Научная статья на тему 'Медиаобразование в контексте постмодернизма'

Медиаобразование в контексте постмодернизма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
345
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОСФЕРА / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАВИРУСЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гура В. В.

В работе рассматривается роль медиаобразования в современном информационном пространстве в контексте постмодернистского подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в контексте постмодернизма»

Теория медиаобразования

Медиаобразование в контексте постмодернизма

В.В. Гура

кандидат педагогических наук, профессор, Таганрогский институт имени А.П. Чехова

Аннотация. В работе рассматривается роль медиаобразования в современном информационном пространстве в контексте постмодернистского подхода.

Ключевые слова: медиаобразование, инфосфера, медиапространство, медиакультура, медиавирусы

Media Education Theory Media education in the context of postmodernism

Dr. Valery Gura Anton Chekhov Taganrog Institute

Abstract. The paper examines the role of media in the modern information environment in the context of postmodern approach.

Keywords: media education, infosphere, the media, media culture, mediavirusy

Мы живем в новую эпоху, когда на смену печатному тексту как основному источнику информации, приходят различные электронные медиа. Инфосфера, или «медиапространство» - новая территория, открытая для человеческого взаимодействия, новая среда социализации и культурного развития. Период негативного отношения к этому глобальному феномену сменяется на его осмысление и формулирование новых культурных ориентиров, один из них, как нам представляется, - медиакомпетентность и медиакультура.

Одна из характерных черт современной педагогической мысли или постмодернистской педагогики, является то, что она ищет свои методологические основания не только в традиционных для педагогики «методологических» науках: философии и психологии, но и в более широком

диапазоне гуманитарных наук: литературоведении, лингвистике, культурологии [Крылова, 1997]. Изменение информационно-культурной среды приводит к изменению ведущих типов культурно-интеллектуальной деятельности современного человека. По мнению Н.В.Громыко, «Интернет -это квинтэссенция постмодернистского строя и стиля жизни, это то пространство, где постмодернизм представлен наиболее развернуто и по форме наиболее адекватно: войдя в Интернет, погружаешься в суть постмодернистской эпохи во всей ее философско-мировоззренческой и антропологической специфике» [Громыко, 2001, с.55-59]. Основные черты и принципы постмодернизма, которые отстаивают в своем творчестве важнейшие его представители (Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Гаттари, Ж.Ф. Лио-тар, Ж.Лакан, Ю.Кристева и т.д.), выделяют в качестве важнейших, следующие положения:

а) аксиологический плюрализм, смешение разных традиций и норм, сознательное изменение и трансформация предельных полюсов, задающих привычные ориентиры в жизни человека,

б) клиповость (фрагментарность и принцип монтажа),

в) интертекстуальность и цитатность,

г) стилевой синкретизм, смешение жанров - высокого и низкого,

д) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, пародийность,

е) языковая игра и т.д. [Громыко, 2001, с.55-59].

Постмодернизм ориентирован на вполне определенный антропологический тип, то есть:

- космополит, свободный от догмата любых культурных традиций и норм, прекрасно понимающий всю их условность;

- абсолютно искренний по отношению к собственным природным инстинктам «шизоид» (термин Ж.Делеза и Ф.Гаттари), ценящий прежде всего потребление, - в том числе, потребление информации;

- интеллектуал, владеющий правилами любой языковой игры и столь же легко освобождающийся от них [Громыко, 2001, с.55-59].

Пространство медиакультуры существует не только на основе производства образов - это лишь одна часть отношений, делающих его возможным, - но и за счёт цикла « сообщение- приобщение»: приобщение как условие и результат потребления сообщения, и производство сообщения как условие и результат приобщения. В более традиционных терминах -взаимообмен «информацией» и «интересов»: с одной стороны, люди (аудитория) воспринимают как интересное или полезное в первую очередь те сообщения, которые считают и чувствуют имеющими отношение к ним лично, и на них они «предъявляют спрос»; с другой стороны, производство

медиапродукции не только ориентируется на интерес публики, но и побуждается реальными интересами, прежде всего политическими и экономическими, определенных сообществ, групп, инстанций и личностей, -особенно с середины ХХ века, когда экранное искусство сформировало в людях потребность в иллюзии другой реальности и завладело умами огромной аудитории.

