Научная статья на тему 'МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ'

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / медиаграмотность / контент / онлайн-площадки / информационное пространство / поколение Z / образовательные медиатехнологии / media education / media literacy / content / online platforms / information space / generation Z / educational media technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желтухина Марина Ростиславовна, Донскова Людмила Александровна, Зеленская Лариса Лактемировна

Информационное пространство играет важную роль для развития молодого поколения, жизнь которой в большей степени протекает в медиасреде и именно в ней устанавливается наибольшее количество коммуникаций. С возросшей ролью медиа сегмента в обществе все чаще акцентируется внимание на необходимости развития медиаграмотности на всех этапах образовательной деятельности. Медиаграмотный специалист понимает, каким образом устроены информационные ресурсы и способен критически оценивать полученные данные. Развитие медиаграмотности осуществляется в рамках медиаобразования, содержанием которого является изучение различных видов массово-информационной деятельности с целью приобретения навыков работы с информацией и овладения современными медиатехнологиями. В качестве востребованных технологий обучения медиаграмотности были описаны тренинговые, проектные, диалоговые технологии и веб-квесты. Системное и регулярное использование представленных педагогических технологий в процессе обучения способствует развитию критического и творческого мышления, умения работать с большими объемами информации, продуктивной работе в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information space plays an important role for the development of the younger generation, whose life largely takes place in the media environment and it is in it that the greatest number of communications are established. With the increased role of the media segment in society, attention is increasingly focused on the need to develop media literacy at all stages of educational activity. A media literate specialist understands how information resources are arranged and can critically evaluate the data obtained. The development of media literacy is carried out within the framework of media education, the content of which is the study of various types of mass information activities to acquire skills in working with information and mastering modern media technologies. Training, project, dialog technologies and web quests were described as popular technologies for forming media literacy. Systematic and regular use of the presented pedagogical technologies in the learning process contributes to the development of critical and creative thinking, the ability to work with large amounts of information, productive work in a team.

Текст научной работы на тему «МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ»

[7]. Это означает, что затраты на повышение их компетенций, произведенные российскими компаниями, были фактически потеряны. В этом плане важно сочетать анализируемый нами процесс обучения с прогнозом мобильности и закреплением кадров.

Выводы. Рост неопределенности на фоне геополитической эскалации, массовый отток IT-специалистов актуализирует для российских компаний задачи максимального развития профессионально-цифровых компетенций своих специалистов, сочетая сочетаться их реализацию с политикой закрепления кадров. При этом важна как сама внутрикорпоративная подготовка, так и уверенность персонала в своей цифровой компетентности, а на этой основе в своем месте в компании, которая обеспечивает сближение самооценки, уверенности в самоэффективности и объективной оценки компетенций сотрудника. Его амбициозные, но реалистичные убеждения в своей цифровой компетентности формируют способность и уверенность в успешной адаптации к изменениям.

Развивая цифровые компетентности своего персонала, компании важно не просто максимально продвигать позитивные, адекватные реальности убеждения в личной компетентности на тренингах, а трансформировать их в лучшие практики, реализуя их в наиболее благоприятном корпоративном климате.

Литература:

1. Bandura, A. Self-efficacy: the exercise of control / A. Bandura A. - New York: W.H. Freeman. 1997. - 382 p.

2. Madhavan, P. Effects of Computer Self-Efficacy and System Reliability on User Interaction with Decision Support Systems / P. Madhavan, R.R. Phillips // Computers in Human Behavior. - 2010,- №26(2). - P. 199-204

3. Зайнетдинова, И.Ф. Оценка деятельности работников организации / И.Ф. Зайнетдинова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2016. - 212 с.

4. Скалкина, И.Э. Обучение персонала цифровым компетенциям как инструмент развития организации / Н.Э. Скалкина, П.В. Попова. // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (449). - С. 167-170. - URL: https://moluch.ru/archive/449/98686/ (дата обращения: 18.10.2023)

5. Епихина, Ю.Б. Социальная мобильность IT-специалистов / Ю.Б. Епихина // Горный информационно-аналитический бюллетень - 2021. - № 4,- С. 74-85

6. Карелова, P.A. Формирование профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов в процессе становления субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Карелова Рия Александровна. - Екатеринбург, 2017. - 189 с.

