АНФИЛАДА ФОНТАННОГО ДОМА В СТИЛЕ ИСТОРИЗМ И. КОРСИНИ
© Логвинова Е.Э.*
Российская Академия художеств - Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, г. Санкт-Петербург
Впервые предпринята попытка, на основе архивных и иконографических материалов, выявление художественно-стилистических характеристик декорационного стиля ведущего петербургского архитектора эпохи историзм И. Корсини.
Ключевые слова И. Корсини, Фонтанный дом, интерьер, историзм, стилизация, «второе рококо», нео-барокко, нео-классицизм, нео-грек.
В феврале 1820 года граф Дмитрий Николаевич Шереметев вступил в права наследования Фонтанного дома. До 1837 года какие-либо переделки интерьеров и обновления во дворце не совершались. 18 апреля 1837 в Петербурге в присутствии императора и императрицы состоялось венчание графа Дмитрия Николаевича и его дальней родственницы из московской мелкопоместной дворянской ветви Шереметевых - Анны Сергеевны Шереметевой, фрейлины императрицы Александры Федоровны. После женитьбы Д.Н. Шереметев вскоре оставил военную карьеру и занялся управлением своими имениями. Основным семейным домом для новобрачных становится Фонтанный дом. С женитьбой графа и появлением в доме молодой хозяйки связан новый этап перестройки и отделки интерьеров резиденции Шереметевых. Бывшая любимая фрейлина Александры Федоровны, а ныне новая хозяйка знаменитого петербургского дворца, пожелала, чтобы ее дом соответствовал новым изменившимся представлениям о красоте декорирования дворцовых интерьеров. Великолепные интерьеры, созданные по проектам Ивана Старова, Джакомо Кваренги и Андрея Воронихина казались «устаревшими», не соответствовавшими вкусам новой художественной эпохи. На должность архитектора Фонтанного дома был приглашен молодой, еще не успевший широко зарекомендовать себя выпускник Инженерного корпуса Иеронимо (Иероним) Корсини. У графа Д.Н. Шереметева Корсини занимал должность архитектора около 20 лет. После успешного дебюта в Фонтанном доме, в 1838 году И Корсини получает должность архитектора Гофинтендантской конторы Министерства императорского двора. Молодой архитектор почти полностью перестроил интерьеры Шереметевского дворца и частично изменил отделку фасадов.
* Соискатель кафедры Русского искусства, администратор ФГБУК Государственный Эрмитаж.
С первого выполненного заказа И. Корсини проявил себя хорошим стилизатором, что в художественных кругах эпохи историзма вызывало самый живой восторг 16 января 1837 году состоялось торжественное открытие новой парадной решетки со стороны набережной реки Фонтанки, созданной по проекту И. Корсини (вместо установленной в 1784 году решетки И.Е. Старо-ва), одновременно он убирает портик-колоннаду у парадного подъезда, пандус и сфинксов, заполняет дверные проемы резными деревянными панелями в стиле барокко и устанавливает над парадным подъездом чугунный кованый балкон на кованых столбах. «Художественная газета» поместила на своих страницах статью [21], посвященную большой творческой удаче И. Корсини в создании парадной решетки Фонтанного дома: «Все узоры созданы во вкусе графа Растрелли, многие украшения, употребляемые этим великим зодчим, перенесены сюда целиком. Отчего эта решетка получила решительный характер, согласный со зданием и со временем его построения, и отнюдь от того не перестала быть оригинальной. Мы полагаем, что подделка под стиль, характер, понятия века всегда будет тем оригинальнее сама по себе, чем она удачнее в своей цели» (выделение автора статьи). Автор статьи смог выразить основную идею нового поколения художников -ретроспективное художественное стилизаторство своего времени.
