Научная статья на тему 'Безопасность личности как приоритетная цель актуальной государственной Стратегии РФ'

Безопасность личности как приоритетная цель актуальной государственной Стратегии РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
632
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ТРИАДА УПРАВЛЕНИЯ / "ЕСТЕСТВЕННЫЙ" ПАТРИОТИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СПИРАЛЬ БУСЫГИНА-МАСЛОУ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ФУНКЦИИ ЯЗЫКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MENTALITY / "NATURAL" PATRIOTISM / IDENTITY / IDENTIFICATION TOOLS / INFORMATION IMPACT / LANGUAGE FUNCTIONS / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салтыкова Марина Викторовна, Пителинский Кирилл Владимирович

На основе анализа актуальных изменений в Стратегии национальной безопасности РФ предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование понимания на основе этнофункциональной методологической парадигмы новых аспектов гуманитарной составляющей данной Стратегии. Предметом исследования являются: актуальные тенденции развития военной науки, использующие в качестве инструмента информационное воздействие, изменяющее менталитет личности и народа. Обосновывается факт того, что современные политические технологии разрушения государств направлены на перенос агрессии из реального (военно.географического) пространства в виртуальное (информационно-сетевое). Сделан вывод, что объектом национальной безопасности становится ментальная сфера, самосознание народа, его национальная и культурная идентичность, что требует уточнения данных положений в онтологическом смысле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салтыкова Марина Викторовна, Пителинский Кирилл Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Security As A Priority Objective Of The Actual State Strategy Of The Russian Federation

Based on the analysis of actual changes in the National Security Strategy of the Russian Federation, a set of measures is proposed to improve the understanding on the basis of the ethno-functional methodological paradigm of new aspects of the humanitarian component of this Strategy. The subject of the study are: current trends in the development of military science, using as an instrument of information impact, changing the mentality of the individual and the people. The fact that modern political technologies of destruction of states are aimed at transferring aggression from real (military-geographical) space to virtual (information-network) is justified. It is concluded that the subject of national security is the mental sphere, the self-consciousness of the people, its national and cultural identity, which requires the specification of these provisions in the ontological sense.

Текст научной работы на тему «Безопасность личности как приоритетная цель актуальной государственной Стратегии РФ»

УДк 008:37.03:21:308:351:355/359

Салтыкова М.В., Пителинский К.В.

безопасность личности как приоритетная цель актуальной государственной стратегии РФ

На основе анализа актуальных изменений в Стратегии национальной безопасности РФ предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование понимания на основе этнофункциональной методологической парадигмы новых аспектов гуманитарной составляющей данной Стратегии. Предметом исследования являются: актуальные тенденции развития военной науки, использующие в качестве инструмента информационное воздействие, изменяющее менталитет личности и народа. Обосновывается факт того, что современные политические технологии разрушения государств направлены на перенос агрессии из реального (военно-географического) пространства в виртуальное (информационно-сетевое). Сделан вывод, что объектом национальной безопасности становится ментальная сфера, самосознание народа, его национальная и культурная идентичность, что требует уточнения данных положений в онтологическом смысле.

Ключевые слова: менталитет, триада управления, «естественный» патриотизм, идентичность, спираль Бусыгина-Маслоу, инструментарий идентификации, информационное воздействие, функции языка, национальная безопасность.

M.V. Saltuikova, K.V. Pitelinsky

personal security as a priority objective of THE ACTUAL STATE STRATEGY of THE RUSSIAN federation

Based on the analysis of actual changes in the National Security Strategy of the Russian Federation, a set of measures is proposed to improve the understanding on the basis of the ethno-functional methodological paradigm of new aspects of the humanitarian component of this Strategy. The subject of the study are: current trends in the development of military science, using as an instrument of information impact, changing the mentality of the individual and the people. The fact that modern political technologies of destruction of states are aimed at transferring aggression from real (military-geographical) space to virtual (information-network) is justified. It is concluded that the subject of national security is the mental sphere, the self-consciousness of the people, its national and cultural identity, which requires the specification of these provisions in the ontological sense.

Key words: mentality, "natural" patriotism, identity, identification tools, information impact, language functions, national security.

Язык не есть продукт деятельности, но сама деятельность.

В. Гумбольдт

Мир стремительно изменяется, отчего можно с уверенностью констатировать, что мы уже представляем не информационное общество, а цифровое, где искусственный интеллект стал реальностью. Так, например, 90 процентов мировых информационных ресурсов было создано за последние 2 года; стоимость хранения 1Гб информации с 1980г. снизилась в 1 миллиард раз; 75 процентов населения планеты уже имеет доступ к мобильной связи; еще 10 лет назад не существовало многих профессий (например, специалист по BIG DATA, АРР-разработчик, оператор дрона и др.), которые сегодня входят в число самых востребованных и высокооплачиваемых.

