Научная статья на тему 'Матвей Яковлевич Мудров как гигиенист'

Матвей Яковлевич Мудров как гигиенист Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сигал Б.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Матвей Яковлевич Мудров как гигиенист»

Б. С. Сигал

Матвей Яковлевич Мудров как гигиенист

Из кафедры истории медицины Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Первая обязанность врача — профилактика, предупреждение болезней. Эту мысль высказывал выдающийся деятель отечественной медицины М. Я. Мудров.

«Взять на 'свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жиэни есть честно и для врача покойно. Ибо легче предохранять от болезней, нежели их лечить. И в сем .состоит первая его обязанность»

Вопросам профилактики уделяли большое внимание предшественники Мудрова, передовые русские врачи и ученые XVIII в.

С. Г. Зыбелин, Н. М. Амбодик, Ф. И. Бароук-Моисеев, Д. С. Са-мойлович указывали на необходимость борьбы с детской смертностью

1 М. Я. М у д р о в, Избранные произведения, Слово о способе учить и учиться медицине практической..., стр. 237, М., 1949.

и заболеваемостью, организации родовспоможения, проведения противоэпидемических мероприятий и тф.

Мы находим © их трудах отражение взглядов гениального русского ученого М. В. Ломоносова, с особой силой поднявшего ряд социально-гигиенических проблем в своем трактате «Рассуждение о размножении и сохранении российского народа» (1761), поставившего перел медицинским факультетом Московского университета задачу готовить врачей, которые должны «согражданам своим помогать, о здоровье их попечение иметь».

В условиях феодально-крепостнического строя того времени идеи передовых русских врачей оставались только благими пожеланиями, да и сводились они к либерально-культурническим советам. Взгляды врачей XVIII в., как и М. Я. Мудрова, не поднимались до революционных идей великого русского мыслителя А. Н. Радищева, впервые показавшего в «Путешествии из Петербурга в Москву» неразрывную связь между высокой за'болеваемостью и смертностью населения и тяжелой эксплоатацией его со стороны помещиков и дворян и призывавшего к свержению крепостнического строя.

Прогрессивные идеи русских врачей XVIII в., их гуманизм проявились также в разработке ими вопросов охраны здоровья солдат (работы Е. Т. Белопольскопо, Д. 'С. Самойловича, А. Г. Бахерахта и др.).

Заслуга М. Я. Мудрова по сравнению с его предшественниками заключается в том, что он обобщил и разработал целую систему мероприятий по предупреждению болезней, объединив их в самостоятельную дисциплину — гигиену.

Тяжелый жизненный путь прошел М. Я. Мудров. Он родился в 1776 г. в Вологде, в семье бедного священника. В 1794 г., по окончании духовной семинарии, он отправился в Москву, куда добрался с трудом, не имея даже денег на проезд. В Москве ему пришлось пройти курс гимназии при университете, после чего он был принят на медицинский факультет, который окончил в 1801 ir.

В 1807 г. мы видим М. Я. Мудрова в Вильно, где во время войны с Наполеоном вспыхнула сильная эпидемия дизентерии. М. Я. Мудров заведует отделением главного госпиталя действующей армии, фактически руководит противоэпидемической борьбой, внедряет новые способы лечения и профилактики.

Надвигающаяся новая война с Наполеоном побудила М. Я. Мудрова заняться вопросами улучшения медицинского обслуживания в армии.

Требования военной гигиены М. Я. Мудров разработал в цикле лекций «О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках», прочитанных им на медицинском факультете Московского университета в 1808 г.

Основоположник военной гигиены, основатель первого курса гигиены как самостоятельной дисциплины, М. Я. Мудров обобщает этот предмет в произнесенной 3.VII.1809 г. актовой речи «Слово о пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здравие военнослужащих», вышедшей в 1809 г., а затем переизданной в 1813 и 1826 гг. отдельными изданиями.

Труд М. Я. Мудрова является первым по тому времени научным руководством по основам военной гигиены и не только военной, так как ряд положений, высказанных автором, имеет несомненное значение и для гигиены гражданского населения.

Горячий патриотизм М. Я. Мудрова, стремление всемерно помочь армии и народу в защите своего отечества отразились в этой книге.

«Ко благу воинства нашего намерен я беседовать в Вами о пользе военной гигиены, то-есть науки сохранять здравие воен-

н осл у ж а щи х во время мира 1И войны- Солдат жертвует всем своему Отечеству, свободою, потом, кровью, а иногда и самой жизнью. Для пользы его пожертвуйте мне несколькими минутами; я коснусь его подвигов и болезней...» '.