«Один из признаков историзма - возможность широкого выбора на основе исторических знаний, стремление возродить прошлое, не копируя образцы, а, создавая предметы, соответствующие представлениям человека XIX века о той или иной эпохе» [4, с. 4]. Смена вкусов и исторических художественных идеалов в России 20-40-х годах XIX века, обусловленные развитием ретроспективных тенденций в русской архитектуре и искусстве, отразились, прежде всего в убранстве интерьеров императорских и великокняжеских дворцов, и в дворцовом строительстве в Царском Селе и Петергофе. На раннем этапе ведущую роль ретроспективного художественного развития сыграла нео-готика, как художественная реакция на политические настроения в обществе - стремление укрыться за высокими замковыми стенами или, наоборот, «сплотиться вокруг монарха - сюзерена» [4, с. 4]. В Царском селе по проектам шотландского архитектора А. Менеласа строятся неоготическая Белая башня, Капелла и Ферма, в парке Александрии - дворец «Коттедж». В течение несколько десятилетий в императорских и великокняжеских резиденциях появляются так же дворцы и павильоны, оформленные в разнообразных исторических стилях: в имении Знаменка появляются интерьеры «второго рококо», в 1840-1850-х годах по проекту архитектора А. Штакеншнейдера в Петергофе строятся Царицын и Розовый павильоны в стиле неогрек, а Ольгин павильон воссоздает облик южно-итальянской виллы. Для всех этих дворцов и павильонов изготавливается мебель, образующая с интерьером единое стилевое пространство. В программе «Исторической выставке архитектуры» 1911 года относительно 1810-1830-х годов спра-
ведливо замечается, что «угождая современным вкусам, архитекторы ... более всего заботились о разнообразии и живописности архитектуры» [11, с. 31]. В 1838 году в Зимнем дворце начинает создаваться по проектам Александра Брюллова «Новая половина наследника», позднее именовавшаяся «половиной императрицы Марии Александровны». Новый стиль историзм вызывал на протяжении столетия неоднозначную оценку. А. Брюллов, эклектическому творчеству которого В.И. Пилявский в 1951 году в своей монографии «Зодчий Росси» дал определение «период архитектурного безвременья», являлся одним из ведущих архитекторов эпохи нео-стилей, или историзма. Работы А. Брюллова в Зимнем дворце встретили восторженное одобрение венценосных заказчиков и современников, его работы становятся ориентирами для ряда менее значительных талантов. В период работы А. Брюллова в Зимнем дворце, 1837 году начинаются работы по перестройке интерьеров Фонтанного дома по проектам И. Корсини, которые продолжались путем ритмичных «поновлений» и внесения дополнительных «деталей» по 1853 год.
Перестройка и обновление интерьеров Фонтанного дома осуществлялась в порядке выполнения конкретных указаний графа Д.Н. Шереметева или его управляющего И.Ф. Апрелева. Основные работы были выполнены в 1837-1839 годах и в 1846 году, но отдельные изменения в отделку интерьеров вносились в ходе реставрационных работ и «поновлений» в течение почти 20 лет. Авторских проектов И. Корсини отделки интерьеров на настоящий момент не удалось обнаружить в архивах. Но сохранилась переписка архитектора с графом Д.Н. Шереметевым и счета, дающие представление о проведенных работах. Так же сохранился иконографический материал: три тщательно выписанные акварели Андрея Алексеевича Редковского, ныне хранящиеся в Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа, запечатлевшие ряд парадных интерьеров во второй половине XIX века, а так же фотографии интерьеров дворца, выполненные в 1900-х - 30-х годах XX века. Так как перестройка интерьеров И. Корсини стала исторически последней, мы можем со вниманием отнестись к фотографиям 1900-1930-х годов, как к вполне исторически достоверным свидетельствам.
