Научная статья на тему 'Медиакоммуникация в контексте глобализационных процессов'

Медиакоммуникация в контексте глобализационных процессов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / медиакоммуникация / средства массовой информации / новые медиа / информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / globalization / media communication / mass media / new media / information and communication technologies (ICT)

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фэн Циня

Статья посвящена такому новому явлению современного общества, как медиакоммуникация. Бурное развитие цифровых и информационных технологий привело к тому, что население земного шара в большей степени начало потреблять информацию не через телевидение и газеты, как это было в ХХ веке, а преимущественно посредством сети Интернет. В связи с этим граждане всех стран оказались вовлеченными в новую медиаиндустрию, в связи с чем можно говорить о новом типе коммуникации, носящей глобальный характер. Автор статьи обращает внимание на взаимосвязь глобализации, коммуникации и средств массовой информации, благодаря чему создаются условия для формирования информационного контента, разрушаются границы между потребителем и создателем информационных материалов, происходят трансформационные процессы в медиасфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media communication in the context of globalization processes

The article is devoted to a new phenomenon of modern society called media communication. The rapid development of digital and information technologies has led to the fact that the population of the world began to consume information not through television and newspapers, as it was in the 20th century, but through the Internet mainly. In this regard, citizens of all countries have become involved in the new media industry. So we can talk about a new, global, type of communication. The author of the article draws attention to the relationship between globalization, communication and mass media, thanks to which conditions for the formation of information content are created, the boundaries between the consumer and the creator of information materials are destroyed, and transformational processes in the media sphere take place.

Текст научной работы на тему «Медиакоммуникация в контексте глобализационных процессов»

ФэнЦиня

Магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Медиакоммуникация в контексте глобализационных процессов*

В эпоху глобализации, затронувшей все сферы общественной жизни мирового сообщества, возрастает роль средств массовой информации. Глобализация, охватив широчайший спектр социальных, политических, технологических, экологических, культурных проблем современности, открыла дорогу быстрому распространению среди широких масс населения планеты глобальных медиа, процессу их интеграции в общественную жизнь, что тесным образом связано с развитием телекоммуникационных и интернет-технологий.

Под информационно-коммуникационной глобализацией К.В. Дементьева понимает императив информационного общества, включенный в сетевое взаимодействие, где компьютеризация информации играет приоритетную роль [1, с. 201]. Если раньше процесс коммуникации понимался как обмен информацией различного характера между двумя и более лицами, передаваемой при помощи вербальных и невербальных средств с целью достижения взаимопонимания [4, с. 79], то теперь, в эпоху глобализации, этот процесс претерпел кардинальные изменения. Современная нам коммуникативная реальность есть не что иное, как медиареальность, представляющая собой «совокупность различных средств, методов и алгоритмов передачи информации» [5, с. 136]. Важно также отметить, что «технологический прогресс не только увеличил скорость обмена информацией, но также создал аудиовизуальный виртуальный слой, пронизывающий все области реальности» [5, с. 136].

В XXI веке в системе массовых коммуникаций сложилась ситуация, которую можно обозначить, как «новый уровень информационного воздействия на социум» [1, с. 202]. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и средства массовой информации начали пересекаться и интегрироваться в глобальное пространство [9]. Благодаря информационно-технологическому прогрессу, мир превратился в «глобальную деревню», образ которой создал еще в 1962 году в книге «Галактика Гутенберга» ка-

© Фэн Циня, 2023.

надский философ, культуролог и литературный критик Маршалл Маклю-эн. В этом произведении автор показывает, как с появлением электронных средств коммуникации происходит расширение деревни до размеров мира. Житель «глобальной деревни» Маклюэна живет в условиях приоритета электронных средств связи, которые делают расстояние между коммуникантами несуществующим [14, с. 13]. Конечно, Маклюэн, живший в эпоху первых средств электронной коммуникации (спутникового телевидения, ЭВМ четвертого поколения), когда еще только начало формироваться электронное мышление, не предполагал, что спустя полвека люди, находясь на большом расстоянии друг от друга и живущие на разных континентах, будут не только общаться в режиме реального времени, но и видеть своего собеседника по видеосвязи, посылать друг другу не только сообщения, но и фотографии, обмениваться информацией в рамках реального времени. Это стало возможным лишь с изобретением Интернета, принципиально изменившего способы реализации коммуникации в современном обществе на глобальном уровне.

