Научная статья на тему 'ДЕФЕКТОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ'

ДЕФЕКТОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1599
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дефектология / логика / глухая психология / тифлопсихология. / Defectology / logic / deaf psychology / typhlopsychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эшмуминова, Бурихол Менгзияевна

В статье изложены научные основы дефектологии. В ходе исследования были подробно разъяснены направления сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии и логопсихологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFECTOLOGY AS A FIELD OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The scientific basis of defectology was explained in this article. In the course of research, the directions of deaf psychology, typhlopsychology, oligophrenopsychology and logopsychology were explained in detail.

Текст научной работы на тему «ДЕФЕКТОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

ДЕФЕКТОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Эшмуминова Бурихол Менгзияевна

Дефектолог специального дошкольного образовательного учреждения №22

города Термез

В статье изложены научные основы дефектологии. В ходе исследования были подробно разъяснены направления сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии и логопсихологии.

Ключевые слова: дефектология, логика, глухая психология, тифлопсихология.

The scientific basis of defectology was explained in this article. In the course of research, the directions of deaf psychology, typhlopsychology, oligophrenopsychology and logopsychology were explained in detail.

Key words: Defectology, logic, deaf psychology, typhlopsychology

ВВЕДЕНИЕ

Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология).

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему).

Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии.

Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педсодержание.

Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Дефектология как отрасль педагогической науки:

Дефектология относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения.

Предметом исследования дефектологии как отрасли научного познания являются дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.

Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика — вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика — вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия — вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей.

В дефектологии продолжается процесс дифференциации, возникают новые направления научных исследовании (например, изучение детей с задержкой психического развития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами — слепо-глухо-немота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.).

Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.

Деятельность — основная социальная функция личности, поэтому изучение ее своеобразия и путей совершенствования у аномальных детей

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

способствует их социальной адаптации, т. е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и правил общества, приспособлению к условиям жизни и труда.

Используя различные методы научного исследования, ученые-дефектологи изучают объективные закономерности развития аномальных детей, обосновывают и совершенствуют систему их воспитания и обучения.

Разрабатывая содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения аномальных детей, советская дефектология исходит из возможности существенного развития их познавательной деятельности в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса.

Дефект развития, т. е. физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, не означает наличие только отрицательных признаков. Он не отрицает в развитии аномального ребенка некоторых положительных тенденций, которые зависят от соответствующих условий воспитании и являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде. Так, у слепого ребенка обостряются слух, обонятельная и тепловая чувствительность, помогающие его ориентировке в пространстве.

Глухой ребенок улавливает движение, музыку посредством вибрационных ощущений, доводя их до совершенства.

Особенности нарушения физического и психического развития ребенка влияют на весь процесс и конечный результат его познавательной деятельности.

Вместе с тем аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию формирования личности ребенка

Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных детей). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта.

В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. Эта проблема является одной из главных в дефектологии.

По мнению Т. А. Власовой, цель всех разделов данной науки — определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. Например, результатом совершенствования дифференциальной диагностики было

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

выявление детей с задержками психического развития среди неуспевающих в массовой школе.

При подборе системы и методов обучения для аномального ребенка учитывается также возраст ребенка, время возникновения дефекта. Особое значение имеет момент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохранились ли зрительные представления).

Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

Очевидно, что воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывая зону ближайшего развития, т. е. тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью педагога.

Согласно Л. С. Выгодскому, зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития аномального ребенка.

Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие, т. е. со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. [Текст]/ Л.И. Аксенова. - М.: Академия, 2001. - 263 с.

2. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. [Текст] / Гилленбранд К. - М.: Академия, 2005. - 323 с.

3. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. [Текст] / Н.Л.Белопольская. -М.: Когито-Центр, 2001. - 458 с.

4. Краснов В.Н. Клиническое руководство: модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств. [Текст] / В.Н. Краснов, И.А.Гурович. - М.: Академия, 2000. - 473 с.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

5. Лубовский В.И. Специальная психология. [Текст] / В.И. Лубовский - М.: Академия, 2003. - 268 с.

6. Avazov Komil Hollievich, Spiritual and Moral Aspects of the Formation of a sustainable Society International Journal of Humanities Social Sciences and Education 2017,4(10): 1-9

7. Komil Avazov Internal and external threats of modernity, security and stability of the modern society and their affinity//The article was presented for the publication in the bulletin Russia and the Moslem World. //Russia and the moslem world. 2017.№3 (297).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.