Научная статья на тему 'Медиаграмотность будущего журналиста в системе профессиональной компетентности работника медиасферы'

Медиаграмотность будущего журналиста в системе профессиональной компетентности работника медиасферы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1773
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАСФЕРА / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дорощук Елена Сергеевна

В условиях трансформаций современного общества к журналисту предъявляются расширенные требования. Особый акцент делается на его медиаграмотности, рассматриваемой как основа для формирования профессиональной компетентности будущего журналиста. Процесс формирования и развития медиаграмотности, как медиаобразовательная практика, интегрирован в систему профессионального вузовского образования. Содержание медиаграмотности и критерии оценки ее сформированности коррелируют с содержанием компетенций будущего журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаграмотность будущего журналиста в системе профессиональной компетентности работника медиасферы»

УДК 070; 37

Е. С. Дорощук

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА МЕДИАСФЕРЫ

В условиях трансформаций современного общества к журналисту предъявляются расширенные требования. Особый акцент делается на его медиаграмотности, рассматриваемой как основа для формирования профессиональной компетентности будущего журналиста. Процесс формирования и развития медиаграмотности, как медиаобразовательная практика, интегрирован в систему профессионального вузовского образования. Содержание медиаграмотности и критерии оценки ее сформированности коррелируют с содержанием компетенций будущего журналиста.

Ключевые слова: медиаграмотность, медиасфера, медиакомпетентность, журналист, муль-тимедийность.

Динамичная трансформация современного общества сопровождается повышением интереса к медиа, их практике, их особенностям и технологиям воздействия. При этом акцентируется внимание на журналистике, как традиционно понимаемой профессии создания и обеспечения функционирования медиа, и журналистах - субъектах формирования в обществе массивов информации, оказывающей повсеместно самые разные виды воздействия: от положительно-прогрессивных до разрушающих.

Следует подчеркнуть, что в динамике трансформаций не может оставаться неизменной и сама профессия журналиста. К нему теперь предъявляются расширенные требования, его профессиональные компетенции должны быть выстроены исходя из этих требований и соотнесенности их с современными вызовами и реалиями.

На повестку дня в подготовке будущих журналистов выходит понятие медиаграмотности как основы профессионализма работников медиасферы.

Медиаграмотность (media literacy) - прежде всего, сфера исследований педагогов, психологов, социологов. Связана она с формированием у личности особого набора компетенций, позволяющих ей свободно чувствовать себя в информационном обществе. Основой этого набора становится понимание медиа и работа с ними.

Как подчеркивают создатели одного из учебников по медиаграмотности С. Туоминен и С. Котилайнен, медиаграмотность сегодня - это необходимая фундаментальная система навыков, которые позволяют реализовать права человека на коммуникацию и самовыражение, поиск, получение информации и идей, обмен ими [7. С. 12.]. Финские исследователи объединяют два понятия - «медийная грамотность» и «информационная грамотность», полагая, что и та и другая тесно связаны с ролью и функциями медиа и других поставщиков информации. Поэтому они предлагают использовать обобщенное понятие «медийная и информационная грамотность». На этом объединении акцентирует свое внимание Е. В. Косолапова, выделяя две разные области, одинаково влияющие на информационную подготовку специалистов: информационную грамотность и медийную грамотность, и обосновывая их интеграцию в единое понятие медийной и информационной грамотности под воздействием синкретичности современного мира информации как инициативу ЮНЕСКО и ИФЛА [5. С. 5].

В отечественной исследовательской практике также применяются два этих понятия как синонимы, однако при этом подчеркивается их многокомпонентный состав, делается акцент на том, что медиаграмотность следует считать результатом процесса медиаобразования (media education) [8]. Обретая медиаграмотность в результате медиаобразования, как утверждает А. В. Федоров, человек способен активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета [9. С. 8].

Также как конечную цель медиаобразования рассматривает медиаграмотность И. В. Челыше-ва, выделяя при этом такую ее характеристику как сопровождение общения с медиа под критическим углом зрения, «с пониманием значимости медиа в жизни» [10. С. 128].

Представленные выше определения разработаны в контексте медиапедагогики и отражают в большей степени медиаобразовательные практики, рассчитанные на общую массу обучаемых. Однако для подготовки будущего журналиста медиаобразование - также основа профессионального развития, его безусловная ценность. Важность разработки различных аспектов медиаобра-зования для журналистов с учетом специфики профессиональной деятельности очевидна и не вызывает сомнений.