М. Я. Мудров приводит ряд высказываний военноначальников и ученых древних времен о значении гигиены в войсках и отмечает, что обязанность военных врачей не только лечить больных, но прежде всего предупреждать заболевания.

Военную гигиену М. Я. Мудров рассматривает «как первый 1 ред-мет и самый важный» военной медицины, которая учит приложению «начал медицины к людям военного состояния» и состоит из военной гигиены, военной терапии или армейской клиники, военной или полковой хирургии, полевой фармакологии. Военная гигиена, по образному определению М. Я. Мудрова, «...наука, дающая травила сохранять здравие и предупреждать болезни военнослужащих, начиная от рекрута до генерала, во время мира и войны, на суше и на водах;^наука сохранять здравие людей, назначаемых к кровавым трудам... людей, подверженных вредным 'следствиям многолюдства, недостатка в пище, питье, покое, одежде; людей, изнуряемых ускоренными маршами, продолжительными осадами, .кровопролитными сражениями; людей, которым дожди служат банею летом, снега — шубою зимой, покровом — небо» 2.

В этом определении М. Я. Мудров перечисляет факторы внешней среды, которые могут вредно влиять на здоровье солдат, и указывает, что задача военной гигиены заключается в разработке «правил к сохранению драгоценного здравия военных людей...» 3.

В примечании к своему «Слову о пользе и предметах военной гигиены» М. Я. Мудров дает более конкретное определение сущности военной гигиены, которая занимается «...сохранением здравия солдат в разумном употреблении всего нужного к предупреждению болезней в солдатах и сохранению здравости... в казармах, лагере и госпиталях» 4.

Военная гигиена рассматривается М. Я. Мудровым как наука, которую следует ввести в программу подготовки не только врачей, но и офицеров. «Чтоб ввести сию науку в любезном Отечестве нашем— сыскать ей покровителей в университетах, и особенно в медико-хирургических академиях и в военных корпусах; готовящих юношество к военной слубже; се есть цель моего слова»5.

Гигиена как наука, говорит М. Я. Мудров, основывается на «...началах физиологии, физики, химии»6. Физиологию как 'основу гигиены М. Я. Мудров ставит на первом месте, понимая значение для гигиены изучения внешней среды во 'взаимодействии с процессами, происходящими в организме.

М. Я. Мудров разделяет военную гигиену на общую и частную. «Общая военная гигиена учит употреблять апособы к отвращению вредоносных причин, поправлять влияния, от коих нельзя избавиться, происходящие от холода, жара, сырого и гнилого воздуха, от пищи, пития и проч.» 7.

М. Я. Мудро в. Избранные произведения. Слово о пользе и предметах воен

иой гигиены..., стр. 121. М., 1949.

3 Т а м же, стр. 132.

3 Т а м же

* Т а м же, стр. 161.

5 Т а м же, стр. 132.

6 Т а м же, стр. 142.

7 Т а м же, стр. 134.

К этим влияниям относятся воздух и его перемены, одежда, пища и питье; движение и покой; сон и бдение; отделения и испражнения. Каждый из факторов М. Я. Мудров освещает раздельно и дает ряд гигиенических советов. Значительная часть его советов не потеряла своего значения и сейчас.

М. Я. Мудров указывает «а исключительное значение в жилищах и в госпиталях чистого, переменного воздуха, «...который есть первая пища, питье, лекарство и баня»

Большое внимание уделяет М. Я. Мудров устройству лагерей, выбору для них места, 'размещению палаток, чистоте белья и одежды, водоснабжению (рекомендует процеживать воду через древесный уголь по способу, впервые предложенному русским академиком Т. И. Ловицом).

Большое значение он придает физическим упражнениям, обучению солдат «...бегать, бороться, плавать, лазить на высоты, карабкаться на горы и опускаться с них и пр.» 2. Характерно, что в числе гигиенических мероприятий М. Я. Мудров отмечает и «душевные движения», указывая, что поучения, разговоры и военные песни имеют значение для укрепления (бодрости, ибо солдат «...может быть болен телом, но здоров и весел духом» 3.

В разделе «Частная ¡военная гигиена» М. Я. Мудров говорит: «Да и врачебное попечение об армии заключается в тех же частях, а именно: в предохранении от болезней, лечении больных и успокаивании изувеченных» 4.

В «Частной военной гигиене» М. Я. Мудров освещает вопросы охраны здоровья солдат и описывает гигиенические мероприятия, которые следует проводить в военное и мирное время.

