УДК 37.035.6; 37.032; 008.2; 009
Салтыкова М.В.
кан. пед. н., ст. научный сотрудник НИЦ Академии гражданской защиты МЧС России
МЕДИАЭКОЛОГИЯ: ИМПЛОЗИВНЫЕ РИСКИ ДЛЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ «ЭЛЕКТРОННЫХ КОЧЕВНИКОВ»
В статье анализируются актуальные угрозы цифровой эпохи с точки зрения информационной составляющей гибридной войны. Подчеркивается, что субкультура «электронных кочевников», а также власть искусственного интеллекта несут в себе совершенно новые, еще не спрогнозированные имплозивные, т.е. обращенные внутрь человека, риски, направленные на разрушение менталитета личности. Заключается, что имплозивное понимание риска требует совершенно новой методологии предотвращения угроз. В качестве основы для решения проблемы информационной безопасности предлагается этнофункциональная методологическая парадигма в новой научной области - медиаэкологии. Констатируется, что языковая идентификация в форме «естественного» патриотизма, рассматриваемая как один из локусов самосознания человека, может стать инструментом идентификации.
Ключевые слова: «естественный» патриотизм; идентичность; информационное воздействие; информационная безопасность; менталитет; медиаэкология
Saltykova M.V.
Ph.D in (Pedagogic Sc.), Scientific Employee Academy of Civil
Defence EMERCOM of Russia
MEDIA ECOLOGY: IMPLOSIVE RISKS IN THE DIGITAL AGE OF «ELECTRONIC
NOMADS»
The article analyzes the current threats of the digital era from the point of view of the information component of the hybrid war. It is emphasized that the subculture of "electronic nomads, as well as the power of artificial intelligence, carries in them entirely new, not yet predicted implosive,
inward-facing, risks aimed at destroying the personality mentality. It turns out that an implosive understanding of risk requires a completely new methodology for preventing threats - media ecology. It is stated that linguistic identification in the form of "natural" patriotism, considered as one of the loci of human self-consciousness, can become an identification tool.
Key words: media ecology, implosive risk, national security, information security, digital society, mentality, «natural» patriotism, identity, «electronic» digital nomads, information impact
Третья мировая война будет партизанской информационной войной без разделения между военным и гражданским участием Герберт Маршалл Маклуэн
М ир стремительно и качественно изменился всего лишь за несколько последних лет. Ранее на протяжении длительного времени всей истории человечества общество развивалась по естественным, т.е. не сотворенными человеком законам. Однако сейчас с приходом «цифровой» эпохи искусственного интеллекта (далее — ИИ), который может уже самостоятельно принимать решения, наступила качественно новая фаза развития всего человечества. Современное цифровое общество - это ускорение и динамизм, минимизация, роботизация, виртуализация производства, абсолютно новые виды занятости, Outernet (Интернет из космоса, уничтожающий информационную закрытость тоталитарных государств), кибероружие, управляемые климатические процессы, непрерывная гибридная война, которая официально не объявляется, но, однако, охватывает всех и вся, гендерная флюидность (изменчивость), проявляющаяся в периодически возникающей смене гендерной идентичности у одного и того же индивидуума, утрата традиционных социальных институтов, например, семьи, где есть мама и папа, а не родители №1 и №2; манипуляции с ДНК человека, генная терапия, повсеместная имплантация разнообразных человеческих органов, а не только зубов; всеобщая унификация, апология английского языка, идеи
транслингвальности, также как и трансгендарности в глобализме и т.д. [Салтыкова, Пителинский, Безопасность личности ..., 2017].
Коротко говоря о принципах ведения гибридных войн, необходимо вспомнить о развитии таких нетрадиционных военных средств, как оружие на новых физических принципах, в основу которых положены процессы и явления, не использовавшиеся ранее: лазерное оружие, ускорительное (пучковое), свервысокочастотное (СВЧ), инфразвуковое, кибероружие, геофизическое, информационно-психологическое и др. «Цель применения информационно-психологического оружия — заставить отдельного человека, коллектив или общество выполнять внешнюю, т.е. поставленную кем-то задачу или программу. Воздействие информационно-психологического оружия на психику людей связано прежде всего с подавлением воли к сопротивлению, «зомбированием» психики (манипулированием и перестройкой мышления), программированием поведения людей в повседневной и в боевой обстановке, и, в конечном итоге, с их деморализацией и психической деградацией» [Гражданская оборона. Учебник. 2016, с.73-75].
