Научная статья на тему 'Медиакритика как объект системного изучения'

Медиакритика как объект системного изучения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1366
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Короченский А. П.

В статье рассматриваются основные проблемы современной медиакритики с точки зрения системного подхода к объекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediacritics as the object of systematic research

The article deals with the problems of the contemporary mediacritic and reveals its particularities as the object of systematic research.

Текст научной работы на тему «Медиакритика как объект системного изучения»

МЕДИАКРИТИКА КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ

А.П. КОРОЧЕНСКИЙ

Ростовский государственный университет Ул. Пушкинская, 150, 344006 Ростов-на-Дону, Россия

В статье рассматриваются основные проблемы современной медиакритики с точки зрения системного подхода к объекту.

Огромное значение средств массовой информации в жизни современного российского общества парадоксальным образом сочетается с относительной неразвитостью отечественной критики печатной и электронной прессы. В то время как литературная, музыкальная, театральная, художественная критика и кинокритика давно и прочно утвердились в качестве общепризнанных областей творчества, российская критика средств массовой информации, рассматриваемая как феномен журналистики и публицистики, как особая сфера творческой деятельности, по сей день находится в стадии самоопределения и становления.

Теоретическое осмысление медиакритики как целостного феномена находится сегодня на начальном этапе. Понятие и термин «медиакритика», широко используемые в зарубежной научной литературе и журналистике, новы для отечественной журналистской науки. Однако медиакритика как явление журналистики и публицистики отнюдь не является чем-то принципиально новым: как в советский, так и в постсоветский периоды в стране было опубликовано большое количество научно-публицистических и журналистских работ, посвященных критическому осмыслению актуальных вопросов деятельности периодической печати, радио, телевидения. Наиболее плодотворным оказалось творчество отечественных критиков телевидения, развивавшееся главным образом в русле искусствоведческого направления [1].

Сегодня постоянные рубрики, разделы, колонки обозревателей и критиков СМИ (главным образом, телевидения) существуют во многих периодических изданиях. Не редкость и критико-обзорные программы на ТВ и радио, посвященные средствам массовой информации. Оформились различные специализации критико-журналистской деятельности, имеющей целью познание и оценку массово-коммуникационных явлений и процессов в различных медийных отраслях: наряду с критикой телевидения развивается критика периодической печати, радиовещания, сетевой прессы. Отраслевая специализация критиков создает условия для повышения профессионально-творческого уровня их деятельности, но вместе с тем не благоприятствует восприятию медиакритики как единого системного феномена, особой области журналистики и публицистики.

Сегодня насущно необходимым является теоретическое познание феномена медиакритики, изучение ее развития и роли в новых общественно-политических условиях, с учетом специфики рыночного функционирования СМИ.

Системный подход к изучению медиакритики предполагает выявление ее целостности, многообразных внутренних связей и взаимозависимостей, существующих в этой области журналистики и публицистики. Системный анализ медикритики как области журналистики и публицистики детерминируется следующими принципами системологии: компоненты системы рассматриваются в сложном единстве; устанавливается всеобщее основание системы (в данном случае - объект и предмет медиакритики); выявляются взаимосвязи и взаимодействие конпонентов, которые исследуются в конкретно-историческом плане, в развитии; определяются и изучаются внешние связи системы [Корнилов, с. 30]. Основным в системном анализе является функциональный анализ, который выявляет комплекс функций изучаемого объекта, реализуемый в определенном социальном или культурном контексте. Решающее значение для методологически корректного применения системного подхода имеет учет принципа развития, движения, историзма.

Системность медиакритики определяется сложностью и системным характером познаваемого ею сектора действительности - средств массовой информации (комплекса информационно-коммуникационных организаций, специализированных на производстве и распространении массовой информации и выступающих в совокупности в качестве особого социального института), их взаимоотношений с обществом. В современных условиях усиливается взаимовлияние и взаимозависимость разнородных средств массовой информации в единой системе масс-медиа [2]. Под влиянием начавшейся конвергенции (взаимопроникновения, сближения средств массовой информации в связи с их переходом на общую компьютерно-цифровую информационно-коммуникационную технологическую платформу) [Землянова, с. 97-98], разнородные масс-медиа во все большей степени приобретают сходные, родственные характеристики. Наряду с интегрирующим влиянием факторов информационного рынка это приводит к усилению признаков системности современного медийного комплекса.

