Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА'

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / медиаграмотность / СМИ / новые медиа / Интернет. / media education / media literacy / mass media / new media / Internet.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Лоуюйтун, Стригуненко Ю.В.

Целью данной статьи является определение роли и значимости медиаобразования, его ресурсного потенциала в процессе профессиональной деятельности современного журналиста, тесным образом связанной с информатизацией современной журналистики как новой социальной реальности. В статье использовались следующие методы исследования: дефинитивный, аналитический, описательный, сопоставительный. Результаты исследования показали, что успешность работы журналиста, живущего в цифровую эпоху, зависит от профессионального развития и совершенствования, что можно достичь только в процессе медиаобразования. Автор статьи делает выводы, что реалии цифровой эпохи требуют подготовки журналистов нового формата, профессиональная деятельность которых осуществляется в новой информационной среде и предусматривает работу со значительным объемом информации и с неизвестным ранее конструированием контента. Но современная журналистика не только меняет требования к написанию материалов, но и поощряет журналистов постоянно развиваться, медиаобразование помогает современному журналисту добиться успехов в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MODERN JOURNALIST

The purpose of this article is to determine the role and importance of media education, its resource potential in the process of professional activity of a contemporary journalist, closely related to the informatization of modern journalism as a new social reality. The following research methods were used in the article: definitive, analytical, descriptive, comparative. The results of the study showed that the success of a journalist living in the digital age depends on professional development and improvement, which can be achieved only in the process of media education. The author of the article concludes that the realities of the digital age require the training of journalists of a new format, whose professional activities are carried out in a new information environment and involve working with a significant amount of information and with previously unknown content construction. But modern journalism not only changes the requirements for writing materials, but also encourages journalists to constantly develop, and media education helps a modern journalist to achieve success in professional activities.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА»

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2024.68.24.010 УДК 008

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА

Лоуюйтун1, Стригуненко Ю.В.2

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, краснодарский университет МВД России

Аннотация. Целью данной статьи является определение роли и значимости медиаобра-зования, его ресурсного потенциала в процессе профессиональной деятельности современного журналиста, тесным образом связанной с информатизацией современной журналистики как новой социальной реальности. В статье использовались следующие методы исследования: дефинитивный, аналитический, описательный, сопоставительный. Результаты исследования показали, что успешность работы журналиста, живущего в цифровую эпоху, зависит от профессионального развития и совершенствования, что можно достичь только в процессе медиаобра-зования. Автор статьи делает выводы, что реалии цифровой эпохи требуют подготовки журналистов нового формата, профессиональная деятельность которых осуществляется в новой информационной среде и предусматривает работу со значительным объемом информации и с неизвестным ранее конструированием контента. Но современная журналистика не только меняет требования к написанию материалов, но и поощряет журналистов постоянно развиваться, медиаобразование помогает современному журналисту добиться успехов в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, СМИ, новые медиа, Интернет.

MEDIA EDUCATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MODERN JOURNALIST

Louyutong1, Yulia V. Strigunenko2

1Lomonosov Moscow State University, 2Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract. The purpose of this article is to determine the role and importance of media education, its resource potential in the process of professional activity of a contemporary journalist, closely related to the informatization of modern journalism as a new social reality. The following research methods were used in the article: definitive, analytical, descriptive, comparative. The results of the study showed that the success of a journalist living in the digital age depends on professional development and improvement, which can be achieved only in the process of media education. The author of the article concludes that the realities of the digital age require the training of journalists of a new format, whose professional activities are carried out in a new information environment and involve working with a significant amount of information and with previously unknown content construction. But modern journalism not only changes the requirements for writing materials, but also encourages journalists to constantly develop, and media education helps a modern journalist to achieve success in professional activities.

Keywords: media education, media literacy, mass media, new media, Internet.

Введение.

Во второй половине ХХ столетия в парадигму образовательной системы многих стран вписались изменения, происходящие не только в обществе, но и в информационной среде, в связи с чем появился термин медиаобразование. Впервые объяснение этому понятию было дано в 1973 году в документах ЮНЕСКО, где ме-диаобразование трактуется как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике» [5, с. 26]. В дальнейшем

зарубежная методика дифференцировала понятие медиаобразование от понятия образование как систему подготовки по ряду предметов технического, естественно-научного и гуманитарного циклов, определив его как «образование, рассчитанное на перспективу» [5, с. 26]. Медиаобразование, как было отмечено в документах ЮНЕСКО, «должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмысливать и применять полученную информацию» [5, с. 26]. В отечественную педагогику термин медиаобразование был введен в 1986 году. Процесс медиаобразования предполагал

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

подготовку нового поколения граждан страны (прежде всего, школьников и студентов) к жизни в информационном обществе: к восприятию и пониманию различной информации, а также к овладению способами общения на основе вербальных и невербальных форм коммуникации. На том этапе содержательной основой ме-диаобразования как области знаний и деятельности человека стало формирование интеллектуальных и процессуальных умений информационного взаимодействия. Сегодня, учитывая стремительно изменяющиеся условия информационного общества и информационные атаки, которым подвергается человек на современном этапе его развития (в цифровую эпоху большой поток информации поступает не только из традиционных источников - таких, как радио, телевидение, пресса, но и из Интернета, мобильных устройств, сетевых СМИ и т.п.), очень важно пересмотреть сущность медиаобразования, целью которого является медиаграмотность.