Парадная анфилада И. Корсини формируется на месте анфилады И. Ста-рова - Дж Кваренги, она вытянута севера на юг, комнаты, составлявшие личные покои графа Н.П. Шереметева входят в ее состав, и не являются более «камнем преткновения» на пути в парадный зал Галерейного флигеля. Парадную анфиладу дворца образуют девять залов: Малиновый кабинет, Зеленая гостиная (Зеленый салон), Этрусская гостиная (комната), Желтая гостиная, Белая гостиная, Лепная (Греческая лепная) гостиная, Малая (Белая) столовая, Предцерковная комната и Античная комната. Из них крайняя северная комната - Малиновый кабинет входил в личные покои графини. Два самых крупных парадных зала прилегают к парадной анфиладе, не находясь с ней на единой оси - это Мраморный зал (позднее переоборудованный в
Оружейную комнату) - самый крупный зал исторического Фонтанного дома, построенный на месте Галереи графа Петра Борисовича Шереметева, и Белый (Концертный), перестроенный из Галерейного зала Дж. Кваренги в пристроенном к Фонтанному дому в 1798-1800 годах Галерейном флигеле. Полностью перестроены были комнаты северного корпуса (личные покои графини и кабинет графа) и центральной части анфилады. В церковном (южном) корпусе в Античной комнате (бывшей Парадной спальне графа Николая Петровича Шереметева) И. Корсини сохранил лепной классицистический декор, дополнив их новыми элементами.
К середине XIX века в результате перестроек Парадная анфилада Фонтанного дома отличалась стилистическим многообразием: свои стилизаторские способности Иеронимо Корсини смог раскрыть в полной мере в создании разно стилевых интерьеров. Малиновый кабинет и Зеленую гостиную (получившие свои названия по цвету шелка, которым затянуты стены этих комнат) архитектор декорировал в роскошных формах нео-рококо (второго рококо) и Регентства.
Этрусская гостиная создана архитектором И. Корсини в 1838 году на месте Желтой гостиной И. Е. Старова. На архитектурно-декоративное решение Этрусской комнаты И. Корсини повлиял принцип росписи интерьеров «в этрусском вкусе», разработанный Робертом Адамом, и представленный в издании «Архитектурные творения Роберта и Джеймса Адама» (17731779 года), давшем также и само определение «этрусский вкус». Согласно Адаму, разработанный им принцип «отличался от всего, что проектировалось в Европе», «хотя сам орнамент и цвет заимствованы с этрусских ваз и урн, все же мы не были способными открыть ни в наших исследованиях античности, ни в работах современных мастеров идеи применения этого вкуса в декоре интерьеров» [10, с. 59]. В своем проекте И. Корсини использовал сочетание черного и терракотового цветов, то есть колористическое решение, впервые примененное Р. Адамом, но ритмически выстроенные декоративные живописные панно оригинальны по замыслу. Великолепная роспись этой гостиной в стиле нео-грек потребовала изготовления мебели по специальному проекту. Очевидно, автором проекта мебельного гарнитура для Этрусской комнаты был И. Корсини. Следует предположить, что И. Корси-ни был так же знаком и с европейскими - английскими и французскими -образцами мебели «в этрусском вкусе»: гарнитуром «в этрусской манере», спраектированныи Р. Адамом для Этрусской гостиной в особняке графини Дерби в Лондоне (в 1773-1774 годах) и в Остерли-парк (в 1774-1776 годах), Будуаром Марии Антуанетты в Фонтенбло, а так же с французской мебелью в этрусском стиле «a la antique», выполненной из красного дерева в мастерской Ж. Жакоба в 1790-х годах.
В 1839 году А.П. Брюллов создает маленькую Помпейскую столовую в Зимнем дворце. Ботт И.К. замечает «что Этрусская гостиная в Фонтанном
доме, созданная Корсини в этом же году, оформлялась не без влияния Пом-пейской столовой придворного зодчего» [5, с. 313], но на самом деле, И. Кор-сини опередил А. Брюллова почти на год.
Желтая гостиная (название дано по цвету шелка, декорирующего стены и натянутого на большие подрамники) являет собой оригинального переплетения стиля «второго рококо» с чертами французского барокко и французского классицизма, дополненными живописными вставками в четырех вызолоченных медальонах романтических сцен дам и кавалеров. Паркет наборной работы растительного орнамента и «подзолоченные» [16, л. 47] двери в стиле «второго рококо» дополняли сей стилистически сложный интерьер.