7. Более 30% IT-специалистов уехали из России или планируют релокацию // Forbes. 2022. 26 сентября https://www.forbes.ru

Педагогика

УДК 378.148

доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); кандидат филологических наук, доцент Донскова Людмила Александровна Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар); кандидат филологических наук, профессор Зеленская Лариса Лактемировна

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (г. Москва) МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Информационное пространство играет важную роль для развития молодого поколения, жизнь которой в большей степени протекает в медиасреде и именно в ней устанавливается наибольшее количество коммуникаций. С возросшей ролью медиа сегмента в обществе все чаще акцентируется внимание на необходимости развития медиаграмотности на всех этапах образовательной деятельности. Медиаграмотный специалист понимает, каким образом устроены информационные ресурсы и способен критически оценивать полученные данные. Развитие медиаграмотности осуществляется в рамках медиаобразования, содержанием которого является изучение различных видов массово-информационной деятельности с целью приобретения навыков работы с информацией и овладения современными медиатехнологиями. В качестве востребованных технологий обучения медиаграмотности были описаны тренинговые, проектные, диалоговые технологии и веб-квесты. Системное и регулярное использование представленных педагогических технологий в процессе обучения способствует развитию критического и творческого мышления, умения работать с большими объемами информации, продуктивной работе в коллективе.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, контент, онлайн-площадки, информационное пространство, поколение Z, образовательные медиатехнологии.

Annotation. The information space plays an important role for the development of the younger generation, whose life largely takes place in the media environment and it is in it that the greatest number of communications are established. With the increased role of the media segment in society, attention is increasingly focused on the need to develop media literacy at all stages of educational activity. A media literate specialist understands how information resources are arranged and can critically evaluate the data obtained. The development of media literacy is carried out within the framework of media education, the content of which is the study of various types of mass information activities to acquire skills in working with information and mastering modern media technologies. Training, project, dialog technologies and web quests were described as popular technologies for forming media literacy. Systematic and regular use of the presented pedagogical technologies in the learning process contributes to the development of critical and creative thinking, the ability to work with large amounts of information, productive work in a team.

Key words: media education, media literacy, content, online platforms, information space, generation Z, educational media technologies.

Введение. В современном информационном обществе формирование ценностей, установок, жизненных сценариев и в целом картины мира связано с повсеместным внедрением медиа. Для поколения Z свойственно не только производство медиаинформации, но и ее активное потребление [7; 16]. Информационное пространство играет важную роль для развития молодого поколения, жизнь которой в большей степени протекает в медиасреде и именно в ней устанавливается наибольшее количество коммуникаций. С возросшей ролью медиасегмента в обществе все чаще акцентируется внимание на необходимости формирования и развития медиаграмотности на всех этапах научно-образовательной культурно-просветительской деятельности.

Медиаграмотность представляет собой способность находить, анализировать, оценивать, представлять информацию в различных формах. С точки зрения Д. Макдугал, медиаграмотность понимается как форма критического рефлексивного мышления в повышении устойчивости к дезинформации [9]. Необходимо подчеркнуть тот факт, что современные СМИ намеренно или неосознанно применяют в медиапрактике фейки, часто из-за невозможности проверить достоверность информации, создают и транслируют слухи, закрепляют стереотипы в сознании адресата [13], порождают страхи, агрессию и разного рода вражду [14; 15], что не позволяет адресату корректно прочитать и усвоить информацию, оценить обстановку и принять верное решение для совершения того или иного вербального или невербального поступка.

Медиаграмотный специалист использует в своей деятельности различные формы медиа - от Интернета до телевидения. Он понимает, каким образом устроены информационные ресурсы и способен критически подходить к полученным из различных источников данным. Медиаграмотность включает в себя также способность человека оценить свои действия в электронной среде [6].

С позиции Европейской комиссии медиаграмотность включает в себя следующие компоненты:

- способность продуктивно взаимодействовать с различными видами медиа-контента;

- навыки оценки достоверности полученных данных;

- применение разных форм медиаматериалов;

- критический подход к информации;

- способность применять креативное мышление в процессе работы с медиаконтентом [8].

В рамках обучения медиаграмотности необходимо выполнять ряд условий, способствующих профессиональному становлению современного специалиста:

- активное исследование и критическое осмысление данных, получаемых и продуцируемых в образовательной деятельности;

- формирование соответствующих навыков требует системной, интерактивной и постоянной практики;

- медиа деятели должны осознавать свою деятельность и избегать возможного причинения вреда.

Изложение основного материала статьи. Понятие медиаграмотности все чаще встречается и исследуется в научных публикациях. Это связано с тем, что медиаграмотность является одной из ключевых компетенций современного специалиста. Большие потоки информации требуют от личности не только критического восприятия данных, результативной обработки информации, но и творческого осмысления медиаконтента [10].

Развитие медиаграмотности осуществляется в рамках медиаобразования [3], содержанием которого является изучение различных видов массово-информационной деятельности с целью приобретения навыков работы с информацией и овладения современными медиатехнологиями.

