Научная статья на тему 'МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД ЧЕЛЯБИНСКА ГЛАЗАМИ БЛОГЕРОВ-УРБАНИСТОВ'

МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД ЧЕЛЯБИНСКА ГЛАЗАМИ БЛОГЕРОВ-УРБАНИСТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД / МЕДИАОБРАЗ / БЛОГЕР-УРБАНИСТ / МЕДИА / ЭСТЕТИКА / КОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна, Карпенко Виталий Александрович, Саитгалин Тимур Рамилевич

Исследование посвящено медиаэстетическому коду города. Статья четко структурирована. Логика статьи, ее дизайн, применяемые научные методы - анализ, опрос, дискурс-анализ - направлены на реализацию поставленной цели. Во Введении представлены результаты опроса, проведенного с помощью метода ассоциаций и метода незаконченных предложений, отражающего проблему формирования медиаэстетического кода города у жителей и его гостей. Выявленная проблема отражает актуальность поставленной задачи. Исследовательский интерес сосредоточен на материалах блогеров-урбанистов. Эмпирической базой исследования послужили материалы о Челябинске Льва Владова, Ильи Варламова, Артемия Лебедева. Рассмотрев материалы блогеров-урбанистов выявлены основные коннотации, которые характеризуют мнение блогеров по отношению к Челябинску.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна, Карпенко Виталий Александрович, Саитгалин Тимур Рамилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DIGITALIZATIONOF REGIONAL RADIO: EXPERIENCE OF NIZHNY NOVGOROD

The study is devoted to the media aesthetic code of the city. The article is clearly structured. The logic of the article, its design, the applied scienti c methods - analysis, survey, discourse analysis - are aimed at realizing the goal. The Introduction presents the results of a survey conducted using the method of associations and the method of un nished sentences, re ecting the problem of the formation of a media aesthetic code of the city among residents and its guests. The identi ed problem re ects the relevance of the task. Research interest is focused on the materials of urban bloggers. The empirical basis of the study was the materials about Chelyabinsk by Lev Vladov, Ilya Varlamov, Artemy Lebedev. Having considered the materials of bloggers-urbanists, the main connotations that characterize the opinion of bloggers in relation to Chelyabinsk are revealed.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД ЧЕЛЯБИНСКА ГЛАЗАМИ БЛОГЕРОВ-УРБАНИСТОВ»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 141-152. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print). Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;3(45): 141-152. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2022-10314

МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД ЧЕЛЯБИНСКА ГЛАЗАМИ БЛОГЕРОВ-УРБАНИСТОВ

Светлана Ивановна Симакова1, Виталий Александрович Карпенко2, Тимур Рамилевич Саитгалин3

1 2 3 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

1 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-5248-9459

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Исследование посвящено медиаэстетическому коду города. Статья четко структурирована. Логика статьи, ее дизайн, применяемые научные методы - анализ, опрос, дискурс-анализ - направлены на реализацию поставленной цели. Во Введении представлены результаты опроса, проведенного с помощью метода ассоциаций и метода незаконченных предложений, отражающего проблему формирования медиаэстетического кода города у жителей и его гостей. Выявленная проблема отражает актуальность поставленной задачи. Исследовательский интерес сосредоточен на материалах блогеров-урбанистов. Эмпирической базой исследования послужили материалы о Челябинске Льва Владова, Ильи Варламова, Артемия Лебедева. Рассмотрев материалы блогеров-урбанистов выявлены основные коннотации, которые характеризуют мнение блогеров по отношению к Челябинску.

Ключевые слова: медиаэстетический код, медиаобраз, блогер-урбанист, медиа, эстетика, код.

Для цитирования: Симакова С. И., Карпенко В. А., Саитгалин Т. Р. Медиаэстетический код Челябинска глазами блогеров-урбанистов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 141-152. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10314.

Original article

THE MEDIAESTHETIC CODE OF CHELYABINSK IN THE EYES OF URBAN BLOGGERS

Svetlana I. Simakova1, Vitaly A. Karpenko2, Timur R. Saitgalin3

1 2 3 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

1 [email protected], ORCID: 0000-0001-5248-9459

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The study is devoted to the media aesthetic code of the city. The article is clearly structured. The logic of the article, its design, the applied scientific methods - analysis, survey, discourse analysis -are aimed at realizing the goal. The Introduction presents the results of a survey conducted using the method of associations and the method of unfinished sentences, reflecting the problem of the formation

© Симакова С. И., Карпенко В. А., Саитгалин Т. Р., 2022

of a media aesthetic code of the city among residents and its guests. The identified problem reflects the relevance of the task. Research interest is focused on the materials of urban bloggers. The empirical basis of the study was the materials about Chelyabinsk by Lev Vladov, Ilya Varlamov, Artemy Lebedev. Having considered the materials of bloggers-urbanists, the main connotations that characterize the opinion of bloggers in relation to Chelyabinsk are revealed.