Медиакритика, рассматриваемая как система, является компонентом (подсистемой) систем более высокого порядка - журналистики в целом и социума как системы общественных отношений. И вместе с тем ей, как системному явлению, свойственна определенная внутренняя структура, сложная связь ее компонентов. В зависимости от состава авторов - критиков СМИ, аудиторной направленности и предназначения критических произведений медиакритика предстает в трех основных взаимопроникающих и взаимосвязанных компонентах (видах): академической, профессиональной и массовой критики СМИ, которые образуют в совокупности сложное системное единство.

Академическая медиакритика воплощена в научно-публицистических работах ученых и исследователей и адресуется как научным кругам, так и профессионалам масс-медиа. Как правило, она познает и оценивает наиболее сложные и масштабные актуальные проблемы и процессы функционирования средств массовой информации, требующие от критиков основательного теоре-тическо-концептуального подхода, повышенного уровня компетентности, применения научных методик исследования медийной практики. В академической

медиакритике элементы публицистичности неразрывно связаны с теоретическими, концептуальными элементами.

Профессиональная (или «цеховая», внутрикорпоративная) медиакритика имеет своим адресатом сообщества журналистов и других создателей медийного содержания [3], в роли критиков же в данном случае выступают представители этих сообществ. Профессиональная медиакритика способствует самопознанию корпораций медийных профессионалов и внутрикорпоративной самокритике, совершенствованию мастерства творческих работников СМИ и постоянному пересмотру и развитию критериев их профессионализма в соответствии с общественными потребностями. Критические произведения такого рода публикуются чаще всего на страницах журналов «Журналист», «Среда», «Профессия - журналист» и других профессиональных и отраслевых изданий. Следует заметить, что понятие «профессиональная медиакритика» не исчерпывает внутреннюю критику в сообществе журналистов, поскольку в формировании медийного содержания (особенно в электронных СМИ) участвуют не только члены журналистского «цеха», но и представители других профессий (режиссеры, операторы, дикторы, дизайнеры и т. д.).

Произведения массовой медиакритики предназначаются одновременно как широкой аудитории читателей, телезрителей, радиослушателей, так и творцам содержания СМИ. При этом журналисты и другие творческие работники средств массовой информации предстают в двоякой роли. С одной стороны, это коллеги, к которым критик обращается с разбором их деятельности. С другой стороны, это часть общей аудитории - конечно же, более информированная, искушенная и критичная ее часть. Массовая медиакритика стимулирует общественный интерес к актуальным проблемам социального функционирования средств массовой информации, выступает в качестве средства обратной связи между аудиторией и СМИ, просвещения потребителей медийной информации в вопросах деятельности печатной и электронной прессы, обеспечивает возможность диалога между аудиторией и средствами массовой информации, способствует выработке общественного консенсуса в отношении к спорным сторонам деятельности масс-медиа. В числе наиболее ярких представителей российской массовой медиакритики - обозреватель телевидения И. Петровская («Известия»),

Отношения между тремя видами медиакритики, выступающими в качестве ее компонентов как системного объекта, в идеале строятся по принципу «сообщающихся сосудов». Академическая обогащает профессиональную критику СМИ теоретическими знаниями и концептуальными подходами, новыми идеями и добытым исследовательским материалом. В свою очередь, оба этих вида творческо-критической деятельности подпитывают массовую медиакритику новыми знаниями, подталкивают ее к общественным дискуссиям по наиболее важным насущным проблемам социального функционирования средств массовой информации. В России прослеживается и непосредственная связь академической критики СМИ с профессиональной и массовой медиакритикой: некоторые представители журналистской науки и искусствоведения (Д. Авраамов, С. Муратов, А. Вартанов и др.) активно работают также в области «внутрицеховой» медиакритики, либо публикуют критические работы, предназначенные для широкой аудитории. Наличие этой связи наглядно подтвержает и пример США,

где ведущие ученые-коммуникологи (Б. Багдикян, Г. Шиллер и др.) были известны не только как авторы научных трудов: их перу принадлежат и многочисленные критико-публицистические работы о ключевых проблемах социального функционирования СМИ, предназначенные в равной степени как для медийных профессионалов, так и для широкой публики.

