Научная статья на тему 'Мебельный гарнитур 1840-х годов Белой гостиной Фонтанного дома Шереметевых'

Мебельный гарнитур 1840-х годов Белой гостиной Фонтанного дома Шереметевых Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Фонтанный дом / мебельный гарнитур Шереметевых / мебельный гарнитур / стиль Louis Philippe / резной декор / белый лак / герб Шереметевых / Sheremetev Fountain house / furniture set / Louis Philippe style / carved decor / white lacquer / coat of arms of the Sheremetevs

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Логвинова Елена Эдуардовна

В работе впервые рассматривается стилистика и конструктивные особенности мебельного гарнитура Белой гостиной Фонтанного дома в связи с мебельными проектами А. И. Штакеншнейдера для Мариинского дворца 1837 г. Выявлена взаимосвязь трех мебельных гарнитуров 1840-х гг., выполненных мастерами фирмы братьев Гамбс для двух великокняжеских дворцов и для Фонтанного дома Шереметевых. Впервые определена степень участия И. Д. Корсини в создании гарнитура Белой гостиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Furniture Set of the 1840s in the White Living Room of the Sheremetev Fountain House

The work for the first time examines the stylistics and design features of the furniture set of the White Living Room in the Fountain House in connection with the furniture projects of A. Stackenschneider for the Mariinsky Palace in 1837. The interrelation of three furniture sets from the 1840s, made by the masters of the Gambs Brothers company for two grand ducal palaces and for the Sheremetev Fountain House, has been revealed. For the first time, the degree of I. Corsini’s participation in the creation of the White Living Room set was determined

Текст научной работы на тему «Мебельный гарнитур 1840-х годов Белой гостиной Фонтанного дома Шереметевых»

УДК 749.1

DOI: 10.62625/2782-1889.2024.70.70.007

Е. Э. Логвинова

Мебельный гарнитур 1840-х годов Белой гостиной Фонтанного дома Шереметевых

В работе впервые рассматривается стилистика и конструктивные особенности мебельного гарнитура Белой гостиной Фонтанного дома в связи с мебельными проектами А. И. Штакеншнейдера для Мариинского дворца 1837 г. Выявлена взаимосвязь трех мебельных гарнитуров 1840-х гг., выполненных мастерами фирмы братьев Гамбс для двух великокняжеских дворцов и для Фонтанного дома Шереметевых. Впервые определена степень участия И. Д. Корсини в создании гарнитура Белой гостиной. Ключевые слова: Фонтанный дом; мебельный гарнитур Шереметевых; мебельный гарнитур; стиль Louis Philippe; резной декор; белый лак; герб Шереметевых

Логвинова Елена Эдуардовна

Государственный Эрмитаж.

Сотрудник научно-просветительного отдела.

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина.

Соискатель кафедры русского искусства.

191055 Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 30-38.

E-mail: [email protected]

ORCID ID: 009-0003-8205-4570

Elena Logvinova Furniture Set of the 1840s in the White Living Room of the Sheremetev Fountain House

The work for the first time examines the stylistics and design features of the furniture set of the White Living Room in the Fountain House in connection with the furniture projects of A. Stackenschneider for the Mariinsky Palace in 1837. The interrelation of three furniture sets from the 1840s, made by the masters of the Gambs Brothers company for two grand ducal palaces and for the Sheremetev Fountain House, has been revealed. For the first time, the degree of I. Corsini's participation in the creation of the White Living Room set was determined.

Keywords: Sheremetev Fountain house; furniture set; Louis Philippe style; carved decor; white lacquer; coat of arms of the Sheremetevs

Logvinova Elena

State Hermitage Museum.