Центральная и самая крупная Белая гостиная была выполнена в необарочных традициях с элементами «второго рококо». И. Корсини выполнил проект в нео-барочных традициях с элементами «второго рококо». Наборный паркет гостиной, самый сложный среди парадных покоев, выполнен по нео-барочному рисунку архитектора на фабрике «купца Е.Э. Миллера»: «фриз из швейцарского клена и ямайского красного дерева», «розетта из ямайского красного дерева», «гладких мест из английского дуба», «всего 19,5 сажень» [17, л. 89]. Стены были затянуты шелковым штофом - на белом фоне темно-синего тона растительный орнамент «дамаск». На потолке Белой гостиной «по утвержденному рисунку в плафоне люстровое украшение и широкий бордюр весьма фигурные и высокой художественной отделки» «вызолочены все украшения» [17, л. 91]. Корсини И. выполнил проект в нео-барочных традициях с элементами «второго рококо». Дабы подчеркнуть статус главной гостиной дома, И. Корсини включил в архитектурный декор Белой гостиной герб графов Шереметевых. Так, рисунок лепнины потолка включал четыре щитка с шереметевским гербом.
Лепная (Греческая лепная гостиная была создана И. Корсини на месте Голубой атласной комнаты (или Летней спальни графа Николая Петровича), спроектированной И. Е. Старовым. В самом первоначальном названии следующего интерьера - Греческой лепной комнаты - отражено смешение разных стилистических элементов в этом интерьере. Стены комнаты разбиты на два неравноценных яруса. Верхний основной ярус покрыт сетчатым лепным орнаментом, восходящим к рисунку «трельяж», с включением в орнамент рисунка виноградной лозы и мелких розеток. Ярусы разделены лепным фризом, представляющим переплетение лозы. Нижний ярус представляет собой имитацию панели с лепными рамками-дорожниками. Сложный, перегруженный в своем художественном решении, лепной потолочный плафон включает в себя рисунок меандра и трапециевидные и пятиугольные кессоны, симметрично расположенные относительно лепной розетки, украшенной пальметтами и завитками аканта. В 1846 году были «вызолочены местами украшения на потолке, на стенах и на панели», так же и «дверные рамки» Греческой Лепной гостиной [17, л. 98 об. - л. 99]. Таким образом, в
Греческой лепной комнате И. Корсини только отдельные декоративные «греческие» мотивы - меандра, пальметты, лист аканта - отсылали к образу античного характера отделки, подобно тому, как в ряде интерьеров А.П. Брюллова 1840-х годов в Зимнем дворце: «декоративные элементы лишь указывали на античную принадлежность отделки» [15, с. 78]. Рисунок меандра использован так же во фризе наборного паркета, изготовленного на «паркетной фабрике купца Егора Миллера младшего» из «швейцарского клена и мореной английской березы», «гладких мест из английского дуба» [17, л. 89]. Интерьер дополняла «кирпичная голландская печь с мраморным передком», сделанная «вновь по рисунку» (И. Корсини) [16, л. 103].
Малая (Белая) столовая завершала часть парадной анфилады центрального ризалита. Она была создана И. Корсини на месте личного покоя - Летней спальни графа Н.П. Шереметева. Малая столовая была решена в неоклассицистическом стиле. Стены столовой были разбиты на зеркала искусственного мрамора не единообразного ритма и были расписаны арабесками. Кессонированный потолок был покрыт белым искусственным мрамором и полихромно расписан. Комната украшена камином с «мраморным передком», выполненным по заданию И. Корсини в 1839 году [16, л. 81, 103]. В 1848 году были «возобновлены живописные арабески» на стенах «фальшивого мрамора» [19, л. 3].
