Научная статья на тему 'МЕДИА-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ'

МЕДИА-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замятина Наталья Владимировна, Ушакова Ирина Анатольевна, Мандриков Виктор Борисович

Медиа-технологии стали неотъемлемой частью современной жизни. Они внедрены во многие сферы нашего общества и, в том числе, являются частью цифрового трансформирования высшего образования. Процесс интеграции различных медиа-коммуникационных систем в процесс обучения в вузе становится все более значимым и является важной составляющей системы высшего образования. В данной работе авторами представлены аргументы необходимости определить условия медиа-компетенции специалиста в сфере педагогики физической культуры непрофильного вуза, обозначить возможности цифровой трансляции образовательных услуг студентам при организации обучения дисциплине «Физическая культура». Также обосновывается стратегическое значение активации внедренческих процессов цифровизации в область оказания образовательных услуг. Требованием времени при подготовке будущего специалиста является умение педагога управлять на высококвалифицированном профессиональном уровне инновационными технологиями, успешно разбираться в многогранном информационном потоке, проявлять способность к обнаружению необходимого и применению найденного на практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замятина Наталья Владимировна, Ушакова Ирина Анатольевна, Мандриков Виктор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COMPETENCE OF THE PHYSICAL CULTURE TEACHER IN THE ERA OF DIGITALIZATION OF LEARNING

Media-technologies are integral part of the modern life. They are embedded in many areas of our society and, among other things, are part of the digital transformation of higher education. The process of integrating various media communication systems into the learning process at a university is becoming more and more significant and is an important part of the higher education system. In this paper, the authors present the arguments for the need to determine the conditions of media competence of a specialist in the field of physical culture pedagogy of a non-core university, to designate the possibilities of digital broadcasting of educational services to students when organizing training in the discipline "Physical culture". It also substantiates the strategic importance of activating the implementation processes of digitalization in the field of providing educational services. The requirement of our times in the preparation of a future specialist is the teacher's ability to manage innovative technologies at a highly qualified professional level, to successfully understand the multifaceted information flow, to show the ability to discover what is necessary and apply what has been found in practice.

Текст научной работы на тему «МЕДИА-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

6. Ilina, G.V. (2011), "Implementation of the principle of continuity in the development of physical qualities in older preschoolers and junior schoolchildren", Preschool education, No.8, pp. 107-114.

7. Korobova, E.V. and Kambulatova, A.YA. (2-019), "Features of the application of fitness technologies in the process of physical education of preschoolers", Academic journalism, No. 9, pp.58-60.

8. Kocheva, E.G. (2017), "Organization of physical and recreational activities on simulators based on the game method', Actual problems of physical education, healthy and safe lifestyle in educational institutions: materials of conference, Perm, pp. 87-90.

9. Starodubtseva, I.V. and Zavyalova, T.P. (2017), "Regional features indicators of physical health indicators of preschoolers 6-7 years of Tyumen", Uchenye zapiski universiteta imeni of I.P. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 247-252.

10. Shakamalov, G.M., Zakharova, N.A. and Chernaya, E.V. (2020), "The use of gymnastics exercises in the physical training system in the preschool educational institution", Contemporary scientist, No. 5, pp. 68-72.

Контактная информация: zavyalova53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2021

УДК 378.147.31

МЕДИА-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Наталья Владимировна Замятина, кандидат социологических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ушакова, кандидат биологических наук, доцент, Виктор Борисович Мандриков, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградский государственный

медицинский университет

Аннотация

Медиа-технологии стали неотъемлемой частью современной жизни. Они внедрены во многие сферы нашего общества и, в том числе, являются частью цифрового трансформирования высшего образования. Процесс интеграции различных медиа-коммуникационных систем в процесс обучения в вузе становится все более значимым и является важной составляющей системы высшего образования. В данной работе авторами представлены аргументы необходимости определить условия медиа-компетенции специалиста в сфере педагогики физической культуры непрофильного вуза, обозначить возможности цифровой трансляции образовательных услуг студентам при организации обучения дисциплине «Физическая культура». Также обосновывается стратегическое значение активации внедренческих процессов цифровизации в область оказания образовательных услуг. Требованием времени при подготовке будущего специалиста является умение педагога управлять на высококвалифицированном профессиональном уровне инновационными технологиями, успешно разбираться в многогранном информационном потоке, проявлять способность к обнаружению необходимого и применению найденного на практике.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компетентность преподавателя физической культуры, цифровизация, образовательные услуги, цифровая трансформация высшего образования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p121-127

