Научная статья на тему 'Медиаконвергенция пространства политической сферы общества'

Медиаконвергенция пространства политической сферы общества Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

157
36
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАЛОГИЯ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАЦИИ / MEDIALOGIA / MEDIA / POLITICAL MEDIA / COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Шарков Феликс Изосимович

Социальное пространство, охватываемое теми или иными СМИ, превращается в медиапространство. Медиапространство насыщается различным контентом. В том случае, если субъектом, формирующим контент, является политический субъект, то такой сегмент медиапространства можно назвать политическим медиапространством. В пространстве политической сферы общества происходит сближение субъектов медиакоммуникации сразу на нескольких уровнях. На базовом уровне реализуется модель конвергенции технических устройств (гаджетов), используемых для сбора и обработки материала. На следующем уровне происходит конвергенция профессионализма на основе конвергентных форматов формирования контента. Конвергентный контент создает предпосылки для взаимодействия и взаимопроникновения уже на уровне компонентов системы СМИ, что в свою очередь обусловливает конвергенцию медиа в целом. Следующим слоем конвергенции является слой профессионализма, где происходит взаимопроникновение компетенций, присущих различным видам профессиональной журналистской деятельности. В широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние. Медиаконвергенция это еще и слияние человека с современной коммуникационной техникой и информационной технологией. Политизация медиапространства происходит на уровне своего собственного восприятия контента различными субъектами.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Шарков Феликс Изосимович,

THE CONVERGENCE OF POLITICAL MEDIA

Social space covered by these or other media, becomes a media space. The media is saturated with different content. In that case, if the entity that generates the content is a political entity, the media segment can be called political media. In the media, there is a convergence of subjects of communication on several levels. At a basic level implemented model of a convergence of technical devices (gadgets) used for collecting and processing material. On the next level there is a convergence of professionalism on the convergent formats of content formation. Convergent content creates the preconditions for the interaction and interpenetration at the level of the system components of the media, which in turn determines the convergence of media in General. The next layer is the convergence layer of professionalism, where the interpenetration of competencies inherent in various types of professional activities. In a broad sense, convergence can be understood not only as the mutual influence of the phenomena, but also the convergence of technologies, blurring the boundaries between them, the merger. Mediaconvergence is also the merging of man with modern communication technology and information technology. Virtualization of media space occurs at the level of their own perception of the content of different subjects, blurring in this way their identity.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Медиаконвергенция пространства политической сферы общества»

Ф.И. Шарков

МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

Аннотация

Социальное пространство, охватываемое теми или иными СМИ, превращается в ме-диапространство. Медиапространство насыщается различным контентом. В том случае, если субъектом, формирующим контент, является политический субъект, то такой сегмент медиапространства можно назвать политическим медиапростран-ством. В пространстве политической сферы общества происходит сближение субъектов медиакоммуникации сразу на нескольких уровнях. На базовом уровне реализуется модель конвергенции технических устройств (гаджетов), используемых для сбора и обработки материала. На следующем уровне происходит конвергенция профессионализма на основе конвергентных форматов формирования контента. Конвергентный контент создает предпосылки для взаимодействия и взаимопроникновения уже на уровне компонентов системы СМИ, что в свою очередь обусловливает конвергенцию медиа в целом. Следующим слоем конвергенции является слой профессионализма, где происходит взаимопроникновение компетенций, присущих различным видам профессиональной журналистской деятельности. В широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние. Медиаконвергенция - это еще и слияние человека с современной коммуникационной техникой и информационной технологией. Политизация медиапростран-ства происходит на уровне своего собственного восприятия контента различными субъектами.

Ключевые слова:

медиалогия, медиапространство, политическое медиапространство, коммуникации.

F. Sharkov

THE CONVERGENCE OF POLITICAL MEDIA

Abstract

Social space covered by these or other media, becomes a media space. The media is saturated with different content. In that case, if the entity that generates the content is a political entity, the media segment can be called political media.

