МЕЧЕТИ, СООРУЖЕННЫЕ В XIX ВЕК В ЛЕНКОРАНЬ-АСТРАНИСКОМ РЕГИОНЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УДК 726.03:28(479.24)"18" ББК 85.113(5Азе)
М.А. Алосманова
Азербайджанский университет Архитектуры и строительства, Баку, Азербайджан Аннотация
В статье изучаются стилистические особенности мечетей, построенных в XIX веке в Ленкорань-Астаринском регионе Азербайджанской республики. Рассмотрены их планировочные структуры, основные строительные материалы, подчеркнуты другие характерные особенности в интерьере и экстерьеры зданий. Описано в общей сложности 14 мечетей. Изучение этих памятников архитектуры было проведено на основе литературных и архивных материалов, натурных обмеров и фотофиксаций. В результате исследований были проведены две классификации сооружений: на основе состояния памятников и их планировочных особенностей. В статье рассмотрены не только мечети, но и вспомогательные сооружения при них.1
Ключевые слова: мечеть, минарет, метод строительства, культовые сооружения, степень сохранности, строительные материалы
MOSQUES CONSTRUCTED IN XIX CENTURY IN LENKORAN-ASTARA REGION OF AZERBAIJAN REPUBLIC
M. Alosmanova
Azerbaijan University of Architecture and Construction, Baku, Azerbaijan Abstract
The article describes stylistic features of mosques built in the 19-th century in the Lankaran-Astara region of the Republic of Azerbaijan. Their planning structures, basic building materials are considered, other characteristic features in the interior and exterior of buildings are emphasized. A total of 14 mosques are described. The study of these architectural monuments was carried out on the basis of literary and archival materials, full-scale measurements and photographs. As a result of the research, two classifications of buildings were worked out: on the basis of the state of monuments and their planning features. The article considers not only mosques, but also auxiliary facilities at them.2
Keywords: mosque, minaret, construction method, religious buildings, degree of preservation, building materials
Культовые сооружения играют большую роль в формообразовании и стилистике городов. Используя обильное декорирование и сильно выраженные архитектурные формы, правительство демонстрировало благородство правящего сословия и благополучие страны в целом. Особое место уделялись интерьеру зданий. Необходимо отметить, что
1
Для цитирования: Алосманова М.А. Мечети, сооруженные в XIX век в Ленкорань-Астраниском регионе Азербайджанской республики // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №3(44). - С. 110-123 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/06 alosmanova/index.php
2 For citation: Alosmanova M. Mosques Constructed in XIX century in Lenkoran-Astara Region of Azerbaijan Republic. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 3(44), pp. 110-123. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/3kvart18/06 alosmanova/index.php
декоративная сторона в мусульманском зодчестве Азербайджана в XII-XV веках играла едва ли не ведущую роль [1, С. 179].
Вышеуказанные функции в более ранний период были присущи храмам и церквям, до тех пор, пока в середине VII века под ударами арабских завоевателей пала некогда могущественная Сасанидская держава. В завоеванных арабами областях начался процесс исламизации, и к началу VII века ислам стал в Азербайджане господствующей религией. Это дало толчок активному строительству мечетей на территории Азербайджана, хотя наряду с ним здесь сохранялись зороастризм и христианство [2, С.52].
В начале XIX века произошли серьезные изменения в этническом составе населения Азербайджана. С одной стороны, шли процессы колонизации, русификация и распространение христианства в Северном Азербайджане; с другой стороны, Южный Азербайджан, захваченный Ираном, все больше попадал под влияние персов. Вследствие Русско-Иранской и Русско-Турецкой войн начался массовый процесс переселения населения. С поддержкой русских на территории Карабаха, Нахичевани и Еревана были переселены около двухсот тысяч армян из Ирана и Турции. Начиная с 30-х годов того же века начались переселения русских пропагандистов в южные районы Азербайджана. Основной целью Российской империи было усиление влияния русских, русификация и христианизация, создание этнических расхождений между северным и южным Азербайджаном [3, С.104]. Несмотря на это, на территории Азербайджана свободно продолжали исповедовать ислам. Хронология сохраненных и изученных мечетей охватывает ХУ-ХХ века (табл. 1). Эти мечети входят в перечень архитектурных памятников, охраняемые государством.
