Научная статья на тему 'Развитие идей эстетического воспитания на материале и средствами медиа в отечественной медиапедагогике во второй половине ХХ столетия'

Развитие идей эстетического воспитания на материале и средствами медиа в отечественной медиапедагогике во второй половине ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИНООБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНОВОСПИТАНИЕ / КИНОКЛУБЫ / КИНОФАКУЛЬТАТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматриваются проблемы генезиса основных идей эстетической концепции российского медиаобразования. Автором анализируются основные организационные формы медиапедагогики, подходы к организации медиаобразовательного процесса школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие идей эстетического воспитания на материале и средствами медиа в отечественной медиапедагогике во второй половине ХХ столетия»

Развитие идей эстетического воспитания на материале и средствами медиа в отечественной медиапедагогике во второй половине ХХ столетия *

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П.Чехова, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы генезиса основных идей эстетической концепции российского медиаобразования. Автором анализируются основные организационные формы медиапедагогики, подходы к организации медиаобразовательного процесса школьников и студентов.

Ключевые слова. Кинообразование, медиаобразование, киновоспитание, киноклубы, кинофакультативы.

Development of ideas on the material of aesthetic education and the means of media in the national media education in the second half of the

twentieth century *

Dr. Irina Chelysheva, Docent of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education

Summary. The paper considers the problem of the genesis of the basic ideas of the aesthetic concept of the Russian media education. The author analyzes the main organizational forms of media education, media education approaches to the process of students.

Keywords. Film education, media education, film clubs.

Существует множество точек зрения относительно проблемы влияния медиа на школьников и молодежную аудиторию. Так, в них видят и источник знаний, и в то же время помеху в образовании и воспитании, средство всестороннего развития и фактор, тормозящий последнее и т.д. Действительно,

средства массовой коммуникации могут способствовать позитивному развитию человека, но в то же время и опустошению - духовному, нравственному, эстетическому Засилье низкопробной в эстетическом и содержательном отношении продукции медиарынка, постоянно присутствующие сцены насилия требу-

* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (19602011)», проект № 12-06-00139. Руководитель проекта - И.В.Челышева.

ют усиления внимания образованию и воспитанию средствами и на материале медиа, развитию художественного восприятия, познавательных интересов и творческих способностей детей и молодежи.

Огромную роль в жизни общества играет личность, ее базовая культура, в формировании которой особое место отводится художественному воспитанию, развитию творческой и человеческой индивидуальности, самостоятельного мышления, эстетического сознания, активизации знаний и т.д. В связи с этим в системе отечественного образовании актуализируется проблема отбора и осмысления медиаинформации, выявления новых возможностей эстетического воспитания средствами СМК, опирающихся на потенциальные возможности личности, ее творческие и созидательные возможности.

Актуализируется и осмысление проблем медиаобразования - специального направления в педагогике, которое выступает за изучение школьниками и студентами закономерностей массовой коммуникации. Основная задача ме-диаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий.

В российской педагогике проблематика художественной состав-

ляющей медиатекстов (в основном, на материале кинематографа) и их потенциальных возможностей в образовании, воспитании и развитии личности получила свое развитие еще в 1960-е годы. Именно в это время произошел «поворот к личности ребенка, стали изучаться возрастные особенности школьников, в том числе и в сфере восприятия киноискусства, была дана оценка кругу кинопредпочтений школьников разных возрастов» [Усов, 1980, с.91]. В целом, художественное воспитание средствами меди-аискусств осуществлялась в рамках внеклассной и внешкольной работы, сосредоточенной в кинотеатрах, киноклубах, учреждениях культуры, радиостанциях, телестудиях, редакциях школьных и вузовских газет, на факультативных занятиях в различных учебных заведениях. В учебно-воспитательном процессе произведения медиакультуры, их эстетическая компонента интегрировались в большинстве случаев с уроками литературы.

В 1960-1980-х годах воспитательные возможности кинематографа стали общепризнанным фактом, а образование средствами киноискусства рассматривалось как культурно-просветительный процесс, совершенствующий эстетический вкус и формирующий нравственные ценности личности. В связи с этим, в данный период учителя довольно активно готовились к преподаванию основ киноискусства. Например, в 1972 году при Воронежском университете киноискусства открылся факультет для учителей «Кино в школе», в рамках которого изучались возможности

кино для эстетического воспитания школьников. Кинопедагоги провели ряд конференций и выездных советов в Таллине, Ереване, Алма-Ате, Ленинграде и др. городах. Позже, в 1980-е годы эстетическое образование средствами киноискусства рассматривалось как культурно-просветительный процесс, совершенствующий эстетические знания учащихся, а киновоспитание -процесс личностно-созидатель-ный, наращивающий творческий потенциал личности.

