Научная статья на тему 'Медиаграмотность молодежи в контексте интернет безопасности'

Медиаграмотность молодежи в контексте интернет безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1003
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артёменко М. А.

В статье представлен анализ понятия медиаграмотности личности в условиях современного информационного общества. Внимание уделяется также вопросу о безопасности личности, в условиях изменяющейся медиасреды, а также важности формирования медиакультуры современного молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаграмотность молодежи в контексте интернет безопасности»

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

© Артёменко М.А.*

Институт журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченка, Украина, г. Киев

В статье представлен анализ понятия медиаграмотности личности в условиях современного информационного общества. Внимание уделяется также вопросу о безопасности личности, в условиях изменяющейся медиасреды, а также важности формирования медиакультуры современного молодого поколения.

Актуальность научной статьи определяется настоятельной необходимостью изучения молодежи технологии медиаобразования в школе и вузе как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.

Цель статьи проанализировать понятие медиаграмотности личности в условиях информационного общества, а так же раскрыть проблему медиоб-разования молодежи в контексте интернет безопасности.

Предложить варианты развития медиаграмотности молодежной аудитории, с помощью исследований ученых.

В условиях перехода к информационному обществу осмысление проблемы всестороннего развития личности приобретает качественно новый характер.

Современное образование немыслимо без использования информационных технологий и средств массовой коммуникации. Деятельность более 70 % взрослого населения мира так или иначе связана с созданием, переработкой и передачей информации в Интернет среде. Свыше 90 % человечества являются активными потребителями массовой информации [10].

Целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в условиях развивающегося информационного общества должна включать знания о медиаграмотности и медиакомпетентности средств массовой информации, способах передачи информации в целом, а так же методах возможного манипулирования массовым сознанием, приемах критического анализа сообщений средств массовой информации.

Информационное пространство, которое окружает современного потребителя массового информационного продукта, принято обозначать поняти-

* Кафедра Периодической прессы. Научный руководитель: Нестеряк Ю.Н., заместитель директора Института журналистики КНУ по международному сотрудничеству.

ем «медиа». Сегодня медиа превратились в средство комплексного освоения человеком окружающего мира, обладают широким спектром возможностей для развития человеческой личности. XXI век сделал современные технологии легкодоступны, упростив познание мира на несколько этапов.

Человечество находится в ситуации постоянно увеличивающегося информационного потока, под воздействием которого формируются духовнонравственные, художественно-эстетические, социальные, интеллектуальные ценности и интересы. Медиа фактически представляют собой систему неформального образования и просвещения различных слоев населения, существенно влияющих на усвоение людьми всех возрастов социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности.

Современная информационная среда подразумевает взаимодействие с «подготовленным», т.е. медиаграмотным потребителем. Так как взаимодействие с медиа усложнилось в разы по сравнению с XX веком, на сегодняшний день медиаграмотность рассматривается как умение общаться с медиа и критически оценивать медиатексты. Существует множество различных моделей, направленных на развитие медиаграмотности, которые имеют разные средства донесения информации: ТВ, Интернет, фото, видео, радио, пресса и пр.

Медиа могут служить стимулом для совершенствования жизни человека, средством отражения национального своеобразия и развития, международного взаимопонимания и мира, сообщая реалистичную и адекватную информацию об истории, культуре, ценностях каждого народа. В то же время медиа, превращаясь в доминирующее средство культуры, представляют потенциальную угрозу разрушения моральных и этических норм, культурных и художественных ценностей.

Итак, мы определили, что для эффективного взаимодействия с информационными ресурсами человек должен быть медиаграмотным. Для того чтобы более ясно очертить, что мы подразумеваем под понятием медиаграмотности, проанализируем ее основные составляющие:

1. компьютерная грамотность - это способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики, информационных технологий;

2. информационная грамотность - выражает умение «читать», анализировать и синтезировать информацию, способность использовать компьютерную и медиатехнику, знание основ информатики, информационных технологий;

3. медийная грамотность - характеризует умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать» медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ медиакультуры, то есть результат медиаобразования.

Рассматривая медиаграмотность как составную и важнейшую часть информационной грамотности, сошлемся на опрос международных экспер-

тов в данной области, в частности крупнейшего исследователя проблем медиа А.В. Федорова, доктора педагогических наук, профессора, а так же главного редактора журнала «Медиаграмотность» [10]. По отношению к терминологии медиаграмотности, когда довольно большая группа экспертов посчитала (и, на наш взгляд, абсолютно обосновано), что медиаграмотность есть результат медиаобразования. Но есть и определенные разночтения, смешение терминов «медиаобразование» и «медиаграмотность».