По мысли Ю.В. Маркиной, информационные инновации XXI века «не только значительно расширяют возможности управления государством, развития информационного обмена, оказания государственных услуг, но и существенно повышают ценность информации как стратегического ресурса» [3, с. 183]. Информация, распространяемая бешеными темпами, прежде всего, помогает консолидировать общество. По мысли С.Л. Уразовой, в самой природе человека заложена «социальная потребность в массовой коммуникации, будь то обмен суждениями, информацией, знаниями» [6, с. 26]. Если раньше, на прежних этапах истории, у человека не было возможности проявить себя как личность, высказав открыто свои мысли, чувства, жизненную позицию, что является необходимым условием самовыражения, то теперь, с появлением технологических возможностей общения, на первый план выступает фигура коммуниканта, площадкой позиционирования которого являются различные Интернет-платформы (социальные сети, чаты, микроблоги, форумы и т.п.).

С начала ХХ1 в. в мире развивается явление, которое в западной меди-аиндустрии получило название "consumer generated media (CGM)", то есть медиа, созданные потребителями. Одним из самых ярких и удачных примеров CGM как интернет-платформы для видео является YouTube-канал. Лучшим веб-сайтом для обмена фотографиями признан Instagram. Для ведения блогов пользователи Европы и США чаще всего используют социальную сеть Facebook и «Живой Журнал» (Live Journal). Фактически, веб-блоги можно считать гражданской журналистикой. В настоящее время они успешно конкурируют с печатными и электронными медиа-изданиями. Так, по последним данным, страницы блогеров, работающих на Интернет-

платформе Дзен, посещаются чаще, чем Интернет-порталы с «официальными» новостями.

Медиакоммуникация, как считает Б. Латур, «влияет на формирование социального субъекта, определяет его ценностную парадигму, через которую человек рассматривает себя и других. Если до эпохи глобальной сети человек находился в локальном коммуникационном пространстве, то теперь он находится в глобальном социуме» [2, с. 125-126].

В эпоху глобализации возник и феномен так называемых «новых медиа» - информационных изданий и программ, заменивших традиционные СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение), но способных, объединив в единое целое текст, аудио, видео, различного рода иллюстративный материал, передавать большие объемы информации, причем в неограниченных объемах и практически мгновенно [5, с. 138].

Если до 1990-х годов СМИ носили преимущественно национальный характер, то новые медиа вышли за пределы национального государства и постепенно завоевывают аудиторию по всему миру.

Отличительной особенностью «новых медиа» является не только их доступность (пользователи могут найти необходимый им медиаресурс на практически всех цифровых устройствах), но и возможность участвовать в создании информационного контента, высказывая свои пожелания, предложения, добавляя информацию, что всегда учитывается и самими авторами статей, и редакцией сетевого издания, которая всегда приветствует активность читателей.

По сути дела, сетевые СМИ являются форумом, где каждый пользователь может открыто высказать свою точку зрения, выразить свое мнение, подать определенную идею, хотя не всегда дискуссии, разгоревшиеся на «площадке», носят позитивный характер. Некоторые комментарии, к примеру, вносят агрессивную «нотку» в мирное обсуждение проблемы, что может привести к дальнейшей эскалации напряженности в Интернет-сообществе [13, с. 77].

Сегодня новые медиа рассматриваются как фактор, играющий ключевую роль в развитии глобализации. Стремительное развитие сетевых СМИ стало основной силой, ускоряющей тенденцию глобализации в человеческом обществе в течение последних десятилетий. Новые медиа считаются «новыми» не только потому, что сочетают в себе признаки традиционных СМИ и цифровых технологий. Обладая уникальной и неповторимой природой, новые медиа вывели взаимодействие людей и общества на новый уровень, что привело к трансформации человеческого общества, хотя, по мнению некоторых исследователей, они ставят под сомнение само существование человеческой коммуникации в традиционном понимании [8, с. 3].

