Научная статья на тему 'Формирование культурно-просветительских компетенций и медиакультуры в призме реализации стандартов ФГОС во'

Формирование культурно-просветительских компетенций и медиакультуры в призме реализации стандартов ФГОС во Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
178
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / MEDIA EDUCATION / MEDIA CULTURE / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Паранина Н.А.

В статье рассматривается проблема формирования культурно-просветительских компетенций и медиакультуры в призме реализации стандартов ФГОС ВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cultural and educating competences and media-culture in the course of realization of Federal State Educational Standards of Higher Education

This research is about the problem of formation of cultural and educating competences and media-culture in the course of realization of Federal State Educational Standards of Higher Education

Текст научной работы на тему «Формирование культурно-просветительских компетенций и медиакультуры в призме реализации стандартов ФГОС во»

УДК 37.0

Н.А.Паранина

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕДИАКУЛЬТУРЫ В ПРИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ФГОС ВО

В статье рассматривается проблема формирования культурно-просветительских компетенций и медиакультуры в призме реализации стандартов ФГОС ВО

Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, компетенции

Paranina Natalya Alekseevna FORMATION OF CULTURAL AND EDUCATING COMPETENCES AND MEDIA-CULTURE IN THE COURSE OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

This research is about the problem of formation of cultural and educating competences and media-culture in the course of realization of Federal State Educational Standards of Higher Education.

Key words: media education, media culture, competences.

На сегодняшний день все более актуальной становится необходимость воспитания и подготовки грамотных специалистов, особенно будущих педагогов и педагогов-психологов, способных занять личностногуманную позицию по отношению к своим воспитанникам и к самим себе.

Эта проблема приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации образования и переходом в системе высшего образования на новые ФГОСы ВО, в которых преду-сматривается формирование у будущих специалистов нескольких видов профессиональной деятель-ности, к которым готовятся будущие выпускники, одним их них является культурно-просветитель-ский вид деятельности, направленный на формирование компетенций, связанных с развитием культурных, в том числе, медиакультурных компетенций.

Так, например, во ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» представлены следующие культурно-просветительские компетенции: способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17); готов разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности (ПК-18); способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19); готов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).

В отечественной педагогике в последнее время разрабатывается широкий круг культурологических проблем в сфере образования, которые связанны с новым этапом развития общества.

Мировые и отечественные ученые заметили, что нынешний этап истории человеческого об-щества характеризуется тем, что культура в связи с проблемами перспектив современной цивилизации оказалась перед вызовом. Кризис образования личности в современном образовании связан не только с внешними причинами, но и с внутренними: потеря смысла в нравственном воспитании, в воспитании национального достоинства, духовности, патриотизма. Возникает потребность возврата к общечеловеческим ценностям, к воспитанию личности, осознающей себя микрокосмом, частью мировой культуры, познающей себя в своей культуре на основе диалога культур, приумножающей культуротворческий опыт всего человечества. Все эти основные положения составляют основу культурологической парадигмы в современном педагогическом образовании. Педагогика как наука все теснее объединяется с культурологией, появляются новые педагогические понятия: «педагогическая культурология», «педагогическая культура», «культурологическая подготовка».

В свете культурологического подхода в центре образования стоит человек как активная, сво-бодная индивидуальность, которая способна в общении и сотрудничестве с другими людьми к личностной самодетерминации.

Вместе с тем актуальными остаются вопросы, связанные с процессом развития медиакультуры студентов на основе культурологического подхода.

Современные процессы информатизации, происходящие сегодня в обществе, приводят не то-лько к видимому изменению личностной коммуникации, но и к структурным изменениям во всей системе культуры. Картина мира стремительно изменяется. В современное образование не входят, а можно даже сказать, врываются информационные технологии, дистанционные формы получения знаний, проектная деятельность, электронные искусства.

Все виды познания (познание через логику, через интуитивное знание и художественный образ, через веру) сочетаются в человеческой культуре, и анализ каждого из них в равной степени представлен в антропологической педагогике. На наш взгляд, только в пространстве культуры путь познания непротиворечив, потому что все эти виды познания дополняют друг друга, не входя в неразрешимое противоречие.

Современный мир сегодня можно назвать миром массовой коммуникации, так как формирование эстетических представлений, знание о мире, усвоение норм морали, этики чаще всего происходит на материалах средств массовой информации (СМИ), а не на основании собственного опыта. Одним из вариантов для решения этой проблемы становится целенаправленное формирование медиакультуры учащихся.

Очевидно, что понятие «медиакультура» имеет прямую связь с понятием «культура». Данное понятие употребляется очень часто, но не все могут объяснить, что с научной точки зрения оно обозначает, так как обыденное и научное представления о понятии «культура» различны. Например, воспитанного, соблюдающего нормы этикета, образованного человека в обществе принято назы-вать культурным, хотя более уместно в данном случае говорить об уровне его культурности. Говоря о библиотеках, музеях, театрах, также довольно часто употребляется слово «культура», хотя здесь го-ворится о местах социального бытования культуры. Часто люди не замечают, как подменяют и смешивают понятия, не задумываясь о правильном толковании понятия «культура». Между тем, данное понятие имеет множество значений и употребляется в различных областях человеческой деятельности, которые касаются процессов накопления навыков и умений, самопознания и самовыражения. Несмотря на то, что есть около тысячи различных определений понятия «культура», до сих пор нет универсального и целостного понимания данного феномена. Объяснить, что такое «культура» философы, исследователи пытались во все исторические эпохи, используя для этого разные подходы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, культура является «второй природой». Кате-гория культуры определяется как созданная людьми сфера самореализации и существования, как источник регулирования социального поведения и взаимодействия.