Э.Н. Якубовская и A.B. Якубовский отмечают, что в современную систему образования необходимо внедрять обучение медиаграмотности, поскольку это способствует развитию навыков адекватного восприятия и правильного отношения к информационным источникам. Реализация медиаобразования нацелено на формирование навыков понимания окружающей действительности, умения использовать полученные умения на практике [12].

С позиции Д.А. Горскова, O.A. Шамигуловой виртуальное общение уже является обычным явлением в современном мире. Современное поколение выросло в эпоху информатизации, и не представляет свою жизнь без использования гаджетов. Молодежь уже не осознает разницу между реальным и виртуальным пространством, общение в мессенджерах зачастую заменяет традиционную коммуникацию. Новое поколение все чаще стремиться как можно быстрее получить информацию, предпочитая аудио- и видео-контент. В силу своего возраста и не сформировавшихся навыков работы с информацией, подростки имеют вероятность оказаться обманутыми, особенно при вовлечении в социально-политические процессы [5]. Фейковая информация может стать влияющим фактором на мировоззрение подрастающего поколения. Именно поэтому важно учить молодежь отличать истинную информацию, подкрепленную реальными фактами от фальсифицированной информации, основанной на субъективном мнении. Авторы утверждают, что медиаграмотность является своеобразной «сывороткой правды», которая способствует критическому восприятию информации. Медиаграмотность является одной из важнейших компетенций в эпоху цифровизации [4].

Н.И. Шилина, Е.Я. Сердюкова рассматривают основные тренды цифровой эпохи, среди которых геймификация, использование облачного пространства, внедрение технологий дополненной реальности, использование социальных сетей, технологий визуализации. По мнению авторов, медиаобразование является одним из важнейших трендов современного образования. Медиасредства направлены на развитие самостоятельности обучающихся, навыков анализа и оценки информации, становление эмоциональной и интеллектуальной сферы. В рамках образовательного процесса авторы предлагают обучать медиаграмотности, используя при этом современные технологии [11].

К.Ю. Базаркулова предлагает использовать следующие правила медиаграмотности [1]:

- внимательно читать заголовки, поскольку зачастую фальсифицированная информация подается как сенсационная новость;

- знакомиться с информацией только на официальных сайтах;

- проверять подлинность фото- и видео-контента;

- найти похожую информацию на сторонних ресурсах.

В системе медиаобразования встает вопрос касательно использования технологий обучения медиаграмотности в образовательном процессе. С целью определения наиболее востребованных технологий обучения медиаграмотности был проведен опрос среди педагогических работников системы высшего образования. Выборка составила 176 человек. Опрос проводился в Волгограде, Москве и Краснодаре с использованием платформы Kahoot. Её возможности позволяют получать результаты в виде отчета с диаграммами.

Преподавателям был представлен обширный список существующих педагогических технологий с их описанием. Задача респондентов состояла в том, чтобы распределить предложенные педагогические технологии по степени востребованности в системе медиаобразования.

Результаты представлены на рис.1 ниже.

По мнению респондентов, тренинговые технологии (83,7%) наиболее востребованы в процессе обучения медиаграмотности. Тренинги представляют собой активный метод обучения, поскольку направлены на выполнение совокупности задач, таких как анализ ситуации, получение новых знаний и их применение на практике. В процессе участия в тренингах, обучающиеся учатся работать в команде, развивают свой творческий потенциал. В рамках формирования медиаграмотности педагоги утверждают, что необходимо применять социально-психологические тренинги, поскольку они меняют восприятие окружающей действительности и способствуют личностным изменениям. В процессе рефлексии студенты способны самостоятельно оценить уровень своих знаний. Тренинги, направленные на формирование медиаграмотности, способствуют личностным рассуждениям о проблеме и критической оценке медиаконтента.

90 80-- м ♦if

<# <# лО лО .о4 о^ сГ cf -сГ -сГ -¿Г ^ / s / у £ / / / / ✓

Рисунок 1. Результаты опроса педагогов о востребованных технологиях формирования медиаграмотности

Проектные технологии отметили 74,6% опрашиваемых педагогов. С их точки зрения продуктивный процесс обучения связан с самой жизнью. Обучающиеся должны быть способны не только получать знания на занятиях, но и использовать их в практической деятельности. Востребованность проектных технологий связана с развитием у субъектов обучения навыков оценки информации, выбора наиболее оптимальных решений проблемы [2]. Также формируются умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать различные источники информации, предлагать креативные и творческие идеи для достижения высоких результатов обучения.

