УДК 37.035.6; 37.032; 008.2
С. А. Мельков, М. В. Салтыкова, А. Ю. Лябах
Мельков С.А., доктор политических наук, профессор; заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России; е-таН: 304304@maiL.ru Салтыкова М. В., кандидат педагогических наук, научный сотрудник Центра (научно-исследовательского) Академии гражданской защиты МЧС России; е-та^ saLtuikovamarina@maiL.ru Лябах А. Ю., преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России; е-тш^ 0190555@maiL.ru
«ЦИФРОВЫЕ КОЧЕВНИКИ»: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассмотрена идея появления в любом современном обществе цифровых кочевников как предположительно влиятельной социальной группы. Проведена общенаучная проблематизация и сформулирована научная проблема работы: «...в цифровом обществе формируются новые социальные группы, которые не просто меняют его социальную структуру, но и способны изменить систему управления обществом и, соответственно, государственную политику». Прогнозируемая влиятельность относительно новой социальной группы и возникающие при этом проблемы выявлялись путем проведения экспертного опроса на основе разработанной авторами статьи анкеты. Целевое предназначение анкеты экспертного опроса - органы государственной власти и местного самоуправления. В работе высказывается гипотеза о том, что любая власть обязана знать об этой группе и работать с ней.
В статье разработан взгляд на проблему появления новой социальной группы с позиции появления новой, цифровой, личности. Предложен инструментарий самоидентификации современных социумов в рамках постоянно продолжающегося процесса нациестроительства. Обосновывается мысль о том, что «естественный» патриотизм имеет интернальный локус формирования и связан с самоидентификацией личности в онтогенезе. Делается вывод, что именно язык создает семио-сферу культуры как некий первичный код, а языковая идентификация в этнологии и теории национальных отношений рассматривается как один из локусов самосознания человека.
Ключевые слова: Аттали; Бодрийяр; нациестроительство; национальная безопасность; информационная безопасность; цифровое общество; менталитет; «естественный» патриотизм; идентичность; «цифровые» кочевники; номадизм; Тоффлер; инструментарий идентификации; информационное воздействие; госу-дарствообразующая и кумулятивная функция; язык.
S. A. Mel'kov, M. V. Saltykova, A. Yu. Lyabakh
Mel'kovS.A, Doctor of PoLiticaL Sciences, Professor; Head of the Department of State and MunicipaL Administration of the CiviL Defense Academy EMERCOM of Russia; e-maiL: 304304@maiL.ru
Saltykova M. V., Candidate of PedagogicaL Sciences, research associate
of the Center for Research of the CiviL Defense Academy EMERCOM of Russia;
e-maiL: saLtuikovamarina@maiL.ru
Lyabakh A. Yu., Lecturer of the Department of State and MunicipaL Administration of the CiviL Defense Academy EMERCOM of Russia; e-maiL: 0190555@maiL.ru
"DIGITAL NOMADS": PROBLEMATIZATION OF THE APPEARANCE AND IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF THE MODERN SOCIETY
The articLe formuLates the idea of the appearance in any modern society of digitaL nomads as a supposedLy infLuentiaL sociaL group. The scientific probLem of the articLe is formuLated and the scientific probLem of the articLe is formuLated: "...new sociaL groups are formed in the digitaL society that not onLy change its sociaL structure, but aLso can change the system of society management and, accordingLy, state poLicy." The predicted infLuence of the reLativeLy new sociaL group identified and the probLems that arise in this case were identified by conducting an expert survey based on the questionnaire deveLoped by the authors. The purposefuL purpose of the questionnaire of the expert survey is bodies of state power and LocaL seLf-government. The articLe suggests a hypothesis that any authority must know about this group and work with it.
The articLe has deveLoped a view on the probLem of the emergence of a new sociaL group from the perspective of the emergence of a new, digitaL, personaLity. The tooLkit of seLf-identification of modern societies is offered within the framework of constantLy ongoing process of nation buiLding. The idea is substantiated that "naturaL" patriotism has an internaL Locus of formation and is associated with seLf-identification of the individuaL in ontogenesis. It means that it is Language that creates the semiosphere of cuLture as a primary code, and Language identification in ethnoLogy and the theory of nationaL reLations is regarded as one of the Loci of human seLf-consciousness.
Key words: AttaLi; BaudriLLard; nationaL construction; nationaL security; information security; digitaL society; mentaLity; "naturaL" patriotism; identity; digitaL nomads; nomadism; ToffLer; identification tooLs; information impact; state-forming and cumuLative function; Language.