Key words: media aesthetic code, media image, urban blogger, media, aesthetics, code.

For citation: Simakova S. I., Karpenko V. A., Saitgalin T. R. The mediaesthetic code of Chelyabinsk in the eyes of urban bloggers. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;3(45):141-152. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10314.

Постановка проблемы

В работе «Воображая город. Введение в теорию концептуализации» Виктор Вахштайн задается вопросами: «Как мы мыслим город? Как гигантский контейнер, наполненный людьми, зданиями, машинами и деньгами? Как текст, требующий компетентной и скрупулезной интерпретации? Как двигатель, в котором все элементы взаимосвязаны, а энергия преобразуется в работу с определенным коэффициентом полезного действия? Как поле боя, театральную сцену или шахматную доску?» [5. С. 13]. Развивая мысли исследователя и учитывая непосредственно наш исследовательский интерес - рассмотреть формирование медиаэстетического кода города посредством публикаций в средствах массовой коммуникации, в марте 2022 года, используя метод ассоциаций и метод незаконченных предложений, мы провели опрос первокурсников факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Почему первокурсники? - здесь мы исходили из двух обстоятельств: 1) это период адаптации к самостоятельной жизни. Даже те студенты, кто является коренным жителем Челябинска (а их среди опрошенных оказалось 50 %) по-новому знакомятся с городом. Получают новые эмоциональные ощущения, новые переживания; 2) первокурсники, которые стали жителями Челябинска по причине обучения в университете (50 % опрошенных).

Почему март? - прошло полгода с начала студенческой жизни - это более-менее достаточный промежуток времени, чтобы ребята освоились в новом пространстве.

На первом этапе (метод ассоциаций) мы предложили студентам-первокурсникам ответить последовательно на три вопроса: С каким звуком ассоциируется город Челябинск? С каким запахом ассоциируется город Челябинск? С каким визуальным образом ассоциируется город Челябинск?

На втором этапе опроса мы использовали метод незаконченных предложений. И попросили опрашиваемых закрыть глаза, представить город и после этого закончить фразу «Челябинск -это...».

Результаты опроса - ассоциации

Чего мы только не услышали.

Звуки: - это и кричалки «Трактора», и шум ветра, пение птиц и шум машин, шум машин и разговоры людей, гул машин и шум трамваев, шум работы заводов, ночной гул ЧМК, пролетающие самолеты и т. п. Наибольшее количество голосов получила ассоциация «шум машин» (в чистом виде, без каких-либо дополнительных ассоциаций, см. выше) - 11 из 36.

Запахи: сирень, ваниль, с одной стороны, какие-то газы, с другой - свежесть и весна, машинное масло, канализация, запах трамваев и автобусов, бензин, дым, чеснок и еда, выбросы, смог и тяжелый смог, выхлопы. Достаточно любопытная ситуация: от сирени до выхлопов. Лидирующими ассоциациями стали смог - 5 и выхлопы - 6.

Визуальный образ: - Кировка со светящимися фонарями и зданиями, парк Гагарина - его лесная часть, железнодорожный вокзал, с заводами и старыми домами; куча самостроев и убогих современных зданий, хорошая сталинская и дореволюционная застройка; муравейник, образ алкаша, серость, огромная грязная местность. Лидер промышленность/ заводы - 5.

Анализируя результаты опроса, можно было провести группировку по различным признакам, например, выделить такие группы, как 1) город для людей; 2) город - промышленник

и другие. В рамках данного исследования, на этом этапе мы решили выделить положительные, отрицательные и нейтральные ассоциации. Количественные показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Положительные, отрицательные и нейтральные ассоциации с городом

вопросы итого

С каким звуком ассоциируется город Челябинск С каким запахом ассоциируется город Челябинск С каким визуальным образом ассоциируется город Челябинск

Положительные ассоциации 10 4 17 31

Отрицательные ассоциации 22 30 15 67

Нейтральные ассоциации 4 2 4 10

Результаты подтвердили нашу гипотезу о превалировании отрицательных ассоциаций.

Результаты опроса - незаконченные предложения

Челябинск - это...

Здесь, как и в предыдущем случае, мнения разделились. В качестве примера приведем некоторые высказывания: Челябинск - это будущее. Челябинск - это любовь. Это железные заводы и леса. Смесь театров и депрессии. Челябинск - это город искусства, уныния, возможностей и светлого будущего. Челябинск - это болото. Челябинск - это промышленный серый город.

Распределив полученные результаты по видам оценки, мы получили следующие результаты (Таблица 2):

Таблица 2

Оценка восприятия города

Положительная оценочность Отрицательная оценочность Нейтральная оценочность

15 14 7

В этом случае группа, содержащая отрицательную оценочность оказалась несколько меньше, чем положительная и нейтральная в совокупности.