Большое внимание М. Я. Мудров уделяет роли врача «при рекрут-оком наборе», отмечая необходимость не только отбирать солдат в те или иные части по состоянию их здоровья, но и по их «сложению тела и наклонности духа», высказывая впервые мысли о значении и проведении так называемого профессионального отбора.

Каждый военный врач, по словам М. Я. Мудрова, должен хорошо знать местность, в которой располагается его часть, чтобы предупредить болезни. В основу этих сведений М. Я. Мудров кладет статистические данные о заболеваемости.

|В результате получаемых 'Сведений следует составлять «врачебные топографии», ибо «зная господствующую болезнь жителей страны и ее причину, легче отвратить оную, нежели лечить болезнь, которая есть следствие первой» 5.

Советы М. Я. Мудрова были приняты многими военными врачами, и уже в первой половине XIX в. было составлено большое число медико-топопрафических описаний.

Главной обязанностью «полковых лекарей и дивизионных докторов» М. Я. Мудров считает «...не столько лечить, сколько предупреждать болезни, а наиболее учить солдат беречь свое здоровье» 6. Об этом должны заботиться и командиры «от унтер-офицера до генерала», ибо «...сытые только и здоровые солдаты суть храбры, в трудах неутомимы, ловки и, следовательно, победоносны»7-

1 М. Я. Мудров, Избранные произведения. Слово о пользе и предметах военной гигиены..., стр. 136, М., 1949.

2 Т а м же, стр. 145.

3 Т а м же, стр. 141.

4 Т а м же, стр. 142.

5 Т а м же, стр. 150.

6 Там же, стр. 124.

7 Там же

М. Я. Мудров поднимает впервые 'существенные вопросы о значении обучения солдат 'мерам оказания первой помощи на поле сражения. Он приводит примеры, когда солдаты умели накладывать «простые турникеты», и говорит: «Хорошо, ежели б каждый солдат умел сие делать».

К военной гигиене М. Я. Мудров относит также вопросы организации госпиталей, уделяя особое внимание их санитарному состоянию, так как «...сии самые убежища больных и увечных при худом их управлении могут сделаться рассадниками нервных горячек, кровавых поносов и антонова огня для раненых» Госпиталь следует располагать на сухом и возвышенном месте, «...дабы дождевая вода в нем не застаивалась и не портила воздух», необходима «чистота покоев и двора; перемена белья и сена в постелях... порядок и чистота в кухне» 2. Для обеззараживания в госпиталях М. Я. Мудров предлагает «...обмывание кроватей, беление стен известью, мытье белья с кислотой поваренной соли, пересыщенною кислородным началом, выветривание и пр.»3. «Весь секрет здравости госпиталя» М. Я. Мудров видит в 'соблюдении «...чистого и прохладного воздуха... посредством форточек, вентиляторов, каминов...» *.

Как и Д. С. Самойлович, М. Я. Мудров стоит «а позиции «кон-тагионистов» в объяснении причины заражения раненых (вопреки распространенной за рубежом идеалистической миазматической теории), т. е. считает, что заражение происходит путем контакта с больным, и требует «...отлучение раненых от зараженных венерической болезнию, чесоткою, горячками, поносами, антоновым опнем»5, что впоследствии было обосновано и претворено в жизнь учеником М. Я. Мудрова Н. И. Пироговым.

М. Я. Мудров также считает важным «дружеское обращение» врача с больным, чтобы «...не допускать их в начале повальной болезни до страха и печали» 6.

М. Я. Мудров впервые высказывает мысли, подтвержденные впоследствии учением И. П. Павлова, о значении «душевного состояния для заболевания заразной болезнью». «Неприятные чувства, —говорит он,—предрасполагают тело к принятию заразы, так как напротив радость... способствует к ее избежанию»7.

Эту же мысль с особой четкостью выскагал М. Я. Мудров в своей речи «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных», сказанной при открытии организованного им Клинического института при Московском университете (1820).

М. Я. Мудров полагает, что успешное лечение больного заключается «...в удалении его от з-абот домашних и печалей житейских, кои сами по себе суть болезни. Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело... Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метание и которая самые болезни, например, нервические, иногда покоряет воле больного»

1 М. Я. Мудров, Избранные произведения. Слово о пользе и предметах военной гигиены..., стр. 158, М., 1949.

1Т а м же

3 Т а м же, стр. 160.

4 Т а м же, стр. 158.

5 Т а м же

6 Т а м же, стр. 159.

'Там же

8 М. Я. Мудров, Избранные произведения. Слово о способе учить п учиться медицине практической..., стр. 243—244, М., 1949.