При графе Дмитрии Николаевиче Шереметеве парадная анфилада была продолжена двумя комнатами в южном флигеле дворца - Предцерковной (на месте Турецкой комнаты) и Античной (на месте Парадной спальни) и, таким образом, соединялась с перестроенным из Галереи Дж. Кваренги Белым залом через маленький Дуговой кабинет (бывший Голубой кабинет). Предцерковная (или Церковная) комната была выполнена архитектором в стиле «второго рококо» с окраской стен по штукатурке, с лепными «дорожниками» с вызолоченными «углами» рокайльного характера, с «богатым люстровым украшением» и лепным карнизом с модальонами. Предцерков-ную так же украшали две «голландские печи с мраморными передками», установленные в 1839 году [16, л. 103] и двери «из орехового дерева с надлежащею отделкою ... серебром» [18, л. 34].
Последняя комната в Парадной анфиладе - Серебряная столовая, или Античная комната. В этой комнате - бывшей Летней (Парадной) спальне графа Николая Петровича Шереметева - И. Корсини сохранил основные элементы классицистического интерьера Дж. Кваренги - 12 прекрасных барельефов на античные сюжеты. Корсини И. дополнил их карнизом с модульонами и розетками, создающими впечатление плотности и перенасыщенности. Интерьер дополняли четыре двери «красного дерева с золоченым украшением» и наборный паркетный пол красного дерева с дубом, а так же камин белого мрамора и «других камней» с «бронзовыми украшениями» [16, л. 5].
В 30-40х годах XIX века И. Корсини так же изменил отделку Мраморного (бального) зала. Стены зала, облицованные по проекту И.Е. Старова
искусственным мрамором «в цвет малахиту», были отделаны более модным, чем насыщенный зеленый, белым искусственным мрамором. Так же были убраны «малахитовые» колонны и выполнены 16 пилястр белого искусственного мрамора. Рисунок лепного декора позволяет предположить, что лепной карниз был возобновлен по оригиналу времени И.Е. Старова, но были добавлены три новых люстровых украшения. В 1839 году в Мраморном зале были разобраны печи и камин, вместо которых были установлены камин и печь из Античной комнаты (бывшая Парадная спальня) с прекрасными кариатидами, но при этом были заменены передние мраморные доски и карнизы (в частности, убрана отделка малахитом) [13, с. 49]. Интересно отметить полное совпадение рисунка этих передних мраморных досок камина и печи с рисунком досок камина зала № 279 юго-восточной анфилады Зимнего дворца, интерьеры которых заново отделываются в это же время.
В 1840-1860-е годы в России утвердилось новое художественное направление - ретроспективное художественное стилизаторство. Желание владельцев дворца придать своему дому черты нового модного направления не являлось чем-либо исключительным, но впервые в истории Фонтанного дома в 1840-е годы для его перестройки был приглашен малоизвестный и ничем не зарекомендовавший еще себя молодой архитектор - И. Корсини. Задача архитектора усложнялась тем, что в ряде случаев заказчики - граф Дмитрий Николаевич и его супруга графиня Анна Сергеевна - ориентировались на уже существующие образцы - в частности на художественные решения А. Брюллова и его работы по отделке интерьеров на «половине» наследника великого князя Александра Николаевича. Занимая должность «домового архитектора» графа Д.Н. Шереметева, И. Корсини перестроил парадные интерьеры Фонтанного дома под влиянием нового художественного направления с учетом всех пожеланий владельцев. Парадная анфилада дворца приобрела ярко выраженные черты эпохи историзма. Архитектору удалось создать наряду с вполне характерными образцами интерьеров «второго рококо» (Малиновый кабинет, Зеленая гостиная, Предцерковная комната), ряд интерьеров (Этрусская и Греческая лепная комнаты, Малая (Белая) столовая и Белая гостиная) с индивидуальным художественно-стилистическим решением. Наиболее удачный интерьер создан И. Корсини в стиле нео-грек - это Этрусская комната. Стиль мастера характеризует свободное владение стилистическими приемами предшествующих эпох, умение стилистически точно воспроизвести излюбленные приемы выбранного мастера архитектуры. При этом характерно стремление И. Корсини к созданию стилистических «сплавов» - стремление к неожиданному соединению элементов разных стилистических эпох и направлений и попытка найти в этом новом сплаве гармонию.
