МЕДИАКРИТИКА КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ
А.П. КОРОЧЕНСКИЙ
Ростовский государственный университет Ул. Пушкинская, 150, 344006 Ростов-на-Дону, Россия
В статье рассматриваются основные проблемы современной медиакритики с точки зрения системного подхода к объекту.
Огромное значение средств массовой информации в жизни современного российского общества парадоксальным образом сочетается с относительной неразвитостью отечественной критики печатной и электронной прессы. В то время как литературная, музыкальная, театральная, художественная критика и кинокритика давно и прочно утвердились в качестве общепризнанных областей творчества, российская критика средств массовой информации, рассматриваемая как феномен журналистики и публицистики, как особая сфера творческой деятельности, по сей день находится в стадии самоопределения и становления.
Теоретическое осмысление медиакритики как целостного феномена находится сегодня на начальном этапе. Понятие и термин «медиакритика», широко используемые в зарубежной научной литературе и журналистике, новы для отечественной журналистской науки. Однако медиакритика как явление журналистики и публицистики отнюдь не является чем-то принципиально новым: как в советский, так и в постсоветский периоды в стране было опубликовано большое количество научно-публицистических и журналистских работ, посвященных критическому осмыслению актуальных вопросов деятельности периодической печати, радио, телевидения. Наиболее плодотворным оказалось творчество отечественных критиков телевидения, развивавшееся главным образом в русле искусствоведческого направления [1].
Сегодня постоянные рубрики, разделы, колонки обозревателей и критиков СМИ (главным образом, телевидения) существуют во многих периодических изданиях. Не редкость и критико-обзорные программы на ТВ и радио, посвященные средствам массовой информации. Оформились различные специализации критико-журналистской деятельности, имеющей целью познание и оценку массово-коммуникационных явлений и процессов в различных медийных отраслях: наряду с критикой телевидения развивается критика периодической печати, радиовещания, сетевой прессы. Отраслевая специализация критиков создает условия для повышения профессионально-творческого уровня их деятельности, но вместе с тем не благоприятствует восприятию медиакритики как единого системного феномена, особой области журналистики и публицистики.
Сегодня насущно необходимым является теоретическое познание феномена медиакритики, изучение ее развития и роли в новых общественно-политических условиях, с учетом специфики рыночного функционирования СМИ.
Системный подход к изучению медиакритики предполагает выявление ее целостности, многообразных внутренних связей и взаимозависимостей, существующих в этой области журналистики и публицистики. Системный анализ медикритики как области журналистики и публицистики детерминируется следующими принципами системологии: компоненты системы рассматриваются в сложном единстве; устанавливается всеобщее основание системы (в данном случае - объект и предмет медиакритики); выявляются взаимосвязи и взаимодействие конпонентов, которые исследуются в конкретно-историческом плане, в развитии; определяются и изучаются внешние связи системы [Корнилов, с. 30]. Основным в системном анализе является функциональный анализ, который выявляет комплекс функций изучаемого объекта, реализуемый в определенном социальном или культурном контексте. Решающее значение для методологически корректного применения системного подхода имеет учет принципа развития, движения, историзма.
Системность медиакритики определяется сложностью и системным характером познаваемого ею сектора действительности - средств массовой информации (комплекса информационно-коммуникационных организаций, специализированных на производстве и распространении массовой информации и выступающих в совокупности в качестве особого социального института), их взаимоотношений с обществом. В современных условиях усиливается взаимовлияние и взаимозависимость разнородных средств массовой информации в единой системе масс-медиа [2]. Под влиянием начавшейся конвергенции (взаимопроникновения, сближения средств массовой информации в связи с их переходом на общую компьютерно-цифровую информационно-коммуникационную технологическую платформу) [Землянова, с. 97-98], разнородные масс-медиа во все большей степени приобретают сходные, родственные характеристики. Наряду с интегрирующим влиянием факторов информационного рынка это приводит к усилению признаков системности современного медийного комплекса.
