Научная статья на тему 'Стандарты цифрового аудиовизуального архивирования культурного наследия'

Стандарты цифрового аудиовизуального архивирования культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
356
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Непомнящий К.Л., Городищева А.Н.

Цифровые аудиовизуальные документы не менее, а в некоторых условиях и более важны, чем другие виды документов или артефактов. Поэтому для составления стандарта по цифровому архивированию должны соблюдаться требования к понятию «культурное наследие», разработанные в библиотечном деле, архивистке, документоведении, информатике, музееведении, искусствоведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты цифрового аудиовизуального архивирования культурного наследия»

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается как образа жизни, обычаев, укладов, так и способов ведения хозяйства, строений. Основное направление в хозяйстве - земледельческо-промысловое. Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Основную часть своего времени они отдают хозяйству, чтобы прокормить себя, но также свято чтут свою веру и относятся к труду как к высшему предназначению человека. У старообрядцев сохранилась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи [2].

Старообрядчество заложило основы сибирской культуры и определило ее специфические черты. Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность, сыграли важную роль в развитии земледелия, торговли и промышленности в Сибири. Старообрядчество расшевелило народные массы и в нравственном отношении [1].

Старообрядчество, как культурный феномен оказало огромное влияние на развитие Сибири в различных областях. В наше время роль старообрядчества становится все менее заметной, однако до сих пор существуют старообрядческие общины. Кроме того существует крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами - Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра - в Москве и Браиле, Румыния.

Библиографические ссылки

1. Сибирь. Мир староверов [Электронный ресурс]. 29.02.2012. URL: http://www.memorial.krsk.ru/ work/konkurs/5/Alyasevo.html.

2. Мельников Ф. Е. Краткая история старообрядческой церкви. Барнаул : Изд-во БГПУ, 1999. 557 с.

© Милов А. В., 2012

УДК 004.9

К. Л. Непомнящий Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТАНДАРТЫ ЦИФРОВОГО АУДИОВИЗУАЛЬНОГО АРХИВИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Цифровые аудиовизуальные документы не менее, а в некоторых условиях и более важны, чем другие виды документов или артефактов. Поэтому для составления стандарта по цифровому архивированию должны соблюдаться требования к понятию «культурное наследие», разработанные в библиотечном деле, архивистке, документоведении, информатике, музееведении, искусствоведении.

Желание защитить память сосуществует с желанием уничтожить ее. Существует убеждение, что «никто и никакая сила не может уничтожить память», однако история показала, в особенности за последнюю сотню лет, что она поддается искажению и управлению, и что ее носители уязвимы, в том числе и преднамеренному разрушению. Как считают участники международного проекта MINERVA EC (Ministerial NEtwoRk for Valorising Activities in digitization) в рамках программы eContentplus - Поддержка Европейской Цифровой Библиотеки, связано это с тем, что оцифровка культурного наследия осуществляется в самых разнообразных стандартах [2]. Поэтому очень важно иметь сведения о тех стандартах, которые используют музеи, библиотеки, картинные галереи и как они соотносятся с принятыми нормами и правилами сохранения культурного наследия.

Концепции сбора материалов библиотек, архивов и музеев имеют глубокие корни, поскольку накопление и передача памяти от одного поколения к другому лежит в основе человеческого общества. ХХ век сформировал новую, технологическую форму памяти - регистрацию звука и движущихся изображений. Сегодняшние пользователи Интернета хотят прочитать текст, посмотреть изображение, услышать звук и

посмотреть видео, относящиеся к интересующему их вопросу, в одном информационном пространстве. В основном они смотрят то, что присутствует в социальных сетях, и очень мало обращаются порталам культурного наследия. Можно предположить, что связано это с тем, что представленные на них материалы - это цифровые копии артефактов культуры, которые не всегда соответствуют оригиналу. Поэтому выработка стандартов для оцифровки и представления данных о культурном наследии актуальная проблема развития культуры.

В России всё начиналось с нуля, с создания формата представления данных. Первым опытом было создание Сводного каталога библиотек России и создание российского национального библиотечного каталога. С этого проекта начались эксперименты по использованию различных видео и аудио форматов для оцифровки и сохранения культурного наследия, в связи с чем проявилась проблема формирования собственной политики, правил и процедур аудиовизуального архивирования.

