КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
А. А. Никонова
Матвеев В. Ю. Эрмитаж «всемирный», или планета Эрмитаж. Выставочная деятельность музея за рубежом и произведения из зарубежных собраний на выставках в Государственном Эрмитаже: Научно-справочное издание. СПб.: Славия, 2012. 540 с., 22 ил. ШВМ 9785-9501-0237-0
Далеко не каждый музей России может представить на суд читателя итоги музееведческих научных исследований. Чаще всего издаются каталоги к выставкам, реже - полные каталоги коллекций, сборники научных статей, посвященные реставрационным исследованиям. Еще реже публикуются подробные исследования по атрибуции предметов коллекций или результаты научных исследований по проблемам хранения, учета или экспозиционно-выставочной деятельности. Заметным исключением из сложившейся практики является издание итогов выставочной деятельности Государственного Эрмитажа за период с конца XIX - до начала XXI вв., подготовленное заместителем директора по выставкам и развитию музея, к. иск. Владимиром Юрьевичем Матвеевым. Издание состоит из двух книг: Эрмитаж «провинциальный» или империя Эрмитаж. Выставочная деятельность музея в регионах СССР и Российской Федерации (СПб.: Славия, 2011. 336 с.) и Эрмитаж «всемирный», или планета Эрмитаж. Выставочная деятельность музея за рубежом и произведения из зарубежных собраний, на выставках в Государственном Эрмитаже: Научносправочное издание (СПб.: Славия, 2012. 540 с., 22 ил.). Оба издания подготовлены к 250-летию Государственного Эрмитажа. Они различаются по своей структуре и по глубине теоретического осмысления материала. Монография, посвященная выставочной деятельности в СССР и Российской Федерации, требует более подробного анализа и вызывает много вопросов. Вторая книга представляется нам более целостным изданием и справедливо аннотирована как научно-справочное издание.
Источниковедческий подход к выставочной деятельности очень важен для развития музеологии и, особенно, для художественных музеев, ибо этот вид экспозиционной деятельности в настоящее время доминирует. Кроме того от выставочной деятельности (от подготовки до закрытия) в печатном виде (кроме каталогов и отзывов в СМИ) остается крайне мало профессиональных аналитических материалов. Первые 5 глав издания посвящены краткому анализу истории выставочной деятельности Эрмитажа за рубежом. Главы 6 и 7 представляют сводный список выставочных проектов. Издание дополнено приложением, в которое вошли международные нормативные документы, выступления и статьи директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского, библиографический указатель выпущенных каталогов выставок в эрмитажных центрах, каталогов выставок с зарубежным участием, международные проекты Молодежного центра, международные выставки и проекты Изостудии Школьного центра. Последними в Приложении представлены диа-
граммы, наглядно отражающие различные стороны международной выставочной деятельности музея.
Для любого направления деятельности музея наличие полных справочных изданий является первой ступенью на пути к теоретическому изучению своей деятельности и выявлению ее сильных и слабых сторон. Следующий уровень должен быть связан с детальным анализом содержательных характеристик и особенностей выставочной деятельности музея в сравнении с экспозиционной. Поэтому хотелось бы увидеть в издании более подробный анализ источников исследования, особенно материалов Научного архива (Отдела рукописей и документального фонда), например, анализ «Отчетов об экспозиционной, научной, научно-просветительской, учетно-хранительской и реставрационной работе Гос. Эрмитажа» (последний датирован 1994 г.). Сама последовательность видов деятельности, перечисленных в названии «Отчетов», может стать поводом для интересных размышлений, особенно если учесть концепцию А. Ф. Котса о приоритете экспозиционной деятельности в музее. Отсутствие в списке архивных документов Концепций выставок вызывает вопросы. Или эти документы не были учтены автором, или их нет в архиве? Трудно понять из библиографического списка, какие документы содержатся, например, в «Материалах к выставке ... » или «Документах о выставках в Эрмитаже ... ». Слабая научная изученность архивных документов отразилась и в том, что основу первой главы составил анализ периодических изданий музея, статей и монографий исследователей, а не документальный фонд. Конечно, для любого справочного издания его полнота является условным понятием, оно всегда будет требовать дальнейшего пополнения. Однако любое издание такого вида о музейной деятельности вызывает одобрение у профессионального сообщества.