Актуальность темы исследования
Назовем лишь некоторые уже далеко не сенсационные факты, характеризующие современное цифровое общество. Ускорение: деньги, информация и люди сейчас имеют возможность перемещения на
нашей планете с огромной скоростью (мы имеем в виду режим онлайн); минимизация: стоимость хранения 1 Гб информации с 1980 г. снизилась в 1 млрд раз; Big data - огромные объемы информации, в частности помещающиеся на миниатюрных носителях; искусственный интеллект (далее - ИИ) плюс блокчейн, возможно, скоро просто не оставят место банкирам; роботизация и ИИ с помощью аддитивных 3D технологий (технологии послойного синтеза) кардинально изменяют принципы производственного процесса, эти технологии уже применяются, например, в военно-промышленном комплексе для печати боеприпасов, беспилотников и другой техники; начата печать запасных органов человека и т. д. Сегодня у ученых, граждан и управленцев возникают резонные вопросы, например: а что будут делать люди, когда принтеры будут печатать всё, что необходимо человеку? Смогут ли люди конкурировать с роботами? Сможет ли человеческий мозг конкурировать с суперкомпьютером в управлении современными социумами?
Известно, что генная инженерия позволяет программировать пол будущего ребенка, продавать и покупать зародыши человека, а также диагностировать и предупреждать его возможные болезни еще на эмбриональной стадии развития. Или другой факт из области унификации: зарождение цивилизации «кочующих объектов» (термин Ж. Аттали), «электронных кочевников», не имеющих Родины. Этой «цивилизации», в частности, весьма способствует Болонский процесс, минимизирующий национальное своеобразие высшего образования и выстраивающий образовательные системы уже нескольких десятков стран в основном под потребности экономики. Мы перечислили лишь некоторые из характеристик «цифровой» эпохи.
Или иной пример: когда мы учили пять лет назад в нашем вузе одного студента из Чеченской Республики, мы и подумать не могли, что со временем он станет известным блогером1. Но когда о том, что один из авторов этой статьи учил блогера Тим Тима, узнал его 10-летний сын, то высказал не только восхищение его блогерской
1 Тим ведет видеоблог с популярной рубрикой «Короче говоря», где «.. .в формате скетча обыгрывает знакомые и близкие каждому жизненные ситуации. Он с юмором подходит к жизненным трудностям и учит смеяться над собой!» - так написано в блоге нашего бывшего студента (обучавшегося по специальности «Государственное и муниципальное управление»).
деятельностью и указал количество подписчиков, но и сразу в уме высчитал его примерный доход. Такова современная молодежь.
Проблематизация
Можно с уверенностью констатировать, что современное общественное развитие представляет собой уже не столько информационное общество, сколько цифровое. Основой цифровых технологий является знаковая система, двоичные электронные элементы - микрочипы, следовательно, миниатюризация позволила, в частности, создать техническую основу для абсолютно нового массового сетевого виртуального общества. Цифровые технологии с помощью ИИ создают абсолютно новую реальность, так как раньше технологии предоставляли только информацию для принятия решений, а теперь они сами умеют обрабатывать «сырые» данные и принимать решения, основываясь на частоте повторения тех или иных показателей. Новый виртуальный мир перестраивает культурную память каждой личности, следовательно, и народа в целом, предоставляя безграничные возможности манипуляции в сетевой коммуникации.
Создается пространство всеобщей симуляции, по Ж. Бодрийяру [Бодрийяр 2000, с. 282], где нет ни реальных событий, ни традиций, ни смыслов. Меняется психика человека, ценности, ритм и темпо-ральность жизни. Постмодернистская неопределенность, основанная на цифровых технологиях, создает огромную вариативность, множественность истин. Вспомним известный дзен-буддистский коан, парадокс-загадку: «истин много, как деревьев в лесу, но истина одна». В концепции Ж. Бодрийяра симулякр - знак несуществующего, символ магической виртуальной, то есть не материальной, симу-лятивной реальности, не репрезентативной реальной, но выдающей себя за таковую.
Например, мы только делаем вид, что общаемся, в частности дружим в виртуальном пространстве (вспомним, сколько почти у всех нас друзей в социальных сетях), живое общение подменяется, симулируется коммуникацией в чатах. Экзистенциальный вакуум разрушает не только культурные нормы и традиции, но и саму личность, представляющую собой, в том числе, систему ценностей. Так, например, в виртуальном пространстве, где нет морально-нравственных норм, каждый может себя чувствовать тем, кем он хочет, но не может быть
в реальном мире. Возможно, пропаганда терроризма имеет серьезную социально-психологическую основу и в компьютерных играх-симуляторах, где подростки запросто убивают воображаемого врага: действие опережает мысль.
