Научная статья на тему 'Медиакультура: аспекты влияния на современное общество'

Медиакультура: аспекты влияния на современное общество Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1059
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексеева Е.А., Городищева А.Н.

Рассматриваются вопросы и различные аспекты влияния медиакультуры на социальные и культурно-психологические процессы, происходящие в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакультура: аспекты влияния на современное общество»

Секция

«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»

УДК 338

О. А. Александрова Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

Рассматриваются виды государственной поддержки жилищного строительства.

Сегодняшняя конъюнктура, главенствующая в мировой экономике, располагает к более серьезной проработке такого вопроса, как содействие государства в преодолении трудностей для отдельных отраслей и предприятий. Этот вопрос в особой степени актуален для Российской Федерации, экономика которой еще не утратила черты плановой, и выживание некоторых отраслей невозможно без своевременного государственного участия. Следует отметить, что реакция нынешнего российского правительства является достаточно оперативной, - по многим заслуживающим внимания вопросам официальные лица делают своевременные заявления, обещая наращивание объемов финансирования, действуют Федеральные целевые программы.

Существуют следующие виды государственной поддержки жилищного строительства:

1) государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;

2) субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;

3) субсидии на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки;

4) субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. [1]

Одна из успешно реализованных программ - программа по обеспечению жильем погорельцев, обусловленная форс-мажором лета 2010 была в целом выполнена на должном уровне. Новая программа «Жилище» одобрена правительством на 2011-2015 гг. За пять лет предполагается обеспечить ввод 370 млн квадратных метров жилья. При этом годовой объем ввода жилья к 2015 г. увеличится до 90 млн кв. м [2].

В заключении отметим, что государственная поддержка строительной области отвечает требованиям сложившейся в России экономической ситуации -кризису, требующему эффективных, взаимовыгодных действий и решений от представителей власти и бизнеса. Только совместными усилиями можно решать задачи, поставленные перед строительной отраслью, с помощью которой решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития государства в целом.

Библиографические ссылки

1. Родионова Ю. В. Государственная поддержка -антикризисный инструмент строительства // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 2.

2. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы // СЗ РФ. 2009. № 8. С. 993.

© Александрова О. А., 2012

УДК 070

Е. А. Алексеева Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕДИАКУЛЬТУРА: АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Рассматриваются вопросы и различные аспекты влияния медиакультуры на социальные и культурно-психологические процессы, происходящие в современном обществе.

Состояние духовности общества во многом зависит от уровня его культуры. Медиакультура сегодня стала важнейшим компонентом массовой культуры,

средством манипулирования и эффективным инструментом воздействия на поведение человека в обществе. Исследования свидетельствуют о том, что

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

интенсивное развитие медиакультуры пришлось на конец 20 - начало 21 века. И сегодня медиакультура все более активно влияет на общественное сознание, выступая не только в качестве мощнейшего средства информации, но и обеспечивая людям культурные и образовательные контакты, возможности для развития творческих способностей. На сегодняшний день медиа - это не просто средства для передачи информации, ограничивающееся обычным «посредничеством», это целая среда, в которой не только транслируются, но и производятся культурные и иные коды. В этом заключается актуальность данной темы.

Понятие «медиакультуры» принято определять как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее потребления; она может выступать системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа [1].

Объектом данного исследования является проявление способов и методов влияния элементов медиа-культуры на современное общество и отдельных его членов.

На первом этапе исследования были выявлены положительные аспекты влияния медиакультуры на современное общество. Обусловлены они, прежде всего, такими основополагающими базовыми задачами массовых коммуникаций, как создание и поддержание общей картины мира, социализация членов общества, передача из поколения в поколение культурных ценностей, предоставление массовой аудитории способствующей релаксации информации.

Таким образом, в область влияния медиакультуры попадает обширный спектр современных тем и проблем: от вопросов медиаобразования молодежи до проблем информационных войн. В связи с этим отмечается и широкий разброс терминологии. Наиболее распространенными как в России, так и в других странах можно назвать такие термины, как «медийная культура», «информационная культура», «медиагра-мотность», «информационная грамотность», «медиа-образованность», «информационная образованность», «мультимедийная грамотность», «информационная компетентность», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «медиакомпетенция». Такое разнообразие терминов вполне объяснимо, ведь носителями медиатекстов являются как классические виды художественной культуры (изобразительное искусство, литература, музыка, театр), так и медиа, связанные с техническим прогрессом (цифровая фотография, спутниковое телевидение, сеть Интернет).

В дальнейшем в ходе исследования были выявлены и негативные аспекты влияния медиакультуры на современное общество.

Неограниченные технические возможности на сегодняшний день стирают грани между копиями и

оригиналами, обесценивают такие понятия как творчество, гениальность, таинство искусства. Таким образом, уникальность и элитарность искусства во многом заменяется и поменяется массовостью.

Также стоит сказать о таком понятии, как эффект медиа - феномене, связанном с изменениями в поведении людей, которые напрямую зависят от информации, полученной из масс-медиа. Психологами разработаны различные теории понимания эффекта медиа, влияния масс-медиа на социум. Наиболее известная из них - это теория механизма социального научения, в рамках которой эффект медиа понимается как копирование людьми образцов поведения и социальных норм, с которым они соприкоснулись в текстах и образах, транслируемых масс-медиа [2]. С помощью эффектов медиа объясняют увеличение различных проявлений асоциального поведения среди членов аудитории медиа. Серия экспериментов психологов Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса под общим названием «Куклы», в рамках которых наблюдение детей за тем, как взрослые избивали куклу, приводило к тому, что ребенок тоже начинал проявлять агрессию по отношению к игрушке, еще в 60-ые годы прошлого века явилось одним из объяснений того, как имитация насилия в медиа становится причиной роста насилия в социуме и иллюстрацией того, как работает эффект медиа.