Медиакритика, рассматриваемая как система, является компонентом (подсистемой) систем более высокого порядка - журналистики в целом и социума как системы общественных отношений. И вместе с тем ей, как системному явлению, свойственна определенная внутренняя структура, сложная связь ее компонентов. В зависимости от состава авторов - критиков СМИ, аудиторной направленности и предназначения критических произведений медиакритика предстает в трех основных взаимопроникающих и взаимосвязанных компонентах (видах): академической, профессиональной и массовой критики СМИ, которые образуют в совокупности сложное системное единство.
Академическая медиакритика воплощена в научно-публицистических работах ученых и исследователей и адресуется как научным кругам, так и профессионалам масс-медиа. Как правило, она познает и оценивает наиболее сложные и масштабные актуальные проблемы и процессы функционирования средств массовой информации, требующие от критиков основательного теоре-тическо-концептуального подхода, повышенного уровня компетентности, применения научных методик исследования медийной практики. В академической
медиакритике элементы публицистичности неразрывно связаны с теоретическими, концептуальными элементами.
Профессиональная (или «цеховая», внутрикорпоративная) медиакритика имеет своим адресатом сообщества журналистов и других создателей медийного содержания [3], в роли критиков же в данном случае выступают представители этих сообществ. Профессиональная медиакритика способствует самопознанию корпораций медийных профессионалов и внутрикорпоративной самокритике, совершенствованию мастерства творческих работников СМИ и постоянному пересмотру и развитию критериев их профессионализма в соответствии с общественными потребностями. Критические произведения такого рода публикуются чаще всего на страницах журналов «Журналист», «Среда», «Профессия - журналист» и других профессиональных и отраслевых изданий. Следует заметить, что понятие «профессиональная медиакритика» не исчерпывает внутреннюю критику в сообществе журналистов, поскольку в формировании медийного содержания (особенно в электронных СМИ) участвуют не только члены журналистского «цеха», но и представители других профессий (режиссеры, операторы, дикторы, дизайнеры и т. д.).
Произведения массовой медиакритики предназначаются одновременно как широкой аудитории читателей, телезрителей, радиослушателей, так и творцам содержания СМИ. При этом журналисты и другие творческие работники средств массовой информации предстают в двоякой роли. С одной стороны, это коллеги, к которым критик обращается с разбором их деятельности. С другой стороны, это часть общей аудитории - конечно же, более информированная, искушенная и критичная ее часть. Массовая медиакритика стимулирует общественный интерес к актуальным проблемам социального функционирования средств массовой информации, выступает в качестве средства обратной связи между аудиторией и СМИ, просвещения потребителей медийной информации в вопросах деятельности печатной и электронной прессы, обеспечивает возможность диалога между аудиторией и средствами массовой информации, способствует выработке общественного консенсуса в отношении к спорным сторонам деятельности масс-медиа. В числе наиболее ярких представителей российской массовой медиакритики - обозреватель телевидения И. Петровская («Известия»),
Отношения между тремя видами медиакритики, выступающими в качестве ее компонентов как системного объекта, в идеале строятся по принципу «сообщающихся сосудов». Академическая обогащает профессиональную критику СМИ теоретическими знаниями и концептуальными подходами, новыми идеями и добытым исследовательским материалом. В свою очередь, оба этих вида творческо-критической деятельности подпитывают массовую медиакритику новыми знаниями, подталкивают ее к общественным дискуссиям по наиболее важным насущным проблемам социального функционирования средств массовой информации. В России прослеживается и непосредственная связь академической критики СМИ с профессиональной и массовой медиакритикой: некоторые представители журналистской науки и искусствоведения (Д. Авраамов, С. Муратов, А. Вартанов и др.) активно работают также в области «внутрицеховой» медиакритики, либо публикуют критические работы, предназначенные для широкой аудитории. Наличие этой связи наглядно подтвержает и пример США,
где ведущие ученые-коммуникологи (Б. Багдикян, Г. Шиллер и др.) были известны не только как авторы научных трудов: их перу принадлежат и многочисленные критико-публицистические работы о ключевых проблемах социального функционирования СМИ, предназначенные в равной степени как для медийных профессионалов, так и для широкой публики.