Несмотря на ожидаемость отдельных суждений, вот что нас удивило.

В Челябинске проходит большое количество спортивных соревнований, всем известны хоккейная команда «Трактор», баскетбольный и волейбольный клубы «Динамо» и другие; в городе несколько достаточно сильных театров, музеев, выставок. И всё это остается одинаково незамеченным как у приезжих, так и у коренных жителей города. Упоминание об этих объектах встречается крайне редко.

В связи с чем возникает вопрос о необходимости формирования определенных моделей мышления о городе - о концептуализации. Любая попытка концептуализировать образ города, по сути, есть попытка открыть / описать его медиаэстетический код.

Медиаэстетический код города: о формировании понятия

Рассматривая определение медиаэстетического кода города, мы отмечаем, что здесь соединены два слова - медиа и эстетический. При этом термин «медиа» мы, вслед за М. Маклюэном, понимаем достаточно широко - медиа включает в себя речь и письмо, одежду, здания, транспорт («колесо, велосипед, самолёт»), деньги, часы, печать, телеграф, игры, радио, телевидение, звукозапись и ещё множество явлений [10]. Для нашего исследования важно, что

медиа - это нечто материальное, благодаря чему формируется эстетическое восприятие. Стоит заметить, что эстетические впечатления могут быть неоднозначными - от резко негативных до резко позитивных. Впечатления могут быть намешаны, но какое-то обязательно победит, концептуализируется. То, что концептуализировалось и есть код. Задача исследователя понять, благодаря какому медиуму сформировано это ощущение.

Безусловно, медиаэстетический код города необходимо формировать. Как это происходит и какие есть для этого возможности? - это другой вопрос. В нашем исследовании мы идем по следующему пути: на примере материалов СМК различных типов выбираем описание городской среды и проводим дискурс-анализ этих описаний. В результате анализа полученной базы делаем вывод о роли СМК в формировании медиаэстетического кода города. И смотрим, какой формируется медиаэстетический код города. В частности, в рамках данной статьи мы рассматриваем, как решается поставленная задача в материалах блогеров-урбанистов.

К вопросу изученности понятия «медиаэстетический код города»

Обращаясь к вопросу изученности вопроса о медиаэстетическом коде города, в том числе в средствах массовой коммуникации, мы отметили, что исследования в области формирования понятия «код», его многоаспектности и многозначности представлены трудами ученых различных научных направлений и научных школ: Ю. М. Лотман [9. С. 15]; Е. Ю. Панова [12. С. 33-39]; А. Г. Пудов [13. С. 37-41]; В. М. Савицкий [14. С. 69]; Н. А. Симбирцева [16. С. 157, 163.]; Н. И. Степанова [17. С. 133]; М. Фуко [18. С. 37]; У. Эко [19. С. 45] и др. Опираясь на классификацию кода, предложенную Умберто Эко, с целью комплексного подхода, учитывая современные медиатенденции и актуальные тренды современной коммуникации, С. И. Симакова предлагает идею медиаэстетического кода [Более подробно см.: 15. С. 26-39] - тип кода, соответствующий современным тенденциям журналистики - визуализации и технологизации контента. Автор идеи медиаэстетического кода отмечает, что такой тип кода рассматривается как логика семиосферы культуры, переживающей период медиатизации, «вложенный порядок», предопределяющий появление элементов семиосферы, конституирующий неразрывность элемента и его кода, выступающий и объяснением сути медиаэстезиса, и его условием. Медиаэстетический код есть совокупность фильтров, классифицирующих воспринимаемую информацию [15. С. 38-39]

Научные работы по раскрытию темы представленности региональных городов в средствах массовой коммуникации (СМК) в большинстве случаев представлены исследованиями, связанными с формированием в СМК медиаобраза города. Здесь мы отмечаем исследования, выполненные следующими авторами: Е. Н. Богдан [2]; А. Н. Всеволодова [6]; Т. Н. Галинская [7]; Г. С. Мельник и Н. О. Свешникова [11] и др.

Другой круг вопросов, связанных с исследованием меиаобраза города - это практика брендинга территорий. Это направление представлено работами таких авторов, как Е. В. Бондаренко [3]; Л. А. Бурганова и Л. Н. Везнер [4]; И. П. Лобанова [8] и др.

Несмотря на достаточную изученность обозначенных выше вопросов, работ, посвященных исследованию медиаэстетического кода города, нам обнаружить не удалось. Наше исследование позволит закрыть образовавшуюся лакуну. В этом заключается несомненная новизна и актуальность исследования, первые результаты которого представлены в данной статье. Здесь мы сосредоточили свое внимание на материалах блогеров-урбанистов.