Экранные искусства (кинематограф и телевидение) постепенно занимали довольно прочное положение в российском образовании, были признаны полноправной частью системы эстетического воспитания. Преподавание литературы, музыки, истории с произведениями медиакультуры связывали многие отечественные медиапедагоги (Ю.Н. Усов, Ю.М. Рабинович, А. Бер-нштейн, Г.А. Поличко, С.А. Герасимов и др.). Обоснованность данной позиции подтвердил так называемый «Тушинский эксперимент», проходивший в первой половине 1980-х в Москве. В рамках его проведения ставились задачи знакомства школьников с теорией кино, анализа фильма как произведения искусства, формирования навыков киновосприятия и совершенствования восприятия других видов искусств. Данные задачи комплексно решались киноклубом, кинофакультативом, уроками литературы, истории, обществоведения. Для реализации эксперимента была подготовлена тематическая программа просмотра фильмов в киноклубе или кинотеатре, в ходе которых школь-

ники получали знания о кинематографе. Важным, на наш взгляд, в работе педагогов, участвовавших в эксперименте, было то, что они могли использовать общие закономерности и особенности восприятия, анализа литературы и кино на факультативных занятиях по киноискусству и уроках литературы.

Эстетическое воспитание школьников и молодежи осуществлялось и в школьных филиалах кинотеатров, первые из которых появились еще в 1960-е годы. Кинотеатры занимались решением основных задач киновоспитания, функционировали как организационные и технические центры общения школьников с кинематографом. При школьных кинотеатрах работали группы корреспондентов (их основная деятельность - подготовка информационных выпусков, регулярных кинобюллетеней, стенгазет, информация Совета киноклуба о мероприятиях, проводимых в разных классах, обсуждение репертуара кинотеатра и телевизионных программ для школьников). Киномузеи, существовавшие при школьных кинотеатрах, занимались подготовкой тематических выставок о мастерах и профессиях кинематографа, освещали переписку с киностудиями страны и деятелями киноискусства и т.д.

В период 1970-1980-х годов активно развернули свою деятельность кинолюбительские объединения, среди основных задач которых было развитие эстетического вкуса школьников. Ставшие регулярными различные тематические конкурсы и фестивали, были посвящены достижениям науки, техники,

производства. Тогда же стали проходить регулярные смотры и фестивали работ кинолюбителей.

В 1974 году в целом по стране насчитывалось пять тысяч любительских киностудий, в работе которых участвовало около шестидесяти тысяч человек (ими снято свыше трех тысяч кинолент). В конце 1970-х появились так называемые «спутники» детских кинолюбителей (дочерние, подшефные кинокружки). К началу 1980-х существовало уже более 11 тысяч любительских кружков и киностудий. Количество кинолюбителей насчитывало около 2 миллионов [Челышева, 2006, с.180].

Эстетическое воспитание средствами медиакультуры активно осуществлялось в школьных и студенческих кино-, а позже и в медиаклу-бах. Работа этих объединений заключалась не только в коллективных контактах с медиатекстами, но и в обсуждении эстетических, нравственных, философских проблем, затронутых в медиапроизведениях; выполнении игровых, творческих заданий; свободном общении; анкетировании; написании письменных работ (рецензирование, отзывы, сочинения на тему просмотренных фильмов, прочитанных книг и т.д.). Основные положения работы с произведениями медиакультуры, появившиеся в те годы, заложили фундамент для разработки методологической базы анализа медиа-текстов различных видов и жанров.

Долгие годы острым оставался вопрос о подготовке педагогических кадров для любительских киностудий и киноклубов. Их подготовкой занимались факультеты и отделения при институтах искусств и куль-

туры, факультеты общественных профессий, однако, нехватка кадров особенно ощущалась в сельских и отдаленных районах. Решению этой проблемы в какой-то мере способствовали базовые киностудии, пропагандировавшие опыт работы кинолюбительских объединений. Они оказывали практическую и методическую помощь сельским коллегам - проводили семинары-практикумы, где профессиональные кинематографисты знакомили кинолюбителей с организационными, техническими и практическими вопросами кинолюбительского движения.

К началу 1980-х наиболее оптимальной для отечественной ме-диапедагогики была признана интегрированная форма самодеятельного кинотворчества учащихся, включающая процесс формирования кинозрительской культуры и овладения техникой киносъемки.

