблемы диалога культур в наши дни неотделимо от интеграции технического и гуманитарного знания, науки и искусства, а ее решение должно привести к преодолению отчуждения между естественнонаучными и гуманитарными сферами, к постдисциплинарному единству, к коммуникативному взаимодействию внутри него.
М.М. Бахтин писал: «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже.... Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом..., между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются» [2]. В.С. Библер считал культуру пространством взаимодействия, многополярным диалогом бесконечного числа разумов, основой творческого мышления [3]. Чарльз Сноу первым заявил о необходимости разрушения барьеров непонимания между "физиками" и "лириками". Труды Л.С. Выготского [7], Н.М. Лебедевой [15], Н.Д. Павловой [19] и др. представили психологическое обоснование диалога как ведущей характеристики культуры мышления, на котором базируется личностное развитие и саморазвитие.
Будучи основой человеческого существования, диалог культур позволяет по-новому посмотреть на современное образование в глобальном масштабе всеобъемлющей цифровизации. Диалог культур способен выступить фактором формирования ценностных установок постнеклассической науки, перспективных стратегий развития системы образования, ориентированной на удовлетворение запросов цифровой экономики в квалифицированных кадрах. Позитивные шаги в этом направлении уже намечаются, демонстрируя свою состоятельность, обеспеченную жизненной и профессиональной потребностью.
Ярким примером тому служит журналистика, которая как самая технологичная сфера, связанная с филологией, первой подверглась цифровизации. Этот процесс стал закономерным, но не простым с точки зрения своей теории и практики. В теоретическом плане он потребовал оперативного осмысления сущности происходящего в системе массовой коммуникации, тенденций и перспектив развития быстро меняющихся явлений. Практики столкнулись с не менее сложными проблемами, погрузившись в состояние "нелинейных" "алгоритмов создания и распространения информации" [12, с. 12].
В исследовательской среде прокладываются новые векторы развития, идет активный процесс "долгожданного сопряжения социально-гуманитарного познания журналистики и СМИ с естественными и точными науками" [13, с. 157]. Все больше работ предлагают математические подходы к анализу информационной среды. На наших
глазах рождается новая наука — медиалогия. И если в начале 2010-х годов она рассматривалась как "синтетическая гуманитарная", опирающаяся "на основы культурологии и семиотики, философии и педагогики, политологии и менеджмента" [11, с. 71], то спустя буквально несколько лет она заключила в себе теорию СМИ как динамической системы, теорию журналистики и теорию управления медиасистемами и медиапро-цессами [20, с. 277]. Математическое моделирование основательно заявило о себе в этом формирующемся научном направлении.
Одновременно появились и новые концепции журналистского образования как подсистемы журналистики. Теперь ориентировка идет на подготовку специалиста-профессионала, соответствующего вызовам цифровой эпохи, процессам конвергенции, происходящим в СМИ. Экспериментальные модели подготовки журналистов находят свое теоретико-методологическое обоснование и применение [22]. Но и в них обобщение практического опыта крупных медиахолдингов вносит корректировки. Появляется потребность в переходе от модели "универсализма" к "транспрофессионализму" [12, с. 12]. Такого рода тенденция обусловлена тем, что, с одной стороны, "в редакциях увеличивается доля универсалов, которые способны работать в любых СМИ, на любых медиаплатформах и с любыми техническими средствами" [Там же], а в другой — "универсальные журналисты неминуемо склоняются к специализации, выраженной, прежде всего, в тематической направленности" [Там же]. Современные журналисты становятся транспрофессионалами, т.е. "специалистами, имеющими междисциплинарную подготовку, ориентирующимися на изучение объекта в целом, а не какой-либо одной его стороны, имеющими специализацию в определенной предметной области, но способные к междисциплинарной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний" [12, с. 12-13]. Более того, журналист нового, цифрового пространства, может успешно встраиваться в него только имея соответствующее мышление, побуждающее к постоянному самосовершенствованию, устранению появляющихся лакун в своих мультипрофессиональных знаниях.
Справедливо мнение о том, что "из студентов нужно делать экспериментаторов, людей гибких и открытых для инноваций, быстро ориентирующихся, быстро приспосабливающихся. Людей, которые будут избегать формульного мышления" [18, с. 47]. Такие целевые установки должны быть отнесены не только к подготовке журналистских кадров, но и в целом к системе филологического образования в вузе. Именно на стадии обучения будущие специалисты-гуманитарии должны приобрести гибкость мышления, терпимость к неопределенности, т. е. овладеть вероятностным стилем мышления [25], изначально свойственным представителям естественнонаучного профиля, а ныне соответствующим современной общенаучной парадигме.
Диалогическое взаимодействие гуманитарной, информационной и математической культур порождает условия и механизмы, способные формировать современный стиль мышления, создавать основы для развития будущего специалиста-исследователя, глубоко и полифункционально осваивающего профессиональную деятельность, обогащенную конструктами нового качества, характеристиками и формами становления более высокого уровня учебно-профессиональной мотивированности, индивидуализации педагогической поддержки.
Другие филологические науки — лингвистика, литературоведение — напрямую не связанные с техническими инновациями, также испытывают цифровое воздействие, прежде всего, на уровне сбора, обработки и хранения информации. На этом фоне математические методы исследования, позволяющие найти точные цифровые под-
тверждения тех или иных филологических гипотез, активно используются в процессе познания явлений словесности, причем овладение ими возможно и необходимо уже в студенческие годы путем освоения интегративных курсов. Опыт применения подобных курсов, основанных на сопряжении филологических и математических знаний в системе подготовки учителей математики, получил научное обоснование и доказал свою эффективность [10; 26]. Современная филология как вид интеллектуальной деятельности, нацеленной на изучение текста, также приобретает новые пути развития в формате междисциплинарного взаимодействия. Однако сфера подготовки специалистов филологического профиля в этом смысле остается свободной.