In the media, there is a convergence of subjects of communication on several levels. At a basic level implemented model of a convergence of technical devices (gadgets) used for collecting and processing material. On the next level there is a convergence of professionalism on the convergent formats of content formation. Convergent content creates the preconditions for the interaction and interpenetration at the level of the system components of the media, which in turn determines the convergence of media in General. The next layer is the convergence layer of professionalism, where the interpenetration of competencies inherent in various types of professional activities. In a broad sense, convergence can be understood not only as the mutual influence of the phenomena, but also the convergence of technologies, blurring the boundaries between them, the merger. Mediaconvergence is also the merging of man with modern communication technology and information technology. Visualization of media space occurs at the level of their own perception of the content of different subjects, blurring in this way their identity.

Key words :

medialogia, media, political media, communications.

Любое пространство обладает свойством мобильности. Социальное же пространство самоорганизуется за счет действия многих социальных законов, закономерностей, включения социальных механизмов (например, социальной мобильности). В исторической ретроспективе проявлялось в виде мобильности племен, народностей, народов, вызванной потребностью освоения новых территорий, борьбы за выживание и пр. Реальность представлений окружающего мира с постоянным развитием и усложнением инфраструктуры, обрамленной множеством артефактов, постепенно стала размываться. С появлением нового типа артефактов, создаваемых на базе визуальных носителей информации, совершенно иначе стала выглядеть реальность представлений окружающего мира. Визуализация трансформирующегося окружающего пространства активизируется с помощью технических средств, позволяющих «заглянуть» практически в любые пространственно-временные сегменты современного мира.

Социальное пространство в будущем приобретает совершенно иные конфигурации и содержание. С развитием новых медиа и возникновением «четвертой информационно-коммуникационной волны» реструктурируются механизмы выбора местоположения субъектов, наблюдающих за окружающим миром. «При этом нельзя не учитывать появившиеся социальные проблемы виртуальных коммуникаций, а также особенности формирования и функционирования виртуального социального пространства» [8].

Электронные средства коммуникации стали теперь позволять, оставаясь в своих реальных координатах, рассматривать интересующие его фрагменты окружения, как-бы притягивать к себе и рассматривать изучаемые объекты через различные призмы под соответствующим углом зрения. Теперь не субъект перемещается к изучаемому объекту, а отражение объекта приближается к актору и активируется им. Именно здесь закладывается одна из базовых основ виртуализации как самого пространства, так и его восприятия в зависимости от возможностей, имеющихся у исследователя.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Животные (да и человек до цивилизационной эпохи) воспринимают мир лишь посредством приданных его организму свойств. Они объективируют мир в соответствии с «измерениями», которые производят их соответствующие чувствительные органы. Субъективность восприятия окружения обусловлена заложенными природой свойствами данного субъекта. Одни

животные воспринимают окружающий их мир преимущественно посредством зрения, другие - за счет слуха. Третьи - ощущают мир в основном через тактильные ощущения. Но это вовсе не означает, что онтологическая сущность рассматриваемых фрагментов мира такая, какими их представили субъекты с помощью своих органов (пусть даже применяя различные сконструированные приборы).

Мир позволяет себя познавать в той мере, в какой это познание доступно познающему. Однако человек, завоевав себе право преобразователя мира (однако в пределах определенных рамок), не только стал приспосабливать мир к себе, но и резко расширил пределы своих возможностей узнать лучше свое окружение. Создавая новые инструменты познания и социальные технологии взаимодействия между собой и с внешним миром, современный человек стал осваивать новые пласты природного и социального пространства. Теперь человек не просто воспринимает мир, но и конструирует его. Отметим, что «в соответствии с данными исследований особенностей восприятия информационных сообщений, передаваемых различными каналами коммуникации, человек запоминает примерно 10% того, что читал; 20% того, что слышал; 30% того, что видел; 50% того, что слышал и видел; 70% того, что сам рассказывал; 90% того, что сам делал» [2].

«Однако следует иметь в виду, что проблема сохранения норм и традиций - больной вопрос больших виртуальных сообществ. Дело в том, что сетевые социумы в силу пространственной и темпоральной фрагментации существуют по принципу «здесь и сейчас». Если принять «поколенческую» модель жизни сетевых сообщества и признать, что каждое из поколений в той или иной степени варится в собственном соку, становится понятна проблематичность нормативной преемственности» [1].