Термин «дигитальное слабоумие» («digital dementia»), пришедший в науку из исследований ученых Южной Кореи, характеризует потерю памяти, внимания и других когнитивных способностей современной молодежи и детей [Стрельникова 2014, с. 42-47]. Таким образом, подчеркнем, что новые семиотические технологии не только формируют, но и искажают человеческую деятельность, психику и само бытие, предлагая, в частности, виртуальные - симулятивные формы коммуникации как социальной, так и личностной. Например, феномен нарциссизма, выражаемый в публикации многочисленных «селфи» в социальных сетях, лишнее тому подтверждение. Несомненно, что «селфитис» (selfitis) - это расстройство психики в форме обсессивно-компульсивного желания запечатлеть себя и выложить фото в Сеть, чем и восполнить недостаток самоуважения и потребности в коммуникативной близости.
К сожалению, эти актуальные общемировые «цифровые» изменения не всегда находят отражение в научных трудах отечественных ученых. Мы специально хотим подчеркнуть свое видение серьезной научной проблемы: в цифровом обществе формируются новые социальные группы, которые не просто меняют его социальную структуру, но и способны изменить систему управления обществом и, соответственно, государственную политику. В качестве гипотезы, пусть и достаточно банальной, заметим, что новые (наиболее креативные и умные) социальные слои и группы по определению не могут не влиять на власть.
Таким образом, перед современной гуманитарной наукой возникли новые практические проблемы и неожиданные противоречия, которые необходимо систематизировать и осмыслить с точки зрения угроз, опасностей, вызовов и рисков цифровой эпохи. В частности, объектом национальной безопасности становится менталитет личности, ее культурная и национальная идентичность, следовательно, и самосознание народа в целом. Необходимо с уверенностью констатировать, что одной из серьезнейших актуальных угроз, на наш взгляд, является унификация принципов образования и воспитания подрастающего
поколения, а также толерантность, мультикультурализм. Каким компетенциям обучать подрастающее поколения, когда мы сами пока не знаем, ЧТО и КТО (какой Человек, какие специальности и т. д.) может быть конкретно востребован в цифровую эпоху?
Отечественный ученый К. В. Пителинский, анализируя актуальные тенденции, вероятно, антагонистические для менталитета личности утверждает, что с 2008 г. за рубежом ведется работа по созданию аналогового компьютера на основе ДНК живых организмов [Экономика России 2017, с. 207-208].
А. С. Пушкин в первой трети XIX в. написал в «Евгении Онегине» - энциклопедии русской жизни - о некоем психологическом расстройстве, номадизме, отметив его некую «мучительность», а также исключительность для своего времени: «Им овладело беспокойство / Охота к перемене мест / (Весьма мучительное свойство, / Немногих добровольный крест)» [Пушкин 2017]. Волнение в переводе с латыни "affectum", а аффект - это состояние, когда человек выключен из реальности, не контролирует свое поведение. В чем же заключается идея номадизма и какие опасности, связанные с массовым распространением это угрозы, она несет в наше время?
Ответ на этот вопрос можно найти в работах Ж. Аттали. В 1993 г. в России был издан и назван в русской редакции «На пороге нового тысячелетия» программный труд этого французского политика, философа и финансиста, созданный им еще в 1990 г. Примечательно, что Жак Аттали изучал государственное медицинское обслуживание как политический феномен, а также написал книгу «Звуки», в которой исследовал стили и жанры музыкальных произведений в том или иной политической системе от Античности до наших дней. Такой социо-культурологический интерес этого политика неслучаен: недаром древние персы запрещали на завоеванных ими территориях изучать и преподавать два предмета: музыку и родной язык порабощенных этносов.
Американский ученый Элвин Тоффлер в 1991 г. написал предисловие к этой удивительной по точности предсказаний эсхатологической книге, когда мобильные телефоны были редкой роскошью, а о социальных сетях никто и не догадывался: Интернет был только на службе Пентагона. Всемирно известный ученый восхищается прогнозами Ж. Аттали, касающихся «электронных кочевников». Можно
уже сейчас с уверенностью предположить, что в недалеком будущем, возможно, уже и в настоящем, каждый будет носить с собой свою собственную идентичность, по сути, не нуждаясь ни в семейных, ни в дружественных, ни в государственных взаимоотношениях.
Суммируя прогнозы Ж. Аттали, можно констатировать, что единственное, в чем будет нуждаться номад, - это компьютерная сеть и карточка с определенной суммой средств. По нашему мнению, действительно, ценности различных культур могут нивелироваться в обществе кочевников, а сами «электронные кочевники» резко изменят или полностью остановят процесс нациестроительства [Каспэ 2012].
Мы полагаем, что именно сохранение национального своеобразия человеческих сообществ мешает установлению режима неограниченной «цифровой власти». Национальные особенности мировосприятия базируются на культурно-исторических традициях, языковых концептах, духовно-нравственных ценностях, основанных на верности духу предков, сохраненному в языке с помощью его кумулятивной функции. Лишаясь защиты Рода (от корня род в русском языке словообразование насчитывает около 100 лексем: народ, родина, родня, благородный, родиться, родители, родник, родинка, зародыш и т. д.), человек становится послушной игрушкой в руках «цифрового» манипулятора, который легко его может убедить в чем-либо (пожалуй, даже в чем угодно) на основе, например, одной из базовых идей глобализации, идеи толерантности. Что же делает и оставляет человека человеком в мире искусственного интеллекта? На наш взгляд, ценности, например культурно-историческая память, закрепленная языковыми концептами, - продукт культуры этноса, в отличие от инстинктов [Салтыкова, Пителинский 2017, с. 107-117].