Например, по определению Н.А. Коноваловой медиакультура личности -диалоговый способ взаимодействия с информационным обществом, включающий ценностный, технологический и личностно-творческий компоненты и приводящий к развитию субъектов взаимодействия [6, с. 9].

Такой же системой уровней развития личности может выступать и информационная культура, которая рассматривается как «составная часть общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность устойчивых навыков и постоянного эффективного применения информационных технологий (ИТ) в своей профессиональной деятельности и повседневной практике» [4, с. 8].

По мнению доктора педагогических наук Н.И. Гендины, «информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [2, с. 21].

Согласно кандидату педагогических наук Ю.С. Инякину и доценту

В.А. Горскому, модель процесса формирования информационной культуры личности включает в себя компоненты культуры личности (знания, ценностно-целевую ориентацию, опыт информационно-познавательной, творческой деятельности, коммуникации компоненты информационных технологий) по отношению к компонентам информационных технологий (базы данных, интернет, телевидение, прикладные программы, электронная почта, power point и т.д.) [4, с. 10].

По нашему мнению, понятие информационная культура шире, чем медиакультура, так как первое относится к сложным взаимоотношениям личности с любой информацией, включая, разумеется, медийную, а второе -только к сфере контактов человека со средствами (массовой) коммуникации.

Но вернемся к понятию медиаграмотности личности, которое близко к понятию медиакультуры, однако имеет некоторые смысловые различия. Наиболее полное определение медиаграмотности сформулировал А.В. Федоров: это совокупность мотивов, знаний, умений, компетенций личности спо-

собствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме [10, с. 54].

Во второй половине ХХ века в ведущих странах мира в педагогической науке сформировалось специфическое направление - «медиаобразование», призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать медиатексты.

Медиаобразование рассматривается как процесс обучения, направленный на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия со средствами массовой информации и коммуникации, как процесс всестороннего развития личности, обеспечивающий формирование у учащихся умений формулировать и отстаивать своё мнение, используя медиа для поиска достоверных фактов в поддержку собственной позиции, осознавать возможности средств массовой информации манипулировать общественным мнением, ориентироваться в потоке быстро меняющейся информации, соотносить сообщения СМИ с действительностью, имеющимися знаниями и собственным мировоззрением.

С появлением новых обучающих технологий развиваются инновационные формы получения образования (например, дистанционное обучение с использованием интернета), обучение приобретает статус непрерывности. Растет престиж компетентности и профессионализма, а главное, расширяются возможности для творческой активности людей.

Таким образом, чем более образован человек в информационном обществе, тем полнее и целенаправленнее он обеспечивает себя информацией и тем лучше он сможет вписаться в окружающий мир. Это позволит ему максимально полно раскрыть свой материальный и духовный потенциал, реализовать природные задатки.

В связи с этим актуальной является проблема информационно-психологической безопасности общества, особенно молодежи, имеющей небольшой жизненный опыт, недостаточный уровень развития критического мышления.

В настоящее время медиа могут вызывать у человека психологическую напряженность, ценностную дезориентацию, а так же неадекватное поведение.

Современная молодежь предпочитает пассивное потребление информации, не требующей умственного напряжения, обращается к медиаисточникам, пропагандирующим меркантильные ценности личности, «приукрашивающим» не самые лучшие качества человека.

В медиатизированном обществе социализация личности происходит посредством массовой информации. В связи с этим возникает социальный заказ на личность, которая будет способна отбирать, получать, создавать, передавать информацию, адекватно реагировать на полученные сообщения, а

также будет способна защититься от зомбирования и ненужной информации. Подрастающее поколение наиболее подвержено атаке медиа.

Интерес к глобальному информационному пространству в области информационных и компьютерных технологий весьма велик. Интернет является одним из основных источников развлечений. Форум, блог, ICQ, чат, online flash игры - основные виды развлекательной деятельности молодежи. Не имея большого жизненного опыта, подросткам трудно оценивать и отбирать информацию, вследствие чего они находятся в полной власти медиа. Информация, которая доносится до тинэйджеров, часто является агрессивной, не прививает человеческих ценностей, учит насилию и злу, носит ма-нипулятивный характер. Поэтому возникает острая необходимость формировать медиакомпетентность личности и развивать её в течение всей жизни человека.