Таблица 1. Мечети в Ленкорань-Астаринском регионе
Мечети в Астаринском регионе Мечети в Ленкоранском регионе
наименование год/век строительства наименование год/век строительства
Гум XIX Гирдени 1760
Масчитмахалла 1903 Xолмилли 1885
Кемаледди 1886 Герметюк 1906
Гилакерань 1903 Дигах 1907
Артупа 1907 Вилван 1922
Арчивань 1499 Ашагы Нюведи XIX
Шахагадж XIX Ашагы Нюведи XIX
Какалос 1907 Бала Шюрюк XIX
Гаджи Теймур XIX Мамуста XIX
Гаджи Джаханбахыш XIX Сютямирдов XIX
Сиякю 1905 Веравул XIX
Ваго 1905 Тюркоба XIX
Шиякерань 1900 Xавзава XX
Юхары Нюведи XX
Мечеть в селении Ашагы Нюведи построена в конце XIX века, находится на территории древнего кладбища. Строение представляет собой типовое культовое сооружение своего времени. По планировочной структуре это вытянутый прямоугольник с размерами 18,8*7,4 и высотой 4 метра. В зал предусмотрено три входа - два на главном и один на боковом фасаде. На главном фасаде двери и окна расположены симметрично
относительно михраба (теИгаЬ - ниша в мечети, обращенная в сторону Мекки). По центру кровли выступает небольшой четырехгранный гумбаз (купол, построенный из кирпича). Основной материал, использованный при строительстве, - красный обожженный кирпич. Двери, окна, несущие конструкции крыши, потолки, четыре колонны (30*30 см) сделаны из дерева; кровля - черепичное покрытие. Украшением экстерьера служат сама кладка, ромбовидная шебеке на окнах. На каждом из боковых фасадов имеются по два окна, отличающиеся друг от друга. Ширина арочных окон, расположенных на правом боковом фасаде, составляет 2,20 м. На левом боковом фасаде окна имеют прямоугольную форму, каждое шириной 1 м, расположены они над дверью на высоте приблизительно 2,30 м.
а) б)
Рис. 1. Мечеть в селении Ашагы Нюведи: а) план (чертеж автора); б) интерьер (фото автора)
Еще одна мечеть в селении Ашагы Нюведи - Кювениль, принадлежащая к постройкам XIX века, находится под охраной государства и является архитектурно-историческим памятником (рис. 2). На протяжении своего существования здание ремонтировалось на пожертвования местных жителей, масштабные реставрационные работы велись в 1980-м году. В мечети имеется один молельный зал, длина и ширина которого составляют 14,4 и 6,2 метров соответственно, его высота 4,20 м. Имеется два входа, симметричные относительно поперечной оси и расположенные на главном фасаде. На главном фасаде также расположены два арочных окна, имеющих ширину 2,6 м. Такое же окно имеется на одном из боковых фасадов. Окна украшены крупными ромбовидными и квадратными шебеке и обеспечивают естественное освещение помещения.
Мечеть Кювенил построена из красного обожженного кирпича, несущие конструкции крыши, окна, двери сделаны из дерева. Посередине крыши выступает четырехгранный гумбаз высотой 2 м с цоколем 1,1 м. Стены, по сравнению с другими аналогичными сооружения, не широкие и составляют 60 см.
Рис. 2. Мечеть Кювенил: а) план (чертеж автора); б) фасад (фото автора)
Мечеть в селе Холмилли построена в 1885 году местными жителями. У мечети довольно большая территория, на которой находится текие (текие - место сбора дервишей, также используется для проведения других религиозных обрядов и церемоний), гармонирующий с архитектурным стилем основного здания. Оба здания построены из красного обожженного кирпича, окна, двери, несущие конструкции крыши сделаны из древесины. Красоту фасадам текие придает айван (терраса) с большими окнами, разукрашенными шебеке (окна, заполненные разрисованными или цветными стеклами). Высота крыши мечети равна 3 м, из её середины выступает четырехгранный гумбаз. Кровля сделана из черепицы. Вполне возможно, что левый боковой фасад перестраивали: во-первых, он не одинаков с правым, в то время как при строительстве многих других мечетей придерживались симметрии; во-вторых, стена этого фасада тоньше остальных стен и равна 0,75 м (толщина других трех стен - 0,9 м). В здании имеется три зала. Самый большой - молельный зал для мужчин, длина которого составляет 15,5 м, ширина - 9,2 м, высота равна 5 м. Зал освещается естественным светом благодаря четырем трёхметровым окнам (рис. 2). Другие помещения - подсобная и молельная комната для женщин намного меньше, площадь каждого из них равна 26 м2. Эти помещения были построены намного позже путем отделения деревянной перегородкой от основного зала и разделения на два яруса. Для дополнительных комнат предусмотрены входы и со двора, и через основной зал.