Челябинск - как сфера интересов блогеров-урбанистов

Контент современных блогеров, занимающихся урбанистикой и исследующих проблемы многомиллионных мегаполисов, пользуется большой популярностью. Урбанисты много путешествуют по странам мира и рассказывают о самых необычных городах нашей планеты. Урбанистами таких блогеров называют потому, что объектом их исследований и наблюдения является городская среда. Благодаря своему опыту, зачастую профессиональному (ведь урбанистской часто занимаются архитекторы, дизайнеры и бывшие чиновники), и насмотренности они могут обратить внимание на те городские проблемы, которые большинство обывателей не видит.

Не ушел от взора самых известных российских блогеров-урбанистов и Челябинск. Феномену урбан-блогерства, в частности, на примере деятельности Льва Владова - создателя мультиплатформенного медиапроекта и общественного движения «Челябинский урбанист» -посвящена статья В. В. Абашева «Блогеры-урбанисты: медиаактивность как политическое действие» [1]. Эмпирическую базу нашего исследования составили материалы Льва Владова, Ильи Варламова, Артемия Лебедева.

Наш город является городом-миллионником с семью разными районами. Городские районы настолько разные, что зачастую отличаются даже архитектурой. Если на ЧМЗ (Металлургический район Челябинска) достаточно распространены так называемые «сталинки» - малоэтажные жилые дома с большими по площадям квартирами и высокими потолками, то на северо-западе города (Калининский и Курчатовский районы) много девяти- и десятиэтажек-панелек, построенных в 70-х годах, и новых жилых комплексов с домами по 18-25 этажей. Также нельзя забывать про промышленное предназначение города, которое оказывает непосредственное влияние на жизнь челябинцев. Именно благодаря особенностям нашего мегаполиса, его федеральному значению и населенности многие знаменитые блогеры-урбанисты не один раз приезжали в Челябинск и даже общались с главами города и области.

Цель нашего исследования: проследить, как Челябинск представлен в контенте известных российских блогеров-урбанистов.

Нами рассмотрены 15 материалов блогеров-урбанистов на различных интернет-площадках (Таблица 3). И проанализировали их на предмет презентации города.

Таблица 3

Презентация города блогерами-урбанистами

Вводные данные Фрагменты характеристик города Инструменты передачи

Название Ссылка Дата

Над Челябинском. Хорошо ли здесь жить? (Над городами, YouTube) https:// youtu. be/O_2-TnjEdZg 17.01.2019 1. Центральная площадь города: осенью празднуют День города, зимой здесь строят ледовый городок 2. Челябинский завод металлоконструкций: здесь делались основы для Останкинской телебашни, Белого дома, Кремля, МГУ 3. Отсутствие пляжей на Смолино отметил Путин: всё появилось на следующее утро 4. Северо-запад: самый желанный район для жизни в Челябинске 5. Алое Поле: историческое место под охраной 6. Магистральные трубы, по которым в ваши дома поступает вода, сделаны в Челябинске. Трактора, которые строят дороги и работают в полях, сделаны в Челябинске, Значительная часть Российских автокранов сделаны в Челябинске. Великие автомашины марки Урал, которые приедут к вам на помощь, сделаны в 100 км 1. Вид на площадь, схема с указанием строений 2. Вид на территорию завода и основное здание 3. Вид на озеро Смолино и окрестности города 4. Вид на ЖК Александровский, Ньютон и другие дома 5. Вид на Алое Поле 6. Описание к видео

от Челябинска, 5-ая часть всех боевых машин в стране во время великой войны были сделаны в Челябинске. Если вы когда-нибудь встретите челябинца, вспомните лучше об этом, а не о рейтингах и «суровых красных труселях»

7. Сильное образование и медицина (ЮУрГУ+ ЧелГУ)

8. Один из самых грязных городов страны. Виной тому -промышленность

7. Вид на ЮУрГУ и ЧелГУ

8. Вид на заводы

Будущее гетто Челябинска: бегите и спасайтесь

https:// www. youtube. com/ watch? v=onXT 4 t g k T w g & a b _ channel= varlamov

01.07.2019

1. Так жить нельзя

2. Будущее гетто Челябинска

3. Бегите и спасайтесь

4. Все сделано максимально дешево и убого

5. Челябинск суровый город

- максимально

6. Расстановка объектов на детской площадке - как в компьютерной игре-стратегии

7. Первый раз, когда я там оказался -было просто ужасно

8. «Ни одного дерева, ни тени, ничего» - о детской площадке

9. Купили самое дешевое оборудование, раскидали его

10. «Тот, кто обещал - уже в бегах»

- о будущей школе в ЖК

11. Это вот такое самое убогое жилье, которое может быть, со всеми вытекающими проблемами, отсутствие дворов, деления

12. «Дети не видели хороших детских площадок» - сравнение с площадкой в подмосковном Бутово

13. «В Челябинске своя атмосфера»