Данные нашего опроса, проведенного в рамках темы, показывают, что современная молодежь проводит у экрана компьютера (в Интернете) более четырех часов в сутки (если конечно работа опрошенных не связана с работой за компьютером), из них более 70 % времени тратится на «блуждание» по социальным сетям. Опрошено было 100 человек, возрастом от 15 до 25 лет, школьники и студенты университетов Украины. Обычно молодые люди имеют персональные странички в разных социальных сетях, и хотя они аналогичны друг другу, содержательное наполнение посещаемых ими сайтов отличается, что повышает риски негативного влияния на пользователя, если он является недостаточно медаикомпетентным.

Оставшиеся 30 % «интернет-времени» тратится опрошенными на чтение новостей политического, социального, рекламного и пр. характера. Анализ показывает, что наполнение подобных сайтов является достаточно агрессивным и давящим, что негативно отражается на уровне медиакультуры интернет-пользователей. Защитить себя от отрицательного влияния агрессивного медиа пространства со временем становится сложнее.

Анализ современных исследований проблем информатизации дает нам возможность говорить о необходимости развития медиакомпетентности школьников и студентов. Нельзя отрицать, что для достойного существования и продуктивной работы человека в современном информационно-сетевом обществе, безусловно, нужно быть медиакомпетентным. На сегодняшний день медиакомпетентность является частью профессиональной субкультуры специалистов всех отраслей и непосредственно связана с успехом человека в быстро меняющемся мире. Как основная цель и конечный результат медиаобразования является средством познания окружающего мира, инструментом получения знаний, способом самовыражения, реализации творческого потенциала.

Только медиакомпетентная личность, понимающая принципы функционирования средств массовой коммуникации и умеющая работать с инфор-

мацией, может адаптироваться в современном информационном обществе и стать успешным специалистом. Медиакомпетентность предполагает умения работы с информацией: поиск, сбор, составление и передача сообщения с помощью мультимедийных средств, а также, критический анализ, оценка, собственное суждение. Следовательно, сформированная медиакомпетентность представляет эффективный и, пожалуй, единственный способ защиты от мани-пулятивного воздействия СМИ в условиях информационно-сетевого общества.

Прежде всего, детальному анализу подлежала категория «медиакомпетентность» как цель медиаобразования. В настоящее время существуют исследования содержательного рассмотрения сущности феномена медиакомпетентности. Однако наиболее полно эта проблема исследована А.В. Федоровым и его научной школой, который видит в медиакомпетентности личности «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих использованию, критическому анализу, оценке и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [10, с. 40].

На наш взгляд, данное определение является комплексным, точно отражающим суть изучаемого понятия. Автор делает акцент на активную позицию личности, способную анализировать, синтезировать и давать собственную оценку полученной информации, обладающей критическим и творческим мышлением.

Положение о медиаграмотности личности базируется на следующих характеристиках медиа:

- децентрализация - предложение информации больше не определяется исключительно ее поставщиками, выбор определяет сам потребитель информационного продукта в соответствии со своими интересами, вкусами и задачами;

- высокая скорость передачи информации, отсутствие ограничений, существующих в традиционных средствах массовой коммуникации;

- интерактивность - получатель может отвечать на информацию, обмениваться ею и соединяться с другими получателями, выстраивать диалог, дискуссию, создавать виртуальные сообщества;

- гибкость формы, содержания и использования за счет мультиме-дийности и гипертекстовости, которые позволяют представить информацию объемно.

Принимая как теоретически значимые положения исследований зарубежных и отечественных авторов, мы рассматриваем медиаграмотность как результат целенаправленного медиаобразования и определяем как значимое, стратегическое качество личности, состоящее из совокупности специальных знаний, умений, отношений, позволяющих личности полноценно функционировать в медиатизированном обществе, использовать весь спектр медиа в повседневной и профессиональной деятельностях.

Медиаграмотность выполняет следующие функции:

- коммуникативная (способности использования медиа в коммуникации с другими людьми, понятие о кодовых и репрезентационных системах, используемых медиа, культура взаимодействия с медиа, знание «медиаязыка» и его использование);

- культурологическая (осознание роли медиа в современном мире, осознанное участие в диалоге культур при помощи медиа, умение определять политические, социальные, культурные контексты медиатекстов);

- адаптивная (адаптация к условиям жизни и деятельности в информационном обществе);

- протективная (осознание последствий воздействия медиаинформации на психику, умения и навыки информационной безопасности);

- развивающая (способность раскрывать творческий потенциал, самостоятельность мышления при помощи медиа);

- аксиологическая (генерализация новых ценностей, распространяемых медиа и их соотнесение с существующей научной картиной мира);

- аналитическая (развитие умений анализа и интерпретации медиатекстов).