Аудиовизуальное архивирование подпадает под стандартные определения профессий сбора информации и Программ, Рекомендаций и Соглашений ЮНЕСКО, которые касаются защиты и доступа к докумен-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

тальному и культурному наследию, типа Соглашения по охране неосязаемого культурного наследия (2003), Память Мира: Общие рекомендации по охране документального наследия (2002), и Рекомендаций по охране по охране и сохранению движущихся изображений (1980) [1]. Аудиовизуальное архивирование имеет задачу по поддержанию подлинности и целостности полученного материала. Он должен быть защищен от повреждения, цензуры или намеренного искажения.

Основная часть стандартов относится к оцифровке с целью репродукции артефактов культуры. Стандарты не обязательно содержат разъяснения того, как их технически применять. Часто их рассматривают как примеры положительного опыта в определённой области. Они направлены на описание информации о ресурсах: книгах, архивных документах, музейных предметах, людях, территориях и организациях. Описание каждого стандарта выполняется с помощью стандарта метаданных Дублинского ядра.

Описание стандартов структурируется в соответствии с тем, к какой области деятельности в сфере культурного наследия они относятся: музейные стандарты; архивные стандарты; библиотечные стандарты; стандарты описания недвижимого наследия; стандарты описания культурного наследия, а также в соответствии с целевой направленностью: поиск ресурсов; кодирование документов.

Стандарты для оцифровки культурного наследия не связаны ни с каким конкретным сектором сферы культуры, но могут использоваться в любой области деятельности, связанной с культурой. Например, стандарты сохраняющие информацию в мультимедиа форматах относятся к текстам, изображениям, звуку и т. д. [2] Стандарты кодирования текста определяют, как тексты хранятся в компьютерных системах. Это промышленные стандарты (de facto), такие как Microsoft Word, а также стандарты, предложенные World Wide Web Consortium (W3C)48, такие как XML.

Для того чтобы представить статическое изображение в цифровой форме, оно кодируется. Для архивирования может использоваться TIFF - формат файла растрового статического изображения общего использования, совместимый с большинством сканеров и программного обеспечения для обработки изображений. Он не зависит от оборудования и используется в большинстве программных сред. Этот промышлен-

ный стандарт данных используется большинством производителей сканеров и программного обеспечения.

Оцифровка звука достигается путем дискретизации по времени. Открытый стандарт для сжатого звука - MP3. Принадлежащие коммерческим компаниям стандарты дают лучшее качество звука или меньший размер файла (т. е. скорость передачи аудио информации).

Оцифровка видео аналогичена получению растровых изображений, но для очень быстро меняющейся последовательности изображений. При оцифровке видео получаются данные большого объема, из-за этого очень важно сжатие. Сжатие основывается на том, что из всей последовательности изменяется лишь небольшое число кадров. Открытый стандарт для сжатого видео - MPEG. Кроме того, на рынке предлагается некоторое количество стандартов, принадлежащих частным компаниям.

Хороший современный справочник стандартов, которые должно использовать учреждение культуры, разработан и опубликован проектом Minerva: «Техническое руководство для программ создания цифровых информационных ресурсов по культуре»[3].

Существует ограниченное число ключевых стандартов, которые широко используются в Европе и в мире. Они используются в наиболее успешных проектах, но, как показало исследование, для достижения совместимости надо пройти еще очень долгий путь, поскольку до сих пор приходится принимать во внимание национальные стандарты некоторых стран.

Библиографические ссылки

1. Эдмондсон Р. Аудиовизуальное архивирование: философия и принципы. Париж : ЮНЕСКО, 2004. IX. 73 с.

2. Gordon McKenna, Chris De Loof. Оцифровка: ландшафт стандартов для европейских музеев, архивов, библиотек // Публикация Рабочей группы 3 «Исследование стандартов и подготовка рекомендаций» проекта ATHENA. Электронное издание. ATHENA EC Project, Центр ПИК, 2010. 52 с.

3. Technical Guidelines for Digital Cultural Content Creation Programmes http://www.minervaeurope.org /interoperability/technicalguidelines.htm

© Непомнящий К. Л., 2012

УДК 008

Д. М. Пискорский Научный руководитель - А. Г. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕДИАКУЛЬТУРА

Рассматриваются понятия медиа, медеакультуры, технической медиакультуры.

Медиа (от латинского «media», «medium» - средство, посредник) - это термин XX века, первоначально введенный для обозначения феномена «массовой куль-

туры» («mass culture», «mass media»). Что касается понятия «медиакультура», то это понятие введено для обозначения особого типа культуры информационного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.