MEDIA COMPETENCE OF THE PHYSICAL CULTURE TEACHER IN THE ERA OF

DIGITALIZATION OF LEARNING

Natalia Vladimirovna Zamyatina, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Yshakova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Viktor Boriso-vich Mandrikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Volgograd State Medical

University

Abstract

Media-technologies are integral part of the modern life. They are embedded in many areas of our society and, among other things, are part of the digital transformation of higher education. The process of

integrating various media communication systems into the learning process at a university is becoming more and more significant and is an important part of the higher education system. In this paper, the authors present the arguments for the need to determine the conditions of media competence of a specialist in the field of physical culture pedagogy of a non-core university, to designate the possibilities of digital broadcasting of educational services to students when organizing training in the discipline "Physical culture". It also substantiates the strategic importance of activating the implementation processes of digitali-zation in the field of providing educational services. The requirement of our times in the preparation of a future specialist is the teacher's ability to manage innovative technologies at a highly qualified professional level, to successfully understand the multifaceted information flow, to show the ability to discover what is necessary and apply what has been found in practice.

Keywords: information and communication technologies, competence of a teacher of physical education, digitalization, educational services, digital transformation of higher education.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе профессиональное образование - это не только процесс подведения студента к предстоящему выполнению профессиональных функций. Эффективная подготовка молодого человека к плодотворной жизнедеятельности в сильно усложненных и динамично изменяющихся условиях современного мира -это сегодняшнее требование общества к высшему профессиональному образованию [4, 5].

В понятии «электронное общество», введенном канадским философом и культурологом М. Маклюэном подразумевается общество, в котором формируется цельная информационная картина на основе фрагментарной информации из разных областей жизни общества. В ней наглядно демонстрируется большое влияние массовых информационных средств на общество в целом. Ключевая роль в развитии современного общественного порядка закреплена автором за становлением специалистов в разных сферах науки и новейшими технологиями.

На сегодняшний день значимая доля отношений в социуме, экономике и др. областях осуществляется в пространстве интернета, что создает своеобразную медиасферу, «информационно-коммуникативное пространство», которое предполагает особые законы и порядки, наличие взаимодействия формальных групп. А также собственную иерархию ценностей и культуру [2]. Все это подтверждает идею о том, что на современном этапе формируется новая социальная реальность [3, 6].

Цель: актуализировать значимость и определить необходимые условия медиа-компетенции специалиста в сфере педагогики физической культуры нефизкультурных вузов, обозначить возможности цифровой трансляции образовательных услуг студентам при организации обучения дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Прикладная физическая культура» на основе исследования процессов интеграции «умных технологий» в сферу высшего образования.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической основой работы послужили прикладные исследования по внедрению цифровых технологий из различных сфер научных знаний в педагогику физической культуры высшей школы. Также использовались методы анализа и синтеза, аналогии. В качестве информационных источников в статье приведены разработки российских и зарубежных учёных по заявленной проблеме, результаты собственных научных наблюдений.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Социологи одну из важных ролей отводят культуре в современной социальной адаптации специалиста. В работах Г.М. Андреевой указывается, что в высших учебных заведениях необходимо создать среду, которая способствует принятию личностью общепринятых ценностей и проповедует многовековое культурное наследие. Т.е. социальная

адаптация через призму деятельностного подхода понимается как принятие личностью социального опыта при вхождении в иную информационно-коммуникативную, технологичную среду с новой внутренней системой связей, и одновременно, как активное включение в эти связи, взаимодействия и социальную среду. В области науки имеются сложности своевременной фиксации и оценки подобной взаимосвязи, в силу того, что динамические изменения опережают интенсивность накопительного процесса знаний. Однако, нельзя отрицать очевидность и потребность в детальном анализе цифрового медиа, поскольку цифровые технологии помогают обеспечить невероятный масштаб распространенности культурных норм, влияющих на формирование единого медиа-пространства, и одновременно предоставляющих возможность использования качественно новых форм продуктов культуры.