Несомненно, что традиционная военная мощь будет играть свою важную роль в противоборстве, но, на наш взгляд, этот инструментарий будет использоваться прежде всего против стран со слаборазвитой «нецифровой» экономикой. Скорее всего, власть искусственного интеллекта внесет совершенно новые, еще не спрогнозированные имплозивные, т.е. обращенные внутрь человека риски, направленные на разрушение менталитета личности. Это будут абсолютно инновационные вызовы, которые невозможно сейчас даже и представить в полном объеме. Все эти факторы могут привести к новому революционному и опасному скачку не только в военном деле, но и во всем социокультурном общественном развитии человечества.
В цивилизованных странах по всему миру уже сформирована субкультура «электронных кочевников» — номадов, скорее всего, «уже не нуждающихся ни в каких традиционных социальных институтах, в том числе и в государстве» [Аттали, На пороге нового тысячелетия, 1993]. Вероятнее всего, что представители этой субкультуры претендуют на наднациональную форму власти над всем человечеством. Номады, эти «электронные кочевники», как и
средневековые завоеватели, не имеющие оседлости, не нуждаются в тепле «малой родины», в родном языке и культуре, в родных и близких. «Впервые у человека не будет адреса. Чувство привязанности к тому месту, которое рождало все культуры в прошлом, превратится лишь в слабое, достойное сожаления воспоминание» [там же, с.52]. Следовательно, можно заключить, что ИИ и «цифровая» галактика творят новый виртуальный мир, который перестраивает культурную память и народа, и личности, предоставляя безграничные возможности для манипуляции в наших сетях виртуальной коммуникации, превращая самого человека в унифицированный кочевой предмет. «Можно предположить, что в конце такой культурной мутации и сам человек_превратится в кочевой предмет. Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар» [там же, с.58].
Прибежали в сени дети, Второпях зовут отца: «Тятя! тятя! наши сети Притащили мертвеца»...
Так А.С. Пушкин пророчески написал в стихотворении «Утопленник». Возможно, слово «тятя» сейчас и нуждается в разъяснении - это папа, отец, которого «второпях зовут» малые неразумные дети. А вот метафорический смысл словосочетания «наши сети притащили мертвеца», думаю, понятен каждому.
На наш взгляд, именно сейчас необходим анализ будущих, хотя, вероятно, и уже реально существующих имплозивных рисков, которые могут «взломать» картину мира, менталитет человека изнутри, разрушить ее ценностные гуманистические основания, следовательно, это представляет актуальную угрозу для всего человечества.
Стремительно возникающий современный экзистенциальный вакуум, вызванный в том числе и ростом Интернет-коммуникаций, разрушает культурные нормы и традиции, симулирует многие ценностные процессы, например, дружеское общение, создание традиционной семьи, естественные способы продолжения рода, следовательно, изменяет и саму человеческую личность, представляющую собой, в том числе, и систему традиционных
ценностей. «Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину,
— это истина, скрывающая, что ее нет», — пророчески констатировал Ж. Бодрийяр, анализируя характеристики общества потребления XX века [Бодрийяр. Симулякры и симуляция, 2015].
Кстати, философские идеи этого постмодернистского мыслители легли в основу культового фильма «Матрица» (1999г.) братьев Лоуренса и Энди Вачовски, которые с недавних пор стали сестрами Ланой и Лили Вачовски (2012г.), открыто заявив о своей трансгендерности. И это отнюдь не единичный пример. В 2017 г. олимпийский чемпион 1976 года по десятиборью, 68-летний отчим Ким Кардашьян Брюс Дженнер, стал трансгендерной женщиной также. До этого Брюс был женат 24 года, в браке родились 2 дочки Кендалл и Кайли Дженнер.
Все это можно было бы назвать забавными играми разума и гормонов, если бы, на наш взгляд, подобные алгоритмы не являлись бы этапами деструктивной технологии Окна Овертона, позволяющей изменять и сдвигать шкалу ценностей от «немыслимо» до «популярно», а затем и нормально [Салтыкова, Патриотическое воспитание.. .2016, с.100]. Возможно, в ближайшем будущем людям потребуется защита от себя самих.
Термин имплозия (англ. implosion — взрыв, направленный внутрь) является важным в языкознании. Герберт Маршалл Маклуэн, теоретик взаимосвязи культуры, медиа и технологий, дефиницировал его в работе «Understanding Media.» («Понимание медиа: Внешние расширения человека» 1964г.). Г.М. Маклуэн еще в середине XX века констатировал, что время, когда основным способом освоения мирового пространства была эксплозия (взрыв вовне) внешнее расширение, экспансия, уже кончилось, наступило имплозивное время, в том числе и в области человеческого сознания [Маклюэн, Гуманитарная энциклопедия].
