Научная статья на тему 'Медиаобразовательная конференция на v Тверском межрегиональном кинофестивале «Детское кино детям»'

Медиаобразовательная конференция на v Тверском межрегиональном кинофестивале «Детское кино детям» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
155
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КОНФЕРЕНЦИЯ / КИНОФЕСТИВАЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

В Тверской области на базе Медновской санаторной школы-интерната и загородного комплекса «Компьютерия» прошел межрегиональный кинофестиваль «Детское кино детям!». В его рамках проводился не только конкурс детских кино и анимационных фильмов, но и научная конференция, где медиапедагоги делились пытом, поднимали важные вопросы организации медиаобразовательной деятельности, ее методологической основы и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательная конференция на v Тверском межрегиональном кинофестивале «Детское кино детям»»

Практика медиаобразования

Медиаобразовательная конференция на V Тверском межрегиональном кинофестивале «Детское кино детям»*

Е.В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт им А.П. Чехова, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России

Аннотация. В Тверской области на базе Медновской санаторной школы-интерната и загородного комплекса «Компьютерия» прошел межрегиональный кинофестиваль «Детское кино - детям!». В его рамках проводился не только конкурс детских кино и анимационных фильмов, но и научная конференция, где медиапедагоги делились пытом, поднимали важные вопросы организации медиаобразовательной деятельности, ее методологической основы и т.д.

Ключевые слова: медиаобразование, конференция, кинофестиваль.

* статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ "Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011)", проект № 12-0600139.

Media Education Practices

Media education conference in the V Tver interregional festival "Children's movies for

Children"

Dr. E.V. Murukina, Associate Professor, Anton Chekhov Taganrog Institute, Russian Association for Film and Media Education

Abstract. Interregional festival "Children's cinema - to children" was in the Tver region (on the basis Mednovskaya sanatorium boarding school and country complex "Сomputeria"). In this framework of this event was conducted not only competition of children's movies and animated films, but also a scientific conference where media educators shared pytom, raised important questions of the organization of media education, its methodological foundations, etc. Keywords: media education, conference, film festival.

25-26 апреля 2014 года в Тверской области на базе Медновской санаторной школы-интерната и загородного комплекса «Компьютерия» прошел межрегиональный кинофестиваль «Детское кино - детям!». Отметим, что в его рамках проводился не только конкурс детских кино и анимационных фильмов,

но и научная конференция, где медиапедагоги делились пытом, поднимали важные вопросы организации медиаобразовательной деятельности, ее методологической основы и т.д.

Сами учредители в положении о кинофестивале отметили, что несмотря на существование других фестивальных проектов на тверской земле, именноТверской межрегиональный кинофестиваль «единственный сегодня проект, уделяющий внимание разработке научно-методической базы по кинопедагогике и медиаобразованию» [V Тверской..., 2014, с. 1].

В этой связи характерны задачи, которые ставят перед ним организаторы [V Тверской, 2014]: формирование активной позиции современного кинопедагога; развитие детского медиатворчества; обсуждение теоретического и практического опыта по киновоспитанию школьников на современном этапе; формирование разноуровневой и разновозрастной среды для социализации воспитанников интернатных учреждений через медиатворчество; изучение технологий интеграции духовно-нравственной составляющей в современную практику киновоспитания школьников.

Таким образом, мы видим, что в представленных задачах решаются как проблемы практического характера (развитие детского медиатворчества и т.д.), так и разрабатываются и обсуждаются теоретические вопросы, связанные с организацией медиаобразовательной деятельности, ее целевыми и содержательными компонентами и пр.

Согласно заявленным задачам мероприятия в рамках кинофестиваля проходили - параллельно для детей и подростков - просмотры фильмов, обсуждения с авторами, творческие встречи с российскими режиссерами, мастер-классы и пр.; а для медиапедагогов - научно-практическая конференция «Актуальные вопросы кинопедагогики и медиаобразования».

В работе научно-практической конференции приняли участие медиапедагоги из разных городов страны, было заслушано 13 докладов кинопедагогов и исследователей.

Хочется отметить, что все выступления на научно-практической конференции вызывали у участников интерес. Например, таковым стало выступление И.Я. Медведевой - психолога, руководителя комиссии по вопросам культурной и информационной безопасности семей с несовершеннолетними детьми Общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ, которая провоцировала аудиторию на серьезную дискуссию.

Таганрогскую научно-образовательную школу представляли к.п.н, доцент Е.В. Мурюкина и аспирант К.А. Подлесный. В наших докладах были рассмотрены основные направления медиаобразовательной деятельности, которые реализуются в Таганрогском государственном педагогическом институте имени А.П. Чехова. Мы отметили, что духовное, патриотическое воспитание студентов - неотъемлемая задача медиаобразовательной модели, реализуемой в Таганроге.

Вопросы, заданные нам участниками научно-практической конференции, были интересны и отражали идею влияния масс-медиа на нравственное, эстетическое развитие школьников и студентов. Так, И.Я. Медведева поинтересовалась, как таганрогские медиапедагоги взаимодействуют с православными организациями, например, Центром семьи и молодежи Таганрогского благочиния.

Здесь надо отметить, что на базе ТГПИ им. А.П. Чехова реализуется медиаобразовательная модель, которая опирается на традиции, культурно-образовательную среду города, региона, что находит отражение в работах А.В. Федорова, И.В. Челышевой, А. А. Левицкой, Е.В. Мурюкиной, Н.П. Рыжих и др. Православие как одна из основ духовно-нравственного развития человека также вызвало педагогический интерес и поиск решения этой проблемы в контексте медиаобразовательной деятельности. Многие выпускные квалификационные работы, написанные под руководством таганрогских медиапедагогов, рассматривают данную проблематику - эстетическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей и юношества.