Но, на наш взгляд, традиционная коммуникация никуда не исчезла.

Благодаря феномену глобальной сети, коммуникативные стратегии человечества трансформировались, что привело к трансформации экономической деятельности, культурных моделей, стилей взаимодействия и других аспектов человеческого общества.

Но, как гласит русская пословица, «в каждой бочке всегда найдется ложка дегтя». В контексте растущей глобализации СМИ не стоит забывать и о так называемом медиа-империализме. Этот термин был введен Оливером Бойд-Барреттом еще в 1998 году [7]. Под медиа-империализмом следует понимать информационную политику средств массовой информации определенных стран, которые доминируют в глобальном пространстве, навязывая свою точку зрения и свое видением мира остальному мировому сообществу. Самым ярким примером медиа-империализма на международной арене являются США, которые используют медиа как инструмент влияния на другие страны и регионы.

Е. Херман и Р. Макчесни утверждают, что на мировом медиа рынке доминируют такие американские компании, как Time Warner, Disney, Bertels-man, Viacom, Tele-Communications INC, News Corporation, Sony, Seagram, General Electric и Philips [10].

Олигополистической структурой современной медиаиндустрии является круглосуточное международное информационное агентство CNN, принадлежащее Теду Тернеру и рассматриваемое как воплощение глобальной медиакорпорации. С того самого дня, как агентство стало в режиме реального времени освещать театр военных действий в Персидском Заливе (1991), заговорили о потенциальном влиянии CNN на принятие политических решений (даже появился термин «эффект CNN»). Репортажи данной компании, которая транслировала новости по всему миру через кабельное телевидение и получила высокую оценку за прогрессивное для того времени использование новейшей технологии сбора новостей -спутниковую связь, стали отражением внешней политики США. Но спустя десять лет у CNN появился конкурент - базирующаяся в Катаре телекомпания «Аль-Джазира» (Al Jazeera), предоставившая миру альтернативную сеть новостей. Эта компания не только укрепила свои позиции в арабском мире, но и пыталась противостоять гегемонии США, навязывавшей свои политические взгляды мировому сообществу [12].

Следует отметить, что некоторые исследователи медиа-империализм считают одной из форм глобализации, которую, с их точки зрения, стоит назвать американизацией, поскольку только США получают пользу от гло-бализационных процессов, затрагивающих медиа [11, с. 1].

В. Каул считает, что сегодня СМИ превратились в бизнес, в котором доминируют масс-медийные корпорации, продвигающие политические, экономические и культурные интересы на уровне отдельных администраций.

Такие транснациональные новостные каналы не только с региональным, но и глобальным охватом, как CNN, BBC World, Euronews, Sky News и Star News, непрерывно вещающие во все уголки мира, являются вестниками новой глобальной эры, «глашатаями» глобальной деревни [11, с. 2].

Итак, в XXI веке, когда современный мир вступил в эпоху новой системы взаимоотношений, когда люди независимо от места жительства являются участниками единого информационного миропорядка, наступил новый этап процесса коммуникации, именуемый медиа-коммуникацией. Современный уровень медиа-коммуникации позволяет людям быть полноценными соучастниками коммуникационных процессов - не только потреблять информацию, но и производить ее, оценивать и ретранслировать. Таким образом, благодаря медиа-коммуникации, человечество все больше и больше включается в единую мировую сеть глобального информационного пространства.

Библиографический список / Reference

[1] Дементьева К.В. Медиакоммуникации региона в условиях глобализации и глокализации информацион-

ного пространства (на примере СМИ Республики Мордовия) // Научный диалог. 2020. № 8. С. 200-214. Dementieva K.V. Media communications of the region in the context of globalization and glocalization of the information space (on the example of the media of the Republic of Mordovia) // Scientific dialogue. 2020. № 8. P. 200-214.

[2] Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. - М.: Издательский дом Высшей

школы экономики, 2014. 384 c. Latour B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network Theory. - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2014. 384 p.