- об АУЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Минус застройки - огромные пустые пространства, которые захламляются

15. Те, кто купил здесь квартиру. Бегите, спасайтесь, пока не поздно

1. Превью (детская качеля с покрышками и штырями)

2. Название видео

3. Название видео

4. Видеоряд (покрышка, штыри, трос на детской площадке)

5. Озвучивание стереотипа (из «Нашей Раши»)

6. Сравнение с негативнымподтекстом (в компьютерных играх так делают из крайней необходимости)

7. Эмоциональное высказывание

8. Замечание, видеоряд

9. Замечание, видеоряд

10. Замечание о коррупции в Челябинске

11. Замечание, видеоряд

12. Сравнение, видеоряд

13. Видеоряд (граффити)

14. Видеоряд (трос)

15. Заключение

Квартал 1736 в Челябинске https :// www. artlebedev. ru/ 1736/ residen t i a l -complex/ 09.09.2020 В центре Челябинска располагается один из старейших городских районов. Его населяют 100 тысяч человек, а его площадь — 44 кв. км. Сейчас там находится рынок, который производит удручающее впечатление. Однако скоро на его месте появится прекрасный комплекс, который станет точкой притяжения горожан — квартал 1736 Текстовое описание, макет квартала

Дизайнер Лебедев высмеял челябинские магазины. «Суровый ритейл» https:// ura.news/ news/ 10 5 249 3418 8.07.2021 «Суровый челябинский ритейл подвинет любые водосточные трубы». Это недооцененный ЖКХ-АРТ. Физика не против, вода течет вниз, все, кроме Лебедева, довольны Подпись в инстаграме, фото с трубами на фоне здания

Некоторые чиновники говорят: «Не нужно бороться с ларьками, это ведь рабочие места, вы о людях подумали?» https:// www. instagram. c o m / p / CREWrR 8jf_Q/ 8.07.2021 Если не разрешать ставить ларьки на газонах и тротуарах, они спокойно переедут в первые этажи. С доступом к цивилизованному туалету, законной электроэнергии и теплу. С фасадов исчезнут таблички «аренда», а налоги наконец-то начнут поступать в городской бюджет, а не на карман советнику мэра по ларькам. Наглядное фото

Ребята, внезапно исчезла самая красивая историческая вывеска на проспекте Ленина https:// www. instagram. c o m / p / CROo S q7DD-x/ 12.07.2021 Даже если почта собралась съехать (хотя, по слухам, там делают ремонт), вывеска ни в коем случае не должна исчезнуть. Это наша история. Наглядное фото, замечание

Ручка двери — самая важная часть в здании https:// www. instagram. c o m / p / C T l p d UJIAfP/ 9.09.2021 В Челябинске реконструируют сердце главного городского архитектурного ансамбля — Драматический театр. Ремонт ещё не завершен, но уже вставили новые двери. И они ничем не отличаются от входа в магазин. Это неправильно, потому что дверь — это часть архитектуры, и все элементы должны быть осмысленно подобраны к стилю здания. Замечание, наглядное фото

Что-то случилось с общероссийским уровнем культуры https:// www. instagram. c o m / p / C V i i 8 VOoH_W/ 27.10.2021 Любой намёк на оригинальность и утончённость заколачивают в невыносимый туалетный квадратик. Не везде, конечно, но всё же — что с людьми не так? Наглядное фото, замечание

Хочу поделиться ещё одной болью как горожанин и водитель. https:// w w w . instagram. сот/р/ С¥Бп1 МоОй/ 9.11.2021 В Челябинске ужасающего качества разметка. Не знаю, из чего её делают, но она исчезает буквально на глазах — и потом следующие полгода дорожное полотно выглядит неопрятным. Замечание, фото наглядное

Больше всего на свете я не понимаю застройщиков, которые не делают ручку на двери калитки из «тр-дэ забора» https:// w w w . instagram. сот/р/ CWVF2 оЕИ-4/ 16.11.2021 Человек каждый раз испытывает микро-страдание — прутья с тяжёлой пружиной-доводчиком больно впиваются в пальцы. Эта ситуация рождает ещё одну проблему: из-за дискомфорта дверь не открывают полностью, поэтому вдогонку она ещё и бьёт заходящему в плечо. Фото решетки, замечание

Дизайнер Лебедев изучил внутренний дворик челябинских властей https:// ura.news/ п е w s / 1 0 5 2 5 20256 2.12.2021 Прикольно расширили здание правительства в Челябинске. К фасаду с колоннами просто пристроили еще здание. И те, у кого окна выходили на улицу, теперь смотрят во внутренний крытый дворик. Такое ограждение высоко оценят цыганские бароны. Такие вкусы были десять лет назад Фото здания правительства