В политическом медиапространстве наиболее впечатляющими являются объемные и динамические образы, создаваемые на экранах мониторов. В нем переплетается реальность и вымысел, политические портреты, претендующие на репрезентацию образа или же сформированные под ожидание целевой аудитории. Причем совокупность различных медиа создают некую хаотическую мозаику виртуальных представлений о политическом объекте, за которым визуально наблюдает зритель - будь то партия или политический лидер. Создатель же целевого контента руководствуется желанием максимально интенсивно и точечно воздействовать на предста-

вителей целевой аудитории с тем, чтобы представляемый политический субъект выглядел наиболее выигрышно.

Интеграция каналов воздействия возможна при сочетании средств воздействия на те или иные сегменты аудитории с учетом ее приоритетов и ожиданий. Попытка механически соединить каналы коммуникации для того, чтобы повысить эффективность воздействия на аудиторию обычно не дает ожидаемого эффекта. Напомним, что сам термин конвергенция, происходящий от лат. convergo — «сближаю», задает основную формулу конвергенции. Важно не просто соединять то, что может быть «несоединимо», а находить варианты сочетания, сближения различных медиа с позиций выполнения общей задачи, пусть даже разовой, темпорально-пространственной (именно в данное время и в данном месте.

В медиапространстве это сближение происходит сразу на нескольких уровнях. На базовом уровне реализуется модель конвергенции технических устройств (гаджетов), используемых для сбора и обработки материала. На следующем уровне происходит конвергенция профессионализма на основе конвергентных форматов формирования контента. «Конвергентный контент создает предпосылки для взаимодействия и взаимопроникновения уже на уровне компонентов системы СМИ (слой конвергенции элементов системы СМИ), что в свою очередь обусловливает конвергенцию медиа в целом (слой медиаконвергенции. Следующим слоем конвергенции является слой профессионализма, где происходит взаимопроникновение компетенций, присущих различным видам профессиональной журналистской деятельности.

Сегодня система СМИ представляет собой единство уже четырех компонентов: печати, радио,телевидения, Интернет. Конвергенция в ней подразумевает соединение и объединение в одном издании различных способов донесения контента до потребителя, т.е. появление гиперизданий, включающих различные комбинации: газета + интернет, телевидение + газета + интернет и т.п.» [7].

Однако чрезмерно настойчивое действие на реципиента сразу со многих систем и уровней, чаще всего, вызывает у него отрицательную реакцию. Особенно это заметно в период повышения политической активности масс. Поэтому частота и алгоритм воздействия должны быть синхронизированы таким образом, чтобы не вызывать отторжения желаний воспринимать то, что ему навязывается. Поэтому в каждом конкретном случае тре-

буется собственная диагностика объекта и периодический замер его реакции на то или иное сообщение. Любая информация, направленная во вне субъекта, охватывает определенное социально-территориальное пространство, которое резко расширяется при передаче сообщения посредством масс-медиа.

Каждое средство массовой информации нацелено на охват своей аудитории. Политически ориентированные масс-медиа направляют свои сообщения не только на аудиторию, включенную в контекст описываемых ситуаций. Попутно их сообщения доходят и до реципиентов, в которых политический коммуникатор прямо не заинтересован [19]. Однако и эта часть людей, принявших послание коммуникатора пусть и опосредовано оказывает влияние на формирование представлений о субъекте информационных отношений и его описываемом предмете.

Медиапространство насыщается различным контентом. В том случае, если субъектом, формирующим контент, является политический субъект, то такой сегмент медиапространства можно назвать политическим медиапро-странством. В широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние [8]. В процессе профессиональной революции появлялись новые каналы коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет), что привело к необходимости разработки технологии передачи единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным медиаканалам.

Медиаконвергенция - это еще и слияние человека с современной коммуникационной техникой и информационной технологией. Виртуализация медиапространства происходит на уровне своего собственного восприятия контента различными субъектами, размывая таким способом их идентичность. В случае возникновения целесообразности в объединении возможностей различных каналов коммуникации с целью оптимизации усилий по достижению цели приходится прибегать к технологии медиакон-вергирования.

