И.В. Челышева
кандидат педагогических наук, доцент
Медиаобразование продолжается
Рецензия на книги:
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 а Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 270 а
Проблема медиаобразования, то есть образования на материале средств массовой коммуникации - телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.д., вызывает огромный интерес исследователей в области педагогики, психологии, искусствоведения. В последние годы вышел целый ряд монографий, учебных пособий для студентов вуза медиаобразовательной проблематики, авторами которых являются Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Н.Б.Кириллова, С.Г.Корконосенко, С.Н.Пензин, Н.Ф.Хилько и др.
Среди наиболее солидных работ последних лет хочется выделить труды Президента российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, доктора педагогических наук, профессора А.В.Федорова, автора более 350 научных публикаций по медиаобразовательной тематике.
Только за последние пять лет А.В.Федоровым выпущено около десяти основательных научных трудов (среди которых - монографии, учебные пособия, программы медиаобразовательных курсов), вошедших в «золотой фонд» российской медиапедагогики и заслуживших самой высокой оценки у ведущих медиапедагогов не только в России, но и за рубежом [см., к примеру, СБ «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» (М.,2005) -издание МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», составленное в основном из текстов работ А.В.Федорова].
Учебное пособие А.В.Федорова «Медиаобразование и медиапедагогика» является одним из важных изданий в свете открытия новой специализации для студентов педагогических и гуманитарных вузов 03.13.30 «Медиаобразование». Автором всесторонне анализируются проблемы современной медиапедагогики (медиаграмотность, теоретические и методические подходы к проблеме медиаобразования и т.д.), выстроена стройная теоретическая система медиаобразования, представлен обстоятельный анализ ключевых подходов и концепций современной медиапедагогики. В пособии обоснованы роль и место медиаобразования в современной социокультурной ситуации, изложены основные позиции ЮНЕСКО по отношению к образованию средствами массовой коммуникации, предоставлен контент-анализ различных определений медиаобразования.
Методологической основой медиаобразования здесь выступают положения философской концепции М.М.Бахтина и В.С.Библера о «диалоге культур». А.В.Федоров приводит анализ данной концепции в
медиаобразовательном контексте, рассматривая потенции современной медиакультуры, создающей «невиданные возможности для диалога культур в глобальном (диалог культур, наций, стран), в межличностном, и в интровертном (внутриличностном) уровнях. Медиаобразование опирается на возможности «диалога культур», который позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа различных дидактических подходов в разных странах планеты, а, следовательно, постоянно совершенствовать педагогическую теорию и методику» [1, с. 13].
Пожалуй, одной из важнейших проблем современной медиапедагогики является определение основных терминологических понятий и теоретических концепций. Медиаобразование - относительно новое педагогическое направление, исторические корни которого дифференцированы в разных странах в силу политических, идеологических, методологических и др. причин. С этим связаны и различные основания, цели и задачи центральных теоретических подходов и концепций, попытки классификации которых были представлены в разные годы Л.Мастерманом, Л.Жиру, Ж.Гонне, А.В.Спичкиным, А.В.Шариковым и др.
А.В.Федоровым осуществлен сравнительный анализ предложенных классификаций, выявлены и описаны теоретические подходы (культурологическая, социокультурная, «предохранительная», семиотическая, этическая, эстетическая, «практическая» теории, теория «потребления и удовлетворения», теория медиаобразования как развития критического мышления/автономии, демократического мышления аудитории) с точки зрения генезиса центральных идей и основных положений.
Восприятие медиатекстов, то есть «восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекста, выраженных в аудиовизуальном, пространственно-временном образе» [1, с.134], имеет в современных медиаобразовательных трактовках целый ряд показателей (связанных с частотой общения с медиа и качественными характеристиками медиатекста, знанием теории и истории медиа и т.п.). Понятно, что основные показатели развития молодежной аудитории по отношению к медиакультуре, находятся на разных уровнях развития и учитываются при анализе медиатекстов разных видов и жанров.