Медиакритика познает как творческую деятельность по созданию медийного содержания и само это содержание, так и взаимоотношения средств массовой информации с социальной средой их функционирования. Системный подход к массовым коммуникациям предполагает, что изучение и оценка творчества журналистов и других создателей медийного содержания, деятельность СМИ в целом должны производиться в соотнесении с системой социальных и экономических отношений, в котором развивается эта деятельность. Сегодня, когда в России сложились основы рынка массовой информации и рекламы, когда периодическая печать, радио и телевидение превратились в разветвленный высокотехнологичный информационно-экономический комплекс, действующий под влиянием рыночных законов спроса и предложения, конкуренции и взаимовлияния, представляется совершенно недостаточной традиционная преимущественная концентрация внимания критиков на анализе и оценке медийного содержания - публикаций периодики, телевизионных и радийных программ, а также на рассмотрении творческой мастерской их создателей.

Учитывая беспрецедентно возросшую социальную роль современной печатной и электронной прессы, специфику ее функционирования в рыночных условиях, медиакритика обязана также постоянно держать в поле зрения многообразные отношения средств массовой информации с обществом. В этих отношениях печатная и электронная пресса может представать не только в роли поставщика актуальной социальной информации, знаний об непрерывно изменяющемся окружающем мире, но и как инструмент духовного и политического управления обществом, как средство обеспечения обратной связи между гражданами и властями. В контексте рыночной экономики СМИ действуют также как ее медийный сектор, как отрасль информационной индустрии, специализированная на производстве и распространении медийного содержания - разнообразных информационных продуктов, включая рекламу [Мелюхин, с. 72]. Средства массовой информации выступают на информационном рынке в роли медийных организаций (в иной терминологии - медийных предприятий) - экономических субъектов, ведущих хозяйственную деятельность особого рода.

Новые общественные реалии рождают потребность в более широком критическом рассмотрении не только содержания средств массовой информации и творческих вопросов, но и всего комплекса информационноого производства, внутренних процессов функционирования медийных организаций и профессиональных сообществ творческих работников СМИ в их взаимоотношениях с социальной практикой. Под информационным производством понимается как сама профессионально-творческая деятельность, в процессе которой создается и структурируется содержание СМИ, так и смежные с ней виды деятельности по экономическому, технологическому и правовому обеспечению функционирования медийных организаций. Содержание СМИ и массовая коммуникация, обеспечиваемая периодической печатью, телевидением, радио, сетевой прессой, выступают по отношению к информационному производству как его продукты.

Факторы экономического свойства, действующие в условиях рынка, не только определяют материально-ресурсную базу информационного производства, но во многом влияют на ее характеристики и ценностно-нормативные основы, на свойства создаваемого медийного содержания. Главным мерилом качества медийного продукта, рассматриваемого как товар и предлагаемого на информационном рынке, становится его способность обеспечить высокие показатели тиража, рейтинга (либо охвата целевой аудитории), что непосредственно сказывается на уровне доходности и прибыльности рекламной деятельности СМИ, и, в конечном счете, на конкурентоспособности медийных организаций.

В рыночных условиях отчетливо проявляется стремление медийных организаций минимизировать себестоимость информационных продуктов в целях повышения экономической эффективности своей деятельности. Исходя из этого, создатели медийного содержания обязаны постоянно заботиться не только о творческой стороне информационного производства, но и о соблюдении его определенных производственно-экономических параметров. В процессе информационного производства они действуют под постоянным давлением факторов, побуждающих их экономить время и денежные средства, с максимальной отдачей использовать наличные трудовые ресурсы и оборудование, укладываться в жесткие сроки, отведенные на создание медийных произведений [Мс(^иаП, р. 229]. Поэтому в рыночных условиях формирование содержательных приоритетов и выбор форматов СМИ являются не только результатом творческих усилий медийного персонала и учета потребностей аудитории. Создатели газетного номера, радийной или телевизионной программы не могут не учитывать мощнейшее воздействие рыночных факторов, которое проявляется даже в тех случаях, когда медийные организации не полностью включены в информационный рынок [4]. Многовекторное влияние экономических законов спроса и предложения, потребность в обеспечении выживаемости и прибыльности в условиях рыночной конкуренции являются императивами, определяющими содержательные и формально-жанровые приоритеты коммерчески ориентированных средств массовой информации. Применение к информационному производству экономических критериев эффективности и качества приводит в конечном итоге к преимущественному отбору содержательных аспектов и форматов [5], которые способны гарантировать медийной организации прибыльность и успех в конкурентной борьбе на рынке. Соответственно, применение этих же критериев отбора провоцирует отказ от форматов и элементов медийного содержания, которые не способны привлечь массовую (или целевую) аудиторию, не обеспечивают получение прибыли -даже если отвергаемые форматы и произведения соответствуют высоким творческим критериям.

