1. Снизилось время пребывания в школе с 34—36 до 32 часов в неделю.
2. Снизилось количество часов на приготовление уроков на дому (далеко недостаточно).
3. Несколько повысилось количество часов пребывания на свежем воздухе и вдвое снизилось количество школьников, не гуляющих на свежем воздухе.
4. Увеличилось количество учащихся с нормальным сном, хотя количество недосыпающих остается еще значительным.
5. Положение со школьными завтраками остается ненормальным — только 30% учащихся пользуются завтраками.
6. Очень плохо обстоит дело с утренней гимнастикой и обтиранием, особенно среди девочек.
7. Обращает на себя внимание наличие значительного процента переростков (21) и неравномерное распределение мальчиков и девочек в классах.
Поступила 29/Х 1955 г..
-А- -йт *
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ РУССКИХ ВРАЧЕЙ XVIII в.
(И. В. ВЕЛЬЦИН, И. И. ЭНЕГОЛЬМ, А. А. ШПИР)
В. А. Невский
Высказывания И. В. Вельцина, И. И. Энегольма и А. А. Шпира относятся к самым различным областям гигиены. И. В. Вельцин пишет о средствах, которые должно ассигновать правительство для сохранения народного здоровья, И. И. Энегольм посвящает свой труд военной гигиене, А. А. Шпир говорит Ъ гигиене как оонове всех медицинских дисциплин, но все эти труды роднит одно — широкая социальная трактовка рассматриваемых вопросов.
И. В. Вельцин (1767—1829) был уроженцем Риги. Докторский диплом он получил в 1789 г. в Геттингенском университете после защиты диссертация «О медицинском лечении душевных расстройств» (книга эта имеется р. библиотеке Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова). После Геттингена И. В. Вельцин некоторое время работал ч госпиталях Берлина, Лондона и Парижа. В последнем он был свидетелем бурных дней французской буржуазной революции 1789 г. По возвращении из-за границы в 1790 г. И. В. Вельцин становится профессором патологии и терапии в Петербургском медико-хирургическом инсти-тнте («Калинкинском») л врачом Главного военно-сухопутного госпиталя. В 1792 г. И. В. Вельцин переехал из Петербурга в Ярославль, где работал около 3 лет губернским доктором и где написал свою замечательную книгу «Начертание врачебного благоустройства». В 1798—1799 гг. И. В. Вельцин обслуживал суворовские войска при их походах в Италию и Швейцарию. В 1804 г. он был назначен членом медицинского совета. В 1807 г. И. В. Вельцин организует госпитали в Гродненской, Ви-ленской, Минской и Курляндской губерниях. В 1810 г. он работает в должности старшего врача Пажеского корпуса в Петербурге. И. В. Вельцин имел обширную врачебную практику в Петербурге.
Единственной печатной работой И. В. Вельцина, если не считать его речи на немецком языке, сказанной в январе 1791 г. при освящении нового здания Калинкинского медико-хирургического института в Петербурге, была книга «Начертание врачебного благоустройства или о сред-
ствах, зависящих от правительства к сохранению народного здоровья» (СПБ, 1795, 6 ненумер.. XVIII и 239 стр.).
И. В. Вельцин адресовал свою книгу широкому кругу читателей: в первую очередь «законодателям и начальникам», затем врачам и, наконец, всей читающей «публике» и, в частности, юношеству, так как считал, что добрый «совет в издаваемых для публики сочинениях и к тому же клонящиеся наставления юношества» могут сделать по оздоровлению жизни и то, чего не смогут сделать «законодатели и начальники».
Книга И. В. Вельцина состоит из пяти отделений: I. Попечение о чистоте воздуха и здоровых жилищах. II. Попечение о доброте съестных припасов. III. Попечение о рождении здоровых детей. IV. Попечение о спокойствии и удобности жителей в рассуждении здоровья. V. О всенародном присмотре за больными и подвергнувшимися опасности жизни.
В первом отделении своей книги И. В. Вельцин говорит о выборе здоровых мест при постройке городов и деревень, об осушении топких и болотистых местностей, о пользе широких улиц и больших площадей в городах, о деревьях и садах в городах, о мостовых и очистке улиц, о выводе кладбищ за черту городов, «об отдалении также некоторых рукоделий, заражающих воздух» (в частности, мыловаренных, кожевенных, кузнечных и винокуренных предприятий), о постройке крестьянских лзб.