Помните недавно в Калининском районе разрубили корни по всему скверу вдоль Кирова? https:// w w w . instagram. сот/р/ С X J i s vzIZgV/ 6.12.2021 Поставили лампы холодного света, самые вредные для здоровья горожан. Чёртовы гении, просто всё сделали неправильно! Честно говоря, это уже давно не смешно, это самое настоящее вредительство от команды Котовой. Замечание, наглядное фото

Улицы и парки мы засветили насмерть https: // w w w . instagram. сот/р/ CYEwr Bjoe2K/ 29.12.2021 Так как времени было мало, решили не устраивать тендеры, а прогнать 130 млн через фонд, чтобы сделать прямую и быструю закупку на подсветку зданий на проспекте Ленина. К сожалению, времени дискутировать о проектах и смыслах не оставалось — по традиции, следовало с горящей жопой успеть всё до нового года. Контурная подсветка — это самое пошлое и уродующее здание решение Замечание, наглядное фото

Артемий Лебедев вступился за фигуры светящихся китов в центре Челябинска https:// polit74. ru/ society/ artemiy_ lebedev_ vstupilsya _ za _figury_ svetyash chikhsya _kitov_ v_tsentre_ c hely a binska/ 04.01.2022 Это смешно, конечно. Какие-то люди, которые ничего не понимают в стоимости городских объектов, утверждают, что поставили довольно крупных китов, и стоило это почти 10 миллионов рублей -для города это вообще не деньги Прямой комментарий Лебедева с фотографиями тех самых китов

За последние пару лет Челябинск охватила пластиковая зараза https:// www. instagram. c o m / p / CaRefp MogjT/ 22.02.2022 Это ненадёжный хрупкий материал, который неприятно выглядит и некрасиво стареет. Всё пластиковое благоустройство, которое закупает сегодня команда мэра (на наши деньги), выйдет из строя в течение пары лет. Хочется, чтобы горожане это остро понимали. Замечание, сравнение, наглядное фото

Прокомментируем некоторые из них.

Блогер-урбанист Илья Варламов не раз посещал Челябинск. По образованию Илья архитектор. Он часто обращает внимание на плотность застройки, этажность жилых домов, устройство детских площадок и общее качество работ, если речь идет о новых районах. В своем видео «Будущее гетто Челябинска» (https://www.youtube.com/wateh?v=onXT4tgkTwg, дата обращения: 20.05.2022) он подробно разобрал один из новых жилых комплексов города, который располагается на северо-западе Челябинска. Название района - «Академ риверсайд». Квартиры в нем пользуются большой популярностью, а в рекламных материалах он представляется как будущий новый центр города. Однако Илья в своем обзоре зафиксировал только недостатки. Было установлено, что основными инструментами выражения мнения стали сравнения и эмоциональные высказывания, подкрепленные видеорядом. Среди главных недостатков нового района Илья Варламов отметил низкое качество материалов и выполнения работы в общем, «сильную заасфальтированность», неправильное использование пространства и отсутствие зеленых насаждений. Последняя проблема активно обсуждается в городских кругах уже продолжительное время. Причиной недостатка деревьев стала «дорожная революция» - расширение и увеличение количества автомобильных дорог во всем городе и Челябинской области. Можно сделать вывод о том, что в контенте Варламова представлено в основном негативное мнение.

Другим блогером, к чьим материалам мы обратились, стал известный дизайнер Артемий Лебедев, который много раз высказывался о Челябинске и общался с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером. В контенте блогера также можно проследить достаточно негативную оценку города. Он подмечает плохое качество разметки, использование неподходящих материалов, которое не только влияет на качество работы, но и значительно уменьшает срок эксплуатации. Кроме того, выделяются устаревшие архитектурные решения и непрактичность использования территории и выделенных на работы бюджетов. Еще одним важным замечанием стало плохое качество освещения, используемого в городе. Также Артемий среди крупных недостатков отметил высокую захламленность главных улиц города большим количеством ларьков. По мнению архитектора, эти ларьки стоит перенести на первые этажи домов, чтобы освободить городское пространство под общественные зоны. В качестве основного инструмента выражения позиции использовались эмоциональные высказывания и замечания, подкрепленные фотографиями.

Третьей площадкой для описания стал YouTube канал «Над городами». Челябинску посвящена серия«Над Челябинском. Хорошо ли здесь жить?(https://www.youtube.com/watch?v=O_2-TnjEdZg, дата обращения: 20.05.2022). В отличии от контента Ильи Варламова и Артемия Лебедева, в ролике на канале представлена позитивная оценка городского пространства. Подмечается

роль челябинской металлургии в строительстве ключевых объектов нашей страны, таких как Останкинская телебашня, Кремля и МГУ. Кроме того, отмечается историческая значимость центра города: «Алое Поле: историческое место под охраной».