Research Associate of Scientific and Educational Department. St Petersburg Repin Academy of Fine Arts. Post-graduate student of the Department of Russian Art. Russia, 191055, St Petersburg, Dvortsovaya nab., 30-38. E-mail: [email protected] ORCID ID: 009-0003-8205-4570

Белую гостиную Фонтанного дома - главную гостиную основной резиденции графов Шереметевых в Санкт-Петербурге - украшал изящный мебельный гарнитур, где он оставался до 1930 г., пока не был расформирован существовавший здесь после революции Музей дворянского быта и быта крепостных ХУШ-Х1Х вв. (филиал историко-бытового отдела Русского музея). Этот гарнитур был передан в числе других мебельных гарнитуров и исторических и художественных ценностей в другой историко-бытовой музей, расположенный в подмосковной шереметевской усадьбе Останкино (согласно документам передачи архива КУГИ). В 2010-х гг. (в период реставрационных работ в Останкине) гарнитур был отреставрирован и в течение нескольких лет временно экспонировался в «родном» интерьере Белой гостиной Фонтанного дома Шереметевых (филиал Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства). В связи с полученными нами новыми сведениями и новой «премьерой» этого исторического гарнитура нам хотелось бы в ходе исследования его конструктивных и стилистических особенностей, манеры исполнения выявить автора проекта и исполнителей этих предметов мебели.

Белая гостиная появляется в Фонтанном доме в 1838-1839 гг. в результате перестройки интерьеров парадной анфилады дворца под руководством И. Д. Корсини. Архитектор стремится сделать залы для приемов соответствующими новым стилевым тенденциям 1840-х гг. В этот исторический период входят в моду неостили - необарокко, неорококо, неогрек, этрусский стиль, помпей-ский стиль, неоготика. Каждый зал отделывается в соответствии с духом времени в своем стиле, и переход из залы в залу подобен переходу из одной исторической эпохи в другую. В 1838-1839 гг. в стиле историзм по проектам А. П. Брюллова заново оформляются личные покои Николая I и его супруги Александры Федоровны, что оказывает огромное влияние на обновление интерьеров дворцов российской аристократии. Создавая новые интерьеры Шереметевского дворца, И. Д. Корсини, в соответствии с желаниями заказчика Дмитрия Николаевича Шереметева, во многом ориентируется на получившие высочайшее одобрение проекты

А. П. Брюллова, выполненные им для императорского Зимнего дворца. На месте парадных залов И. Е. Старова, исполненных в 1795 г. по заказу Николая Петровича Шереметева, появляются новые залы. Так, Белая гостиная строится вместо бывшей главной гостиной - Пунцовой. Белая гостиная И. Д. Корсини также становится главной парадной гостиной Шереметевского дворца, она расположена в центре Садовой линии Парадной анфилады, окнами обращена в сад к Литейной стороне.

В очерке «Фонтанный дом (Шереметевский)» Н. Е. Лансере пишет о Белой гостиной, что «[И. Д. Корсини] отделал ее якобы в стиле XVIII века, но на самом деле дал характерный образец стиля Louis Philippe'a с раззолоченным лепным орнаментом по потолку и с гербами Шереметева» [25, с. 52], то есть в стиле французского неоклассицизма 1830-1848 гг., включающего элементы других стилей1. Стены были затянуты лионским белым шелковым штофом рисунка дамаск. Белого мрамора резные камины установлены по углам гостиной. В простенках между окон (как и в Пунцовой гостиной И. Е. Старова) были помещены четыре резные позолоченные рамы с зеркалами, еще две, меньшие по размеру, были установлены над угловыми каминами2.

Для Белой гостиной была выполнена «вся мебель хороших рисунков, позолоченная и обита (шелковым) штофом» [12, л. 39об.]. В течение длительного времени этот гарнитур считался изготовленным по проектам Д. И. Корсини. К сожалению, все документы по приобретению или заказу на изготовление предметов мебели этого периода, находившиеся в Шереметевском архиве РГИА (фонд 1088), были оттуда изъяты в 1950-х гг. «как не имеющие исторической ценности». С утратой архивных данных мы можем опираться только на стилистический анализ и анализ конструктивных особенностей предметов мебели.