Медиакритика познает как творческую деятельность по созданию медийного содержания и само это содержание, так и взаимоотношения средств массовой информации с социальной средой их функционирования. Системный подход к массовым коммуникациям предполагает, что изучение и оценка творчества журналистов и других создателей медийного содержания, деятельность СМИ в целом должны производиться в соотнесении с системой социальных и экономических отношений, в котором развивается эта деятельность. Сегодня, когда в России сложились основы рынка массовой информации и рекламы, когда периодическая печать, радио и телевидение превратились в разветвленный высокотехнологичный информационно-экономический комплекс, действующий под влиянием рыночных законов спроса и предложения, конкуренции и взаимовлияния, представляется совершенно недостаточной традиционная преимущественная концентрация внимания критиков на анализе и оценке медийного содержания - публикаций периодики, телевизионных и радийных программ, а также на рассмотрении творческой мастерской их создателей.
Учитывая беспрецедентно возросшую социальную роль современной печатной и электронной прессы, специфику ее функционирования в рыночных условиях, медиакритика обязана также постоянно держать в поле зрения многообразные отношения средств массовой информации с обществом. В этих отношениях печатная и электронная пресса может представать не только в роли поставщика актуальной социальной информации, знаний об непрерывно изменяющемся окружающем мире, но и как инструмент духовного и политического управления обществом, как средство обеспечения обратной связи между гражданами и властями. В контексте рыночной экономики СМИ действуют также как ее медийный сектор, как отрасль информационной индустрии, специализированная на производстве и распространении медийного содержания - разнообразных информационных продуктов, включая рекламу [Мелюхин, с. 72]. Средства массовой информации выступают на информационном рынке в роли медийных организаций (в иной терминологии - медийных предприятий) - экономических субъектов, ведущих хозяйственную деятельность особого рода.
Новые общественные реалии рождают потребность в более широком критическом рассмотрении не только содержания средств массовой информации и творческих вопросов, но и всего комплекса информационноого производства, внутренних процессов функционирования медийных организаций и профессиональных сообществ творческих работников СМИ в их взаимоотношениях с социальной практикой. Под информационным производством понимается как сама профессионально-творческая деятельность, в процессе которой создается и структурируется содержание СМИ, так и смежные с ней виды деятельности по экономическому, технологическому и правовому обеспечению функционирования медийных организаций. Содержание СМИ и массовая коммуникация, обеспечиваемая периодической печатью, телевидением, радио, сетевой прессой, выступают по отношению к информационному производству как его продукты.
Факторы экономического свойства, действующие в условиях рынка, не только определяют материально-ресурсную базу информационного производства, но во многом влияют на ее характеристики и ценностно-нормативные основы, на свойства создаваемого медийного содержания. Главным мерилом качества медийного продукта, рассматриваемого как товар и предлагаемого на информационном рынке, становится его способность обеспечить высокие показатели тиража, рейтинга (либо охвата целевой аудитории), что непосредственно сказывается на уровне доходности и прибыльности рекламной деятельности СМИ, и, в конечном счете, на конкурентоспособности медийных организаций.
В рыночных условиях отчетливо проявляется стремление медийных организаций минимизировать себестоимость информационных продуктов в целях повышения экономической эффективности своей деятельности. Исходя из этого, создатели медийного содержания обязаны постоянно заботиться не только о творческой стороне информационного производства, но и о соблюдении его определенных производственно-экономических параметров. В процессе информационного производства они действуют под постоянным давлением факторов, побуждающих их экономить время и денежные средства, с максимальной отдачей использовать наличные трудовые ресурсы и оборудование, укладываться в жесткие сроки, отведенные на создание медийных произведений [Мс(^иаП, р. 229]. Поэтому в рыночных условиях формирование содержательных приоритетов и выбор форматов СМИ являются не только результатом творческих усилий медийного персонала и учета потребностей аудитории. Создатели газетного номера, радийной или телевизионной программы не могут не учитывать мощнейшее воздействие рыночных факторов, которое проявляется даже в тех случаях, когда медийные организации не полностью включены в информационный рынок [4]. Многовекторное влияние экономических законов спроса и предложения, потребность в обеспечении выживаемости и прибыльности в условиях рыночной конкуренции являются императивами, определяющими содержательные и формально-жанровые приоритеты коммерчески ориентированных средств массовой информации. Применение к информационному производству экономических критериев эффективности и качества приводит в конечном итоге к преимущественному отбору содержательных аспектов и форматов [5], которые способны гарантировать медийной организации прибыльность и успех в конкурентной борьбе на рынке. Соответственно, применение этих же критериев отбора провоцирует отказ от форматов и элементов медийного содержания, которые не способны привлечь массовую (или целевую) аудиторию, не обеспечивают получение прибыли -даже если отвергаемые форматы и произведения соответствуют высоким творческим критериям.
