Научная статья на тему 'Медиаобразование в Латинской Америке'

Медиаобразование в Латинской Америке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. В.

Медиаобразовательное движение пришло в Латинскую Америку лишь в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века. Однако уже в конце 90-х можно было говорить о его значительном прогрессе. Сегодня в Латинской Америке насчитывается уже свыше 40 различных организаций, в той или иной степени занимающихся медиаобразованием [Soares, 2001, p.19]. В настоящее время к этому процессу все чаще подключаются телеканалы: TV Culture (Сан-Паулу), Futura Channel (Рио де Жанейро). Медиаобразование активно осваивает Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в Латинской Америке»

Медиапедагогика за рубежом МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ*

А. В. Федоров доктор педагогических наук, профессор

* статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект N 04-06-00038a «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах Запада».

Медиаобразовательное движение пришло в Латинскую Америку лишь в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ века. Однако уже в конце 90-х можно было говорить о его значительном прогрессе. Сегодня в Латинской Америке насчитывается уже свыше 40 различных организаций, в той или иной степени занимающихся медиаобразованием [Soares, 2001, p.19]. В настоящее время к этому процессу все чаще подключаются телеканалы: TV Culture (Сан-Паулу), Futura Channel (Рио де Жанейро). Медиаобразование активно осваивает Интернет.

Общая ситуация в латиноамериканской медиапедагогике в целом похожа. В Бразилии, например, медиаобразование интегрировано в образовательные стандарты и обязательные программы школьного обучения с 1 по 12 классы [Soares, 2001, p.7]. Однако процесс реального медиаобразования в бразильских школах (в Бразилии работают 45 тысяч государственных и 10 тысяч частных школ) пока происходит довольно медленно. Быть может, из-за того, что многие педагоги по привычке считают, что медиа - это прежде всего - развлечение.

Еще в 1988 году только 34 аргентинские школы имели в той или иной степени разработанные медиаобразовательные подходы в своих учебных планах. Но спустя 10 лет медиаобразование осуществлялось уже 200 школах с участием 10000 школьников и 400 учителей [Bacher, 1999, p.46]. В Буэнос-Айресе подготовлен учебный план, отражающий медиаобразовательные аспекты в начальной и средней школе. Интеграция медиаобразования осуществляется на уроках испанского языка, истории, географии, искусств и граждановедения. Медиаобразованием охвачены также студенты педагогических факультетов вузов и школьные учителя. В частности, на двухмесячных медиаобразовательных курсах для педагогов-практиков рассматриваются такие вопросы, как свобода слова и права получения информации, технические аспекты медиа, влияние медиа на общество и учащихся, учебная практическая деятельность в школе по созданию медиатекстов разных видов и жанров, язык медиа, стратегия для

исследовательской работы в области медиаобразования и др. [Educating..., 1999, pp.3-5].

Педагоги Бразилии, Чили, Аргентины, Венесуэлы и других стран Латинской Америки видят основную задачу медиаобразования в том, чтобы развивать критическое мышление учащихся по отношению к медиатекстам разных видов (в области прессы, ТВ, радио, кино, Интернета и т.д.), научить их создавать собственные медиатексты на основе предварительно полученных знаний о средствах массовой коммуникации. Предполагается также, что медиаграмотные школьники и студенты смогут лучше проявить себя как граждане демократического общества.

В 70-х-80-х годах ХХ века медиаобразование в Латинской Америке рассматривалось прежде всего в ключе «информационной защиты» против нарастающего влияния Западной (прежде всего - американской) медиакультуры [Soares, 2001, p.8]. Довольно сильным было стремление к политизации медиаобразования (например, рассматривалась тема «контрольного пакета» того или иного источника информации). Анализировались также последствия отрицательного влияния медиа на несформировавшуюся психику детей, особенно до 10 лет. Это направление в медиаобразовании получило название «психологической и моральной перспективы» [Soares, 2001, p.8].

В настоящее время особого упоминания заслуживает проект «Медиапродукция в классе», который внедряется в школах Буэнос-Айреса. Аналогичное движение развивается и в Бразилии (250 учителей ведут медиаобразовательные программы с 25000 учащимися).