В отличие от мебельных гарнитуров других гостиных Фонтанного дома корсиниевского периода (Малиновой, Зеленой, Желтой и Лепной (Греческой)), предметы мебельного набора Белой гостиной не относятся к широкоизвестным типовым моделям, а формы и декор этого гарнитура отражают индивидуальный творческий

почерк. Следует отметить существование как самих предметов мебели, так и их изображений. Этот мебельный гарнитур был запечатлен в родном интерьере в 1920-х гг. и в 1930 г., перед расформированием коллекций дворца. Мебельный гарнитур Белой гостиной решен в стиле эпохи Николая I - «николаевского ампира», корреспондирующего с модным во Франции стилем позднего классицизма Louis Philippe с включением черт других стилей (директории, рококо). Он украшен богатым резным вызолоченным декором и покрыт белым «французским» лаком. Основным элементом декора каждого предмета (кроме кресел, что очень важно) становится герб Шереметевых. Парадный гарнитур состоял из тридцати четырех предметов: большого дивана, двух малых диванов, двух кушеток, двенадцати «мягких» кресел, двенадцати стульев, а также двух столов с мраморными столешницами и «столом четырехугольным таким же». Гарнитур дополняли два экрана, два «станка золоченые с приборами к камину» и две песочницы [12, л. 39 об; 10, л. 5].

Форма кушеток в виде ладьи и форма кресел позволяет утверждать, что автор проекта был знаком с мебельным гарнитуром для Яшмовой гостиной Зимнего дворца, спроектированным О. Монфер-раном и изготовленным П. Гамбсом в 1830 г. Автор придает мебельному гарнитуру Белой гостиной Фонтанного дома основательность, монументальность, праздничность звучания, присущую и творению О. Монферрана. Основной парадный эффект достигается за счет крупных форм предметов мебели и позолоты всех накладных резных деревянных элементов декора на фоне белого лака. Обивка этого гарнитура была выполнена тем же белым лионским шелковым штофом рисунка дамаск, что и обивка стен.

Особый интерес представляют кресла из этого гарнитура. Автор соединяет французский прототип кресел à la reine и à 1а bergère (с характерными ножками - кабриолями и профилированным завитком на подлокотниках) с массивной золоченой резьбой растительного орнамента, покрывающей переднюю и боковые части деревянных поверхностей подлокотников, царги, перекрестья и ножек. Следует отметить, что эти кресла не имеют в декоре герба

Шереметевых. Они уже попадали в фокус внимания исследователя. Как определила Н. Ю. Гусева [21, с. 55], эти кресла идентичны креслам из гарнитура для Мариинского дворца, выполненным по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1840-х гг. знаменитым мебельщиком П. Гамбсом. Исследователь также отмечает полное сходство этих кресел и с креслами мебельного гарнитура, ныне представленного в главном парадном зале бывшего дворца великого князя Владимира Александровича Романова - Малиновой гостиной (Дворцовая набережная, д. 26, ныне Дом ученых в Петербурге).

Существенное различие между этими креслами - тотальная позолота на креслах для Мариинского дворца, такая же позолота была выполнены на гарнитуре, представленном во дворце великого князя Владимира Александровича (ныне покрыты вместо позолоты краской-бронзовкой). А кресла Белой гостиной Фонтанного дома покрыты «французским» белым лаком (как фон), а объемная накладная резьба на креслах вызолочена. Таким образом, нам на данный момент известны три реально существующих мебельных гарнитура, отдельные предметы которых - кресла - почти идентичны и, вероятно, восходят к проекту А. И. Штакеншнейдера 1840-х гг. для Мариинского дворца. При этом другие предметы указанных гарнитуров - стулья, кушетки, диваны - при конструктивном подобии (кушетка-ладья, глухой «мягкий» диван) имеют яркие различия в декоре.

Для стульев Белого гарнитура Фонтанного дома автор избирает форму изогнутой спинки стула, характерной для эпохи Директории. При этом делает спинку и сидение мягкими за счет использования конского волоса и обивает шелковым дамаском, что добавляет удобства для сидящего. Новым словом в удобстве также становятся ножки на колесиках, выполненные в форме трости. В 1840-х гг. уходит в прошлое жестко симметричная расстановка мебели в залах, и стулья на колесиках как нельзя лучше соответствуют этому стремлению к большему удобству их расположения в гостиной, некоторой интимности и комфорту. Для стульев характерен такой же щедрый резной накладной позолоченный декор в виде розеток, фестонов, волют, как и на

креслах, проходящий по всем передним и боковым деревянным поверхностям.