Медиакультура во многом обладает чертами массовой культуры, однако это не одно и то же. «Массовая культура» - это, вообще-то, не культура для масс и не культура масс, ими творимая и ими потребляемая. Эта та часть культуры, которая создается, но не творится массами, по заказу и под давлением сил, господствующих в экономике, идеологии, политике, сфере правовых и даже нравственных отношений. Уже поэтому массовая культура стала создаваться массами с начала социального расслоения социума на слои, страты, классы. Она сопровождает и будет сопровождать человечество всегда в его социокультурной жизни. Её отличительные черты: предельная приближенность к элементарным потребностям человека, постоянно нарастающая востребованность её продуктов, ориентированность на природную, ближе к инстинктивной, чувственность и примитивную эмоциональность, всегда строгая подчиненность господствующим в социуме силам, предельная упрощенность в производстве качественного продукта потребления и т.п. [Кириллова, 2005].

Единственная среда, в которой наша цивилизация ещё может расширяться, - это эфир, иными словами - медиа. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания - пространством, таким же реальным и, по всей видимости, незамкнутым, каким был земной шар пятьсот лет назад. Это новое пространство называется инфосферой. Инфосфера, или «медиапространство» - новая территория, открытая для человеческого взаимодействия, расширения экономики и, в особенности, для социальных и политических махинаций. Чтобы оценить не гипнотический, а облегчающий потенциал медиа, мы должны научиться декодировать информацию, поступающую в наши дома по основным, коммерческим каналам [Рашкофф, 2003, с. 11]. Если мы хотим понять инфосферу как расширение планетарной экосистемы или хотя бы как питательную среду, в которой развиваются новые идеи нашей культуры, мы должны признать тот факт, что медиасобытия, вызывающие подлинные социальные перемены -это не просто троянские кони. Это медиавирусы. В отличии от компьютерных вирусов их опасность не очевидная и поэтому незаметная [Рашкофф, 2003, с. 14].

Медиавирусы распространяются в инфосфере точно также, как биологические вирусы распространяются в организме-хозяине.

Прикрепившись, медиавирус вводит в инфосферу скрытые в нём концепции в форме идеологического кода - это не гены, но их концептуальный эквивалент, который Д. Рашкофф называет «мемами». Подобно настоящему генетическому материалу эти мемы воздействуют на то, как мы обучаемся, взаимодействуем друг с другом и как мы воспринимаем социальную реальность. Действенность мемов, скрытых внутри вируса, зависит от того, насколько мы морально и социально податливы.

Дуглас Рашкофф выделяет три типа медиавирусов:

■ сознательно создаваемые и запускаемые (рекламные трюки, допускаемые «утечки информации» в политических и экономических кругах и т.п.);

■ кооптируемые вирусы или «вирусы-тягачи», которые не обязательно кем-то запускаются намеренно, но которые мгновенно «запрягаются» и используются теми группами, которые надеются продвинуть свои собственные интересы и идеи;

■ Самозарождающиеся вирусы, которые распространяются сами по себе, так как наталкиваются на слабые места общества или идеологический вакуум (ими могут быть новые технологии или научные открытия, например Интернет, мобильная телефония и т.п.) [Рашкофф, 2003, с. 15].

Таким образом, через медиавирусы медиа оказывает огромное влияние на умонастроения масс зрителей, читателей, слушателей. Невозможно перечислить все медиавирусы, как невозможно выработать и средства противодействия каждому из них. По видимому, единственным средством борьбы с их влиянием является воспитание у молодого поколения критического мышления по отношению к медиа на основе выработки культурного сознания и системы культурных ценностей. Такую задачу ставит перед собой медиаобразование.