Что же такое общечеловеческие ценности? Не означают ли они только биологические свойства человека? Кто формирует этот список ценностей, и почему в последнее время на волне толерантности нас призывают к шокирующим инновациям? Если анализировать происходящие общемировые изменения с точки зрения революций в области средств передачи информации, следовательно, и образования, то очевидно небывалое ранее ускорение движения, которое затрудняет его глубокое научное осмысление. «Человек кликающий» сейчас уже естественным эволюционным образом не успевает за такой трансформацией, находясь в условиях неопределенности, амбивалентности,
хаотичности, однако сами эти цифровые технологии не имеют аксиологических категорий, они не плохи и не хороши. В этом есть некое противоречие, также нуждающееся в научном осмыслении.
Современные средства электронной коммуникации стирают границы распространения информации. Именно транспарентность становится одной из актуальных характеристик развития общества. Мир становится с одной стороны, более комфортным, как бы более понятным, ясным, но, с другой - возникает естественный вопрос, а каковы актуальные, а самое главное, будущие риски?
Массовая тенденция физического самоусовершенствования с помощью пластических операций, например, может стать в недалеком будущем инструментом самоуничтожения. Отказ от наших собственных пределов - это отказ от всего святого, «отказ от идеи зла» [Атта-ли 1993, с. 63]. Видимо, неслучайно одна из эсхатологических работ Ж. Бодрийяра называлась «Прозрачность зла».
Сейчас уже никого не удивишь такими современными тенденциями, как трансгендерность, программирование пола будущего ребенка, эмбриональная генетическая коррекция информации, заложенной в ДНК, которая записана в цепочках, кстати, лингвистическим методом, с точки зрения директора Института Квантовой Генетики доктора биологических наук, профессора П. П. Гаряева, создателя нового направления в науке лингвистико-волновой генетики. Изменив буквы в этих спиралях-скрижалях, можно составить любой текст, напитав ее нужной информацией. Ученый считает: «Чтобы приблизиться к реальному морфопроцессу (эмбриогенезу), необходимо принять идею музыки и речи как неких моделей векторов генетических актов» [Га-ряев, Институт квантовой генетики]. Несомненно, что, с одной стороны, - это стремление общества к ничем не ограниченной свободе личности, но, возможно, с другой - путь к саморазрушению Человека? Так, например, в Китае на протяжении долгого времени XX в. существовала политика «одна семья - один ребенок», что повлекло непропорциональное увеличение количества мужского населения в XXI в., так как ранее рождение девочек не считалось столь полезным для семьи, аборты делались на любом сроке беременности.
Другой известнейший философ современности, финансист и экономист Нассим Талеб также озабочен наличием непредсказуемых глобальных рисков, названных автором Черными лебедями «...которые
связаны с распространением всего искусственного, уходом от традиционных и естественных моделей и потерей неуязвимости ввиду усложнения любых конструкций» [Талеб 2014, с. 225]. «Предотвращение. Спасение. Помощь» - этот девиз МЧС наполняется новым содержанием в цифровую эпоху информационных рисков и гуманитарных угроз, направленных против менталитета, самосознания и идентификации личности.
Недаром А. С. Пушкин пророчески сказал: «На них основано от века / По воле Бога одного / Само стоянье человека, / Залог величия его». Так выглядит четверостишие в академическом издании А. С. Пушкина. Вероятнее всего начало этого чернового отрывка, написанного в октябре 1830 г., звучит так: «Два чувства дивно близки нам - / В них обретает сердце пищу - / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам». Хотя есть и другой черновой вариант окончания этого стихотворения: «Животворящая святыня! / Земля (б) была без них мертва, / Как ... пустыня / И как алтарь без божества» [Пушкин 2017]. Единственный раз в своем творчестве поэт употребил неологизм «самостоянье», который, кстати, вошел в словарь языка А. С. Пушкина только в 1982 году. Однако в качестве понятия, выражающего фундаментальную мировоззренческую основу личности, оно используется отечественными философами Н. А. Бердяевым и В. С. Библером в 1920-1930-е гг.