Мечеть в селении Бала Шюрюк построена из красного обожженного кирпича. Несущие конструкции крыши, колонны, окна и двери были выполнены из дерева. Во время одного из ремонтов деревянные колонны и ригель были заменены на железные. Также во время одного из ремонтов к стенам мечети пристроены дополнительные сооружения, перед входными дверями установлены большие порталы. Мечеть утратила свой первоначальный облик. Как отмечает Сайфулина С.Ш., в похожих случаях огромная ответственность лежит на специалистах государственных органов охраны, их компетентности [8, С.74]. Красоту мечети придают рельефная кладка и большие деревянные арочные окна на главном и левом боковом фасаде, украшенные шебеке. Мечеть представляет собой однозальное помещение площадью 100 м2. Высота зала составляет 3,8 м, толщина стен - 0,8 м. Пять больших 2,2-метровых и одно малое 1,1-метровое окна обеспечивают хорошее освещение интерьера в дневное время (рис. 3).
а) б)
Рис. 3. Мечеть в селении Бала Шюрюк: а) план (чертеж автора); б) фасад (фото автора)
Строительство мечети в селе Мамуста Ленкоранского района началось в конце XIX века, а завершилось в начале XX века. По своей планировочной структуре и архитектурному облику она не отличается от других сооружений региона. Она также была построена из красного обожженного кирпича, окна, двери, колонны, конструкции крыши были сделаны из дерева, кровля - черепица. В плане здание представляет собой вытянутый прямоугольник со сторонами 22,0*9,4 м, высота - 5 м. Имеется два входа и шесть окон, симметрично расположенных относительно михраба. Вдоль центральной оси
расположено 5 колонн (рис. 4). В интерьере отсутствует декор, экстерьер украшает декоративная кладка. В период своего существования мечеть несколько раз ремонтировалась. Часть проведенных работ говорит о небрежном отношении к памятнику архитектуры, как, например, деревянные, украшенные шебеке окна были заменены на пластиковые, перед входами воздвигнуты кирпичные порталы, не соответствующие архитектурному стилю. Как известно, во время реставрации необходимо сохранить как можно больше старых, подлинных элементов здания [9, С.5]. Крыша была полностью заменена, посередине был установлен четырехгранный гумбаз.
а) б)
Рис. 4. Мечеть в селении Мамуста: а) план (чертеж автора); б) фасад (фото автора)
Мечеть Сютямирдов находится на древнем кладбище одноименного села к югу от города Ленкорань. Мечеть построена в начале XIX века из обожженного кирпича; двери, окна, перекрытие, а также массивные несущие колонны сделаны из дерева и украшены резьбой. На главном фасаде мечети находятся три арочных окна, два из которых украшены ромбовидными шебеке, имеются 2 двери. В мечети несколько комнат -большой молельный зал для мужчин, малый молельный зал для женщин и вспомогательное помещение. Структура мечети не отличается от других мечетей. У каждого из залов имеется свой вход, вход во вспомогательное помещение осуществляется через большой молельный зал. Большой молельный зал представляет собой вытянутый прямоугольник с размерами 15,5*6,7 м, высота помещения - 3,7 м. Вход в женский зал находится на боковом фасаде мечети. Площадь зала составляет 28 м2 (Рис. 5). Предположительно, мечеть изначально состояла только из одного молельного зала, но позже появилась нужда для дополнительных помещений. В отличие от других мечетей, зал не стали делить перегородкой, вместо этого пристроили небольшое двухэтажное сооружение, куда вместили малый молельный зал и подсобное помещение. Об этого свидетельствует нарушение кирпичной кладки на заднем фасаде. Мечеть находится в аварийном состоянии, нуждается в незамедлительных реставрационных работах.