Виртуальное политическое медиапространство пока еще не такое распространенное явление, но оно генерируется уже сегодня. Новые медиа формируют свой специфический контент. Визуальный политический контент в сети в ряде случаев обрастает многими комментариями сразу в нескольких пространственных измерениях, схоластически сочетая реальность

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

и вымысел. Полнее вероятно, что в будущем еще большее число всевозможных переплетений будут создавать еще более сложное политическое пространство в многомерном измерении. Сфера конвергенции постепенно будет перемещаться из неопределенного виртуального социального пространства в отдельные сегменты политической структуры общества, в конкретные политические сообщества (например, в партийные системы), которые воспринимают своих постоянных коммуникантов в сети, имеющих общие политические установки и предпочтения как реальных представителей своего круга. Или иначе, не каналы коммуникации будут определять, какая их совокупность будет оказывать воздействие на участников виртуального сообщества, а реальная совокупность людей, имеющих общие политические установки (впрочем они могут иметь и другие основания виртуального объединения) независимо друг от друга будут приходить к общему решению по принятию или непринятию контента, предлагаемого ей средствами интерактивной электронной коммуникации. В иллюзии же реципиентов, получающих из виртуального пространства конвергированный контент, появится ощущение виртуального поля как реально существующего.

В этой «мешанине» все труднее будет различать реальные предметы, явления и процессы от виртуальных. Сами люди, включенные в виртуальную среду, начинают мыслить понятиями, далеко не всегда репрезентирующими реальность. Этому способствует появление в сети множества субъектов коммуникации, формирующих свой виртуальный образ и играющих «чужую роль». В будущем электронно-цифровые технологии, возможно, повысят точность идентификации партнеров по виртуальному общению.

Словом «конвергенция» часто обозначают процесс смешивания, взаимоуподобления. Медиаконвергенция обозначает процесс слияния ме-диатехнологий и разных медиа. Американский исследователь-социолог Д. Белл в книге «Конец идеологии» описал концепцию постиндустриального общества, экономика которого будет развиваться на основе слияния высоких технологий и информационной индустрии.

Конвергентный процесс охватывает не только процессы, протекающие в глобальной политической системе. Конвергенцию медиапространст-ва следует рассматривать и в конкретных сферах масс-медиа, отображающих коммуникации в рамках прикладных и научных субъектов. Гло-

бальные политические процессы «запускают» конвергентные процессы между различными политическими субъектами, включенными в общий «политический водоворот». В этом случае с учетом взаимопроникновения приходится рассматривать конвергентный процесс, отталкиваясь от взаимопроникновения профессиональных компетенций. П. Малиновский определяет базовые транспрофессиональные компетенции следующим образом: узкая специализация в какой-то профессии; способность к межпрофессиональной коммуникации; способность к трансдисциплинарному синтезу знаний; ориентация на сочетание фундаментальных исследований с практическим решением проблем; навыки командной работы; постоянное саморазвитие и самосовершенствование; вхождение в то, что получило название community of practice (профессиональные и транспрофессиональные сети) [5].

Конвергенция различных носителей информации, используемые не столько для фиксации событий, а сколько для их отображения наряду как на газетных и журнальных полосах, аудионосителях и телевизионных экранах в огромном интернет-пространстве. «Иными словами, во-первых, новое СМИ проходит путь от копирования предыдущих по времени СМИ, до обретения собственного образа в стилевом и жанровом смысле; во-вторых, инновационный процесс сопровождается конвергентным процессом; в-третьих, разнородные СМИ складываются в единую систему, взаимодействие (конвергенция) в которой являются необходимым атрибутом системности» [6].

«Существует и еще один покрывающий слой конвергенции, поскольку медиа уже нельзя понимать только как сферу журналистской деятельности, только как СМИ» [2]. В связи с этим отметим, что все еще имеют место - споры о том, что такое коммуникативистика, коммуникология, медиа-логия. Приведем определения автора статьи: «Коммуникативистика: а) научное направление, изучающее гуманитарные аспекты развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на общественную жизнь; б) научное направление коммуникологии, изучающее зарождение и функционирование информационно-коммуникационных систем, способы осуществления коммуникаций этих систем с внешней общественной средой, а также теоретические основы и практические аспекты социального взаимодействия в различных сетях коммуникации (включая электронные сетевые сообщества». «Коммуникология - система сформиро-

ванных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации, синтезирующие в единое знание (науку): 1) теорию коммуникации; 2) теории различных коммуникаций, разработанные различными авторами (например, теории массовой коммуникации, теории межкультурной коммуникации, многие теории социолингвистической коммуникации, теория эгалитарной коммуникации и пр.); 3) теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами».