Во втором отделении книги И. В. Вельцина говорится о контроле за печением хлебов, о периодическом осматривании продовольственных рынков, в частности, о контроле за бойнями и мясными припасами, о попечении насчет здоровых свойств молока и масла, о нездоровой посуде для гшщи и напитков, о вредном употреблении красок в конфетах, об охране питьевых вод и водоснабжении городов и оел, о борьбе с фальсификацией вин, «об отвращении возможного недостатка е съестных припасах» в больших городах.
Третье отделение книги И. В. Вельцина — «Попечение о рождении здоровых детей» — особенно обширно. Многие места его прямо повторяют известное письмо М. В. Ломоносова к И. И. Шувалову «О сохранении и размножении Российского народа». В пяти главах этого отделения говорится «о споспешествовании браков» (об обязанности государства содействовать увеличению числа браков и рождаемости), о недопущении вредных браков (преждевременных, сильно неравных по годам между супругами, браков больных и сумасшедших, браков между близкими родственниками), об организации общественного и государственного попечения о беременных и родильницах, а также о новорожденных, о борьбе с абсртами и детоубийствами («о предохранении от истребления зародышей и умерщвления детей»), о призрении подкидышей и беспризорных детей.
Четвертое отделение книги И. В. Вельцина трактует о надлежащем устройстве воспитательных и сиротских домов, о пользе патроната детей-сирот в частных домах и е деревнях, «о здоровом учреждении училищ» и физическом воспитании детей, «о здоровом устроении темниц» и, наконец, о попечении насчет публичных увеселений, «по колику то относится к здоровью».
В главе «О здоровом учреждении училищ» говорится о необходимости здорового местоположения и состояния училищ, о продолжительности учебных часов, о том, что «не все дети могут нести суровое воспитание» (иначе говоря — о необходимости индивидуализации воспитания и обучения), о выборе учителей (в частности, «должно смотреть при выборе учителя на добропорядочное поведение и ласковое обращение»), о вредных здоровью детей наказаниях, о борьбе с детским онанизмом («отвращение саморастления») и о половом воспитании детей вообще, «об обучении юношества важнейшим правилам здоровья», о пользе телесных упражнений в школах.
Любопытна глава «Попечение о публичных увеселениях, по колику то относится к здоровью». «Единообразие жизни, домашние печали, обременение работою или праздность, наконец, и самая погода, — говорит И. В. Вельиин, — производят в человеке скуку и уныние... По сей причине мудрые правительства, дабы доставить отдохновение после тяжелых работ, развеселить дух, обремененный житейскими попечениями, и возвратить душе потерянную бодрость, дозволили или сами учредили публичные веселости» (стр. 168—169). В качестве таких «публичных веселостей» И. В. Вельцин рекомендует гимнастические игры, всенародные гульбища, массовые танцы, игры в кегли и мяч, катание на коньках, купание, театр. «Мудрые правительства» в интересах охраны народного здоровья должны обо всем позаботиться! Эта глава особенно характеризует широту взглядов И. В. Вельцина на задачи социальной гигиены.
Последнее отделение книги И. В. Вельцина довольно подробно говорит о надлежащем устройстве больниц, о первой помощи при несчастных случаях И о спасении мнимоумерших (утопших, замерших, повесившихся, угоревших, пораженных громом) и, наконец, о возбра-нении скоропостижного погребения, поскольку случаи погребения еще неумерших людей были довольно часты в XVIII в.
Все указания И. В. Вельцина стоят на высоком научном уровне для своего времени и проникнуты глубоко гуманным отношением к человеку.
Основная идея книги И. В. Вельцина, пронизывающая ее от начала до конца, сродится к тому, что государство имеет огромные возможности и обязано охранять зодоровье своих граждах путем широких профилактических мероприятий. Эта идея не была новой для русской медицины. В 1784 г. те же примерно идеи были высказаны в докторской диссертации киевлянина И. Л. Данилевского о наилучшем медицинском управлении, представленной им в Геттингенский университет. Эта диссертация получила ряд хвалебных отзывов в немецких журналах того времени и вскоре была перепечатана И. П. Франком в его «Delecta opuscula» (Bd. V, N. 2, S. 70—126).