Если анализировать происходящие политические изменения с точки зрения революций в области средств образования и информационно-коммуникационных технологий [Пителинский 2015], то ускорение движения весьма впечатляет (см. рис. 1).

Рис. 1. Последовательность революций в образовании

Иоганн Гутенберг изобрел типографский станок в XV веке, но потребовалось более четырех столетий, чтобы книгопечатание стало дешевым и массовым способом коммуникации. От открытия принципов стационарного телефона до его массового внедрения прошло около 50 лет, для сотового телефона - менее 10 лет, а для социальных сетей -менее 3 лет. Ускоренное развитие информационных и иных высоких технологий происходило и происходит на наших глазах.

Производительность современных ЭВМ, принципы которых были реализованы практически уже в 1937г. Конрадом Цузе в Германии, повышается вдвое примерно за год. У большинства жителей Земли уже есть свой смартфон или планшет, которые постоянно модифицируются, уменьшая свои размеры и цену (при одновременном росте их мощности). Мир становится в основном более комфортным, но насколько он будет безопасным для личности, общества и государства в целом? Возникают новые практические проблемы и неожиданные противоречия, нуждающиеся в системном подходе к разработке и реализации мероприятий по их решению.

Существуют разные подходы к анализу понятия безопасность в целом и понятия национальной безопасности (далее - НБ) - в частности. С точки зрения дефиницирования этих понятий интересно проследить различия предыдущей Стратегии безопасности до 2020г., подписанной Д.А. Медведевым в 2009г., и актуальной ныне Стратегией НБ на долгосрочную перспективу (далее -Стратегия) от 31.12.2015г. №683 [Указ Президента РФ №683 2015]. В силу ряда технологических и внешнеполитических причин смена парадигмы НБ произошла именно в конце 2015г. Кроме того, этот год стал трамплином в цифровую эру, ибо он был провозглашен ООН Годом Света и световых технологий (The International Year of Light and Light-based texnologes).

В науке и в правовой базе РФ существует несколько подходов к определению понятия безопасность. Наиболее распространен классический подход, использованный еще в законе «О безопасности» РФ от 1992г. В его контексте НБ определяется как защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз [ФЗ «О безопасности» №390 2010: 22].

Сторонники системно-философского подхода делают акцент на сохранении целостности и стабильности социальной макросистемы (государства, общества) при деструктивных воздействиях на нее.

В контексте аксиологического подхода НБ определяется как защищенность национальных ценностей, национального достояния от значимого ущерба [Поздняков 2013; Поздняков 2010].

На наш взгляд, актуальное определение НБ связано с этнофункциональной парадигмой в области психологии, разработанной А.В. Сухаревым. «Этнофункциональная парадигма более адекватна для описания современного человека и его личности, она направлена на восстановление пространственной и исторической целостности личности, а также на повышение степени организации психики, адаптационного потенциала и творческих возможностей личности и ее безопасности» [Сухарев 2008: 475; Сухарев 2017].

В Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» используются следующие основные понятия: «...национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности личности (выделено здесь и далее авторами), общества и государства от внутренних и внешних угроз; национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития; угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам; обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов» [Указ Президента РФ №683 2015]. Проведенный анализ социо-культурологических изменений понятий Стратегии показал наличие в ней человекоцентричного приоритета.

В Стратегии также отмечаются другие национальные приоритеты РФ (далее -стратегические национальные приоритеты) как важнейшие направленияобеспечения НБ. В частности, в ней говорится, что «...конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы». Все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в т.ч. посредством манипулирования общественным сознанием и историческими фактами.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур.

Для решения задач НБ в области науки, технологий и образования необходимы: развитие междисциплинарных исследований; повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан РФ на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; повышение качества преподавания русского языка, литературы и отечественной истории.

Стратегическими целями обеспечения НБ в социокультурной сфере, по мнению авторов стратегии, являются:

- сохранение и приумножение позитивных традиционных автохтонных духовно-нравственных ценностей как основы нашего общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданской ответственности и общественной активности, направленной на формирование свободного и справедливого общества, стремящегося к минимизации уровня преступности посредством ее профилактики (т.е. создания резистентной к криминальному мышлению и поведению среды);

- сохранение и развитие общероссийской идентичности народов РФ, интегративного культурного пространства страны;

- рост роли РФ в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Основой общероссийской идентичности народов РФ является исторически

сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и самобытные культуры народов РФ как неотъемлемая часть их общей культуры.