Медиаграмотность, в узком понимании - это способность осознанного и критического декодирования, оценивания и анализа информации [1]. Однако Дж. Поттер критикует узкое понимание этого понятия и утверждает, что медиаграмотность - это определенный континуум и система определенных знаний, которая имеет разные уровни и этапы: знание категориального аппарата, языка, осознание контента, развитие скептицизма, избирательности, эмпирическое изучение, критический анализ и социальная ответственность [6]. Медиаобразование, если говорить об этом феномене в целом, подразделятся на: ме-диаобразование педагогов средней и высшей школы; медиаобразование учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов (в данном случае оно может быть интегрированным в процесс обучения специализированным дисциплинам или носить автономный характер); ме-диаобразование в учреждениях внешкольного образования и центрах досуга; дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернета; медиаобразование журналистов, редакторов, кинематографистов, продюсеров и других категорий профессионалов, по роду службы связанных с информацией и коммуникацией; свободное медиаобразование, не привязанное к конкретной социальной и профессиональной группе и носящее самостоятельный характер (теоретически оно может осуществляться непрерывно в течение всей жизни человека).

На наш взгляд, наиболее актуальным является вопрос медиаобразования современных журналистов, потому что именно от их профессиональной деятельности зависит уровень информационного обеспечения других категорий гражданского населения.

Результаты.

Медиаобразование кадров, ставших на путь журналистской профессиональной деятельности, функционирует в двух направлениях:

• медиаобразование, включенное в программу высшего профессионального образования будущих журналистов;

• медиаобразование журналистов, уже имеющих высшее профессиональное образование, но получивших его не в цифровую эпоху и долгое время работавших в традиционных СМИ, где другие принципы организации материала.

Первое направление предполагает обеспечение студентов, обучающихся под руководством опытных преподавателей на факультетах журналистики, основам медиаграмотности, от которого зависит общий уровень профессионального мастерства современного журналиста. Второе направление - обучение медиаграмотности журналистов-профессионалов, многие из которых имеют достаточно солидный стаж работы, но, в новых условиях цифровой эпохи, пока еще не могут соответствовать стандартам стремительно меняющейся медиаиндустрии и работать, применяя современные технические и инфяормаци-онно-коммуникативные средства.

Обсуждение.

В процессе получения высшего специального образования будущие журналисты учатся пользоваться медиаресурсами, изучают принципы, по которым действуют современные СМИ, имеющие несколько площадок и т.п. Теоретическая база специализированных предметов помогает решить многие проблемы процессов, происходящих в медийном пространстве, в том числе и проблему медиабезопасности, что в будущем позитивно скажется на профессиональной деятельности, поскольку, как отмечает А.Е. Зелено-ва, «журналист, не способный обезопасить самого себя от вредоносного контента, с большой степенью вероятности создаст медиапродукт, опасный для потребителя информации» [2, с. 215].

Е.А. Зеленова считает, что медиаобразование будущих журналистов, с одной стороны, становится основой их собственной медиабезопасно-сти, а с другой - уменьшает шансы читателей, слушателей или зрителей пострадать от полученной ими информации» [2, с. 215]. Но, к сожалению, по мысли данного исследователя, «в классической системе профессионального журналистского образования не предусмотрено ме-диаобразование как отдельный предмет изучения и преподавания» [2, с. 215], что является большой ошибкой. «Медиаобразование, - пишет Е.А. Зеленова, - должно быть интегрировано в процесс подготовки журналистов. Студенты должны учиться не только создавать грамотный ме\диаконтент, но и использовать его» [2, с. 216].

Проблема медиаобразования встает наиболее остро, когда мы ведем речь о профессиональных журналистах, работавших до недавнего времени в традиционных СМИ и столкнувшихся с медиа нового формата, т.е. медиа, обусловленными внедрением новых технологий и представляющими собой контаминацию из текста, иллюстративного материала, аудиофайлов и

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

видеоряда. Но если студенты, познающие журналистику с нуля в стенах высшего учебного заведения, уже с первых курсов получают основы медиаграмотности, то профессиональные журналисты познают все нюансы создания новых медиапродуктов самостоятельно или под руководством более «продвинутых» коллег.

Итак, если говорить о медиаобразовании профессиональных журналистов, то оно, в первую очередь, затрагивает освоение новейших информационных технологий, распространение которых повлекло качественные изменения в журналистике, ставшей, по сути дела, интернет-журналистикой и отличающейся от традиционной журналистики динамичностью, оперативностью, постоянным взаимодействием с читателями и возможностью непосредственного диалога с ними в режиме реального времени.