Еще ранее ряд ценных мыслей об организации 'здравоохранения был высказан украинцем Г. Ф. Соболевским (1741 —1807), будущим членом Петербургской академии наук и выдающимся ботаником, в его диссертации «О предпочтительном следовании природе для рациональной медицины или о том, что природа ведет врачей скорее к рациональному, чем к эмпирическому ?летоду» (Лейден, 1775, 61 стр.).
Мнение о том, что главные идеи своей работы «Начертание врачебного благоустройства» И. В. Вельцин заимствовал у П. Франка, не вполне верно. Во-первых, основная работа П. Франка по социальной гигиене «Система совершенной медицинской полиции» была еще не окончена, когда И. В. Вельцин работал над своей книгой. Во-вторых, как мы только что указали, близкие идеи об организации государственной врачебной части были высказаны еще раньше П. Франка и И. В. Вельцина русскими медиками Г. Ф. Соболевским (1775) и И. Л. Данилевским (1784). Иначе говоря, корни социальной гигиены имелись в самой России (они восходят к великому М. В. Ломоносову) и не обязательно было «учиться только у немцев».
Правда, И. В. Вельцин не отрицает того, что он заимствовал кое-что из руководства П. Франка, но в то же время пишет о нем: «Жаль, что оно слишком пространно, во многих местах наполнено высокопарными восклицаниями и содержит в себе не мало таких предложений, которые не везде могут быть произведены в действие. Притом же и на местность каждого государства и на его учреждении не смотрено» (стр. 10, подстрочное примечание, подчеркнуто нами. — В. Н.). Эти слова говорят
о том, что И. В. Вельцин подходил к трудам П. Франка довольно-критически.
Оригинальность книги И. В. Вельцина подтверждается и различием основных позиций П. Франка л И. В. Вельцина. В работе П. Франка преобладают «правила личной гигиены». «Социальная гигиена» выражается у П. Франка преимущественно в том, что «эти правила (личной гигиены) должны быть внедрены в население при помощи государственного надзора и соответствующего законодательства» И. В. Вельцин иначе смотрит на задачи государственной власти: не принудительная прививка населению правил личной гигиены должна быть главной задачей государства, а осуществление широкой системы профилактических оздоровительных мероприятий.
И. И. Энегольм (1760—1838) был родом швед. Первоначальное медицинское образование он получил в Упсальском университете. Переселившись в Россию в 1786 г., И. И. Энегольм получил от Медицинской коллегии звание лекаря и вскоре был назначен в финляндскую армию. В 1789—1790 гг. он доучивался в Калинкинском медико-хирургическом институте в Петербурге. В 1790 г. И. И. Энегольм представил в Медицинскую коллегию свою диссертацию «О возрастных болезнях» и был признан достойным докторского звания. После получения докторского диплома И. И. Энегольм около 20 лет снова работал в финляндской армии, совершил с ней Прусский поход (1806—1807), а затем был назначен инспектором Литовской (Виленской) врачебной управы. Во время работы в Вильно он был избран президентом Виленского медицинского общества. Перед этим И. И. Энегольм был избран еще почетным членом медицинской коллегии, а вскоре после этого был назначен главным доктором русской армии В 1809 г. он покинул военную службу и занял должность инспектора студентов Петербургской медико-хирур-гической академии, проработав в этой должности 22 года (до 1831 г.), причем неоднократно И. И. Энегольму приходилось исполнять обязанности начальника (президента) академии.
В органе Медико-хирургической академии «Всеобщей журнал врачебной науки» И. И. Энегольм поместил ряд своих работ.
В 1813 г. им было издано, как говорится во «Всеобщем журнале врачебной науки» (1813, № 5, стр. 132), «совершенно новое и единственное в своем роде на Российском языке сочинение под заглавием „Карманная книга военной гигиены или замечания о сохранении здоровья русских солдат". Книга сия с особенной похвалою одобрена как Кон-ференциею Императорской Медико-хирургической академии, так и Медицинским советом при Министерстве народного просвещения».