В 78 пункте Стратегии заявлено, что «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России и связность полотна истории страны».

В пункт 79 указано, что «угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской

Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».

Пункт 80. «Для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации...».

Пункт 81. «Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах -участниках Содружества Независимых Государств...».

Пункт 82. «Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют: признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, осуществление контроля в информационной сфере и недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости; создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности.»

Следовательно, основными показателями, необходимыми для оценки состояния национальной безопасности, является удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов (в т.ч. от преступных посягательств с чьей бы то ни было стороны) и обеспечение ясных перспектив на достойное будущее и др.

Реализация Стратегии на практике призвана способствовать развитию НБ, т.е. состояния оптимальной защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз посредством нахождения гармоничного сочетания интересов человека, общества и государства и уважительной симфонической деятельности (т.е. со-трудничества между данными субъектами).

Триада управления

1. Накопление информации и создание знаний 2. Оценка рисков и принятие управленческих решений 3. Обеспечение экономической и информационной безопасности

fff m Ф

Рис. 2. Триада управления социоэкономическими системами

Развитие гармоничного общества может быть реализовано как символическая триада управления социоэкономическими системами предложенная ранее [Пителинский 2015] и на основе спирали удовлетворения человеческих потребностей Бусыгина-Маслоу (см. рис. 2 и 3) [Бусыгин, Бусыгина 2007].

Рис.3. Спираль базовых потребностей Бусыгина-Маслоу [8]

Необходимо отметить, что без учета разумных и обоснованных потребностей индивида нельзя проводить сколько-нибудь внятную и эффективную социально-экономическую и, следовательно, эффективную государственную политику даже с небольшим горизонтом планирования (примером тому является деятельность президента Чили С. Альенде, не учитывавшего в своих экономических действиях

интересы среднего класса, за что он и поплатился жизнью). Далее сосредоточим свое внимание на интересах личности, для чего рассмотрим внутренний аспект защищенности, связанный с языком, его когнитивной (речемыслительной) функцией.

Язык представляет собой не только информационно-знаковую систему, но и воплощает дух народа, его менталитет. Язык - «универсальный принцип, связывающий все вещи» (Геродот), объединяющий и управляющий принцип Вселенной, он орудие познания и мышления. Недаром существует афоризм, что жизнь происходит от Слова - «В начале было Слово» (Евангелие от Иоанна) и «мысль направлена словом» (А. Потебня). Необходимо отметить, что мыслить можно, в основном, только на родном языке (здесь мы не рассматриваем редкие примеры билингвов).

Мышление протекает, как правило, в вербальных формах, даже если это абстракция, причем готовой мысли до ее вербализации не существует. Неважно, чем мы занимаемся: моделированием средств и способов предотвращения и ликвидации ЧС, воинским воспитанием, боевой подготовкой, педагогикой, этнополитической конфликтологией или чем-либо еще - рано или поздно возникает вопрос: «В состоянии ли мы познать действительную сущность вещей, способны ли выразить это знание так, чтобы оно стало достоянием других, не обманывает ли нас в познании и в поступках наш язык?»

Генезис языка и мышления - шестая мировая загадка, описанная в изданной в Штутгарте в 1899г. книге знаменитого ученого Эрнста Геккеля «Мировые загадки». Пока нет единого мнения, что такое мышление и действительно ли оно отражает реальность или создает только призрак мира. Способен ли человек понять сущность вещей? Как возник язык? Каково его происхождение? Что такое слово? Почему оно было в начале и было Богом? Видим ли мы мир таким, каким его представляет наш язык? Свободен ли человек в своих действиях (свобода воли - седьмая мировая загадка по Геккелю) или вынужден следовать или подчиняться давлению среды, общественной норме, морали, зафиксированной в языке и осуществляемой через речь?

В 2002г. психолог Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике. Он был первым ученым, доказавшим, что, принимая решения, человек в первую очередь руководствуется эмоциями, паттернами (в широком смысле фрактальными схемообразами), фреймами (структурными, т.е. целостными, стереотипами сознания). Возникновение эмоций, как и формирование суждений, обусловлено когнитивными процессами, протекающими в сознании реципиента, фиксирующего не саму фактическую информацию о событиях, а свои личные интерпретации этих событий. Канеман изучил поведение студентов-математиков, отлично знающих теорию вероятности, но в реальной жизненной ситуации (в условиях игры в казино) они, как правило, исходили не из своих научных познаний, а руководствовались личными эмоциями и предрассудками.