Используемые в наши дни сложные технологии сбора, обработки и распространения массовой информации также задают параметры медийной деятельности, в частности, жестко определяя схемы организации и распределения труда журналистов и других работников СМИ, а нередко - и конкретные требования к содержанию и форме медийного произведения [МсОиаП, р. 230]. Особенно это присуще телевидению, которое является сложной высокотехнологичной твор-ческо-производственной системой. Сегодня, когда техническая база ТВ полу-
чила невиданное развитие, зависимость творчества создателей телевизионных программ от технологических факторов просматривается особенно отчетливо. Проявляется эта зависимость и в деятельности творческих работников периодических изданий, радиовещания.
Таким образом, в условиях современного информационного производства и рынка деятельность средств массовой информации представляет собой сложный сплав творчества, коммерческого расчета и технологического детерминизма, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретного социального, экономического, правового, культурного и профессионального контекста функционирования печатной и электронной прессы.
Современные журналисты, как и другие творческие работники средств массовой информации, действуют в качестве членов редакционной команды, медийной организации, представителей определенного профессионального сообщества. Учитывая это и признавая важность критического рассмотрения индивидуально-творческих аспектов их работы, необходимо признать также, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание корпоративно-организационным сторонам функционирования современных СМИ - особенно тем, которые приобрели в условиях информационного рынка важное, нередко определяющее, значение.
Насущно необходимым и оправданным социальной практикой является критическое рассмотрение СМИ как особой отрасли информационного производства, медийного сектора экономики, являющегося одним из компонентов рыночной системы хозяйства. Это предполагает, в частности, критическое познание процессов рыночной конкуренции и концентрации средств массовой информации, их влияния на производство и распространение информации, на содержание печатной и электронной прессы, а также рассмотрение отношений собственности в медийном секторе.
Велико и значение политических факторов, воздействующих на деятельность средств массовой информации. Исторический и современный опыт развития СМИ в условиях рынка свидетельствуют о том, что рыночные условия функционирования печатной и электронной прессы не обязательно сочетаются с политическим плюрализмом и демократией (о чем свидетельствует, например, исторический опыт ряда стран Латинской Америки и некоторых других государств мира, переживших периоды диктатур и авторитарного правления - например, Южной Кореи, Пакистана, Филиппин и др.). Поскольку между демократией и рынком не существует абсолютной взаимосвязи, немаловажное значение имеет социально-политический контекст, в котором развиваются информационный рынок и средства массовой информации. Деятельность СМИ во многом зависит от специфики сложившейся политической среды, характера применяемых к печатной и электронной прессе методов административного и экономического регулирования, от наличия (или отсутствия) условий, гарантирующих реальный идейно-политический плюрализм масс-медиа.
В новых общественно-политических условиях, сложившихся в постсоветской России после устранения партийно-государственного контроля над СМИ и осуществления мер по созданию основ их юридического регулирования, возрастает значение правовых и этических аспектов деятельности печатной и электронной прессы.
Все это также подтвержает объективную потребность в изменении сложившихся подходов к критике СМИ. Рассмотрение экономических, политических, правовых, этических, технологических факторов, влияющих на деятельность медийных организаций, не только способствует познанию явных и скрытых механизмов социального функционирования СМИ и формирования их содержания, но и оказывает влияние на восприятие этого содержания аудиторией и на ее отношение к отдельным медийным организациям и средствам массовой информации как общественному институту. Наряду с познавательной, инфор-мационно-коммуникативной, регулятивной, просветительской, социалъно-орга-низаторской функциями, свойственными журналистике в целом, медиакритика как ее особая область способна реализовать специфическую функцию - коррекционную, предусматривающую коррекцию восприятия аудиторией медийных произведений и деятельности СМИ - как отдельных медийных организаций, так и масс-медиа в целом.