Используемые в наши дни сложные технологии сбора, обработки и распространения массовой информации также задают параметры медийной деятельности, в частности, жестко определяя схемы организации и распределения труда журналистов и других работников СМИ, а нередко - и конкретные требования к содержанию и форме медийного произведения [МсОиаП, р. 230]. Особенно это присуще телевидению, которое является сложной высокотехнологичной твор-ческо-производственной системой. Сегодня, когда техническая база ТВ полу-

чила невиданное развитие, зависимость творчества создателей телевизионных программ от технологических факторов просматривается особенно отчетливо. Проявляется эта зависимость и в деятельности творческих работников периодических изданий, радиовещания.

Таким образом, в условиях современного информационного производства и рынка деятельность средств массовой информации представляет собой сложный сплав творчества, коммерческого расчета и технологического детерминизма, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретного социального, экономического, правового, культурного и профессионального контекста функционирования печатной и электронной прессы.

Современные журналисты, как и другие творческие работники средств массовой информации, действуют в качестве членов редакционной команды, медийной организации, представителей определенного профессионального сообщества. Учитывая это и признавая важность критического рассмотрения индивидуально-творческих аспектов их работы, необходимо признать также, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание корпоративно-организационным сторонам функционирования современных СМИ - особенно тем, которые приобрели в условиях информационного рынка важное, нередко определяющее, значение.

Насущно необходимым и оправданным социальной практикой является критическое рассмотрение СМИ как особой отрасли информационного производства, медийного сектора экономики, являющегося одним из компонентов рыночной системы хозяйства. Это предполагает, в частности, критическое познание процессов рыночной конкуренции и концентрации средств массовой информации, их влияния на производство и распространение информации, на содержание печатной и электронной прессы, а также рассмотрение отношений собственности в медийном секторе.

Велико и значение политических факторов, воздействующих на деятельность средств массовой информации. Исторический и современный опыт развития СМИ в условиях рынка свидетельствуют о том, что рыночные условия функционирования печатной и электронной прессы не обязательно сочетаются с политическим плюрализмом и демократией (о чем свидетельствует, например, исторический опыт ряда стран Латинской Америки и некоторых других государств мира, переживших периоды диктатур и авторитарного правления - например, Южной Кореи, Пакистана, Филиппин и др.). Поскольку между демократией и рынком не существует абсолютной взаимосвязи, немаловажное значение имеет социально-политический контекст, в котором развиваются информационный рынок и средства массовой информации. Деятельность СМИ во многом зависит от специфики сложившейся политической среды, характера применяемых к печатной и электронной прессе методов административного и экономического регулирования, от наличия (или отсутствия) условий, гарантирующих реальный идейно-политический плюрализм масс-медиа.

В новых общественно-политических условиях, сложившихся в постсоветской России после устранения партийно-государственного контроля над СМИ и осуществления мер по созданию основ их юридического регулирования, возрастает значение правовых и этических аспектов деятельности печатной и электронной прессы.

Все это также подтвержает объективную потребность в изменении сложившихся подходов к критике СМИ. Рассмотрение экономических, политических, правовых, этических, технологических факторов, влияющих на деятельность медийных организаций, не только способствует познанию явных и скрытых механизмов социального функционирования СМИ и формирования их содержания, но и оказывает влияние на восприятие этого содержания аудиторией и на ее отношение к отдельным медийным организациям и средствам массовой информации как общественному институту. Наряду с познавательной, инфор-мационно-коммуникативной, регулятивной, просветительской, социалъно-орга-низаторской функциями, свойственными журналистике в целом, медиакритика как ее особая область способна реализовать специфическую функцию - коррекционную, предусматривающую коррекцию восприятия аудиторией медийных произведений и деятельности СМИ - как отдельных медийных организаций, так и масс-медиа в целом.

