Научная статья на тему 'Роль медиаконвергенции в формировании профессиональных компетенций журналиста'

Роль медиаконвергенции в формировании профессиональных компетенций журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
416
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / СМИ / MEDIA / КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / CONVERGENT JOURNALISM / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ / UNIVERSAL JOURNALIST / IT-ТЕХНОЛОГИИ / IT TECHNOLOGIES / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Давлетшина С. Р.

В статье рассматривается процесс перехода традиционной структуры редакции СМИ в конвергентную. Эта тенденция становится закономерной. Цель исследования: показать как происходит формирование дополнительного набора профессиональных компетенций журналиста XXI века под воздействием изменений в периодических изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CONVERGENCE ROLE IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE JOURNALIST

In article process of transition of traditional structure of mass media's editorial office to convergent is considered. This tendency becomes natural. Research objective: to show as there is a formation of additional set of professional competences of the journalist of the 21st century as a result of changes in periodicals.

Текст научной работы на тему «Роль медиаконвергенции в формировании профессиональных компетенций журналиста»

УДК 070

Магнитогорский государственный технический университет им. Носова в г. Магнитогорске

магистрант направления лингвистики (профессионально-деловая коммуникация в международном сотрудничестве (английский язык)) Давлетшина С.Р.

Россия, г. Магнитогорск, тел. + 7982 3324425

e-mail: [email protected]

Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk

Linguistics (Professional-Business Communication in the International Cooperation (the English language)) master's degree student

Davletshina S.R.

Russia, Magnitogorsk, + 7982

3324425

e-mail: [email protected]

С.Р. Давлетшина

РОЛЬ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЖУРНАЛИСТА

В статье рассматривается процесс перехода традиционной структуры редакции СМИ в конвергентную. Эта тенденция становится закономерной. Цель исследования: показать как происходит формирование дополнительного набора профессиональных компетенций журналиста XXI века под воздействием изменений в периодических изданий.

Ключевые слова: конвергенция, СМИ, конвергентная журналистика, универсальный журналист, IT-технологии, высшее образование.

S.R. Davletshina

MEDIA CONVERGENCE ROLE IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE JOURNALIST

In article process of transition of traditional structure of mass media's editorial office to convergent is considered. This tendency becomes natural. Research objective: to show as there is a formation of additional set of professional competences of the journalist of the 21st century as a result of changes in periodicals.

Key words: convergence, media, convergent journalism, universal journalist, IT technologies, the higher education.

В современных условиях отечественная система средств массовой информации меняется со стремительной скоростью. Трансформации происходят одновременно на нескольких уровнях: на организационном - переход редакций от вертикальной к горизонтальной (коммерческой) структуре; на технологическом - появление новых видов связи; на ментальном - кардинальные перемены в профессиональном сознании у представителей массовых коммуникаций.

Если в первом случае радикальные перемены обусловлены переходом страны к рыночной экономике, то два последних стали следствием медиаконвергенции. Под этим процессом мы пониманием не только появление цифровой площадки для обмена информацией через унифицированные каналы передачи, но и слияние смежных видов

© Давлетшина С.Р., 2016

массовой коммуникации - журналистики, рекламы, связей с общественностью и так далее [4; с. 114].

Сыграв решающую роль в судьбе отечественных СМИ, медиаконвергенция трансформировала их в мультимедийные организации. Главное отличие медиаконвер-гентных от традиционных структур заключается в поведении конвергентных редакций в цифровой среде. Речь идет о передаче посредством сетевых технологий сообщений одновременно по нескольким коммуникационным каналам. Наличие цифрового контента дает дополнительные возможности для развития медиакомпаний, привлечения большого количества пользователей. Отсюда появление принципиально новых инструментов (^ка^маркетинг, ^ка^реклама), способных повысить конкурентоспособность, узнаваемость предприятия и его продукции [2; с. 11].

Изучая особенности деятельности и качественные черты конвергентных редакций на основе работ российских исследователей, автор пришел к следующему выводу: конвергентную редакцию стоит определить как производственно-творческую структуру, функционирующую в медиапространстве и производящую на базе новых информационных технологий медиапродукт для нескольких видов СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет). При этом обозначенные технологии заложены в широкодиапазонных соединениях: на макроуровне - это канал распространения цифрового контента, на микроуровне - это оборудование для цифровой журналистики, получившее название «мультимедийные ньюзрумы», которые позволяют медиакомпаниям преобразовываться в информационные центры [3] .

