Научная статья на тему 'Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе'

Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17942
1670
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / MEDIA CULTURE / MEDIA SPACE / INFORMATION CULTURE / MASS COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крюкова Наталья Анатольевна

В статье рассказывается о новом типе культуры современного общества-медиакультуре. В настоящее время медиакультура требует всестороннего изучения и осмысления, т.к. ее влияние на процессы и явления жизни становятся заметными и ощутимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media culture and its role in modern information society

In the article it is told about new type of culture of modern society media culture. Now the media culture demands comprehensive study and judgment since its influence on processes and the phenomena of life becomes noticeable and notable.

Текст научной работы на тему «Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

14. Подсчитано по: Мечети и мусульманские организации Тюменской области : информ. справ. / Автор-составитель К. Б. Кабдулвахитов. — Тюмень : Печатник. 2011. — 120 с.

15. Информатор Тамэт-Кер. Авторский сайт мастера по созданию бубнов Геннадия Пивнова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bubny.ru/howto.htm (дата обращения: 12.10.2011).

16. Новик, Е. С., Христофорова, О. Б. Визуальные образы мира в сибирском шаманизме. Книга 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gnozis.info/?q=book/export/html/ 6412. (дата обращения: 12.10.2011).

17. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М. : Наука, 1980. — 525 с.

18. Шагинов, И. Ю. Религии мира. Религии Дальнего Востока / И. Ю. Шагинов. — М. : Изд-во Мир книги, 2007. — 192 с.

19. Религии мира : энцикл. В 10 т. Т. 6. Ч. 1. — М., 1996. — 782 с.

20. Назарли, М. Д. Два мира восточной миниатюры. Проблемы прагматичной интерпретации сефевидской живописи /

М. Д. Назарли. — М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2006. — 288 с.

21. Катанов, Н. Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири / Н. Ф. Катанов // Ежегодник Тобольского губернского музея. — Вып. 14. — 1904. - С. 191-216.

22. Науменко, О. Н. Правовое сознание сибирского крестьянства: ретроспективный анализ / О. Н. Науменко, Е. А. Науменко // Академический Вестник. — 2008. — № 3. — С. 31-38.

БОРТНИКОВА Юлия Александровна, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2013 г.

© Ю. А. Бортникова

УДК 1302 Н. А. КРЮКОВА

Омский государственный технический университет

МЕДИАКУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассказывается о новом типе культуры современного общества —медиакультуре. В настоящее время медиакультура требует всестороннего изучения и осмысления, т.к. ее влияние на процессы и явления жизни становятся заметными и ощутимыми.

Ключевые слова: медиакультура, медиапространство, информационная культура, массовые коммуникации.

У каждой эпохи свои основания для расширения пространства культуры. На изменения как в социальных отношениях, образе и стиле жизни, так и в культуре в целом, которые произойдут в связи с научно-техническими открытиями и связанными с ними технологическими изменениями, а именно с расширением телекоммуникаций и повсеместным внедрением компьютерной техники, Д. Белл указывал еще в начале XX в. [1]. Но о становлении нового типа культуры, о его специфике заговорили сравнительно недавно, в последней трети XX в.

В связи со стремительным формированием нового информационного мышления предметом научных дискуссий и исследований культурологов, философов и социологов стала информационная культура, или медиакультура, как все чаще ее называют. Медиакультура, которая может выступать системой уровней развития личности человека, «способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа, является активной участницей этого процесса и включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия» [2].

Медиа (от лат. «media», «medium» — средство, посредник) — термин, первоначально введенный для обозначения феномена «массовой культуры» («mass culture», «mass media»). Это тип культуры информа-

ционного общества, который входит в понятие общей культуры и представлен печатными изданиями такими как: книги, газеты, журналы, кино, радио-и телевидение, Интернет-ресурсами, — всем тем, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей [3]. Близкие этому термину понятия: «информационная культура», (information culture), «видеокультура» (video culture), «аудиовизуальная культура» (audiovisual culture), «медиум».

Термин «медиакультура» практически впервые в отечественной научной практике прозвучал на международном семинаре, посвященном средствам коммуникации и проблемам развития личности ребенка, состоявшемся в 1993 г. в г. Звенигороде [4, с. 7]. Сегодня нельзя утверждать, что содержание рассматриваемых терминов обрело тематическую завершенность и общепринятую смысловую определенность. Можно обозначить два основных подхода к объяснению термина «медиакультура»: через её коммуникативную роль и через наделение ее значительной ролью в формировании общественного мнения. Медиакультура предстает проявлением собственно культуры и трактуется как всеобщая доступность культуры для человека посредством продукции средств массовой информации.

Присутствие медиакультуры обнаруживается практически во всех аспектах современной жизни человека. Она изменяет мир человеческих отношений, привносит специфические черты в его сознание. Это достаточно сложное явление, входящее в ряд системы самопознания и самореализации личности, и оно связано с такими категориями, как природа, деятельность, нравственность, культура. В современное информационное время внедрение техники в социокультурные процессы, естественно, изменяют характер поля культуры. И, соответственно, произведения, создаваемые на основе и с помощью техники, приобретают статус произведений медиакультуры.