Л.Мастерман один из крупнейших теоретиков медиаобразования считает ведущей целью медиаобразования: «научить аудиторию анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества». Однако «цель медиаобразования не просто критическое понимание, но «критическая автономия» [Цит. по: Федоров и др., 2004, с.28].

Отталкиваясь от понятия «критической автономии» можно выйти на понятие «культурной автономии», подразумевая под этим относительно автономное существование личности в созданном самостоятельно личностном культурном пространстве, состоящем из личностной системы культурных ценностей, идеалов, критериев, образов произведений культуры, культурных предпочтений и т.д., которые, собственно, составляют пространство духовной жизни личности, внутренне выделенное из всей

культуры, авторизированное личностью и идентифицированное с ней. Внутренним механизмом, систематизирующие это пространство личностной духовности, - личные стремления, под которыми понимаются устойчивые цели или устойчивые отношения. Личные стремления могут мыслиться как качества высшего уровня абстрактности, которые объединяют множество целей [Эммонс, 2004, с. 58].

Понимание современной инфосферы, как «навозной кучи культурных отходов» [Рашкофф, 2003, с. 27], непродуктивно и пессимистично. Мы согласны с Д. Рашкоффом, что медиа способны ускорить эволюцию человечества, однако для этого человеку необходимо выработать внутренние механизмы противодействия неизбежным отрицательным влияниям части медиа. Одним из таких механизмом мы считаем осознанное создание собственных когнитивных фильтров, позволяющих ориентироваться в современной инфосреде. Когнитивные фильтры имеют много общего с ценностным сознанием, которое позволяет индивиду быстро ориентироваться в системе собственных потребностей, что характеризует внутренне сложный и внешне лёгкий жизненный мир или «мир мудреца» [Василюк, 1984, с.116].

Ценность - это не любое знаемое содержание, способное стать мотивом, а только такое, которое, став реальным мотивом, ведет к росту и совершенствованию личности. Хотя ценность как некое содержание сознания не обладает изначально энергией, по мере внутреннего развития личности она может заимствовать её у реально действующих мотивов, так что в конце концов она из содержания сознания становится содержанием жизни и сама получает силу реального мотива. [Василюк, 1984, с.124]. Поэтому медиакультура и медиакомпетентность, как её составляющая может быть той жизненной ценностью, которая позволит личности охранить свой духовный мир от деструктивных влияний медиавирусов. Развитие этих качеств личности как раз и ставит перед собой современное медиаобразование.

Литература

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Изд-во МГУ, 1984.

Громыко Н.В. Интернет, постмодернизм и современное образование // Кентавр. 2001. № 27. С. 55-59.

Кириллова Н. Медиа-культура: от модерна к постмодерну М.: Академический проект, 2005. 448 с.

Крылова Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования. 1997. № 7. С.185-205.

Рашкофф Д. Медиа вирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра культура, 2003.

Фёдоров А.В., Новикова А.А., Челышева И.В. и др. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.

Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, 2004.

References

Emmons, R. Higher aspirations Psychology: Motivation and Spirituality personality. Moscow: Meaning, 2004.

Fedorov, A.V., Novikova, A.A. Chelysheva, I.V. at all. Media literacy of future teachers in the light of the modernization of the educational process in Russia. Taganrog: Kuchma, 2004. Gromyko, N.V. Internet, postmodernism and contemporary education // Centaur. 2001. № 27, p. 55-59.

Kirillova, N.B. Media culture: from modern to postmodern. Moscow: Academic Project, 2005. 448 p.

Krylova, N.B. Cultural model of education from the perspective of postmodern pedagogy // New value of education. 1997. № 7, p.185-205.

Rushkoff, D. Media Virus! As pop culture secretly works on your mind. Moscow: Ultra Cultura, 2003.

Vasylyuk, F.E. Psychology experience (analysis of overcoming critical situations). Moscow: Moscow State University Press, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.