а) б)
Рис. 5. Мечеть в селении Сютямирдов: а) план (чертеж автора); б) фасад (фото автора)
Мечеть в селении Веравул является архитектурно-историческим памятником и охраняется государством. Она находится рядом с въездом в село у моста. Здание построено в конце XIX века силами местных жителей. У мечети имеется довольно большая территория, на которой находятся текие и место для абдеста (омовения), искусно сочетаемые со стилем главного здания.
В здании имеется однозальное молельное помещение в виде вытянутого четырехугольника длиной 18 м, шириной 9 м и высотой 5 м. У здания довольно высокая крыша - 4 м, с четырехгранным гумбазом. Основной материал, использованный в строительстве - обожженный кирпич. Стены мечети сложены из красного кирпича, по всем фасадам и вокруг больших арочных окон выполнены орнаменты из белого обожженного кирпича. Ширина окон составляет на переднем 2,5 м, на боковых фасадах -1,8 м, переплеты сделаны из дерева и разукрашены ромбовидным шебеке (рис. 6). Перекрытие и несущие конструкции также сделаны из дерева. По продольной оси расположены четыре колонны размерами 40*40 см у основания, сужающиеся по всей высоте. Особую привлекательность интерьеру придает михраб, украшенный надписями на арабском языке.
а) б)
Рис. 6. Мечеть в селении Веравул: а) план (чертеж автора); б) фасад (фото автора)
Мечеть Тюркоба расположена в селении Веравул Ленкоранского района. Она построена в конце XIX века из обожженного красного кирпича. Здание представляет собой однозальное молельное помещение длиной и шириной 15,5 и 6,28 м соответственно, высота мечети составляет 3,5 м. Мечеть построена симметрично относительно поперечной оси. На каждом фасаде имеется по два больших окна, что способствует естественному освещению зала. Мечеть имеет два входа, симметрично расположенных на главном фасаде. Несущие конструкции - ригель и четыре колонны сечением 35*35 см, были сделаны из дерева. К сожалению, за несколько дней до прибытия автора, местные жители самопроизвольно начали ремонт сооружения, не соблюдая правил реставрации: кровля была полностью разрушена, окна поменяли на пластиковые. Ремонтные работы были остановлены сотрудниками министерства культуры Ленкоранского района и будут продолжены под наблюдением надлежащих структур. Одной из причин неграмотной реставрации является финансовый вопрос. «С экономической точки зрения выполнять реставрацию объектов культуры невыгодно, потому что, если реставрировать "как надо", - это очень сложный и дорогостоящий процесс. Достаточно сказать, что реставрация в пять раз дороже восстановления. Ещё проще просто снести объект культурного наследия и построить на освободившейся территории новое сооружение, что зачастую и происходит» [10, С.45].
Мечеть Гум находится в центральной части города Астара на одноименной улице. Мечеть была построена в 1898 году (1325 г. по хиджри) местными жителями. Во время строительства жители столкнулись с нехваткой материалов, на помощь к ним пришел азербайджанский миллионер и меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев. За прошедшие 110 лет мечеть многократно ремонтировалась местным населением. Последний ремонт
был выполнен в 1992 году. В отличие от других культовых сооружений, эта мечеть не закрылась в советское время и была единственной мечетью, действовавшей в регионе во времена СССР.
У мечети имеется свой двор площадью 1200 м2. На территории двора расположено вспомогательное сооружение - хусениййа, построенное в 1950-х годах в идентичном мечети стиле. Планировка мечети типична для региона - прямоугольная на плане, разделенная на два зала: мужской и женский. Женская часть разделена на два яруса. Длина мужского зала составляет 16 м, ширина 7 м, женского - 4 и 7 м соответственно. Высота здания равна 4,70 м. Вдоль центральной оси расположено 5 Т-образных колонн, высеченных из дерева. На стенах устроено 7 ниш. Интерьер освещается за счет 5 окон, 4 из которых арочные и в форме шебеке. Размеры окон 2,8*3,40 м (рис. 7). Одно из окон, которое расположено в женском, зале было заменено на не вписывающееся в концепцию здания и непозволительное с точки зрения ценности здания как памятника пластиковое окно. Также была изменена форма окна.