На сегодняшний день выявлен объективный характер воздействия медиакультуры на социальную жизнь личности и общества в целом. Медиакультура, прежде всего, средствами массовой информации приобщает человека к участию в общественной жизни, способствует его самоутверждению, освоению различных социальных ролей и т. д. Также установлена и система ценностей и определяющих ее критериев. Она регулирует человеческие стремления и поступки, предлагает возможности для оценивания действий других, общественной жизни как таковой, социальной пригодности человека или групп.

Системность и целостность рассматриваются как базовые свойства медиакультуры, она сохраняет целостный характер в условиях единого медиапространства для всех членов общества. Тем не менее существуют определенные факторы, нарушающие ее целостность: неравные возможности в доступе к медиасфере, в распространении сообщений в информационной среде, а следовательно, ограниченное участие личности в духовной жизни общества через медиакультурный процесс. При утрате массовых медиакультурных отношений (общенациональных, межрегиональных, внутрирегиональных и пр.) компоненты медиакультуры не обеспечивают консолидации общества на решении ключевых задач социального развития [4, с. 21]. В то же время целостность медиакультуры, обусловленная информационным взаимодействием всех участников социальной деятельности, становится одним из приоритетных условий личностного и общественного развития, создает информационное взаимодействие внутри каждого вида общественной деятельности.

Значение медиакультуры как в постижении действительности, так и в познании самого человека определяется ее свойством вбирать в себя все многообразие реальности, что обеспечивается функционированием в системе медиакультуры таких подсистем, как социальные институты, обеспечивающие развитие и распространение медиакультуры. Все структурные компоненты медиакультуры взаимосвязаны: технический уровень медиакультуры обеспечивает материализацию и распространение медиаконтента во времени и пространстве; коммуникативный — ориентацию медиакультуры на массовую аудиторию [4, с. 12]. Ее медиавоздействие практически не имеет территориальных или временных границ. В русле поисков и экспериментов создателей медиакультуры в области технологий сложились принципы и черты, характерные для медийной среды: интерактивность мультимедиа произведений, художественных виртуальных реальностей, сетевые художественные и культурные проекты и прочее.

Новые информационно-коммуникативные технологии, в частности спутниковое и цифровое ТУ, видео, компьютерная и сотовая связь, Интернет

и прочие, трансформируют медиасреду, при этом существенно влияют на массовое сознание, на традиционные виды культуры, на функционирование библиотек, кинотеатров, музеев, драматических театров.

Усложняющаяся структура функционирования медиакультуры оказывает все более значимое влияние на формирование экономического, социокультурного контента. Учитывая, что поток информации постоянно растет, важно не только ее найти, но и сохранить.

Медиакультура в ХХ1 в. наряду с изобразительными, визуальными, вербальными возможностями стала использовать и кинестетические возможности коммуникации [5]. Роль медиакультуры, как комплексного средства освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах, в обществе растет. Ее интенсивное развитие все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информации, культурных и образовательных контактов, как фактор развития творческих способностей личности. Очевидно, что современные информационные возможности предоставляют человеку условия для индивидуального общения с экраном в интерактивном режиме как с целью реализации своих творческих идей, так и с целью познания нового.

Медиакультура, являясь продуктом информационной эпохи, воздействует на ценности общества, на мировоззрение разных социокультурных групп. Соответственно, важнейшими направлениями современных исследований в области медиакультуры являются вопросы медиаполитики и медиаменеджмента, теории и практики медиаобразования, пути формирования информационно развитого и понимающего человека [6].

Уровень развития современных средств массовой коммуникации и специфика их всестороннего воздействия на личность доказывают, что медиа — один из факторов практической реализации теории диалога культур.

Важная сторона медиакультуры — взаимодействие разных культур на этническом, национальном и цивилизационном уровнях, то есть способность к диалогу. Это доказывает, что медиакультура — уникальный социальный институт информационной эпохи, важный фактор духовного производства.

Однако в условиях массового внедрения информационных и компьютерных технологий расширились не только позитивные, но и негативные методы воздействия систем массовых коммуникаций, как на отдельного человека, так и на общество в целом. Отличительной чертой современного информационного общества стало размывание границ между «массовым» и «элитарным». «Телекоммуникационные технологии становятся своеобразным инструментом информационной, политической и духовной экспансии, средством для создания новых социальных мифов. Вот почему первоочередными задачами модернизации социокультурной сферы России на рубеже ХХ — ХХ1 вв. стали:

— компьютеризация массовых библиотек, музеев, архивов;

— создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук;

— создание широкой сети культурно-информационных и информационно-развлекательных центров в регионах страны;

— создание и развитие русскоязычного сектора в Интернете;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

— обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства» [7].