Кроме учебной деятельности, в которой возможна интеграция филологического и математического знаний, существует научно-исследовательская работа (НИР) — неотъемлемая составляющая высшего образования, в первую очередь, на уровне магистратуры и аспирантуры. Ее сущность определяется спецификой научного направления, избранного обучающимися, целями и задачами выпускных квалификационных работ. Изначально устанавливается узкая направленность области и методов исследования. Вместе с тем современная линия интеграции образования ориентирует на междисциплинарность подходов, объемное, многоаспектное, разностороннее изучение предметов и явлений. Актуализируется необходимость диалога гуманитарных и естественнонаучных, прежде всего, математических знаний. Процесс дигитализации информации, коснувшийся всех сторон жизни, стал объективной основой такого рода диалога. В нем математическая сфера "затребовала" филологические знания, а филологическая — математические. Перспективными в период вузовской подготовки оказывается НИР, базирующаяся на конвергенции усилий. При этом особенности специализации, конечно же, остаются определяющими, а сфера интеграции касается дополнительных, углубленных основ профессиональной подготовки.
Качественная, перспективно продуманная организация НИР магистрантов, ориентированная на создание сложных инновационных продуктов, требует нестандартного междисциплинарного подхода. Решить данную проблему можно посредством организации сетевой формы взаимодействия магистерских программ различного профиля и их непосредственных участников. Сетевые формы реализации НИР как для России, так и для зарубежных стран не новы. Сегодня сетевое взаимодействие вузов получило широкое распространение, и рассматривается как ключевая модель экспорта образования [14]. Например, перспективным направлением сетевого взаимодействия выступают программы трансграничного образования, довузовская подготовка, обучение русскому языку как иностранному [1]. Техническими вузами был успешно реализован международный сетевой университетский проект «Синергия» в области инновационных технологий, который решал задачу интернационализации образования [5]. Являясь частью непрерывного процесса изменений в высшем образовании, интернационализация становится центральным двигателем перемен, предлагая новые возможности и ставя новые задачи — сетевое взаимодействие университетов, реализацию совместных программ нескольких вузов [27; 30].
Однако следует заметить, что для реализации диалога научных культур, для аккумуляции междисциплинарных знаний даже на локальном уровне данные сетевые формы широкой практики внедрения еще не получили.
Сетевая форма организации учебного процесса - наиболее актуальна и перспективна на сегодняшний момент. Современные отечественные и зарубежные исследователи придерживаются двух основных подходов в ее определении. Российские ученые
концепт «сетевое обучение» понимают синонимично электронному, дистанционному, основанному на достижениях различных интернет-технологий [4]. Зарубежные исследователи рассматривают сетевое обучение как «интеграцию информационных и коммуникационных технологий для установления связей между обучающимися; между обучающимися и преподавателями; между обучающимся сообществом и его учебными ресурсами» [24]. Авторы такого определения акцентируют внимание на том, что наиболее успешные практики сетевого обучения применяют интерактивные образовательные ресурсы, а значит, сетевое обучение базируется на информационных технологиях, которые способны поддерживать междисциплинарное взаимодействие и устанавливать связи диалогического характера в обучении (диалог друг с другом, обучаемого с учителем, а также с обучающей средой) [29], «гибкая среда для исследования и оценки инициатив и развития навыков компьютерной коммуникации» [28].
В российской науке сформировалось и альтернативное мнение относительно сущности сетевого обучения [16; 23], основанное на моделировании подходов, расширяющих дистанционную форму взаимодействия участников благодаря:
• реализации совместных образовательных программ посредством сетевой подготовки и переподготовки;
• междисциплинарным связям и выравниванию качества обучения за счет привлечения более сильных субъектов в отдельных областях знаний для образовательной или научно-исследовательской деятельности. Данный подход соотносится с установками статьи 72 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где суть сетевого взаимодействия представлена как «процесс обучения», который «строится на базе одной образовательной организации - оператора реализации образовательных программ в сетевой форме, а для ее реализации привлекаются другие учебные организации - ключевые субъекты реализации образовательной программы в сетевой форме».
Таким образом, можно выделить две укрупненные модели реализации образовательных программ в сетевом формате:
• модель 1: интеграция по принципу «образовательная организация — образовательная организация»;
• модель 2: интеграция по принципу «образовательная базовая организация — иная организация».
Первая модель реализуется в двух режимах - горизонтальном и вертикальном. Модель горизонтальной сети предполагает взаимодействие нескольких образовательных организаций одного уровня (близких по масштабам деятельности); модель вертикального взаимодействия - организаций разного уровня.
Горизонтальная сетевая интеграция предусматривает привлечение молодых исследователей из разных областей знаний, актуализируя потребность в переходе от тематических к проблемным формам осуществления научного поиска, способствуя синергии теорий и методов разных областей знаний, формируя целостное представление об объекте исследования. Новая форма научно-исследовательской деятельности, ориентированная на достижение высокого уровня профессионального знания и глубины проработки проблемы, возможна, на наш взгляд, на основе сетевого междисциплинарного диалога.
Изложенное выше, позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске новых форм и видов научно-исследовательской работы на основе диалога знаний для эффективного формирования исследовательских компетенций
и успешной профессиональной подготовки магистрантов-филологов в условиях циф-ровизации образования.
Целью исследования является совершенствование организационного и методического инструментария развития исследовательских компетенций магистрантов-филологов на основе диалога гуманитарного, математического и информационного знаний.