Таким образом, медиакритика, рассматриваемая как особая область журналистики и публицистики, является творческо-познавательной деятельностью, направленной на познание и оценку актуальных творческих, профессиональноэтических, корпоративно-организационных, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону создания медийного содержания. Критика средств массовой информации представляет собой общение с аудиторией, в ходе которого на основе анализа, интерпретации и оценки всего комплекса медийного содержания и жанрово-стилевых форм его воплощения оказывается влияние на восприятие этого содержания публикой, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании получателей массовой информации. Медиакритика изучает и оценивает также «движущийся» комплекс многообразных взаимоотношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом. Это позволяет определить предмет медиакритики как актуальное многоаспектное социальное функционирование средств массовой информации.
Развитая медиакритика способна превратиться в уникальное средство развития диалога и взаимодействия между масс-медиа и общественностью, обеспечивающее «подстройку» деятельности средств массовой информации под развивающиеся потребности социума. Как свидетельствует зарубежный опыт [6], в условиях идейно-политического плюрализма прессы и развитости структур гражданского общества существует принципиальная возможность превращения медиакритики в средство мощного общественного влияния на СМИ, в оружие гражданской самообороны перед лицом манипулятивного воздействия СМИ на массовую аудиторию в политических и коммерческих целях. Это особенно важно в современных условиях, когда, по замечанию A.A. Грабельникова, новые масс-медиа в силу своей специфики (отсутствия «физических» границ для доступа к информации, свободы ее получения и отправления по компьютерным супермагистралям) требуют иных подходов и способов установления баланса между свободой информации и ответственностью за ее содержание, за последствия деятельности СМИ для общества и культуры [Грабельников, с. 290].
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См.: В зеркале критики. Из истории изучения художественных возможностей массовой коммуникации / Под ред. В. Борева и С. Фурцевой. - М., 1985; Гуревич П.С. Приключения имиджа. Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. -М., 1991; Муратов С., Фере Г. Люди, которые входят без стука. - М., 1971; Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса. - М., 1994; Его же. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). - М., 2001 и др.
2. См.: Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. - М.: Изд-во РУДН, 2002; Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., 1995; Его же. СМИ как коммуникативная система // Вестн. МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 2002. - № 1; Его же. СМИ как коммуникативная и информационнопроизводящая система. - М., 2002; Его же. Системная типологическая модель СМИ. -М., 2002 и др.
3. Под «медийным содержанием» в данной работе понимается содержательный комплекс средств массовой информации, включающий журналистский, документальный, художественный, рекламно-справочный и иллюстративный компоненты. Признавая неразрывность, слитость содержания медийных произведений и формы их воплощения, автор осознает определенную условность данного термина.
4. Это имеет место в случаях, когда СМИ полностью (или в решающей степени) субсидируются из госбюджетных или иных внерыночных финансовых источников, что ограничивает или исключает их рыночное самофинансирование.
5. Формат - способ организации медийного содержания, «вид, тип, характер, форма подачи информации» {Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества, с. 245.)
6. Lambeth Е.В. Committed Journalism: An Ethic for the Profession.Indiana University Press. - Bloomington-Indianapolis. 1992, p. 119; Marzolf M. Civilizing Voices: American Press Criticism. 1880-1950. - Longman-N.Y., 1991; The Media Critics // Columbia Journalism Review. - March/April 2000, p. 51-65.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грабелъников А.А. Массовая коммуникация в России: от первой газеты до информационного общества. РУДН. - М., 2001, с. 290.
2. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества-Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во МГУ, 1999.
3. Корнилов Е.А. Проблемы применения системного подхода к изучению журналистики // Методы исследования журналистики. РГУ. - Ростов-на-Дону, 1984.
3. Мелюхин КС. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. -М.: Изд-во МГУ, 1999.
4. McQuail D. Mass Communication Theory. SAGE Publ. - L.-New Delhi: Thousand Oaks, 1994.
MEDIACRITICS AS THE OBJECT OF SYSTEMATIC RESEARCH
A.P. KOROCHENSKY
Rostov State University 150, Pushkinskaya St., 344006 Rostov-on-Don, Russia
The article deals with the problems of the contemporary mediacritic and reveals its particularities as the object of systematic research.