Учитывая тот факт, что большинство современных медийных изданий являются сетевыми СМИ, характеризующимися оперативностью и интерактивностью, современному журналисту основное внимание следует уделять изучению особенностей продуцирования информации в «новых» медиа, т.е. в СМИ, распространяемыми цифровыми методами и представляющими собой новый формат информационных изданий и программ, заменивших традиционные СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение) и способных, объединив в единое целое текст, аудио, видео, различного рода иллюстративный материал, передавать большие объемы информации, причем в неограниченных объемах и практически мгновенно [4, с. 138].

Приступая к освоению новых нюансов своей профессии, журналист должен разобраться с техникой создания «гипермедиа», заключающуюся в своеобразном структурировании контента через ссылки, предоставляющие возможность конкретному пользователю получать только нужную информацию путем перехода на определенные категории и рубрики [3, с. 32].

Гипертекст предоставляет возможность связывать материалы путем ссылок по определенной теме, что позволяет читателю прослеживать всю историю того или иного события, расширить представленную в статье информацию, просмотреть архивные данные и тому подобное.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Нелегко журналисту, уже имеющему большой профессиональный стаж за плечами, разобраться в новых принципах создания материала. Ранее четкая специализация - радиовещание, телевидение, пресса позволяла журналисту сосредоточиться только на определенных профессиональных навыках, характерных для узкого типа медиа. Современная журналистика требует от специалистов умения производить мультимедийный контент, распространять информацию через социальные сети, мобильные приложения и т.п. Учатся журналисты общаться с читателями в новом формате, собирать обрабатывать информацию для всех видов СМИ (записывать комментарии на аудио и видео носители, создавать тексты с учетом особенностей печатных и цифровых медиа, снимать и монтировать репортажи, обрабатывать цифровые фотографии, распространять контент в социальных сетях, общаться с читателями в новом формате. Но при этом получаемое ими медиаобразование носит самостоятельный и дистанционный характер. Таким образом, медиаобразование профессиональных журналистов строится на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке новых технологий и умения осмысливать и применять полученные знания на практике.

Заключение.

Профессия журналиста не стоит на месте. Реалии цифровой эпохи требуют подготовки журналистов нового формата, профессиональная деятельность которых осуществляется в новой информационной среде и предусматривает работу со значительным объемом информации и с неизвестным ранее конструированием контента. Но современная журналистика не только меняет требования к написанию материалов, но и поощряет журналистов постоянно развиваться и совершенствоваться, требуя от них нестандартного мышления в проработке темы, освещении общеизвестных фактов, поиске и подачи информации. Но без знания основ современной медийной грамотности, без стремления к ме-диаобразованию современный журналист не сможет освоить все тонкости новой «старой» профессии. Таким образом, вопрос получения журналистом медиаобразования, пусть даже на «свободной» основе является на сегодняшний день особенно актуальным.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Литература:

1. Горун Ю.Н. К определению понятий «медиаобразование», «медиакомпептентность», «медиаграмот-ность» / Ю.Н. Горун // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве: сборник статей. Могилев : Могилевский институт МВД, 2015. С. 103-

2. Зеленова А.Е. Медиаобразование будущих журналистов как основа медиабезопасности / А.Е. Зелено-ва // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). С. 215-218.

3. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 160 с.

4. Стычинский М.С. Феномен новых медиа в контексте процессов глобализации культуры // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2021. Т. 10. № 6А. С. 135-143.

5. Щербак О.А. Медиаобразование: из истории развития / О.А. Щербак // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: Сборник научных трудов. М. : Директ-Медиа, 2020. С. 26-30.

6. Potter W.J. Media Literacy. NY : Sage Publications, 2005. 195 p.

1. Gorun Y.N. Definitions of the terms «media education», «media competence», «media literacy» // Medias-phere and media education: specifics of interaction in the modern socio-cultural space: Collection of articles. Mogilev : Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, 2015. P. 103-113.

2. Zelenova A.E. Media education of future journalists as the basis of media safety / A.E. Zelenova // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2013. № 21 (312). P. 215-218.

3. Kikhtan V.V. Information technologies in journalism. Rostov-on/D. : Phoenix, 2004. 160 p.

4. Stychinsky M.S. Phenomenon of New Media in the Context of the Processes of Globalization of Culture / M.S. Stychinsky // Context and Reflexion: Philosophy about the World and Man. 2021. Vol. 10. № 6A. P. 135143.

5. Scherbak O.A. Media education: from the history of development / O.A. Scherbak // Integration of media education in the context of modern school: Collection of scientific papers. M. : Direct-Media, 2020. P. 26-30.

6. Potter W.J. Media Literacy. NY : Sage Publications, 2005. 195 p.

113.

References:

Информация об авторах

Лоуюйтун

магистрант,

факультет журналистики,

Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

Louyutong

Master's Student, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University 2713331322@qq.com

2713331322@qq.com

Стригуненко Юлия Владимировна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, Краснодарский университет МВД России rosy27mail.ru

Yulia V. Strigunenko

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences and Humanities, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia rosy27mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.