При исследовании педагогических аспектов физической культуры недостаточно ограничиться анализом технологий, форматов, поскольку необходимо рассмотреть изменения самих практик и продуктов этой деятельности. Акцент следует сместить на изучение того, что происходит в результате коммуникативной связи преподаватель-студент в условиях распространения цифровых технологий. Следующий шаг, который мы и наблюдаем в настоящее время - это процесс интегративного взаимодействия информационно-коммуникационных технологий и систем, сильно усложненных и динамично изменяющихся условий современного вузовского образования.

Уроки пандемии коронавируса, переход на обучение, связанное с применением дистанционных образовательных технологий, обозначили целый комплекс проблем, и поставило перед руководством учебных заведений задачи, от решения которых напрямую зависит эффективность образовательного процесса, полноценное усвоение студентами учебного материала. В практическом аспекте, это переход к качественно новым, передовым технологиям, способствующим формированию специализированных навыков медиа-компетентности, ведущими инструментами которых являются многоплатформенность, активное использование электронного и интернет-контента. В этом смысле, наиболее актуальной становится задача усвоения основ цифровой грамотности. По Н.Д. Берман «цифровую грамотность» современного человека характеризуют знания и умения, предполагающие безопасное и эффективное использование интернет ресурсов и технологий. Она включает технические, личностные, интеллектуальные навыки: быстро найти, проанализировать и дать оценку полученным данным; ориентироваться в потоках информации; навыки постоянного образования, диалога, определения манипуляции индивидуального пользователя, или различных групп и др. [1].

Применение различных видов интерактивной деятельности неизбежно ведет к необходимости усвоения учебного материала в более широком смысле, с применением различного рода методик и подходов, связанных с электронной информационной средой.

Роль вуза в интегративном социализирующем и информационно-коммуникативном аспектах специалисты видят одновременно в содержании образовательного процесса, и в определенном ориентире на будущее положение в социуме и профессию, приспособление к новинкам и технологиям, погружение в современное цифровое медиа-пространство. Вместе с этим, в новых условиях применения цифрового контента существует реальная возможность шагнуть далеко вперед, обеспечивая студентам получение огромного объема информации за счет использования профессиональных баз данных, возможностей трехмерного планирования, моделирования, применения технологий в виртуальном пространстве и т.д.

Все это в нынешних условиях ставит задачи более высокого уровня компетентности, предъявляет специалисту необходимость владения навыками безупречной цифровой грамотности. Работать в цифровой среде невозможно без трансформации своих базовых педагогических знаний и умений, во главу угла ставится изменяющиеся требования и условия вузовского образования. Как следствие, должен значительно измениться формат

и организация проводимых занятий. Теперь основная задача - перевести эти занятия на другой, более прогрессивный уровень.

В последнее время более масштабно в вузах России стали внедряться онлайн лекционные технологии. Чтение лекций в традиционном формате уже уходит в прошлое. На смену ему приходят более интересные и информативные методики организации теоретических лекционных занятий. Например, студентам предлагается заранее ознакомиться с тематикой излагаемого материала, отследить новые тенденции в конкретной области знаний, а на лекционном занятии в интерактивной форме, в форме обсуждения, с применением онлайн методик более детально рассмотреть особенности изучаемого материала. Это обязательно, применение презентаций, использование видеороликов, подкрепление изложения дополнительной «горячей» информацией непосредственно в ходе освещения материалов по теме в онлайн режиме, а также дебаты, дискуссии, выполнение кейс-заданий.