На наш взгляд, информационно-образовательная среда обладает наибольшим потенциалом для развития медиаграмотности школьника и студента. Она предоставляет обучающимся возможности:

- работать непосредственно с понятиями, материалами и средами; принимать на себя роль экспериментатора, проверять гипотезы и стремиться делать заключения на основе собранной информации;

- работать в условиях группы или команды. Это позволяет добиться более глубокого осмысления новых идей и их последующего изложения, установления взаимосвязи новых понятий с ранее изученным материалом;

- работать в условиях реального мира. Средства информационных технологий позволяют более точно моделировать различные ситуации и условия реального мира, в котором впоследствии необходимо будет применять новые знания;

- гибко использовать информационные ресурсы, работать с изучаемым материалом множеством различных способов, создавать и представлять продукцию, демонстрирующую результаты обучения в очень конкретных формах.

Таким образом, информационно-образовательная среда, которая представляет собой пространство личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях, - эффективное средство развития медиаграмотности молодого поколения - школьников и студентов.

С целью анализа качественных характеристик медиаграмотности, присущей пользователям интернета, нами была проанализирована классификация уровней медийного восприятия, разработанная известным украинским журналистом и общественным деятелем Еленой Анатольевной Бондаренко. На основе предложенной ею классификации удалось определить содержательное наполнение каждого из уровней:

- бытовой уровень восприятия - ограничен бытовыми мотивировками сюжета, характеров персонажей;

- уровень социума - даются более глубокие характеристики персонажей и психологические мотивировки поступков, есть понятие о расчете экранного произведения на определенную аудиторию;

- уровень художественного образа - подробная характеристика экранного образа, его составляющих, экранное зрелище как вид текста - выделение смысловых единиц повествования, характеристика их взаимодействия: внимание к выбору актеров, характеру съемки, освещению, цветовому решению, монтажу и т.п.;

- уровень понимания авторской концепции - умение делать выводы о том, какую идею хотел выразить автор, исходя из конкретной системы художественной образности данного произведения;

- уровень возникновения собственной концепции - собственных умозаключений) по поводу затрагиваемой автором проблемы и полемического диалога с авторской концепцией произведения [1, с. 22-23].

Приведенная классификация по сути является содержательной характеристикой тех уровней медиаграмотности, которые в различной степени выражены у молодежной аудитории интернет-пользователей.

К сожалению, большая часть молодежи, обладая сформированными практическими навыками пользования медиа, имеет достаточно низкий уровень медиаграмотности, а их знания о медиа носят фрагментарный, случайный характер. Это представляет серьезную опасность. Бесспорно, медиа имеют огромные потенциальные возможности для повышения общекультурного и образовательного уровня, создают реальные условия для самообразования, повышения квалификации, расширения кругозора, развития самостоятельного мышления, творческих способностей.

Однако средства массовой коммуникации могут способствовать и духовному, нравственному, эстетическому кризису личности. Влияние средств массовой коммуникации на формирование коммуникативной, информационной, социальной, эстетической культуры человека, его социальных, моральных, художественных, интеллектуальных ценностей и интересов может быть как положительным, так и негативным.

Информация может носить противоречивый и деструктивный характер, тем самым негативно влияя на социально-нравственные ориентиры и ценностную сферу человека, в связи с чем возникает проблема информацион-

ной безопасности, одним из возможных путей разрешения которой видится обучение адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Проблема психологического медийного воздействия - одна из наиболее актуальных и интригующих на сегодняшний день. Безусловно, вопрос о возможностях и силе влияния СМИ остается открытым, сами возможности воздействия различны, и особенности восприятия индивидуальны. Как бы то ни было, но тот факт, что медиа в той или иной мере все-таки способны влиять на психику человека - бесспорен. Сегодня медиа - это не только «магическое окно», через которое мы смотрим на мир, но и «дверь», через которую идеи проникают в наше сознание [11].

И действительно, в современном обществе масс-медиа выполняют не только развлекательную и обозревательскую функцию, но и в значительной степени способствуют формированию представления о картине мира, оказывая влияния на восприятие действительности, на культурные и социальные ценности человека, его установки и модели поведения.