Мы полагаем, что в «цифровую» эпоху человечество должно вернуться к некоему «самостоянью» человека, к проверенным временем духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям, сформированным этносом за долгий путь своего становления в качестве безопасных вех развития и сохраненным с помощью кумулятивной функции языка. Соблюдение и изучение традиций своей культуры, истории, языка - вот что может стать основой для безопасного будущего человечества в эпоху «цифровой» власти искусственного интеллекта. Всё быстроменяющееся, как правило, преходяще: кто сейчас вспоминает про пейджеры, например. Однако еще 20-30 лет назад этот предмет был необходим многим. А побочный эффект применения таких лекарств, как аспирин и виагра, стал со временем их основной функцией.
Существуют разные подходы к анализу понятия «безопасность» в целом и понятия национальной безопасности (далее - НБ), в частности: классический, системно-философский и аксиологический.
[Поздняков 2013]. В Доктрине информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента от 05.12.2016 № 646, также введено понятие «информационная безопасность» (далее - ИБ) как «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [Доктрина информационной безопасности 2016]. В Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» используются следующие основные понятия: «.национальная безопасность Российской Федерации ... состояние защищенности личности (выделено здесь и далее автором), общества и государства от внутренних и внешних угроз; национальные интересы Российской Федерации ... объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития» [Указ Президента РФ № 683 2015]. Анализ социокульту-рологических изменений понятий Стратегии показал наличие в ней актуализированной идеи антропоцентричности.
Последствия информационной агрессии, направленной на изменения менталитета личности, следовательно, и народа, необратимы. Агрессор устанавливает свой информационно-сетевой контроль, права на который ему передает продажная элита страны-жертвы, объясняя народу эти процессы не как вторжение, завоевание и трансформацию, а как путь прогресса, установления демократии, толерантности и т. д.
Язык является одной из характеристик этноса: внутренний аспект защищенности, информационной безопасности связан с языком, с его когнитивной и кумулятивной функциями. Итак, научные исследования феномена патриотизма в форме самоидентификации личности, следовательно, формы НБ, очень своевременны, ибо жизненно важно отличать «естественный» патриотизм от «реактивного» патриотизма, неизбежно переходящего в шовинизм [Салтыкова, Пителинский 2017, с. 107-117].
Информационная безопасность основана на трех китах: технологии, право и личность. Формирование «естественного» патриотизма способно защитить народ от деструктивного информационного воздействия, это чувство можно назвать «животворящей святыней». На наш взгляд, патриотизм выступает как форма этнокультурной идентичности. Ряд отечественных ученых (А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев,
В. И. Лутовинов, Г. Н. Филонов, С. В. Дармодехина, А. К. Быкова и др.) дефиницируют идентичность следующим образом. «Идентичность рассматривается как центральное явление самосознания индивида, относительно устойчивое, тождественное самому себе существование индивида в системе социальной целостности. Идентификация предполагает способность человека к интериоризации - переведению трансцендентного (внешнего) в имманентное (внутреннее). В структуре идентификации выделяются четыре компонента: индивидуальное (онтогенез), родовое, коллективное (адапциогенез), общественное (социогенез); государственное (филогенез) самоопределение человека, а также дифференцируются четыре ее уровня: самоидентичность (самость), взаимоидентичность (ближайшее окружение), социоиден-тичность (интрасубъективность), макроидентичность (полисубъективность)» [Воспитание патриотизма 2007, с. 301].
В отечественной (и не только) педагогике патриотизм часто отождествлялся со служением Отечеству, т. е. этому понятию давалась сугубо этатическая (от фр. état - государство) трактовка. Так, Г. Гегель, основываясь на мысли, что государство защищает частные права личности, утверждал, что и человек должен жертвовать собственным благом во имя государства, патриотизм основан, по мнению философа, на абсолютизации роли государства [Гегель 1971, с. 70]. Формировался такой «государственный» патриотизм в основном одновектор-но, а локус контроля был направлен экстернально. В цифровую эпоху «электронных кочевников» абсолютная роль государства, несомненно, подвергается деконструкции.
На наш взгляд, «естественный» патриотизм, имеющий внутренний, интернальный, локус формирования, связан с самоидентификацией личности в онтогенезе и отождествляется, скорее, с таким понятием родины, как родня, родственник, природа, родник (на наш взгляд, семья) и т. д., т. е. с языковыми концептами, закрепленными в тезаурусе языковой личности, обеспечивающими стабильность и преемственность культуры этноса (филогенез).
Обретение «естественного» патриотизма в форме самоидентификации языковой личности приведет рано или поздно и к формированию гражданственности как важнейшего фактора новой российской государственности. Гражданство - это, скорее, некая промежуточная форма идентичности (назовем ее общественной идентичностью)
между государственно-политической и личностной идентичностями. Это та основа личности, которая, скорее всего, не даст превратиться в кочевника, в «кочевой предмет» без рода и племени. Это та ценность, которая не даст разорвать связи со своим этносом, со своей семьей и ближними. Язык, как и культура, понятие коллективное. Обретение самоидентификации языковой личностью создает ощущение защищенности и безопасности. Возможно, это и есть та ценность, которая не даст новому мировому порядку поработить и разъединить души людей, превратив их в симулякры.