Безусловно, изучение теории и истории медиаобразования имеет существенную значимость для будущих педагогов. Однако не меньшее место в профессиональной педагогической подготовке занимает организация практической медиаобразовательной работы, изучение основных методических принципов, форм и методов занятий с учащимися. Известно, что методика медиаобразования базируется на циклах творческих и самостоятельных заданий, позволяющих развивать уровни медиаграмотности. При этом в современной медиаобразовательной литературе не всегда можно найти конкретные методические рекомендации, которые могли бы быть применимы для педагога-практика. В учебном пособии «Медиаобразование и
медиаграмотность» обстоятельно представлены методические рекомендации по организации медиаобразовательных занятий, предложены примерные виды занятий, применяющиеся в практике вузов и школ, кружков и медиастудий.
В учебном пособии широко представлены программы учебных курсов по специализации «Медиаобразование», успешно зарекомендовавшие себя на практике при подготовке будущих медиапедагогов. Вниманию преподавателей и студентов предлагаются проблемные вопросы для проведения занятий медиаобразовательного цикла, представляющие большой интерес для проведения совместных обсуждений, при организации «круглых столов», диспутов и конференций. Думается, что для самостоятельного изучения студентов будут интересны материалы, помещенные в медиаобразовательных интернет-сайтах (например, http://edu.of.ru/mediaeducation,
http://www.medialiteracy.boom.ru), адреса которых также содержатся в материалах учебного пособия. Кроме того, в каждой главе обозначены основные знания и умения, приобретаемые студентами в процессе изучения, а в конце разделов представлены вопросы и задания, значительно облегчающие работу с пособием.
В 2005 году профессором А.В.Федоровым были опубликованы две монографии - «Медиаобразование будущих педагогов» и «Медиаобразование в ведущих странах Запада» (последняя - совместно с А.Новиковой). Актуальность исследований, послуживших основой для данных изданий, обусловлена объективными причинами, связанными с активизацией медиаобразовательного процесса в России и за рубежом; официальным признанием медиаобразования в российской педагогической науке; присвоением медиапедагогике статуса вузовской дисциплины; открытием специализации 03.13.30 «Медиаобразование» для студентов педагогических и гуманитарных вузов и др.
Монография «Медиаобразование будущих педагогов» включает анализ основных вопросов теории и методики медиаобразования (обоснование модели медиаобразования будущих педагогов, классификационные показатели развития медиаграмотности студентов, методические рекомендации по организации и проведения медиаобразовательных занятий и т.д.).
На основе опытно-экспериментальной работы, проведенной А.В.Федоровым, выявлено отношение студентов и практикующих учителей к проблеме медиаобразования. Остановимся подробнее на ходе эксперимента, представленного в монографии. Исследовательская работа была организована в контрольной и экспериментальной группах Таганрогского государственного педагогического института, в ней приняли участие 90 студентов.
На начальном этапе эксперимента была проведена констатация уровней медиаграмотности студентов, основанием которой явилась авторская классификация показателей (мотивационного, контактного, информационного, интерпретационного и креативного) развития
медиаграмотности/медиакомпетентности [2, с. 92-115]. Будущим педагогам было предложено анкетирование закрытого типа, включавшее ряд вопросов и
творческих заданий. После проведения формирующего эксперимента была организована повторная констатация, в ходе которой была выявлена эффективность классификационных показателей медиаграмотности, подтверждена продуктивность разработанной модели и методики медиаобразовательных занятий со студентами. Хочется отметить, что при описании экспериментальной работы в монографии представлены таблицы, полный текст вопросов и заданий, проанализированы полученные результаты и сделаны основательные выводы, что, в свою очередь, свидетельствует о фундаментальности и достоверности проведенного исследования.
В научном труде представлен развернутый анализ «Образовательного минимума содержания начального и среднего образования» в контексте изучения элементов медиаобразования в отдельных школьных предметах, обзор научных трудов (Л.С.Зазнобиной, С.И.Гудилиной и др.), затрагивающих проблемы интеграции медиаобразования в предметы школьного курса.