Выводы

Резюмируя работу, выполненную в рамках данной статьи, отметим, среди жителей и гостей города бытует негативное мнение о Челябинске, что подтверждается результатами проведенного опроса. Поставив цель - проследить, как Челябинск представлен в контенте известных российских блогеров-урбанистов - мы выполнили дискурс-анализ материалов, включенных в эмпирическую базу исследования. В результате можем констатировать, что контент урбанистов в большинстве случаев имеет негативный характер. Основными проблемами города они считают нерациональное использование ресурсов, пространств и средств, непрактичность и низкое качество работ, неудачные дизайнерские решения и отсутствие зеленых насаждений. Примечательно, что блогеры-урбанисты обращают внимание только на недостатки, оставляя за пределами своего внимания те положительные изменения, которые происходят в городе - так выглядит медиаэстетический код Челябинска глазами блогеров-урбанистов. Следующий этап нашего исследования - проанализировать медиаэстетический код города в региональных СМИ.

Список источников

1. Абашев В. В. Блогеры-урбанисты: медиаактивность как политическое действие // Век информации. 2020. Том 8. № 1. С. 21-32.

2. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2007. № 4. С. 12-41.

3. Бондаренко Е. В. Средства массовой информации как ресурс формирования позитивного имиджа региона // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7. С. 237-243.

4. Бурганова Л. А., Везнер Л. Н. Город как «Медийная реальность»: образ российского города в печатных СМИ (на примере г. Екатеринбурга) // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Выпуск № 19. Т. 16. С. 336-340.

5. Вахштайн В. Воображая город. Введение в теорию концептуализации / М. : НЛО, 2022. 576 с.

6. Всеволодова А. Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 152-158.

7. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11. Ноябрь. С. 91-94.

8. Лобанова И. П. Медиаобраз города: корректировка имиджа // Аллея Науки. 2017. Т. 1. № 8. С. 257-260.

9. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М. : Гнозис; Прогресс, 1992. 272 с.

10. Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека ; пер. с англ. В. Николаева. - М. : Кучково поле, 2019. 464 с.

11. Мельник Г. С., Свешникова Н. О. Медиаобраз российского города и его представленность в массовом сознании жителей регионов // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. 2018. № 3 (12). С. 81-93.

12. Панова Е. Ю. Медиаэстетика словесности: риторический подход // Медиаэстетический компонент современной коммуникации : коллектив. моногр. / науч. ред. М. В. Загидуллина, А. К. Киклевич. Челябинск : Челябинский филиал РАНХиГС, 2020. С. 29-53.

13. Пудов А. Г. Коды социальной и медиарельности // Медиафилософия XIII. Универсум цифрового разума: новые территории смысла : коллект. моногр. / под ред. В. В. Савчука. СПб. : Санкт-Петербургское Философское общество. 2017. С. 37-41

14. Савицкий В. М. Культурные коды: сущность, состав и функционирование в процессе общения // Дискурс профессиональной коммуникации. 2019. № 1-4. С. 68-77.

15. Симакова С. И. Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2022. 160 с. https://www.doi. org/10.47475/9785727118214.

16. Симбирцева Н. А. «Код культуры» как культурологическая категория // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 157-167.

17. Степанова Н. И. Коды культуры: семиотический и культурологический аспекты // Идеи и идеалы. 2012. № 1 (11). Т. 2. С. 130-136.

18. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. М. : Прогресс, 1977. 488 с.

19. Эко У. Отсутствующая структура. СПб. : Петрополис, 1998. 432 с.

References

1. Abashev, V. V. (2020). Blogery-urbanisty: mediaaktivnost' kak politicheskoe deystvie [Urban bloggers: media activity as a political action]. Vekinformatsii [Age of Information], volume 8, 1, pp. 2132. (In Russ.).

2. Bogdan, E. N. (2007). Mediaobraz Rossii kak ponyatie teorii zhurnalistiki [Media image of Russia as a concept of the theory of journalism]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [Bulletin of the Moscow University. Series 10: Journalism], 4, pp. 12-41. (In Russ.).

3. Bondarenko, E. V. (2011). Sredstva massovoy informatsii kak resurs formirovaniya pozitivnogo imidzha regiona [Mass media as a resource for the formation of a positive image of the region]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy [Scientific problems of humanitarian research], 7, pp. 237-243. (In Russ.).

4. Burganova, L. A. & Vezner, L. N. (2013). Gorod kak «Mediynaya real'nost'»: obraz rossiyskogo goroda v pechatnykh SMI (na primere g. Ekaterinburga) [City as "Media reality": the image of the Russian city in the print media (on the example of Yekaterinburg)]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Kazan Technological University], issue 19, vol. 16m pp. 336-340. (In Russ.).

5. Vakhstein, V. (2022). Voobrazhaya gorod. Vvedenie v teoriyu kontseptualizatsii [Imagining the city. Introduction to the theory of conceptualization]. Moscow: NLO. 576 p. (In Russ.).