Мечеть была построена из красного обожженного кирпича, несущие конструкции кровли, минбар, окна и двери, разделительная перегородка между мужским и женским залом - из древесины. Кровля сделана из черепицы. На кровле установлен восьмиконечный гумбаз. Здание находится в удовлетворительном состоянии, но нуждается в восстановлении архитектурных деталей для его возвращения в начальный вид.
а) б)
Рис. 7. Мечеть Гум: а) план (чертеж автора); б) фасад (фото автора)
Мечеть Кемаледдин находится на кладбище небольшого села Селакерань с населением всего в 886 человек3. Этимология названия села имеет интересное происхождение, т.к. оно состоит из двух разных слов: «сел» - поток воды, «керань» с талышского переводится как дома. Мечеть построена в 1886 году. По планировочной структуре мечеть представляет собой однозальное молельное помещение с шириной и длиной 4,87^5,00 и 16,70 м соответственно. Высота зала относительно небольшая и равна 2,70 м. Конструктивно мечеть несколько отличается от других подобных сооружений этого региона. Небольшой продольный шаг позволил строителям воздвигнуть здание без колонн. Толщина несущих стен равна 0,6 м, в то время как в других мечетях она составляет от 0,8 до 1 м. У мечети имеется 3 входа, расположенные на главном фасаде. Интерьер освещается за счет 5 арочных окон высотой 2,1 и длиной 1,7 метров. Внутреннее пространство условно разделено на 2 части - мужское и женское. Мечеть была построена из камня, несущие конструкции кровли, окна и двери выполнены из древесины (рис. 8). Окна украшены шебеке, дверь - резьбой. На кровле установлен четырехгранный гумбаз (купол, изготовленный из кирпичей). Главный фасад декорирован рисунком кирпичной кладки.
Информация о Селекерань [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Sel%C9%99k%C9%99ran
а)
б)
Рис. 8. Мечеть Кемаледдин: а) план (чертеж автора); б) фасад (фото автора)
Село Шахагадж возникло в результате переселения группы населения из села Бурсут. Мечеть в этом селе построена в Х^ веке из красного кирпича. К мечети примыкает минарет диаметром 3,13 м. Несущие конструкции кровли, перегородка, разделяющая молельный зал на две части выполнены из древесины. Кровля, двери, окна заменены на изделия из современного материала, не подходящие сооружению. По планировочной структуре мечеть представляет собой однозальное молельное помещение, разделенное перегородкой на мужскую и женскую зону, с длиной и шириной равными 17,2 и 8,3 м соответственно (рис. 9).
Мечеть нуждается в срочной реставрации по двум причинам: во-первых, из-за самовольного вмешательства жителей утеряны характерные детали экстерьера; а во-вторых, минарет и задний фасад здания находятся в аварийном состоянии. Из-за повышенной влажности осыпаются кирпичи, и наблюдается прорастание зелени на определенных участках. «Давление кирпичной кладки может вызвать деформацию фундамента, что приводит к появлению трещин и дефекту цоколя» [11, С.232]. «Для реставрации фигурного кирпича необходимо использовать фрагменты, изготавливаемые ручной тёской или обжигом отформованного сырца с профилем, соответствующим оригиналу. При этом следует учитывать особенности исходных глин и специфику обжига изделий из нее. Вторичное применение полученного при разборке старого кирпича не рекомендуется, поскольку он быстро разрушается» [12, С.463].
а) б)
Рис. 9. Мечеть в село Шахагадж: а) план (чертеж автора); б) фасад (фото автора)
Пенсяр - село Астаринского района, находящееся в 22 км от его административного центра, города Астара. Исходя из переписи населения, проведенного русскими в 18591864 годах, село Пенсяр является третьим по количеству населения в Ленкораском
уезде, уступая городу Ленкорань и селу Борадигях. Следует отметить, что в русских переписях название села было указано как Будасар (Путасар). В переводе с талышского и фарсидского «бута» означает цветок, а «сар» - голова, верхушка. В 1928 году село было переименована в Пенсяр, где частица «пен» переводится как верхняя.