Появление подобных структур позволяет вывести на качественный уровень нынешнюю журналистику и повысить ее творческий потенциал. На наш взгляд, интересную точку зрения по данному вопросу представил Дж. Бэрдоил. По его мнению, конвергенция имеет место одновременно на нескольких уровнях: технологическом, профессиональном и культурном. Сочетание перечисленных концептов образует «сетевую журналистику». Технологический фактор при этом не может рассматриваться как определяющий, потому как более существенные изменения происходят в профессиональных компетенциях «старых» и «новых» работников СМИ. «Технология является лишь инструментом, с помощью которого эти социально-культурные тенденции изменяют существующие связи в обществе» [1; с. 91]. Из чего следует, что под конвергенцией исследователь понимает не только трансформацию технологической площадки для обмена данными, но усиление гражданской позиции посредством оперативного распространения социально-значимой информации в Интернете, возможность для журналистов повысить свой профессиональный уровень.

На основе вышесказанного под «конвергентной журналистикой» мы понимаем тип производственно-творческой деятельности, которая осуществляется в условиях ме-диапространства и направлена на создание и распространение информационного продукта, способного совмещать в себе несколько видов коммуникаций (текстовый, графический, аудиовизуальный).

Очевидно, что функционирование новых СМИ порождает определенные требования к профессиональным качествам журналистов, которые должны уметь работать в конвергентных редакциях. Интересно, что изначально идея медиаконвергенции появилась в системе образования, а уже потом нашла свое отражение в профессиональных компетенциях современных практиков медиарынка. Обозначенное временное несоответствие случилось из-за влияния на российскую систему образования западных стандартов, требующих подготовки специалистов, обладающих универсальными умениями

и навыками. Именно этим объясняется появление в литературе по журналистике информации о медиаконвергенции: будущих специалистов знакомят со смежными сферами деятельности (рекламой, маркетингом, РЯ и т.д.), их особенностями.

Отсюда интенсивное использование термина «универсальный журналист». Данный термин впервые использовал известный британский журналист Д. Рэндалл. В своей одноименной книге он рассуждал о принципах журналистской работы, которые не утратили актуальность до сих пор [5]. Представление автора о журналисте сводится к определенному набору навыков, умений, уровню профессионализма. Слияние нескольких каналов связи (печать, радио, телевидение) означает, что человек должен следовать определенной модели поведения, главными принципами которой по-прежнему остается выполнение культурных, этических, морально-нравственных норм при осуществлении работы с достоверной информацией, исполнение своего профессионального долга.

Сегодня понятие «универсальный журналист» воспринимается шире с учетом всех происходящих изменений в медиаиндустрии. Ключевое отличие универсального журналиста от традиционного состоит в обладании специальными знаниями о формате, в умении использовать техническое оснащение, в максимальной реализации творческих способностей, в поиске нестандартных решений. Формирование этой идеи ставит перед образовательным процессом новые цели и задачи, отражающие специфику организационной и содержательной работы журналиста. Образовательные концепты, о которых пойдет речь далее, были утверждены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Согласно программе подготовки бакалавров по направлению «Журналистика», специалист должен уметь решать различные задачи, возникающие в медийной среде. Помимо выбора актуальной темы для публикации, сбора, селекции и анализа материала, он обязан обладать знаниями и инструментальными навыками, позволяющими ему создавать материал с использованием знаковых систем (фото-, аудио-, видео-, графической, вербальной) в разных форматах, жанрах; также сюда входит умение продвигать медиапродукт на информационном рынке на базе современных технологий с использованием различных каналов (печати, радио, телевидения, Интернета). Профессиональные компетенции включают в себя (помимо традиционных общегуманитарных ценностей) умения оперативно ориентироваться в инновационных разработках [6].

Из этого следует вывод о том, что принципы работы «универсального журналиста» выстраиваются согласно протекающим в медиаиндустрии качественным преобразованиям. Помимо традиционных навыков работы с информацией особую роль играет умение создавать особый продукт в таких форматах, которые максимально подходили бы для освещения конкретного информационного повода. Использование различных технологий позволяет связывать все виды СМИ, повышать их потенциал для создания более качественной и оперативной подачи контента.

При осуществлении данной работы перед журналистами стоит основная цель: создание продукта для нескольких каналов коммуникации и управление этим информационным потоком из единого центра. Именно в такой среде достигается максимальная синергия всех СМИ, которую допустимо понимать как: 1) объединение нескольких видов СМИ (печать, телевидение, Интернет, радио); 2) слияние разобщенных медиа, которые размывают границы между различными технологическими устройствами. В результате иногда сложно осознать то, о каком именно медиа идет речь (радио в Интернете, трансляция телевизионного канала на портативном компьютере и т. д.).