В своей статье «Медиалогия как синтез наук: в объективе — изменяющаяся социокультурная реальность» известный российский ученый О.Н. Астафьева пишет «В книге «Медиалогия как синтез наук» процесс становления новой науки XXI века — медиалогии — рассматривается в контексте истории медиа, теории и практики медиакультуры и медиафило-софии, медиаполитики, медиаменеджмента и медиапедагогики. Основная мысль автора состоит в том, что медиалогия — это синтез гуманитарных наук, трансформировавшихся в условиях эпохи глобализма и интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), влияющих на общественное сознание и процесс социализации личности. В этом вопросе автор, безусловно, солидарен с К.Э. Разлоговым, который считает, что изучение медиа «обусловлено социальными аспектами информационного общества и перспективами культурного прогресса в целом». В этой связи, как считает Н.Б. Кириллова, кибернетика, или наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации, и информатика, изучающая общие свойства, структуру информации и принципы ее создания, являются технологическим базисом новой науки о медиа. У них иные цели и задачи, в отличие от медиалогии, объект которой, как утверждает автор, — триада «общество, медиа, человек». Отсюда вывод автора: медиалогию можно определить как синтез гуманитарных наук [2].

Отмеченные понятия охватывают те виды человеческой деятельности, в которых основную роль играет эффективная коммуникация: политическая, социокультурная, экономическая (маркетинговая, производственная и т.п.). Журналистика, при этом, выступает по отношению к ним как средство коммуникации, и как ее полноценный участник, а также как ее организатор. Политическая деятельность, политическая практика все более переносит свою коммуникативную платформу от традиционных СМИ, к новым медиа. «Следовательно, вполне можно говорить о конвергенции

разнородных коммуникативных практик как об объективном процессе и как об отличительном свойстве информационального общества, и как о свойстве органически присущему системе массовых коммуникаций (СМК). В этой связи можно констатировать формирование новой информационно-коммуникативной парадигмы медиа, характеристиками которой как раз и является: расширение медийного пространства за счет использования нежурналистских носителей информации и технологий, в частности: средств PR, рекламы, маркетинга; слияние коммуникативных практик, прежде всего журналистики и PR; согласование информационных политик самостоятельных игроков рынка, в частности: отдельных СМИ (как предприятий) и производителей продукции иного рода: корпораций, промышленных предприятий, учреждений науки и образования и т.п.» [5].

Итак, реализуемая конвергенция в политической сфере в процессе обмена знаниями, опытом, формами организации политической деятельности, политическими установками и т.п. способствует обобщению политических коммуникативных практик, нацеленных на достижение поставленной политической цели. Глобальная системная перестройка информационно-коммуникативной сферы сопровождается виртуализацией конвергентного политического медиапространства на разных уровнях. Этот процесс порой неоднозначно воспринимается и трактуется исследователями. Возможности теоретически однозначного обобщения процесса медиаконвер-генции визуального пространства политической сферы общества пока проблематичны. Среди множества объективных сложностей исследования данной проблематики являются чрезвычайно быстрые изменения отмеченных в статье процессов по сравнению с запаздывающей теоретико-методологической рефлексией.

Литература

1. Астафьева О.Н. Медиалогия как синтез наук: в объективе — изменяющаяся социокультурная реальность// Культурологический журнал. 2013. №1(11).

2. Дебрэ Р. Введение в медиологию / Пер. с франц. М.: Праксис, 2010.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Коханова Л.А., Калмыков А.А., Штепа В.И. Информационно-коммуникативная парадигма (на примере научной журналистики). М., 2008.

4. Малиновский П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение. 2007. №3(21).

5. Хелемендик В.С. Союз пера, микрофона и телекамеры (Опыт системного исследования). М.: Мысль, 1977.

6. Цвик В.Л. О конвергенции в журналистской науке // Вестник электронных и печатных СМИ. Вып. №10.

7. Чугров С.В. Российская политика сквозь призму социологических замеров // Полис. Политические исследования. 2016. №5.

8. Шляго В.О., Калмыков А.А. Телевидение: от зеркала и сцены к экрану интерфейса // Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. №3.

9. Baldwin T.F., McVoy S.D., Steinfield C. Convergence: Integrating Me-dia,Information and Communication. London: Sage, 1996.