Пенсяр является древним поселением, о чем свидетельствуют древние курганы Пенсяр и Пирсеидджамал, относящиеся к раннему бронзовому веку (вторая половина IV -III тысячелетие до н.э. и кладбище средних веков). В селе имеется ряд архитектурных памятников, охраняемым государством: мечеть Джаханбахыш, мечеть Гаджи Теймура, хамам (баня) Гаджи Абуталыба, первое здание средней школы №24 (рис.10).
Мечеть Гаджи Джаханбахыш (рис. 10а) построена в XIX веке. По планировочной структуре мечеть представляет собой однозальное молельное помещение, с длиной и шириной равными соответственно 18,2 и 7,5 м. Толщина наружных стен 0,7 м. Ассиметричный главный фасад свидетельствует о том, что часть мечети была перестроена. Это также можно утверждать на основании того, что размер проема окна на предполагаемом перестроенном месте отличается и равен 1,2*2,2 м, в то время как остальные проемы имеют размер 2,8*0,3 м. Мечеть построена из красного кирпича, несущие конструкции кровли, двери и окна сделаны из древесины. Двери украшены резьбой, окна шебеке. Во дворе мечети имеется вспомогательное сооружение -хусейниййе5 (место, для проведения мероприятий в месяц Мухаррам), выполненное в идентичном стиле с основным зданием. На главном фасаде мечети построены два козырька, кровля которых отличается от кровли самого здания. Состояние мечети удовлетворительное.
Мечеть Гаджи Теймура (рис. 10б) также построена в XIX веке. Но эта мечеть отличается от других намного большей площадью. По планировочной структуре мечеть представляет собой однозальное молельное помещение, с длиной и шириной равными 21,6 и 7,6 м. Высота зала составляет 4,35 м, что позволило отделенную часть разделить на 2 яруса. Толщина наружных стен составляет 1,1 м. Мечеть построена из красного кирпича, несущие конструкции кровли, перекрытие между ярусами, двери, окна сделаны из древесины, кровля из черепицы. Двери украшены резьбой, окна шебеке. У здания мечети построен минарет с отдельным входом. Фасады здания и минареты украшены декоративной кирпичной кладкой. Мечеть находится в удовлетворительном состоянии и не требует реставрационных работ.
а) б)
Рис. 10. Мечеть в селе Пенсар: а) мечеть Гаджи Джаханбахыш. Фасад (фото автора); б) Мечеть Гаджи Теймура. Фасад (фото автора)
4 Родной край. Пенсяр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yashilchay.az/news/culture/10001#.WWNl0MkNaAc.facebook
Что такое Хусейниййе? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wap.islam.az/news/a-29958.html
Мечеть в селе Шиякерань построена в 1900 году. Название села состоит из двух частей: «шия» - религиозное направление (шииты), «кяран» с талышского переводится как село, дома, т.е. место проживание шиитов. Мечеть построена из красного кирпича и представляет собой однозальное молельное помещение с габаритами в длину 18,3 м и ширину 5,7 м, высота зала равна 3,1 м. Мечеть сильно видоизменена. Кровля здания и окна были заменены на современные без учета особенности здания. Часть здания была пристроена позже, о чем свидетельствует разная форма окон, и разная высота цокольной части. В этой мечети отсутствуют присущие другим местным зданиям арочные окна. Интерьер мечети также сильно изменен, колонны обшиты фанерой. Следовательно, здание нуждается в срочной реставрации.
На основе изученного материала мечети можно классифицировать по двум основным признакам:
1. В зависимости от наличия и расположения минарета выделяются следующие типы мечетей:
- сооружения прямоугольные в плане без минарета;
- сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом, выступающим из крыши;
- сооружения прямоугольные в плане с одним или двумя отдельно стоящими минаретами.
2. В зависимости от состояния памятников выделяются следующие типы:
- сильно видоизмененные, с утерянными характерными деталями;
- нуждающиеся в реставрации;
- относительно хорошо сохранившиеся, не нуждающиеся в реставрации.