Среди высших учебных заведений Латинской Америки можно выделить университет в Сан-Паулу, где медиаобразовательные программы осуществляются под руководством профессора Исмара Де Оливейра Суареса (Ismar de Oliveira Soares). В частности, тут разработана программа CAAP («Всемирный коммуникационный альянс»), которая объединила учащихся из Бразилии, Аргентины, Индии, Венесуэлы, США и других стран. Эта программа осуществляется через Интернет и рассчитана на развитие умений школьников в области медиакультуры (исследования на медиаматериале, видеоконференции, создание и анализ медиатекстов, особенно интернетных и т. д.).

Важное место в латиноамериканском медиаобразовании отводится и подготовке медиапедагогов, которая идет в нескольких университетах Аргентины, Чили, Бразилии, Колумбии и Мексики. Так, Р.Мордюкович (Roxana Morduchoviz) считает, что медиаобразованный учитель должен 1)иметь хорошие знания как о медиатехнике, так и о различных типах медиатекстов; 2) уметь интегрировать медиаобразование с преподаваемой им дисциплиной; 3)оценивать медиаобразовательные знания и умения учащихся; 4)использовать разнообразные методы обучения [Morduchovicz, 1999, p.125].

Лидеры медиаобразования в Латинской Америке

Бачер, Сильвия (Silvia Backer) — доктор наук, главный координатор комитета журналистики, коммуникации и образования при правительстве Буэнос-Айреса (Аргентина). Занимается исследовательской работой в области медиаобразования. Автор ряда научных работ и монографий. Неоднократная участница многих национальных и международных конференций по медиаобразованию.

Мордюкович, Роксана (Roxana Morduckovicz) — доктор наук, профессор факультета коммуникации Национального университета в Буэнос-Айресе (Аргентина), директор медиаобразовательных программ департамента образования правительства Буэнос-Айреса. Активно занимается исследовательской работой в области медиаобразования. Автор ряда научных работ и монографий. Неоднократная участница многих национальных и международных конференций по медиаобразованию. Избранные работы Р.Мордюкович

Morducovicz, R. (1997). La escuela y los medios. Buenos Aires: Aique Ediciones. Morducovicz, R. (1999). Pensar la television. Buenos Aires: GCBA.

Исмар де Оливейра Суарес (Ismar de Oliveira Soares) — доктор наук, профессор факультета коммуникации и образования университета в Сан-Паулу (Бразилия), глава медиаобразовательной ассоциации CAAP (Communication Allies Around the Planet), член руководящего комитета Международного Совета по медиаобразованию (W.C.M.E. -World Council for Media Education). Занимается исследовательской работой в области медиаобразования. Автор ряда научных работ и монографий. Неоднократный участник многих национальных и международных конференций по медиаобразованию. Избранные работы И.Суареса Soares, I. (2001). Media Education in Brazil. Sao-Paulo. http://www.geocities.con/media_education_caap

Рейс-Торрес, Мигель (Miguel Reyes-Torres) - профессор, доктор наук, директор центра медиаисследований (Centro de Investigation de Mediaos para la Education - CIME), координатор более 15 научно-исследовательских проектов, признанный лидер медиаобразования в Чили. Избранные работы М. Рейс-Торреса

Reyes-Torres, M. (1988). Television et famille. In: Centre d'Iniation aux Communication de Masse (CIC). (Ed.). Proceeding of the Symposium Education aux Medias. Lausanne. Reyes-Torres, M., and Mendes, A.M. (1988). Introduction d'une education aux medias en Amerique Latine. In: Centre d'Iniation aux Communication de Masse (CIC). (Ed.j. Proceeding of the Symposium Education aux Medias. Lausanne.

Reyes-Torres, M., Saldano, A., and Mandujano, F. (2002). Edunetmatics, Human Development & World Telemetic Net. In: Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Ред. А.В.Федоров. - М.: Гос. ун-т управления, 2002. - С.41-42.

Примечания

Bacher, S. (1999). Media Production at School. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, p.44-54. Educating for the Media and Digital Age. Country Reports (1999). Vienna: UNESCO, 131 p. Morduchovicz, R. (1999). Teacher Training: A Basic Dimension in Media Education. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, p.123-126.

Soares, I. (2001). Media Education in Brazil. Sao-Paulo: University Anhembi Morumbi, 31 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.