Однако возможно еще один нюанс в понимании этого термина
— «взрыв изнутри, быстрое разрушение под влиянием внутренних факторов, в противопоставление эрозии — медленному разрушению под воздействием внешних факторов» [Маклюэн, Понимание Медиа... 2003].
Имплозивное понимание рисков и угроз требует принципиально новой методологии познания. На наш взгляд,
наиболее адекватным ответом на «цифровой» вызов может служить психологическая этнофункциональная методология, разработанная отечественным ученым, доктором психологических наук, Сухаревым А.В. Этнофункциональная парадигма - это «представление о первостепенной важности этнических форм общности в жизни людей как идеальной модели общественных отношений» [Сухарев, 2008, с.481].
В этой связи уместным будет проанализировать новое научное понятие - медиаэкология. Экология (от греч. о!ко^ — обиталище, жилище, дом, имущество и Хоуо^ — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Барри Коммонер, американский биолог и эколог, сформулировал основные 4 закона экологии.
1. «Всё связано со всем. В законе отражён экологический принцип холизма (целостности).
2. Ничто не исчезает в никуда. Закон говорит о необходимости замкнутого круговорот веществ и обеспечения стабильного существования биосферы.
3. Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.
4. Ничто не даётся даром. Закон говорит о том, что каждое новое достижение неизбежно сопровождается утратой чего-то прежнего» [Коммонер, Технология прибыли,1976].
«Второй и четвёртый законы, по сути, являются перефразировкой основного закона физики — сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы — действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии» [Законы экологии Барри Коммонера, https://web.archive.org/web/].
«Медиаэкология (англ. Media ecology — экология средств ко ммуникации) — междисциплинарная областьзнанийна стыке социал ьной экологии и медийных наук,зучающая проблемы взаимодействи я человека иинфокоммуникационной среды, которую формируют ср
едства коммуникации - медиа. В центре внимания медиаэкологов — влияние медиатехнологий на восприятие и мышление и на социокул ьтурные процессы общественного развития» [Медиаэкология https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1560002/].
В связи с этим будет небезынтересно узнать, что «Жанна д'Арк нетолькоканонизированакатолическойцерковьюкакпокровительница Франции, — но она считается также покровительницей радио и телеграфа: двигавшие Жанной патриотические чувства осознавались ей как внушение свыше, сакральная весть, переданная «святыми голосами» для спасения короля и Отечества» [Медиаэкология Ы^:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1560002/]..
В актуальной Стратегии национальной безопасности есть определение: «.национальная безопасность Российской Федерации .- состояние защищенности личности (выделено здесь и далее автором), общества и государства от внутренних и внешних угроз; национальные интересы Российской Федерации.- объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития» [Указ Президента РФ №683, 2015]. Необходимо обратить внимание, что интересы личности стоят на первом месте в этой действующей на данный момент Стратегии национальной безопасности РФ. На наш взгляд, необходимо обратить особое внимание на эти объективно значимые потребности личности.
Так, например, известный ливанский экономист и философ Насим Талеб пророчески предупреждает: «Наше понимание риска в сложных системах (биология, экономика, климат) оставляет желать лучшего, к тому же наше восприятие искажено ретроспективой (мы осознаем риск, только когда ущерб уже нанесен, и продолжаем совершать ошибки)» [Талеб, 2014, с. 243].
Мы уже неоднократно писали о том, что, на наш взгляд, «естественный» патриотизм при всем многообразии его особенностей выступает как форма этнокультурной идентичности, с его помощью происходит включение личности в социум. «Идентичность рассматривается как центральное явление самосознания индивида, относительно устойчивое, тождественное самому себе существование индивида в системе социальной целостности. Идентификация предполагает способность человека
к интериоризации — переведению трансцендентного (внешнего) в имманентное (внутреннее). В структуре идентификации выделяются четыре компонента: индивидуальное (онтогенез), родовое, коллективное (адапциогенез), общественное (социогенез); государственное (филогенез) самоопределение человека, а также дифференцируются четыре ее уровня: самоидентичность (самость), взаимоидентичность (ближайшее окружение), социоидентичность (интрасубъективность), макроидентичность (полисубъективность)» [Воспитание патриотизма..., 2007, с. 301].
Например, анализируя этимологию слова патриот в английском языке, С.Г. Воркачев отмечает, что «патриот не только защищает Родину, но и всеми доступными способами продвигает её образ жизни, поддерживает интересы и авторитет, что следует из выражения «defend its interests with devotion» [Воркачев, Страна своя и чужая ..., с. 131-133]. Что касается «сущности» нашей Родины - её онтологического статуса, то в русской культуре исторически, традиционно, представления о нем носят преимущественно «примордиалистский» характер: предполагается, что родина как «духовная реальность» существует, пока существует народ, независимо от отдельного человека и представляет собой безусловную ценность - некое «духовное сокровище», материализуемое в «родном пространстве» и в способах его обустройства, в том числе и символических (язык и культура)» [Воркачев С. Г., Воркачева Е. А. Идеологема «родина».. .2014].