_Методология исследования
Профессиональная подготовка магистранта - это, в первую очередь, процесс овладения ими разнообразными видами исследовательской деятельности, в которой целенаправленно создаются условия, необходимые для самоопределения и самопознания студента, для формирования потребности самоактуализации, самореализации, а значит, и - самосовершенствования. Доминантой исследовательской деятельности является формирование исследовательских компетенций магистранта. На мотиваци-онном уровне формирование исследовательских компетенций происходит посредством выработки потребности в получении профессиональных навыков; на научно-теоретическом уровне студент овладевает навыками исследовательско-проектной деятельности и моделирования, на эмпирическом уровне он многократно обогащает свои возможности применения приобретенных компетенции в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим научно-исследовательская деятельность магистранта-филолога опирается на глубокую профильно-теоретическую подготовку в процессе обучения, на широкую междисциплинарную базу знаний, на практико-ори-ентированные установки и поликультурную научную коммуникацию.
Перечень профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности был дополнен следующими исследовательскими компетенциями:
• владение навыками организации командной работы для решения сложных исследовательских задач и ориентирования в незнакомых условиях, смоделированной ситуации (ИК-1);
• возможность выйти за рамки традиционной профессиональной деятельности, проявить креативные способности, творческое и критическое мышление (ИК-2);
• владение навыками рефлексивного анализа, оценки, творческой переработки и представления результатов научной деятельности (ИК-3);
• способность к целенаправленному поиску, привлечению и осмыслению дополнительных источников знаний, современных научных методов и средств, в том числе цифровых технологий (ИК-4).
Основополагающей исследовательской компетенцией современных магистрантов при этом является углубленная система знаний в своей профессиональной области, а также умение организовывать на данной основе поиск решения проблемы в междисциплинарном поле знаний. Это, собственно, и определило выбор основного содержания и форм исследовательской работы студентов, реализуемой в ЕГУ им. И.А.Бунина.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование исследовательских компетенций у магистрантов-филологов будет обеспечено, если:
• диалог гуманитарного, математического и информационного знаний будет реализован посредством постановки междисциплинарных исследовательских заданий;
• организация научно-исследовательской деятельности студента в формате междисциплинарного взаимодействия профессиональных знаний будет осуществлена с использованием горизонтальной сетевой формы.
В экспериментальном исследовании приняли участие 40 магистрантов направления подготовки «Журналистика», «Филология» института филологии ЕГУ им. И.А. Бунина в возрасте от 20 до 22 лет в период с 2015 года. В контрольной группе (п1=20) преподавание осуществлялось с использованием традиционных методов обучения, в экспериментальной группе (п2=20) методика основывалась на внедрении в образовательный процесс междисциплинарных исследовательских заданий с использованием горизонтальной сетевой формы организации НИР.
Процесс проведения эксперимента базировался на комплексе методов экспериментального исследования: анкетирование, тестирование, экспертные методы. Эмпирические результаты исследования были проанализированы с использованием совокупности математико-статистических методов (методы описательной статистики, ф*-критерия Фишера). Диагностика сформированности исследовательских компетенций осуществлялась на основании контроля результатов и активности научно-исследовательской деятельности магистрантов.
_Методика реализации НИР в сетевом формате
Организация нового информационного пространства для сетевого взаимодействия участников программ осуществляется посредством создания дискуссионных web-площадок, проведения web-семинаров, на которых руководителями ставятся профессиональные проблемы магистрантам-гуманитариям, а обучающиеся других профилей оказывают техническую или математическую помощь в их решении с дальнейшим критическим обсуждением проблем, их оценкой. Сложноструктурный состав такого мероприятия предполагает включение в его работу не только магистрантов и их научных руководителей, но и профессионалов из данных областей знания (лингвистов, литературоведов, журналистов) для внесения в исследовательскую работу экспертного знания.
Web-платформа может стать не только ситуативной, но и постоянной площадкой взаимодействия будущих специалистов, наставников, аналитиков при разработке и реализации совместных синхронизированных магистерских программ.
Магистерские программы по таким направлениям подготовки, как «Журналистика», «Филология» (профиль — Филология текста и литературное редактирование), «Педагогическое образование» (профиль — Математика и информационные технологии), «Прикладная математика и информатика» с 2015 года действуют внутри вуза в сетевом формате. Коллективы кафедр литературоведения и журналистики, математики и методики ее преподавания являлись ее разработчиками и идейными вдохновителями. За указанный период накопился определенный междисциплинарный опыт решения профессиональных проблем посредством сетевого взаимодействия участников программ.
Рассмотрим методические особенности организации НИР магистрантов-филологов в условиях сетевого взаимодействия участников программ, устанавливающего «профессионально-развивающий, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный контексты» деятельности магистранта [8].
Традиционно студенты-филологи университета, носящего имя И.А. Бунина, ориентированы на изучение текстов писателя. С 2020 года научно-исследовательская деятельность магистрантов была сосредоточена на проблеме "Публицистика И.А. Бунина в формате трех единств: текст - контекст - гипертекст". Выбор направления научного поиска связан с тем, что публицистическая составляющая творческого наследия выдающегося мастера слова менее всего изучена и требует новых, адекватных времени, подходов к рассмотрению.
Лишь в конце 80-х гг. прошлого столетия публицистика Бунина стала постепенно входить в исследовательское пространство отечественных ученых. Все началось с публикации самих текстов. Впервые, спустя 70 лет забвения, в нашей стране печатаются книги "Окаянные дни", "Великий дурман", ставшие открытием "другого", ранее неизвестного, Бунина — обличителя большевизма, Советской власти и всех, кто был причастен к "гибели" великой Российской империи. Одновременно с накоплением текстологического багажа публицистических произведений писателя шел процесс его научного осмысления, прежде всего, специалистами-филологами. Говоря о стиле писателя послеоктябрьского периода, одни исследователи одобряли его "суровость", другие, напротив, винили автора в несдержанности, озлобленности и даже нелюбви к Отечеству.