Именно выполнение заказов для Фонтанного дома графа Д.Н. Шереметева способствовало признанию архитектора в профессиональных кругах и
выдвинуло И. Корсини в ряды ведущих мастеров эпохи историзм. Мастерство И. Корсини как архитектора-стилизатора было высоко оценено его современниками.
Список литературы:
1. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века: Справочник / Авт.-сост. А.М. Гинзбург, Б.М. Кириков. - СПб.: Пилигрим, 1996. 395 с.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. - Л., 1984. -228 с.
3. Башуцкий А.П. Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. -СПб.: тип. Гуттенберг, 1839. - 136 с.
4. Ботт И.К. Неостили в русской мебели XIX века. Петербургские мебельные мастерские в эпоху историзма: дисс. ... канд. искусствоведения. -СПб. 2008.
5. Ботт И.К. Помпейский стиль в русской мебели // В тени «Больших стилей»: Материалы УШ Царскосел. науч. конф. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002.
6. Гарманов И.А. Работы К. Росси, О. Монферрана и А. Брюллова в Зимнем дворце до пожара 1837 г. К проблеме стилистической эволюции мебели // Культура и искусство России. Труды государственного Эрмитажа. Т. XL. - СПб.: изд. Гос. Эрмитажа, 2008. - С. 45-72.
7. Гацура Г. Интерьеры эпохи эклектики. 1851-1899. - М.: АРТ-корона, 2011. - 322 с.
8. Гусева Н.Ю. О мебельном убранстве Зимнего дворца. Половина наследника и его жены. 1840-е гг. // Забытые имена и памятники русской культуры. Тезисы докладов конференции к 60-летию Отдела истории русской культуры. - СПб., 2001. - С. 68-71.
9. Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Иллюстрированная энциклопедия. Т. 2. - Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006.
10. Ефремова И.К. Мебель в «этрусском стиле» из усадеб Покровское-Стрешнево и Знаменское-Раек // В тени «больших стилей». Материалы УШ Царскосельской научной конференции. - СПб., 2002.
11. Историческая выставка архитектуры. 1911 г. - СПб., 1911.
12. Лансере Н.Е. Фонтанный дом (Шереметевых) // Лансере Н.Е. Старый Петербург. Историко-архивные исследования. - СПб.: изд. Коло, 2012. -С. 38-54.
13. Матвеев Б.М. Фонтанный дом. История строительства и перестроек 1712-1990 гг. // Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». 300 лет. -СПб., 2012. - С. 6-89.
14. Орлова К. А. Помпейская столовая Зимнего дворца, исполненная по рисункам А.П. Брюллова // Сообщения Государственного Эрмитажа. - Л. 1974.
15. Пашкова Т.Л. О «греческом вкусе» в отделке интерьеров конца 1830-х - начале 1840-х годов // Петербургские чтения. Тезисы докладов конференции. - СПб., 1994.
16. РГИА. Фонд 1088. оп.12. Д.143. «Сметы и описания работ по ремонту Фонтанного дома» 1839 г.
17. РГИА. Фонд 1088. оп.12. Д.147. «Дело о ремонте Фонтанного дома и дачи Ульянки, 1842-1847 гг.».
18. РГИА. Фонд 1088. оп.12. Д.148 «О ремонтах Фонтанного дома»
1847 г.
19. РГИА. Фонд 1088. оп.12. Д.149 «О ремонтах Фонтанного дома»
1848 г.
20. Станюкович В. К. Фонтанный дом Шереметевых. Музей быта. Путеводитель. - Петроград. 1923.
21. «Художественная газета». - СПб., 1837.