[3] Маркина Ю.В. Специфика медийной глобализации и противоречия диверсификации западных СМИ //

Вестник НГУ. Сер. История. Филология. 2021. Т. 20. № 6. С. 180-191. Markina Yu.V. Specifics of media globalization and contradictions in the diversification of Western media // Bulletin of NSU. Ser. Story. Philology. 2021. Vol. 20. № 6. P. 180-191.

[4] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М.: 2004. 288 с. Sadokhin A.P. Intercultural communication. - M.: Alfa-M; INFRA-M.: 2004. 288 p.

[5] Стычинский М.С. Феномен новых медиа в контексте процессов глобализации культуры // Контекст и

рефлексия: философия о мире и человеке. 2021. Т. 10. № 6А. С. 135-143. Stychinsky M.S. The phenomenon of new media in the context of the processes of globalization of culture // Context and reflection: philosophy about the world and man. 2021. Vol. 10. № 6A. P. 135-143.

[6] Уразова С.Л. Медиакоммуникации в фокусе цифровых трансформаций // МедиаАльманах. 2015. № 6.

С. 21-29.

Urazova S.L. Media communications in the focus of digital transformation // Media Almanac. 2015. № 6. P. 21-29.

[7] Boyd-Barrett O. Media Imperialism Reformulated // Electronic Empires - Global Media and Local Resistance /

Ed. by D. Thussu. - London: Arnold, 1988. Р. 157-177.

[8] Guo-Ming Chen. The Impact of New Media on Intercultural Communication in Global Context // China Media

Research. 2012. № 8 (2). Р. 1-10.

[9] Flew T. New Media: An introduction. - Melbourne: Oxford University Press, 2005. 308 р.

[10] Herman E.S. & McChesney R.W. The Global Media - the New Missionaries of Corporate Capitalism. - London: Continuum, 2004. 276 р.

[11] Kaul V. Globalization and Media // Journal of Mass Communication & Journalism. 2011. Vol. 1. Issue 1. P. 1-6.

[12] Matos C. Mass media and globalization // URL: file:///C:/Users/ADMIN/Documents/Downloads/massmedi-aentryglobalization.pdf.

[13] Pinar A., Tuneva M., Mengu S. Intercultural Communication and the Media: A Study of the Effect of Globalization and New Technologies // Linking Business and Communication From A Sparkle To A Flame / Ed. by Pedja Asanin Gole. - Maribor: DOBA Business School, 2018. Р. 73-86.

[14] Shabir G., Safdar G., Jamil T., Bano S. Mass Media, Communication and Globalization with the Perspective of 21st Century // New Media and Mass Communication. 2015. Vol. 34. P. 11-15.

ФэнЦиня

Магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Медиакоммуникация в контексте глобализационных процессов Аннотация. Статья посвящена такому новому явлению современного общества, как медиакоммуникация. Бурное развитие цифровых и информационных технологий привело к тому, что население земного шара в большей степени начало потреблять информацию не через телевидение и газеты, как это было в ХХ веке, а преимущественно посредством сети Интернет. В связи с этим граждане всех стран оказались вовлеченными в новую медиаинду-стрию, в связи с чем можно говорить о новом типе коммуникации, носящей глобальный характер. Автор статьи обращает внимание на взаимосвязь глобализации, коммуникации и средств массовой информации, благодаря чему создаются условия для формирования информационного контента, разрушаются границы между потребителем и создателем информационных материалов, происходят трансформационные процессы в медиасфере.

Ключевые слова: глобализация, медиакоммуникация, средства массовой информации, новые медиа, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Feng QingYa

Master, Lomonosov Moscow State University.

Media communication in the context of globalization processes Abstract. The article is devoted to a new phenomenon of modern society called media communication. The rapid development of digital and information technologies has led to the fact that the population of the world began to consume information not through television and newspapers, as it was in the 20th century, but through the Internet mainly. In this regard, citizens of all countries have become involved in the new media industry. So we can talk about a new, global, type of communication. The author of the article draws attention to the relationship between globalization, communication and mass media, thanks to which conditions for the formation of information content are created, the boundaries between the consumer and the creator of information materials are destroyed, and transformational processes in the media sphere take place.

Key words: globalization, media communication, mass media, new media, information and communication technologies (ICT).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.