Современный подход в работе с публицистическими текстами Бунина видится в реализации принципов целостности, системности, нелинейного многообразия, что позволяет проследить эволюцию идей, образов, конкретных содержательно-структурных компонентов на срезе локального, "точечного" воплощения при сохранении общей масштабности изучаемого явления. В этой связи предполагается самое пристальное внимание к тексту на уровне развитого "чувства слова", к которому необходимо привести магистрантов-филологов. Будущие специалисты должны понимать, что в творчестве великого писателя каждое слово не только имеет свои смыслы, но и реализует их, находясь в определенной позиции, в определенных связях и соотношениях, в определенном тексте. С другой стороны, понимание своеобразия того или иного произведения невозможно без привлечения контекста, ближайшим из которых для публицистики Бунина является газетно-журнальное пространство России и русского зарубежья. Кроме того, принцип гипертекстуальности позволяет бесконечно расширять контекст, устанавливать все новые и новые соотносительные связи произведений писателя с предшественниками, современниками, последователями. Линий схождений/расхождений также может быть бесконечное множество. Обработка такого объема информации требует многолетних усилий больших творческих коллективов. В современных условиях коллаборации научных ресурсов этого можно избежать без ущерба качества процесса и его результатов.
Проникать в текстовые глубины студентам-филологам в нашей ситуации помогают студенты-математики. Web-платформа становится площадкой научного общения молодых исследователей, одни из которых (филологи) предлагают задание, а вторые (математики и информатики) его выполняют. Представленные результаты для математиков являются завершением работы, а для филологов — началом новой научной рефлексии, основанием для подтверждения/опровержения выдвинутых гипотез. Таким образом, в текстологический анализ, предпринятый филологами, органично включается компьютерное моделирование, и реализуется интегративный проект с применением цифровых технологий. В конечном итоге магистранты-филологи проводят профессиональное теоретическое исследование, находят эффективные пути решения
проблемы, позволяющие им обеспечить точность анализа без детального погружения в математическую область знаний. В процессе научного взаимодействия магистранты-математики выступают не только соавторами, но и активными "пользователями" филологических знаний: приобщаются к тексту как феномену культуры, к авторскому стилю, к индивидуальному восприятию публицистического произведения, к критическому осмыслению писательской позиции, к рефлексии по поводу прочитанного.
Магистрантами направления подготовки «Прикладная математика и информатика» на языке программирования С# было разработано вычислительное приложение, позволяющее выявлять текстовую стилистическую идентификацию, предполагать вероятность изменения авторского стиля разных временных периодов или вне учета конкретного временного показателя. Результаты, полученные в процессе статистической таксономии, анализируются и снабжаются историко-литературными комментариями филологов.
Применение стилевого анализатора выявило новые «проблемные зоны» для магистрантов-филологов. Например, были установлены вполне ожидаемые результаты для двух произведений, созданных писателем практически в одно время — в 1924 и 1925 годах. Полученное эмпирическое значение много меньше критического хэмп2=728,66<хкр2=1099,56, следовательно, различий в статистическом (частотном) анализе представленных текстов — «Инония и Китеж» и «Миссия русской эмиграции» нет (см. рис. 1).
¿язлизиропт ткет
словак™ Гериенэ, невдторы? бадвалчтея «Да, скифы мы с раскосыми гланнн!»
Скифы' К чему тлхей высокий стиль1 Чем туг бахвалиться? Разве этот скиф не брезжа », не тот же киргиз, кривоногий Иван. что лп оылннные зи и гонялся за конем сраженного Сви го-гора? Правильно тут только одно: есть два непримиримы* лира. Толсти«, сынь: -.святой Руси», Святогоры, богомольцы града Китежа - и ■«рожи*, комсомольцы Есенины, те, коих бкзнны называли КСТДД-ТО Ийанамн. И неужели »11 «рОЯНя АОЗОЙдаДаЮК? Неужели ££е более и бол« буцп затемняться тот благой ллк Руси, коего певцом был Толстом?
Состаиъ 1»Ч1Рпдр-ЧАСТОТ №1
Мр гпищу^ П ™дч]£'р 4151ил.
Булем же жлатъ этого лн* А до того да буэет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам Это глубоко важно и вообше ил* неправедного времени сего, и для бузувшх праведны я путей самой же России.
А кроме того, есть еше нечто, чго гораздо больше лаже и России и особенно ее материалыныь интересов. Это - мой Бог н моя яуша. «Ради самого Иерусалима не отрекусь от Господа"» Верный еврей ни зля ка»1Х благ ие
ОТСТУПИТЕ! ОТ верь] отцов. Святой ■¿няТь МлханЛ ЧерннгУЕ-снш шел в ОрДу лля РОССИИ, но Н зля нее не согласился он поклониться идолам е яшскоГе ставке, а избрал мученическую смерть..
Сйстаеить млцриду частот №2
Рисунок 1 Результат текстологического анализа с применением программы «Временной частотный анализатор» текстов «Инония и Китеж» и «Миссия русской эмиграции»
Интересные результаты были получены при статистическом анализе произведений разных временных периодов, таких как «Речь на юбилее «Русских Ведомостей» (1913 год) и «Инония и Китеж» (1924 год): х 2=1070,08<х 2=1099,56 (см. рис. 2). В дан-
эмп кр
ном случае эмпирическое значение критерия Пирсона практически приближается к критическому на уровне значимости 0,05, следовательно, при его увеличении до 0,01 различия уже будут значимы (х 2=1070,08>х 2=921,67). Другими словами, мы смо-
эмп кр
жем утверждать, что стиль писателя несколько изменился.
ДнАлнгирсдзть текст
писатель наш мало куль'П'рен, он не менее нервирован сменой событий и настроений и столь же мало подготовлен к нашей шжой, ломающейся, жизни, не говоря уже о том, что русская действительность сделала все возможное, чтобы искалечить нас, что она дала нам такие ужасающие контрасты, как шестидесятые, [семидесятые годы, а вслед за ними -восьмидесятые, дала девяностые - и начагю девятисотых!