Еще один пример - мы всегда очень боимся потерять кого-либо, что-либо и т.д. - следовательно, в нашем сознании существует фрейм (фрейм здесь -понятийно-логическая конструкция) потери. Поэтому и степень удовлетворенности от получения, например, 5 тыс. рублей меньше, чем разочарование от утраты той

же суммы. «Границы моего языка означают границы моего мира, - считал философ-лингвист Людвиг Витгенштейн, - следовательно, язык способен структурировать и даже менять реальность». На самом деле об этом было известно еще в древности, отчего и были тогда в большом почете поэты и художники, которые через свои произведения устанавливали мост между Нашим Миром и Иными Мирами (т.е. творцы выполняли мистико-религиозную функцию) и отвергали путы привязанности к рутинной повседневности.

Как следствие этого, психолог Д.Канеман, изучивший влияющие на реальность и структурирующие ее когнитивные процессы, с достаточным основанием поставил под вопрос практическую ценность фундаментальных постулатов экономической теории. Экономическая теория по определению не может быть строгой, например, из-за участия в социоэкномических процессах уникальных индивидов, обладающих уникальными личностными качествами и, возможно, транслирующих некие посылы сторонних информационных конструкций (эгрегоров и мыслеформ), что проявляется внешне как вышеупомянутая свобода воли, а на самом деле - ни что иное, как индуктивный психоз).

Во времена холодной войны XX века технология информационного воздействия, направленная на перепрограммирование менталитета народа, была хорошо отработана и принесла, в частности, плоды в виде развала мощной империи СССР, разрушения ее военно-промышленного комплекса, социальных институтов и др. Здесь деструктивные, агрессивные процессы протекали под флагами псевдодемократии, псевдолиберализма, защиты прав человека, воспевания толерантности. При этом они и реализовывались в основном самой советской элитой и их отпрысками (возможно, в рамках легендарного андроповского проекта «Голгофа»).

«Целью информационно-сетевого вторжения является установление контроля над стратегически важными ресурсами страны-противника. При этом «передача» этого контроля агрессору осуществляется элитой страны-жертвы совершенно добровольно, поскольку это воспринимается ею не как вторжение, а как путь к восходящему развитию. Это порождает сложность распознавания информационно-сетевых технологий и методов борьбы по сравнению с силовой формой агрессии. Жертва оказывается беззащитной перед лицом врага и не может дать своевременный и адекватный отпор. При этом последствия информационной агрессии являются необратимыми» [Корякин 2011].

Поскольку притча является древним и всегда актуальным методом научения [Салтыкова 2016], то вспомним притчу о лягушке в кипятке, основанную на реальном физическом эксперименте: живую лягушку помещают в емкость с подогреваемой водой. Если скорость нагрева температуры воды не превышает 0,02°С в минуту, лягушка продолжает сидеть в кастрюле и умирает в конце варки. При большей скорости она выпрыгивает и остается в живых. Если емкость подогревать медленно, то лягушка не отреагирует на критически опасный подъем температуры и медленно умрет, возможно, даже не заметив этого, т.к. она будет сама постепенно повышать температуру своего тела. Когда вода начнет закипать, лягушка уже не контролирует температуру своего тела и не может выпрыгнуть. Увы, лягушка уже истратила все свои силы и ей не хватит финального импульса, чтобы выпрыгнуть из кастрюли. Лягушка умирает в кипятке, не предприняв ничего, чтобы спастись

и остаться живой. Что же убило лягушку: кипяток, неспособность понять, когда нужно спасаться, изменив свой алгоритм действий или невосприимчивость к угрозе (толерантность к кипятку)?. Трудно не согласиться с тем, что мы, люди, сами часто становимся жертвами этого синдрома не только в личных или деловых отношениях, но и в рамках общества и государства. Мы полагаем, что гуманитарные аспекты актуальной Стратегии НБ призваны содействовать более глубокому пониманию актуальных угроз современного противоборства.

Основные государственные документы, касающиеся НБ, даны на рис. 4. Обращает на себя внимание тот факт, что стратегии, указы и доктрины существенно изменились в течение 2-3 последних лет. Несомненно, этот факт указывает на смену парадигмы НБ РФ, вероятно, вызванной недооцененностью глубины и масштабов процессов, произошедщих в мире и на постсоветском пространстве.

Научные исследования феномена патриотизма как формы НБ очень своевременны, ибо необходимо отличать «естественный» патриотизм от «реактивного» патриотизма, плавно переходящего в шовинизм, ибо в основе последнего лежит негативная разрушающая реакция фрустрированных групп социума на воздействие иных акторов (например, агрессивного территориального, религиозного, идеологического и др. видов экспансии, а также всего нестереотипного и ломающего шаблоны восприятия). При этом рафинированная форма шовинизма - национал-социализм - может быть не менее опасен в современных исторических и экономических условиях, чем его безнациональный антагонист интернационал-социализм.

