Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВА'

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / идеологический процесс / информационный обмен / globalization / ideological process / information exchange

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каршиев, Бахтиер Эгамкулович

Данная статья посвящена место и роли медиобразования в обеспечении безопасности и стабильного развития общества. Автором анализируется развития медиобразовании в Узбекистане как самостоятельное направление и как он приобретает все большую значимость в учебном процессе общеобразовательных заведений, при этом, оказывая влияние и на качество учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION AND ITS IMPACT ON SOCIETY

This article is devoted to the place and role of media education in ensuring the security and stable development of society. The author analyzes the development of media education in Uzbekistan as an independent direction and how it is becoming increasingly important in the educational process of general education institutions, while influencing the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВА»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЕГО

доктор философии (PhD), доцент.Ташкентский филиал Самаркандского государственного университета ветеринарной медицины,

животноводства и биотехнологии г.Ташкент

Данная статья посвящена место и роли медиобразования в обеспечении безопасности и стабильного развития общества. Автором анализируется развития медиобразовании в Узбекистане как самостоятельное направление и как он приобретает все большую значимость в учебном процессе общеобразовательных заведений, при этом, оказывая влияние и на качество учебного процесса.

Ключевые слова: глобализация, идеологический процесс, информационный обмен,

This article is devoted to the place and role of media education in ensuring the security and stable development of society. The author analyzes the development of media education in Uzbekistan as an independent direction and how it is becoming increasingly important in the educational process of general education institutions, while influencing the quality of the educational process.

Key words: globalization, ideological process, information exchange,

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир характеризуется как беспрецедентно возросшим влиянием средством массовых коммуникаций в жизни человеческого общества. А нынешнее столетие вошел в историю человеческого общества как «веком глобального информационного общества».

В условиях социокоммуникативных и социоинформационных реалий XXI века возникает ряд проблем, ранее не актуализированных или практически не актуализированных в социуме. Среди цивилизационных процессов в эпохи глобализации, которые были последствиями научно-технической и информационно-технической революции, особое место занимает феномен, получивший название «массовых коммуникаций» или более распространенный термин - «масс-медиа».

ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВА Каршиев Бахтиер Эгамкулович

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В современных условиях средства массовой коммуникации, несмотря на общественную значимость, массовость и доступность, имеют огромное влияние на политические, экономические, культурные и духовные процессы, происходящие в обществе. Привлекая граждан к информационным отношениям, СМК формируют определенные ценностно-смысловые модели для усвоения обществом и таким образом меняют аксиологическая картину социума.

Особое поистине революционное значение в истории массовой коммуникации сыграло появление сети Интернет с ее потенциалом обратной связи и влиянием на социально-политическую, экономическую, культурно-идеологическую сферы жизни человечества. Негативная сторона этого процесса - то, что под влиянием средств массовой коммуникации происходит девальвация отечественной культуры, замещение ее европоцентрированной культурой. В результате трансформируется внутренний мир человека и его аксиосфера.

Широкое внедрение медиа-образования способствует ограждению молодежи от негативного воздействия глобализации, широкому разъяснению проводимой в стране государственной молодежной политики, формированию уважения к национальным ценностям. В формировании и укреплении духовного иммунитета у молодежи важную роль играет использование возможностей средств массовой информации.

Медиа (средства массовой коммуникации) и информационно -телекоммуникационные технологии с каждым годом играют все большую роль в жизни людей, в образовательном, культурном процессах, в социально-экономических отношениях, в процессе межличностных коммуникаций. Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования, которое Российская педагогическая энциклопедия» трактует как «направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.)»1.

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств».

Медиаобразование в Узбекистане развивается как самостоятельное направление и приобретает все большую значимость в учебном процессе

1 Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с. 555.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

общеобразовательных заведений, при этом, оказывая влияние и на качество учебного процесса.

Сегодня перед каждым педагогом стоит задача не ограждать подопечных от массивных потоков различной информации, а научить пользоваться ими, выбирая полезное и разумное. В конечном счете, это способствует раскрытию талантов каждого человека.

Медийная информация в глобальном мире рассматривается в качестве глобального ресурса для всего населения планеты. Правда в том, что, информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь современного общества, что вычленить их из общего культурологического и мировоззренческого контекста уже не представляется возможным.

С одной стороны, интерес массовой аудитории, все более широкой, превращается в главный двигатель экономических механизмов, будь то бокс офис в кино или рейтинг на телевидении. С другой стороны, экспертные оценки людей, которые считаются высшими ценителями прекрасного, приводят к тому, что произведения искусства повышаются в цене практически до бесконечности. Если брать создание произведений, которые в производстве обходятся дорого (это кинематография, театральное искусство и т.д.), то с точки зрения их финансирования безразлично, получат ли они пять миллионов потому, что пять миллионов человек заплатят по рублю или доллару за билет, или эти пять миллионов даст государство или какой-нибудь меценат, поскольку какая-нибудь группа экспертов им докажет (ошибочно или нет — не имеет значения), что именно это произведение и будет шедевром, признанным в будущем. Вместе с тем, увеличивается не только позитивное, но и негативное влияние медийной информации на аудиторию. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что, в свою очередь, ослабляет способность думать, размышлять. Особое беспокойство вызывает факт оказания воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога ответственности и чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено состоянием современных средств массовости. Роль медиакультуры как комплексного средства освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах, в обществе растет невиданными ранее темпами. Уровень развития современных

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

средств массовой коммуникации и специфика их всестороннего воздействия на личность доказывают, что массмедиа - один из факторов практической реализации теории «диалога культур», разработка которой была начата М. Бахтиным и продолжена Ю. Лотманом, В. Библером и другими исследователями. Как известно, М. Бахтин пришел к теории «диалога культур» через анализ проблемы «другого». Для Ю. Лотмана, одного из родоначальников отечественной семиотики, процесс познания реальности, как и процесс познания «другого», подразумевал возведение медиатекста до уровня «абстрактного языка».