Составить матриц члстат КП
отечеству... Но в чем именно благо отечества?" Сам по себе патриотизм может бьсть источником я добра, II зла... Нужно еше патриотическое еознашщ различают» истинное бяато отечества от ложного. И та степень патриотического сознания, которая была у А. К. Толстого. ДО сш пор остается лыствЯ... Со всей жибостьто поэтического представлении и со всей энергией борца за 1тдек> Толстой славил евой идеал истинно русской, европейски] н христианской монариш и громил ненавистный ему кошмар азиатского деспотизма... Начало истинного национального строя он на\олил в киевской наш;й истории...
V
Составить частот №1
1070 0=35379761
Язь*; Руеекий
М отри ив усптшмо
Рисунок 2 Результат текстологического анализа с применением программы «Временной частотный анализатор» текстов «Речь на юбилее «Русских Ведомостей»
и «Инония и Китеж»
Качественный комментарий (биографического, историко-культурного и др. необходимого для пояснения характера) полученных статистических результатов, предложенный магистрантами-филологами, позволяет приблизиться к пониманию авторского замысла, обстоятельств, влиявших на его воплощение. В представленных выше конкретных случаях студенты-филологи дают следующий комментарий: количественный анализ публицистических текстов И.А. Бунина подтверждает гипотезу об устойчивости и последовательности развития идейно-эстетических взглядов писателя, которые были сформированы в отечественный период его творчества и практически не изменились на протяжении нескольких десятилетий. Для сравнения были взяты тексты 1920-х годов — того периода, когда Бунин находился в эмиграции, категорически не приняв и осудив большевистский переворот. Проанализированные произведения различны по тематике. Одно из них ("Инония и Китеж") касается вопросов литературно-эстетических, второе ("Миссия русской эмиграции") — вопросов идейно-политических и аксиологических. Поскольку в них не обнаружено стилистических расхождений, значит авторский стиль определяется не проблемно-тематической направленностью текста.
Статистический анализ текстов "Инония и Китеж" и "Речь на юбилее газеты "Русские ведомости" позволяет судить о том, что в произведениях разных периодов времени, но общей тематической линии (прошлое и настоящее словесного творчества) стиль писателя в большей степени неизменен: Бунин последовательно проводит свою линию,
убедительно показывая художественно-эстетическое и нравственное превосходство классической литературы над литературой современной России. Для большей аргументированности своих выводов и с целью ориентации на фактографическую точность и выверенность студенты-филологи по рекомендации руководителя прибегают к помощи образца научных комментариев, подготовленных авторитетным исследовательским коллективом и приведенных в книге "И.А. Бунин. Публицистика 1918-1953 гг."[6].
Компьютерное моделирование прочерчивает проблемные векторы не только в процессе изучения публицистики Бунина, но и в ходе текстологического анализа его художественных произведений разных жанров. В этом формате круг исследовательских заданий расширяется, включает составляющие интерпретации образных единиц, рассмотрения композиционных особенностей, языковых явлений и т.п.
Универсальность рассматриваемой технологии, реализуемой в сетевом формате и на основе диалога гуманитарного, математического и цифрового знаний, аргументируем на примере организации исследовательской работы магистрантов другого гуманитарного профиля — «Финансы и кредит» (направление подготовки Экономика и Управление), связанной с анализом математического и инструментального аппарата экономической науки с учетом современных достижений в области математики и цифровых технологий.
Для решения проблемы применения методов математического моделирования к прогнозированию экономических показателей развития предприятия (на примере предприятий кофейной индустрии), магистрантами-экономистами было установлено, что классические методы вероятностно-статистического, фундаментального и технического анализа, которые изучаются в рамках экономического профиля, плохо работают по причине негауссовского распределения финансового рынка и недоказанности того, что экономика и финансы - это случайные события, где прошлое не влияет на будущее [17]. В связи с этим, магистранты-экономисты решают комплексно данную проблему совместно с магистрантами другого направления подготовки — «Прикладная математика и информатика». Со своей стороны, студентами-математиками было обнаружено, что построение прогностических моделей, позволяющих значительно повысить качество управленческих решений при организации деятельности предприятия, возможно посредством внедрения интеллектуальных систем управления на основе нейросетевых методов и алгоритмов [9].
Выявление основных преимуществ нейронных сетей перед классическими методами прогноза, детальное изучение нейросетевых алгоритмов, подходящих под прогнозирование производных финансовых инструментов в кофейной сфере, изучение возможностей языка Python для анализа и прогнозирования выбранных алгоритмов, изучение библиотек Pandas, TensorFlow, SciPy, Scikit-learn, NumPy, разработка тестового прогноза фьючерсных контрактов на торговых площадках, - неполный перечень задач, которые были решены математиками-программистами для исследования внешнеэкономических процессов, происходящих на фондовой бирже и находящихся в прямой корреляции от ключевых экономических показателей деятельности предприятия. Результаты прикладных математико-экономических расчетов и возможности нейросетевого компьютерного моделирования, проведенные магистрантами-математиками, дали возможность применения данного технического инструмента магистрантам-экономистам для качественного профессионального анализа и прогнозирования ключевых показателей экономического развития крупнейших предприятий, в частности кофейной индустрии.
_Результаты исследования
Сформированность исследовательских компетенций осуществлялась с применением инструментов оценки фактической исследовательской деятельности студентов: на основе подготовленной выпускной квалификационной работы магистранта; в ходе апробирования результатов междисциплинарного исследования в форме совместных научных статей магистрантов; объединенных выступлениях на научных конференциях разного уровня как филологического, так и математического профиля. Оценка на основании контроля результатов активности научно-исследовательской деятельности магистрантов представлена на рисунках 3 и 4.