Прямые мягкие диваны по стилю близки к диванам с высокими спинками из Дома ученых. Больший диван был установлен по большой западной стене против окон, меньшие - по боковым стенам. Царги диванов украшены богатой вызолоченной резьбой, в которой преобладает растительный орнамент, - гирляндами (фестонами), розетками, профилированными волютами. В центре композиции стенки локотников - резной вызолоченный картуш с шереметевским гербом.

В центре гостиной были расположены две кушетки, выполненные в стиле неогрек в форме короткой массивной ладьи à la grecque на массивных ножках. Их эффектные тяжелые формы плотно покрывает крупный накладной позолоченный декор с элементами в стиле ампир (гирлянды, розетки, волюты) с доминантным резным накладным изображением картуша с шереметевским гербом. Н. Ю. Гусева предположила, что еще с 1790-х гг. постоянными заказчиками у Г. Гамбса были Шереметевы [21, с. 53-59]. Скорее всего, связи с ведущей петербургской мебельной мастерской Гамбса не были потеряны и в следующем поколении. И, работая в Фонтанном доме, И. Д. Корсини, ориентируясь на вкус владельца усадьбы, вероятно, подобрал необходимые предметы в стиле неогрек для новой парадной гостиной среди продукции известной столичной фирмы Гамбсов. Потакая вкусам владельца дворца, Корсини сохраняет пропорции конструкций и форму крупных предметов мебели для сидения, как было в более раннем проекте А. И. Штакеншней-дера, но создает новый проект накладной золоченой резьбы - изменяет рисунок ее деталей таким образом, что в центре композиции размещается картуш с гербом заказчика. Изготовлен мебельный гарнитур Белой гостиной, бесспорно, тем же мастером, который выполнил и гарнитур для Мариинского дворца, - П. Гамбсом. Рассматривая кресла гарнитура, ныне выставленного в Доме ученых, Н. Ю. Гусева приходит к выводу, что в 1840-х гг. «не только через творчество известных архитекторов, но и через продукцию ведущих мебельных фирм входили в быт наиболее модные, удобные

и красивые образцы» [21, с. 59]. Конструктивные и декоративные особенности Белого мебельного гарнитура Фонтанного дома подкрепляют это суждение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мебельный гарнитур Белой гостиной Шереметевского дворца имеет сложный генезис. Его основные конструктивные особенности, размеры и частично резной накладной декор восходят к проекту А. И. Штакеншнейдера 1840-х гг. для Мариинского дворца, имеющему и более позднее повторение, которое ныне представлено в Малиновой гостиной бывшего дворца великого князя Владимира Александровича Романова. Но отдельные предметы гарнитура были творчески доработаны И. Д. Корсини в соответствии с пожеланиями заказчика графа Д. Н. Шереметева - привнесен новый рисунок накладной резьбы с доминантным изображением герба владельца. Для характера шереметевского мебельного гарнитура чрезвычайно важно также и изменение цветовой гаммы относительно проекта Штакеншнейдера. Тотальное золочение всех деревянных поверхностей в сочетании с красной шелковой обивкой сменяется на белый французский лак, придающий в контрасте с позолотой резьбы и обивкой белым шелковым дамаском иной, изысканный, яркий и праздничный характер звучания этому комплекту для Фонтанного дома Шереметевых.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Наборный паркет гостиной, самый сложный среди парадных покоев, выполнен на фабрике Е. Э. Миллера по необарочному рисунку архитектора: «...фриз из швейцарского клена и ямайского красного дерева», «розетта из ямайского красного дерева», «гладких мест из английского дуба», всего 19,5 сажень. Стены были затянуты шелковым штофом - на белом фоне темно-синего тона растительный орнамент дамаск. На потолке Белой гостиной «по утвержденному рисунку в плафоне люстровое украшение и широкий бордюр весьма фигурные и высокой художественной отделки», «вызолочены все украшения». Так как Белая гостиная имела статус главной гостиной дворца, ее декоративная отделка включала в себя герб Шереметевых. Так, рисунок лепнины потолка включал четыре щитка с гербом [7].

2 Мебельный гарнитур дополняли два «бронзовых китайских канделябра на мраморных пьедесталах» «о 15 рожках каждый» (в Журнале описи 1857 г канделябры упомянуты как японские [7]), семь «карнизов к дверям и окнам

золоченых», четыре резные золоченые рамы с зеркалами в простенках между окон и «при них полукруглые столики на кронштейнах». Пол гостиной был покрыт тремя гербовыми коврами, вытканными на заказ на английской мануфактуре, комната освещалась «люстрой бронзовой золоченой» - «большая о 72 свечах... без цепей» [7].

ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ

1. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 1118. Оп. 3. Д. 7. Завещание гр. Д. Н. Шереметева на движимое и недвижимое имущества. Отчеты опекунов. 1870-1897 гг.

2. РГИА. Ф. 1118. Оп. 3. Д. 9. Определение сената о разделе имущества между наследниками гр. Д. Н. Шереметева. 1874 г.

3. РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д. 1357. Журналы описи движимого имущества, 1857 г.

4. РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д. 1358. Журналы описи движимого имущества, 1871 г.

5. РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д. 1364. Описи фарфора, мебели. составленные при разделе движимого имущества. 1874 г.

6. РГИА. Ф.1088. Оп. 3. Д. 1365. Описи картин, скульптур. составленные при разделе движимого имущества. 1874 г.

7. РГИА. Ф. 1088. Оп. 12. Д. 143. Сметы и описания работ по ремонту Фонтанного дома. 1839 г.

8. РГИА. Ф. 1088. Оп. 12. Д. 147. Дело о ремонте Фонтанного дома и дачи Ульянки, 1842-1847 гг.

9. РГИА. Ф. 1088. Оп. 12. Д. 148. О ремонтах Фонтанного дома. 1847 г.

10. РГИА. Ф. 1088. Оп. 12. Д. 149. О ремонтах Фонтанного дома. 1848 г.

11. РГИА. Ф. 1088. Оп. 12. Д .153. 1853 г.

12. РГИА. Ф. 1088. Оп. 12. Д. 206. Опись с оценкой имущества наследников гр. Д. Н. Шереметева.

13. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. Л. : Художник РСФСР, 1984. 228 с.

14. Башуцкий А. П. Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. СПб. : тип. Гуттенберг, 1839. 136 с.

15. Ботт И. К. Неостили в мебели. Петербургская мебель эпохи историзма // Искусство и современность : мат-лы науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов, 12-14 апр. 1994, С.-Петерб. гос. худож.-пром. акад. СПб. : Астерикс, 1998. С. 49-52.

16. Ботт И. К. Неостили в русской мебели XIX века. Петербургские мебельные мастерские в эпоху историзма : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2008. 312 с.

17. ГармановИ. А. Работы К. Росси, О. Монферрана и А. Брюллова в Зимнем дворце до пожара 1837 г. К проблеме стилистической эволюции мебели // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XL : Культура и искусство России. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. С. 45-72.

18. Гусева Н. Ю. Мебель для всех причуд тела. Эпоха историзма в России : кат. выставки. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. 320 с.

19. ГусеваН. Ю. Мебель «николаевского ампира» // Судьбы музейных коллекций : мат-лы VII Царскосельской науч. конф. СПб., 2002. С. 145-156.

20. Гусева Н. Ю. О мебельном убранстве Зимнего дворца. Половина наследника и его жены. 1840-е гг. // Забытые имена и памятники русской культуры : тез. докл. конф. к 60-летию отдела истории русской культуры. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. С. 68-71.

21. Гусева Н. Ю. Пара кресел по проекту А. И. Штакеншнейдера // Звезда ренессанса. 2011. Июнь. С. 53-59.

22. Гусева Н. Ю. Русская мебель в стиле «второго» и «третьего» рококо. М. : Трилистник, 2003. 103 с.

23. Гусева Н. Ю., Семенова Т. Б. Русская художественная мебель XVIII века в собрании Эрмитажа. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. 342 с.

24. Гусева Н. Ю. "Стильная мебель" и ретроспективизм. М. : Трилистник, 2003. 109 с.

25. Лансере Н. Е. Фонтанный дом (Шереметевых) // Лансере Н. Е. Старый Петербург. Историко-архивные исследования. СПб. : Коло, 2012. С. 38-54.

26. ЛогвиноваЕ. Э. Анфилада Фонтанного дома в стиле историзм И. Кор-сини // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований : сб. мат-лов XVII Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.