Для исследователей и студентов-музеологов особо полезен первый и второй параграфы второй главы, в которых даны документы о выставках за рубежом до 1940 г. с перечнем экспонатов, например, участвовавших во Всемирных выставках. Особую ценность представляет и переписка Министерства Императорского двора по вопросам участия предметов коллекции в международных выставках. Изданию явно не хватает полной публикации наиболее ценных документов из архива Эрмитажа в Приложении, что дополнительно подтвердило бы статус научного издания, снижая определенный рекламный характер тома. Краткость анализа имеющихся источников по истории международной выставочной деятельности до 1940 г. подтверждает назревшую необходимость создания специальной серии изданий архивных источников по музеологии.
Рецензируемое издание обладает, по нашему мнению, и еще одним недостатком. Каждая выставка готовилась авторским коллективом, у которого был руководитель. Имена музейных специалистов должны занять свое достойное место в истории выставочной деятельности Государственного Эрмитажа, поэтому даже списка сотрудников было бы достаточно для данного издания. Деперсонализация истории выставочной деятельности выхолащивает методические и научно-исследовательские проблемы музейной работы.
Несомненно, выигрышными и предельно наглядными являются диаграммы, представленные в Приложении. Даже относительные цифры диаграммных кривых позволяют использовать их в дальнейших исследованиях и намечают ряд исследовательских проблем. Так, например, выставочная активность музея имеет несколько циклов, причины которых раскрывают не только историю самого музея, но и историю страны и музейной деятельности.
Подводя итоги этой небольшой рецензии, необходимо отметить масштабность самой идеи издания, определившей хронологию, источниковедческую полноту и современный взгляд на раскрытие выбранной темы. Научно-справочное издание В. Ю. Матвеева должно стать хорошим примером для многих музеев России и будет востребовано не только музейными специалистами, но и историками, искусствоведами, культурологами.
Информация о статье
Автор: Никонова Антонина Александровна - канд. филос. наук, доцент, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет, [email protected]
Заглавие: Матвеев В. Ю. Эрмитаж «всемирный», или планета Эрмитаж. Выставочная деятельность музея за рубежом и произведения из зарубежных собраний на выставках в Государственном Эрмитаже: Научно-справочное издание. СПб.: Славия, 2012. 540 с., 22 ил. ISBN 978-5-9501-0237-0 Абстракт: Работа представляет собой рецензию на научно-справочное издание В. Ю. Матвеева «Эрмитаж «всемирный», или планета Эрмитаж. Выставочная деятельность музея за рубежом и произведения из зарубежных собраний на выставках в Государственном Эрмитаже». В ней анализируется структура издания, определяются особенности используемых источников, отмечается уникальность и масштабность издания.
Ключевые слова: Государственный Эрмитаж, музей, музейное дело, экспозиция.
Information on article
Author: Nikonova Antonina Alexandrovna - Candidate of Science in Philosophy, Associate Professor, Russia, Saint-Petersburg State University, [email protected]
Title: Vladimir Matveyev. The Hermitage across the World, or the Hermitage Planet. The Museum’s Exhibition Activity Abroad and Works from Foreign Collections in Exhibitions at the State Hermitage Museum. Research and reference edition. St. Petersburg: Slaviya, 2012, 540 p. ISBN 978-5-9501-0237-0 Abstract: The article is a review to the following research and reference edition: Vladimir Matveyev. The Hermitage across the World, or the Hermitage Planet. The Museum’s Exhibition Activity Abroad and Works from Foreign Collections in Exhibitions at the State Hermitage Museum. In the review the structure of the edition is examined, the features of the sources used in the work are determined, the uniqueness and significance of the work is noted.
Key words: The State Hermitage, museum, museum work, exhibition.