Диалоговые технологии являются востребованным способом обучения медиаграмотности для 69,1% респондентов. Указанные технологии являются ведущими в вопросах формирования навыков представления своих результатов, умения аргументировать свою точку зрения и умения анализировать мнение других участников совместной деятельности. В качестве формы организации учебного занятия с использованием диалоговых технологий педагоги отмечали дебаты.

Веб-квесты выбрали 65,5% педагогических работников. Студенты зачастую используют онлайн-площадки в «корыстных целях», копируя готовую информацию. Пассивный характер работы с контентом может привести к потребительскому отношению со стороны обучающихся, а в будущем к стереотипному мышлению. Для развития нравственной, инициативной, самостоятельной личности необходимо не только использование традиционных учебных материалов, но и важно предлагать студентам варианты информации, отражающие различные подходы к решению представленных проблем. Веб-квест направлен не на получение готовых к использованию знаний, а на вовлечение обучающихся в поисково-творческую деятельность.

Педагоги отмечали также игровые технологии (34,8%), технологии командообразования (24,7%).

Выводы. В результате проведенного исследования подтвержден тот факт, что медиаграмотность в современных условиях развития медиапространства становится важнейшим инструментом в борьбе с фальсифицированной информацией. В контексте новой, партиципаторной культуры, где каждый пользователь сети Интернет может выразить собственное мнение, важно не стать заложником субъективной «истины». Формирование медиаграмотности позволяет будущим специалистам анализировать, оценивать и представлять материалы медиаконтента в различных формах и видах.

В качестве востребованных технологий формирования медиаграмотности были описаны тренинговые, проектные, диалоговые технологии и веб-квесты. Системное и регулярное использование представленных педагогических технологий в процессе медиаобучения в современной цифровой среде способствует развитию критического и творческого мышления, умения работать с большими объемами информации, продуктивной работе в коллективе. Медиаобразовательные технологии полезны для разных возрастов, но особую значимость они приобретают в процессе формирования и развития коммуникативной компетентности и медиаграмотности молодежи.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов состоял в следующем: изучение понятия «медиаграмотность», а также путей формирования медиаграмотности в цифровой среде (Желтухина М.Р.), выявление и описание эффективных технологий формирования медиаграмотности (Донскова Л.А. и Зеленская Л.Л.), проведение опроса педагогов о востребованных технологиях формирования медиаграмотности и анализ его результатов (все соавторы).

Литература:

1. Базаркулова, К.Ю. Использование приемов «медиаграмотности» для распознования fake news / К.Ю. Базаркулова // Научные записки молодых исследователей. - 2022. - Т. 10, № 5,- С. 36-45. -EDN KTHWPQ

2. Ваганова, О.И. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза / О.И Ваганова, Ж.В. Смирнова, A.B. Трутанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-1. - С. 44-50. -EDN ZNOLGP

3. Вартанова, Е.Л. О важности медиаобразования: два урока пандемии / Е.Л. Вартанова // Меди@льманах. - 2021. -№ 1(102).-С. 8-13. -DOI 10.30547/mediaalmanah.l.2021.813. - EDN WCJALT

4. Горсков, Д.А. Формирование медиаграмотности обучающейся молодежи средствами гуманитарного образования / Д.А. Горсков, O.A. Шамигулова // Учитель создает нацию (а-х. А. Кадыров): Сборник материалов V международной научно-практической конференции, Грозный, 25 ноября 2020 года. - Махачкала - Грозный: Издательство «АЛЕФ», 2020. -С. 35-38. - EDN YQTTBA

5. Желтухина, М.Р. Вербальное меднавоздейетвие на политическое сознание в кризисной ситуации / М.Р. Желтухина // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2011. - № 3. - С. 7-12. - EDN OCOOYV

6. Кобылинская, Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Н.Н. Кобылинская // Вестник Белгородского института развития образования. - 2021. - Т. 8, № 3(21). - С. 28-40. - EDN VLKVCO

7. Кобылинская, Н.Н. Повышение уровня медиаграмотности учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Н.Н. Кобылинская // Информационные системы и технологии: материалы международного научного конгресса по информатике. В 3 ч., Минск, 27-28 октября 2022 года. Том 3. - Минск: Белорусский государственный университет, 2022. - С. 100-105. - EDN QEGAJQ

8. Котляр, П.С. Медиаграмотность в условиях развития цифровых технологий / П.С. Котляр // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - № 8. - С. 26-32. - EDN ZEUPPF

9. Макдугал, Д. Медиаграмотность как антидот к дезинформации / Д. Макдугал // Социодиггер. - 2021. - Т. 2, № 6(11). - С. 36-37. - EDN DUYBBM