Следует подчеркнуть, что данные памятники мало изучены, про них мало информации в научной литературе. Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, чтобы зафиксировать состояние памятников архитектуры на юге Азербайджанской Республики, применять данные в дальнейших реставрационных работах. Во время составления реставрационного проекта важно учитывать особенности каждого памятника. Аналогами мечети служат другие идентичные сооружения южного региона Азербайджана.
Таблица 2. Сводная таблица мечетей в Ленкорань-Астаринском регионе
Мечеть
План
Тип мечети по расположению минарета
Тип мечети по состоянию памятника
Ашагы Нюведи
Кювениль
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
относительно
хорошо сохранившиеся
сильно видоизмененные , с утерянными характерными деталями
Холмилли
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
сильно видоизмененные , с утерянными характерными деталями
Бала Шюрюк
сооружения прямоугольные в плане без минарета
сильно видоизмененные , с утерянными характерными деталями
Мамуста
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
относительно
хорошо сохранившиеся
Сютямирдов
Веравул
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
нуждающиеся в реставрации
нуждающиеся в реставрации
Тюркоба
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
сильно видоизмененные , с утерянными характерными деталями
Гум
Кемаледдин
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
относительно
хорошо сохранившиеся
относительно
хорошо сохранившиеся
Шахагадж
сооружения прямоугольные в плане с одним или двумя отдельно стоящими минаретами
сильно видоизмененные , с утерянными характерными деталями
Гаджи
Джаханбахыш
сооружения прямоугольные в плане, с гумбазом
нуждающиеся в реставрации
Гаджи Теймур
сооружения прямоугольные в плане с одним или двумя отдельно стоящими минаретами
относительно
хорошо сохранившиеся
Шиякерань
сооружения прямоугольные в плане без минарета
сильно видоизмененные с утерянными характерными деталями
Литература
1. Усейнов М.А. История архитектуры Азербайджана / М.А. Усейнов, А. Бретаницкий, А. Саламзаде. - М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. - 395 с.
2. История Азербайджана. Академия наук Азербайджанской ССР Институт Истории.
- Баку: Элм, 1978. - 303 с.
3. Азербайджанская Национальная Энциклопедия. - Баку, 2007. - 882 с.
4. Гусейнова И. История народов Кавказа (новый и новейший периоды). Учебник для высших учебных заведений. - Баку: Тахсил, 2006. - 426 с.
5. Утверждение русского владычества на Кавказе: в 4-х томах / Под руков.
Н.Н. Белявского, под ред. В.А. Потто. - Тф.: Тип.ШтабаКавк. воен. округа, 1902.
- 1908. - Т. 2, Ч. 1. - 479-492 с.
6. Ровшан И. Интерьер жилых домов г. Шеки (конец XVIII - начало XXв.). - Баку: Элм, 2008. - 152 с.
7. Подяловский С.С. Реставрация памятников архитектуры / С.С. Подяловский, Г.Б. Бессонов, Л.А. Беляев, Т.М. Постникова. - М., 2000. - 159 с.
8. Сайфуллина Л.Ш. История и методика реставраций. Некоторые проблемы современной теории и практики реставраций // Известия КГАСУ. - №2 (28). - Казань, 2014. - С. 70-77.
9. Бердник Т.О. Значение реставрации и реконструкции объектов материальной культуры в сохранении исторического наследия. Типология, методы реконструкции и реставрации / Т.О. Бердник, Е.А. Евсеева // Сборник статей по материалам VI международной заочной научно-практической конференции. - М., 2017. - С. 5-7.
10. Стригин Б.С. Реставрация объектов культурного наследия религиозного назначения: коммерческий интерес или духовное наследие? / Б.С. Стригин, Е.В. Давутов, Н.В. Куприянова // Известия КГАСУ. - №1 (35). - Казань, 2016. - С. 42-50.
11. Назарюк Д.И. Кладка клинкерного кирпича и методы её реставрации / Д. И. Назарюк, К.А. Лапунова // Сборник трудов XVIII Всероссийской научно-практической конференции и смотра-конкурса творческих работ студентов, аспирантов и преподавателей по направлению. - Кострома, 2015. - С. 230-233.