Предлагается модель формирования «естественного» патриотизма языковой личности на основе этнофункционального подхода (язык - одна их характеристик этноса), которая базируется на единстве четырех факторов: освоение тезауруса, лексикона, прагматикона и развитие социально-культурной рефлексии (см. рис. 5).

Формирование «естественного» патриотизма способно дать духовный импульс народу, сплотить и защитить его от деструктивного информационного воздействия. С нашей точки зрения, «именно языковые концепты в виде концептуальной памяти, закрепленной в тезаурусе языковой личности, обеспечивают стабильность и преемственность духовной культуры этноса», формируя «естественный» патриотизм» [Салтыкова 2016: 99]. Патриотизм при всем многообразии его особенностей выступает как форма этнокультурной идентичности, с его помощью происходит включение личности в социум.

Существуют различные определения патриотизма: принцип, чувство, обязанность, готовность (психологическая), идея, сознание, система ценностей, направленность личности, гражданская позиция и др.Такое многообразие подходов к определению сущности этого полипарадигмального понятия обусловлено, с одной стороны, различными подходами авторов, дающих определение, с другой стороны - сложностью и многогранностью этого междисциплинарного понятия.

Например, в педагогике «патриотизм» употребляется преимущественно как синоним понятию «гражданственность», что во многом являлось следствием отождествления понятий «государство» и «общество» - т.е. этому понятию давалась сугубо этатическая трактовка. Поэтому возникают определенные затруднения

Рис.4. Документы стратегического планирования НБ и правовая база, регламентирующая воспитание патриотизма в РФ

«Естественный» патриотизм

Социально-культурная рефлексия

Лексикон

Прагматикон

Тезаурус

Рис. 5. Модель «естественного» патриотизма языковой личности

в понимании сущности изучаемого феномена, что еще потребует проведения глубокой научно-теоретической и практической проработки.

В Приложение 2 к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» сказано, что патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа и формированию в РФ единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ - актуальная многомерная проблема формирования безопасности личности, общества и государства в целом.

На множестве конкретных примеров видны результаты творческого применения основополагающих принципов из трактата Сунь Цзы: современные политические технологии разрушения государств направлены на перенос агрессии из реального (военно-географического) пространства в виртуальное (информационно-сетевое). Значит, объектом НБ становится ментальная сфера, самосознание народа, его национальная и культурная идентичность, что еще требует дальнейшего уточнения данных понятий в онтологическом смысле.

По мнению авторов, «естественный» патриотизм может и должен быть использован совместно в четко очерченном ареале существования гармонизированных между собой интересов государства, общества и личности так, чтобы они находились в гармоничной симфонии, без ущемления естественных интересов какого-либо субъекта этой триады к выгоде прочих ее компонентов.

Литература

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Федеральный закон «О безопасности» 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru (дата обращения 01.10.2017).

Пителинский К.В. Инновационные и информационные технологии как средства захвата и удержания власти // Вестник московского института лингвистики.

2015. - №1 - М.: МИЛ.- С. 130-135.

ПоздняковА.И. Основы теории национальной безопасности. Концептуальные основы национальной безопасности России. Альманах Пространство и Время. Т.2. Вып. 1, 2013.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberpedia.su/8xe4de. html (дата обращения 01.10.2017).

ПоздняковА.И. Критерии оценки эффективности обеспечения национальной безопасности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2010. № 17 (403). - С. 57-64.

Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. - М.: Институт психологии РАН. - 2008. 576 с.

Сухарев А.В.Развитие русской ментальности. - М.: Институт психологии РАН. - 2017. - 398 с.

Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека или строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «пирамиду потребностей Маслоу»? [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// desmoecology.narod.ru/statya.files/spiral.htm (дата обращения 01.10.2017).

Корякин В.В. Наступила эпоха следующего поколения войн -информационно-сетевых [Электронный ресурс]. Режим доступа http://nvo.ng.ru/ concepts/2011-04-22/1_new_wars.html (дата обращения 01.10.2017).

Салтыкова М.В. Прием притчи как интерактивный метод научения и воспитания эмоциональной сферы личности на уроках ОБЖ // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - Химки: Академия МЧС РФ.

2016. №2. - С.88-93.

Салтыкова М.В. Патриотическое воспитание в условиях глобализации процессов мирового развития: этнофункциональный подход // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2016. - №3. - Химки: Академия МЧС РФ. - С.97-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.