В 2013 году А.В. Федоров, А.В. Онкович и А. А. Левицкая опубликовали монографию «Тенденции развития светского и теологического медиаобразованияв России и за рубежом», где представлен анализ процессов светского и религиозного медиаобразования в России и зарубежных странах, предлагаются разработки базовых моделей.

Е.В. Мурюкиной совместно А. Лысиковым, протоиереем настоятелем Свято-Георгиевского храма г. Таганрога, возглавляющего Центр семьи и молодежи Таганрогского благочиния, была написана совместная заявка на грант православного фонда.

Выступление К.А. Подлесного раскрывало теоретические основы медиаобразования студентов на материале фантастических фильмов, которые достаточно популярны в юношеской среде.

После окончания конференции М.И. Нагибина [Нагибина, 2011] и В.В. Солдатов, О.А. Баранов [Солдатов, 2014] провели презентации своих научно-методических пособий, где были представлены итоги многолетних исследований. Отметим, что оба пособия имеют достаточно широкую аудиторию, так как их отличает живой слог и образность.

Научно-практическая конференция, организованная в рамках кинофестиваля, показала высокий уровень теоретических знаний участников, позволила поделиться опытом реализации авторских медиаобразовательных моделей с учетом их специфики (учреждения, аудитории, целей и задач и т.д.).

В работе кинофестиваля принял участие доктор Ф.Т. Майер (Германия), который провел мастер-класс на основе собственного авторского курса «Изготовление фильма с помощью мобильного телефона: теория и практика». Не умаляя достоинств, которыми, безусловно, обладала такая встреча, хочется отметить, что выступление Ф.Т. Майера четко показало «водораздел» между традиционной отечественной и западными моделями медиаобразования.

Если российские медиапедагоги уделяют особую роль художественному образу в медиатексте, то для многих западных коллег технология создания медиапроизведения выходит на первый план. Об этом писал и Г.А. Поличко в своей монографии «Киноязык, объясненный студенту»: «Мы начинаем там, где они заканчивают, а именно - на подступах к эстетическому, оценочному общению по поводу художественного содержания кинопроизведения. Язык экранного повествования и анализ того, КАК оно соткано, для нашей отечественной кинопедагогики только первый шаг к его анализу, затем же начинается главное, то, о чем я только что сказал, - разбор того, ДЛЯ ЧЕГО, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ оно создано... Наша отечественная кинопедагогика исходит из концепции - человека соборного, живущего "на миру", с душой, открытой социуму... Свою мессианскую, активную роль по отношению к душе человеческой, требующей непременного улучшения и исправления, национальная педагогика заимствовала именно у литературы - не случайно многие наши великие писатели были одновременно и большими педагогами, вспомним хотя бы Льва Толстого. Апелляция к высшим ценностям, стремление забраться поглубже в душу своего собеседника, докопаться до вечных "проклятых" вопросов, поиск во всем, по Достоевскому, "оттенка высшего значения", неистовое проповедничество - таковы наиболее общие черты отечественной литературы и художественной педагогики, к которой относится и медиапедагогика в том числе» [Поличко, 2006, с. 82-83].

Для нас наиболее важная часть любой конференции, кинофестиваля -общение с новыми людьми. Вот и V Тверском межрегиональном кинофестивале мы познакомились с коллегами из многих городов. Мы благодарны организаторам кинофестиваля, которые подарили нам знакомство с профессором О. А. Барановым, которого мы считаем своим Учителем, на труды которого мы опираемся в своих исследованиях. Состоялась долгожданная встреча с медиапедагогом М.В. Кузьминой, с которой долгое время мы общались заочно, а знакомство с режиссером и сценаристом И.Фоминым позволило нам пополнить видеотеку нашего медиаклуба фильмом «Однажды со мной» (2012).

Хочется выразить благодарность участникам кинофестиваля (как взрослым, так и детям), которые щедро делились своим опытом, «заражая» новыми идеями, инициативами.Организаторам хочется пожелать творческого долголетия и выхода на международный уровень.

Литература

Нагибина М.И. Волшебная азбука: Анимация от А до Я: учеб. пособие для начального мультимедийного образования / худ. И.П. Мурашова. Ярославль: Перспектива, 2011. 148 с. Солдатов В.В., Баранов О.А. Искусство - это память, которая передается от поколения к поколению: пособие-эссе. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. 262 с. Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006. 201 с. V Тверской межрегиональный кинофестиваль «Детское кино - детям!» // Программа мероприятий. 2014. 20 с.

Федоров А. В., Онкович, А. В., Левицкая А.А. Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2013. 308 c.

References

Nagibina, M.I. Magic alphabet: Animation from A to Z: textbook. Handbook for primary multimedia education. Yaroslavl: Prospect, 2011. 148 p.

Polichko, G.A. Film Language, explained to the student. Moscow: Russian word, 2006. 201 p. Soldatov, V.V, Baranov, O.A. Art is memory that is passed from generation to generation: Handbook. Tver: Tver State University, 2014. 262 p.

Fedorov, A.V., Onkovic, A. V., Levitskaya, A.A. Trends in the development of secular and theological media education in Russia and abroad Taganrog: Publishing house of Taganrog State Pedagogical Institute, 2013. 308 p.

V Tver interregional festival "Children's film for children!" // The program of events. 2014. 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.