12. Сосенко А.К. Реставрация зданий из керамического кирпича / А.К. Сосенко,
В.Д. Котляр, Я.В. Черевкова // Современные проблемы строительства. Материалы международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д., 2015. - С. 463-466.
13. Гришин С.Ф. Исторические и культурные аспекты в реставрации памятников архитектуры // Известия Ростовского государственного строительного университета. - № 19(19). - Ростов н/Д., 2015. - С. 312-313.
References
1. Usejnov M.A., Bretanickij A., Salamzade A. Istorija arhitektury Azerbajdzhana [History of Azerbaijani architecture]. Moscow, 1963, 395 p.
2. Istorija Azerbajdzhana. [History of Azerbaijan]. Baku, 1978, 303 p.
3. Azerbajdzhanskaja Nacional'naja Jenciklopedija [National encyclopedia of Azerbaijan]. Baku, 2007, 882 p.
4. Gusejnova I. Istorija narodov Kavkaza (novyj i novejshijperiody). Uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij [History of nationalities of Caucasus]. Baku, 2006, 426 p.
5. Utverzhdenie russkogo vladychestva na Kavkaze: v 4-h tomah. Tip.ShtabaKavk. voen. okruga, 1902-1908 [The assertion of Russian dominion in the Caucasus]. Vol. 2, part. 1, 492 p.
6. Rovshan I. Inter'er zhilyh domovg.Sheki (konec XVIII - nachalo XXv) [Interior of houses in Sheki]. Baku, 2008, 152 p.
7. Podjalovskij S.S., Bessonov G.B., Beljaev L.A., Postnikova T.M. Restavracija pamjatnikov arhitektury [The restoration of architectural monuments]. Moscow, 2000, 159 p.
8. Sajfullina L.Sh. Istorija i metodika restavracij. Nekotorye problemy sovremennoj teorii i praktiki restavracij [History and methods of restoration. Some problems of modern theory and practice of restorations. Magazine Izvestija KGASU]. Kazan, 2014, no. 2(28), pp. 7077.
9. Berdnik T.O., Evseeva E.A. Znachenie restavracii i rekonstrukcii obektov material'noj kul'tury v sohranenii istoricheskogo nasledija. Tipologija, metody rekonstrukcii i restavracii [The role of restoration and conservation in the preservations of historical heritage. typology, methodology of reconstruction and restoration]. Moscow, 2017, pp. 5-7.
10. Strigin B.S., Davutov E.V., Kuprijanova N.V. Restavracija obektov kul'turnogo nasledija religioznogo naznachenija: kommercheskij interes ili duhovnoe nasledie? [The restoration of worship monuments: commercial or spiritual interests. Magazine Izvestija KGASU]. Kazan, 2016, no. 1(35), pp. 42-50.
11. Nazarjuk D.I., Lapunova K.A. Kladka klinkernogo kirpicha i metody ejo restavracii [Laying of clinker brick and methods of restoration. Collection of Proceedings of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference and Review Competition of Creative Works of Students, Postgraduates and Teachers]. Kostroma, 2015, pp. 230-233.
12. Sosenko A.K., Kotljar V.D., Cherevkova Ja.V. Restavracija zdanij iz keramicheskogo kirpicha [Restoration of buildings constructed from ceramic bricks. Modern problems of construction. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Rostov-na-Donu, 2015, pp. 463-466.
13. Grishin S.F. Istoricheskie i kul'turnye aspekty v restavracii pamjatnikov arhitektury [Historical and cultural aspects in the restoration of architectural monuments. Izvestija Rostovskogo gosudarstvennogo stroitel'nogo universiteta]. Rostov-na-Donu, 2015, no. 19(19), pp. 312-313.
ОБ АВТОРЕ
Алосманова Масума Агамамедовна
Докторант кафедры «Реконструкция и реставрация архитектурных памятников», Азербайджанский университет Архитектуры и строительства, Баку, Азербайджан e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR Alosmanova Masuma
Doctoral Student, Chair «Architectural Reconstructions and Restoration of Monuments», Azerbaijan University of Architecture and Construction, Baku, Azerbaijan e-mail: [email protected]