Книга И. И. Энегольма заключает в себе 258 страниц (2 ненумеров., XI, 239 и еще 6 ненумеров.) и была, по выражению первого историка Военно-медицинской академии проф. Г. Прохорова, «плодом трехлетнего труда и двадцатилетней опытности».
План своей книги И. И. Энегольм излагает так: «Врачебные попечения имеют двоякую цель: предохранение от болезней и лечение оных. Намеревая здесь предложить нечто о первом, я хочу начать с рекрута,, и из недр его семейства, от любезной ему отчизны, пройду с ним далекими путями, сопряженными с невероятными трудностями чрез чужие земли, коих и самое название было ему неизвестно, на поле сражения, откуда постараюсь возвратить ею в отечество героем, увенчанным лаврами, столь целым и невредимым, сколько обстоятельства позволить могут» (Введение, стр. IX—X).
1 Большая медицинская энциклопедия, т. 34, стр. 56—57.
В соответствии с этим планом И. И. Энегольм делит свою книгу на три главные части, или «эпохи солдатского бытия», как он называет их (передаем основное содержание каждой части). Эпоха первая: смотрение за рекрутами в уездах до прибытия их в депо, казармы, бани, лагеря, воинские забавы, влияние воздуха и климата на здоровье солдат, влияние времен года на здоровье, пища. Эпоха вторая: главные предосторожности в походе, военная музыка, попечение об ослабевших во время похода, о биваках. Эпоха третья: необходимые распоряжения для сражения по врачебной части, перевязка раненых, переноска раненых из строя, депо раненых, о госпиталях, вскоре построенных, перевоз раненых, предосторожности во время преследования неприятеля, осмотр места после сражения, погребение мертвых, подвижные госпитали, о выздоравливающих, средствах для предупреждения госпитальных лихорадок, карантин для возвращающихся войск (во избежание занесения заразных заболеваний в мирное население).
Во всех этих разделах И. И. Энегольм дает достаточно подробные, в основном правильные и гуманные, указания об охране солдатского здоровья, о целом ряде профилактических и гигиенических мер.
Особенно характерны его рекомендации о сохранении бодрого духа
войск. Уже в самом начале своей книги, говоря о только что призванных в ряды армии рекрутах, И. И. Энегольм пишет: «Необходимо нужно давать им всегда занятие, развлекая их какою-либо работою, или укрепляющими играми, или одною только прогулкою... Должно при том стараться возвышать дух их геройскими повестями, коими Россия столь обильна. Во всяком полку находятся обыкновенно песелыцики и рассказчики. При сем должно обращать внимание на действие военной музыки, стараясь всячески употреблять оную в пользу рекрут» (стр. 2).
Говоря об охране здоровья солдат в лагерях, И. И. Энегольм тут же прибавляет: «Для телесного здоровья нужен веселый дух. Мы ежедневно видим на наших больных, что душа и тело имеют тесную связь между собою и что различные следствия происходят от влияния души на тело... Не должно думать, что с нашими солдатами обходятся только физически и что они непричастны никаким увеселениям. Для них учреждаются в лагерях празднества... В 'зимних квартирах бывают иногда и театральные представления, на которых гранодеры (гренадеры) не хуже играют свою роль, как и на поле сражения» (стр. 60—61).
Касаясь вопроса о телесных наказаниях солдат, он говорит о необходимости возможного смягчения их. Он пишет: «Когда достигнут до того, чтобы всему войску иметь точное понятие о чести, честности и благородстве, то стыд, укоризна и собственное раскаяние о сделанном преступлении будут удобнее предупреждать преступления, нежели телесные наказания» (стр. 67).
Особое внимание обращает И. И. Энегольм на правильное питание солдат, давая подробные указания о самых различных продуктах. В частности, он пишет: «квашеная капуста и лук — суть верные предохранительные средства для русских солдат; надобно оными запасаться в довольном количестве» (стр. 134).
На работу И. И. Энегольма не могло не оказать влияния «слово» профессора Московского университета М. Я. Мудрова «О пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужащих», сказанное в Московском университете в 1809 г., а ранее этого произнесенное в Виленском медицинском обществе, президентом которого в то время состоял И. И. Энегольм (М. Я. Мудров и И. И. Энегольм в одно время работали в Вильне и последний как раз председательствовал на том заседании Виленского медицинского общества, когда М. Я. Мудров впервые читал свое «слово»).