Особенно остро эта проблема стоит по отношению именно к молодежной аудитории, чье мировоззрение и жизненная позиция еще не устоялись, следовательно, воздействие на такую аудиторию наиболее продуктивно.

Сегодня медиа оказывают все большее влияние на развитие личности подростков и молодежи, пропагандируя им цели ценности жизни, образцы поведения [7, с. 371]. Поэтому в настоящее время актуальна проблема информационно-психологической безопасности всего общества, молодежи в особенности. Под информационно-психологической безопасностью понимается состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий [9].

Рассмотрим особенности проявления интернет-зависимости в подростковом возрасте как неизбежного следствия неграмотности в области медиа. Немногочисленные исследования в области интернет-зависимости намечают цели и задачи, стоящие перед исследователями, столкнувшимися с новой проблемой. В одном исследователи единодушны: в 90 % случаях интернет-зависимость является проблемой лиц молодого возраста.

Информационные ресурсы, доступные пользователям интернета, поис-тине безграничны. Каждый пользователь может найти для себя в сети необходимую ему информацию, представленную в любой из технически существующих форм - текстовом, аудио- и видеоформатах. Информация может носить частный и общественный характер.

Одной из основных проблем получения информации в интернете (как и в других информационных системах) является возможность оценки пользователем достоверности получаемой информации. Это особенно важно, поскольку у большинства источников информации в сети нет пока той репута-

ции, которая сложилась у официальных источников (газет, телевидения, издательств, радиоканалов) за долгий период их существования.

Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, интернет является своеобразной средой функционирования подростка, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным уникальным набором факторов, воздействующих на личность.

На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих идейное предводительство.

Как всякая субкультура, интернет объединяет большие группы подростков, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов. Именно подростки, в силу возрастных особенностей восприятия, наиболее подвержены отрицательному влиянию медиапространства, тем более в случае, если медиакомпетентность пользователя-подростка низка.

Среди отрицательных факторов влияния интернет-культуры на личность необходимо назвать в первую очередь деперсонифицирующее и метаперсонифицирующее воздействие, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть, аутизацию. По-видимому, именно данные факторы являются ведущими в формировании предпосылок к интернет-зависимости.

Энтропия информационного пространства приводит к падению качества информации за счет быстрого увеличения ее количества, что приводит к информационной перегрузке, суть которой состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком [3, с. 114]. Информационная перегрузка препятствует нормальной деятельности человека, ослабляет мыслительные способности, оказывает негативное воздействие на нервную систему, приводит к снижению творческого потенциала, появлению острого дефицита времени.

В условиях хронических информационных перегрузок мозг утрачивает способность адекватно воспринимать и перерабатывать всю поступающую информацию. Существует опасность интериоризации недостоверной информации, то есть усваивания знания без эмпирической проверки, формирования шаблонов мышления, восприятия, принятия решений.

В условиях информационно-сетевого общества личность подвержена информационной атаке. Большой поток информации поступает из различных мультимедийных источников и оказывает манипулятивное воздействие на человека. Подтвержден тот факт, что средства массовой информации имеют огромное влияние на социум, способны воздействовать на людей и мани-пулирировать ими. Отмечены случаи зависимости человека от СМИ. И эта зависимость сравнима с наркотической. Человек взаимодействует с компьютерными технологиями в повседневной и профессиональной деятельностях.

Одной из актуальных задач является также преодоление сугубо потребительского отношения к средствам массовой информации. Потребление медийного содержания, лишенное активного интеллектуально-творческого начала, существенно сужает познавательные возможности личности, обедняет ее восприятие [5, с. 4].

Наконец, человек, зависимый от медиасредств, рискует утратить в процессе взаимодействия с медиа личностно-самостоятельное начало. Как справедливо отмечает профессор И.И. Цыркун, «некомпетентное использование информационных ресурсов деформирует в сознании человека истинную систему координат и дезориентирует личность» [8, с. 3]. Это приводит к этическим проблемам (переоценка нравственных норм, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность), проблемам в общении (риск погружения в медиатированную реальность, отчуждение от общества, отсутствие умения общаться).