Фундаментом образовательных практик при формировании профессиональной компетентности будущего журналиста можно считать формирование медиакомпетентности в самом широком смысле слова, которая основана на сформированной медийной и информационной грамотности журналиста как наборе компетенций, позволяющих работать в условиях информационного общества: собирать, использовать, перерабатывать и создавать массовые информационные продукты (медиапродукты), массовую информацию, а также транслировать их на широкую (массовую) аудиторию.

Медиакомпетентность (media competence) - это важная составляющая профессиональной компетентности журналиста, однако, мы солидарны с мнением И. М. Дзялошинского, подчеркивающего недопустимость зацикливания на медиакомпетентности в журналистике, что может привести к «специфической аберрации профессионального сознания людей, представляющих интересы медиаотрасли» [3. С. 35]. По мнению ученого, медиакомпетентность должна быть основана на высокой степени развития компетенций в самых разнообразных сегментах коммуникации, как сферы человеческой активности, складывающейся из способностей восприятия, понимания и изложения смыслов, сведений, чувств, мыслей и т.д. Тесная связь этих сегментов коммуникации друг с другом определяет взаимозависимость развития составляющих коммуникативной компетентности [3. С. 35].

Журналистика, по мнению В. Д. Попова, решает в обществе задачи его коммуникативного развития [6]. Поэтому журналист - важное звено в этом процессе - должен быть медийно грамотен, образован для создания нравственного, в том числе, авторитета средств массовой информации. Формирование и развитие медийной грамотности в системе подготовки будущих журналистов - процесс многокомпонентный и непрерывный. Многокомпонентность его связана с полифункциональностью профессиональной деятельности будущего журналиста, а непрерывность обеспечивается интеграцией различных компетентностных сфер журналиста-профессионала.

Исследователи выделяют два проблемных направления, требующие повышенного внимания в медиаобразовательной деятельности, что может быть применимо к процессу формирования и развития медийной грамотности будущего журналиста:

- развитие человека с задачами поликультурного развития, создания системы культурного плюрализма;

- снижение эффектов воздействия медиа на человеческое сознание, особенно на сознание детей и молодежи, в контексте информационной и национальной безопасности. Как считают, например, С. М. Виноградова и Г. С. Мельник, если воздействие на интеллект человека носит разрушающий характер, оно может приводить к снижению способности критически мыслить и принимать самостоятельные, творческие решения в нестандартных ситуациях [2. С. 501].

Учет основных аспектов медиаграмотности как результата медиаобразовательной деятельности при подготовке будущих журналистов позволяет обозначить компетенции, составляющие содержание формирующихся качественных характеристик профессионала. К этим аспектам следует отнести: социоэтический аспект, характеризующий отношения между различными элементами медиасистем с позиций этики; культурный/этнокультурный аспект, определяющий задачи культурного строительства в медиасистемах; технологический аспект, отражающий ежедневную «многоканальность» коммуникаций в медиасистемах, например, при распространении «электронной» и «компьютерной» демократии, в которых электронные технологии являются своего рода катализаторами творческой, политической, познавательной активности путем вовлечения широких масс в медиа процессы; аспект безопасности, который в условиях современного общества как общества риска позволяет осуществлять выбор поведения человеком в условиях без-

остановочного технологического и антропологического прогресса, сопровождающегося непредсказуемостью и неопределенностью бытийных норм, что, по мнению Д. Н. Конакова, приводит к смене ценностей свободы и автономности гражданского субъекта на стремление к безопасности и осознание неразрывности своей судьбы с судьбами той социальной и политической общности, к которой принадлежит человек [4. С. 22].

Изучение медиапространства, исторических и теоретических основ организации медиаси-стем, особенностей их функционирования для будущих журналистов основывается на интеграции в содержание обучения практико-творческих элементов, как важнейших компонентов ме-диаграмотности. К ним относятся компетенции по созданию массовых информационных продуктов - медиатекстов, отражающих многообразие форм информационного воздействия; компетенции по анализу медиатекстов и массивов информации, что позволяет формировать медийную и информационную грамотность на уровне исследователя медиапространства; компетенции по управлению информационными потоками и воздействием информационных потоков; компетенции по анализу информационных потребностей общества и отдельных сегментов аудитории, формирующие представление о тенденциях развития медиасистем.