Проведение занятий в удаленном формате также расширяет возможности применения различных технологий в электронном виде: в процессе занятия - это возможность отвечать на вопросы в чате, корректировать выполнение задания, возможность «здесь и сейчас» обратиться к дополнительным источникам информации в доступных электронных базах данных.

В условиях перехода на электронные технологии существенно изменяется и актуализируется роль преподавателя. Педагогические функции специалиста расширяются и подразумевают его участие в образовательном процессе в качестве консультанта, помощника, контролера, эксперта. Преподаватель выступает основным субъектом образовательного процесса, фасилитатором (человеком, обеспечивающим успешную групповую коммуникацию). В этой связи, его деятельность выходит на качественно новый уровень, требует непрерывного повышения собственной квалификации как в сфере своей дисциплины, так и в направлении прогресса электронных информационно-коммуникационных технологий. Современный педагог должен в коммуникации со студентами уметь планировать и оперативно видоизменять деятельность во время занятий и во внеучебное время, уметь вариативно трансформировать проведение онлайн занятий, самостоятельной работы, мотивировать на проявление творчества, разнообразить учебный процесс, применяя современные технологии. При всем этом важно учитывать индивидуальные умения, склонности и потребности, личные интересы студентов. Искусство педагога заключается еще и в том, чтобы в синергии со студентом, непосредственно участвуя в выполнении задания, уметь грамотно занимать позицию эксперта, предлагая и направляя педагогический процесс в нужном русле. Важнейшими качествами преподавателя здесь являются перспективное мышление, умение грамотно оценивать уже имеющиеся наработанные умения и навыки студентов, развивать их, предлагая творческий подход в усвоении ими материала. Применение электронных информационных технологий - моделирование ситуации, прогнозирование возможностей её развития, нацеленность на идеальное достижение результата - все это необходимые составляющие качественной инновационной трансляции знаний обучающимся.

Нельзя не отметить важность использования внутривузовского контента электронной информационно-образовательной платформы, который дает возможность оформления электронной документации: содержание занятий, осуществление контроля выполнения, оценивание, предоставление возможности исправлять ошибки; это ведение электронного журнала, размещение информации в соответствующих разделах планирования и отчетности, текущего, рубежного и контрольного тестирования - всего того, что позволяет в полном объёме выполнять требования ФГОС по каждой специальности и направлению подготовки ВО.

Ведущей компетенцией преподавателя становится творческое мышление в совокупности с применением медиа-, информационно-коммуникативных технологий, созда-

ние учебного продукта, который предлагается студентам в форме информационного потока в сочетании с искусством управлять аудиторией, обращать внимание на важные моменты, не упускать детали, с включением в процесс медиа-контента, видеоряда, звуковых эффектов, возможности оперативно воздействовать на изменение ситуации.

Преподавание дисциплины «Физическая культура» в непрофильном вузе имеет свои особенности планирования организации и построения учебного процесса. Как составляющая образовательной программы, дисциплина внедрена в учебные планы всех специальностей вуза в объёме 400 учебных часов. 72 часа, или 2 зачетные единицы отведены для реализации теоретического раздела, который разделен на лекционную часть и методико-практические занятия. В части изложения лекционного материала, исходя из направленности обучения и формирования у студентов профессиональных компетенций, предлагается обучающий и познавательный материал, тематика которого складывается из базовых знаний и умений студентов. На их основе современный педагог должен сформировать логику и постепенность получения обучающимися необходимых знаний и усвоения материалов для формирования устойчивых значимых компетенций. Например, материалы по естественно-научным, медико-биологическим основам двигательных действий, по анатомии, кинематике локомоций, приобретение широкого спектра знаний по вопросам физиологии, биохимии спорта, педагогических аспектов отбора, особенностей заболеваемости и травматизма занимающихся физической культурой и спортом, методов реабилитации, восстановления после нагрузок и повреждений. Также это знания по процессам влияния физической нагрузки на человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья, возможности применения специальных комплексов в сфере адаптивной физической рекреации и реабилитации, проблемы влияния стимулирующих и допинговых средств воздействия на органы и системы занимающихся. В итоге студент, владеющий основами знаний по базовым предметам, имеет возможность полноценно воспринимать и усваивать материал дисциплины «Физическая культура».