Таким образом, медиакритика, рассматриваемая как особая область журналистики и публицистики, является творческо-познавательной деятельностью, направленной на познание и оценку актуальных творческих, профессиональноэтических, корпоративно-организационных, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону создания медийного содержания. Критика средств массовой информации представляет собой общение с аудиторией, в ходе которого на основе анализа, интерпретации и оценки всего комплекса медийного содержания и жанрово-стилевых форм его воплощения оказывается влияние на восприятие этого содержания публикой, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании получателей массовой информации. Медиакритика изучает и оценивает также «движущийся» комплекс многообразных взаимоотношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом. Это позволяет определить предмет медиакритики как актуальное многоаспектное социальное функционирование средств массовой информации.

Развитая медиакритика способна превратиться в уникальное средство развития диалога и взаимодействия между масс-медиа и общественностью, обеспечивающее «подстройку» деятельности средств массовой информации под развивающиеся потребности социума. Как свидетельствует зарубежный опыт [6], в условиях идейно-политического плюрализма прессы и развитости структур гражданского общества существует принципиальная возможность превращения медиакритики в средство мощного общественного влияния на СМИ, в оружие гражданской самообороны перед лицом манипулятивного воздействия СМИ на массовую аудиторию в политических и коммерческих целях. Это особенно важно в современных условиях, когда, по замечанию A.A. Грабельникова, новые масс-медиа в силу своей специфики (отсутствия «физических» границ для доступа к информации, свободы ее получения и отправления по компьютерным супермагистралям) требуют иных подходов и способов установления баланса между свободой информации и ответственностью за ее содержание, за последствия деятельности СМИ для общества и культуры [Грабельников, с. 290].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: В зеркале критики. Из истории изучения художественных возможностей массовой коммуникации / Под ред. В. Борева и С. Фурцевой. - М., 1985; Гуревич П.С. Приключения имиджа. Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. -М., 1991; Муратов С., Фере Г. Люди, которые входят без стука. - М., 1971; Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса. - М., 1994; Его же. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). - М., 2001 и др.

2. См.: Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. - М.: Изд-во РУДН, 2002; Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., 1995; Его же. СМИ как коммуникативная система // Вестн. МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 2002. - № 1; Его же. СМИ как коммуникативная и информационнопроизводящая система. - М., 2002; Его же. Системная типологическая модель СМИ. -М., 2002 и др.

3. Под «медийным содержанием» в данной работе понимается содержательный комплекс средств массовой информации, включающий журналистский, документальный, художественный, рекламно-справочный и иллюстративный компоненты. Признавая неразрывность, слитость содержания медийных произведений и формы их воплощения, автор осознает определенную условность данного термина.

4. Это имеет место в случаях, когда СМИ полностью (или в решающей степени) субсидируются из госбюджетных или иных внерыночных финансовых источников, что ограничивает или исключает их рыночное самофинансирование.

5. Формат - способ организации медийного содержания, «вид, тип, характер, форма подачи информации» {Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества, с. 245.)

6. Lambeth Е.В. Committed Journalism: An Ethic for the Profession.Indiana University Press. - Bloomington-Indianapolis. 1992, p. 119; Marzolf M. Civilizing Voices: American Press Criticism. 1880-1950. - Longman-N.Y., 1991; The Media Critics // Columbia Journalism Review. - March/April 2000, p. 51-65.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грабелъников А.А. Массовая коммуникация в России: от первой газеты до информационного общества. РУДН. - М., 2001, с. 290.

2. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества-Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во МГУ, 1999.

3. Корнилов Е.А. Проблемы применения системного подхода к изучению журналистики // Методы исследования журналистики. РГУ. - Ростов-на-Дону, 1984.

3. Мелюхин КС. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. -М.: Изд-во МГУ, 1999.

4. McQuail D. Mass Communication Theory. SAGE Publ. - L.-New Delhi: Thousand Oaks, 1994.

MEDIACRITICS AS THE OBJECT OF SYSTEMATIC RESEARCH

A.P. KOROCHENSKY

Rostov State University 150, Pushkinskaya St., 344006 Rostov-on-Don, Russia

The article deals with the problems of the contemporary mediacritic and reveals its particularities as the object of systematic research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.