Научная статья на тему 'Медиаобразование в начальной школе'

Медиаобразование в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

Особая ценность работы состоит в том, что представленные автором разнообразные виды медиаобразовательных занятий включают творческие, аналитические, практические задания для учащихся, развивающие самостоятельное мышление, медиавосприятие, воображение, эстетический вкус аудитории. Сюда можно отнести работу с фильмами, видео, фотографией, звукозаписью и т.д.; методику анализа медиатекстов; знакомство учащихся с основными медиаобразовательными понятиями (монтаж, ракурс, кадр и др.). Педагог, осуществляющий медиаобразование в школе, имеет возможность использовать данные методические рекомендации на протяжении всего периода обучения учащихся в младших классах, что, в свою очередь, позволяет варьировать задания, использовать их как при организации интегрированных медиаобразовательных занятий, так и спецкурсов и факультативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в начальной школе»

Университете кантона Аа^аи. В течение нескольких десятилетий он был учителем в гимназии в Аагаи.

Книжная полка

Медиаобразование в начальной школе

И.В. Челышева кандидат педагогических наук, доцент

Рецензия на учебное пособие. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.. Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. - 55 с.

Жизнь современного общества немыслима без медиа, новых информационных технологий, Интернета, телекоммуникационных сетей. Мы все являемся активными потребителями разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Обилие телевизионных каналов, сайтов в Интернете, огромный поток видео/аудиопродукции, пестрящие заголовки многочисленных периодических изданий ...

«Информационный дождь» превращается в наши дни в «информационный ливень». Здесь немудрено захлебнуться даже взрослому человеку, не говоря уже о ребенке. Как же помочь нашим детям ориентироваться в различного рода медиаинформации, научить его отличать подлинную культуру от «мыльных опер» и низкопробных в художественном и эстетическом плане поделок?

Помочь в решении задач подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях, восприятия различной информации, интерпретации, осознания последствий ее воздействия на психику, овладения способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий призвано медиаобразование - направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами средств массовой коммуникации.

Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте.

Опыт отечественного и зарубежного медиаобразования давно выявил огромные возможности медиапедагогики в формировании творческих способностей, самостоятельного мышления, воображения учащихся, которые в полной мере могут быть раскрыты в многообразных формах. интеграция с обязательными учебными предметами, автономные уроки, лекции, семинары, спецкурсы, факультативы, кружки, медиастудии, клубы и др.

Многочисленные исследования последних десятилетий доказали, что медиаобразование школьников и студентов способствует формированию художественной культуры, развитию полноценного восприятия медиатекстов, анализу и осмыслению всего многообразия массовой информации. Уже многие годы в свет выходят научные труды медиаобразовательной тематики. издаются учебные пособия, программы, монографии, защищаются диссертации и т.д. Однако, как показывает практика, немногие учителя российской школы знакомы с медиаобразованием, с основами методики проведения занятий на материале медиакультуры. Данное учебное пособие направлено на решение этой важной задачи.

Особая ценность работы состоит в том, что представленные автором разнообразные виды медиаобразовательных занятий включают творческие, аналитические, практические задания для учащихся, развивающие самостоятельное мышление, медиавосприятие, воображение, эстетический вкус аудитории. Сюда можно отнести работу с фильмами, видео, фотографией, звукозаписью и т.д.; методику анализа медиатекстов; знакомство учащихся с основными медиаобразовательными понятиями (монтаж, ракурс, кадр и др.).

Педагог, осуществляющий медиаобразование в школе, имеет возможность использовать данные методические рекомендации на протяжении всего периода обучения учащихся в младших классах, что, в свою очередь, позволяет варьировать задания, использовать их как при организации интегрированных медиаобразовательных занятий, так и спецкурсов и факультативов.

ЮНЕСКО определяет медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития ХХ1 века. Заметно усилился интерес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к различным методическим подходам к медиаобразованию. В связи с официальной регистрацией Министерством образования РФ специализации для педагогических вузов - «Медиаобразование» (03.13.30), данное пособие представляет большую ценность для учителей, исследователей, студентов педагогических вузов.

Книжная полка

Кинообразование: взгляд из Воронежа

И.В. Челышева кандидат педагогических наук, доцент

Рецензия на книгу: Пензин С.Н. Кино в Воронеже. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - 107 с.

«Я люблю кино, любил его всегда, пытаюсь своим восхищением заразить других»

С.Н.Пензин

С.Н.Пензин - известнейший российский медиапедагог, искусствовед, страстный поклонник кино, один из основоположников российского медиаобразования. Его труды о кинообразовании («Кино как средство воспитания», «Кино в системе искусств: проблема автора и героя», «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы» и др.) широко известны отечественным и зарубежным медиапедагогам*. «Кино в Воронеже» - результат многолетнего труда, обобщение педагогического опыта С.Н.Пензина, не является исключением в ряду трудов талантливого исследователя: книга посвящена киноискусству, медиаобразованию.

В издании отражена деятельность воронежского киноклуба, а позже - киновидеоцентра имени В.Шукшина, организованного С.Н.Пензиным в Воронежском государственном педагогическом университете. Киноклубное движение, активно развивающиеся в России уже более полувека, в современной социокультурной ситуации трансформируется в полифункциональные объединения, основными формами работы которых являются не только просмотры фильмов, но и дискуссии, обсуждения, «круглые» столы, изучение творчества мастеров кино, знакомство с основными направлениями современного кинематографа и т. п. Бурное развитие медиа открывает новые перспективы для этого направления: появляются медиацентры для школьников, студентов и людей старших поколений, задействовавшие возможности кинематографа, видео, ТВ, любительской киносъемки и т.д. Примером этому может служить воронежский киновидеоцентр. Несмотря на экономические трудности, с которыми сталкивается сегодня вся система образования, С.Н.Пензин смог найти средства и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.