Профессор Вестфальского университета Г. Шнайдер в своей статье «Преступность и средства массовой информации» ввел понятие «информпреступно-сти». По его словам, «информпреступность» - это мнение СМИ о преступности, доносимое до аудитории и становящееся таким образом общественным мнением. Оно оказывает существенное воздействие на восприятие населением вопросов общественной безопасности. В результате рождается немало ложных стереотипов, а также нередко у людей появляется чувство страха, ощущение незащищенности [3]. По мнению Шнайдера, СМИ способны вызвать даже «криминальные волны», то есть создать впечатление о периодических взрывах, эпидемиях уголовных преступлений. А следствием избытка некачественной криминальной информации является травмирование психики людей [4]. Вполне объяснимо, что впервые официальный орган, контролирующий количество и качество сцен насилия был создан еще в 1952 году, возглавил его Уилл Н. Хайс. В его кодексе как нежелательные для медиа тематики перечислены: грубость, запугивание и жестокость к детям или животным. В подтверждение некоторых пунктов кодекса было сказано, что показываемые преступления не должны обучать способам совершения преступления, вдохновлять потенциальных преступников на их имитацию, героизировать и оправдывать преступников.

Таким образом, можно сделать вывод о неоспоримом влиянии медиакультуры на современное общество в целом и отдельных его членов в частности. Область исследований данной темы лежит на стыке многих наук: культурологии, философии, психологии, искусствоведения, экономики, социологии, педагогики, политологии и антропологии.

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

Библиографические ссылки

1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М. : Академический Проект, 2005. С. 31.

2. Брушлинская Н. В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации // Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М. : РИП-холдинг, 2002. С. 80.

3. Шнайдер Г. Преступность и средства массовой информации // Советское государство и право. 1990. № 7. С. 118-122.

4. Трубицына Л. В. Средства массовой информации и психологическая травма // Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М. : РИП-холдинг, 2002. С. 33.

© Алексеева Е. А., 2012

УДК 069:002

В. Г. Багаева Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ И МЕСТО АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В МУЗЕЕ

Автоматизированная информационная система (АИС) в современном музее - это сложный человеко-машинный комплекс. Если рассматривать АИС с позиций системного подхода, то можно представить ее в виде иерархической структуры и выделить отдельные элементы (функциональные подсистемы, задачи, автоматизированные рабочие места и пр.). АИС, разрабатываемая для музея, должна охватывать как административно-хозяйственную, так и основную деятельность, связанную с коллекциями.

Сегодня музейные специалисты широко используют компьютерные технологии в своей практической работе, но далеко не всегда компьютеры приносят ожидаемый эффект. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что максимальная польза бывает только в том случае, если создатели АИС четко осознают сущность проблем, стоящих перед музеем, если сформулированы цель, функции и задачи, которые должны быть решены с помощью компьютерных технологий, если определены требования к совершенствованию технологии сбора, хранения, передачи и представления информации.

Основная цель создания АИС в музее заключается в том, чтобы усовершенствовать информационную деятельность музея, избежать многократного ввода информации, облегчить и упростить труд музейного специалиста, освободив его от выполнения трудоемких рутинных операций, и сделать это на основе применения современных информационных технологий [3].

Для того, чтобы добиться этой цели, необходимо создать и непрерывно пополнять и корректировать информационный ресурс - базу данных о музейных коллекциях (БД). Эта БД должна содержать электронные картотеки предметов основного и вспомогательного фондов, лиц, связанных с коллекцией (авторов, изготовителей, хранителей и др.), выставок, литературы, топографическую картотеку, терминологические и тематические словари-тезаурусы [1]. С помощью АИС должны быть автоматизированы функции, связанные с основной деятельностью, в том числе:

• создание базы данных по музейным коллекциям, включающей текст и изображения;

• ведение сквозного учета приема, выдачи и движения музейных предметов, оформления всей учетно-хранительской, реставрационной, выставочной документации;

• ведение книг - поступления, временного хранения, инвентарных,

• обеспечение поиска и выборки данных,

• подготовка инвентарных карточек, научных паспортов, списков, каталогов и других документов, в том числе - для представления данных в Интернете [2, с. 615].

АИС в музее должна отвечать ряду специфических требований, основные из которых могут быть сформулированы следующим образом:

• соответствие стандартам, максимальное приближение к сложившимся в музее правилам работы с коллекциями;

• гибкость системы, что означает, что в АИС должны быть предусмотрены средства, позволяющие легко и быстро осуществить настройку параметров системы в зависимости от специфических особенностей конкретного музея или конкретного музейного специалиста: настройку на различные виды описаний музейных предметов, различные виды учетных документов, каталогов и др.;

• удобство и простота работы;

• экономичность технологических решений. Это означает, что данные о музейном предмете вводятся в компьютер единственный раз, на последующих же этапах описание может пополняться и корректироваться;

• интегрированность системы. АИС должна быть спроектирована таким образом, чтобы различные задачи были связаны друг с другом информационно и технологически;

• защита информации и разграничение доступа к системе различных категорий пользователей;

• постоянное развитие системы с учетом потребностей пользователей, подготовка и выпуск новых версий системы, должно быть обеспечено сопровождение и техническая поддержка со стороны компании-изготовителя.

Для каждого музея АИС должна создаваться индивидуально, исходя из его особенностей, с учетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.