Бурное развитие видеотехники и компьютерных технологий в конце ХХ - начале ХХ! столетия привело к значительному увеличению разного рода информации, получаемой по медийным каналам. Если раньше выход каждого фильма на экраны был значительным событием, и становился предметом дискуссий, то уже на рубеже XXI века уже трудно уследить за потоком медиапродукции: в тесном взаимодействии со сложными и противоречивыми социальными процессами экран сыграл решающую роль в демократизации культуры, в формировании ее новых форм, оказывающих значительное влияние на самые широкие слои населения. В результате, в особенности в про-

мышленно развитых странах, изменилась социально-культурная ситуация в целом, трансформировались функции образования, науки, искусства, эстетического воспитания [Разлогов, 1992; Челышева, 2006].

Современные средства массовой коммуникации все активнее проникают во все сферы жизни современного человека. Огромное количество самой разнообразной и, порой противоречивой информации передается посредством прессы, телевидения, радио, кино и компьютерной сети. Многочисленные медийные каналы создают особое информационное поле, под воздействием которого формируются социальные, моральные, художественные, эстетические ценности и интересы.

Медиаобразование школьников и студентов реализуется в настоящее время во многих средних и высших образовательных учреждениях России (Москва, Воронеж, Курган, Таганрог, Екатеринбург и др.), данной проблеме посвящены труды О.А. Баранова, Л.М. Баженовой, С.Н. Пензина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, И.В. Челышевой и др.

Например, реализация синтетической медиаобразовательной модели успешно осуществляется в Таганрогском государственном педагогическом институте имени А.П.Чехова, в рамках открывшейся в 2002 году специализации 03.13.30 «Медиаобразование». В качестве одной из ведущих задач данной специализации выдвигается художественное и эстетическое осмысление произведений медиакультуры, развитие эстетического вкуса и развитие творческого потенциала буду-

щих педагогов средствами медиа. В процессе эстетического воспитания на материале медиакультуры студенты получают новые знания, выходят на более высокий уровень понимания медиаинформации, знакомятся с различными областями ее применения, анализа, синтеза и т.д. В процессе медиаобразо-вательных занятий широко применяются различные проектные методики: мозговой штурм, ролевая игра, решение эвристических и проблемных задач, дискуссии и т.п.

На одно из первых мест в подготовке медиапедагогов выходит работа со звукозрительным образом, который, по справедливому мнению Ю.Н. Усова, в отличие от статического художественного образа «труд -но уловим для анализа, так как находится в постоянном развитии пространственно-временных координат » [Усов, 1980, с.16]. Поэтому работа с произведениями медиакуль-туры включает просмотр и анализ фрагментов медиатекста, определение их жанровой специфики, обсуждение достоинств и недостатков, рецензирование медиаматериала, выполнение творческих заданий, медиатворчество и т.п., что позволяет не только констатировать эстетические и художественные медиап-редпочтения студентов, но и содействовать более полноценному ме-диавосприятию, развитию эстетического вкуса аудитории.

Коллективное обсуждение экранных медиатекстов (фильмов, телепередач и т.п.) способствует созданию атмосферы диалога, развитию самостоятельного критического мышления и аргументированной оценки медийной информации.

В процессе подготовки студентами телевизионных или кинематографических мини-сценариев используется весь арсенал художественных средств, который воплощается затем в постановках собственных «фильмов» и «телепрограмм» и т.д.

Выводы. В условиях интенсивного увеличения информационного потока первостепенной задачей становится воспитание творческой, самостоятельно мыслящей личности. Медиаобразование открывает широкие возможности в организации различных факультативов, спецкурсов, интегрированных уроков на материале медиа, развивающих эстетический вкус, способности к полноценному восприятию медиатек-стов, интеграции знаний и умений, полученных в различных научных областях. В связи с этим становится очевидным перспективность и актуальность основных положений эстетической концепции медиапеда-гогики, получившей широкое распро-

странение в отечественном образовательном процессе в рамках осуществления эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения.

Литература

Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? М.: Искусство, 1992.

Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин, 1980.

Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог, Изд-во Кучма, 2006.

References

Chelysheva I.V. (2006). Theory and History of the Russian media education. Taganrog: Kuchma.

Razlogov, K. E. (1992). Commerce and Creativity: enemies or allies? Moscow: Iskusstvo.

Usov, Y. N. (1980). The technologies of cinema using in the idea and aesthetic education of students 8-10 grades. Tallinn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.