Методико-практический раздел расширяет базу лекционного курса и позволяет шире использовать в обучении имеющийся потенциал теории дисциплины. В программу раздела входит освоение студентами различных практик двигательной активности сначала в обучающем формате, а затем усвоении полученных знаний на практике для более полного, «чувственного» понимания изучаемого материала по конкретной методике, методы развития и контроля основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости; методы экспресс-анализа переносимости физической нагрузки, оценки физического и функционального состояния; освоение доступных методик восстановления и реабилитации и т.п.

Базовые знания, полученные студентами в теоретической части программы дисциплины, являются основой для реализации практического раздела: они подкреплены важными сведениями и необходимыми материалами для понимания процессов, происходящих в организме при занятиях двигательной активностью. Реализация практического раздела программы содержит 328 часов учебных занятий. Нагрузка распределена на 3-5 лет обучения, в зависимости от особенностей обучения и компоновки часов в учебных планах в конкретном вузе.

Применение информационно-коммуникационных технологий в прикладной части дисциплины «Физическая культура» имеет свои особенности в связи с форматом проведения занятий. В дистанционном режиме применяются как удаленные онлайн технологии проведения занятий, так и с использованием уже записанных ранее роликов комплексов упражнений различной направленности с возможностью участия одного и группы проводящих занятие. Это занятия на платформах zoom, googlemeet, skype и аналогичных им. В такой форме при организации урока в онлайн режиме преподаватель имеет возможность дополнительно консультировать, делать замечания, поправки, осуществлять полный контроль выполнения студентами упражнений при использовании функций «демонстрация

экрана», «картинка в картинке» и других аналогичных инструментов. Применение электронных информационно-образовательных технологий в современных условиях расширило и рамки проведения массовых оздоровительных мероприятий и соревнований. Появилась возможность проводить по отдельным видам спорта онлайн-соревнования: шахматы, стрельба из электронного оружия, дартс, силовые виды (пауэрлифтинг), кибер-спорт. Также при соблюдении всех необходимых условий есть возможность приема контрольных нормативов: прыжок в длину, подтягивание на низкой и высокой перекладине, тест на гибкость, подъем туловища из положения лежа.

Во внеучебной, тренировочной физкультурно-спортивной деятельности применение информационно-коммуникационных технологий наиболее востребовано в прогнозировании модели развития игровой ситуации в групповых спортивных играх (волейболе, баскетболе, гандболе, футболе), применение технологий компьютерного моделирования ситуаций возможно в силовых единоборствах (бокс, борьба), спортивных поединках (фехтование, теннис, бадминтон) и др. Здесь наиболее наглядной может быть технология прогнозирования возможных вариантов развития ситуации, моделирование кинематики двигательного действия и т.д. Роль преподавателя при реализации подобной модели заключается в необходимости учитывать цель, задачи занятия, оценивать знания, умения, сформированные на данный момент компетенции, возможность вывести дискуссию в группе в русло размышлений, прогнозирования, учитывая мнения всех участников процесса, выслушивая все точки зрения, критику, сомнения со стороны собеседников, найти «зерно» проблемы для построения перспективы лучшего исхода спортивно-игровой ситуации.

Исходя из результатов исследования, можно сделать заключение, что в условиях все более ускоряющихся темпов цифровизации всех составляющих нашей жизни, сфера педагогической деятельности подразумевает необходимые условия медиа-компетенции специалиста:

- владение преподавателем навыками работы с основными компьютерными программами (Word, Excel, PowerPoint);

- умение использовать в работе данные из образовательных интернет-ресурсов, создание и ведение собственных сайтов и web-страниц;

- владение базовыми знаниями использования сервисов для удаленного обучения (платформы MOODLE и zoom, мессенджеры и соц. сети: WhatsApp, Skype, YouTube, электронная почта и др.);

- постоянная работа в информационно-образовательной среде вуза в разделе своей кафедры и дисциплин, преподаваемых на ней;

- владение методиками коммуникационной взаимосвязи с группами и отдельными студентами при удаленном формате обучения;

- умение в своем разделе дисциплины создавать задания и осуществлять контроль за их выполнением студентами в электронном информационно-коммуникационном пространстве.