Таким образом, на основании проведенного анализа мы приходим к следующему выводу: трансформация традиционной редакции в конвергентную влечет за собой кардинальную перестройку происходящих в ней процессов. Выражается она в изменении алгоритмов и принципов создания текстовых, аудио- и видеоматериалов. При этом новые возможности информационной среды касаются не только процесса подготовки и распространения медиапродуктов. Они приводят к «растворению» технологических, организационных и многих других структур, созданию новых бизнес-моделей и формированию совершенно иных видов человеческих отношений в процессе коммуникации. Также невозможно не отметить и то, что изменяется и профессиональная роль журналиста. Работник СМИ должен адаптироваться к событиям, происходящим в информационной среде. По нашему мнению, освоение новых способов работы с информацией представителями СМИ является ключевым моментом в организации образовательного процесса в вузах.

Библиографический список

1. Bardoel J. Network Journalism: Converging Competences of Old And New Media Professionals, 2001. 103 с.

2. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция? М.: Информационное общество, 1999. 115 с.

3. Гинер Х.А. От медиакомпании к информационному центру // Официальный сайт гильдии издателей периодической печати. URL: http://www.gipp.ru/print.php?id=14132 (дата обращения: 12.09. 2016).

4. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М: [Б. и.], 2010. 200 с.

5. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. 120 с.

6. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров // Образовательный портал EDU-inform. URL: http://www.edu-inform.ru/university/specializations/031300/ (дата обращения: 23.10.2016).

References

1. Bardoel J. Network Journalism: Converging Competences of Old And New Media Professionals, 2001. 103 p.

2. Vartanova E. L. To what convergence conducts? M.: Information society, 1999. 115 p.

3. Giner H. A. From the media company to information center//the Official site of guild of publishers of periodicals. URL: http://www.gipp.ru/print.php?id=14132 (date of the address: 12:09. 2016).

4. Kachkayeva A. G. Journalism and convergence: why and as traditional media turn into multimedia. М: [B. and.], 2010. 200 p.

5. Randall D. is a universal journalist. M.: International center of journalism, 1996. 120 p.

6. Characteristic of professional activity of bachelors//Educational portal EDU-inform. URL: http://www.edu-inform.ru/university/specializations/031300/ (date of the address: 10/23/2016).

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ASPECTS OF RESEARCHING OF FICTION

УДК 372.882

Северный Арктический Федеральный университет им. М.В. Ломоносова канд. филол. наук, доцент кафедры литературы Давыдова А.В.

Россия, г. Архангельск, тел. (8182) 660588 e-mail: [email protected]

The Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov The department of literature PhD, associate professor Davydova A. V.

Russia, Arkhangelsk, (8182) 660588 e-mail: [email protected]

А.В. Давыдова

СЕВЕРНЫЙ ТЕКСТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ КАК КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

Статья посвящена рассмотрению Северного текста русской литературы для детей как возможного компонента регионального содержания в школьном изучении. Предлагается выделить два критерия (историко-литературный и жанрово-тематический), на которых базируется типология произведений и которые могут быть рассмотрены как ведущие логические принципы при отборе литературного регионально -го материала для изучения в школе и при разработке системы уроков по Северному тексту русской литературы для детей.

Ключевые слова: региональное содержание в школьном изучении литературы; Северный текст русской литературы для детей; принципы изучения; методы изучения.

A.V. Davydova

THE NORTHERN TEXT OF THE RUSSIAN LITERATURE FOR CHILDREN AS THE COMPONENT OF REGIONAL CONTENTS IN SCHOOL STUDYING

Article is devoted to consideration of the Northern text of the Russian literature for children as possible component of regional contents in school studying. It is offered to allocate two criteria (historico-literary and genre and thematic) on which the typology of works is based and which can be considered as the leading logical principles at selection of literary regional material for studying at school and at development of the system of lessons of the Northern text of the Russian literature for children.

Key words: regional contents in school studying of literature; The Northern text of the Russian literature for children; principles of studying; studying methods.

Воспитательное, образовательное и эстетическое значение художественной литературы для детей обосновал ещё В.Г. Белинский [1; с. 78]. Помимо того что произведения, созданные для ребёнка, решают целый спектр психолого-педагогических задач, дают информацию о мире, воспитывают, формируют особое коммуникативное поле и эстетический вкус, они также являются важнейшим средством передачи подрастающему поколению культурно-исторического и духовного опыта, средством для становле-

© Давыдова А.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.