Рассмотрим основные культурологические подходы к понятию «этничность» представленные классификацией А.Р. Аклаева в работе «Этнополитическая конфликтология». Примордиалистский (эссенциалистский, врожденный) подход, предполагающий наличие врожденной кровной связи человека со своим этносом, его языком, традициями, обычаями и культурой. Где родился, там и пригодился -гласит русская народная пословица. «В отечественной литературе этого взгляда придерживались Л. Гумилев, С Широкогоров. Этничность с точки зрения примордиалистов - неотъемлемая психологическая часть «я», а любые изменения - неестественные, навязываемые человеку» [Аклаев Этнополитическая конфликтология. 2005, с.62].
Следующий инструменталистский подход. В его центре находятся рациональные аспекты идентичности и ее политические
общественные функции, этничность - это лишь инструмент и вопрос рационального выбора в процессе борьбы и соперничества политических элит. «Инструментализм опирается на социологический структурный функционализм М. Вебера о том, что представления о сходстве членов группы облегчают формирование социальной группы, но недостаточны для возникновения коллективной идентичности» [там же, с.63-66].
Конструктивистский подход объединяет в себе примордиализм и инструментализм.
«Ф. Барт, норвежский этнолог и социолог, первый предложил рассматривать в качестве самого главного критерия этничности границы группы, которыми она ограничивает себя от других подобных групп. Сходством с примордиалистами является то, что конструктивисты поддерживают положение о том, что этнические признаки существуют реально. Отличие заключается в том, что каждый признак может быть сходен с другими типами социальных связей. Этническая идентификация подвижна.
Сходство с инструменталистским подходом состоит в том, что ключевая роль принадлежит политике. Сама по себе этничность конфликт не порождает. Однако в отличие от инструменталистов конструктивисты полагают, что определенные конфликты могут порождаться патологическим состоянием социальной системы, которое не контролируется индивидами и элитами. И тогда источник конфликта не в этничности, а социальной системе» [там же, с.66-71].
Итак, подводя итоги, можно сделать вывод, что имплозивное понимание риска требует совершенно новой методологии предотвращения угроз. В качестве основы для решения проблемы информационной безопасности нами предлагается этнофункциональная методологическая парадигма, разработанная доктором психологических наук, профессором А.В. Сухаревым, постулаты которой можно применять в новой научной области — медиаэкологии.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 31.12. 2015г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // kremlin.ru/acts/ news/51129 (дата обращения 20.10. 2018).
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации / утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/71556224/ (дата обращения 20.10.2018).
3. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учеб. пособие. - М: Дело, 2005. 480с.
4. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: Международные отношения, 1993. 135с.
5. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Simulacres et simulation (1981), рус. перевод 2011, пер. А. Качалова. — М.: Рипол-классик, 2015. 240с.
6. Воркачев С. Г. Страна своя и чужая: идея патриотизма в лингвокультуре: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 151 с.
7. Воркачев С. Г., Воркачева Е. А. Идеологема «родина» в русской лингвокультуре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 516-520- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // e-koncept.ru/2014/54367.htm (дата обращения: 26.10.2018).
8. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов и др.: под общ. ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. 328 с.
9. Гражданская оборона. Учебник / Под общ. Ред. В.А. Пучкова; МЧС России - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 378с.
10. Законы экологии Барри Коммонера [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // web.archive.org/web/20090817125515/http:// nature-life.ru/priroda-chelovek/zakonyi-ekologii-barri-kommonera.html (дата обращения: 26.10.2018).
11. Коммонер Барри. Технология прибыли. - М.: 1976. 114 с.
12. Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. — Перевод с английского: В. Г. Николаев. Закл. ст. М. Вавилова. — Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 318с.
13. Медиаэкология [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1560002 (дата обращения: 26.10.2018).
14. Поздняков А.И. Критерии оценки эффективности обеспечения национальной безопасности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2010. № 17 (403). С. 57-64.
15. Салтыкова М.В. Патриотическое воспитание в условиях глобализации процессов мирового развития: этнофункциональный подход // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты, 2016. №3. С.97-105.
16. Салтыкова М.В., Пителинский К.В. Безопасность личности как приоритетная цель актуальной государственной стратегии РФ. // Вестник московской международной академии. М. ММА. 2017. №2. С. 107-117.
17. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2008. 576 с.
18. ТалебН.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: Array Литагент Аттикус, 2014. 768с.