Можно выделить три основных пути внедрения медиаобразования в рамках обучения молодежи: автономный (например, спецкурсы, факультативы), интегрированный (медиаобразование, интегрированное в обязательные дисциплины школ и вузов) или синтетический (синтез автономного и интегрированного). Анализ результатов анкетирования, которое было проведено А.В. Федоровым, определил позицию: большинство экспертов (61,54 %) считают наиболее приемлемым синтетический путь медиаобразования, сочетающий его интеграцию в обязательные дисциплины школ и вузов с автономными спецкурсами, факультативами или кружками. Примерно вдвое меньше (30,77 %) адептов только интегрированного подхода и совсем немного (7,69 %) - у подхода сугубо автономного. Мы в свою очередь отмечаем важность внедрения курса медиобразования в школы и вузы, как, например, курс ОБЖ, который на протяжении многих лет занимает достойную позицию в системе образования.

Интересно, что исследователь «медиаобразования», доцент кафедры и истории журналистики БелГУ С.В. Ушакова выделяет прямые формы участия самих средств массовой коммуникации в развитии медиакультуры аудитории [12]. К ним она относит:

- медиаобразовательные публикации и программы в средствах массовой коммуникации;

- публикацию произведений медиажурналистики / медиакритики, содержащих анализ, интерпретацию и оценку средств массовой коммуникации и проблем их социального функционирования;

- выпуск периодических изданий - теле- и киногидов, ориентирующих массовую аудиторию и формирующих у нее базовые навыки восприятия и оценки аудиовизуальных медиатекстов;

- публикацию произведений и образовательных программ, генерированных общественными медиамониторинговыми организациями и медиаактивистами - представителями гражданского общества; примером подобных организаций, нацеленных на развитие медиакультуры массовой аудитории является FAIR («За честную и достоверную журналистику») в США [11];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разделы и рубрики в средствах массовой информации, предназначенные для поддержания связей редакции с аудиторией, где даются пояснения о внутриредакционной журналистской «кухне», деятельности журналистов по сбору, оценке и проверке информации;

- колонки омбудсменов («читательских редакторов», защитников читателей»), где подвергаются разбору спорные случаи журналистской практики.

В монографии Е.В. Мурюкиной рассматриваются теоретические аспекты проведения внеурочных медиаобразовательных занятий на материале кинематографа в современных социокультурных и образовательных условиях [7], которые могли бы послужить спецкурсом в школах и вузах для повышения медиакомпетентности молодой аудитории.

Для формирования медиакультуры общества и каждого человека необходим целый комплекс мероприятий, в числе которых: активное задействование познавательных, эстетических, эмоциональных составляющих восприятия личностью интернет-пространства; развитие креативности, творческого мышления, фантазии и воображения пользователей Интернета; активное обогащение накопленного практического опыта в области медиа путем самообразования и др.

Люди смогут адаптироваться к условиям информационного общества только в том случае, если оно станет обществом, в котором обучение происходит в течение всей жизни. Таким образом, важность формирования культуры общения со СМИ, которая способствовала бы органичному вхождению в развивающееся информационное общество, стимулирует к постоянному развитию и усовершенствованию навыков взаимодействия с постоянно изменяющейся медиасредой.

Образование, включая медиаобразование, должно быть постоянной частью социализации и жизни современного человека в условиях изменяющегося информационного общества.

Список литературы:

1. Бондаренко Е.А. Система аудиовизуального образования в 5-9 классах общеобразовательной школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 34 с.

2. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) / Н.И. Гендина // Школьная библиотека. - 2005. - № 3. - С. 18-24.

3. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей / А.Д. Еляков // Социологические исследования. - 2005. - № 5. - С. 114-121.

4. Инякин Ю.С. От информационной культуры к культуре личности / Ю.С. Инякин, В.А. Горский // Дополнительное образование. - 2000. - № 10. -

С. 6-10.

5. Кириллова Н.Б. Зачем нужна медиакультура / Н.Б. Кириллова // Уральский Федеральный округ. - 2004. - № 1. - C. 1-4.

6. Коновалова Н.А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза: дисс. . канд. пед. наук. - Вологда, 2004.

7. Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные практики: медиаклуб для студентов. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. - 144 с.

8. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 320 с.

9. Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: учеб.-метод. пособие / П.Д. Кухарчик [и др.]. - Минск: БГПУ 2008. -195 с.

10. Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В. Брушлинского и В.Е. Лепского. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1996. - 100 с.

11. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; под ред. М.В. Шконди-на, Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007.

12. Ушакова С.В. Роль журналистики в развитии медиакультуры аудитории // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: Сб. трудов I Между-нар. науч.-практ. конф. - Белгород: БелГУ 2006. - С. 222.

13. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

14. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.