10. Bohlin E., Brodin K., Lundgren A., Thorngren B. Convergence in Communications and Beyond, Amsterdam: Elsevier. 2000.

11. Drucker S.J., Gumpert G. Regulating convergence. New York (a.o.): Peter Lang. 2010.

12. Edward E., Schneider V. Governance and Complexity, in D. Levi-Faur (ed.), Oxford Handbook of Governance, Oxford: Oxford University Press. 2012.

13. Henry J. "Convergence? I Diverge // Technology Review. June. 2001.

14. Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York: New York University Press. 2006.

15. Killebrew K.C. Managing Media Convergence. Pathways to Journalistic Cooperation, Oxford and Victoria: Blackwell. 2005.

16. Marinho S.P., Tarcia L. Challenges and new ways of teaching journalism in times of media convergence // Brazilian journalism research. 2008. Vol. 4. №2.

17. Quoted on: Journalism and convergence: why and how traditional mass media turn into multimedia / ed. by A.G. Kachkaeva. M., 2010.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

18. Storsul T., Stuedahl D. Ambivalence towards convergence. Digitaliza-tion and Media Change, Göteborg: Nordicom. 2007.

19. Shumilov A.V. Manipulation of results of elections in «young democrats» // В^ник Одеського нацюнального уыверситету. Соцюлопя i пол™чы науки. 2013. Т. 18. №2-3(18).

References

1. Astaf'eva O.N. Medialogiya kak sintez nauk: v ob"ektive — izmenya-yushchayasya sotsiokul'turnaya real'nost'// Kul'turologicheskii zhurnal. 2013. №1(11).

2. Debre R. Vvedenie v mediologiyu. Per. s frants. M.: Praksis, 2010.

3. Kokhanova L.A., Kalmykov A.A., Shtepa V.I. Informatsionno-kommunikativnaya paradigma (na primere nauchnoi zhurnalistiki). M., 2008.

4. Malinovskii P. Vyzovy global'noi professional'noi revolyutsii na rubezhe tysyacheletii. Rossiiskoe ekspertnoe obozrenie. 2007. №3(21).

5. Khelemendik V.S. Soyuz pera, mikrofona i telekamery (Opyt sistem-nogo issledovaniya). M.: Mysl', 1977.

6. Tsvik V.L. O konvergentsii v zhurnalistskoi nauke. Vestnik elektronnykh i pechatnykh SMI. Vyp. №10.

7. Chugrov S.V. Rossiiskaya politika skvoz' prizmu sotsiologicheskikh zamerov. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2016. №5.

8. Shlyago V.O., Kalmykov A.A. Televidenie: ot zerkala i stseny k ekranu interfeisa. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. 2015. №3.

9. Baldwin T.F., McVoy S.D., Steinfield C. Convergence: Integrating Me-dia,Information and Communication. London: Sage, 1996.

10. Bohlin E., Brodin K., Lundgren A., Thorngren B. Convergence in Communications and Beyond, Amsterdam: Elsevier. 2000.

11. Drucker S.J., Gumpert G. Regulating convergence. New York (a.o.): Peter Lang. 2010.

12. Edward E., Schneider V. Governance and Complexity, in D. Levi-Faur (ed.), Oxford Handbook of Governance, Oxford: Oxford University Press. 2012.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

13. Henry J. "Convergence? I Diverge. Technology Review. June. 2001.

14. Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York: New York University Press. 2006.

15. Killebrew K.C. Managing Media Convergence. Pathways to Journalistic Cooperation, Oxford and Victoria: Blackwell. 2005.

16. Marinho S.P., Tarcia L. Challenges and new ways of teaching journalism in times of media convergence. Brazilian journalism research. 2008. Vol. 4. №2.

17. Quoted on: Journalism and convergence: why and how traditional mass media turn into multimedia. ed. by A.G. Kachkaeva. M., 2010.

18. Storsul T., Stuedahl D. Ambivalence towards convergence. Digitaliza-tion and Media Change, Göteborg: Nordicom. 2007.

19. Shumilov A.V. Manipulation of results of elections in «young democrats». Visnik Odes'kogo natsional'nogo universitetu. Sotsiologiya i politichni nauki. 2013. T. 18. №2-3(18).