Информационные технологии являются первостепенными в процессе обучения молодых людей, применение новаций во всех сферах образовательного пространства, в том числе, и при обучении дисциплине «Физическая культура», способствует в совокупности, переходу на более высокий уровень усвоения профессиональных знаний.

Уникальность и многомерность медиа отражается во всех областях жизнедеятельности современного педагога высшей школы. Возможности цифровизации в современном образовании приводят к масштабным социокультурным изменениям: обеспечивают возможности пользователям самостоятельно участвовать в генерации и совершенствовании контента, поиске более прогрессивных технологий, формируют особую интеграционную взаимосвязь между традиционными практиками и цифровыми технологиями в области преподавания дисциплины «Физическая культура». Эти интеграционные связи

способствуют созданию качественно нового явления - цифровая культура и образование, изменяя их традиционные формы на более прогрессивные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н.Д. Берман // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 8., № 6-2. - С. 35-38.

2. Ганский П.Н. Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества / П.Н. Ганский // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 17. - С. 118-121.

3. Глухарев Д.С. Информационно-коммуникативное пространство в теориях информационного общества / Д.С. Глухарев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Социально-гуманитарные науки. - 2013. - Т. 13., № 2. - С. 133-135.

4. Дудецкая Н. А. Внедрение электронных систем образования в условиях ФГОС ВО / Н.А. Дудецкая Н., Е.В. Жохова // Научный альманах. - 2018. - № 6-1 (44). - С. 141-147.

5. Иноземцева С.А. Технологии цифровой трансформации в России / С.А. Иноземцева // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2018. - № 1. - С. 44-47.

6. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия / С.Г. Носовец // Коммуникативные исследования. - 2016. - № 4 (10). - С. 39-47.

REFERENCES

1. Berdman, N.D. (2017), "To the question of digital literacy", Modern studies of social problems, Vol. 8. No 6-2, pp. 35-38.

2. Ganskiy, P.N. (2015), "The web-space as a specific communication environment, and its impact on the modern societies", Theory and Practice of Social Development, No. 17, pp. 118-121.

3. Glukharev, D.S. (2013) "The information and communication space in the theories of information society", Bulletin of South Ural State University. Social sciences and humanities, Vol. 13, No. 2, pp. 133-135.

4. Dudetskaya, N.A. and Zhokhova, E.V. (2018), "Introduction of electronic education systems in the conditions of the federal state educational standard of higher education", Science Almanac, No. 6-1(44), pp. 141-147.

5. Inozemtseva S.A. (2018), "Technologies of digital transformation in Russia", Aktualnyye problemy ekonomiki, sotsiologii iprava, No. 1, pp. 144-147.

6. Nosovets S.G. (2016) "New media: definition of concept", Communication studies, No. 4 (10), pp. 39-47.

Контактная информация:znv.zva@gmail.com

Статья поступила в редакцию 12.03.2021

УДК 378.147.88

ВНЕДРЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНИВАНИЮ

Ирина Ивановна Зедгенизова, кандидат экономических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Жанна Борисовна Литвинова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Иркутский государственный

университет

Аннотация

В статье авторы рассматривают современный подход к оцениванию компетенции обучающихся на основе системы критериального оценивания формирующего и констатирующего типа и эффективность его внедрения в образовательную практику. Настоящее исследование организовано в рамках непосредственной педагогической деятельности авторов исследования при проведении занятий по экономике, экономической теории, макро и микроэкономике, региональной экономике и физике. Для исходной и итоговой диагностики использовалась методика выявления субъективного отношения обучающихся к образовательному учреждению (автор О.И. Кочеткова В.А. Ясвин, модификация Ж.Б. Литвинова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.