Мы не можем предугадать все возможные будущие риски, всех этих Черных лебедей Нассима Талеба, непредсказуемых и нерегулярных событий огромного масштаба, которые, конечно же, потенциально существуют всегда. Что же делать в этом непредсказуемом, хаотичном и амбивалентном цифровом мире? Обратиться к истокам. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Иоанн 1:1). «.Уже выражение «в начале» (^ архл) ясно указывает на то, что бытие Логоса совершенно изъято от подчинения времени, как форме всякого тварного бытия, что Логос существовал «прежде всего мыслимого и прежде веков» (Иоанн Златоуст)» [Лопухина 2008].
Язык - вот ключ к мудрости. Кстати, в языкознании нет единой концепции происхождения языка, ибо тайна сия велика есть. Однако именно язык создает семиосферу культуры (понятие в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана, в чем-то схожее с понятием ноосферы В. И. Вернадского), это некий первичный код, который определяет, детерминирует все остальные «духовные скрепы» этноса. Человеческая цивилизация есть продукт языка. Язык одновременно является и условием, и продуктом человеческой культуры, служит орудием познания мира, формирования категорий мыслей и сознания.
Уточнив свои проблемно-ориентированные тезисы, авторы статьи решили путем экспертного опроса проверить актуальность и важность сформулированной нами проблемы для отечественной системы государственного и муниципального управления. В качестве экспертов в опросе приняли участие сотрудники - преподаватели Академии гражданской защиты МЧС России и Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Общее количество экспертов -15 человек. Далее во всех диаграммах по вертикали идет количество экспертов, давших тот или иной ответ.
Первый вопрос анкеты: «Насколько для российской системы государственного и муниципального управления важна проблема появления социальной группы кочевников-космополитов?» (см. диаграмму 1).
Проводя анализ ответов экспертов, можно сделать вывод о том, что они в своем большинстве своем считают важной проблему появления группы кочевников-космополитов в российском обществе и для отечественной системы государственного и муниципального управления. Тому, по нашему мнению, может быть несколько причин.
Во-первых, управление подобными социальными группами априори сложнее и требует внедрения новых инструментов регулирования, в том числе агитации и создания правильного общественного мнения о деятельности власти в новых условиях.
Во-вторых, подобные группы в социально-политическом смысле не руководствуются национальными интересами и более того воздействуют на общество в рамках универсализации ценностей.
В-третьих, появление данных групп также воздействует на политическую элиту, заставляя меняться ее качественный состав и применять новые методы борьбы за власть, тем самым усиливая конкуренцию в рядах элиты.
Второй вопрос анкеты: «Насколько для российской системы государственного и муниципального управления важна проблема
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Затрудняюсь ответить
Совсем не важна
Скорее
Скорее важна
Очень важна
Диаграмма 1. Оценка важности проблемы появления социальной группы кочевников-космополитов
не важна
10
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
. I
Затрудняюсь ответить
Совсем не важна
Скорее
Скорее важна
Очень важна
Диаграмма 2. Оценка важности проблемы появления неготовности российских властей быть эффективными в условиях цифрового общества
Затрудняюсь ответить
Совсем не важна
Скорее
Скорее важна
Очень важна
Диаграмма 3. Оценка важности проблемы распространения мультикультурализма в российском обществе
неготовности российских властей быть эффективными в условиях цифрового общества?» (см. диаграмму 2).
Проводя анализ ответов экспертов на данный вопрос, можно сделать вывод, что большинство экспертов считают неготовность власти проблемой и, более того, согласны с такой формулировкой вопроса и тем самым признают власть неготовой к действительно эффективной работе в условиях цифрового общества и модернизации общественного заказа на открытость деятельности власти и переходу к цифровой экономике (как это заявлено в федеральной программе «Цифровая экономика Российской Федерации») и в дальнейшем к цифровому правительству.
не важна
не важна
Третий вопрос анкеты: «Насколько для российской системы государственного и муниципального управления важна проблема распространения мультикультурализма в российском обществе?» (см. диаграмму 3).
По мнению экспертов, данная проблема также крайне важна для отечественной системы государственного и муниципального управления, что, по мнению авторов настоящего исследования, обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, процесс глобализации и повсеместной интернетизации всё больше размывает культурные различия и устанавливает единые стандарты поведения, которые далеко не всегда положительно влияют на общество и несут симулятивный характер, создавая не обоснованные реальностью тренды поведения.
Во-вторых, монокультурализм в настоящих условиях требует разделения псевдодемократических ценностей, которые по большей части атомизируют общество, делают его подверженным внешнему манипулированию, повышают риск проникновения внешних, асоциальных элементов и их ценностей, тем самым снижая общественную безопасность.