Глобализированная медиакультура — результат сложных процессов влияния мировых информационных связей на стандартизацию и синхронизацию культурных моделей в различных странах мира [8]. Это быстро развивающийся сегмент культурного пространства. В настоящее время по этой теме начали изучаться новые типы сообществ информационной эпохи: онлайновые, объединения социальных сетей, блоггеров.

Отношения между людьми в цифровую эпоху значительно изменились. Реальная коммуникация всё больше вытесняется онлайновым общением. Мобильная связь и всемирная сеть увеличивают наши коммуникативные возможности.

Повсеместное распространение Интернета предполагает в идеале, что у каждого есть доступ к Сети. Любой, таким образом, получает возможность знакомиться со всем объемом информации, находящейся в блогосфере. Простота и доступность средств создания информации делают каждого субъекта потенциальным автором. Следовательно, субъект, являясь одновременно и потребителем, и автором информации, может контактировать с любым другим участником процесса. Значение этого принципа состоит в отсутствии дефицита информации. Недостаток информации — это как раз тот основной момент, на котором держалось (и держится) неравенство в образовательных, развивающих, развлекательных и других средах. При полной доступности всей информации основой для неравноправного доступа становятся только интеллектуальные, мотивационные и др. психологические особенности личности.

Если культура, по своей сути, есть, с одной стороны, накопленный человечеством опыт, а с другой — способ и формы передачи этого опыта, то Интернет как способ хранения и передачи информации входит в структуру современной культуры в качестве важнейшего ее элемента. Но глобальная путина не просто еще один из способов хранения культурного опыта, это и способ организации культурного контента, который вносит существенное изменение в саму культуру, в ее содержание. Экран и гипертекст порождают культуру, в которой ломаются перегородки между науками, искусствами; культуру, в которой возникает возможность для каждого человека влиять на текст, внося, благодаря своему компьютеру, изменения в изображения на экране [9]. Рождается культура глобального диалога, в которой каждый имеет свой голос.

Безусловно, Интернет дает культуре возможность легкого доступа к неограниченным объемам информации. Главное правильно сформулировать запрос и найти время, чтобы переработать огромное количество выдаваемой информации. Надо все же понимать, что виртуальный мир, при всей его обособленности, пока преимущественно отражает реальный и фактически дает все возможности для развития медикультуры. Ведь самая дешевая картина все равно обойдется дороже, чем несколько секунд, за которые ее можно скачать из Сети. Также и простенькое раритетное издание гораздо проще найти в глобальной паутине, чем купить.

«Виртуальная реальность современной культуры — это не столько идеальное пространство, сколько поглощающая человека среда медиакультуры» [10]. Надо понимать, что каждая эпоха порождает новые лидирующие формы культуры. Медиакультура основывается на принципах свободы творчества для ее создателей, их ответственности.

Новая система информационного общества в пространстве медиакультуры требует осмысления не только уже накопившегося практического опыта, но и анализа ее теоретических аспектов в гуманитарной науке, поскольку она является важнейшей силой современного общества и активно воздействует на традиционную культуру, политику, экономику, социальные процессы.

Библиографический список

1. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. — М. : Прогресс, 1986. — 453 с.

2. Фёдоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Фёдоров. — Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.

3. Кириллова, Н. Б. Медиасреда российской модернизации / Н. Б. Кириллова. — М. : Академический проект, 2005. — 400 с.

4. Возчиков, В. А. Философия образования и медиакультура

информационного общества [Электронный ресурс] / В. А. Возчиков. — Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-filosofia/

filosofija-obrazovanija-i-mediakultura-informacionnogo-obwestva. Ыш1 (дата обращения: 11.10.2013).

5. Кашкина, М. Г. Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса [Электронный ресурс] / М. Г. Кашкина. — Режим доступа: http://do.gendocs. ru/docs/index-357055.htm1 (дата обращения: 15.10.2013).

6. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика / Н. Б. Кириллова. — М. : Академический проект, 2008. — 496 с.

7. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. — М. : Академический проект, 2005. — 448 с.

8. Новоженина, О. В. Интернет как новая реальность и феномен современной цивилизации [Электронный ресурс] / О. В. Новоженина. — Режим доступа: http://iph.ras.ru/page 48878565.htm (дата обращения: 16.10.2013).

9. Астафьева, О. Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства [Электронный ресурс] / О. Н. Астафьева. — Режим доступа: http://do.gendocs.ru/download/docs-306318/306318.doc (дата обращения: 16.10.2013).

10. Словарь иностранных слов и выражений / Сост. Е. С. Зе-нович. — М. : Олимп, 2006. — 784 с.

КРЮКОВА Наталья Анатольевна, аспирантка кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии»; специалист по учебно-методической работе Учебнометодического центра «Мультимедийные технологии в образовании».

Адрес для переписки: кпа[email protected]

Статья поступила в редакцию 16.10.2013 г.

© Н. А. Крюкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.