Особого внимания заслуживает представленный в монографии опрос учителей разных возрастных групп на предмет выявления их отношения к медиаобразовательным проблемам. Нужно отметить, что в истории российской медиапедагогики подобный опрос проводится впервые, поэтому его результаты приобретают особую значимость в условиях совершенствования отечественного образования. В опросе участвовали учителя ряда муниципальных школ Таганрога (всего - 57 человек). Анализ опроса убедительно свидетельствует о недостаточной информированности учителей в вопросах медиаобразования, слабом использовании богатого развивающего потенциала медиапедагогики в учебно-воспитательном процессе (хотя большинство опрошенных признают огромную роль медиа в жизни общества и отмечают важность развития самостоятельного, критического мышления школьной аудитории). В связи с этим становится совершенно очевидной необходимость подготовки медиаграмотных педагогов, что, в свою очередь, возможно в рамках открытия специальности «Медиаобразование» в российских вузах.
В монографии «Медиаобразование будущих педагогов» нашло отражение освещение важного события для медиаобразования - первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, участниками которой стали ведущие отечественные исследователи и медиапедагоги О.А.Баранов, С.И.Гудилина, В.В.Гура, Н.Б.Кириллова, А.П.Короченский, В.А.Монастырский, С.Н.Пензин, Л.В.Усенко, А.В.Федоров, А.В.Шариков и др. Круг вопросов конференции был достаточно широк: обсуждались возможности медиаобразования и медиакритики в современном образовательном пространстве, рассматривались вопросы теории и методики медиапедагогики, наиболее серьезные проблемы российских медиапедагогов и т.п. Материалы конференции позволяют читателю выявить основные перспективы дальнейшего развития медиаобразования, пути решения наиболее актуальных проблем российской медиапедагогики.
Наконец, а приложение к монографии вошли программы учебных курсов по специализации 03.13.30 «Медиаобразование» для студентов педагогических и гуманитарных вузов, успешно реализующейся в ряде отечественных вузов.
Авторы монографии «Медиаобразование в ведущих странах Запада» свыше десяти лет занимаются изучением теории и практического опыта зарубежного медиаобразования, в том числе и во время своих научных командировок и участия в международных конференциях (США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, Норвегия, Венгрия и др.).
Медиаобразование давно официально введено в школьные и вузовские курсы многих стран. Признанными лидерами медиапедагогики в мире являются Канада, Австралия, Франция, Великобритания и др. Опыт ведущих западных стран в области медиаобразования чрезвычайно важен для отечественных исследователей, так как основные теоретические и методические положения медиапедагогики берут начало именно из западных научных школ.
В монографии рассмотрены вопросы истории, теории и практики западной медиапедагогики с точки зрения генезиса основных этапов, теоретических концепций, представлен практический опыт проведения медиаобразовательных курсов. Авторам монографии удалось представить обстоятельный контент-анализ основных положений зарубежных медиаобразовательных течений и выявить те направления, которые могут наиболее успешно развиваться в российских условиях. Большую ценность представляют обзоры наиболее солидных научных трудов мировых лидеров медиаобразования (C.Bazalgette, D.Buckingham, A.Hart, L.Masterman, K.Tyner, B.Tufte и др.). Можно согласиться со справедливым мнением авторов монографии, что «систематизация и изучение медиаобразовательных тенденций в ведущих странах Запада, бесспорно, послужат серьезным подспорьем как для дальнейшего развития исследований, так и для повышения эффективности современного медиаобразовательного процесса в России» [3, с. 17].
В этом смысле я полностью присоединяюсь к словам С.Н.Пензина -автора предисловия к пособию «Медиаобразование и медиаграмотность»: «медиапедагогика занимает все более прочные позиции в общественном сознании. Она наконец-то обрела статус вузовской дисциплины и начинает изучаться в педагогических вузах и университетах. ... Это свидетельствует о расширении теоретического и практического потенциала медиаобразования и о его растущей востребованности в современном обществе» [1, с. 4].
Примечания
1. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
2. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с.
3. Федоров А.В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 270 с.
4. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. CD.