6. Vsevolodova, A. N. (2013). Mediaobraz gorodov Rossii v federal'nykh pechatnykh SMI [Media image of Russian cities in the federal print media]. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice ofjournalism], 2, pp. 152-158. (In Russ.).

7. Galinskaya, T. N. (2013). Ponyatie mediaobraza i problema ego rekonstruktsii v sovremennoy lingvistike [The concept of a media image and the problem of its reconstruction in modern linguistics]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 11, pp. 91-94. (In Russ.).

8. Lobanova, I. P. (2017). Mediaobraz goroda: korrektirovka imidzha [Media image of the city: image adjustment]. Alleya Nauki [Alley of Science], V. 1, 8, pp. 257-260. (In Russ.).

9. Lotman, Yu. M. (1992). Kul'tura i vzryv [Culture and explosion]. Moscow: Gnosis; Progress. 272 p. (In Russ.).

10. McLuhan, G. M. (2019). Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka ; per. s angl. V. Nikolaeva [Understanding the Media: Human External Extensions; per. from English. V. Nikolaev]. Moscow: Kuchkovo field. 464 p. (In Russ.).

11. Melnik, G. S. & Sveshnikova, N. O. (2018). Mediaobraz rossiyskogo goroda i ego predstavlennost' v massovom soznanii zhiteley regionov [The media image of the Russian city and its representation in the mass consciousness of the inhabitants of the regions]. Sovremennaya periodicheskaya pechat' v kontekste kommunikativnykhprotsessov [Modern periodicals in the context of communicative processes], 3 (12), pp. 81-93. (In Russ.).

12. Panova, E. Yu. (2020). Mediaestetika slovesnosti: ritoricheskiy podkhod [Media aesthetics of literature: a rhetorical approach]. Mediaesteticheskiy komponent sovremennoy kommunikatsii : kollektiv. monogr. / nauch. red. M. V. Zagidullina, A. K. Kiklevich [Media aesthetic component of modern communication: collective. monograph. / scientific ed. M. V. Zagidullina, A. K. Kiklevich]. Chelyabinsk: Chelyabinsk branch of the RANEPA, pp. 29-53. (In Russ.).

13. Pudov, A. G. (2017). Kody sotsial'noy i mediarel'nosti [Codes of social and media reality]. Mediafilosofiya XIII. Universum tsifrovogo razuma: novye territorii smysla : kollekt. monogr. /pod red. V. V. Savchuka [Media Philosophy XIII. The Universe of the Digital Mind: New Territories of Meaning: Collect. monograph. / ed. V. V. Savchuk]. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, pp. 3741. (In Russ.).

14. Savitsky, V. M. (2019). ul'tumye kody: sushchnost', sostav i funktsionirovanie v protsesse obshcheniya [Cultural codes: essence, composition and functioning in the process of communication]. Diskurs professional'noy kommunikatsii [Discourse of professional communication], 1-4, pp. 68-77. (In Russ.).

15. Simakova, S. I. (2022). Mediaesteticheskiy kod infograficheskogo kontenta v zhurnalistike [Media aesthetic code of infographic content in journalism]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University. 160 p. https://www.doi.org/10.47475/9785727118214. (In Russ.).

16. Simbirtseva, N. A. (2016). «Kod kul'tury» kak kul'turologicheskaya kategoriya ["The code of culture" as a cultural category]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 1, pp. 157-167. (In Russ.).

17. Stepanova, N. I. (2012). Kody kul'tury: semioticheskiy i kul'turologicheskiy aspekty [Codes of culture: semiotic and cultural aspects]. Idei i idealy [Ideas and ideals], 1 (11), T. 2, pp. 130-136. (In Russ).

18. Foucault, M. (1977). Slova i veshchi. Arkheologiya gumanitarnykh nauk/per. s fr. V. P. Vizgina, N. S. Avtonomovoy [Words and things. Archeology of the Humanities / transl. from fr. V. P. Vizgin, N. S. Avtonomova]. Moscow: Progress. 488 p. (In Russ.).

19. Eco, U. (1998). Otsutstvuyushchaya struktura [Missing structure]. SPb.: Petropolis. 432 p. (In Russ.).

Информация об авторах С. И. Симакова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций.

В. А. Карпенко - студент факультета журналистики.

Т. Р. Саитгалин - студент факультета журналистики.

Information about the author Svetlana I. Simakova - Associate Professor, Doctor of Philology, Professor of the Department of Journalism and Mass Communications.

Vitaly A. Karpenko - student of the Faculty of Journalism.

Timur R. Saitgalin - student of the Faculty of Journalism.

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. The authors contributed equally to this article.

Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после рецензирования 11.06.2022;

принята к публикации 17.06.2022. The article was submitted 01.06.2022; approved after reviewing 11.06.2022; accepted for publication 17.06.2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.