Четвертый вопрос анкеты: «Насколько для российской системы государственного и муниципального управления важна проблема распространения в российском обществе аномии?» (см. диаграмму 4).
Проблему аномии эксперты считают крайне важной для отечественной системы государственной и муниципальной власти (как видим, никто из экспертов не посчитал ее неважной), так как изменение
. I
Затрудняюсь Совсем Скорее Скорее Очень
ответить не важна не важна важна важна
Диаграмма 4. Оценка важности проблемы распространения в российском обществе аномии
12 10 8 6 4 2 0
I
Затрудняюсь Совсем Скорее Скорее Очень
ответить не важна не важна важна важна
8
7
4
3
2
1
0
Диаграмма 5. Оценка важности проблемы продолжающейся «атомизации» российского общества
отечественной системы ценностей, по мнению авторов настоящего исследования, не подкреплено реальным действием и национальной идеей. Президент РФ В. В. Путин в выступлении на активе Клуба лидеров не случайно заявил о том, что, скорее всего, нашей национальной идеологией может стать патриотизм. Но как определить данный идеал конкретными критериями действий - не очень понятно. При этом аномия - как разочарование общества в противоречивом поведении власти и заданной элитой объединяющей общество идеи, в условиях столь размытой формулировки, заданной Президентом, которая по факту ничего не определяет и снижающимся в условиях санкций уровню жизни, только растет.
Пятый вопрос анкеты: «Насколько для российской системы государственного и муниципального управления важна проблема продолжающейся «атомизации» российского общества (когда каждый «сам по себе»)?» (см. диаграмму 5).
Проводя анализ ответов экспертов, можно сделать вывод о том, что проблема атомизации общества является важной для власти. По мнению авторов настоящей статьи, появление «электронных кочевников» только увеличивает атомизацию общества путем изменения ценностей и наличия новых инструментов для самоактуализации личности через общение в Сети.
В качестве кратких выводов по прикладному исследованию заметим:
- все сформулированные авторами статьи проблемы были признаны экспертами в качестве важных для системы государственного и муниципального управления;
- судя по всему (ранжирование проблем всё же не было проведено), наиболее важной эксперты посчитали проблему распространения аномии в современном российском обществе. Выводы. Мы приходим к выводу о том, что в настоящее время только государственная власть на своей территории может обеспечить действие демократии как для общества в целом, так и для личности, в частности. Однако всё больше появляется людей и социальных групп, которые в принципе вненациональны и в современном смысле асоциальны. Таким людям и группам цифровое общество дает всё новые рычаги, механизмы и ресурсы для существования и даже процветания.
В таких условиях для российской нации сегодня действительно важно восстановить культурно-исторический баланс, обратившись к отечественным культурным и историческим традициям, читать классиков великой русской литературы, проводить олимпиады по русскому языку, литературе и истории в каждом учебном заведении, организовывать клубы любителей русской поэзии, писать всероссийские, тотальные (и не только) диктанты, поощрять похвальными грамотами «грамотеев» в вузах и школах, организовать свободный обмен книгами студентов и преподавателей, создавать клубы исторических реконструкций, открывать новые и пополнять экспонатами существующие музеи, проводить акции и флешмобы, посвященные вопросам культуры речи, устраивать встречи с образованными героями нашего времени и т. д.
Действительно, важно регулярно проводить диагностические исследования в школах и вузах. На наш взгляд, также важно провести диагностику и глубокий анализ содержания вузовских лекций, выпускных квалификационных работ студентов, а также диссертаций на наличие в них патриотического компонента, обеспечивающего стабильность и преемственность духовной культуры, сохраненной, в частности, с помощью кумулятивной функции языка. Авторы статьи убеждены, что внутри человека даже в цифровом обществе есть неисчерпаемые ресурсы безопасности, а формирование «естественного» патриотизма языковой личности может стать инструментом идентификации и объединения в новую российскую, пусть и цифровую, нацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М. : Международные отношения, 1993. 135 с.
Бодрийяр Ж. Соблазн. М. : Ad Marginem, 2000. 313 с.
Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов, Г. Н. Филонов и др. ; под общ. ред. С. В. Дармодехина и А. К. Быкова. М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. 328 с.
Гаряев П. П. Институт квантовой генетики [Электронный ресурс]. Режим доступа : wavegenetics.org/issledovania/volnovoy-geneticheskiy-kod/ (дата обращения 28.02.2018).
Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2. 668 с.
Лопухина А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Евангелие от Иоанна [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/v-nachale-bylo-slovo (дата обращения 21.02.2018).
Каспэ С. И. Политическая теология и nation-building: общие положения, российский случай. М. : РОССПЭН, 2012. 191 с.