Глобальное медийная пространство позволяет нам разрешить сложнейший кризис в 15 лет, включив детей и подростков в ответственную коммуникативную деятельность и тем самым в социальное творчество.Но на самом деле, несовершеннолетние подростки в последнее время Всемирную паутину используют, в качестве, не как источник информационного продукта, а как способ коммуникации. Многие учащихся старших классов практически не пользуются электронной почтой, связываясь с необходимыми им людьми исключительно через социальные сети, оттуда же они получают всю, как полагают, необходимую им информацию. Различные социальные сети, компьютерные игры фактически для многих стали настоящим «местом обитания», они настолько прочно вошли в жизнь школьников, что о критическом осмыслении размещаемой там информации у многих не идет и речи.

Современное общество и государство в эпохи глобализации обязаны защитить подрастающие поколение от вредоносной информации, и шаги в данном направлении, безусловно, делаются. Однако, как показала факты, шаги эти явно недостаточны. Показывает, что количество детей и подростков, добровольно ушедших из жизни под влиянием таких печально известных игр, как «Синий кит», в Узбекистане ежегодно неуклонно возрастает. Опасность составляют «хештеги групп смерти» в социальных проектах, и попытки уменьшить количество этих хештегов к результату не привели, число их участников только возросло. Если взять только крайнее проявление негативного влияния некоторых сайтов и популярных игр - суицид, то статистика, опубликованная в открытом доступе в интернете.

Психологи отмечают, что по данным проведенных ими опросов воспитателей детских садов, современные дети стали меньше играть и больше драться, причем ногами. Раньше, до того, как телевидение стало усиленно пропагандировать различные единоборства, дети дрались в основном «на кулачках». Агрессивность

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

детей заметно возросла. Вместе с тем, как отмечают психологи, после 8-9 лет агрессивность ребенка перестает меняться и становится качеством личности. Наши дети широко пользуются электронной почтой, они свободно обращаются к разным сайтам, содержащим подчас действительно опасную для их здоровья, психического развития, становления личности информацию. По мере усовершенствования компьютерной техники становятся все более доступными просмотр, создание и пересылка по электронной почте мультимедийной продукции. Поэтому одно из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы - развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний.

В одной из основополагающих деклараций ЮНЕСКО главной целью определено «стремление к миру и безопасности в межнациональном сотрудничестве с опорой на образование, науку и культуру при всеобщем уважении справедливости, роли закона, прав человека и фундаментальных свобод», при равных возможностях образования для всех, свободном обмене идеями и знаниями, в том числе с помощью медиа. Сегодня эта цель должна реализовываться в условиях глобализации.

Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО обращает особое внимание на то, что СМИ играют значительную роль в современных обществах, поэтому разносторонние и систематические формы образования в сфере СМИ являются составной частью образования современного гражданина. Многие международные организации - ЮНЕСКО, Совет Европы - неоднократно ставили задачу просвещения и образования в сфере СМИ. По существу, речь идет о развитии у молодежи понимания деятельности СМИ, которые являются необходимым элементом общественной жизни, повседневной профессиональной деятельности и свободного времени. Это не образование через СМИ, хотя две данные сферы должны соотноситься друг с другом. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Shukritdin Parutdinov (2023). Democratic society and responsibility of leaders in new Uzbekistan. European Journal of Humanities and Educational Advancements, 4(4), 156-159.

2. Кириллова Н.Б.Медиакультура: от модерна к постмодерну.-М.: Академический проект, 2005. - 448 с.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(6), June, 2023

3. Пахрутдинов Ш. И. Узбекистан: ответственность за устойчивое развитие и интенсивность ускоренных изменений //Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы. - 2019. - С. 301-302.

4. Узбекистон медиатаълим тараккиёти йулида/Тузувчилар: Маматова Я., Сулайманова С. - Т.: Extremum-press, 2015. - 94 с.

5. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. - Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2010. - 57 с.

6. Цымбаленко, С. Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования/ С. Б. Цымбаленко. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 256 с.

7. Avazov, K. (2017). KOMIL AVAZOV. INTERNAL AND EXTERNAL THREATS OF MODERNITY, SECURITY AND STABILITY OF THE MODERN SOCIETY AND THEIR AFFINITY//^ article was presented for the publication in the bulletin Russia and the Moslem World. Russia and the moslem world, (3 (297)), 102-114.

8. Avazov, K. H. (2020). FACTORS OF THE EFFECTIVENESS OF POLITICAL POWER AS THE BASIS OF THE SUSTAINABILITY OF SOCIETY. Theoretical & Applied Science, (2), 586-589.

9. Khollievich, A. K. (2017). Spiritual Aspects of Formation of a Threatening Resistant Society. JSocialomics, 6(214), 2167-0358.

10. Авазов, К. (2017). Внешние и внутренние угрозы современности, безопасность и стабильность в обществе и их взаимосвязь. Россия и мусульманский мир, (7 (301)), 102-114.

11. Авазов, К. Х. (2013). Сущность, задачи и содержание профориентационной работы в школе. In Актуальные задачи педагогики (pp. 76-79).

12. АВАЗОВ, К. Х. (2015). Идеологические угрозы современности, безопасность и стабильность в обществе и их взаимосвязь. Национальная безопасность и стратегическое планирование, (4), 42-47.

13. Авазов, К. Х. (2016). Влияние интернет-зависимости на личность подростка. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (4-6), 71-74.

14. АВАЗОВ, К. Х. (2017). Противодействие современным угрозам и поддержание политической стабильности в системе национальной безопасности узбекистана. Вопросы политологии, (3), 122-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.