В этих замечательных словах М. Я. Мудрова отражено понимание им исключительной роли психического фактора в патогенезе и терапии.

М. Я- Мудрова мы по праву можем считать одним из основоположников идей нервизма.

При лечении больного врачу, говорит М. Я. Мудров, следует особое внимание обратить на его «диэту», куда входит «..-избранная пища, полезное питие, чистый воздух, движение или покой с умеренностью, сон или бдение в свое время; чистота постели, жесткость ее или мягкость, сено, солома, грива, перья или пух; простыни, одеяла, подушки, их перемена и проч.»

При этом М. Я. Мудров высказывает мысль о том, что следует считаться с вкусами больного, его привычками и даже «поблажать больному», помня, что «..лтища и питие не так здоровые, но приятные, полезнее больному, нежели здоровые, но противные... Надобно позволить больному все его привычки, ежели они не вредны, ...ибо .привычка есть вторая натура, а натуры переменять не должно» 2.

С 1809 г. до конца своей жизни М. Я. Мудров заведует в Московском университете кафедрой патологии и терапии. Он становится основоположником клинической терапии: разрабатывает схему подробного обследования больного, доказывает необходимость индивидуального подхода к каждому заболевшему («лечить не болезнь, а больного»), необходимость тщательного изучения внешней среды для понимания причин и течения болезни.

Он выступает против распространенных предрассудков о том, что болезни бывают и «с ветру, с глазу, с порчи», советует искать их действительную причину «в теле и вне тела», указывает, что врачу иеоб ходимо знать о больном «...пол, возраст, сложение, соразмерность частей (habitus), род жизни, состояние и ремесло»3.

При лечении следует пользоваться не только лекарствами, но и оздоровлять обстановку жизни бошьнопо... («бедным — поюой, добрая пища... богатым—труд, воздержание»)4.

М. Я. Мудров был прекрасным педагогом, реформатором медицинского образования. По его проекту был организован клинический институт (клиника на 50 коек терапевтических, хирургических и акушер-ако-гинекологических вместо 12 бывших раньше), во главе которого он стоял.

М. Я. Мудров придавал большое значение практической подготовке будущих врачей. Студенты, по его предложению, во время занятий должны были круглые сутки находиться в клинике, следить за больными и изучать их в клинической обстановке.

После освобождения Москвы М. Я. Мудров выступает с речью «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократов а врача» (1813), в которой он в теплых словах отзывается о врачах, погибших за освобождение своей родины.

Классовые противоречия начала XIX в., гнет крепостничества, вызвавший движение декабристов, со м ногам и из которых М. Я. Мудров был в близких отношениях, способствовали формированию передовых идей М. Я. Мудрова.

М. Я. Мудров доказывал необходимость увязки теории с практикой, принимал активное участие в борьбе с эпидемиями, добиваясь 'проведения оздоровительных мероприятий.

1 М. Я. Мудров, Избранные произведения. Слово о способе учить и учиться медицине практической..., стр. 243, М., 1949.

2 Т а м же

3 Т а м же, стр 227.

4 Т а м же, стр. 228.

Во время холерной эпидемии 1830/31 г. он выезжает в Саратов и Петербург для руководства борьбой с холерой, пишет популярную книгу «Краткое наставление о холере», организует госпитали, оде лечит больных.

Заразившись холерой, М. Я. Мудров умер в Петербурге 20 июля 1831 г.

Идеи М. Я. Мудрова, его взгляды на исключительное значение гигиены в практической деятельности врача сыграли огромную роль в дальнейшем развитии отечественной медицины.

Исключительная заслуга М. Я. Мудрова заключается в том, что он впервые поднял гигиену до уровня самостоятельной медицинской дисциплины, разработав ее содержание. В клинических работах М. Я. Мудров высказывает ту мысль, что лечение больных и профилактика заболеваний неразрывно связаны с оздоровлением внешней среды, т- е. проведением гигиенических мероприятий.

Тем самым М. Я. Мудров придал гигиене общественное направление, которое является характерной особенностью отечественной гигиены в отличие от оторванной от человека «санитарно-технической зарубежной гигиены».

Вслед за М. Я. Мудровым корифеи русской медицины Н. И. Пирогов, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов, С. П. Боткин и ряд других выдающихся деятелей отечественной медицинской «ауки уделяли в своих трудах и практической деятельности огромное внимание профилактике и гигиене.

М. Я. Мудрова по праву называют отцом русской терапии; с таким же правом мы можем назвать его и отцом русской гигиены.

* *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.