12
^^^Н11
5 4 3 2
■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
Рисунок 3 Академическая успеваемость по дисциплине «Научно-исследовательская работа»
15
11
6
4
Контрольная группа Экспериментальная группа
■ О публ и ков а н н ые статьи ■ У ч астие в конферен циях, сем и н а р а х
Рисунок 4 Результативность активности научно-исследовательской деятельности
Далее для статистической оценки достоверности различий результатов активности научно-исследовательской деятельности магистрантов в контрольной и экспериментальной группах применялся ф*-критерий Фишера. Статистическая проверка установила значимые различия в уровне академической успеваемости по научно-исследовательской работе в контрольной и экспериментальной группах. Критерием разделения респондентов на группы, у которых «есть эффект» и «нет эффекта» выбрано «качество знаний». Основная проверяемая гипотеза, состоящая в том, что доля респондентов, у которых фиксируется качество знаний, в экспериментальной группе не выше, чем в контрольной группе, была отклонена: эмпирическое значение критерия фэмп* =2,58 попало в зону значимости (для р=0,01). Статистическая проверка фактической активности магистрантов на основании количества опубликованных научных статей и участия в научных мероприятиях также установила значимые различия в контрольной и экспериментальной группах (эмпирическое значение критерия фэмп* = 2,353 превышает критическое значение для р=0,01).
Дополнительным критерием оценки сформированности исследовательских компетенций выступали «три глагола»: формулировать, моделировать и интерпретировать, которые явно отражают ключевые виды научно-исследовательской деятельности магистрантов при решении профессиональных проблем на основе диалога культур. Они указывают на мыслительные процессы, в которые, как правило, будут вовлечены магистранты при решении исследовательских задач:
• формулировать проблему исследования (рассуждения и аргументация, разработка стратегии решения проблемы) (умение отражает сформированность ИК-1);
• моделировать объект исследования (выбор современных методов, средств, инновационных технологий для решения проблемы, создание модели исследования, используемой в предметной области) (данное умение отражает сформированность ИК-4);
• реализовывать замысел исследования (воплощение исследовательской модели с применением современных качественных и количественных методов, в том числе с использованием символьного, формального или технического языка и операций, математических инструментов) (умение отражает сформированность ИК-2);
• интерпретировать, использовать и оценивать представленные результаты (умение отражает сформированность ИК-3).
Проверка сформированности научно-исследовательских компетенций магистрантов кроме того осуществляется пролонгированным способом: на уровне рецензирования выпускных квалификационных работ, включающих результаты совместной научной деятельности; на уровне обсуждения при апробировании их на научных конференциях разного уровня; на уровне обмена мнениями между участниками совместной программы с использованием Web-платформы.
_Обсуждение результатов
Цифровизация, коснувшаяся всех сторон современной действительности, актуализировала вопросы диалога культур, интеграции наук в сфере высшего образования. Она предъявила новые требования не только к технологически емким естественным наукам, но и к гуманитарным. Журналистика как сфера деятельно-
сти, имеющая филологическую основу и связанная с производством информации, первой подверглась влиянию цифровизации в своей исследовательской и образовательной составляющей, включая содержательное наполнение профильных дисциплин, активное обращения к междисциплинарному взаимодействию в процессе подготовки специалистов. Цифровой трансформации не избежали и другие филологические науки — лингвистика, литературоведение — напрямую не связанные с техническими инновациями. Все это привело к радикальному расширению традиционного спектра методов и форм организации учебной и научно-исследовательской работы в новом формате.
Отличительной особенностью проведенного исследования является организация диалогического взаимодействия участников посредством критического обсуждения и практического решения профессиональных проблем с различных точек зрения в сетевом формате. Уникальность представленного подхода в том, что впервые в практике обучения магистрантов двух противостоящих областей знаний (математических и гуманитарных) найдены пути преодоления замкнутости и односторонности двух культур. Данная форма организации научно-исследовательской работы магистрантов удачно интегрируется в современные образовательные тренды. Полученные нами результаты, с одной стороны, согласуются с мнением о том, что «сетевое обучение - это одновременно и педагогика, и философия». Солидаризируясь с пониманием различий, существующих между сетевым обучением и обучением, основанным на проектах и проблемах [24], мы между тем видим возможность их про-
V I V» Л V
дуктивного взаимодействия в формате горизонтальной интеграции. С другой стороны, авторские результаты дополняют современные исследования по сетевой форме реализации магистерской программы [21] за счет включения междисциплинарных заданий. Новизна представленных нестандартных междисциплинарных заданий заключается в том, что они ставят студентов в ситуацию активного поиска столь же нестандартных решений, побуждая к продуцированию диалога научных культур, к аккумуляции междисциплинарных знаний, к имманентному "мозговому штурму" в процессе "перекрестного" обсуждения полученных результатов, к неординарному способу их представления и апробирования в научном сообществе.
Заключение
В исследовании продемонстрирована новая практика реализации горизонтальной (внутри одного вуза) сетевой формы научно-исследовательской работы на основе диалога знаний для эффективного формирования исследовательских компетенций и успешной профессиональной подготовки магистрантов-филологов в условиях цифровизации образования. Результаты проведенного лонгированного исследования показали, что действия магистрантов, сопряженные с формулированием, моделированием и интерпретацией данных, демонстрируют сформированность исследовательских компетенций, отражающих ключевые виды научной деятельности при решении профессиональных проблем на основе диалога культур. Опыт внедрения инновационной методики на уровне сетевого формата в практику организации НИР магистрантов установил ее эффективность для разных гуманитарных направлений подготовки. В перспективе закономерно расширение масштабов горизонтальной интеграции как научных знаний, так и профилей будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арапова Е.Я., Байков А.А., Краснова Г.А. Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов // Аккредитация в образовании. 2018. Т. 104. №4. С. 22-24.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
3. Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков (семь тезисов на тему «Культура и образование»). М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с.