Таким образом, работа И. И. Энегольма является не чем-то случайным в истории русской медицины, а закономерным звеном в ряде оригинальных работ русских медиков по вопросам военной гигиены.
А. А. Шпир (1770—1852) был первым доктором медицины и хирургии, получившим это звание в Московском университете в 1791 г. за 3 года до Ф. И. Барсука-Моисеева, который обычно считается первым доктором Московского университета. Правда, в «Истории Московского университета» С. П. Шевырева не говорится ни слова о А. А. Шпире.
А. А. Шпир окончил два факультета Московского университета — медицинский и математический. По окончании университета он преподавал физику в Московской медико-хирургической академии, а потом перешел на медицинскую работу.
В 1801 г. А. А. Шпир выпустил первую свою книгу «О прививании коровьей оспы, опытами и точными происшествиями утвержденное средство в пользу страждущего человечества» (М., 1801). В 1808 г. вышла в свет вторая его книга — перевод рукописи работы первого нашего доктора (получившего первый докторский диплом от Медицинской коллегии в 1765 г.) Г. Орреуса «Краткое сочинение о простудных горячках, простом и кровавом поносе, болезнях, между солдат наипаче свирепствующих», с прибавлениями переводчика (СПБ, 1808, стр. 92). В 1810 г. А. А. Шпир перевел с немецкого «Начальные оонования опытныя физики» И. Т. Манера (СПБ, 1810, 647 + 32 ненумерованные страницы).
Врачебная деятельность А. А. Шпира была широка и многогранна. Можно сказать, что он имел опыт во всех отраслях современной ему медицины. Первоначально он работал инспектором врачебно-санитарных комиссий в Калуге и в Астрахани. После этого А. А. Шпир был директором госпиталей в Одессе и затем в Николаеве. В тот же период около 8 лет он работал в армии, участвовал в ряде сражений. В 1820 г. А А. Шпир добровольно уехал на Камчатку для борьбы с эпидемиями и пробыл там несколько лет. Вернувшись с Камчатки, А. А. Шпир служил старшим портовым врачом и затем инспектором врачебной управы в Херсоне. В 1830 г. А. А. Шпир вышел в отставку и до конца своей жизни жил в Херсонской губернии, в имении своей жены, занимаясь науками, оказывая в широких размерах врачебную помощь не только окрестному крестьянству, но и приезжавшим к нему больным из разных городов России.
В 1836 г. А. А. Шпир издал в Москве за свои счет книгу «Достоверность в медицине» в которой он, имевший большой и многосторонний медицинский опыт, чрезвычайно скептически оценил современную ему медицину, в особенности ее «латинскую кухню», доказывая, что здоровый образ жизни, вода, свежий воздух и движение являются лучшими врачами всех болезней. А если к этому прибавить здоровые жилища для самых широких слоев населения и нормальное питание, то врачам, пожалуй, и делать будет нечего. Это парадоксальное в известной мере выступление в защиту социальной гигиены настолько озадачило современников, что книга А. А. Шпира, по распоряжению Николая I, была конфискована 2, а сам автор был объявлен чуть ли не сумасшедшим.
Медицинский совет писал о книге А. А. Шпира: «Сочинение противно учению всех времен в медицине и не может быть допущено ни в каком благоустроенном государстве».
О миросозерцании А. А. Шпира свидетельствует его первый биограф и родственник Н. А. Пулевич: «Официально был он православного исповедания, но по убеждениям он был атеист и в полном смысле слова»
1 По другим источникам, книга называлась «Мысли и правила сохранять здоровье и восстанавливать потерянное без медицинских пособий».
2 Книга эта представляет большую библиографическую редкость. Мы не
нашли ее ни в одной библиотеке Москьы и говорим о ней только по беглым пересказам ее содержания в разных источниках.