Пителинский К.В. Дорогой инноваций в цифровое Средневековье», или Из «эры роботов» в «эру человека / К. В. Пителинский // Экономика России: вызовы XXI века и импульсы развития : монография / под ред. И. М. Братищева. М. : ММА, 2017. С. 204-219.
Поздняков А. И. Критерии оценки эффективности обеспечения национальной безопасности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2010. № 17 (403). С. 57-64.
Пушкин А. С. Академическое издание [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.litdic.ru/akademicheskoe-izdanie (дата обращения: 14.03.2018).
Салтыкова М. В. Совершенствование терминологической и методической базы в области гражданской обороны: гуманитарные аспекты безопасности. [Электронный ресурс] // ГосРег : электронный научный журнал. Химки : АГЗ МЧС России, 2017. № 4. С. 252-264. URL : elibrary.ru/download/ elibrary_23273089_68400247.pdf (дата обращения: 22.02.2018.).
Салтыкова М. В., Пителинский К. В. Безопасность личности как приоритетная цель актуальной государственной стратегии РФ // Вестник Московской международной академии. М. : ММА, 2017. № 2. С. 107-117.
Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь XXI век. 2014. № 12. С. 42-47.
Сухарев А. В. Развитие русской ментальности. М. : Институт психологии РАН, 2017. 398 с.
Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М. : Институт психологии РАН, 2008. 576 с.
Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М., 2014. 768 с.
REFERENCES
Attali Zh. Na popoge novogo tysjacheletija. M. : Mezhdunapodnye otnoshenija, 1993. 135 s.
Bodrijjar Zh. Soblazn. M. : Ad Marginem, 2000. 313 s.
Vospitanie patriotizma v uslovijah social'nyh peremen: teoretiko-metodologiches-kie i prikladnye osnovy: monografija / A. N. Vyrshhikov, M. B. Kusmarcev, V. I. Lutovinov, G. N. Filonov i dr. ; pod obshh. red. S. V. Darmodehina i A. K. Bykova. M. : Gosudarstvennyj NII sem'i i vospitanija, 2007. 328 s.
Garjaev P. P. Institut kvantovoj genetiki [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa : shhavegenetics.org/issledovania/volnovoy-geneticheskiy-kod/ (data obrashhe-nija 28.02.2018).
Gegel' G. Raboty raznyh let. M., 1971. T. 2. 668 s.
Lopuhina A. P. Tolkovaja Biblija, ili Kommentarij na vse knigi Svjashhennogo Pisanija Vethogo i Novogo Zavetov. Evangelie ot Ioanna [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa : azbyka.ru/v-nachale-bylo-slovo (data obrashhenija 21.02.2018).
Kaspje S. I. Politicheskaja teologija i nation-building: obshhie polozhenija, rossijskij sluchaj. M. : ROSSPJeN, 2012. 191 s.
Pitelinskij K. V. Dorogoj innovacij v cifrovoe Srednevekov'e», ili Iz «jery robotov» v «jeru cheloveka / K. V. Pitelinskij // Jekonomika Rossii: vyzovy HHI veka i impul'sy razvitija : monografija / pod red. I. M. Bratishheva. M. : MMA, 2017. S. 204-219.
Pozdnjakov A. I. Kriterii ocenki jeffektivnosti obespechenija nacional'noj bezopas-nosti // Analiticheskij vestnik Soveta Federacii Federal'nogo Sobranija RF. 2010. № 17 (403). S. 57-64.
Pushkin A. S. Akademicheskoe izdanie [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa : shhshhshh.litdic.ru/akademicheskoe-izdanie (data obrashhenija: 14.03.2018).
Saltykova M. V. Sovershenstvovanie terminologicheskoj i metodicheskoj bazy v oblasti grazhdanskoj oborony: gumanitarnye aspekty bezopasnosti. [Jelek-tronnyj resurs] // GosReg : jelektronnyj nauchnyj zhurnal. Himki : AGZ MChS Rossii, 2017. № 4. S. 252-264. URL : elibrary.ru/doshhnload/ elibrary_23273089_68400247.pdf (data obrashhenija: 22.02.2018.).
Saltykova M. V., Pitelinskij K. V. Bezopasnost' lichnosti kak prioritetnaja cel' aktual'noj gosudarstvennoj strategii RF // Vestnik Moskovskoj mezhdunarodnoj akademii. M. : MMA, 2017. № 2. S. 107-117.
Strel'nikova L. Cifrovoe slaboumie // Himija i zhizn' HHI vek. 2014. № 12. S. 42-47.
Suharev A. V. Razvitie russkoj mental'nosti. M. : Institut psihologii RAN, 2017. 398 s.
Suharev A. V. Jetnofunkcional'naja paradigma v psihologii. M. : Institut psihologii RAN, 2008. 576 s.
Taleb N. N. Antihrupkost'. Kak izvlech' vygodu iz haosa. M., 2014. 768 s.