4. Богомолов А. Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе // Русский язык за рубежом. 2006. № 1. С. 36-44.
5. Брейдо И.В., Стажков С.М., Бобряков А.В., Хомченко В.Г., Кабанов А.А., Каталинич Б. Международный университетский сетевой интернет-проект интегрированного инженерного образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №1. С. 9-20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-9-20
6. Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. М.: Наследие, 2000. 640 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
8. Гогоберидзе А.Г. Подготовка студента к работе в современной школе: потенциал педагогического знания // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 107-118.
9. Головин Д.А. Нейросетевые методы и алгоритмы в задачах прогнозирования экономических показателей: история и перспективы // Школа молодых ученых: материалы областного профильного семинара по проблемам естественных наук. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 57-61.
10. Дворяткина С.Н., Дякина А.А., Розанова С.А. Синергия гуманитарного и математического знания как педагогическое условие решения междисциплинарных проблем // Интеграция образования. Т. 86. №1. 2017. С. 8-18. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.008-018
11. Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук// Культура и искусство. 2012. Т. 12. №6. С. 71-83.
12. Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергентности. Дисс... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013. 185 с.
13. Корконосенко С.Г. Математика и теория журналистики: не вместо, а вместе// Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т.7. №1. С. 155-164. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).155-164
14. Кудряшова Е.В., Ненашева М.В., Сабуров А.А. Сетевое взаимодействие вузов в контексте развития российской Арктики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 105-113. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-7105-113.
15. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М.: Изд-во РУДН, 2003. 268 с.
16. Логинов Е.Л., Ефремов Д.Н. Сетевая интеграция образовательных, научных и производственных структур на основе расширения специализированного информационно-организационного сервиса в рамках образовательно-научно-производственной сети // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 17. С. 2-11.
17. Лопухин А.М. Применение методов фрактального анализа к прогнозированию показателей развития предприятий кофейной отрасли // CONTINUUM. Математика. Информатика. Образование. Том 20. № 4. С. 70-79.
18. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: Материалы к обучающим семинарам / Состав. С.Д. Балмаева. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2011. 148 с.
19. Павлова Н.Д. Диалог и его интенциональная организация. В кн. Слово в действии: интент-анализ политического дискурса. М.: Изд-во Алетейя, 2000. С. 147-263.
20. Суходолов А.П., Рачков М.П. Медиалогия - наук будущего (приглашение к продолжению дискуссии, начатой журналом в 2016 году) // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6. № 3. С. 267-286.
21. Хорошилова С.П., Костина Е.А., Бородина Т.Л. Сетевая форма реализации магистерской программы: опыт и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 70. DOI: 10.17513/spno.28894
22. Шестеркина Л.П Журналистское образование и универсализация профессии: экспериментальный опыт. Монография. Челябинск: РЕКПОЛ, 2013. 118 с.
23. Яковлева Н.А. Сетевое обучение в современной педагогике. Современная педагогика. 2016. Т. 49. № 12. С. 54-59.
24. Dirckinck-Holmfeld L. Networked learning and problem and project based learning - how they complement each other. In S. Cranmer, N. B. Dohn, M. de Laat, T. Ryberg, & J. A. Sime (Eds.), Proceedings of the 10th International Conference on Networked Learning 2016 (pp. 193-199). Lancaster University, 2016.
25. Dvoryatkina S.N., Dobrin A.V., Dyakina A.A., Shcherbatykh S.V. The role of mathematical and computer simulation in probabilistic thinking style development // Opcion. 2019. Vol. 35. No. 21. P. 768-785. Available at: http:// produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/24729/25238
26. Dvoryatkina S., Dyakina A., Shcherbatykh S. Project technologies in a university's media educational strategy in developing a probabilistic style of thinking for future mathematics teachers // Amazonia investiga. 2019. Vol. 8. No. 23. P. 526-537.
27. Egron-Polak E., Hudson R. Internationalization of higher education - growing expectations, fundamental values. Paris: International Association of Universities (IAU), 2014.
28. Levy P. A methodological framework for practice-based research in networked learning // Instructional Science. 2003. Vol. 31. P. 87-109.
29. Steeples C., & Jones C. (Eds.). Networked Learning: Perspectives and Issues. London: Springer London, 2002.
30. Wit H., Howard L., & Egron-Polak E. Internationalisation of higher education. Brussels: European Union, 2015. 319 p.
REFERENCES
1. Arapova, E.Ya., Bajkov, A.A., Krasnova, G.A. (2018). Education export model: networking of universities. Accreditation in education, 104(4), 22-24. (In Russ.)
2. Bahtin, M.M. (1986). Aesthetics of verbal creativity. Moscow, 445 p. (In Russ.)
3. Balmaeva, S.D. (2011). Media convergence and multimedia journalism. Ekaterinburg, 148 p. (In Russ.)
4. Bibler, V.S. (1997). On the verge of the logic of culture. A book of selected essays (seven theses on the topic "Culture and Education"). Moscow, Russian phenomenological society Publ., 440 p. (In Russ.)
5. Bogomolov, A. N. (2006). Network training and forms of its implementation in the educational process. Russian language abroad, 1, 36-44.
6. Breido, I.V., Stazhkov, S.M., Bobryakov, A.V., Khomchenko V.G., Kabanov, A.A., Katalinic, B. (2019). International University Network Internet Project of Integrated Engineering Education. Higher Education in Russia, 28(1), 9-20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-9-20 (In Russ., abstract in Eng.)
7. Bunin, I.A. (2020). Publicism 1918-1953. Moscow, Nasledie Publ., 640 p.
8. Dirckinck-Holmfeld, L. (2016). Networked learning and problem and project based learning - how they complement each other. In S. Cranmer, N. B. Dohn, M. de Laat, T. Ryberg, & J. A. Sime (Eds.), Proceedings of the 10th International Conference on Networked Learning, 193-199. Lancaster University.