10. Третьяков, А.Л. Использование средств медиаобразования для целей правового просвещения / А.Л. Третьяков, А.А. Демидов // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 4(21). - С. 6-14. - EDN XAKNMV

11. Шилина, Н.И. Медиапедагогическая компетентность как интегративная компетентность в условиях цифровизации и информатизации / Н.И. Шилина, Е.Я. Сердюкова // Педагогика и психология: теория и практика. - 2021. - № 3(23). -С. 186-193. -EDN QCRFLF

12. Якубовская, Э.Н. Формирование медиаграмотности учащихся на примере материала с экологическим содержанием / Э.Н. Якубовская, А.В. Якубовский // Образование в интересах будущего: Мат-лы Междунар. научно-практической конференции, Минск, 03 июня 2022 года / Редколлегия: С.И. Василец [и др.]. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. - С. 467-469. - EDN JQAGNL

13. Tameryan, T.Yu. Stereotype Component in the Structure of Ethnocultural Archetype (On Internet-Blogs) / T.Yu. Tameryan, M.R. Zheltukhina, I.G. Sidorova, E.V. Shishkina 11 The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS: Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism, Grozny, 01-03 нояб. 2018 г. Vol. 58. - Grozny: Published by the Future Academy, 2019. - P. 1716-1722. - DOI 10.15405/epsbs.2019.03.02.200. -EDN ENSJVD

14. Zelenskaya, L.L. Verbal Means of Media Manipulation with Fears (On Material of the American, English and Russian Tabloid Press) / L.L. Zelenskaya, T.T. Zubareva, V.N. Denisenko, L.D. Chervyakova, Y.A. Kosova 11 XLinguae. - 2018. - Vol. 11, No. 3. -P. 39-50. - DOI 10.18355/XL.2018.11.03.04. - EDN YBUHZB

15. Zheltukhina, M.R. Political Facebook Posts Using Ideological Symbols for Media Image Designing of Russia as Enemy / M.R. Zheltukhina, N.A. Krasavsky, P.V. Pavlov, E.B. Ponomarenko, I.V. Aleshchanova 11 International Journal of Environmental and Science Education. -2016. - Vol. ll,No. 18,- P. 12005-12013,-EDN YVASDX

16. Zheltukhina, M.R. Russian and Japanese Younger Generations in Search for a New Media Product / M.R. Zheltukhina, V.L. Mouzykant, V.V. Barabash, S. Mori, E.B. Ponomarenko, E.V. Morozova // Man in India. - 2017. - Vol. 97, No. 3. - P. 223236. - EDN YVQNCX

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Парушева Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрены особенности логопедической работы с безречевыми детьми раннего возраста. Обоснована необходимость комплексного подхода к коррекции задержки импрессивной и экспрессивной речи. Доказана необходимость раннего выявления и коррекционного сопровождения детей первых лет жизни, имеющих проблемы речевого развития. Проведен теоретический анализ абилитации детей с нарушениями речевого развития. Раскрыты этиология и симптоматика задержки речевого развития. Обоснована важность включения родителей в общий комплекс сопровождения и воспитания детей с задержкой речевого развития. Особое внимание уделено основным направлениям, содержанию и методам организации ранней коррекционно-развивающей помощи детям. Представлены задачи и направления реализации коррекционно-логопедической работы в рамках комплексного сопровождения неговорящих детей двух-трехлетнего возраста. В выводах подчеркивается важность совместных усилий в организации логопедической работы различных специалистов и родителей детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Ключевые слова: задержка речевого развития, ранний возраст, сопровождение детей с нарушениями развития, модель ранней логопедической помощи, экспрессивная речь.

Annotation. The article discusses the features of speech therapy work with speech-free young children. The necessity of a comprehensive approach to correcting the delay of impressive and expressive speech is substantiated. The necessity of early detection and correctional support of children of the first years of life with speech development problems is proved. The theoretical analysis of habilitation of children with speech development disorders is carried out. The etiology and symptoms of speech development delay are revealed. The importance of including parents in the general complex of support and education of children with speech development delay is substantiated. Special attention is paid to the main directions, content and methods of organizing early correctional and developmental assistance to children. The tasks and directions of the implementation of correctional speech therapy work in the framework of comprehensive support for non-speaking children of two to three years of age are presented. The conclusions emphasize the importance of joint efforts in the organization of speech therapy work of various specialists and parents of young children with delayed speech development.

Key words: speech development delay, early age, support of children with developmental disorders, model of early speech therapy, expressive speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.