В результате медиаобразовательной деятельности у будущего журналиста формируются:

- критическое мышление, позволяющее оценивать информацию критически на всех уровнях работы с ней: поиска, обработки, передачи и хранения;

- волевая и ценностно-мотивационная сферы личности журналиста (в процессе формирования ценностно-мотивационного ядра личности);

- высокий уровень логического мышления;

- знания специфики массовой коммуникации и навыки работы с ней: ее техническое опосредование; социальная направленность; институциональность (организованность); нормативность (требования к соблюдению определенных норм взаимодействия); возможность фиксированности коммуникативных ролей; «публичная индивидуальность» коммуникатора [1. С. 14], что связано с личностной представленностью продуктов коллективной деятельности (ведущий телепрограммы, ведущий выпусков новостей, автор журналистских текстов и т. д.);

- знания особенностей аудитории (ее социально-демографических и социально-психологических характеристик).

Будущий журналист, обладающий высокой степенью развитости медиаграмотности, отличается целым комплексом сформированных компетенций:

- понимание механизмов влияния медиа с опорой на формы представления информации во всех видах, на всех платформах и форматах;

- профессиональный поиск и использование полученной информации для принятия профессиональных решений при создании массовых информационных продуктов;

- владение механизмами формирования чувства общности на основе понимания специфики массового информационного процесса;

- критическая оценка полученного материала на основе использования профессиональных приемов и методов обработки информации, больших массивов данных, владение медиа-аналитическими методами;

- профессиональная организация публичного дискурса, создание и участие в коммуникации в глобальной информационной сети;

- понимание особенностей творчества в медиа, границ и возможностей медиасистемы для самовыражения;

- понимание этических и этнокультурных особенностей профессиональной деятельности в медиапространстве с соблюдением этических нормативов и соображений безопасности и ответственности.

В условиях формирования и развития информационного общества предикторами развития медиаобразования для будущих журналистов можно считать мультимедиатизацию, дигитали-зацию, конвергенцию. Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс в журналистской сфере ломает ограниченность образовательной среды, открывает широкие возможности для воздействий и взаимодействий. Недооценка значения мультимедийного формата для формирования медиаграмотности будущего журналиста не способствует повышению его ме-диакомпетентности и в целом - профессиональной компетентности. Интеграция мультимедиа в

образовательную среду позволяет рассматривать формирование медиаграмотности как процесс погружения в профессиональное пространство, в широкий круг профессионального общения, сближения с профессиональным сообществом. Профессиональная адаптация, ранее проходившая в послевузовский период и тормозившая успешную профессиональную деятельность, сейчас сопровождает процесс формирования медиаграмотности у будущих журналистов, оказывая эмоциональное и профессионально-социализирующее действие на обучающегося.

Таким образом, наше исследование позволило сформировать представление о медиаграмотности будущих журналистов как основы развития их профессиональной компетентности. Среди важнейших характеристик этого процесса выделяются специфические наборы компетенций, отражающих профессиональные задачи и особенности деятельности журналиста, интегративные возможности трендов развития медиасистем - мультимедийности и конвергенции, а также мно-гокомпонентность и непрерывность процесса формирования медиаграмотности.

Список литературы

1. Антонова, Н. В. Психология массовых коммуникаций [Текст] / Н. В. Антонова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 373 с.

2. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации [Текст] / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 512 с.

3. Дзялошинский, И. М. Восприятие и понимание медиатекстов в системе коммуникативной компетентности личности [Текст] // Личность и медиа: сб. статей Факультета журналистики МГГУ им. М. А. Шолохова. - М.: Редакционно-издательский центр (РИЦ), 2011. - 214 с.

4. Конаков, Д. Н. Риск и безопасность в современном социально-философском дискурсе: ценностный аспект [Текст] / Д. Н. Конаков // Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - Т. 14. - Вып. 1. - С. 19-23.

5. Косолапова, Е. В. Формирование медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников в условиях школьных и детских библиотек : дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / Е. В. Косолапова. - Кемерово, 2013. - 296 с.

6. Попов, В. Д. Социальная информациология [Текст] / В. Д. Попов. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

- 336 с.