9. Dvoryatkina, S.N., Dobrin, A.V., Dyakina, A.A., Shcherbatykh, S.V. (2019). The role of mathematical and computer simulation in probabilistic thinking style development. Opcion, 35(21), 768-785. Available at: http:// produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/24729/25238
10. Dvoryatkina, S.N., Dyakina, A.A., Rozanova, S.A. (2017). Synergy of humanitarian and mathematical knowledge as a pedagogical condition for solving interdisciplinary problems. Integration of Education, 21(1), 8-18. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.008-018 (In Russ., abstract in Eng.)
11. Dvoryatkina, S., Dyakina, A., Shcherbatykh, S. (2019). Project technologies in a university's media educational strategy in developing a probabilistic style of thinking for future mathematics teachers. Amazonia investiga, 8(23), 526-537.
12. Egron-Polak, E., Hudson, R. (2014). Internationalization of higher education - growing expectations, fundamental values. Paris, International Association of Universities (IAU).
13. Gogoberidze, A.G. (2014). ''Students'' preparation for work at modern school: potential of pedagogical knowledge. Proceedings of Southern Federal University, 1, 107-118. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Golovin, D.A. (2020). Neural network methods and algorithms in the problems of forecasting economic indicators: history and prospects. In: School of young scientists (pp. 57-61): materials of the regional profile seminar on the problems of natural sciences. Lipeck. (In Russ.)
15. Khoroshilova, S.P., Kostina, E.A., Borodina, T.L. (2019). Network form of master's program implementation: experience and perspectives. Modern Problems of Science and Education, 3, 70. DOI: 10.17513/spno.28894 (In Russ., abstract in Eng.)
16. Kirillova, N.B. (2012). Medialogy as a synthesis of sciences. Culture and art, 12(6), 71-83. (In Russ.)
17. Kopylov, O.V. (2013). Features of the creative activity of a journalist in the context of media convergence: Cand. Sci. Thesis (Philology). Ekaterinburg, 185 p. (In Russ.)
18. Korkonosenko, S.G. (2018). Mathematics and journalism theory: not instead but together. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 7(1), 155-164. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).155-164 (In Russ., abstract in Eng.)
19. Khoroshilova, S.P., Kostina, E.A., Borodina, T.L. (2019). Network form of master's program implementation: experience and perspectives. Modern Problems of Science and Education, 3, 70. DOI: 10.17513/spno.28894 (In Russ., abstract in Eng.)
20. Kudryashova, E.V., Nenasheva, M.V., Saburov, A.A. (2020). Network Interaction of Universities in the Context of the Russian Arctic Development. Higher Education in Russia, 29(7), 105-113. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-7105-113 (In Russ., abstract in Eng.)
21. Lebedeva, N.M., Luneva, O.V., Stefanenko, T.G., Martynova, M.Yu. (2003). Intercultural dialogue: Ethno-cultural competence training. Moscow, RUDN Publ., 268 p. (In Russ.)
22. Levy, P. (2003). A methodological framework for practice-based research in networked learning. Instructional Science, 31, 87-109.
23. Loginov, E. L., Efremov, D. N. (2014). Network integration of educational, scientific and industrial structures on the basis of the expansion of a specialized information and organizational service within the educational-scientific-
production network. Russia's priorities, 17 (254), 2-11.
24. Lopukhin, A.M. (2020). Application of fractal analysis methods to forecasting indicators of development of coffee industry enterprises. CONTINUUM. Maths. Informatics. Education, 20(4), 70-79. DOI: 10.24888/2500-1957-20204-70-79 (In Russ., abstract in Eng.)
25. Pavlova, N.D. (2000). Dialogue and its intentional organization. Moscow, Aletejya Publ. (In Russ.)
26. Sukhodolov, A.P., Rachkov, M.P. (2017). Mediology as a Science of the Future (An invitation to continue the discussion started in this journal in 2016). Theoretical and Practical Issues of Journalism, 6(3), 267-286. (In Russ., abstract in Eng.)
27. Shesterkina, L.P. (2013). Journalism Education and the Universalization of the Profession: An Experimental Experience. Chelyabinsk, REKPOL Publ., 118 p. (In Russ.)
28. Vygotskij, L.S. (1960). Psychology of human development. Moscow, Publishing house Meaning, 1136 p. (In Russ.)
29. Wit, H., Howard, L., & Egron-Polak, E. (2015). Internationalisation of higher education. Brussels, European Union Publ., 319 p.
30. Yakovleva, N. A. (2016). Network learning in modern pedagogy. Modern pedagogy, 12 (49), 54-59.
Информация об авторах Дворяткина Светлана Николаевна
(Российская Федерация, Елец) Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-7823-7751 Scopus Author ID: 57193775897
Дякина Анжелика Александровна
(Российская Федерация, Елец) Доцент, доктор филологических наук, профессор
кафедры литературоведения и журналистики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6319-6966 Scopus Author ID: 57193766897
Щербатых Сергей Викторович
(Россия, Елец) Профессор, доктор педагогических наук, и.о. ректора ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4870-8257 Scopus Author ID: 57196473659
Information about the authors Svetlana N. Dvoryatkina
(Russian Federation, Yelets) Dr. Sci. (Educ.), Professor, Head of Mathematics and Methods of its Teaching Department Bunin Yelets State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-7823-7751 Scopus Author ID: 57193775897
Angelica A. Dyakina
(Russian Federation, Yelets) Dr. Sci. (Philol.), Professor of the Department of Literature and Journalism Bunin Yelets State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6319-6966 Scopus Author ID: 57193766897
Sergey V. Shcherbatykh
(Russia, Yelets) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Acting Rector Bunin Yelets State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4870-8257 Scopus Author ID: 57196473659