4 Гигиена и санитария, № 9
49
(Киевская старина, 1895, июль—август, отд. I, стр. 54). Когда А. А. Шпир умирал, жена просила его послать за священником, чтобы исполнить обряд христианский (исповедываться в своих грехах и пр. — В. И.), но А. А. Шпир ответил: «Не надо! Нет бога, нет правды, нет правосудия!». С этими словами А. А. Шпир и умер.
ЛИТЕРАТУРА Об И. В. Вельцине (1767—1829)
Большая энциклопедия, том IV, стр. 602—602, СПБ, изд. т-ва «Просвещение».— Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, 2-е изд., т. I, стр. 120—120, Пгр., 1915. — Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т. X, стр. 8—8, СПБ. — Recke J. Fr. u. Napier-ïky К. Ed., Allgemeines Schriftsteller und Gelehrter Lexicon der Provinzen Livland, Estland und Kurland, Bd. IV, Miatu, 1832, S. 488.
Об И. И. Энегольме (1760—1838)
Малтынский Г. М., О монографии И. Энегольма об ипохондрии, вышедшей в 1815 г., Невропатология и психиатрия, 1951, № 3, стр. 60. — Никитин А., Краткий обзор состояния медицины в России в царствование императрицы Екатерины II, стр. 69—71, СПБ, 1855. — Прозоров Г., Материалы для истории С.-Петербургской медико-XHpypiической академии, стр. 28, 82, 144, 170. 171, 183, 231, 237—240 и 287, СПБ, 1850. — Русский биографический словарь, т. 24, стр. 263—264, СПБ, 1912. — Чисто-в и ч Я. А., История первых медицинских школ в России, стр. CCCLV—CCCLVI, СПБ, 1883.
Об А. А. Шпире (ок. 1770—1852)
Арсеньев И. А., Слово живое о неживых (Из моих воспоминаний), Истори-ческий вестник, 1887, т. 27, № 3, стр. 561—562. — В е н г е р о в С. А., Источники словаря русских писателей, т. I, сгр. 532—532, СПБ, 1900. — Венгеров С. А., Критико-биографкческий словарь русских писателей и ученых, т. 5, стр. 230—231, СПБ, 1897. — Геннади Г., Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, т. I, стр. 140—141, Берлин, 1876, — Зейдлиц К., Вельцин И. Ю., в кн.: Энциклопедический лексикон Плюшера, т. 9, стр. 333—334, СПБ, 1837. — Лахтин М. Ю., Краткий биографический словарь знаменитых врачей всех времен, стр. 20, СПБ, 1902. — Настольный словарь для справок по всем отраслям знания, под ред. Ф. Го л л я, т. I стр. 435—435, СПБ, 1863. — Никитин А H Коаткий обзор состояния медицины в России в царствование императрицы Екатерины II. стр. 43—44, СПБ, 1855.— Попов M. М., Доктор Шпир, Русская старина, 1896, № 6, стр. 597—598. — П у л е в и ч Н. А., Воспоминания об Африкане Александровиче'Шпире, философе, уроженце Херсонской губернии, Киевская старина, 1895, том L, июль—август, отд. 1, стр. 50—66. — Р у с с к и й биографический словарь, под ред. А. А. Половцева, СПБ, 1911, т. 23, стр. 378—379. — Р у с с к и й энциклопедический словарь, изд. проф. И. Н. Березиным, т V, стр. 93—93, СПБ, 1875. — Словарь русских светских писателей, т. I, стр. 71—71, М., 1845.— Чисто вич Я. А., История первых медицинских школ в России, стр. CXVIII, СПБ, 1883. — Ш п н D А. А., Очерки критической философии, пер. с франц., Н. А. Бракер, М., 1901. — S р i г A., Nouvelles esquises de philosophie critique, Paris, 1899. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т. I, доп., стр. 393—393, СПБ, 1905. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 39А, полутом 78, 1903, СПБ, стр. 837 (Несколько слов об Ллександре Александровиче Шпире в биографии его сына Африкана Александровича Шпира). — Я з ы к о в Д., Медицина без лекарств. Русский архив, 1917, кн. 2—3, стр. 73—74. — С а 1 i s е п А. С P., Medicinisches Schriftsteller Lexicon, Bd. XXI, Copenhagen, 1835, S. 3.
Поступила 26/V 1954 г.
★ ★ *