7. Туоминен, С. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности [Текст] / С. Туоминен, С. Котилайнен. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. - 127 с.

8. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний [Текст] / А. В. Федоров // ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу.

- М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. - С. 329-339.

9. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. -Ростов н/Д, 2001. - 708 с.

10. Челышева, И. В. Личность и медиа: проблемы взаимодействия в современном обществе [Текст] / И. В. Челышева // Личность и медиа: сб. статей Факультета журналистики МГГУ им. М. А. Шолохова. - М.: Редакционно-издательский центр (РИЦ), 2011. - С. 124-137.

MEDIA LITERACY OF THE FUTURE JOURNALIST IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL COMPETENCE WORKERS OF THE MEDIA SPHERE

DoroschukE. S., Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, [email protected]

In conditions of transformations of modern society, the journalist is being subjected to expanded demands. Particular emphasis is placed on his media literacy, considered as the basis for the formation ofprofessional competence of the future journalist. The process offormation and development of media literacy, as media education practice, is integrated into the system of professional higher education. The content of media literacy and the criteria for evaluating its formation are correlated with the content of the competencies of the future journalist.

Keywords: media literacy, media sphere, media competence, journalist, multimedia.

References

1. Antonova, N. V. (2014), Psihologija massovyh kommunikacij [=Psychology of Mass Communications], Moscow, 373 p. (In Russ.).

2. Vinogradova, S. M. and Mel'nik, G. S. (2014) Psihologija massovoj kommunikacii [=Psychology of Mass Communications], Moscow, 512 p. (In Russ.).

3. Dzjaloshinskij, I. M. (2011), "Vosprijatie i ponimanie mediatekstov v sisteme kommunikativnoj kompetentnosti lichnosti" [=Perception and understanding of media texts in the system of communicative competence of personality], in: Lichnost' i media: sb. statej Fakul'teta zhumalistiki MGGU im. M. A. Sholohova [=Personality and media: collection of papers of Faculty of journalism of Moscow state mining University them. M. A. Sholokhov], Moscow, 214 p. (In Russ.).

4. Konakov, D. N. (2014), "Risk i bezopasnost' v sovremennom social'no-filosofskom diskurse: cennostnyj aspect" [=Risk and Security in Contemporary Socio-Philosophical Discourse: Value Aspect], in: Izvestija Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika [=Izvestiya Sarat. un-ta. New Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy], Vol. 14, no. 1. pp. 19-23. (In Russ.).

5. Kosolapova, E. V. (2013), Formirovanie mediagramotnosti kak komponenta informacionnoj kul 'tury mladshih shkol'nikov v uslovijah shkol'nyh i detskih bibliotek [=The formation of media literacy as a component of the information culture of junior schoolchildren in the conditions of school and children's libraries], Kemerovo, 296 p. (In Russ.).

6. Popov, V. D. (2007), Social'naja informaciologija [=Social informatiology], Moscow, 336 p. (In Russ.).

7. Tuominen, S. and Kotilajnen, S. (2012), Pedagogicheskie aspekty formirovanija medijnoj i informacionnojgramotnosti [=Pedagogical aspects of the formation of media and information literacy], Moscow, 127 p. (In Russ.).

8. Fedorov, A. V. (2005), "Mediaobrazovanie i mediagramotnost' v obshhestvah znanij" [=Media education and media literacy in knowledge societies], in: JuNESKO mezhdu jetapami Vsemirnogo sammita po informacionnomu obshhestvu [=UNESCO between the stages of the world summit on the information society], Moscow, pp. 329-339. (In Russ.).

9. Fedorov, A. V. (2001), Mediaobrazovanie: istorija, teorija i metodika [=Media education: history, theory and methods], Rostov n/D, 708 p. (In Russ.).

10. Chelysheva, I. V. (2011), "Lichnost' i media: problemy vzaimodejstvija v sovremennom obshhestve" [=Identity and the media: problems of interaction in modern society], in: Lichnost'i media: sb. statej Fakul'teta zhurnalistiki MGGU im. M. A. Sholohova [=Personality and media: collection of papers of Faculty of journalism of Moscow state mining University them. M. A. Sholokhov], Moscow, pp. 124-137. (In Russ.).

Дорощук Елена Сергеевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Ка-

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.