Одни исследователи определяют культуру как совокупность накопленных человечеством цен-ностей и норм, то есть вещный мир, который находится вне человека, другие исследователи рассматривают данное понятие как мир духовной жизни человека. На наш взгляд, верным является и то, и другое мнение, потому что культура одновременно является и миром социального опыта, накопленного человечеством, и характеристикой человеческой деятельности.

В таком понимании понятия «культура» прослеживается его взаимосвязь с понятием «медиа-культура», так как все взаимодействия в культуре предстают перед исследователями данного понятия как коммуникационные отношения. То есть культурные взаимодействия - это акт коммуникации, предполагающий существование отправителя сообщения и канал, передающий данное сообщение в пространстве и во времени, а также наличие получателя, который данное сообщение воспринимает и запоминает.

Область медиакультуры наибольший интерес вызывает у тех, кто занимается проблемами внедрения в образовательный процесс новых технологий, преобразования современной культуры, информационного пространства. В настоящее время существует большое количество определений понятия «медиакультура».

Понятие «медиакультура» имеет много трактовок, оно является и полифункциональным, как и культура в целом. Медиакультура играет уникальную роль в социальной и педагогической системах, ведь не случайно, человека, не образованного в сфере СМК, можно назвать «зависимым» от массмедиа и «ведомым». Для гармоничного существования в современной социальной системе, которую можно назвать медиасистемой, человека необходимо подготовить к его полноценному вхождению в систему связей в процессе массовой коммуникации.

Ключевую роль, на наш взгляд, играет коммуникативная функция медиакультуры, так как развитие способов и форм коммуникации есть важнейший аспект культурной деятельности человечества. С развитием коммуникации люди обрели широкие возможности передачи и обмена разного рода информации (от первобытных сигнальных барабанов до современного компьютера, Интернета, спутникового телевидения, сотовой связи). Кроме того, медиакультура выполняет и идеологическую функцию, так как СМК, влияя на аудиторию, воспитывают ее. Воспитание ведется не столько назиданиями, сколько демонстрацией оценок и примеров, формирующих

представление аудитории об эстетических нормах, о тех или иных культурных явлениях. СМК часто довольно агрессивно воздействуют на сознание и психику людей, а особенно на детей, подростков и молодежь. Это нельзя игнорировать, необходимо системно и грамотно выстраивать отношения потребителей информации со специфическими ресурсами журналов, газет, радио, кино, телевидения, системы Интернет. Решение этой проблемы видится нам в том, что «потреблению» всякого рода информации необходимо учить продуманно, терпеливо, системно, начиная с самого раннего возраста и продолжая вплоть до окончания ВУЗа.

Информатизация общественной жизни нарастает и оказывает все большее влияние на жизнь человека, вовлекая его в разнообразные информационные потоки. Информатизация определяет профессиональную жизнь человека, и его образование, а также самообразование на протяжении всей жизни. Следовательно, очень важным становится умение человека ориентироваться в информационных потоках, которые он получает из различных источников, использовать информацию с пользой для себя, а в профессиональной деятельности - для профессионального роста и развития.

Особенно это является важным в сфере образования, так как именно в данной сфере на сегодняшний день наблюдаются нарастающие процессы, когда, с одной стороны, образование становится все больше открытым для общества, в этом плане показательными являются процессы публичной отчетности образовательных учреждений; с другой - массмедиа представляют собой средства проявления общественного мнения, по средствам которого педагогическое сообщество может получать адекватное представление о социальном заказе к образованию, выраженном в средствах массовой информации.

При изучении проблемы развития медиакультуры в России мы пришли к выводу о том, что проблеме подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного общества уделяется недостаточное внимание в контексте как дошкольного, школьного, так и вузовского образования. Можно выделить ряд причин, которые объясняют сложившуюся ситуацию, - это и разногласия в определении содержания и задач медиаобразования, и преобладание технического подхода к решению проблемы, и отсутствие методического обеспечения в решении данной проблемы, а также абсолютная неготовность многих педагогов воспринять новые реалии современного общества, подчиненного влиянию средств медиа во всех сферах деятельности, и идеи медиаобразования, отсутствие системы подготовки воспитателей, учителей к реализации задач медиаобразования в образовательных учреждениях.

За последние годы было проведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния медиа на дошкольную, школьную и студенческую аудитории. Их авторы сходятся во мнении, что общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест. При этом медиакультура, например, телепередачи и экранные тексты Интернета, органично вобравшие в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает более широким спектром воздействия на личность.

Особое место в молодежной аудитории принадлежит студентам университетов и педагогических вузов. От того, насколько развитой будет индивидуальность учителя, его сознание, самостоятельное мышление, умение использовать различные средства массовой коммуникации в образовательном процессе, во многом зависит эффективность обучения учебных заведениях. Здесь место и роль медиакультуры становятся все более весомой и важной, как в смысле развития творческих способностей личности, так и формирования восприятия и критического мышления.

Литература

1. Ахметова Д.З. Теория и практика развития школы-комплекса в условиях инноваций и педагогического мониторинга // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 1998 - 465 с.

2. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М: Академический проект, 2005. -448 с.

3. Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. -2007. - № 3. - С. 40-51.

1. Ahmetova D.Z. Teorija i praktika razvitija shkoly-kompleksa v uslovijah innovacij i pedagogicheskogo monitoringa // Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk, 1998 - 465 s.

2. Kirillova N.B. Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu. - M: Akademicheskij proekt, 2005. - 448 s.

3. Fedorov A.V. Razvitie mediaobrazovanija na sovremennom jetape // Innovacii v obrazovanii. - 2007. - № 3. - S. 40-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.